Рубрика: | ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА |
Коды JEL: | Q13, С10 |
DOI: | 10.26088/2226-0226-2023-13-6-832-843 |
Для цитирования: |
Ларина Т. Н. Экономико-статистический анализ реализации продукции животноводства в Оренбургской области // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 6 (100). |
Авторы: |
Ларина Татьяна Николаевна, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Статистика и эконометрика» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»; науч. сотр. Оренбургского филиала ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук»: Россия, 460000, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Пионерская, 11.
Тел.: (353-2) 77-22-26 |
Реферат: |
Актуальность темы исследования обусловлена наличием тесной взаимосвязи между процессами повышения экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции и наличием надежных рынков сбыта произведенной продукции. Для отрасли животноводства развитие сбытовой деятельности особенно важно в связи с ограниченными сроками хранения продукции, жесткими санитарными требованиями к ее транспортировке, переработке, утилизации. В статье внимание автора сосредоточено на анализе динамики объемов и каналов реализации продукции животноводства, произведенной в Оренбургской области, как в одном из ведущих регионов-производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия в России. Цель исследования состоит в количественной оценке динамики объема и структуры реализации продукции животноводства за период 2018-2022 гг., в изучении региональных особенностей ценообразования на основные виды продукции животноводства. Методология. Теоретической основой исследования является обобщение научно-практического опыта в сфере формирования и развития агропродовольственного рынка, обеспечения продовольственной безопасности страны, цифровизации сельскохозяйственного производства, представленного в современных публикациях российских и зарубежных ученых. В процессе изучения эмпирических данных использовались статистические методы анализа динамики и структуры, сравнительный анализ. Информационной базой исследования являются данные официального статистического учета, предоставленные Росстатом, Оренбургстатом за 2018-2022 гг., оперативные данные государственной статистики за первое полугодие 2023 г. Результаты. В Оренбургской области за последние 5 лет производство продукции животноводства сократилось, в 2022 г. удалось незначительно увеличить поголовье сельскохозяйственных животных и объемы производства продукции к уровню 2021 г. При этом объем реализации сельскохозяйственными организациями скота и птицы в живом весе в 2022 г. по сравнению с 2018 г. увеличился на 6%, молока – на 7,3%. Но объем реализации яиц пищевых сократился на 5,6%. За рассматриваемый период произошла концентрация реализации сельхозпродукции в «руках» заготовительных организаций, осуществляющих закупки для государственных и муниципальных нужд на основе контрактов. Такой канал реализации, как продажа продукции животноводства предприятиями населению, практически перестал существовать. Выводы. Повышение экономической эффективности сбытовой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, на наш взгляд, связано со стимулированием (государственной поддержкой) развития крупного производства, внедрением цифровых технологий в сферу оптовых продаж сельхозпродукции, развитием потребительской кооперации в АПК. |
Ключевые слова: |
анализ, структура, каналы реализации, продукция животноводства, экономика сельского хозяйства, ресурсы, мясо и мясопродукты, Оренбургская область |
Список литературы: |
1. Быков А. А. Факторы внешней среды, влияющие на состояние и развитие агропродовольственного рынка Сибири // Регион: экономика и социология. – 2020. – № 4 (108). – С. 151-174. DOI: 10.15372/REG20200407. 2. Дусаева А. Х. Современные процессы кооперации и интеграции в АПК: теоретический аспект // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 7 (76). – С. 87-99. DOI: 10.33938/217-87. |
English version: |
ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS OF THE SALE OF LIVESTOCK PRODUCTS IN THE ORENBURG REGION
Larina Tatyana Nikolaevna, Dr. of Econ. Sci., Prof. of the Depart. of Statistics and Econometrics, Orenburg State University; Researcher of the Orenburg branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Orenburg, Russia. Keywords: analysis, structure, sales channels, livestock products, agricultural economics, resources, meat and meat products, Orenburg region.
Abstract. The relevance of the research topic is due to the close relationship between the processes of increasing the economic efficiency of agricultural production and the availability of reliable markets for manufactured products. For the livestock industry, the development of marketing activities is especially important due to the limited shelf life of products, strict sanitary requirements for their transportation, processing, and disposal. In the article, the author's attention is focused on analyzing the dynamics of volumes and sales channels of livestock products produced in the Orenburg region, as one of the leading regions producing agricultural raw materials and food in Russia. The purpose of the study is to quantify the dynamics of the volume and structure of sales of livestock products for the period 2018-2022, to study the regional peculiarities of pricing for the main types of livestock products. Methodology. The theoretical basis of the research is the generalization of scientific and practical experience in the field of formation and development of the agro-food market, ensuring food security of the country, digitalization of agricultural production, presented in modern publications of Russian and foreign scientists. In the process of studying empirical data, statistical methods of analyzing dynamics and structure, comparative analysis were used. The information base of the study is the data of official statistical accounting provided by Rosstat, Orenburgstat for 2018-2022, operational data of state statistics for the first half of 2023. Results. In the Orenburg region, livestock production has decreased over the past 5 years, and in 2022 it was possible to slightly increase the number of farm animals and production volumes to the level of 2021. At the same time, the volume of sales of livestock and poultry by agricultural organizations in live weight in 2022 compared to 2018. it increased by 6%, milk – by 7.3%. But the volume of sales of food eggs decreased by 5.6%. During the period under review, there was a concentration of sales of agricultural products in the "hands" of procurement organizations engaged in procurement for state and municipal needs on the basis of contracts. Such a sales channel as the sale of livestock products by enterprises to the public has practically ceased to exist. Conclusions. In our opinion, the increase in the economic efficiency of the marketing activities of agricultural producers is associated with the stimulation (state support) of the development of large-scale production, the introduction of digital technologies in the field of wholesale sales of agricultural products, the development of consumer cooperation in the agro-industrial complex. |
For citation: |
Larina, T.N. (2023) Economic and statistical analysis of the sale of livestock products in the Orenburg region. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 6 (100) (in Russian) |