ПЕДАГОГИКА
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА: СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУР И ПРОЦЕССОВ
Остапенко Андрей Александрович, д-р пед. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Тел: (861) 219-95-01
E-mail: ost101@mail.ru
Аннотация. На основе теории функциональных систем осуществлена попытка выявить системные соотношения между структурными и функциональными (процессуальными) компонентами образовательных систем и непротиворечиво определить и сопоставить основные понятия и определения, на которых выстраивается теория образовательных систем и процессов.
Ключевые слова: образовательная система, образовательный процесс, образовательное действие, образовательная деятельность, функциональная система, форма организации, способ организации, структурные компоненты, функциональные компоненты.
EDUCATION AS A FUNCTIONAL SYSTEM: CORRELATION OF STRUCTURES AND PROCESSES
Ostapenko Andrej Aleksandrovich, Dr. of Ped. Sci., Prof., Kuban State university. Russia.
Keywords: educational system, educational process, educational influence, educational operations, functional system, form of organization, method of organization, structural components, functional components.
Based on the theory of functional systems, the work makes an attempt to determine the system relations between structural and functional (process) components of educational systems, determine and describe the main concepts and definitions which the theory of educational systems and processes is based on without contradictions.
СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ
Газизова Альфия Ильдусовна, д-р пед. наук, профессор кафедры иностранных языков, филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Набережные Челны: Россия, 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, просп. Сююмбике, 10а.
Тел: (855-2) 58-88-94
E-mail: Alfgazva@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам активизации международного сотрудничества вузов, интернационализации образования и расширения академической мобильности в контексте изучения зарубежного опыта. Рассматриваются направления сотрудничества турецких вузов с европейскими и американскими партнерами (расширение академической мобильности, развитие совместных программ, расширение связи «наука – образование – производство»), представляющие интерес для отечественной высшей школы.
Ключевые слова: высшая школа, зарубежный опыт, международное сотрудничество, мобильность, совместные программы.
COOPERATION OF UNIVERSITIES ON THE WAY TO INTEGRATION INTO WORLD EDUCATION SYSTEM
Gazizova Alfija Ildusovna, Dr. of Ped. Sci., Prof. of Foreign languages department, Naberezhnye Chelny branch of Kazan (Volga) federal university. Russia.
Keywords: higher education, foreign experience, international cooperation, mobility, joint programs.
The work is devoted to the issues of activating the international cooperation of universities, internationalization of education and increase of academic mobility in the context of studying foreign experience. It examines the directions of the cooperation of Turkish universities with their European and American partners (increase of academic mobility, development of joint programs and the science – education – production connection), which are of interest for Russian higher education.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Фаизова Виктория Борисовна, ассистент кафедры педагогики, аспирант, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова»: Россия, 432700, г. Ульяновск, пл. им. 100-летия со дня рождения Ленина, 4.
Тел: (842-2) 44-30-66
E-mail: aspirantka2012@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается отношение студенческой молодежи к статусу семьи и здоровью. В современном образовании проблема укрепления семьи, возрождения ее ценностей и традиций является актуальной. Автором предпринята попытка выявить и обосновать педагогические условия, влияющие на эффективное формирование брачно-семейных ценностей обучающихся.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение.
ON THE PROBLEM OF FORMING VALUES AND VALUE ORIENTATIONS IN STUDENTS
Faizova Viktorija Borisovna, assistant of Pedagogics department, postgraduate student, Uljanovs State pedagogic university named after I. N. Uljanov. Russia.
Keywords: values, value orientations, value self-determination.
The article studies the attitude of student youth to the status of family and health. In modern education, the problem of strengthening the gamily, restoring its values and traditions is a topical matter. The author makes an attempt to uncover and substantiate the pedagogic conditions which have an effective influence on the formation of marital-family values in students.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: К ВОПРОСУ О СМЫСЛАХ
Демакова Ирина Дмитриевна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, вице-президент Российского общества Януша Корчака, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»: Россия, 125212, г. Москва, Головинское шоссе, 8, корп. 2а.
Тел: (495) 459-19-81
E-mail: academy@apkpro.ru
Аннотация. В статье рассмотрены различные типы определений понятия «смысл» с разных точек зрения. Выявляется субъективная природа «смысла». Приведена классификация смыслов воспитательной деятельности. Выявляются условия их реализации.
Ключевые слова: смысл, воспитательная деятельность, педагогика, экология детства, культура детства, субкультура детства.
DEVELOPMENTAL ACTIVITY OF AN EDUCATOR: ON THE ISSUE OF MEANINGS
Demakova Irina Dmitrijevna, Dr. of Ped. Sci., Prof., head of Pedagogics and psychology department, vice-president of Russian society of Yanush Korchak, Academy of re-training and professional development of educators. Russia.
Keywords: meaning, developmental activity, pedagogics, ecology of childhood, culture of childhood, sub-culture of childhood.
The article studies various types of defining the concept of “meaning” from different points of view. It uncovers the subjective nature of “meaning” and classifies the meanings of developmental activity, determining the conditions for their realization.
ПСИХОЛОГИЯ
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Макарова Елена Николаевна, аспирант кафедры психологии развития и акмеологии, ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»: Россия, 362003, Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ, ул. Карла Маркса, 36.
Тел: (867-2) 75-15-36
E-mail: vladmarlen@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается аутопсихологическая компетентность как необходимый компонент акмеологической компетентности педагога. Под аутопсихологической компетентностью понимается углубленное познание себя как личности. В настоящее время ФГОС НОО предъявляет весьма высокие требования к профессионалам, что ставит задачу кардинальной трансформации смысловой, когнитивной, поведенческой, эмоциональной направленностей развития личности педагога. Для эффективного развития аутопсихологической компетентности необходим системный подход в разработке и применении акмеологических стратегий развития, направленных на конструктивное целеполагание себя в обществе, на саморазвитие и движение к «акме». В ходе познания себя как личности происходит преобразование деятельности педагога для решения профессиональных задач. Самопреобразование педагогической деятельности непосредственно связано с построением определенных акмеологических стратегий, выстраиваемых в строгом иерархическом порядке, что позволяет достичь максимального развития «акме» педагога.
Ключевые слова: акмеология, аутопсихологическая компетентность, рефлексия деятельности, личность педагога, планирование, стратегии развития.
AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF THE ACMEOLOGICAL COMPETENCE OF AN EDUCATOR
Makarova Elena Nikolaevna, postgraduate student of Psichology of development and acmeology deparment, North Ossetija State pedagogoc institute. Russia.
Keywords: acmeology, autopsychological competence, reflection of activity, personality of an educator, planning, development strategies.
The article studies autopsychological competence as the necessary component of the acmeological competence of an educator. Autopsychological competence involves the in-depth knowledge of oneself as a personality. These days, FSES pose significant requirements towards the personality of a professional educator. This sets the problem of cardinal transformation of the essential, cognitive, behavioral, emotional direction of an educator’s personality development. In order to efficiently develop the autopsychological competence of an educator, it is necessary to use systemic approach in the development and application of acmeological developments strategies aimed at constructive goalsetting of oneself in society, self-development and movement towards “acme”. In the course of studying oneself as a personality the activity of an educator is self-transformed for the purpose of solving professional problems. The self-transformation of pedagogic activity is directly connected with the creation of certain acmeological strategies designed in a strict hierarchical order, which makes it possible to achieve the maximum development of an educator’s “acme”.
ФИЛОЛОГИЯ
«РИМ» Н. В. ГОГОЛЯ: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (ШТРИХИ К ТЕМЕ)
Манн Юрий Владимирович, д-р филол. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»: Россия, 125993, г. Москва, Миусская пл., 6
Тел: (495) 250-61-18
E-mail: reklama@rggu.ru
Аннотация. Давно признано, что повесть Гоголя «Рим» заключает в себе глубокое содержание – концептуальное (понимание любви, женской красоты, искусства и, в частности, поэзии) и стилистическое (характерология, обрисовка персонажей, ведение действия, роль ударных эпизодов, в частности, представление варианта так называемой «немой сцены»). Содействовать пониманию этого содержания – задача предлагаемой статьи.
Ключевые слова: романтизм, символ, жанр, город как художественный образ, «Немая сцена».
N. V. GOGOL’S “ROME”: CREATIVE HISTORY (TOUCHES ON THE TOPIC)
Mann Yurij Vladimirovich, Dr. of Phil. Sci., Prof., Russian State humanities university. Russia.
Keywords: romanticism, symbol, genre, city as an artistic image, “Silent scene”.
It is generally accepted that Gogol’s novel “Rome” has a deep content – conceptual (understanding of love, female beauty, art and poetry in particular) and stylistic (characterology, description of characters and action, role of emphasized episodes, in particular the representation if a variant of the so-called “silent scene”). The aim of the article is to aid the understanding of this content.