НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 11-2013

Полнотекстовая версия журнала

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

 

Лебедева Екатерина Владимировна, канд. псих. наук, доцент кафедры «Психология образования», ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»: Россия, 620012, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

Тел.: (343) 338-44-42

E-mail: ekaweb@inbox.ru

 

Аннотация. В статье описываются особенности субъективного переживания времени как ключевой фактор самоопределения молодых людей в условиях конфликтующих реальностей. Приведены результаты анализа событийной структуры жизненного пути личности в переходные возрастные периоды. Выявленные тенденции – трансформация образа будущего, неприятие собственного профессионального выбора отражают трудности самоопределения молодых людей в современных условиях.

Ключевые слова: конфликтующие реальности, временная ориентация, временная трансспектива, событийный анализ, самоопределение.

 

Temporal transpective of students in conflicting realities environment

 

Lebedeva Ekaterina Vladimirovna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of “Psychology of education” department, Russian State professional-pedagogic university. Russia.

 

Keywords: conflicting realities, temporal orientation, temporal transpective, event analysis, self-determination.

 

The article describes the peculiarities of subjective experiencing of time as the key factor of self-determination of young people in conflicting realities environment. It presents the results of analyzing the event structure of a person’s life journey in transitional age periods. The uncovered tendencies – transformation of image of the future, rejection of own professional choice – reflect the difficulties of young people’s self-determination in modern conditions.

 

 

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Шипова Лариса Валентиновна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой «Специальная психология», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

Жуковская Лариса Константиновна, учитель-логопед, МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г. Саратова»: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Мичурина, 88.

 

Тел.: (917) 304-21-27

Е-mail: LarisaShi@yandex.ru

 

Аннотация. Изучение мышления детей с общим неразвитием речи относится к числу одной из актуальных, теоретически и практически значимых проблем психологии детей с нарушениями речи. Процесс мышления тесно связан с речью, без которой невозможна была бы передача человеческого опыта, закрепления его в памяти и его использование. Общее недоразвитие речи (ОНР) является системной речевой патологией, при которой нарушения речи затрагивают все ее стороны: звукопроизношение и фонематический слух, грамматический строй, лексику, текстовую организацию.

Ключевые слова: начальная школа, мышление, недоразвитие речи.

 

Specific feat ures of thinking of primary school students with general under-development of speech

 

Shipova Larisa Valentinovna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., head of “Special psychology” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Zhukovskaya Larisa Konstantinovna, teacher-logopedist, Gimnasia № 1 of Oktyabrskiy district, the city of Saratov. Russia.

 

Keywords: primary school, thinking, under-development of speech.

 

The study of thinking of children with general speech under-development is one of the problems of the psychology of children with speech disturbances that is topical and important in both theory and practice. The process of thinking is closely connected to speech, the absence of which would make transmission of human experience, its memorization and usage impossible. General under-development of speech (GUDS) is a systemic speech pathology, in which speech disturbances cover all its aspects: pronunciation of sounds, phonematic hearing, grammatical structure, lexis and textual organization.

 

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПОДРОСТКОВ

 

Гринина Елена Сергеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры «Специальная психология», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г.Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел. (987) 826-98-65

Е-mail: Elena-grinina@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты системного экспериментального изучения межличностных конфликтов учащихся подросткового возраста. Анализируются причины возникновения конфликтов, их содержание, особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях. Делается вывод об основных тенденциях развития межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростки, межличностные отношения, конфликт, межличностный конфликт, причины конфликтов, стратегии поведения в конфликте.

 

Interpersonal conflicts of adolescents

 

Grinina Elena Sergeevna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of “Special psychology” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: adolescents, interpersonal relations, conflict, interpersonal conflict, causes of conflicts, behavior strategies in a conflict.

 

The article presents the results of systemic experimental study of interpersonal conflict of adolescent students. It analyzes the causes of conflicts origination, specific features of students’ behavior in conflict situation. The author comes to the conclusion on the main tendencies of the development of interpersonal conflicts in adolescent age.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ (ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

Альмяшова Людмила Викторовна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»: Россия, 650056, г. Кемерово, бульвар Строителей, 47.

 

Тел.: (384-2) 73-40-40

E-mail: ludvik_1@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу определения места и роли учебного пособия при обучении иностранному языку студентов технического вуза. В теории и методике преподавания иностранных языков вопросы в отношении учебных материалов рассматриваются рядом исследователей. Одни авторы сопоставляют и сравнивают ряд учебников с целью выявления эволюции методик обучения иностранным языкам. Другие, на примере своего учебного пособия, показывают возможности формирования профессиональной компетенции посредством профессионально-ориентированного принципа подачи материала или представляют ряд упражнений, помогающих обучить студентов вариативности речи адекватно прагматическим требованиям коммуникативной ситуации. Значительное количество работ подобного рода доказывает актуальность обращения к таким темам.

Ключевые слова: иностранный язык в техническом вузе, учебное пособие, языковая компетенция, профессиональная сфера, малый бизнес.

 

Teaching aid as the means of expanding language competence in professional sphere (PRAGMATIC ASPECT)

 

Almyashova Liudmila Viktorovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages” department, Kemerovo technological institute of food industry. Russia.

 

Keywords: foreign language in a technical university, teaching aid, language competence, professional sphere, small-scale business.

 

The article is devoted to the problem of determining the place and role of a teaching aid in teaching a foreign language to technical university students. The problems connected with teaching materials are examined by several scientists studying teaching theory and methodology. Some authors compare certain course books in order to reveal the evolution of foreign language teaching methods. Others use the example of their own teaching aid to show the possibility of forming professional competence through profession-oriented principle of material presentation or demonstrate exercises which help teach students speech variability according to the pragmatic requirements of a communicative situation. The large number of studies of this type proves the topicality of the subject.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

 

Кухарчук Ольга Валерьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Специальная психология», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

Митрофанова Елена Александровна, канд. пед. наук, директор филиала ГБУ СО Социально-реабилитационный центр «Возвращение»: Россия, 410022, г. Саратов, ул. Азина, 28а.

 

Тел.: (987) 808-66-56

Е-mail: elena.mitrofanova.1975@mail.ru

 

Аннотация. Социально-экономические изменения, характеризующие современный этап развития общества, обусловливают изменения заказа специальному образованию. Эти изменения подразумевают подготовку специалистов не только умеющих качественно выполнять или решать задачи, для которых специалист был подготовлен, но и способных проявлять самостоятельность, инициативу, творчество, быстро ориентироваться в возникающих ситуациях, максимально реализуя при этом свой профессионально-личностный потенциал. В социальной сфере и сфере оказания услуг населению есть потребность в таких специалистах.

Ключевые слова: психология, студенческая практика, профподготовка, социальная сфера.

 

Formation of key competences in future special psychologists in the proces of practical training in a social-rehabilitation center

 

Kukharchuk Olga Valerievna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Special psychology” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Mitrofanova Elena Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., director of branch of “Vozvraschenie” social rehabilitation center. Russia.

 

Keywords: psychology, students’ practical training, professional preparation, social

sphere.

 

Socio-economic changes which characterize current stage of society development bring about changes in requirements toward special education. These changes imply the preparation of specialists who can not only perform of solve tasks they have been prepared for, but also have the ability to demonstrate independence, initiative, creativity, quickly find their way out of arising difficulties, demonstrating their professional-personal potential to its maximum. Social and service spheres need such specialists.

 

 

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

 

Морозова Виктория Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Логопедия», АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»: 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 10.

 

Тел.: (812) 466-65-58

E-mail: morozova_asp@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены вариативные отклонения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза; представлена методика дифференцированной коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых расстройств у дошкольников данной категории.

Ключевые слова: дошкольники, задержка психического развития, церебрально-органический генез, речевое недоразвитие.

 

Correctional-logopedic work with pre-schoolers having psychological development delay of cerebral-organic genesis

 

Morozova Victoria Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Logopedics” department, Leningrad State university named after A. S. Pushkin. Russia.

 

Keywords: pre-schoolers, psychological development delay, cerebral-organic genesis, speech under-development.

 

The article examines variative deviations in the speech development of older preschoolers having psychological development delay of cerebral-organic origin. It presents the method of differentiated correction and development work aimed at overcoming speech impediments in pre-schoolers of this category.

 

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Селиванова Юлия Викторовна, д-р социол. наук, зав. кафедрой «Коррекционная педагогика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 22-51-30

Е-mail: juliaselivanova@mail.ru

 

Аннотация. Работа посвящена вопросам проведения коррекционно-развивающей работы на уроках и во внеурочной деятельности, направленной на развитие процессов внимания у учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития. В статье приводятся специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение, носящие как диагностический, так и тренировочный характер.

Ключевые слова: умственно отсталые дети, виды и свойства внимания, нарушение и коррекция внимания.

 

Overcoming attention deficiencies in primary school students with intelectual disabilities

 

Selivanova Yulia Viktorovna, Dr. of Soc. Sci., head of “Correctional pedagogics” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: mentally deficient children, types and characteristics of attention, attention deficit and correction.

 

The article is devoted to the problems of organizing class and out-of-class correctional developmental activities aimed at developing attention processes in students having intellectual development disabilities. The work presents special exercises which train the main components of attention: volume, distribution, concentration, stability and switching. The exercises canserve both for training and diagnostics.

 

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПРОЗЕ Б. А. ПИЛЬНЯКА 1920-х ГОДОВ

 

Крючков Владимир Петрович, д-р филол. наук, зав. кафедрой «Логопедия и психолингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 22-51-30

Е-mail: vpks1@yandex.ru

 

Аннотация. В статье анализируются мотивы Эроса и Танатоса в прозе Б. А. Пильняка 1920-х годов. Эрос Пильняка, при всей его экстравагантности, рассматривается тем не менее как традиционный, патриархальный, универсальный и первичный для мира природы и для человека.

Ключевые слова: Б. А. Пильняк, проза 1920-х годов, эдипов комплекс, подсознательное, эрос, танатос.

 

Rational and subconscious in B. A. Pilnyak’s prose of 1920s

 

Kryuchkov Vladimir Petrovich, Dr. of Phil. Sci., head of “Logopedics and psycholinguistics” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: B. A. Pilnyak, 1920s prose, Oedipus complex, subconscious, eros, thanatos.

 

The article analyzes the motives of Eros and Thanatos in the 1920s prose of B. A. Pilnyak. Pilnyak’s eros, in all its eccentricity, is nonetheless viewed as one traditional, patriarchal, universal and primary for the world of nature and humans.

 

 

«НЕОТДЕЛИМОСТЬ АНТРОПОЛОГИИ И АСТРОЛОГИИ» В РОМАНЕ А. БЕЛОГО «СЕРЕБРЯНЫЙ ГОЛУБЬ»: К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНОГО ПУТИ ГЕРОЯ

 

Мокина Наталья Васильевна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Литература и методика ее преподавания», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 27-95-51

Е-mail: Kafedra301@yandex.ru

 

Аннотация. Предметом исследования в статье становится астральный «код» в описании духовного пути главного героя романа А. Белого «Серебряный голубь». Знаки планет позволяют понять смысл исканий героя романа Дарьяльского и причины совершенных им ошибок на пути к посвящению.

Ключевые слова: путь к посвящению, гороскоп, сигнатуры планет.

 

Inseparability of anthropology and astrology in A. Bely ’s novel “Silver dove”: on the problem of hero’s spiritual path

 

Mokina Natalia Vasilyevna, Dr. of Phil. Sci., Prof. of “Literature and methods of teaching it” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: way to initiation, horoscope, planets’ signatures.

 

The object of the study is the astral “code” used in the description of the hero’s spiritual path in A. Bely’s novel “Silver dove”. Planetary signs make it possible to understand the meaning of Daryalsky’s searching and the causes of the mistakes he makes on his way to initiation.

 

 

О СЕМАНТИЧЕСКИХ И ГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ СЛОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ ПОНЯТИЕ «ЯЗЫК», В СОВРЕМЕННОМ КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ

 

Мустафаева Самида Тошмухаммедовна, соискатель, ст. науч. сотрудник, Ташкентский государственный институт востоковедения: 100047, Россия, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Шахрисабзская, 25.

 

Тел.: (+998-71)233-34-24

Е-mail: samida21@hotmail.com

 

Аннотация. Данная статья рассматривает китайские слова однослоги и двуслоги, выражающие понятие «язык». В ней обращается особое внимание на графическую репрезентацию этого понятия с учетом специфики китайской письменности, анализируется их содержание.

Ключевые слова: язык, термин, иероглиф, базовая графема, периферийная графема, слово.

 

On the semantic and graphic peculiarities of words expresing the concept of “language” in modern Chinese language

 

Mustafaeva Samida Toshmukhammedovna, applicant, senior researcher, Tashkent State institute of Eastern studies. Uzbekistan.

 

Keywords: language, term, hieroglyph, basic grapheme, periphery grapheme, word.

 

This article examines Chinese monosyllabic and double-syllabic words expressing the concept of “language”. Special attention is paid to graphic representation of this concept with the consideration of specific nature of Chinese written language and analyzes their content.

 

 

ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КАРЕЛЬСКОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ

ТЕРМИНОЛОГИИ

 

Кузьмин Денис Викторович, канд. филол. наук, науч. сотрудник, ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра» РАН: Россия, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11.

 

Тел.: (814-2) 78-44-96

Е-mail: kusmiccu@hotmail.com

 

Аннотация. Статья посвящена некоторым вопросам составления «Словаря топонимической лексики Карелии», который будет включать карелоязычную географическую лексику, употребляемую как местным карельским населением Республики Карелия, так и карелами, проживающими или проживавшими ранее на сопредельных с Карелией территориях Ленинградской и Тверской областей, а также в Финляндии.

Ключевые слова: географическая лексика, топонимия, карельский язык.

 

Dialectologi cal dictionary of Karelian geographic terminology

 

Kuzmin Denis Viktorovich, Cand. of Phil. Sci., researcher, Institute of languages, literature and history of Karelian scientific center of the RASc. Russia.

 

Keywords: geographic lexis, toponymy, Karelian language.

 

The article is dedicated to certain problems of compiling “Dictionary of toponymic lexis of Karelia”, which will include Karelian language geographic lexis used both by local Karelian population of the Republic of Karelia and the Karelians who live or used to live on the neighboring territories of Leningrad and Tver regions, as well as Finland.

 

 

СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН

 

Плотникова Лариса Ивановна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Русский язык и методика преподавания», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.

 

Тел.: (472-2) 30-10-41

Е-mail: Luks.p.58@mail.ru

 

Аннотация. В фокусе внимания данной статьи – когнитивно-функциональный аспект, выявляющий специфику концептуальной и деривационной организации лексических новообразований. Анализ слов, созданных в живой разговорной речи и представляющих ценный языковой материал, позволяет определить особенности процесса словопроизводства и выявляет новые тенденции в сфере современного словотворчества.

Ключевые слова: живая разговорная речь, словотворчество, лексические новообразования, когнитивно-функциональный аспект.

 

Word creation as a linguistic-cognitive phenomenon

 

Plotnikova Larisa Ivanovna, Dr. of Phil. Sci., Prof. of “Russian language and teaching methods” department, Belgorod State national research university. Russia.

 

Keywords: live colloquial speech, word creation, new lexical formations, cognitivefunctional aspect.

 

The article focuses its attention on the cognitive-functional aspect which uncovers the specificity of conceptual and derivational organization of new lexical formations. The analysis of words created in live colloquial speech and representing valuable language material makes it possible to determine the peculiarities of word creation process and uncover new tendencies in the sphere of modern word creation.

 

 

ОСЛОЖНЕННЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ

ЕДИНИЦЫ

 

Прибыток Инна Ивановна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Русский язык и речевая коммуникация», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (917) 209-36-89

Е-mail: ipribytok@mail.ru

 

Аннотация. В статье предпринимается попытка дать определение структурного компликатора; определить виды синтаксических связей, используемые для введения структурных компликаторов в синтаксические единицы (усеченная первичная предикативность, вторичная предикативность – необособленная и обособленная свернутая первичная предикативность – обособленная и необособленная, интродуктивная связь); выявить зависимость использования типа компликатора от формы речи (устной / письменной) и предикативного / непредикативного характера синтаксической единицы (предложение / репрезентант предложения / сентенсоид / коммуникатив).

Ключевые слова: компликатор, усеченная первичная предикативность, вторичная предикативность, свернутая первичная предикативность, интродуктивная связь, устная / письменная речь, предложение, репрезентант предложения, сентенсоид, коммуникатив.

 

Complicated synta ctic units

 

Pribytok Inna Ivanovna, Dr. of Phil. Sci., Prof. of “Russian language and speech communication” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: complicator, reduced primary predication, secondary predication, compressed primary predication, introductive relationship, oral/written speech, sentence, sentence representant, sentensoid, communicative.

 

The work attempts at determining a structural complicator, define types of syntactic relationships used for introducing structural complicators into syntactic units (reduced primary predication, secondary predication – isolated and non-isolated, compressed primary predication – isolated and non-isolated, introductive relationship), uncover the dependence between the type of complicator used and the form of speech (oral/written) and predicative/non-predicative nature of a syntactic unit (sentence/sentence epresentant/sentensoid/communicative).

 

 

КАТЕГОРИЯ ПОВТОРЯЕМОСТИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

 

Пахолок Зинаида Александровна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Филология и методика начального обучения», Восточноевропейский национальный университет им. Леси Украинки: Украина, 43025, г. Луцк, пр. Воли, 13.

 

Тел.: (38-033) 272-01-23

Е-mail: allapavlyuk@ukr.net

 

Аннотация. В статье рассматривается феномен категорий, виды лингвистических категорий в структуре языка. Категориальный статус повторяемости генетически связан со способностью к абстрагированию. Философское осмысление категории повторяемости объясняется методологией исследования.

Ключевые слова: категория, лингвистические категории, виды категорий, повторяемость, структура языка, дискурс, философия, методология.

 

Category of repeatability in linguistic discourse

 

Pakholok Zinaida Aleksandrovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Philology and primary education methods” department, Southern European national university named after Lesya Ukrainka. Ukraine.

 

Keywords: category, linguistic categories, types of categories, repeatability, language structure, discourse, philosophy, methodology.

 

The article looks into the phenomenon of categories and types of linguistic categories in language structure. Categorial status of repeatability is genetically connected with the ability to abstract. Philosophical interpretation of repeatability category is caused by study methodology.

 

 

К ПРОБЛЕМЕ СТАТУСА КАТЕГОРИИ ПОБУДИТЕЛЬНОСТИ

 

Маслова Алина Юрьевна, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры «Русский язык», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»: Россия, 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

 

Тел.: (927) 973-77-93

Е-mail: al_mas@mail.ru

 

Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать статус категории побудительности как коммуникативно-прагматической категории.

Ключевые слова: категория, побудительность, побуждение, коммуникативно-прагматический.

 

On the problem of the stat us of imperativeness category

 

Maslova Alina Yurievna, Dr. of Phil. Sci., Ass. Prof., Prof. of “Russian language” department, Mordvinian State university named after N.P. Ogarev. Russia.

 

Keywords: category, imperativeness, imperative, communicative-pragmatic.

 

The article attempts at substantiating the status of imperativeness category as a communicative-pragmatic one.

 

 

ФРАЗЕООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕНАРОДНОЙ СОМАТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В РУССКИХ ГОВОРАХ МОРДОВИИ

 

Мочалова Татьяна Ивановна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»: Россия, 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

 

Тел.: (834-2) 24-26-30

Е-mail: fac-phyl@adm.mrsu.ru

 

Аннотация. В статье на материале русских говоров Республики Мордовия рассматриваются фразеологические единицы с общенародным компонентом-соматизмом, выявляются фразеообразовательные возможности слов этой тематической группы.

Ключевые слова: диалект, фразеологизм, соматическая лексика, общенародный.

 

Phraseologism-formation potential of national somatic lexis in the Russian dialects of Mordovia

 

Mochalova Tatiana Ivanovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian language” department, Mordvinian State university named after N. P. Ogarev. Russia.

 

Keywords: dialect, phraseologism, somatic lexis, national.

 

Based on the data of Russian dialects of Mordovia, the article examines phraseological units with a national component – somatism – and uncovers the phaseologism-formation potential of the words of this theme group.