НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 3-2014

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Умрихина Виктория Игоревна, преподаватель кафедры педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 700100, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

Абдувалитов Нуржан Бураневич, преподаватель кафедры педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республка Узбекистан, 700100, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

 

Тел.: (922) 041-53-44

E-mail: Marina-20053@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос индивидуального имиджа учителя как компонента культуры педагогической деятельности, который состоит из суммы: визуальный образ (костюм, прическа, манеры, мимика), акустический (тембр, сила голоса, высота, темп речи, особенности – придыхание, картавость…) и внутренний (темперамент, настроение, способ мышления, духовная практика).

Ключевые слова: индивидуальный имидж, культура, педагогическая деятельность, личность.

 

Individual image of a teacher as the component of pedagogic culture

 

Umrikhina Viktoria Igorevna, lecturer of “Pedagogics” department, Tashkent State pedagogics university named after Nizami. Uzbekistan.

Abduvalitov Nurzhan Buranevich, lecturer of “Pedagogics” department, Tashkent State pedagogics university named after Nizami. Uzbekistan.

 

Keywords: individual image, culture, pedagogic activity, personality.

 

The work examines the individual image of a teacher as the component of pedagogic culture and a sum of the following: visual image (costume, hairstyle, manners, mimics), acoustic image (voice tone, power and pitch, speech tempo, specific features of speech - aspiration, guttural “r”...) and internal image (temperament, mood, mentality, spiritual practice).

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ

 

Муслимов Нарзулло Алиханович, д-р пед. наук, профессор, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: 700100, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

Уразова Марина Батыровна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: 700100, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

Куйсинов Одил Алмуратович, канд. пед. наук, доцент, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: 700100, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

 

Тел.: (998-71) 976-94-18

E-mail: Marina-20053@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается технология использования веб-квестов на занятиях, которая позволяет повысить мотивацию будущих учителей к изучению предметов, повышает интерес к использованию компьютерных технологий в учебной деятельности, является хорошим помощником при изучении различных дисциплин с применением глобальной сети Интернет.

Ключевые слова: технология, Интернет, проекты, малые группы, веб-квест, сайт, будущий учитель.

 

Formation of professional competence of future teachers with the help of Web-quest technology application

 

Muslimov Narzullo Alikhanovich, Dr. of Ped. Sci., Prof., Tashkent State pedagogics university named after Nizami. Uzbekistan.

Urazova Marina Batyrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of “Methodology of teaching Russian language and literature” department, Tashkent State pedagogics university named after Nizami. Uzbekistan.

Kuysinov Odil Almuratovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Tashkent State pedagogics university named after Nizami. Uzbekistan.

 

Keywords: technology, Internet, projects, small groups, Web-quest, website, future teacher.

 

The article studies the technology of using Web-quests in classes. This technology makes it possible to strengthen the motivation of future teachers to study subjects, form the interest to using computer technologies in studying and is a good aid in studying various disciplines with the usage of the Internet global network.

 

 

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

 

Шипова Алина Валерьевна, аспирант, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»: Россия, 125212, г. Москва, Головинское шоссе, 8.

 

Тел.: (909) 690-75-26

E-mail: shipova.alina@gmail.com

 

Аннотация. В статье раскрыто содержание модели организации культурных практик подростков в детском оздоровительном лагере, представлены цель, задачи, принципы организации культурных практик подростков, выделены этапы организации культурных практик, анализируются условия организации культурных практик подростков как средства социализации подростков в детском оздоровительном лагере.

Ключевые слова: культурные практики, подросток, детский оздоровительный лагерь, социализация, модель организации культурных практик.

 

Model of organizing cultural practice of teenagers in a children’s recreation camp

 

Shipova Alina Valerievna, postgraduate student, Academy of further training and professional re-training of educators. Russia.

 

Keywords: cultural practice, teenager, children’s recreation camp, socialization, model of organizing cultural practice.

 

The article presents the content of the model of organizing cultural practice of teenagers in a children’s recreation camp, the goal, tasks, principles of organizing cultural practice of teenagers, determines the stages of organizing cultural practices, analyzes the conditions of organizing cultural practices of teenagers as the means of teenagers socialization in a children’s recreation camp.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ВАРИАНТ ИНТЕРНАТУРЫ

 

Фуряева Татьяна Васильевна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»: Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89.

 

Тел.: (913) 830-36-13

E-mail: tat.fur130@mail.ru

 

Аннотация. В статье раскрыта сущность социальной интернатуры как особой формы практического обучения будущих специалистов социальной сферы, сделан сравнительный анализ различных подходов, обоснованы условия организации интернатуры в русле идеи открытости высшей школы и необходимости соотнесения профессиональных и образовательных стандартов.

Ключевые слова: социальная интернатура, практическое обучение, открытое профессиональное социальное образование, профессиональные стандарты, условия организации социальной интернатуры.

 

Practical education of future social sphere specialists: internship option

 

Furyaeva Tatiana Vasilyevna, Dr. of Ped. Sci., Prof., head of “Social pedagogics and social workˮ department, Krasnoyarsk State pedagogics university named after V. P. Astafyev. Russia.

 

Keywords: social internship, practical education, open professional social education, professional standards, conditions for social internship organization.

 

The article uncovers the essence of social internship as a special form of practical education of future social sphere specialists, presents a comparative analysis of various approaches, substantiates the conditions for internship organization according to the idea of higher education openness and the necessity of aligning professional and educational standards.

 

 

ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Крылова Елена Александровна, аспирант, ассистент кафедры английского языка для гуманитарных факультетов, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

 

Тел.: (952) 245-79-27

E-mail: shalena@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эффективной организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Описывается использование авторского веб-приложения TeacherHub для интенсификации и мониторинга самостоятельной учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, информационно-коммуникативные технологии, веб-приложение, мониторинг.

 

Innovations in organizing independent work of foreign language students

 

Krylova Elena Aleksandrovna, postgraduate student, assistant lecturer of “English language for faculties of humanitiesˮ department, Russian State pedagogics university named after A. I. Herzen. Russia.

 

Keywords: independent study, information-communicative technologies, Web application, monitoring.

 

The article looks into the problems of efficient organization of students studying foreign languages. It describes the usage of author’s TeacherHub Web application for intensifying and monitoring independent study of students.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-НЕОДОБРЯЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Куприянчук Елена Викторовна, канд. социол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов,ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 22-51-32

E-mail: elena-kupr@yandex.ru

 

Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей влияния на копинг-поведение социально-неодобряемой профессиональной деятельности. Показано, что для совладания со стрессом при сложных жизненных ситуациях каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степени своих адаптивных возможностей, которые могут быть адаптивными, относительно адаптивными и неадаптивными.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-поведение, поведенческие, когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии, адаптивные, частично адаптивные, неадаптивные стратегии.

 

Peculiarities of the influence of socially disapproved professional activity on coping-behavior

 

Kupriyanchuk Elena Viktorovna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of “Special psychology departmentˮ, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: mechanisms of psychological protection, coping-behavior, behavioral, cognitive and emotional coping-strategies, adaptive, partially adaptive, non-adaptive strategies.

 

The article demonstrates the results of theoretical and empiric study of the peculiarities of the influence of socially disapproved professional activity on coping-behavior. It shows that in order to deal with stress in difficult life situations each person uses their own copingstrategies based on their own experience. These strategies can be behavioral, cognitive and emotional and the choice considers the person’s adaptive capabilities, which can be adaptive, relatively adaptive and non-adaptive.

 

 

Тренинг «Равный обучает равного» как метод психологической профилактики ВИЧ-инфекци среди подростков

 

Трошина Надежда Валерьевна, аспирант кафедры теологии и религиоведения, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (905) 387-36-82

E-mail: romanovanv1999@yandex.r

 

Аннотация. В статье раскрывается одна из важных социально значимых проблем современного общества – проблема ВИЧ-инфекции среди подрастающего поколения, в особенности лиц подросткового возраста. Представлено решение данной проблемы через оказание психопрофилактической помощи подросткам: проведение тренинга по программе «Равный обучает равного». Отмечается, что необходимо учитывать особенности половозрастного развития современных подростков и особенности их семейного воспитания. Делается вывод о включении волонтеров из числа подростков в программу психопрофилактической работы, которая будет способствовать в дальнейшем формированию у подростков чувства ответственности за свое здоровье и поведение.

Ключевые слова: рискогенное общество, ВИЧ-инфекция, подростки, психопрофилактика, тренинг «Равный обучает равного».

 

“Equal teaches equal” training as the method of psychological prevention of HIV -infection among teenagers

 

Troshina Nadezhda Valerievna, postgraduate student of “Theology and religious studiesˮ department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: risk-genic society, HIVinfection, teenagers, psychological prevention, “Equal teaches equal” training.

 

The article uncovers one of the socially important problems of modern society – the problem of HIV-infection among youth, especially teenagers. This problem could be solved with the help of psychological-preventive aid given to teenaers, i. e. “Equal teaches equal” training. The author notes that it is necessary to account for the peculiarities of gender-age development of modern teenagers and specific features of their family upbringing. Conclusion is made on the necessity of including teenage volunteers in the program of psychologicalpreventive work, which will help to form the sense of responsibility for their own health and behavior in teenagers.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СЛОЖНЫХ СЛОВ: РУССКО-НЕМЕЦКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

 

Иванова Татьяна Константиновна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языка, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

 

Тел.: (843) 714-07-38

E-mail: tatiana.ivanova@kpfu.ru

 

Аннотация. В статье сделана попытка объяснения структуры сложных слов русского (семантические сращения) и немецкого (определительные композиты) языков на основе логико-семантических связей между их компонентами. Подобная модель описания построения сложных слов была предпринята рядом языковедов для отдельных языков. Автором объясняются сочетательные особенности русских сложных слов, а также проводятся языковые параллели с немецким языком.

Ключевые слова: логико-семантическая структура, порядок следования компонентов.

 

Logical-semantic models of compound nouns: Russian-German parallels

 

Ivanova Tatina Konstantinovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof., head of “German languageˮ department, Kazan (Volga) federal university. Russia.

 

Keywords: logical-semantic structure, order of components.

 

The article makes an attempt to explain the structure of compound words of Russian (semantic fusions) and German (determinative composites) languages based on logical-semantic connections between their components. Such model of describing compound words composition was used by certain linguists for separate languages. The author explains combinatorial peculiarities of Russian compounds words ad draws parallels between Russian and German languages.

 

 

ЛОГИЧНОСТЬ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК СТИЛЕВАЯ ЧЕРТА НАУЧНОГО ТЕКСТА

 

Глушко Мария Александровна, аспирант кафедры русского языка, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»: Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая,105/42.

 

Тел.: (863) 237-03-74

E-mail: hitroekrilo@gmail.com

 

Аннотация. В статье обобщены сведения о категории логичности речи из риторики, культуры речи и функциональной стилистики. Для подробного анализа были взяты аспекты логичности, напрямую вытекающие из требований и особенностей научного функционального стиля.

Ключевые слова: логичность, логичность предметная, логичность понятийная, логичность речевого выражения, аргументация.

 

Logicality of written speech as a stylistic feature of scientific text

 

Glushko Maria Aleksandrovna, postgraduate student of “Russian languageˮ department, Institute of Philology, journalistand intercultural communication of Southern Federal university. Russia.

 

Keywords: logicality, subject logicality, concept logicality, logicality of speech expression, argumentation.

 

The work summarizes information on the category of speech logicality taken from rhetoric, speech culture and functional stylistics. Aspects of logicality directly resulting from requirements and specific features of scientific functional style were taken for detailed analysis.

 

 

КОНЦЕПТ «АВАНГАРД» В СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ И PR-ТЕКСТАХ

 

Соколова Ольга Викторовна, канд. филол. наук, ст. науч. сотрудник, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»: Россия, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1.

 

Тел.: (925) 045-62-33

E-mail: faustus3000@gmail.com

 

Аннотация. В статье описываются способы концептуализации авангарда в современных рекламных и PR-текстах. Концептуальный анализ позволяет выявить ключевые лингвокогнитивные единицы, составляющие общую языковую картину мира и раскрывающие специфику дискурсов. В данном исследовании уточняются отдельные аспекты типологического сходства и взаимодействия авангардного поэтического, рекламного и PR-дискурсов. С помощью анализа средств репрезентации концепта «авангард» выявляются два основных полюса: рациональный – символ инновационных технологических достижений и эмоциональный – культурный шок, взрыв обывательского сознания, товар «для избранных».

Ключевые слова: рекламные и PR-тексты, концепт «авангард», концептуальный анализ, концептуальные признаки.

 

Concept “vanguard” in modern advertising and PR-texts

 

Sokolova Olga Viktorovna, Cand. of Phil. Sci., senior researcher, Moscow State pedagogics university.

 

Keywords: advertising and PR-texts, concept “vanguard”, conceptual analysis, conceptual characteristics.

 

This article describes methods of conceptualization of the vanguard in modern advertising and PR-texts. Conceptual analysis reveals key lingvocognitive units, which makes up the general linguistic picture of the world and reveals the specific of discourses. This study clarifies certain aspects of the typological similarities and interactions of vanguard poetry, advertising and PR-discourses. By analyzing means of representation of the concept “vanguard” two main poles are identified: rational – a symbol of innovative technological advances and emotional – culture shock, explosion of philistine consciousness, goods “for jet set”.

 

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

Алферов Андрей Николаевич, директор, Институт национальных ценностей, ст. науч. сотрудник, ГБНУ «Московский институт развития образования»: Россия, 105318, г. Москва, Семеновская пл., 4.

 

Тел.: (985) 727-00-14

E-mail: alferov@nationalvalues.ru

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса о роли информации в политической системе России. В статье рассматриваются существующие в науке подходы к определению понятий «информация» и «политическая система» их взаимодействие. Автор обращает внимание, что информация стала являться важнейшим источником власти и играть огромную роль в развитии политической системы, так как последняя погружена в информационное пространство. Рассматривается трансформация политической системы России, где существенно возрастает роль и влияние политической коммуникации.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, информационные отношения, средства массовой информации, политическая система, политическая коммуникация, государство, гражданское общество.

 

Role of information in the development of the political system of the Russian Federation (theoretical aspect)

 

Alferov Andrey Nikolaevich, senior researcher, Moscow institute of education development. Russia.

 

Keywords: information, information technologies, information relations, mass media, political system, political communication, state, civil society.

 

The article is devoted to examining the problem of the role of information in the political system of Russia. It studies the existing scientific approaches to defining the concepts of “information” and “political system” and their interaction. The author pays attention to the fact that information has become an extremely important power source and has started to play a great role in the development of political system, since the latter is immersed in information space. The work examines the transformation of the political system of Russia, where the role and influence of political communication are growing significantly.