НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 10-2013

Полнотекстовая версия журнала

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

 

Екимов Сергей Александрович, проректор по общим вопросам, соискатель, НОУ ВПО «Московский социально-экономический институт»: Россия, 115230, г. Москва, Каширское шоссе, 12.

Спирин Геннадий Владимирович, канд. воен. наук, зав. кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины», НОУ ВПО «Московский социально-экономический институт»: Россия, 115230, г. Москва, Каширское шоссе, 12.

 

Тел.: (499) 611-70-73

E-mail: info@mseu.ru

 

Аннотация. В статье системно представлены теоретико-методологические подходы к изучению актуальной психолого-педагогической проблемы, имеющей непреходящее значение для повышения эффективности подготовки профессиональных кадров. Автором представлено системное видение широкого спектра вопросов, связанных с определением воздействия как психологического феномена.

Ключевые слова: психологическое воздействие, объектная парадигма, субъектная парадигма, избирательность психики.

 

Theoretic-methodological approaches to studying influence as a psychological phenomenon

 

Ekimov Sergey Aleksandrovich, applicant, vice-chancellor for general problems, Moscow socio-economic institute. Russia.

Spirin Gennadiy Vladimirovich, Cand. of Mil. Sci., head of “Penal disciplines” department, Moscow socio-economic institute. Russia.

 

Keywords: psychological influence, object paradigm, subject paradigm, selectivity of the psyche.

 

The article gives a systemic representation of theoretic-methodological approaches to studying the topical psychological-pedagogic problem, which is of everlasting importance for increasing the efficiency of professional staff preparation. The author presents systemic vision of a wide range of problems connected with defining influence as a psychological phenomenon.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ НАСЕЛЕНИЯ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

 

Кашкина Лариса Владимировна, аспирант, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 193002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17.

 

Тел.: (818-2) 21-61-00

E-mail: kashkinal@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ понятия «социальный оптимизм» и формирование этого феномена среди населения монопрофильного города с учетом особенностей данного типа поселения. Проанализированы результаты социологического исследования социального оптимизма населения в монопрофильном г. Новодвинске. Представлен ретроспективный анализ с результатами социологических опросов, проведенных в монопрофильном городе Новодвинске в 1998 году.

Ключевые слова: социальный оптимизм, монопрофильный город, население, удовлетворенность жизнью, жизненные установки.

 

Social optimist of the population of a mono-profile town in the conditions of Russian society transformation

 

Kashkina Larisa Vladimirovna, postgraduate student, Northern (Arctic) federal university named after M. V. Lomonosov. Russia.

 

Keywords: social optimism, monoprofile town, population, life satisfaction, life aims.

 

The article presents a theoretic analysis of “social optimism” concept and the formation of this phenomenon among the population of a mono-profile town with the consideration of peculiarities of this type of settlement. The work analyzes the results of sociological study into the social optimist of the population in the mono-profile town of Novodvinsk. The article presents a retrospective analysis with the results of sociological polls taken in the mono-profile town of Novodvinsk in 1998.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ

 

ОСОБЕННОСТИ НЕРЕЧЕВОГО ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА И ПРАКСИСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ

 

Прищепова Ирина Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Логопедия», ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48.

 

Тел.: (812) 312-44-92

E-mail: prichsepova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности оптико-пространственного гнозиса и праксиса учащихся начальных классов с дизорфографией. Изучение данных особенностей психофизиологического базиса усвоения орфографии является актуальным для уточнения структуры дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: восприятие, гнозис, дизорфография, общее недоразвитие речи, успеваемость.

 

Specific features of non-speech optical-spatial gnosis and praxis of primary school students with disorthography

 

Prischepova Irina Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Logopedics” department, Russian State pedagogic university named after A. I. Herzen. Russia.

 

Keywords: perception, gnosis, disorthography, general under-development of speech, progress in studies.

 

The article uncovers the specific features of optical-spatial gnosis and praxis of primary school students with disorthography. The study of such peculiarities of psycho-physiological balance of orthography acquisition is important for ascertaining the structure of disorthography in children with general under-development of speech.

 

 

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

 

Мережко Елена Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Начальное языковое и литературное образование», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: meregko.e@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме применения общенаучного принципа историзма в преподавании дисциплины методики русского языка. Автор считает, что использование данного принципа позволяет опереться на богатый опыт научной школы и рассматривать предмет исследования как эволюционирующий, меняющийся с течением времени.

Ключевые слова: принцип историзма, методика преподавания, методика русского языка, профессиональная подготовка студентов.

 

Historicity principle in teaching Russian language methodology course as the way of increasing professional preparedness of students

 

Merezhko Elena Gennadievna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Primary language and literary education” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: historicity principle, methods of teaching, Russian language methodology, professional preparedness of students.

 

The article is dedicated to the problem of applying the general scientific principle of historicity to teaching Russian language methodology. The author believes that the usage of this principle makes it possible to rely on the extensive experience of science school and view the subject as something evolutionary, something that changes with time.

 

 

СУЩНОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИ К ОРГАНИЗАЦИ ТВОРЧЕСКО–КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Саяпина Наталья Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Методология образования», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: rector@sgu.ru

 

Аннотация. Автор предлагает подходить к вопросу подготовки будущих учителей технологии не с точки зрения наделения их определенным набором знаний, а с позиции овладения ими общекультурными, общепрофессиональными и ключевыми профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: подготовка учителей, урок технологии, компетенции учителя.

 

Nature of preparing future technology teachers for organizing creative design activity of school students

 

Sayapina Natalia Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Methodology of education” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: teachers’ preparation, technology lesson, teacher’s competences.

 

The author suggests approaching the problem of preparing future technology teachers not from the point of view of equipping them with certain knowledge set, but from the position of developing their general cultural, professional and key professional competences.

 

 

СИТУАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Анохина Галина Максимовна, д-р пед. наук, гл. научный сотрудник, ГБОУ ДПО «Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»: Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Березовая роща, 54.

Дубовицкая Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, ведущий науч. сотрудник, ГБОУ ДПО «Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»: Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Березовая роща, 54.

Лукина Евгения Александровна, канд. ветеринар. наук, ведущий науч. сотрудник, ГБОУ ДПО «Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»: Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Березовая роща, 54.

Савинков Юрий Андреевич, д-р техн. наук, профессор, ректор ГБОУ ДПО «Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»: Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Березовая роща, 54.

 

Тел.: (473) 235-34-50

E-mail: labcsc@mail.ru

 

Аннотация. Описывается ситуационно-поисковая технология личностно ориентированного образовательного процесса, формирующего универсальные учебные действия на уроках-поисках, отличающихся от традиционных по структуре, методам и типам деятельности: обучающей – учителя и учебной – ученика.

Ключевые слова: смыслообразование, избирательность, целеполагание, самостоятельность, самореализация, самоутверждение, ответственность.

 

Situational-search technology for the development of universal training actions

 

Anokhina Galina Maksimovna, Dr. of Ped. Sci., senior researcher, Voronezh regional institute for further training and re-training of educators. Russia.

Dubovitskaya Tatiana Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., leading researcher, Voronezh regional institute for further training and re-training of educators. Russia.

Lukina Evgeniya Aleksandrovna, Cand. of Vet.Sci., leading researcher, Voronezh regional institute for further training and retraining of educators. Russia.

Savinkov Yuri Andreevich, Dr. of Tech. Sci., Prof., rector, Voronezh regional institute for further training and re-training of educators. Russia.

Keywords: meaning formation, selectivity, setting targets, independence, self-actualization, self-assertion, responsibility.

 

The work describes the situationalsearch technology of personality-oriented educational process forming universal training actions during search classes, which differ from traditional ones in structure, methods and types of activity – the educational one of the teacher as well as the learning one of the student.

 

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Я. КОРЧАКА

 

Шипова Алина Валерьевна, ассистент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, аспирант кафедры «Педагогикаи психология», ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»: Россия, 125212, г. Москва, Головинское шоссе, 8, кор. 2.

 

Тел.: (499) 747-68-08

E-mail: shipova.alina@gmail.com

 

Аннотация. Статья посвящена научному наследию известного польского ученого Януша Корчака. Автор анализирует прогрессивные для эпохи ученого идеи из области педагогики и психологии. Особое внимание уделяется теме изучения ребенка и организации детского самоуправления, предложенной Я. Корчаком.

Ключевые слова: педагогика, психология, Януш Корчак, организация детского самоуправления.

 

Main ideas of Yanush Korchak’s pedagogic concept

 

Shipova Alina Valerievna, assistant, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky, postgraduate student of “Pedagogics and psychology” department, Academy of further training and professional re-training of educators. Russia.

 

Keywords: pedagogics, psychology, Yanush Korchak, organization of children’s self-governance.

 

The article is dedicated to the scientific legacy of the famous Polish scientist Yanush Korchak. The author analyzes the scientist’s pedagogic and psychological ideas, which were advanced for his times. Special attention is paid to the topic of studying a child and organization of children’s self-governance suggested by Y. Korchak.

 

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

ПРОЗА ОЛЬГИ МАК: МОДУС ИРОНИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

 

Рега Алина Сергеевна, аспирант, Прикарпатский национальный университет им. Василия Стефаника: Украина, 76018, г. Ивано-Франковск, ул. Шевченко, 57.

 

Тел. (034-2) 75-23-51

E-mail: Alina_Rega@meta.ua

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема иронического модуса художественного мышления Ольги Мак. Особое внимание при этом обращается на фигуру ироничного субъекта. Ироничность в повестях «Чудак», «Куда вела тропа» и романе «Против убеждений» трактуется как определенная мировоззренческая концепция и структурный принцип организации текста.

Ключевые слова: ирония, ироничность, структура художественного текста, ироничный персонаж, ироничный субъект.

 

Olga Mak’s prose: modus of irony in literary text structure

 

Rega Alina Sergeevna, postgraduate student, Carpathian national university named after Vasiliy Stefanik. Ukraine.

 

Keywords: irony, ironic perception, literary text structure, ironic character, ironic subject.

 

The article examines the problem of the ironic modus of Olga Mak’s artistic thought. Special attention is paid to the image of ironic subject. Irony in such stories as “Odd fellow”, “Where the path led” and “Against convictions” novel is interpreted as a special world view concept and the structural principle of text organization.

 

 

МИФЫ И НАУКА В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РОБЕРТА САУТИ

 

Корнильева Лилия Николаевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Русская и зарубежная литература», Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды: Украина, 61168, г. Харьков, ул. Блюхера, 29.

 

Тел.: (057) 766-09-60

E-mail: sakhnovskaya@bk.ru

 

Аннотация. Поэтический дискурс Р. Саути необыкновенно богат персоналиями, среди которых отдельную большую группу составляют образы, взятые из греческой и римской мифологии. С целью подчеркнуть собственное видение современного ему исторического процесса и окружающей его действительности Р. Саути художественно переосмысливает целый ряд мифологических сюжетов. Проведенные им параллели открывают читателю Саути-интеллектуала, Саути – блестяще образованного человека и одаренного литератора, что также явствует из разносторонних и глубоких познаний истории Р. Саути, определивших ярко выраженный историзм его поэзии, сотен библейских аллюзий и множества реминисценций из знаковых произведений мировой литературы и т. п. Поэтому и не удивительно, что в своей поэзии Саути буквально воспевает науку, почитая ее тем светом, который ведет человека по жизни, а научно доказанные факты стали прочной основой сюжетной линии отдельных его произведений.

Ключевые слова: Саути, миф, наука, мифология, поэзия, дискурс.

 

Myths and science in Robert Southey’s poetic discourse

 

Kornilyeva Liliya Nikolaevna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian and foreign literature” department, Kharkov national pedagogic university named after G. S. Skovoroda. Ukraine.

Keywords: Southey, myth, science, mythology, poetry, discourse.

 

Robert Southey’s poetic discourse is remarkably rich in personages. Among them, there is a separate large group consisting of images taken from Greek and Roman mythology. In order to emphasize his personal vision of modern historical process and the surrounding reality, R. Southey’s artistically re-interprets some mythological plots. The parallels drawn by the author reveal Southey as an intellectual, a man of brilliant education and a gifted writer. This is also evident from R. Southey’s versatile and deep knowledge of history, which has determined the distinct historicism of his poetry, hundreds of Biblical allusions, reminiscences from key works of world literature, etc. Thus, it is not surprising that Southey’s poetry literally praises science, which the author considers to be the light that guides the life of humans. Scientifically proven facts have served as the stable basis for the plot of some of his works.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В ПОВЕСТИ Х. ТЕУНОВА «АСЛАН»

 

Шетова Римма Адибовна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры «Русская и зарубежная литература», ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»: Россия, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175.

 

Тел.: (866-2) 42-25-60

E-mail: zina_777@bk.ru

 

Аннотация. В повести «Аслан» Х. Теунов предпринимает попытку полного, психологически развернутого исследования личности, используя новые для кабардинской словесности художественные приемы внутреннего монолога, пейзажа. Психологическая текстура повести формируется также с помощью описаний обстановки, интерьера, портрета. Дополнительную смысловую и эмоциональную нагрузку принимают на себя эпитеты, заставляя воспринимать тот или иной персонаж, ситуацию, картину через призму видения писателя.

Ключевые слова: художественная традиция, психологизм, характер, тип, стиль, язык, кабардинская литература, эпитет, пейзаж.

 

Specific features of psychological insight in Kh. Teunov’s story “Aslan”

 

Shetova Rimma Adibovna, Cand. of Phil. Sci., senior lecturer of “Russian and foreign literature” department, Kabardino Balkaria State university named after Kh. M. Berbekov. Russia.

Keywords: artistic tradition, psychological insight, personality, type, style, language, Kabardinian literature, epithet, landscape.

 

In his story “Aslan”, Kh.Teunov makes an attempt to carry out a full psychological study of personality using such artistic methods as internal monologue and landscape description, which were new for Kabardinian literature. The psychological texture of the story is also formed with the help of descriptions of surroundings, interiors and portraits. Additional contentual and emotional load is transmitted by epithets, which make one perceive this or that character, situation, image through the prism of the author’s vision.

 

 

ИСЧИСЛЕНИЕ ИНДЕКСОВ ПРЕДИКАТИВАЦИИ ГИБРИДНЫХ, СУБСТАНТИВНО-АДВЕРБИАЛЬНО-ПРЕДИКАТИВНЫХ СТРУКТУР В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Шигуров Виктор Васильевич, д-р филол. наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия, руководитель Научно-образовательного центра «Теоретические и прикладные аспекты русской филологии», зав. кафедрой «Русский язык», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»: Россия, 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

 

Тел.: (8342) 24-48-88

E-mail: shigurov@mail.ru

 

Аннотация. Производится исчисление индексов предикативации гибридных структур, указывающих на степень соответствия их дифференциальных признаков характеристикам существительных, наречий и предикативов.

Ключевые слова: часть речи, транспозиция, существительное, наречие, предикатив, гибрид, ступень, индекс.

 

Calculating the predication indices of hybrid, substantiveadverbial-predicative structures in the Russian language

 

Shigurov Viktor Vasilyevich, Dr. of Phil. Sci., Prof., honored scientific worker of the Republic of Mordovia, head of “Theoretic and applied aspects of Russian philology” education and research center, head of “Russian language” department, Mordvinian State university named after N. P. Ogarev. Russia.

Keywords: part of speech, transposition, noun, adverb, predicate, hybrid, level, index.

 

The work calculates the predication indices of hybrid structures, which demonstrate the correspondence of their differential characteristicsto the characteristics of nouns, adverbs and predicates.

 

ОБЩЕНИЕ СВЕКРОВИ И НЕВЕСТКИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ РИСКОВ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

Байкулова Алла Николаевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык и речевая коммуникация», Института филологии и журналистики НИУ СГУ, докторант ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 24-16-96

E-mail: allabay15@mail.ru

 

Аннотация. Автор статьи выявляет конфликтогенные факторы в общении некровных родственников, свекрови и невестки, обусловленные прежде всего использованием языка, а также намечает пути преодоления семейных конфликтов.

Ключевые слова: неофициальная коммуникация, риски, семья, свекровь, невестка, разговорная речь.

 

Communication between mother-in law and daughter-in-law: overcoming the risks of family conflicts

 

Baykulova Alla Nikolaevna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian language and speech communication” department of Institute of Phililogy and journalism, doctorant, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: unofficial communication, risks, family, mother-in-law, daughter-in-law, informal speech.

 

The author of the article determines conflict-provoking factors in the communication of in-laws, such as a mother- and daughter-in-law. These conflicts are brought about primarily by the usage of language. The work also points out the ways of overcoming family conflicts.

 

 

ЯЗЫК КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО КНИЖНОЙ ТРАДИЦИИ

 

Карпенко Людмила Борисовна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Русский язык», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»: Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

 

Тел.: (960) 812-39-00

Е-mail: karpenko@ssu.samara.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается ряд мифосюжетов, характерных для современного околонаучного дискурса, связанных с интерпретацией начального этапа истории славянской письменности. Происхождение мифосюжетов о «русских письменах» и о глаголице, как показано в статье, связано с незнанием древнеславянских источников или ошибочным их прочтением. Автор акцентирует внимание на лингвистических аргументах, свидетельствующих об отсутствии развитой книжной традиции в докирилловскую эпоху.

Ключевые слова: палеославистика, старославянский, древнерусский, книжная традиция, глаголица, кириллица.

 

Language as the evidence of literary tradition

 

Karpenko Liudmila Borisovna, Dr. of Phil. Sci., Prof. of “Russian language” department, Samara State university. Russia.

 

Keywords: Paleo-Slavic studies, Old Slavonic, Old Russian, literary tradition, Glagolitic alphabet, Cyrillic alphabet.

 

The article examines certain myth plots characteristic of modern pseudoscientific discourse and connected with the interpretation of the initial stage of Slavic written language history. The article shows that the origination of myth plots on “Russian writings” and Glagolitic alphabet is connected with the lack of knowledge of ancient Slavic sources or their misinterpretation. The author pays special attention to linguistic arguments which demonstrate the absence of developed literary tradition in pre-Cyrillic era.

 

 

О МЕХАНИЗМЕ ОБРАЗНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ АСТРОНОМИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

 

Илюхина Надежда Алексеевна, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой «Русский язык», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»: Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

 

Тел.: (960) 811-74-00

Е-mail: ilnadeshda@rambler.ru

 

Аннотация. Образные средства интерпретации астрономического времени рассматриваются как способ концептуализации знаний об этой сфере действительности в русской языковой картине мира. Демонстрируется механизм образования когнитивной метафоры на базе отношений смежности между сферой источника и сферой цели.

Ключевые слова: концептуализация, когнитивная метафора, метонимия, языковая картина мира, время.

 

On the mechanism of image conceptualization of astronomic time in Russian language picture of the world

 

Ilyukhina Nadezhda Alekseevna, Dr. of Phil. Sci., Prof., head of “Russian language” department, Samara State university. Russia.

 

Keywords: conceptualization, cognitive metaphor, metonymy, language picture of the world, time.

 

Imagery means of interpreting astronomic time are viewed as the method of conceptualizing knowledge about this sphere of reality in Russian language picture of the world. The work demonstrates the mechanism of cognitive metaphor formation on the basis of contiguity relations between the source and target spheres.

 

 

ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕКСИКИ

 

Колокольникова Марина Юрьевна, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры «Английская филология», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (906) 301-31-46

Е-mail: marinaugustina@yandex.ru

 

Аннотация. В статье теоретически обосновывается необходимость использования дискурсивно-коммуникативного подхода в исторической лексикологии. Особое внимание уделяется описанию специфики применения дискурсивного анализа при изучении исторических изменений семантики лексем и в первую очередь – единиц высокого уровня абстракции.

Ключевые слова: историческая лексикология, дискурсивный анализ, тематический контекст, абстрактная лексика.

 

Discursive approach in historical study of lexis

 

Kolokolnikova Marina Yurievna, Dr. of Phil. Sci., Ass Prof., of “English philology” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: historical lexicology, discursive analysis, thematic context, abstract lexis.

 

The study gives a theoretic substantiation of the necessity of using discursive-communicative approach in historical lexicology. Special attention is paid to the description of the specificity of discursive analysis implementation in the study of historical changes in lexemes semantics, especially units with a high level of abstraction.