НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 9-2014

Полнотекстовая версия журнала

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

 

Кузнецова Инна Викторовна, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и логистики, Институт развития бизнеса и стратегий ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 410054,г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

Хачатрян Гаянэ Альбертовна, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и логистики, Институт развития бизнеса и стратегий ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 410028,г. Саратов, ул. М. Горького, 9.

 

Тел.: (927) 279-94-65

E-mail: iwkuznetsowa@yandex.ru

 

Аннотация. В настоящее время стремительный процесс информатизации высшей школы на основе современной компьютерной техники и средств телекоммуникаций открывает в образовании путь электронным учебным изданиям и электронным презентациям, что имеет ряд неоспоримых преимуществ в повышении эффективности учебного процесса.

 

Ключевые слова: эффективная организация учебного процесса, повышение качества образования, электронная презентация, электронное учебное издание.

 

EFFICIENT MEANS OF ORGANIZING EDUCATIONAL PROCESS AND INCREASING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

 

Kuznetsova Inna Viktorovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of “Management and logistics” department, Institute of the development of business and strategies of Saratov State technical university named after Y. A. Gagarin. Russia.

Khachatryan Gayane Albertovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of “Management and logistics” department, Institute of the development of business and strategies of Saratov State technical university named after Y. A. Gagarin. Russia.

 

Keywords: efficient organization of educational process, increasing the quality of education, electronic presentation, electronic course book.

 

These days, the rapid process of informatization of higher education based on modern computer echnology and means of telecommunications paves the way for electronic course books and presentations. This brings about certain undoubtable advantages for increasing the efficiency of educational process.

 

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

Гавришина Ольга Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Вычислительная математика», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул Красная, 6.

 

Тел.: (384-2) 58-38-85

E-mail: olga_gav52@mail.ru

 

Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы формирования компетенций студентов при изучении методов приближенных вычислений на математическом факультете классического университета.

 

Ключевые слова: компетенции, численные методы, модернизация образования.

 

COMPETENCE APPROACH IN TEACHING THE STUDENTS OF MATHEMATICAL FACULTY

 

Gavrishina Olga Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Computational mathematics ˮ department, Kemerovo State university. Russia.

 

Keywords: competences, numerical methods, modernization of education.

 

The work examines the issues of forming the competences of students in the course of studying approximation technique at the mathematical faculty of a classical university.

 

 

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ

 

Горина Любовь Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012,г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: lvgorina@list.ru

 

Аннотация. В статье раскрываются проблемы модернизации российской системы дошкольного образования в конце XX – начале XXI веков. Данный период рассматривается как переломный в развитии концептуальных основ, стратегии и целевых ориентиров общественного дошкольного образования в России. Статья содержит анализ основных проблем разработки и внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС). Особое внимание уделяется истории вопроса, методологической и теоретической основе основных положений, условий и проблем реализации ФГОС дошкольного образования.

 

Ключевые слова: дошкольное образование, личностно ориентированный подход, качество дошкольного образования, модернизация, федеральный государственный образовательный стандарт.

 

DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL EDUCATION IN RUSSIA ON THE VERGE OF XX–XXI CENTURIES

 

Gorina Liubov Vyacheslavovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Methodology of education” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: pre-school education, personality-oriented approach, quality of preschool education, modernization, federal state education standard.

 

The article uncovers the problems of modernizing the Russian system of pre-school education at the end of the XX – beginning of the XXI century. This period is viewed as the breaking point in the development of conceptual foundations, strategy and targets of public pre-school education in Russia. The article includes the analysis of the main problems of the development and introduction of federal state standards of pre-school education (FSES). Special attention is given to the history of the matter, the methodological and theoretic foundation of the main propositions, conditions and problems of implementing FSES of pre-school education.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРЕНИНГА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ «ТВОРЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ»

 

Чернецкая Надежда Игоревна, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»: Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

 

Тел.: (902) 561-26-56

E-mail: cherna@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена оценке эффективности эксперимента, направленного на развитие творческого мышления школьников. В качестве теоретической основы программы выступает концепция творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена, трактующая творческое мышление как высший уровень мышления. В качестве средства экспериментального контроля выступали специальные «творческие задания». Доказано, что результатом эксперимента является не только непосредственный тренинговый эффект, но и повышение навыков познавательной деятельности школьника в целом.

 

Ключевые слова: творческое мышление, концепция творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена.

 

ASSESSMENT OF THE RESULTS OF TRAINING CREATIVE THINKING WITH THE HELP OF SPECIAL “CREATIVE TASKS”

 

Chernetskaya Nadezhda Igorevna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Irkutsk State university. Russia.

 

Keywords: creative thinking, concept of creative thinking of school children as an integral psychological phenomenon.

 

The article is devoted to assessing the efficiency of an experiment aimed at the development of creative thinking in school children. The theoretic foundation of the program is the concept of creative thinking of school children as an integral psychological phenomenon. This concept views creative thinking as the highest level of thinking. The work used special “creative tasks” as the means of experimental control. It has been proven that the experiment resulted not only in the training effect, but also in the increase of a school child’s cognitive skills as a whole.

 

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

 

КОНЦЕПТ «КОНТРОЛЬ» В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

 

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

 

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: vadim.gaidarenko@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается концептуальное поле с концептом «контроль». Проводится когнитивно-семантический анализ единиц, вербализующих выделенный концепт. Рассматриваются метафоры современного экономического дискурса и их расширения в текстах.

 

Ключевые слова: контроль, меры жесткой экономии, кредитное сжатие, каузация.

 

CONCEPT OF “CONTROL” IN MODERN ECONOMIC DISCOURSE

 

Gaydarenko Vadim Anatolievich, Cand. of Philol. Sci., Financial university of the Government of the RF. Russia.

 

Keywords: control, rigid economy measures, credit crunch, cauzation.

 

The article studies the conceptual field of “control” concept. It carries out the cognitive-semantic analysis of units verbalizing the concept and examines the metaphors of modern economic discourse and their extensions in texts.

 

 

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ «ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС» (НА БАЗЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ)

 

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

 

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: vadim.gaidarenko@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается концептуальное поле с концептами «время», «пространство», «риск», «кредитование». Проводится когнитивно-семантический анализ единиц, вербализующих выделенные концепты. Рассматриваются метафоры современного экономического дискурса и их расширения в текстах.

 

Ключевые слова: время, кредитование, пространство, интенсивность, риск, контроль, меры жесткой экономии, кредитное сжатие, каузация.

 

CONCEPTUAL FIELD “FINANCIAL CRISIS” (BASED ON ENGLISH AND RUSSIAN LANGUAGE MASS MEDIA)

 

Gaydarenko Vadim Anatolievich, Cand. of Philol. Sci., Financial university of the Government of the RF. Russia.

 

Keywords: time, crediting, space, intensity, risk, control, rigid economy measures, credit crunch, cauzation.

 

The article examines the conceptual field with the concepts “time”, “space”, “risk” and “crediting”. It carries out the cognitivesemantic analysis of units verbalizing the concepts and examines the metaphors of modern economic discourse and their extensions in texts.

 

 

ОБРАЗЫ ФИНАНСОВОГО МИРА (КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

 

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

 

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: vadim.gaidarenko@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются распространенные метафоры современного экономического дискурса и проводится когнитивно-семантический анализ лексем, вербализующих концепт «финансовый кризис».

 

Ключевые слова: метафора, финансовый кризис, концепт, образы, сценарий.

 

IMAGES OF FINANCIAL WORLD (COGNITIVE-SEMANTIC STUDY)

 

Gaydarenko Vadim Anatolievich, Cand. of Philol. Sci., Financial university of the Government of the RF. Russia.

 

Keywords: metaphor, financial crisis, concept, images, scenario.

 

The article examines the popular metaphors of modern economic discourse and carries out the cognitive-semantic analysis of lexemes verbalizing the concept “financial crisis”.