НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 12, ВЫПУСК 6, 2022

Рубрика: ФИНАНСЫ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Коды JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.35679/2226-0226-2022-12-6
   
Для цитирования:

Атаева А. Г., Юсупов М. А. Совершенствование организационно-экономического механизма инициативного бюджетирования // Научное обозрение: теория и практика. 2022. Т. 12. Вып. 6 (94).

   
Авторы: 

Атаева Айсылу Гарифулловна, канд. экон. наук, старший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий, Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение ФГБНУ «Уфимский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук»: Россия, 450054, Республика Башкортостан, г. Уфа, пр-кт Октября, 71.
Юсупов Марат Азаматович, аспирант, Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение ФГБНУ «Уфимский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук»: Россия, 450054, Республика Башкортостан, г. Уфа, пр-кт Октября, 71.

 

Тел.: (347) 235-55-11
E-mail: ice_lu@mail.ru

   
Реферат: 

Одним из способов усиления взаимодействия власти и общества, вовлечения населения в решение вопросов местного значения, роста гражданской ответственности является инициативное бюджетирование. Актуальность инициативных проектов возрастает в условиях усиливающейся дотационности местных бюджетов и невозможности решать текущие проблемы местных сообществ за счет бюджетных средств. В статье рассмотрен организационно-экономический механизм разработки и реализации инициативных проектов, позволяющий использовать инструменты стратегического планирования и инициативного бюджетирования для решения местных проблем в отсутствие иных источников финансирования. Механизм основан на интеграции стейкхолдерского и проектного подходов к управлению и принципов партисипаторного публичного управления. В рамках организационно-экономического механизма определен перечень стейкхолдеров территории, уровни и функции проектных офисов на региональном уровне, уровнях муниципальных районов и поселений, а также предложены инструменты информационно-методического обеспечения проектов местных инициатив с учетом внедрения цифровых технологий. В проектном офисе регионального уровня осуществляется институциональное оформление, методическое обеспечение и общий контроль реализации программы поддержки местных инициатив. На уровне муниципальных районов обеспечивается соблюдение регламентных процедур, организационно-методическая поддержка участников, координация руководителей проекта третьего уровня. Проектный офис третьего уровня непосредственно инициирует и реализует проект и реализует принципы стейкхолдерского подхода, осуществляет вовлечение населения и местных предпринимателей в фактическую работу над инициативным проектом, предоставляя возможность лоббировать свои интересы, соответствующие стратегическим целям муниципалитета.  Механизм позволяет активизировать участие населения в местном самоуправлении, внедрить технологию инициативного бюджетирования в стратегическое управление муниципальным образованием, снизить бюджетную нагрузку на муниципалитеты в условиях дотационности местных бюджетов.

   
Ключевые слова:

инициативное бюджетирование, местный бюджет, инициативный проект, программы поддержки местных инициатив, партисипаторное бюджетирование, стейкхолдеры, проектный подход

   
Список литературы:

1. Гаврилова Н. В. Практики инициативного бюджетирования в российских регионах // Вопросы экономики. – 2020. – № 7. – С. 142-155. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-7-142-155.

2. Вагин В. В., Шаповалова Н. А., Гаврилова Н. В. Мониторинг развития инициативного бюджетирования: методика и практика организации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2019. – № 2 (48). – С. 51-64. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-51-64.
3. Jayasinghe K., Adhikari P., Carmel S., Sopanah A. Multiple rationalities of participatory budgeting in indigenous communities: evidence from Indonesia // Accounting, Auditing and Accountability Journal. – 2020. – № 33 (8). – Pp. 2139-2166. DOI:10.1108/AAAJ-05-2018-3486.
4. Bardovič J., Gašparík J. Enablers of participatory budgeting in Slovakia during the COVID-19 pandemic // Scientific Papers of the University of Pardubice, Series D: Faculty of Economics and Administration. – 2021. – Iss. 29 (1). – 1248 p. – DOI: 10.46585/sp29011248editorial.upce.cz/SciPap.
5. Brandl F., Brandt F., Greger M., (...), Stricker C., Suksompong W. Funding public projects: A case for the Nash product rule // Journal of Mathematical Economics. – 2022. – № 102585. DOI 10.1016/j.jmateco.2021.102585.
6. Bernardino S. J. Q., de Freitas Santos J. Crowdsourcing Ideas for Public Investment: The Experience of Youth Participatory Budgeting in Portugal (Book Chapter) // CrowdAsset: Crowdfunding for Policymakers. – 2020. – № 1. – Pp. 353-379. DOI 10.1142/9789811207822_0017.
7. Goel A., Krishnaswamy A. K., Sakshuwong S., Aitamurto T. Knapsack voting for participatory budgeting // ACM Transactions on Economics and Computation. – 2019. – № 7 (2), 8. DOI 10.1145/3340230
8. Шарандина Н. Л. Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России // Безопасность бизнеса. – 2022. – № 5. – С. 33-40. DOI: 10.18572/2072-3644-2022-5-33-40
9. Барлыбаев А. А., Сазыкина М. Ю., Мамлеева Э. Р. Социально-экономические эффекты реализации практик инициативного бюджетирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-3. – С. 463-468. DOI: 10.17513/vaael.1534
10. Дмитриева А. Е. Инициативное бюджетирование и его применение в регионах России через призму центр-периферийной модели // Бизнес. Общество. Власть. – 2022. – № 44-45. – С. 61-68.
11. Vekerle K. V., Sokolov I. A. Prospects and Demand Factors of Participatory Budgeting in Russia // Ekonomicheskaya Politika. – 2022. – Iss. 17 (2). – С. 34-61. DOI: 10.18288/1994-5124-2022-2-34-61
12. Vagina V. V., Pinskayab M. R. Fiscal Effects of Applying Initiative Budgeting Methodology in Public Finance // Finance: Theory and Practice. – 2022. – Pp. 115-125. DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-1-115-125.

   
English version:

IMPROVING THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INITIATIVE BUDGETING

 

Atayeva Aisylu Garifullovna, Cand. of Econ. Sci., Senior Researcher in the Sector of Economics and Management of Territorial Development, Institute of Socio-Economic Research – a separate structural subdivision of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia.
Yusupov Marat Azamatovich, postgraduate, Institute of Socio-Economic Research – a separate structural subdivision of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia.

 

Keywords: initiative budgeting, local budget, initiative project, support programs for local initiatives, participatory budgeting, stakeholders, project approach.

 

Abstract. One of the ways to strengthen the interaction between the government and society, involve the population in solving local issues, and increase civic responsibility is proactive budgeting. The relevance of initiative projects increases in the conditions of increasing subsidization of local budgets and the inability to solve the current problems of local communities at the expense of budgetary funds. The article considers the organizational and economic mechanism for the development and implementation of initiative projects, which allows the use of strategic planning and initiative budgeting tools to solve local problems in the absence of other sources of financing. The mechanism is based on the integration of stakeholder and project approaches to management and the principles of participatory public management. Within the framework of the organizational and economic mechanism, a list of stakeholders of the territory, levels and functions of project offices at the regional level, levels of municipal districts and settlements are defined, and tools for information and methodological support of projects of local initiatives are proposed, taking into account the introduction of digital technologies. The project office at the regional level provides institutional design, methodological support and general control of the implementation of the program to support local initiatives. At the level of municipal districts, compliance with regulatory procedures, organizational and methodological support of participants, coordination of project managers of the third level is ensured. The third-level project office directly initiates and implements the project and implements the principles of the stakeholder approach, engages the population and local entrepreneurs in the actual work on the initiative project, providing an opportunity to lobby their interests corresponding to the strategic goals of the municipality.  The mechanism allows to activate the participation of the population in local self-government, to introduce the technology of initiative budgeting in the strategic management of the municipality, to reduce the budget burden on municipalities in conditions of subsidized local budgets.

   
 For citation:

Ataeva, A.G., Yusupov, M.A. (2022) Improving the organizational and economic mechanism of initiative budgeting. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 12, iss. 6 (94) (in Russian)

 

К содержанию»