НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

СТРАТЕГИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ (НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ В.Л. КВИНТА)

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 8, 2024

Рубрика: ЭКОНОМИКА ТРУДА
Коды JEL: J01, J24
DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-8-1574-1590
   
Для цитирования:

Шацкая И. В., Шпак А. В., Харина О. С., Жданов Э. Р. Стратегирование системы подготовки инженерных кадров (на основе методологии стратегирования В. Л. Квинта) // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 8 (108). С. 1574-1590. DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-8-1574-1590

   
Авторы: 

Шацкая Ирина Вячеславовна, д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Экономика», зам. директора Института технологий управления по научной работе, ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет»: Россия, 119454, г. Москва, пр-кт Вернадского, 78.
Шпак Александр Васильевич, д-р техн. наук, профессор кафедры «Телекоммуникации», Институт радиоэлектроники и информатики, ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет»: Россия, 119454, г. Москва, пр-кт Вернадского, 78.
Харина Ольга Сергеевна, канд. экон. наук, декан факультета технологического предпринимательства, НОЧУ «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»: Россия, 129090, г. Москва, ул. Мещанская, 9/14, стр. 1.
Жданов Эдуард Рифович, канд. физ.-мат. наук, доцент, декан факультета интернет-профессий, НОЧУ «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»: Россия, 129090, г. Москва, ул. Мещанская, 9/14, стр. 1.

 

Тел.: (916) 218-64-72
E-mail: olgakharina12@yandex.ru

   
Реферат: 

Введение. Вопрос кадрового обеспечения наглядно отражает специфику инновационной экономики России. В условиях освоения наукоемких технологий, информатизации и цифровизации отраслей экономики и социальной сферы, а также роста числа научных открытий высококомпетентные инженерные кадры, готовые к инициативной, созидательной деятельности, становятся ведущей движущей силой инновационного развития и главным субъектом национальной инновационной системы. Целью исследования является стратегирование системы подготовки инженерных кадров в России. В соответствии с целью были поставлены задачи, связанные с исследованием содержания закономерностей отечественной системы высшего образования, обзором формулированием компонентов, которые образуют концепцию стратегии. Объекты и методы исследования. Исследование базируется на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, при помощи которых сформулированы основные элементы стратегирования системы подготовки инженерных кадров. Использована совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, научной абстракции. Результаты и их обсуждение. Предложены концептуальные основы стратегирования системы подготовки инженерных кадров в России. Сформулированы стратегические приоритеты и альтернативные сценарии их реализации. Предложены направления политики как составного элемента стратегирования в системе подготовки инженерных кадров. Выводы. Результативное стратегирование системы подготовки инженерных кадров требует неукоснительного соблюдения методологии, предусматривающего преодоление всех ее этапов.

   
Ключевые слова:

стратегирование, высшее техническое образование, профессиональная подготовка инженерных кадров, инновационный потенциал, стратегическое управление

   
Список литературы:

1. Харина О. С. Development of human capital through assessing the level of competencies of higher education programs in modern economic conditions / Kharina O., Zhdanov E. // E3S Web of Conferences. – 2024. – Vol. 471. – 04003.

2. Российский союз инженеров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://российский-союз-инженеров.рф
3. Муратова Р. Р. Инновационный инженер как основа эффективности процесса диффузии инноваций // Журнал Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 16. – Т. 16. – С. 189.
4. Рябков О. А. Инженерно-управленческие кадры как основа наукоемких предприятий // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 6. – Т. 1. – С. 56.
5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования: монография. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. – 170 с.
6. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. – СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. – 132 с.
7. Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 57-65.
8. Шацкая И. В. Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития России: монография. – СПб.: Издательство: Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург), 2021. – 340 с.
9. Kvint V. Strategy for the global market: theory and practical applications. Routledge, 2015. – 520 p.
10. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. – М.: Типография КЭМ, 2012. – 628 с.
11. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика: монография. – СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2021. – 351 с.
12. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 4. – С. 39.
13. Стратегия есть философия успеха (из интервью с В. Л. Квинтом). [Электронный ресурс]. Научная Россия. Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/nauka-strategiya (дата обращения: 15.05.2020).
14. Четыре сценария будущего развития высшего образования // Вестник международных организаций. – 2009. – № 1 (23). – С. 121-128.
15. Капица С. И. Понятие социальной адаптации в социологии // Вестник Чувашского университета. – 2009. – № 4. – С. 204-209.
16. Абалкин Л. И. Труды Вольного экономического общества России: избр. тр.: в 4 т. – М.: Экономика, 2000. – 798 с.
17. Экономический словарь / А. И. Архипов и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.
18. Марковская Е. И. Теоретические и практические аспекты адаптации моделей поведения экономических субъектов // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2013. – № 111. – С. 6-16.
19. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию от 04 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.rt.com/article/62728
20. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т.1. М., 1992. – 528 с.
21. Заславская Т. И., Шабанова М. А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. – 2001. – № 5. – С. 5-24.
22. Шацкая И. В. Особенности трансформации системы подготовки профессиональных кадров // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 2. – С. 95-101.
23. Заславская Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. – 2004. – № 5. – С. 5-18.
24. Зельднер А. Г. Деструктивные тенденции и конструктивные возможности их преодоления в экономической системе России. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. – 239 с.
25. Толстых Т. О., Кондратьева О. А. Принципы и цели устойчивого развития в стратегиях развития промышленных предприятий // Регион: системы, экономика, управление. – 2021. – № 3 (54). – С. 120-127.
26. Интеллектуальная хроника. Альманах-2002. Серия: Свободное слово. – М., 2002. – 380 с.
27. Докторович А. Б. Парадигма социоинновационного развития: человеческий потенциал и интеллектуальный капитал социально-экономических изменений // Пространство и время. – 2015. – № 1-2. – С. 84-90.
28. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика / Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т.: Т.2. – М., 1971.– 630 с.

   
English version:

STRATEGIZING THE SYSTEM OF TRAINING ENGINEERING PERSONNEL (BASED ON THE METHODOLOGY OF STRATEGIZING V.L. KVINT)

 

Shatskaya Irina Vyacheslavovna, Dr. of Econ. Sci., Ass. Prof., Head of the Depart. of Economics, Deputy Director of the Institute of management technologies for scientific work, MIREA – Russian technological university, Moscow, Russia.
Shpak Alexander Vasilyevich, Dr. of Tech. Sci., Prof. of the Depart. of Telecommunications, Institute of radioelectronics and informatics, MIREA – Russian technological university, Moscow, Russia.
Kharina Olga Sergeevna, Cand. of Econ. Sci., Dean of the Faculty of Technological entrepreneurship, Moscow financial and industrial university "Synergy", Moscow, Russia.
Zhdanov Eduard Rifovich, Cand. of Phys.-Math. Sci., Ass. Prof., Dean of the Faculty of Internet professions, Moscow financial and industrial university "Synergy", Moscow, Russia.

 

Keywords: strategizing, higher technical education, professional training of engineering personnel, innovation potential, strategic management.

 

Abstract. Introduction. The issue of staffing clearly reflects the specifics of the innovative economy of Russia. In the context of the development of high-tech technologies, informatization and digitalization of economic and social sectors, as well as an increase in the number of scientific discoveries, highly competent engineering personnel, ready for proactive, creative activities, become the leading driving force of innovative development and the main subject of the national innovation system. The purpose of the study is to strategize the system of engineering personnel training in Russia. In accordance with the goal, tasks related to the study of the content of the patterns of the domestic higher education system, the review of the formulation of the components that form the concept of the strategy were set. Objects and methods of research. The research is based on the theory of strategy and methodology of strategizing by academician V. L. Quint, with the help of which the main elements of strategizing the system of training engineering personnel are formulated. A set of scientific methods and approaches is used: analysis and synthesis, comparison, generalization, scientific abstraction. The results and their discussion. The conceptual foundations of strategizing the system of engineering personnel training in Russia are proposed. Strategic priorities and alternative scenarios for their implementation are formulated. Policy directions are proposed as an integral element of strategizing in the system of engineering personnel training. Conclusions. Effective strategizing of the engineering personnel training system requires strict adherence to the methodology, which provides for overcoming all its stages.

   
 For citation:

Shatskaya, I.V., Shpak, A.V., Kharina, O.S., Zhdanov, E.R. (2024) Strategizing the system of training engineering personnel (based on the methodology of strategizing V.L. Kvint). Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 8 (108), pp. 1574-1590 (in Russian) DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-8-1574-1590  

 

К содержанию»