НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 1-2015

Полнотекстовая версия журнала

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

 

Нигматуллина Ирина Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

 

Тел: (843) 291-13-10

E-mail: irinigma@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальная проблема разработки и внедрения современных комплексных нейропсихологических и нейролингвистических методик, которые помогут раскрыть структуру механизма и ведущее ядро речевого дефекта.

 

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, нейропсихологические методы, нарушения чтения и письма.

 

NEUROPSYCHOLOGICAL CORRECTION FOR THE PREVENTION OF READING AND WRITING DISORDERS

 

Nigmatullina Irina Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of the department of special and correctional pedagogics, Kazan (Volga) federal university. Russia.

 

Keywords: neuropsychological correction, neuro-psychological methods, reading and writing disorders.

 

The article deals with the topical problem of developing and introducing modern complex neuropsychological and neurolinguistic methods which help to uncover the structure of the mechanism and the leading core of a speech defect.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Авдеева Мария Юрьевна, аспирант кафедры коммерции и бизнес-информатики, ассистент кафедры электроэнергетики, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106.

Кочергин Сергей Валерьевич, канд. техн. наук, доцент кафедры электроэнергетики, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106.

Блюм Марина Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой коммерции и бизнес-информатики, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106.

 

Тел: (475-2) 63-10-19

E-mail: maria-hoch92@mail.ru

 

Аннотация. В предлагаемой статье анализируется роль профессиональной ориентации молодежи в системе образования. Также рассматривается подход обучения детей вопросам энергосбережения в летнем оздоровительном лагере. Особое внимание обращается на необходимость привлечения всевозможных методов обучения. Кроме того, авторами выделены преимущества использования интерактивной формы обучения по сравнению с другими традиционными методами. Главное достоинство ролевой игры – хорошая усвояемость знаний детьми.

 

Ключевые слова: профориентация, непрерывное образование, ролевая игра, вопросы энергосбережения, интерактивная форма обучения, игра для детей.

 

PROFESSIONAL ORIENTATION OF СНILDREN IN THE CONDITIONS OF ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Avdeeva Maria Yurievna, postgraduate student of Commerce and business informatics departament, assistant lecturer of Electric power engineering department, Tambov State technical university. Russia.

Kochergin Sergey Valerjevich, Cand. Of Tech. Sci., Ass. Prof. of Electric power engineering department, Tambov State technical university. Russia.

Bljum Marina Anatoljevna, Cand. Of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Commerce and business informatics department, Tambov State technical university. Russia.

 

Keywords: professional orientation, continuous education, role play, energy saving issues, interactive form of education, game for children.

 

The article analyzes the role of professional orientation of youth in the system of education. It also studies the approach to teaching children energy saving in a summer health camp. Special attention is given to the necessity of attracting all the possible means of education. In addition, we single out the advantages of using the interactive form of education in comparison to other traditional methods. The main advantage of a role play is the high level of knowledge mastering.

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

 

Стебеняева Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, гл. специалист, АНО ДПО «Институт стандартов международного учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Баранов Евгений Федорович, канд. техн. наук, ст. преподаватель, АНО ДПО «Институт стандартов международного учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Худолей Галина Серафимовна, канд. экон. наук, гл. специалист, АНО ДПО «Институт стандартов международного учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

 

Тел.: (499) 143-03-88

E-mail: perl77717@rambler.ru

 

Аннотация. В статье обобщены требования, предъявляемые к современным технологиям контроля уровня знаний обучаемых в информационных средах. Представлены результаты сравнения функциональных возможностей наиболее известных из них. Сделан вывод о том, что ни одна из рассмотренных информационных технологий не обладает полным набором функциональных возможностей для контроля уровня знаний обучаемых.

 

Ключевые слова: мониторинг, качество обучения, оценка знаний, система тестирования, информационные среды, инновационные технологии, сравнение функциональных возможностей.

 

INNOVATION TECHNOLOGIES AND FORMS OF STUDENT KNOWLEDGE LEVEL MONITORING

 

Stebenyaeva Tatiana Viktorovna, Cand. of Econ. Sci., main specialist, Institute of international accounting and management standards. Russia.

Baranov Eugenii Fedorovich, Cand. Of Tech. Sci., senior lecturer, Institute of international accounting and management standards. Russia.

Khudoley Galina Serafimovna, Cand. Of Econ. Sci., main specialist, Institute of international accounting and management standards. Russia.

 

Keywords: monitoring, quality of teaching, knowledge assessment, testing system, information environments, innovation technologies, comparison of functional capabilities.

 

The article summarizes the requirements for modern technologies of student knowledge level monitoring in the information environments. The comparison of the functional capabilities of the more well-known ones is given. A conclusion is reached that none of the informational technologies examined has the full set of functional capabilities for the monitoring of student knowledge levels.

 

 

СОХРАНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

 

Игнатьева Светлана Геннадьевна, канд. пед. наук, зав. кафедрой и лабораторией методики начального образования, БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии: Россия, 428001, Чувашская Республика, г. Чебоксары, просп. М. Горького, 5.

 

Тел: (835-2) 58-45-22

E-mail: ignateva-s@mail.ru

 

Аннотация. Статья вносит вклад в решение проблемы сохранения здоровья детей в системе предшкольной подготовки и начального образования. В ней дано обоснование педагогических условий эффективности внедрения комплексной программы здоровьесбережения детей в системе предшкольной подготовки и начального образования. Эффективность процесса здоровьесбережения в преемственности предшкольного и младшего школьного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: созданием здоровьесберегающей среды (школьной и внешкольной), мотивирующей детей к здоровому образу жизни; внедрением в образовательный процесс предшкольной подготовки и начальной школы программно-методического комплекса «Здоровьесбережение детей в системе предшкольной подготовки и начального образования»; применением оздоровительных средств, используемых в школьном реабилитационном центре и на занятиях специальных групп здоровья, в целостном учебно-воспитательном процессе, его медико-психологическим сопровождением; социальным взаимодействием родителей, учителей, медицинских работников, психологов на консультативно-просветительной основе; регулярным проведением мониторинга здоровья школьников. Данные в статье педагогические условия могут быть использованы в работе с детьми групп предшкольной подготовки и в учебно-воспитательном процессе с учащимися начальных клас- сов общеобразовательной школы, в системе повышения квалификации работников дошколь-ных образовательных учреждений и учителей начальных классов, а также при создании учителями методических разработок по проблеме здоровьесбережения детей.

 

Ключевые слова: образовательный стандарт, здоровьесбережение, предшкольный и началь- ный школьный периоды, педагогические условия.

 

HEALTH PRESERVATION IN THE SYSTEM OF PRE-SCHOOL PREPARATION AND PRIMARY EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF FSES REQUIREMENTS

 

Ignatjeva Svetlana Gennadjevna, Cand. of Ped. Sci., head of the department and laboratory of a technique of primary education, Chuvash republican institute of education of the Ministry of education of Chuvashia. Russia.

 

Keywords: education standard, health protection, pre-school and primary school ages, pedagogial conditions.

 

The article contributes to solving the problem of preserving the health of children in the system of pre-school preparation and primary education. It substantiates the pedagogic conditions of the effectiveness of introducing a complex program of children’s health preservation into the system of pre-school preparation and primary education. The effectiveness of the process of health preservation in the continuity of pre-school and primary school education is ensured by the realization of the following pedagogic conditions: the creation of a health preservation environment (in and out of school), which motivates children to lead a healthy lifestyle; the introduction of the program-methodological complex “Health preservation of children in the system of pre-school preparation and primary education” into the educational process of pre-school preparation and primary school; the usage of health-raising methods in school rehabilitation center and in special health groups as an integral component of educational process and the presence of its medical-psychological support; the social interaction between parents, teachers, medical workers and psychologists on a consulting-educational basis; the regular monitoring of the health of school pupils. The pedagogic conditions presented in the article can be used in working with pre-school groups and primary school pupils, in the system of the professional development of the employees of pre-school educational institutions and primary school teachers, as well as in the methodological research aimed at the health preservation of children.

 

 

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Ларин Сергей Николаевич, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН»: Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский просп., 47.

Малков Устав Херманович, канд. физ.-мат. наук, вед. научный сотрудник, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН»: Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский просп., 47.

Герасимова Людмила Ивановна, вед. инженер, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН»: Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский просп., 47.

 

Тел.: (499) 129-10-11

E-mail: sergey77707@rambler.ru

 

Аннотация. В статье авторами представлен подход к оценке качества электронных образовательных ресурсов. Для этого были использованы сформированная в соответствии с требованиями ГОСТ система показателей, интегральный показатель качества, метод анализа иерархий Т. Л. Саати и четырехуровневая модель оценки качества разработки электронных образовательных ресурсов.

 

Ключевые слова: реформирование системы образования, информатизация, инновационные педагогические технологии, электронные образовательные ресурсы, экспертная оценка качества, система показателей, инструментарий.

 

MULTIOBJECIVE INDEX SYSTEM AND INSTRUMENTS FOR EXPERT ASSESSMENT OF QUALITY OF ELECTRONIC LEARNING RESOURCES

 

Larin Sergey Nikolaevich, Cand. of Tech. Sci., senior researcher, Central economics and mathematics institute RAS. Russia.

Malkov Ustav Hermanovich, Cand. Of Phys.-Math. Sci., leading researcher, Central economics and mathematics institute RAS. Russia.

Gerasimova Lyudmila Ivanovna, leading engineer, Central economics and mathematics institute RAS. Russia.

 

Keywords: education system reform, computerization, innovative education technologies, electronic learning resources, expert assessment of quality, index system, instruments.

 

The article offers an approach to the assessment of quality of electronic learning resources. It employs an index system designed in accordance with the GOST requirements, the integral performance index, the T. L. Saaty hierarchy analysis method, and the four-level model for the assessment of quality of the development of electronic learning resources.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТОВ НАСИЛЬСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ В МУЛЬТФИЛЬМАХ НА АГРЕССИВНОСТЬ И АТРИБУЦИЮ ВРАЖДЕБНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ДЕТСТВА

 

Довнар Анастасия Евгеньевна, преподаватель кафедры психологии, Белорусский государственный университет: Республика Беларусь, 220030, г. Минск, просп. Независимости, 4.

 

Тел.: (375-29) 637-22-54

Е-mail: an.dovnar@gmail.com

 

Аннотация. Обсуждается проблема влияния сцен насилия в мультфильмах на агрессивность и атрибуцию враждебности. Излагаются результаты эмпирического исследования, в результате которого была выявлена связь между просмотром насильственного сюжета в мультфильме и агрессивностью и атрибуцией враждебности школьников в период среднего детства.

 

Ключевые слова: атрибуция враждебности, агрессивность, насилие в мультфильмах, моделирование, катарсис.

 

INFLUENCE OF VIOLENT CARTOON PLOTS ON AGRESSIVENESS AND ATTRIBUTION OF CHILD HOSTILITY IN MIDDLE CHILDHOOD PERIOD

 

Dovnar Anastasija Jevgenjevna, lecturer of Psychology department, Belarus State university, Republic of Belarus.

 

Keywords: attribution of hostility, aggressiveness, violence in cartoons, modeling, catharsis.

 

The work discusses the problem of the influence of violent cartoon scenes on agressiveness and attribution of hostility. It describes the outcome of an empiric study which resulted in determining the connection between watching a violent cartoon scene and aggressiveness and attribution of hostility in school pupils in the middle childhood period.