НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 4-2014

Полнотекстовая версия журнала

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

 

Даськова Юлия Викторовна, преподаватель кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»: Россия, 440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28.

 

Тел.: (841-2) 48-74-76

E-mail: daskowa_yliy@mail.ru

 

Аннотация. В ходе теоретического исследования и с основой на характерные профессиональные особенности выделяются наиболее эффективные построения процесса обучения в рамках дисциплины «Основы производственного мастерства», направленного на формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

 

Ключевые слова: творческая самостоятельность, деятельностный подход, личностно ориен-

тированный подход, деятельность.

 

Content and organization of education as the means of forming and developing creative independence of design students

 

Daskova Yulia Viktorovna, instructor of “Design and artistic interior designˮ department, Penza State university of architecture and construction. Russia.

 

Keywords: creative independence, activity approach, personally oriented approach, activity.

 

Based on theoretic study and characteristic professional peculiarities, the work uncovers the most effective constructions of the process of education within the framework of “Foundations of production skill” discipline aimed at forming and developing the creative independence of design students.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Михайлова Дарья Ивановна, аспирант, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.

 

Тел.: (920) 206-91-09

E-mail: mikhailova_d@bsu.edu.ru

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность применения информационных технологий в воспитательной работе классного руководителя. Доказывается, что, несмотря на имеющийся теоретический задел, вопрос применения информационных технологий в воспитательной работе классного руководителя остается открытым. В статье показана возможность применения компьютерной педагогической диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя.

 

Ключевые слова: педагогическая диагностика, компьютерная педагогическая диагностика, классный руководитель, информационные технологии, воспитательная деятельность, школьник.

 

Usage of information technologies in the educational activity of a future form-master

 

Mikhailova Darya Ivanovna, postgraduate student, Belgorod State national research university. Russia.

 

Keywords: pedagogic diagnostics, computer pedagogic diagnostics, form-master, information technologies, educational activity, school student.

 

The article substantiates the topicality of using information technologies in the educational activity of a form-master. It proves that, despite the available theoretic knowledge, the issue of using information technologies in the educational activity of a form-master stays open. The article demonstrates the possibility of using computer pedagogic diagnostics in the educational activity of a form-master.

 

 

ВНЕДРЕНИЕ LEAN-ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Васьбиева Динара Гиниятулловна, канд. экон. наук, доцент кафедры иностранных языков-4, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при ПравительствеРФ»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

 

Тел.: (926) 148-38-31

E-mail: dinara-va@list.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается лин-подход в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку для решения проблемы развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов. Впервые автором предлагается использование данного термина в образовании. Рассмотрена и проанализирована важная роль информационно-коммуникационных технологий и электронного языкового портфеля. Автор приходит к выводу, что Lean-подход основан на оптимизации процесса обучения, создающего ценность, сокращении методик, не создающих ценность, и исключении потерь.

 

Ключевые слова: лин-подход, иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, языковой портфель, информационно-коммуникационные технологии, оптимизация процесса обучения.

 

Introducing Lean-approach in the process of teaching professionally oriented foreign language

 

Vasbieva Dinara Giniyatullovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages-4ˮdepartment, Financial university of the Government of the RF. Russia.

 

Keywords: lean-approach, foreign language communicative competence, professionally oriented foreign language teaching, language portfolio, information-communicative technologies, optimization of education process.

 

The article examines the usage of Leanapproach in professionally oriented foreign language teaching in order to solve the problem of developing professional communicative competence of students. The author is the first to suggest the usage of this term in education. The article looks at and analyzes the important role of information-communicative technologies and electronic language portfolio. The author comes to the conclusion that Lean-approach is based on optimizing the process of value-creating education, cutting down on methods which do not create value and eliminating losses.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В РЕГИОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

 

Мысникова Эльвина Александровна, аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»:Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.

 

Тел.: (924) 377-19-65

Е-mail: mysnikova_e@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования конструкта «жизнестойкость» как показателя социально-психологического уровня психологической адаптации лиц юношеского возраста, длительно проживающих на территориях Забайкальского края, отличающихся по условиям жизненной среды, природной (физической) и социальной. Работа выполнена в русле общей психологии и в рамках экопсихологического подхода к развитию психики, с опорой на принцип системности.

 

Ключевые слова: регион экологического неблагополучия, социально-психологический уровень психологической адаптации.

 

Characteristics of vitality in an ecologically unfavorable region

 

Mysnikova Elvina Aleksandrovna, postgraduate student of “Theoretic and applied psychologyˮ department, Transbaikalia State university. Russia.

 

Keywords: ecologically unfavorable region, socio-psychological level of psychological adaptation.

 

The work presents the results of the study into the construct of “vitality” as the indicator of socio-psychological level of psychological adaptation of adolescents living on Transbaikalia territories which differ in terms of natural (physical) and social living environment. The work has been carried out within the framework of general psychology and the ecopsychological approach to the development of psyche and is based on systemic principle.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

МЕТАФОРИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ И АНГЛИЙСКИХ СМИ)

 

Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»:Россия, 125993, г. Москва, Ленинградскийпросп., 49.

 

Тел.: (499) 943-98-55

Е-mail: vadim.gaidarenko@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается концептуальное поле с концептами «время», «пространство» и «контроль». Проводится когнитивно-семантический анализ единиц, вербализующих выделенные концепты. Рассматриваются метафоры современного экономического дискурса и их расширения в текстах. Особого внимания заслуживают расширения метафор «кризис – болезнь экономики» и «токсичные активы» из-за своего прагматического потенциала. Анализ семантической структуры выражений “austerity measuresˮ, “to bail outˮ, “сredit crunchˮ показал, что в период экономического кризиса произошло семантическое обогащение данных словосочетаний. Делается вывод о том, что семантические приращения происходят особенно интенсивно в кризисные периоды в экономике.

 

Ключевые слова: время, кредитование, контроль, темпоральное регулирование, каузатор, метафора.

 

Metap horicity of economic discourse (based on Russian and English mass-media material)

 

Gaydarenko Vadim Anatolyevich, Cand. of Phil. Sci., Financial university of the Government of the RF. Russia.

 

Keywords: time, crediting, control, temporal regulation, causator, metaphor.

 

The article examines the concept field with concepts of “time”, “space” and “control”. It carries out the cognitive-semantic analysis of units verbalizing the specified concepts. The study looks at the metaphors of modern economic discourse and their development in texts. Special attention should be given to the development of such metaphors as “crisis – disease of economy” and “toxic assets due” to their pragmatic potential. The analysis of the semantic structure of such expressions as “austerity measures”, “to bail out”, “сredit crunch” has shown that the period of economic crisis has seen the semantic enrichment of these collocations. The author comes to the conclusion that semantic augmentation is most intensive in crisis periods of economy.

 

 

ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ТОПОНИМАХ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБРАЗОВАННЫХ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

 

Мырзалиева Забира Казбеккызы, канд. геогр. наук, ст. преподаватель кафедры всеобщей истории, археологии игеографии, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова:Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, просп. Тауке-хана, 5.

Тапалов Дуйсенбек, канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и географии, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012,г. Шымкент, просп. Тауке-хана, 5.

Кемелова Жанар Батырханкызы, магистрант, Университет иностранныхязыков и деловой карьеры: Республика Казахстан, 05000, г. Алматы, ул. Казыбек би,168.

 

Тел.: (725-2) 21-01-41

Е-mail: zabira2011@mail.ru

 

Аннотация. Топонимический пласт Южно-Казахстанской области заложен историческими и этническими процессами, что повлияло на строение и структуру топонимов региона. В работе исторические, географические и лингвистические факторы создания имен собственных показаны в их взаимодействии и взаимообусловленности. Рассматриваются арабские и иранские словообразовательные элементы, составившие основы многих географических наименований региона.

 

Ключевые слова: топонимы, связи тюркских народов, этнос, исторический фактор, географические названия, словообразовательный элемент, калька, согдийская культура, арабские слова, иранские слова, значения иранских и арабских заимствований, тюркская языковая система.

 

Foreign word-formation elements in the toponyms of Southern Kazakhstan region formed under the influence of geographic and historical factors

 

Myrzalieva Zabira Kazbekkyzy, Cand. of Geogr. Sci., senior lecturer of “General history, archaeology and geographyˮ department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

Tapalov Duysenbek, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of “General history, archaeology and geography” department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

Kemelova Zhanar Batyrkhankyzy, Master’s student, University of foreign languages and business career. The Republic of Kazakhstan.

 

Keywords: toponyms, connections between Turkic peoples, ethnos, historical factor, geographical names, word-formation element, calque, Sogdian culture, Arabic words, Iranian words, meanings of Iranian and Arabic loaned words, Turkic language system.

 

The toponymic layer of Southern Kazakhstan region was founded by historical and ethnical processes. This influenced the construction and structure of regional toponyms. The work demonstrates the historical, geographical and linguistic factors of proper names formation in their interaction and interdependence. It studies Arabic and Iranian word-formation elements which served as the basis of a lot of geographic names of the region.

 

 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОТИВИРОВАННОСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ИМЕН ДЕЯТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Ахматьянова Земфира Саитовна, канд. филол. наук, доцент кафедры русскойфилологии, Бирский филиал ФГБОУ ВПО«Башкирский государственный университет»: Россия, 452453, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10.

 

Тел.: (347-8) 44-04-55

E-mail: zim_ahmat@mail.ru

 

Аннотация. Описаны мотивационные типы наименований деятеля на основе акцентирования соответствующего семантического признака значения имени. В значениях слов представлены следующие категориальные компоненты значения: субъективность, акциональность, объекность, локативный, инструментальность.

 

Ключевые слова: деятельность, лексическая и семантическая мотивированность, метаязык, имя деятеля, существительные, языкознание.

 

Semantic motivation of agent-naming nouns in modern Russian language

 

Akhmatyanova Zemfira Saitovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian philology” department, Birsk branch of Bashkir State university. Russia.

 

Keywords: activity, lexical and semantic motivation, meta-language, name of agent, nouns, lingustics.

 

The work describes the motivation types of agent-naming nouns based on emphasizing the corresponding semantic feature of name meaning. The meanings of words include the following categorial components of meaning: subjectivity, actionality, objectivity, locative, instrumentality.

 

 

СВОЕОБРАЗИЕ НЕКРАСОВСКОЙХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ

 

Баймусаева Бахтыкуль Шеримовна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им.М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012,г. Шымкент, пр. Тауке-хана, 5.

Елеуханова Гульмира Амангельдиевна, студент, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова:Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, пр. Тауке-хана, 5.

 

Тел.: (725) 231-43-25

Е-mail: baymusaeva@inbox.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности индивидуального авторского стиля зачинателя «лейтенантской прозы» В. Некрасова на примере анализа повести «В окопах Сталинграда». Отмечается своеобразное слияние сурового толстовского реализма с особой лирической манерой писателя.

 

Ключевые слова: «лейтенантская проза», суровый реализм, беспафосное изображение, автобиографичность, лиризм, речевая манера.

 

Originality of Nekrasov’s artistic truth

 

Baymusaeva Bakhtykul Sherimovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian language and literature” department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

Eleukhanova Gulmira Amangeldievna, student, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

 

Keywords: “lieutenant’s prose”, severe realism, pathosless depiction, autobiographical prose, lyricism, speech manner.

 

The work studies the specific features of the individual author’s style of the founder of “lieutenant’s prose” V. Nekrasov based on the analysis of “In the Trenches of Stalingrad” novel. It points out the specific combination of severe Tolstoy’s-style realism and the peculiar lyrical manner of the writer.

 

 

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Баймусаева Бахтыкуль Шеримовна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им.М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012,г. Шымкент, пр. Тауке-хана, 5.

Наханова Динара, студент, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, пр. Тауке-хана, 5.

 

Тел.: (725) 231-43-25

Е-mail: baymusaeva@inbox.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и поэтические особенности цикла М. Цветаевой «Лебединый стан». Обосновывается тезис о метафорическом восприятии поэтессой событий Гражданской войны.

 

Ключевые слова: поэт-романтик, гражданская тематика, метафорическое восприятие, «белый стан», дневник души, оригинальность.

 

Civil war through the prism of metaphorical perception

 

Baymusaeva Bakhtykul Sherimovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian language and literatureˮ department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

Nakhanova Dinara, student, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

 

Keywords: romantic poet, civil theme, metaphorical perception, “white camp”, soul diary, originality.

 

The work studies the subject matter and poetic features of M. Tsvetaeva’s cycle “Swan Encampment”. It substantiates the thesis on the metaphorical perception of Civil war events in the eyes of the author.

 

 

ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА И НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНО СТЬ

 

Баймусаева Бахтыкуль Шеримовна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауэзова: Республика Казахстан, 160012, г.Шымкент, пр. Тауке-хана, 5.

Айтпенбетова Гулдана Аманкельдиевна, преподаватель кафедры русскогоязыка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им.М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012,г. Шымкент, пр. Тауке-хана, 5.

Айтенова Несибели Жолдасовна, учитель русского языка и литературы, Назарбаев Интеллектуальная школа ХБН: Республика Казахстан, 160025, Шымкент, микрорайон «Нурсат», 1А.

 

Тел.: (725) 231-43-25

E-mail: baymusaeva@inbox.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема отражения национальной психологии и ментальности в языке.

 

Ключевые слова: национальное мировосприятие, многофункциональный, внутренняя форма слова, ментальность, семантика, эквивалент, адекватный.

 

Internal form of a word and national mentality

 

Baymusaeva Bakhtykul Sherimovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian language and literatureˮ department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

Aytpenbetova Guldana Amankeldievna, lecturer of “Russian language and literatureˮ department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

Aytenova Nesibeli Zholdasovna, teacher of Russian language and literature, Nazarbaev Intellectual school KhBN. The Republic of Kazakhstan.

 

Keywords: national world perception, multifunctional, internal form of a word, mentality, semantics, equivalent, adequate.

 

The work examines the problem of national psychology and mentality reflection in a language