Рубрика: | ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Коды JEL: | L81 |
DOI: | 10.26088/2226-0226-2023-13-6-897-906 |
Для цитирования: |
Комарова А. И. Инновационные тренды в развитии оптово-розничной торговли // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 6 (100). |
Авторы: |
Комарова Анастасия Игоревна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Мировая экономика», Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции: Таджикистан, 734700, г. Худжанд, ул. Ленина, 169.
Тел.: +992 (3422) 6-03-21 |
Реферат: |
В современных условиях экономического развития инновации становятся ключевым фактором успеха предприятий. Возрастающая конкуренция, новые торговые форматы, высокие требования потребителей создают новые сложности и, в то же время, возможности для развития предприятий оптово-розничной торговли. Внедрение инноваций позволяет повысить конкурентоспобность, устойчивость предприятия, удовлетворять потребности потребителей на более высоком уровне. В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на трансформационные процессы предприятий торговли, выявлены ключевые из них, которые определяют модель ведения бизнеса. Рассматривается изменение спроса потребителей в сфере оптовой и розничной торговли, в частности, увеличение потребности в “зеленых”, цифровых технологиях и другие. Автором исследованы основные современные технологии, такие как блокчейн, искусственный интеллект, роботизация, виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR), интернет вещей, расширенная реальность (XR) и метавселенные, которые в большей или меньшей степени внедряются инновационными торговыми предприятиями. Также отражены основные тренды в сфере торговли: персонализация, автоматизация процессов, многоканальная торговля, анализ больших данных с помощью средств машинного обучения, обеспечение устойчивого развития, создание экосистем и другие. Проведено сравнение трех торговых форматов: традиционная торговля, электронная торговля и торговля в метавселенных. В статье исследуются новые модели ведения бизнеса в сфере торговли, в частности, XaaS (всё как услуга), а также анализируется их влияние на различные бизнес-процессы предприятий. Более того, отражены ключевые проблемы, связанные с внедрением инноваций в оптово-розничной торговле. |
Ключевые слова: |
инновации в оптовой торговле; инновации в розничной торговле, инновации в оптово-розничной торговле; электронная коммерция, торговля в метавселенных, автоматизация торговли, XaaS в торговле, цифровизация торговли, интернет вещей |
Список литературы: |
1. Красюк И. А., Бахарев В. В., Медведева Ю. Ю. Инновационные решения в розничной торговле // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 3 (21). 2. Лесникова Э. П., Максимова Т. И., Нечаева С. Н., Трунова Е. Б. Особенности коммерческой и инновационной деятельности в оптовой торговле // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. – 2018. – № 1. |
English version: |
INNOVATIVE TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF WHOLESALE AND RETAIL TRADE
Komarova Anastasia Igorevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the Depart. of World Economy, Institute of Economics and Trade of the Tajik State University of Commerce, Khujand, Tajikistan. Keywords: innovations in wholesale trade; innovations in retail trade, innovations in wholesale and retail trade; e-commerce, trade in metaverses, trade automation, XaaS in trade, digitalization of trade, Internet of things.
Abstract. In modern conditions of economic development, innovation is becoming a key factor in the success of enterprises. Increasing competition, new trade formats, and high consumer demands create new difficulties and, at the same time, opportunities for the development of wholesale and retail enterprises. The introduction of innovations makes it possible to increase the competitiveness, sustainability of the enterprise, and meet the needs of consumers at a higher level. The article examines the factors influencing the transformation processes of trade enterprises, identifies the key ones that determine the business model. The article considers changes in consumer demand in the wholesale and retail trade, in particular, an increase in the need for “green", digital technologies and others. The author has studied the main modern technologies such as blockchain, artificial intelligence, robotics, virtual (VR) and augmented reality (AR), the Internet of Things, augmented reality (XR) and metaverses, which are more or less being implemented by innovative trading enterprises. The main trends in the field of trade are also reflected: personalization, process automation, multi-channel trading, big data analysis using machine learning tools, ensuring sustainable development, creating ecosystems and others. Three trade formats are compared: traditional trade, electronic trade and trade in metaverses. The article explores new business models in the field of trade, in particular, XaaS (everything as a service), and analyzes their impact on various business processes of enterprises. Moreover, the key problems related to the introduction of innovations in wholesale and retail trade are reflected. |
For citation: |
Komarova, A.I. (2023) Innovative trends in the development of wholesale and retail trade. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 6 (100) (in Russian) |