НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 12-2013

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

 Щетинина Елена Борисовна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Коррекционная педагогика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: ebp1976@mail.ru

 Аннотация. В статье описываются данные исследований, показывающих какие трудности студенты с ограниченными возможностями здоровья испытывают в процессе интеграции в образовательную среду вуза, а также говорится о необходимых направлениях их психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда вуза, психолого-педагогическое сопровождение, социальная интеграция.

 Psychological-pedagogic support of students with limited health capabilities as the condition of their social integration

 Schetinina Elena Borisovna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of “Correctional pedagogy” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 Keywords: students with limited health capabilities, educational environment of a higher educational institution, psychologicalpedagogic support, social integration.

 The work describes research data which shows what challenges may be encountered by students with limited health capabilities in the process of their integration into the educational environment of a higher educational institution and talks about the necessary directions of their psychological-pedagogic support.

  

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 Скворцова Вероника Олеговна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Коррекционная педагогика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: skver74@mail.ru

 Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания модели социально ориентированной программы абилитации нетипичного дошкольника, основанной на принципах социоэкологического конструирования. Автором предлагается модель индивидуальной программы абилитации с целью создания среды развития ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствующей эффективному освоению социального пространства, адаптации и полноценной жизнедеятельности.

Ключевые слова: абилитация, коррекция, адаптация, специальное образование, дети с отклонениями в развитии, социальное пространство.

 Social aspects of correctional programs for children with developmental disorders

 Skvortsova Veronika Olegovna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of “Correctional pedagogy” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 Keywords: habilitation, correction, adaptaion, special education, children with developmental disorders, social space.

 The article substantiates the necessity of creating a model of socially oriented program of habilitating a non-typical preschooler which is based on the principles of socio-ecological design. The author suggests the model of an individual habilitation program aimed at creating the environment for the development of a child with limited intellectual capabilities which aids the efficient mastering of social space, adaptation and full life.

 

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ МИРОПОНИМАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСТОРИЯ»)

 Филиппова Татьяна Владимировна, ассистент, аспирант кафедры «Педагогика и социальная работа», ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»: Россия, 180760, г. Псков, пл. Ленина, 2.

 Тел.: (921) 116-07-49

E-mail: Filippovahistory@gmail.com

 Аннотация. В статье выделены критерии и показатели процесса становления миропонимания старших школьников средствами гуманитарного знания. Обоснованы уровни сформированности миропонимания старших школьников.

Ключевые слова: миропонимание, мировоззрение, гуманитарное знание, образовательная область.

 Pedagogic measurements of the process of world view formation in high school students with the help of humanities (based on “History” educational sphere)

  Filippova Tatiana Vladimirovna, assistant lecturer, postgraduate student of “Pedagogics and social work” department, Pskov State university. Russia.

 Keywords: world view, world outlook, humanities, educational sphere.

 The article singles out the criteria and indicators of the process of world view formation in high school students with the help of humanities. It substantiates the levels of world view formation in high school students.

  

ФИЛОЛОГИЯ

 

«ТЕЛО», «СЕРДЦЕ» И «ДУША» В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ РАННЕГО В. МАЯКОВСКОГО

 Комаров Константин Маркович, аспирант кафедры «Русская литература XX–XXI вв.», ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»: Россия, 620002, г. Екатеринбург, просп. Мира, 19.

 Тел.: (343) 374-12-15

Е-mail: poetezis@mail.ru

 Аннотация. В статье анализируется специфика экспликации категории телесности в концептуальных для раннего творчества В. Маяковского словообразах «души» и «сердца», особенности и парадоксы взаимопроникновения телесного и духовного в процессе их текстуализации, формирующие в значительной степени целостность художественного мира поэта и индивидуальность его лирического субъекта.

Ключевые слова: телесное и духовное, душа, сердце, трансформация, материализация.

 

“Body”, “heart” and “soul” in the image system of early V. Mayakovsky

 

Komarov Konstantin Markovich, postgraduate student of “Russian literature of the XX–XXI cent.” department, Ural Federal university named after the first President of Russia B. N. Eltsyn. Russia.

 

Keywords: body and soul, spirit, heart, transformation, materialization.

 

The article analyzes the specific features of еxplication of the category of physicality in the word images of “soul” and “heart”, which are conceptual for the early work of V. Mayakovsky. It studies the specific features and paradoxes of the interpenetration of body and soul in the process of their textualization which form, to a significant degree, the integrity of the poet’s creative world and the individuality of his lyrical subject.

 

 

МОДИФИКАЦИИ «ТЕЛЕСНОСТИ» В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО

 

Комаров Константин Маркович, аспирант кафедры «Русская литература XX–XXI вв.», ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»: Россия, 620002, г. Екатеринбург, просп. Мира, 19.

 

Тел.: (343) 374-12-15

Е-mail: poetezis@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается функционирование телесной образности в дореволюционной лирике В. Маяковского в контексте футуристической и общеавангардной концепции тела. Выделяются отдельные парадигмы телесных образов у раннего Маяковского: «тело» лирического героя, «тело» мира, обывательское «тело», «тело» вещи и т. д. Ставится проблема роли «телесности» в формировании целостного образа лирического субъекта.

Ключевые слова: телесность, концепция тела, парадигма телесных образов, телесная метафорика.

 

Modifications of “physicality” in the early works of V. Mayakovsky

 

Komarov Konstantin Markovich, postgraduate student of “Russian literature of the XX–XXI cent.” department, Ural Federal university named after the first President of Russia B. N. Eltsyn. Russia.

 

Keywords: physicality, concept of body, paradigm of bodily images, body metaphors.

 

The work studies the functioning of body imagery in the pre-revolutionary lyrics of V. Mayakovsky in the context of futuristic and general vanguard body concept. It singles out separate paradigms of body images in early Mayakovsky’s works: the “body” of the lyrical subject, the “body” of the world, everyman’s “body”, the “body” of a thing, etc. The work poses the problem of the role of “physicality” in the formation of an integral image of the lyrical subject.

 

 

МОТИВ РАЗЛАДА В ПОВЕСТИ «ИВАН ФЕДОРОВИЧ ШПОНЬКА И ЕГО

ТЕТУШКА»

 

Трухина Мария Викторовна, аспирант кафедры «Общее литературоведение и журналистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: maruska-08@yandex.ru

 

Аннотация. Статья рассматривает реализацию мотива разлада в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька» на лексическом и сюжетном уровнях. Детально анализируется латентный конфликт Шпоньки и Сторченко, а также внутренний разлад Ивана Федоровича. Особое внимание автор статьи уделяет образам Григория Сторченко и Василисы Кашпоровны – тетушки Ивана Федоровича.

Ключевые слова: разлад, гармония, мотив, повесть, Гоголь, конфликт.

 Motive of dissent in the story “Ivan Fyodorovich Shponka and his aunt”

 

Trukhina Maria Viktorovna, postgraduate student of “General literature studies and journalism” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 Keywords: dissent, harmony, motive, story, Gogol, conflict.

 The article examines the realization of the motive of dissent in N. V. Gogol’s story “Ivan Fyodorovich Shponka” on lexical and plot levels. It analyzes in detail the latent conflict between Shponka and Storchenko, as well as Ivan Fyodorovich’s internal dissent. Special attention is given to the images of Grigory Storchenko and Vasilisa Kashporovna – Ivan Fyodorovich’s aunt.

 

 СТОЛКНОВЕНИЕ СКАЗОЧНОГО И ПОЛИТКОРРЕКТНОГО ДИСКУРСОВ В СВЕТЕ КРИТИЧЕСКОГО ДИСКУРС-АНАЛИЗА

 Угланова Елизавета Александровна, аспирант кафедры «Теория языка и переводоведение», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»: Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.

 Тел.: (911) 117-95-38

Е-mail: elle316@mail.ru

 Аннотация. В статье ставится задача описать политкорректность, а также эффективность ее появления, как общество отреагировало на введение термина. Также на практике описан общедоступный способ критического моделирования дискурса, при помощи которого появилась возможность выразить протест в политкорректных сказках, которые будут рассмотрены ниже.

Ключевые слова: дискурс, критическое моделирование дискурса, дискурс-анализ, политкорректность, критическая лингвистика, категория.

 Clash of fairy-tale and politically correct discourses in the light of critical discourse analysis

 Uglanov Elizaveta Aleksandrovna, postgraduate student of “Language theory and translation studies” department, St. Petersburg university of economics and finance. Russia.

 Keywords: discourse, critical modeling of discourse, discourse-analysis, political correctness, critical linguistics, category.

 The goal of the article is to describe political correctness, as well as the efficiency of its appearance and the way society has reacted to the introduction of the term. It also describes in practice the popular method of critical modeling of discourse which makes it possible to express protest in politically correct fairy tales analyzed below.

  

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВОКАТИВНЫЕ ФОРМЫ КАЗАХСКИХ АНТРОПОНИМОВ

 Тлеубердиев Болат Макулбекович, д-р филол. наук, профессор, декан филологического факультета, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, просп. Тауке-хана, 5.

Ниетбайтеги Казына Абенкызы, канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык и литература», Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160012, г. Шымкент, просп. Тауке-хана, 5.

 Тел.: (872-5) 231-43-26

Е-mail: sanen-04@mail.ru

 Аннотация. В статье рассматриваются специфические гипокористические формы казахских личных имен, употребляющиеся в функции обращения. Описаны внутриязыковые и экстралингвистические факторы их функционирования, а также многообразие эмоциональных, экспрессивных коннотаций, выражаемых формами вокативов в зависимости от сферы употребления. Охарактеризованы национально-культурные особенности использования традиционных форм именования в казахском социуме.

Ключевые слова: антропонимия, личные имена, гипокористики, диминутивы, вокативы, экспрессия.

 Specific vocative forms of Kazakh anthroponims

 Tleuberdiev Bolat Makulbekovich, Dr. of Phil. Sci., Prof. dean of philological faculty, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. The Republic of Kazakhstan.

Nietbaytegi Kazyna Abenkyzy, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian language and literature” department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. TheRepublic of Kazakhstan.

 Keywords: anthroponimy, personal names, hypocoristics, diminutives, vocatives, expression.

 The article examines the specific hypocoristic forms of Kazakh personal names used in the address function. It describes intra- and extralinguistics factors of their functioning and the diversity of emotional, expressive connotations expressed by vocative forms depending on the sphere of usage. The study characterizes the national-cultural specific features of the usage of traditional name forms in Kazakh society.

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОТИВ КАК ОСНОВА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

 Мишкинова Лариса Ивановна, преподаватель методики русского языка, ГАОУ СПО Новосибирской обл. «Куйбышевский педагогический колледж»: Россия, 632387, Новосибирская обл., г. Куйбышев, ул. Папшева, 9.

 Тел.: (383-6) 25-16-28

Е-mail: pedkolledg@online.sinor.ru

 Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования орфографической грамотности младших школьников. Актуальность данной работы не вызывает сомнения, поскольку проблема орфографической грамотности является одной из наиболее важных не только для младших школьников, но и для выпускников. Основы грамотности закладываются в начальной школе, поэтому автор обращается к вопросам методики обучения русскому языку в данном звене школы. Предлагается оригинальная идея, способствующая повышению эффективности обозначенного направления в работе. Эмоциональный мотив, создаваемый детской песней, рассматривается как органичная часть традиционной модели процесса формирования орфографической грамотности.

Ключевые слова: процесс формирования орфографической грамотности, эмоциональный мотив, зрительно-слуховое, речедвигательное восприятие.

 Emotional motive as the basis of ort hographic literacy

 Mishkinova Larisa Ivanovna, teacher of Russian language methodology, Kuibyshev pedagogic college. Russia.

 Keywords: process of orthographic literacy formation, emotional motive, visualauditory, speech-motor perception.

 The article is dedicated to the problem of forming orthographic literacy in primary school students. The work is doubtlessly topical, since the problem of orthographic literacy is one of the most important ones not only for primary school students, but for graduates as well. The foundations of literacy are laid in primary school, so the author addresses the problems of the methodology of Russian language teaching at this school level. The work suggests an original idea which helps to increase the efficiency of this direction of work. The emotional motive created by a children’s song is viewed as an integral part of the traditional model of the process of orthographic literacy formation.