НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 2-2014

Полнотекстовая версия журнала

ПСИХОЛОГИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

 

Абдулаева Шоира Хамидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии, Наманганский государственный университет: Республика Узбекистан, 716019, г. Наманган, ул. Уйчи, 316.

 

Тел.: (998-69) 26-55-01

E-mail: Marina-20053@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития и становления личности современного педагога, истокам его профессиональной успешности. Описаны психологические основы профессиональной успешности личности педагогов, в частности, положительное отношение к профессионально-педагогической деятельности, потребность в получении профессиональных знаний, умений и навыков, особенности эмоциональной сферы личности педагога.

Ключевые слова: профессиональная успешность, личность педагогов, положительное отношение, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональные знания, умения, навыки, эмоциональная сфера, личность педагога.

 

Specific features of the emotional sphere of school educators’ personality as a factor of professional success

 

Abdulaeva Shoira Khamidovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Psychology department, Namangan State university. Uzbekistan.

 

Keywords: professional success, educators’ personality, positive attitude, professional pedagogic activity, professional knowledge, skills, abilities, emotional sphere, educator’s personality.

 

The work is devoted to the development and formation of a modern educator’s personality and the sources of their professional success. It describes psychological foundations of the professional success of educators’ personalities, in particular their positive attitude to professional pedagogic activity, need for obtaining professional knowledge, skills and abilities, specific features of the emotional sphere of an educator’s personality.

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Кухарчук Ольга Валерьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Теплицкая Елена Александровна, магистрант, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16- 96

E-mail: kyxov@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлено исследование гендерных особенностей социализации подростков с нарушениями речи и подростков с нормальным психическим развитием, проводится сравнительный анализ особенностей социализации девочек и мальчиков подросткового возраста.

Ключевые слова: социализация, социализированность, нарушения речи, подростки с нарушениями речи, гендерные особенности социализации.

 

Gender peculiarities of socialization of teenagers with speech impairments

 

Kukharchuk Olga Valerievna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Special psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Teplitskaya Elena Aleksandrovna, Master’s student, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: socialization, level of socialization, speech impairments, teenagers with speech impairments, gender peculiarities of socialization.

 

The work presents the study into the gender peculiarities of socialization of teenagers with speech impairments and those with normal mental development and gives a comparative analysis of the specific features of socialization of teenage boys and girls.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Гринина Елена Сергеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г.Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: elena-grinina@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития с применением методики Г. Витцлака. Анализируются уровень развития речи, знаний об окружающем, геометрических форм, обучаемость, умение работать карандашом и т. д. Выявлено, что для детей с задержкой психического развития характерен более низкий уровень интеллектуальной готовности к школе, чем для их нормально развивающихся сверстников при наличии потенциальных возможностей развития их интеллектуальной сферы.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольник с задержкой психического развития, задержка психического развития, готовность к школе, интеллектуальная готовность к школе, школьная зрелость.

 

Intellectual readiness of mentally retarded preschoolers for school education

 

Grinina Elena Sergeevna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of Special psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: preschooler, mentally retarded preschooler, mental retardation, readiness for school, intellectual readiness for school, school maturity.

 

The article presents the results of an experimental study into the intellectual readiness of mentally retarded older preschoolers for school education. The study was carried out with the application of G. Vitslak’s method. It analyzed the level of speech development, knowledge of environment and geometric forms, learning capability, ability to work with a pencil, etc. It has been determined that mentally retarded children are characterized by a lower level of intellectual readiness for school than their normally developing peers, while there remains a potential for the development of their intellectual sphere.

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Максумова Матлюба Арслановна, ст. преподаватель кафедры методики профессионального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 700100, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

Норбутаева Дилафруз Абурасуловна, ст. преподаватель кафедры методики профессионального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами: Республика Узбекистан, 700100, г. Ташкент, ул. Юсуф Хас Хажиб, 103.

 

Тел.: (998-71) 54-92-02

E-mail: Marina-20053@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего учителя профессионального образования к педагогическому проектированию информационного пространства. На основе содержания информационной подготовки будущего учителя можно также разработать ее проект, который может быть использован при планировании, подготовке, прогнозировании и организации учебно-воспитательного процесса в высшем образовательном учреждении.

Ключевые слова: будущий учитель, профессиональное образование, педагогическое проектирование, информационное пространство.

 

Pedagogic planning of informational preparation of a future worker of professional education

 

Maksumova Matlyuba Arslanovna, senior lecturer of Methodology of professional education department, Tashkent State pedagogic university named after Nizami. Uzbekistan.

Norbutaeva Dilafruz Aburasulovna, senior lecturer of Methodology of professional education department, Tashkent State pedagogic university named after Nizami. Uzbekistan.

 

Keywords: future educator, professional education, pedagogic planning, informational space.

 

The work is devoted to preparing the future worker of professional education for pedagogic planning of information space. Based on the content of informational preparation of a future educator, it is also possible to develop a plan of it, which may be used in planning, preparing, forecasting and organizing the educational process in a higher educational institution.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И СЛАВЯНОФИЛЫ: РИСКИ СБЛИЖЕНИЯ

 

Демченко Адольф Андреевич, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16- 96

E-mail: adema4@yandex.ru

 

Аннотация. Рассматривается общественно-литературная ситуация 1856–1857 гг., когда Чернышевский вслед за Н. А. Некрасовым повел линию «Современника» на сближение со славянофилами, многолетнее резкое противостояние которых с западниками сообщало однако этой попытке значение рискованного шага, что вскоре и подтвердилось.

Ключевые слова: западники, славянофилы, журналы «Современник», «Русская беседа», «Молва», риски сближения.

 

N. G. Chernyshevsky and Slavophiles: risks of getting close

 

Demchenko Adolf Andreevich, Dr. of Phil. Sci., Prof., head of Literature and methodology of teaching it department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: Westerners, Slavophiles, “Sovremennik”, “Russkaya beseda”, “Molva” journals, risks of getting close.

 

The article looks at the situation in society and literature of 1856–1857, when Chernyshevsky followed N. A. Nekrasov in bringing the policy of “Sovremennik” closer to Slavophiles’ line. However, the many years of sharp opposition between the latter and the Westerners made this attempt a risky step to take, which was later confirmed.

 

 

ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖАНРА РАССКАЗА)

 

Рева Екатерина Константиновна, канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»: Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.

 

Тел.: (841-2) 99-81-46

E-mail: ekaterina.re@rambler.ru

 

Аннотация. Самосознание как основополагающий компонент национальной культуры и актуальная проблема современности полагает возможность рассмотрения репрезентации этого явления в периодической печати. В настоящей статье диапазон репрезентации ограничивается жанром рассказа, изучение функционирования которого на страницах журнальной периодики придает научную новизну исследованию в целом.

Ключевые слова: национальная культура, самосознание, репрезентация, журналистика, жанр, рассказ.

 

Problem of representing the national consciousness of North Caucasus peoples in periodical pres (based on the example of “short story” genre)

 

Reva Ekaterina Konstantinovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of Journalism department, Penza State university. Russia.

 

Keywords: national culture, national consciousness, representation, journalism, genre, short story.

 

National consciousness being the fundamental component of national culture and a pressing problem of modernity, it seems reasonable to examine the representation of this phenomenon in periodical press. The article limits the range of representation to the genre of a short story. The study of its functioning on the pages of periodical magazines makes the study a scientific novelty.

 

 

ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РОМАНА Д. КОШУБАЕВА «АБРАГ»

 

Кудаева Зинаида Жантемировна, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»: Россия, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175.

 

Тел.: (866-2) 42-25-60

E-mail: zina_777@bk.ru

 

Аннотация. Исследуется временная, пространственная, композиционная структура романа Д. Кошубаева «Абраг», его связь с современными проблемами адыгского общества, философская концепция исторической судьбы народа.

Ключевые слова: нарт, нартский эпос, мифопоэтическое сознание, хронотоп, композиция, структура.

 

Problematics and poetics of D. Koshubaev’s novel “Abrag”

 

Kudaeva Zinaida Zhantemirovna, Dr. of Phil. Sci., Ass. Prof., Prof. of Russian and foreign literature department, Kabardino-Balkaria State university named after Kh. M. Berbekov. Russia.

 

Keywords: nart, Narts epos, mythopoetic mentality, chronotope, composition, structure.

 

The work studies temporal, spatial and compositional structure of D. Koshubaev’s novel “Abrag”, its connection with modern problems of Adyg society and philosophical concept of the nation’s historic destiny.

 

 

КОНЦЕПТ «БЕЛ» В ПРИЗМЕ КАЗАХСКОЙ И РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Ахметжанова Гульмира Ануашевна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, просп. Тауке-хана, 5.

 

Ниетбайтеги Казна Абеновна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, просп. Тауке-хана, 5.

Баймусаева Бахтыгуль Шеримовна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, просп. Тауке-хана, 5.

 

Тел.: (725-2) 53-50-48

E-mail: gulmira-54@mail.ru

 

Аннотация. В статье путем выяснения основных значений компонента «бел» (рус. «поясница») в составе фразеологических единиц казахского и русского языков доказывается, что понятие «бел» является национальным концептом в казахской языковой культуре.

Ключевые слова: концепт, национальный концепт, казахская языковая культура, соматическая фразеология, эквивалентные фразеологические единицы, лакунизированные фразеологические единицы.

 

Concept of “bel” in the prism of Kazakh and Russian phraseology

 

Akhmetzhanovna Gulmira Anuashevna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of Russian language and literature department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. Kazakhstan.

Nietbaytegi Kazna Abenovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of Russian language and literature department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. Kazakhstan.

Baymusaeva Bakhtygul Sherimovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of Russian language and literature department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. Kazakhstan.

 

Keywords: concept, national concept, Kazakh language culture, somatic phraseology, equivalent phraseological units, lacunized phraseological units.

 

By determining the main meanings of “bel” (Rus. “small of the back”) component within phraseological units of Kazakh and Russian languages, the work proves that “bel” concept is a national component in Kazakh language culture.

 

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СУДЬБЕ ПРАСЛАВЯНСКИХ РЕФЛЕКСОВ

 

Бекасова Елена Николаевна, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры языкознания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»: Россия, 460844, г. Оренбург, ул. Советская, 19.

 

Тел.: (353-2) 77-24-52

E-mail: bekasova@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема вхождения генетически неоднородных рефлексов праславянских сочетаний в систему русского языка, определяются спорные и нерешенные вопросы и доказывается значимость фонетического фактора, обусловившего различия в судьбе разных групп рефлексов на русской почве.

Ключевые слова: история русского языка, рефлексы праславянских сочетаний.

 

Phonetic factor in the life of Proto-Slavic reflexes

 

Bekasova Elena Nikolaevna, Dr. of Phil. Sci., Ass. Prof., Prof. of Linguistics department, Orenburg State pedagogic university. Russia.

 

Keywords: history of Russian language, reflexes of Proto-Slavic combinations.

 

The article examines the problem of genetically heterogeneous reflexes of Proto-Slavic combinations entering the system of Russian language, determines debatable and unsolved issues and proves the importance of phonetic factor which has brought about the differences in the fortune of different groups of reflexes in Russian language.

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Философские интерпретации акмеологии

 

Молодиченко Тамара Алексеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: larisashi@yandex.ru

 

Аннотация. Рассматриваются: необходимость становления акмеологии, ее значимость для общества и, в частности, для образования, основные категории материалистической диалектики в акмеологии, актуальные проблемы развития этой науки. Приводятся примеры конкретных исследований.

Ключевые слова: акмеология, парадигмальный подход, категории развития, активности, возможности и действительности, непрерывного и прерывного, качества и количества, формы и содержания.

 

Philosophical interpretations of acmeology

 

Molodichenko Tamara Alekseevna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of Special psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: acmeology, paradigmatic approach, categories of development, activity, possibility and reality, continuous and discontinuous, quality and quantity, form and content.

 

The article examines the necessity of acmeology formation, its importance for society in general and education in particular, main categories of materialistic dialectics in acmeology and the pressing development problems of this science. It presents examples of concrete studies.