НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 8, 2024

Рубрика: ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-8-1646-1654
   
Для цитирования:

Толстых Г. В., Самсонова И. В. Особенности развития системы общего образования в Арктической зоне Российской Федерации // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 8 (108). С. 1646-1654. DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-8-1646-1654

   
Авторы: 

Толстых Геннадий Владимирович, д-р истор. наук, главный научный сотрудник, ГБУ «Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия)»: Россия, 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр-кт Ленина, 30.
Самсонова Ирина Валентиновна, д-р экон. наук, доцент, главный научный сотрудник, руководитель отдела этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем, ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)»: Россия, 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр-кт Ленина, 33.

 

Тел.: (914) 289-79-25
E-mail: irsam@list.ru

   
Реферат: 

Арктическая зона Российской Федерации является одной из геостратегических территорий. Доступность образования является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики, что определено Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Особенность арктических территорий – дисперсный характер расселения населения и «очаговый» характер освоения территорий, что обуславливается неравномерностью размещения промышленной и социальной инфраструктуры, в том числе образовательной. В арктической зоне Российской Федерации проживают представители коренных малочисленных народов Севера. Проблема доступности образования коренных малочисленных народов были присуще в разные периоды времени в дореволюционной России и советском государстве. Сегодня развитие образования коренных малочисленных народов проживающих в Арктике приобретает особый смысл, где важным аспектом является форма обучения, а именно школы-интернаты и кочевые школы и наличие квалифицированных кадров. Применяемые формы образования - школы интернаты и кочевые школы имеют положительные и негативные стороны. Создание эффективной системы образования в АЗРФ с наличием современной модернизированной технической оснащенностью весьма актуальна.

   
Ключевые слова:

арктическая зона, коренные малочисленные народы, система общего образования, школа–интернат, кочевые школы, проекты, цифровизация

   
Список литературы:

1. Блынская Т. А. Цифровое образование в Российской Арктике / Т. А. Блынская, К. О. Малинина // Семья в современном мире. – 2019. – С. 39-44.

2. Государственная программа земский учитель. Электронный доступ: https://www.consultant.ru/law/podborki/gosudarstvennaya_programma_zemskij_uchitel
3. Давыденко В., Колчинcкая Е., Яковлева П. Доступность образования для коренных малочисленных народов Севера // Образовательная политика. – 2022. – № 3 (91). – С. 34-48. DOI 10.22394/2078-838X-2022-3-34-48
4. Итоги ВПН-2020. Том 5 Национальный состав и владение языками. Электронный доступ: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami.
5. Кочевая школа. Электронный доступ: https://arctic-russia.ru/article/kochevaya-shkola/.
6. Кочевое образование: что вы хотели знать, но боялись спросить. Электронный доступ: tps://goarctic.ru/news/kochevoe-obrazovanie-chto-vy-khoteli-znat-no-boyalis-sprosit/
7. Лярская Е. В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): Дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2003.
8. Материалы круглого стола Совета Федерации на тему: Особенности развития системы образования в арктических регионах РФ. – Москва, 2020. – С. 2.
9. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федер. закон: [принят 30.04.1999 № 82-ФЗ (с изменениями от 5 апреля 2009 г.)].
10. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17.04.2006 № 536-р.
11. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 20 февраля 2019 г.
12. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015г. № 304-Р «О создании государственного казенного нетипового образовательного учреждения «Международная арктическая школа» Республики Саха (Якутия).
13. Роббек В. А. Кочевые школы – синтез двух цивилизаций // Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия). – Якутск: CMYK-master, 2007. – С. 10.
14. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение: Нестор. – история . – М. СПБ., 2016. – С. 43.
15. Статистическая информация о социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации. Электронный доступ: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/arc_zona.html
16. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (с изменениями и дополнениями), Электроный доступ: https://base.garant.ru/74810556.

   
English version:

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE GENERAL EDUCATION SYSTEM IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Tolstykh Gennady Vladimirovich, Dr. of Hist. Sci., Chief Researcher, Arctic research center of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.
Samsonova Irina Valentinovna, Dr. of Econ. Sci., Ass. Prof., Chief Researcher, Head of the Depart. of Ethnosocial and ethnoeconomical research of geosystems, Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.

 

Keywords: Arctic zone, indigenous peoples, general education system, boarding school, nomadic schools, projects, digitalization.

 

Abstract. The Arctic zone of the Russian Federation is one of the geostrategic territories. Access to education is one of the priority areas of the state social policy, which is determined by the Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and national security for the period up to 2035. The peculiarity of the Arctic territories is the dispersed nature of population settlement and the “focal” nature of territorial development, which is caused by the uneven distribution of industrial and social infrastructure, including educational infrastructure. The Arctic zone of the Russian Federation is inhabited by representatives of small indigenous minorities of the North. The problem of accessibility of education of small indigenous minorities was inherent in different periods of time in pre-revolutionary Russia and the Soviet state. Today, the development of education for indigenous peoples living in the Arctic takes on a special meaning, where an important aspect is the form of education, namely boarding and nomadic schools and the availability of qualified personnel. The applied forms of education - boarding schools and nomadic schools - have positive and negative sides. The creation of an effective education system in the AZRF with the availability of modern modernized technical equipment is very relevant.

   
 For citation:

Tolstykh, G.V., Samsonova, I.V. (2024) Features of the development of the general education system in the Arctic zone of the Russian Federation. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 8 (108), pp. 1646-1654 (in Russian) DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-8-1646-1654  

 

К содержанию»