НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 13, ВЫПУСК 1, 2023

Рубрика: ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Коды JEL: G02, O16
DOI: 10.35679/2226-0226-2023-13-1
   
Для цитирования:

Куликова Н. Р., Даньшина В. В. Теоретические аспекты повышения финансовой грамотности населения в контексте инновационной экономики // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 1 (95).

   
Авторы: 

Куликова Наталия Рашидовна, аспирант, ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»: Россия, 445020, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
Даньшина Варвара Владимировна, д-р экон. наук, доцент, профессор департамента магистратуры (бизнес-программ), ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»: Россия, 445020, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.

 

Тел.: (987) 385-29-19
E-mail: vintag@yandex.ru

   
Реферат: 

Финансовую грамотность необходимо изучать на протяжении всей жизни из-за постоянно меняющихся условий, большого информационного потока, постоянных инновационных изменений. Такая динамика может породить как сопротивление, так и принятие населением новых возможностей и рисков. Для снятия сопротивления объективно важно построение целой системы формирования компетенций в области финансовой грамотности, начиная с сферы образования, где закладываются основы понимания финансовой грамотности. К сожалению, как показывает практика, для многих людей характерно нежелание учиться и повышать свой уровень финансовой грамотности до того, как будет совершена серьезная ошибка. Это еще раз подтверждает актуальность повышения финансовой грамотности. Разработка нового понимания системы повышения финансовой грамотности должна быть основана на исследовании сложившейся теоретической базы и определении соответствующих реалиям методов и инструментов формирования и развития финансовых компетенций, а также приоритетов в оценке их результативности. Здесь целесообразным может стать применение системы сбалансированных показателей, которая позволяет оценивать и управлять процессом повышения уровня финансовой грамотности путем определения ключевых показателей успеха формирования и развития финансовой компетентности населения, а значит и экономики в целом. Такой инновационный для данной сферы подход, основанный на внедрении сбалансированной системы показателей оценки уровня финансовой грамотности, позволит повысить уровень финансовой грамотности населения, будет способствовать принятию более обоснованных финансовых решений, управляя личными финансами. Если финансовая грамотность населения будет расти, то российский рынок будет менее подвержен спонтанному поведению населения, а экономика станет более стабильной. Грамотные инвестиции и разумное управление личными финансами могут стать тем фактором, который будет стимулировать развитие российской экономики.

   
Ключевые слова:

финансовая грамотность, подходы к повышению финансовой грамотности, инновационная экономика, инновационный стратегический подход, система сбалансированных показателей

   
Список литературы:

1. Паатова М. Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 173-175.

2. Гарцуева Е. В. Финансовая грамотность индивида - условие его успехов в рыночной экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2017. – № 38. – С. 91-105.
3. Подболотова М. И., Демина Н. В. Финансовая грамотность как компетентность выпускника общеобразовательной школы: структура и содержание // Академический вестник. – 2014. – № 1 (14). – С. 10-16.
4. Новожилова Н. В. Финансовая грамотность школьников // Народное образование. – 2018. – № 1-2. – С. 88-96. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-shkolnikov.
5. Вендина А. А., Чечулина М. А. Практико-ориентированный подход в обучении решению финансовых задач // European research. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-resheniyu-finansovyh-zadach.
6. Кокорев А. С., Закарян М. С. Формирование финансовой грамотности и экономической культуры населения // Образование и право. – 2022. – № 4. – С. 210-214.
7. Никитина Т. В., Дембинскайте В. С., Скалабан М. П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – С. 78-83. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-i-ee-determinanty.
8. Брехова Ю. В., Алмосов А. П. Международный опыт повышения финансовой грамотности // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6-2 (59-2). – С. 795-798.
9. Петрова С. Ф., Борисова С. С., Васильева Н. П. Современные подходы финансового образования учащихся общеобразовательных школ // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – С. 217-220. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-finansovogo-obrazovaniya-uchaschihsya-obscheobrazovatelnyh-shkol/viewer
10. Судакова А. Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. – 2017. – Т. 23, № 26. – С. 1563-1582.
11. Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А. [и др.]. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 452-456.
12. Бадокина Е. А., Некрасова Г. А. Обучение грамотному финансовому поведению в цифровой среде // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 318-320.
13. Кокорев Р., Кудряшова Е., Лаврентьева О., Подругина А., Солодухина А., Табах А., Трухачев С. Учебное пособие по финансовой грамотности. – Режим доступа: https://finuch.ru/lectures/8106
14. Левин А. Что такое финансовая грамотность – основы для начинающих + ТОП – 9 советов, с чего начать изучение финансовой грамотности. – Режим доступа: https://biznesmenam.com/informatsiya/chto-takoe-finansovaja-gramotnost-osnovy-dljanachinajushhih.html
15. Швецова И. Н. Финансово-экономическая оценка эффективности и результативности защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей : сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 107-111.
16. Зеленцова А. В., Демидов Д. Н., Блискавка Е. А. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. – Центр исследований платежных систем и расчетов, 2012. – 190 с.
17. Диго С. Н. Границы полезности финансовой грамотности населения // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2015. – № 2. – С. 13.
18. Захарова Ж. Ж. Проблемы повышения финансовой грамотности курсантов военных вузов / В сб.: От синергии знаний к синергии бизнеса: цифровая трансформация. – Омск, 2020. – С. 322-325.
19. Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. – Т. 20, № 2. – C. 77-90.
20. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Электронный текст]. Режим доступа: http://ml.miit-ief.ru/Методическая%20литература%20кафедры%20Экономика%20и%20управление%20на%20транспорте/Нортон,%20Каплан%20-%20Монография.Система%20сбалансированных%20показателей%20.pdf

   
English version:

THEORETICAL ASPECTS OF THE OBJECTION OF FINANCIAL LITERACY GENEALOGY IN THE CONTEXT OF AN INNOVATIVE ECONOMY

 

Kulikova Natalia Rashidovna, Postgraduate, Tolyatti State University, Togliatti, Russia.
Danshina Varvara Vladimirovna, Dr. of Econ. Sci., Ass. Prof., Prof. of the Depart. of Magistracy (Business Programming), Tolyatti State University, Togliatti, Russia.

 

Keywords: financial literacy, approaches to the history of financial literacy, innovative economics, innovative strategic approach, balanced testimony system.

 

Abstract. Financial literacy is an impossibility to find throughout the world due to the pedestal changing condition, great information potential, post-innovative changes. Such dynamics can lead to the fact that both the resistance and the introduction of new opportunities and risks. To remove the protection, it is objectively necessary to establish the purpose of the system of competence formation in the field of financial literacy, starting with the spheres of education, gde are sealed with the foundations of understanding financial literacy. As practice shows, for many people, the character does not want to get along and lead his first half of a financial letter before a serious mistake is created. This once again supports the relevance of the history of financial literacy. The development of a new system of gradually selected literacy should be started on a research database and definitions of appropriate methods and instrumental data formations, as well as priorities in the list of assessment methods and methods. Here, multiprocessing can be applied to performance-balanced systems, which allows you to evaluate and manage the process of re-processing data by identifying key performance indicators of formatting and distinguishing compilation values, and defining values in the terminology as a whole. Such an innovative podod for this area, based on an internal balanced system for assessing the total cost of a financial certificate, allows you to get access to more informed decisions, the completion of Finance. If the financial literacy of the population will grow, while the Russian red-haired will be more restrained, associated with the repetition of the population, and the economy will become more stable. Competent investments and reasonable management of personal finances can be the factor that will stimulate the development of the Russian economy.

   
 For citation:

Kulikova, N.R., Danshina, V.S. (2023) Theoretical aspects of the objection of financial literacy genealogy in the context of an innovative economy. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 1 (95) (in Russian)

 

К содержанию»