НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 10-2014

 

РЕКЛАМА В ЗЕРКАЛЕ КОГНИТИВНОЙЛИНГВИСТИКИ

 

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49.

 

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: vadim.gaidarenko@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются способы создания смысловой связности (когерентности) в рекламных сообщениях англоязычных СМИ. Особое внимание уделяется рассмотрению отображения категории «время» в текстах, а также способам усиления выразительности рекламных посланий.

 

Ключевые слова: время, когерентность, реклама, персуазивный дискурс, категории базового уровня.

 

ADVERTIZING IN THE MIRROR OF COGNITIVE LINGUISTICS

 

Gaydarenko Vadim Anatolievich, Cand. of Phil. Sci., Financial unviersity of the Government of the Russian Federation. Russia.

 

Keywords: time, coherence, advertizing, persuasive discourse, basic level categories.

 

The article examines the ways of creating semantic coherence in the advertising messages of English language mass-media. Special attention is paid to the study of “time”: category representation in texts, as well as the means of raising the expressiveness of advertizing messages.

 

 

СУБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯЧИТАТЕЛЕМ АВТОРСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

Комаров Александр Сергеевич, канд. филол. наук, доцент, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп, 49.

 

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: komarov59@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена процессу общения автора художественного произведения и его читателя. В ней раскрывается активная роль читателя в процессе виртуального общения с автором и констатируется, что успешность процесса взаимодействия этих двух субъектов во многом зависит от способности читателя субъективизировать авторское высказывание в рамках его тематического, эмоционального или психологического пространства. В статье описывается процесс субъективизации восприятия читателем авторского высказывания и его механизм. В статье утверждается, что процесс художественного общения успешно реализуется в том случае, когда читателю удается субъективизировать свое восприятие авторского высказывания, и в результате личностное пространство читателя пересекается с одним из описываемых в статье пространств авторского высказывания.

 

Ключевые слова: художественное произведение, пространство авторского высказывания, художественное общение, процесс субъективизации, читательское восприятие.

 

SUBJECTIVATION OF THE READER’S PERCEPTION OF AUTHOR’S UTTERANCE

 

Komarov Aleksandr Sergeevich, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof., Financial university of the Government of the Russian Federation. Russia.

 

Keywords: artistic work, space of author’s utterance, subjectivation process, reader’s perception.

 

The work is devoted to the process of communication between the author of an artistic text and their reader. It uncovers the active role of the reader in the process of virtual communication with the author and states that the success of the process of interaction between these two subjects is largely dependent on the reader’s ability to subjectify the author’s utterance within the framework of their thematic, emotional or psychological space. The article describes the process of subjectivation of reader’s perception of author’s utterance and its mechanism and argues that the process of artistic communication is sucessful when the reader manages to subjectify their perception of the author’s utterance, which results in the reader’s personal space intersecting with one of the spaces of author’s utterance describes in he article.

 

 

ПОВТОРЫ В АССОЦИАТИВНОМ ВОСПРИЯТИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Пахолок Зинаида Александровна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Филология и методика начального обучения», Педагогический институт Восточноевропейского национального университета им. ЛесиУкраинки: Украина, 43025, г. Луцк, ул. Винниченко, 30.

 

Тел. (068) 232-72-60

E-mail.: pedagog_lutsk@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается феномен повторов в языковом восприятии современных носителей русского языка, зафиксированный Русским ассоциативным словарем. Определяются виды повторов и их значение в сознании реципиентов.

 

Ключевые слова: повторы, ассоциативный эксперимент, слова-стимулы, слова-ассоциаты, языковое сознание реципиента.

 

REPEATS IN ASSOCIATED PERCEPTION OF RUSSIAN NATIVE SPEAKERS

 

Pakholok Zinaida Aleksandrovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Philology and primary education methods” department, Teachers’ training college of Eastern European national university named after Lesya Ukrainka. Ukraine.

 

Keywords: repeats, association experiment, motivation words, associate words, linguistic consciousness of recipient.

 

The article deals with the phenomenon of repeats in associated perception of Russian native speakers nowadays, which is documented in Russian association dictionary. It defines the types of repeats and their meaning in recipients’ consciousness.

 

 

МИР И ГЕРОЙ В ЭПИСТОЛЯРНОЙ ТРАДИЦИИ ПЕРЕХОДНОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ ПОСЛАНИЙ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА)

 

Шунков Александр Викторович, канд. филол. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»: Россия, 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17.

 

Тел.: (384-2) 73-28-08

E-mail: alexandr_shunkov@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается эволюция эпистолярного жанра в рамках процессов, происходивших в русской литературе переходного периода (вторая половина XVII века). Предметом анализа являются послания царя Алексея Михайловича, на примере которых возможно проследить динамику изображения в русской литературной традиции образа человека и окружающего его мира. Статья уточняет и расширяет представление о масштабах художественных преобразований в русской литературе переходного времени.

 

Ключевые слова: русская литература второй половины XVII века, литературное творчество царя Алексея Михайловича, эпистолярный жанр.

 

THE WORLD AND THE PERSON IN EPISTOLARY TRADITION OF TRANSITION PERIOD (ON THE MATERIAL OF TSAR ALEXEY MIKHAYLOVICH’S MESSAGES)

 

Shunkov Alexandr Viktorovich, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof., Kemerovo state University of culture and arts. Russia.

 

Keywords: Russian literature of the second half of the XVII century, writing of Tsar Alexey Mikhailovich, epistolary genre.

 

The article considers an evolution of epistolary genre in Russian literature of transition period (the second half of the XVII century). Tsar Alexey Mikhailovich’s messages are the subject of the analysis. The messages are the examples of the person’s image dynamics and the surrounding world in Russian literary tradition. The article specifies and expands idea of various and important art transformations in Russian literature of transition time.

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРОГРЕССА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДА

 

Балакина Наталья Александровна, преподаватель языкового центра "World", аспирант, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»: Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129.

 

Тел.: (351) 799-71-01

E-mail: chaika_06@inbox.ru

 

Аннотация. Исследование эволюции идеи прогресса, изложенное в данной статье, включает в себя как выявление и рассмотрение факторов, оказавших влияние на ее становление, так и анализ того влияния, которое оказал данный концепт на формирование модели отношений «Восток – Запад».

 

Ключевые слова: Восток, Запад, прогресс, социальное поле, традиция, утопия.

 

DEVELOPMENT OF THE IDEA OF PROGRESS IN THE SOCIAL-POLITICAL THOUGHT OF THE WEST

 

Balakina Natalia Aleksandrovna, lecturer of “World” language center, postgraduate student, Chelyabinsk State university. Russia.

 

Keywords: West, East, progress, social field, tradition, utopia.

 

The study of the evolution of the idea of progress presented in this article includes the determination and examination of factors which influenced its formation, as well as the analysis of the influence that this concept had on the development of West – East relationship model.