НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА РФ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 13, ВЫПУСК 5, 2023

Рубрика: ФИНАНСЫ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Коды JEL: H56, H63, H81
DOI: 10.35679/2226-0226-2023-13-5
   
Для цитирования:

Солдаткин С. Н., Сигов В. О. Государственная региональная долговая политика в контексте экономической безопасности субъекта РФ // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 5 (99).

   
Авторы: 

Солдаткин Сергей Николаевич, канд. экон. наук, доцент, доцент Высшей экономической школы, декан факультета экономики и международных отношений, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»: Россия, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134.
Сигов Владимир Олегович, аспирант, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»: Россия, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134.

 

Тел.: (962) 220-60-92
E-mail: s_soldatkin@mail.ru

   
Реферат: 

В статье проанализировано влияние проводимой субъектом РФ государственной региональной долговой политики на экономическую безопасность субъекта РФ. В качестве важнейшей составляющей экономической безопасности субъекта РФ нами рассматривается бюджетная безопасность, поскольку распределение расходов между бюджетами бюджетной системы РФ, определение источников финансирования бюджетного дефицита и/или погашения долговых обязательств, а также управление долговыми обязательствами публично-правового образования, образующимися в результате осуществления заимствований и предоставления гарантий, относятся к компетенции бюджетной политики. Уточнено ранее данное нами определение эффективной государственной региональной долговой политики с учетом необходимости обеспечения бюджетной безопасности субъекта РФ. Формирование структуры государственного долга субъекта РФ предопределяет качество и эффективность проведения государственной региональной долговой политики, поскольку от структуры долга напрямую зависит стоимость долговых обязательств, а, следовательно, размер необходимых бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долговых обязательств, что непосредственно влияет на бюджетную, а, следовательно, экономическую безопасность субъекта РФ. На основании фактических данных Министерства финансов Российской Федерации об объеме и структуре государственного долга субъектов Российской Федерации выявлены особенности построения структуры долговых обязательств, в том числе соотношение рыночной и нерыночной частей на примере субъектов РФ, являющихся в 2023 году регионами-донорами федерального бюджета. В результате дана оценка степени независимости государственных бюджетов регионов-доноров от федерального бюджета и уровень их бюджетной безопасности. На основании данных рейтингового агентства «РИА Рейтинг» проанализирована динамика долговой нагрузки субъектов РФ на бюджеты регионов-доноров. Выявлено, что рост долговой нагрузки является результатом превышения темпов роста государственных долга субъектов РФ над темпами роста собственных доходов бюджетов, что расценивается нами как фактор снижения экономической безопасности субъектов РФ.

   
Ключевые слова:

бюджетная безопасность, государственный долг субъекта РФ, долговые обязательства, долговая нагрузка, региональная долговая политика, структура долга, экономическая безопасность

   
Список литературы:

1. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 октября 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/subdbt?id_65=304527-obem_i_struktura_gosudarstvennogo_dolga_subektov_rossiiskoi_federatsii_i_dolga_munitsipalnykh_obrazovanii_na_1_oktyabrya_2023_g. (дата обращения: 15.11.2023).
2. О повышении долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Доклад Комиссии Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы» за 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dokladmbo.ru/dokladmbo2022.pdf (дата обращения: 27.11.2023).
3. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 ноября 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/subdbt?id_65=304749-obem_i_struktura_gosudarstvennogo_dolga_subektov_rossiiskoi_federatsii_i_dolga_munitsipalnykh_obrazovanii_na_1_noyabrya_2023_g. (дата обращения: 18.11.2023).
4. Малаховская М. В. Экономическая безопасность: государство, регион, предприятие : монография. – Димитровград : ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2017. – 143 с.
5. Лебединцева Т. М., Лисицына И. В. Региональная экономическая безопасность // Вестник Российского университета кооперации. – 2016. – № 1. – С. 68-71.
6. Буренина Н. Б. Управление региональной экономической безопасностью // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 1. – С. 265-273.
7. Жерновой М. В. Экономическая безопасность ДФО: состояние и проблемы обеспечения // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2013. – № 3. – С. 18-25.
8. Морозов С. И., Асмус О. В., Жигалова О. В. Превентивная система обеспечения экономической безопасности региона // Экономические отношения. – 2019. – Том 9, № 3. – С. 1683-1696. doi: 10.18334/eo.9.3.41060
9. Матвиенко К. В. Стратегия экономической безопасности в системе управления государственной долговой политикой России : спец-ть 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)": автореферат дисс. д-ра экон. наук, Йошкар-Ола. – 2020. – 46 с.
10. Королева М. Л., Терещенко В. С. Долговая политика региона в современных условиях: отдельные проблемные аспекты // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. – 2021. – № 4. – С. 120-127. DOI: 10.6060/ivecofin.2021504.574
11. Сидорова Е. Н., Татаркин Д. А. Оптимизация финансовых потоков регионов как фактор повышения их безопасности // Экономика региона. – 2012. – № 2. – С. 94-104.
12. Жалсапова О. Б., Кораблева А. А. Понятие и сущность финансовой безопасности региона // Актуальные вопросы развития экономики : Материалы международной научно-практической конференции, Омск, 09 декабря 2016 года. – Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2016. – С. 354-358.
13. Ускова Т. В., Копасова С. С. Бюджетная безопасность региона в контексте устойчивого развития // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2008. – № 4. – С. 24-33.
14. Бикметова З. М. Методика оценки бюджетной безопасности региона как составляющей экономической безопасности (на примере Приволжского федерального округа Российской Федерации) // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10, № 5. – С. 1509-1520. doi: 10.18334/epp.10.5.102144
15. Овсянникова М. А. Бюджетная безопасность Смоленского региона: что «говорит» бюджет // Творческое наследие А. С. Посникова и современность. – 2016. – № 10. – С. 166-172.
16. Солдаткин С. Н. Оценка эффективности государственной региональной долговой политики (на примере субъектов РФ, входящих в ДФО) // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2019. – № 1. – С. 59-66.
17. Солдаткин С. Н. Особенности формирования структуры государственных долговых обязательств субъектов Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3 (152). – С. 638-642. – DOI 10.34925/EIP.2023.152.3.120.
18. Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки – итоги 9 месяцев 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/images/63025/22/630252233.pdf (дата обращения: 24.11.2023).
19. Показатели уровня долговой нагрузки субъектов РФ – итоги 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru///images/63023/64/630236498.pdf. (дата обращения: 24.11.2023).

   
English version:

STATE REGIONAL DEBT POLICY IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SECURITY OF THE CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Soldatkin Sergey Nikolaevich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the Higher School of Economics, Dean of the Faculty of Economics and International Relations, Pacific State University, Khabarovsk, Russia.
Sigov Vladimir Olegovich, postgraduate, Pacific State University, Khabarovsk, Russia.

 

Keywords: budget security, public debt of the Russian Federation, debt obligations, debt burden, regional debt policy, debt structure, economic security.

 

Abstract. The article analyzes the impact of the state regional debt policy pursued by the subject of the Russian Federation on the economic security of the subject of the Russian Federation. As the most important component of the economic security of a constituent entity of the Russian Federation, we consider budgetary security, the possibility of allocating expenditures between budgets of the budgetary system of the Russian Federation, determining sources of financing budget deficits and/or repayment of debt obligations, as well as managing debt obligations of a public legal entity formed as a result of borrowing and providing guarantees, fall within the competence of budgetary policy. Earlier data on the definition of an effective state regional debt policy have been clarified, taking into account the need to ensure the budgetary security of the subject of the Russian Federation. The formation of the structure of the state debt of a constituent entity of the Russian Federation determines the quality and effectiveness of the state regional debt policy, the cost of debt obligations directly depends on the debt structure, and, as a result, the amount of necessary budget allocations for servicing and repayment of debt obligations, which directly affects the budget, and, as a result, the economic security of the constituent entity of the Russian Federation. Based on the actual data of the Ministry of Finance of the Russian Federation on the object and structure of the public debt of the subjects of the Russian Federation, the features of building the structure of debt obligations, including the ratio of market and non-market parts, are revealed on the example of the subjects of the Russian Federation, which in 2023 will become donor regions of the federal budget. As a result, an assessment of the degree of independence of the state budgets of the donor regions from the federal budget and the level of their budgetary security is given. Based on the data of the RIA Rating rating agency, the dynamics of the debt burden of the subjects of the Russian Federation on the budgets of donor regions is analyzed. It has been established that the growth of the debt burden is the result of an excess of the growth rate of the state debt of the subjects of the Russian Federation over the growth rate of their own budget revenues, which is regarded by us as a factor in reducing the economic security of the subjects of the Russian Federation.

   
 For citation:

Soldatkin, S.N., Sigov, V.O. (2023) State regional debt policy in the context of economic security of the subjects of the Russian Federation. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 5 (99) (in Russian)

 

К содержанию»