Рубрика: | ЭКОНОМИКА ТРУДА |
Коды JEL: | J24 |
DOI: | 10.26088/2226-0226-2023-13-6-937-952 |
Для цитирования: |
Остапенко И. Н., Ремесник Е. С. Информационные технологии в образовании как фактор развития человеческого капитала // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 6 (100). |
Авторы: |
Остапенко Ирина Николаевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Бизнес-информатика и математическое моделирование», физико-технический институт, ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр-кт Академика Вернадского, 4.
Тел.: (978) 543-48-99 |
Реферат: |
В статье рассмотрена существующая концепция человеческого развития, предполагающая не только экономический рост, но и уровень жизни людей в целом, продолжительность и качество жизни, возможность использовать и развивать человеческий капитал. В исследовании нашли вопросы трансформации образовательной деятельности как основы развития человеческого капитала. Акцент в работе сделан на то, что в настоящее время получают высшее образование разные поколения, которых сегодня в научных исследованиях описано не менее пяти, то все они должны иметь возможность к доступному качественному образованию на необходимом уровне. Проанализированы статистические данные о численности обучающихся по всем видам образовательных программ в стране за 2022 год, согласно данным более 30 млн. граждан обучаются по определенным программам, большая часть из них является моложе трудоспособного населения; более 8 млн. граждан получают дополнительное профессиональное образование либо повышают квалификацию. Исследована хронология поколений с учетом социально-экономических особенностей России, составлено статистическое распределение населения по поколениям в России. Проанализировано влияние цифровизации на изменения в обучении каждого поколения. Исследования возможностей информационных технологий через призму поколений позволит сделать процесс обучения более эффективным. Для обоснования выбора и своевременной коррекции образовательной технологии с использованием цифровых инструментов или перехода на более совершенную технологию дана краткая характеристика некоторых образовательных технологий. Авторы полагают, что в цифровых реалиях преподаватели для любых поколений и на всех уровнях должны осуществить пересмотр технологий обучения с целью внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных инструментов. В статье рассмотрены некоторые удобные в использовании для образовательного процесса цифровые инструменты, представлены их характеристики и возможности. |
Ключевые слова: |
теория поколений, образование, цифровые технологии, информационные технологии, сквозные технологии, цифровые инструменты |
Список литературы: |
1. Авдеева Д. А. Показатели человеческого капитала в исследованиях экономического роста: обзор // Экономический журнал ВШЭ. – 2022. – № 26 (2). – С. 240–269. DOI: 10.17323/1813-8691-2022-26-2-240-269 2. Индекс человеческого развития // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_человеческого_развития (дата обращения: 04.10.2023) |
English version: |
INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION AS A FACTOR OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT
Ostapenko Irina Nikolaevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the Depart. of Business Informatics and Mathematical Modeling, Institute of Physics and Technology, Crimean Federal University name after V.I. Vernadsky, Simferopol, Russia. Keywords: theory of generations, education, digital technologies, information technologies, end-to-end technologies, digital tools.
Abstract. The article examines the existing concept of human development, which assumes not only economic growth, but also the standard of living of people in general, the duration and quality of life, the ability to use and develop human capital. The study found the issues of transformation of educational activities as the basis for the development of human capital. The emphasis in the work is on the fact that different generations are currently receiving higher education, of which at least five are described in scientific research today, then all of them should be able to access affordable quality education at the required level. Statistical data on the number of students in all types of educational programs in the country for 2022 were analyzed, according to data, more than 30 million citizens are enrolled in certain programs, most of them are younger than the working-age population; more than 8 million citizens receive additional professional education or upgrade their qualifications. The chronology of generations has been studied, taking into account the socio-economic characteristics of Russia, and the statistical distribution of the population by generation in Russia has been compiled. The impact of digitalization on changes in the learning of each generation is analyzed. Exploring the possibilities of information technology through the prism of generations will make the learning process more effective. To justify the choice and timely correction of educational technology using digital tools or the transition to a more advanced technology, a brief description of some educational technologies is given. The authors believe that in digital realities, teachers for all generations and at all levels should review learning technologies in order to introduce the latest information and communication technologies and digital educational tools. The article discusses some convenient digital tools for the educational process, presents their characteristics and capabilities. |
For citation: |
Ostapenko, I.N., Remesnik, E.S. (2023) Information technologies in education as a factor of human capital development. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 6 (100) (in Russian) |