НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ: НОВАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РИСКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 13, ВЫПУСК 6, 2023

Рубрика: ЭКОНОМИКА ТРУДА
Коды JEL: I28, O38, D78, Z18
DOI: 10.26088/2226-0226-2023-13-6-965-975
   
Для цитирования:

Гиль А. Ю., Коновалов В. В.  Новые подходы в организации целевого обучения: новации правового регулирования и риски правоприменения // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 6 (100).

   
Авторы: 

Гиль Александра Юрьевна, канд. филос. наук, доцент кафедры «Культурология, теория и история культуры» Института искусств и культуры, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»: Россия, 634050, Томская обл., г. Томск, ул. пр-кт Ленина, 36.
Коновалов Вячеслав Васильевич, канд. экон. наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» института экономики и менеджмента Национального исследовательского Томского государственного университета; доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»: Россия, 634050, Томская обл., г. Томск, пр-кт Ленина, 40.

 

Тел.: (909) 549-48-89
E-mail: gil_iik@mail.ru

   
Реферат: 

В статье представлен анализ изменений законодательства в рамках реализации механизма целевого обучения в образовательных организациях высшего и профессионального образования. На основе обобщения информации представленной 83 субъектами Российской Федерации проанализированы механизмы реализации целевого обучения сквозь призму потребности рынка труда и прогнозирования баланса трудовых ресурсов. Целевая подготовка рассматривается как один из компонентов государственного управления кадровой политикой, который устанавливает четкую взаимосвязь: рынок труда – подготовка кадров. В этой связи базовый заказ на подготовку кадров формируется исходя из структуры региональных экономик. В качестве примера, в статье показывается разность подходов к формированию кадровой в сфере образования и здравоохранения, что находит отражение в дифференциации подходов к подготовке кадров. В частности, рассматривается аналитика закрытия мест на целевое обучение в образовательных организациях высшего образования. В статье выявлены причины незакрытия целевых мест при стабильной потребности регионов в кадрах. Констатируются риски правоприменительной практики и предложения регионов по оптимизации работы механизма целевого обучения. Дальнейшее совершенствование института целевого обучения видится авторам в создании и закреплении на федеральном уровне нормативно-правового механизма контроля за исполнением сторонами обязательств, а также регламентация мер социальной поддержки обучающихся. В рамках осуществления кадровой политики региона, привлечения рабочих кадров в отдаленные населенные пункты целесообразно рассмотреть вопросы закрепления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за регионами. Кроме того отмечается необходимость создания федерального цифрового ресурса (комплексной электронной базы данных) целевого обучения. Данные меры будут способствовать прозрачности и полноте исполнения договорных отношений между заказчиком и абитуриентом в рамках реализации кадровой политики регионов с использованием механизма целевого обучения.

   
Ключевые слова:

целевое обучение, законодательство, подготовка кадров, прогноз потребности в кадрах, риски, педагогические кадры, медицинские кадры

   
Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек.2012 № 273 (в ред. от 03.08.2018) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 53, ч. 1. – Ст. 7598; 2018. – № 32, ч. 2. – Ст. 5130.

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 июн.2014 № 172 (в ред. от 18.07.2019) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 26, ч. 1.– Ст. 3378; 2019. – № 29, ч. 1. – Ст. 3850.
3. О занятости населения в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 19 апр. 1991 № 1032-1 (в ред. от 18.07.2019) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17. – Ст. 1915; 2019. – № 29, ч.1. – Ст. 3850.
4. Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений : пост. Правительства Рос. Федерации от 13 марта 2019 № 261 (в ред. от 30.04.2020) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2019. – № 11. Ст.1145.
5. Об утверждении методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу : приказ Минтруда России от 31 марта 2021 № 191н // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. – 2021.
6. О программе «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 – 2025 годы : распоряж. Правительства РФ от 23 октября 2015 № 2145-р // Собр. Законодательства Рос.Федерации. – 2015. –№ 44. Ст.6169.
7. Козловская М. А., Минаева Н. В. Целевое обучение в практико-ориентированной подготовке в медицинском вузе // Медицинское образование в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. РОСОМЕД-Урал : материалы учебно-методической конференции / Пермский национальный исследовательский политехнический университет. – Пермь. – 2021. – С. 150-154.
8. Туркевич А. Л., Ходырев П. М. Изменения порядка приема в вузы России: современные тенденции // Классический университет: история и современность : материалы II-й Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию Удмуртского государственного университета / Издательский дом «Удмуртский университет». – Ижевск. – 2021. – С. 275-282.
9. Константинова Е. В. Современные и классические подходы к финансированию целевых договоров на обучение студентов высших учебных заведений // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2019. – № 2 (172). – С. 9-16.
10. Майкова О. М., Кондратенко Е. В. Региональная модель целевого обучения и контрактного трудоустройства: организационно-управленческие условия реализации // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – T.13, № 1 (33). – С. 17-23.
11. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Соснин, Э. А. Целевое обучение как целенаправленная система деятельности // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 3. – С. 35-49. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-35-49
12. Путило Н. В. Целевой прием в вузы: история, вопросы и новые перспективы / В.В. Насонкин. – Текст: непосредственный // Ежегодник Российского образовательного законодательства. – 2016. – Т. 11. – С. 30-51.

   
English version:

NEW APPROACHES IN THE ORGANIZATION OF TARGETED EDUCATION: INNOVATIONS IN LEGAL REGULATION AND RISKS OF LAW ENFORCEMENT

 

Gil Alexandra Yurievna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof. of the Depart. of Cultural Studies, Theory and History of Culture at the Institute of Arts and Culture, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia.
Konovalov Vyacheslav Vasilyevich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of the Depart. of State and Municipal Management of the Institute of Economics and Management of the National Research Tomsk State University; Ass. Prof. of the Depart. of Economics of the Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russia.

 

Keywords: targeted training, legislation, personnel training, forecast of personnel needs, risks, teaching staff, medical staff.

 

Abstract. The article presents an analysis of legislative changes in the framework of the implementation of the mechanism of targeted training in educational institutions of higher and vocational education. Based on the generalization of information provided by 83 subjects of the Russian Federation, the mechanisms of implementing targeted training through the prism of the needs of the labor market and forecasting the balance of labor resources are analyzed. Targeted training is considered as one of the components of public administration of personnel policy, which establishes a clear relationship: the labor market – training. In this regard, the basic training order is formed based on the structure of regional economies. As an example, the article shows the difference in approaches to the formation of personnel in the field of education and health, which is reflected in the differentiation of approaches to personnel training. In particular, the analysis of the closure of places for targeted training in educational institutions of higher education is considered. The article identifies the reasons for the non-closure of target places with a stable need for personnel in the regions. The risks of law enforcement practice and regional proposals for optimizing the work of the targeted training mechanism are stated. Further improvement of the institute of targeted training is seen by the authors in the creation and consolidation at the federal level of a regulatory mechanism for monitoring the fulfillment of obligations by the parties, as well as the regulation of social support measures for students. As part of the implementation of the personnel policy of the region, attracting workers to remote settlements, it is advisable to consider the issues of fixing the admission quota for targeted training in educational programs of higher education for the regions. In addition, it is noted that there is a need to create a federal digital resource (a comprehensive electronic database) for targeted training. These measures will contribute to the transparency and completeness of the contractual relationship between the customer and the applicant in the framework of the implementation of the personnel policy of the regions using the targeted training mechanism.

   
 For citation:

Gil, A.Yu., Konovalov, V.V. (2023) New approaches in the organization of targeted education: innovations in legal regulation and risks of law enforcement. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 6 (100) (in Russian)

 

К содержанию»