Рубрика: | ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА |
Коды JEL: | Е02, P13, Q13 |
DOI: | 10.35679/2226-0226-2023-13-3 |
Для цитирования: |
Бурлаков В. Б. Институциональные аспекты управления развитием сельскохозяйственной потребительской кооперации // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 3 (97). |
Авторы: |
Бурлаков Владимир Борисович, канд. экон. наук, доцент, вед. науч. сотр. лаборатории стратегии развития институциональной среды агропромышленного комплекса, ФГБУН ФИЦ «Саратовский научный центр Российской академии наук»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Московская, 94.
Тел.: (845-2) 26-24-26 |
Реферат: |
Опыт практически всех ведущих экономик мира свидетельствует об исключительной важности вертикальной кооперации в обеспечении эффективного развития сельскохозяйственной отрасли. Однако по прошествии более четверти века периода своего становления влияние современного российского аналога данной формы в лице сельскохозяйственной потребительской кооперации на сферу отечественного аграрного производства в лучшем случае является малозаметным. Основные причины данного положения кроются в несовершенстве и неэффективности институциональной составляющей управления кооперативным сектором. Вводимые в действие отдельные положения законодательных актов нередко противоречат друг другу, а иногда и сущностным основам кооперации. Имеют место случаи отсутствия согласованности управленческих решений, принимаемых различными структурами исполнительной власти, случаи бессвязности реализуемых мер на федеральном и региональном уровне и т.д. Классификация институтов управления сельскохозяйственной потребительской кооперации на основе предложенного методологического подхода, сочетающего их группирование по характеру воздействия на стимулы и способу функционирования, может быть полезна в качестве инструмента анализа и оценки эффективности данных институтов. Определены критерии полезности институтов управления кооперативным сегментом экономики, обобщённым показателем которой является направленность на создание благоприятных условий для реализации преимуществ формы, обусловленных её сущностными основами. Аргументирована целесообразность привлечения к реальному управлению развитием кооперации органов кооперативного самоуправления, включающего в числе прочего делегирование им некоторых функций, в том числе в области распределения определённой части бюджетных средств поддержки. Обоснована необходимость разработки теоретических положений о местонахождении и устойчивости разграничительной линии между функциями государственного управлением и кооперативного самоуправления. |
Ключевые слова: |
сельскохозяйственная потребительская кооперация, институты управления |
Список литературы: |
1. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации (Публикация статьи А. В. Чаянова) // Крестьяноведение. – 2019. Т. 4, № 2. – С. 8-56. 2. Александр Ковбас. Кооперация поможет достойно ответить вызовам времени // Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР): официальный сайт. – URL: https://www.akkor.ru (дата обращения 19.04.2023). |
English version: |
INSTITUTIONAL ASPECTS OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION
Burlakov Vladimir Borisovich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Leading Researcher of the Laboratory of Social Development of the Agro-Industrial Complex and Rural Territories, Saratov Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Saratov, Russia. Keywords: agricultural consumer cooperation, management institutions.
Abstract. The experience of almost all the leading economies of the world testifies to the exceptional importance of vertical cooperation in ensuring the effective development of the agricultural sector. However, after more than a quarter of a century of its formation, the influence of the modern Russian analogue of this form in the face of agricultural consumer cooperation on the sphere of domestic agricultural production is at best barely noticeable. The main reasons for this situation lie in the imperfection and inefficiency of the institutional component of the management of the cooperative sector. The individual provisions of legislative acts that are put into effect often contradict each other, and sometimes the essential foundations of cooperation. There are cases of lack of consistency of management decisions taken by various executive structures, cases of incoherence of implemented measures at the federal and regional levels, etc. Classification of management institutions of agricultural consumer cooperation based on the proposed methodological approach, combining their grouping by the nature of the impact on incentives and the way of functioning, can be useful as a tool for analyzing and evaluating the effectiveness of these institutions. The criteria of usefulness of management institutions of the cooperative segment of the economy are defined, the generalized indicator of which is the focus on creating favorable conditions for the realization of the advantages of the form due to its essential foundations. The expediency of involving cooperative self-government bodies in the real management of the development of cooperation, including, among other things, delegating certain functions to them, including in the distribution of a certain part of the budget support funds, is argued. The necessity of developing theoretical provisions on the location and stability of the dividing line between the functions of public administration and cooperative self-government is substantiated. |
For citation: |
Burlakov, V.B. (2023) Institutional aspects of managing the development of agricultural consumer cooperation. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 3 (97) (in Russian) |