НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 7-2014

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

 

ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ КРУПНОГО МАСШТАБА

 

Зеленин Леонид Александрович, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»: Россия, 614990, г. Пермь – ГСП, Комсомольский просп., 29.

 

Тел.: (342) 219-80-67

Е-mail: Zelenindoz48@mail.ru

 

Аннотация. Статья рассматривает этап начальной подготовки в гребном спорте как самый трудный и сложный, но необходимый в воспитании будущих спортсменов высокого международного класса, способных защищать честь страны на самых престижных соревнованиях. Разработанная система формирования равновесия и комплекс гребных тренажеров для гребцов позволили в искусственных условиях внешней среды ограничивать нерациональные траектории гребковых движений и активно формировать технику гребли, соответствующую водной среде.

 

Ключевые слова: гребля на байдарках и каноэ, этап начальной подготовки, простая стойка каноиста, сложная стойка каноиста, «каноэ-тренажер для развития равновесия», скользящий по снегу и льду «тренажер-каноэ».

 

TRAINING HIGH-CLASS YOUNG ROWERS IN THE CONTEXT OF PREPARATION FOR LARGE-SCALE COMPETITIONS

 

Zelenin Leonid Aleksandrovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Physical culture department, Perm national research polytechnical university. Russia.

 

Keywords: rowing and canoeing, initial preparation stage, simple canoeist stand, complex canoeist stand, canoe simulator for balance development, canoe-simulator sliding across snow and ice.

 

The article looks at the initial preparation stage in rowing sport as the most complex and difficult step, which is, however, necessary in the preparation of future high-class athletes of a high international rowing class able to defend the honor of the country in the most prestigious competitions. The developed system of balance formation and complex of rowing exercise equipment have made it possible to limit the non-rational trajectories of rowing moves and actively form rowing technique which corresponds to water environment in artificial conditions.

 

 

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЛЕКСА РАЗРАБОТАННЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ГРЕБНОГО

СПОРТА

 

Зеленин Леонид Александрович, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»: Россия, 614990, г. Пермь – ГСП, Комсомольский просп., 29.

 

Тел.: (342) 219-80-67

Е-mail: Zelenindoz48@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются разработанные, созданные, апробированные и внедренные в учебно-тренировочный процесс специализированные гребные тренажерные устройства для ускоренного (без форсирования) и качественного освоения элементов техники гребли с одновременным формированием специфического (водного) равновесия. Обсуждаются вопросы научно-теоретической классификации разработанных нами гребных тренажерных устройств по назначению, направлению, интенсивности, структуре действия, принципу действия, форме обучения и контроля, логике работы. Они проявляют следующие компоненты подготовленности спортсмена: теоретическую, техническую, тактическую, физическую, психологическую, функциональную, интеллектуальную, интегральную подготовку.

 

Ключевые слова: грузоблочный гребной тренажер, «каноэ-тренажер для развития равновесия» «тренажер-каноэ», скользящий динамический по снегу, простейший тренажер – тренировочное приспособление «доска-горбыль», специфическое (водное) равновесие, тренажерные устройства.

 

SCIENTIFIC-THEORETIC CLASSIFICATION OF THE COMPLEX OF DEVELOPED ROWING SIMULATORS

 

Zelenin Leonid Aleksandrovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Physical culture department, Perm national research polytechnical university. Russia.

 

Keywords: “load pulley rowing simulator”, “canoe simulator for balance development”, “canoe simulator”, simulator sliding across the snow, simple simulator – “slab board” training device, specific (water) balance, simulator devices.

 

The work examines specialized rowing simulators which have been developed, designed, approbated and introduced into educational-training process for the purpose of accelerated (but not forced) and high-quality mastering of elements of rowing technique together with the simultaneous formation of specific (water) balance. The work discusses the matters of scientific-theoretic classification of rowing simulators developed by us according to their purpose, direction, intensity, operation structure, operation principle, form of preparation and control, operation logic. They demonstrate the following components of an athlete’s preparedness: theoretic, technical, tactic, physical, psychological, functional, intellectual and integral.

 

 

ВОДНЫЙ ОБМЕН И СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

 

Крикуха Юрий Юрьевич, канд. пед. наук, Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»: Россия, 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. им. Е. Н. Батенчука, 21.

Харитонова Людмила Григорьевна, д-р биол. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»: Россия, 644009; г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Кузнецова Ирина Александровна, канд. биол. наук, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»: Россия, 644009; г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Мищенко Алексей Владимирович, аспирант, доцент ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»: Россия, 644009; г. Омск, ул. Масленникова, 144.

 

Тел.: (855-2) 71-24-22

Е-mail: mbofkis@mail.ru

 

Аннотация. Известно, что водный обмен взаимосвязан с состоянием кардио-респираторной системы, что обусловливает его влияние на работоспособность и процессы восстановления после физических нагрузок. До настоящего времени фрагментарно освещены особенности водного обмена в организме спортсменов с учетом специфики спортивной деятельности и недостаточно разработаны индивидуально-типологические аспекты профилактики нарушений водного обмена.

 

Ключевые слова: греко-римская борьба, водный обмен, гемодинамика, аэробная работоспособность.

 

WATER METABOLISM AND STATE OF CENTRAL HEMODYNAMICS IN GRECO-ROMAN STYLE WRESTLERS

 

Krikukha Yuriy Yurievich, Cand. of Ped. Sci., Naberezhnye Chelny branch of Volga State academy of physical culture, sport and tourism. Russia.

Kharitonova Liudmila Grigorievna, Dr. of Biol. Sci., Prof., Siberian State university of physical culture and sport. Russia.

Kuznetsova Irina Alexandrovna, Cand. of Biol. Sci., Ass. Prof., Siberian State university of physical culture and sport. Russia.

Mischenko Aleksey Vladimirovich, postgraduate student, Siberian State university of physical culture and sport. Russia.

 

Keywords: Greco-Roman wrestling, water metabolism, hemodynamics, aerobic workability.

 

It is known that water metabolism is interconnected with the state of cardio-respiratory system. This causes its influence on the workability and processes of restoration after physical exercise. Until now, the peculiarities of water metabolism in the organisms of athletes with the consideration of the specificity of their sport activity have received but fragmentary coverage. The individual-typological aspects of preventing water metabolism disorders have been insufficiently developed.

 

 

ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

 

Оплетин Анатолий Александрович, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»: Россия, 614990, г. Пермь - ГСП, Комсомольский просп., 29.

Кузнецова Зинаида Михайловна, д-р пед. наук, профессор, Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»: Россия, 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. им. Е. Н. Батенчука, 21.

 

Тел.: (855-2) 71-24-22

Е-mail: pochta@kamgifk.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование компетентности саморазвития студенческой молодежи на занятиях физической культуры при обучении в университете. Определены ценностные ориентиры и мотивы молодых людей на примере Пермского национального исследовательского политехнического университета.

 

Ключевые слова: саморазвитие, физическая культура, личность, компетенции.

 

PHYSICAL CULTURE PROGRAM AIMED AT FORMING SELFDEVELOPMENT COMPETENCE IN UNIVERSITY STUDENTS

 

Opletin Anatoliy Anatolievich., Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Physical culture department, Perm national research polytechnical university. Russia.

Kuznetsova Zinaida Mikhailovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Naberezhnye Chelny branch of Volga State academy of physical culture, sport and tourism. Russia.

 

Keywords: self-development, physical culture, personality, competences.

 

The article studies the formation of selfdevelopment competence of student youth during physical culture classes in university. It determines the value reference points and motives of young people based on the example of Perm national research polytechnical university.

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

 

Халимова Надежда Михайловна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры психолого-педагогического образования Института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Карабанова Любовь Борисовна, заведующая отделом профессионального образования ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», аспирант кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

 

Тел.: (902) 467-99-96

Е-mail: nmhal@mail.ru

 

Аннотация. В современных условиях требуются творчески мыслящие люди, обладающие нестандартными взглядами на имеющиеся проблемы и задачи, владеющие навыками творческой личности и одновременно – конкурентоспособного специалиста. Для этого необходим комплекс целенаправленных изменений, которые придали бы новое качество образовательному процессу и его результатам, показателями которых являются индивидуальные образовательные достижения студентов.

 

Ключевые слова: творческая личность, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, комплекс изменений, показатели качества образования, индивидуальные образовательные достижения.

 

PROVISION OF INDIVIDUAL CREATIVE ACHIEVEMENTS OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A COLLEGE

 

Khalimova Nadezhda Mikhailovna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Psychological-pedagogic education department of the Institute of continuous pedagogic education of Khakass State university named after N. F. Katanov. Russia.

Karabanova Liubov Borisovna, head of professional education office, Khakass institute of education development and further professional training, postgraduate student of Pedagogics and psychology department, Khakass State university named after N. F. Katanov. Russia.

 

Keywords: creative personality, competitive specialist, educational process, complex of changes, indicators of the quality of education, individual educational achievements.

 

Modern conditions require creative people who have non-standard views on the existing problems and tasks and possess the skills of both creative person and competitive specialist. This creates the need for a complex of targeted changes which would give a new quality to educational process and its results, the latter being manifested through the individual creative achievements of students.

 

 

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА В ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМ КОЛЛЕДЖЕ

 

Паньков Александр Владимирович, канд. пед. наук, ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

 

Тел.: (905) 376-51-39

Е-mail: pan2005@list.ru

 

Аннотация. Статья посвящена анализу отношения субъектов образовательного процесса (студентов) к личностным и деятельностным характеристикам учителя. Сравниваются традиционные модели структуры педагогической деятельности, выделяемые Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной и рядом других. Эмпирический анализ оценки студентами преподавателя позволяет выделить структуру отношения, которая сравнивается с теоретически выделенной структурой в педагогической психологии.

 

Ключевые слова: структура педагогической деятельности, личность преподавателя, эффективность педагогической деятельности.

 

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A TEACHER IN THE COLLEGE OF ECONOMICS AND LAW

 

Pankov Aleksandr Vladimirovich, Cand. of Ped. Sci., Institute of economics, management and law. Russia.

 

Keywords: structure of pedagogic activity, teacher’s personality, efficiency of pedagogic activity.

 

The article is devoted to analyzing the attitude of educational process subjects (student) to the personal and operational characteristics of a teacher. It compares traditional models of pedagogic activity structure singled out by N. V. Kuzmina, A. K. Markova, L. M. Mitina and others. The empiric analysis of students’ assessment of the teacher makes it possible to determine attitude structure, which is compared to the theoretically determined structure in pedagogic psychology.

 

 

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ

 

Горина Любовь Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16-96

Е-mail: lvgorina@list.ru

 

Аннотация. В статье раскрываются проблемы модернизации российской системы дошкольного образования в конце XX – начале XXI веков. Данный период рассматривается как переломный в развитии концептуальных основ, стратегии и целевых ориентиров общественного дошкольного образования в России. Статья содержит анализ основных проблем разработки и внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС). Особое внимание уделяется истории вопроса, методологической и теоретической основе основных положений, условий и проблем реализации ФГОС дошкольного образования.

 

Ключевые слова: дошкольное образование, личностно ориентированный подход, качество дошкольного образования, модернизация, федеральный государственный образовательный стандарт.

 

DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL EDUCATION IN RUSSIA ON THE VERGE OF XX–XXI CENTURIES

 

Gorina Liubov Vyacheslavovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Education methodology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: pre-school education, personoriented approach, pre-school education quality, modernizing, federal state standards of school education.

 

The article uncovers the problems of modernizing Russian system of pre-school education at the end of XX – beginning of XXI century. This period is viewed as critical in the development of conceptual foundations, strategy and target landmarks of public pre-school education in Russia. The article analyzes the main problems of developing and introducing federal state standards of-school education (FSES). Special attention is paid to the history of this issue, methodological and theoretical foundations of main propositions, conditions and problems of implementing pre-school FSES.