НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
тОМ 12, выпУСК 4, 2022

Рубрика: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Коды JEL: F13
DOI: 10.35679/2226-0226-2022-12-4
   
Для цитирования: Ширяева А. Р. Экспортная стратегия стран Северной Европы // Научное обозрение: теория и практика. 2022. Т. 12. Вып. 4
   
Авторы: 

Ширяева Алина Радимировна, аспирант кафедры «Международный бизнес и таможенное дело», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 115054, г. Москва, Стремянный пер., 36.

 

Тел.: (977) 545-67-17
E-mail: Shiryaeva.ar@rea.ru

   
Реферат: 

В работе были исследованы экспортные стратегии четырех государств (Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии) и действующие меры по поддержке компаний, выходящих на зарубежные рынки. Интерес к этим странам вызван тем фактом, что они успешно совершили переход от ресурсного экспорта к торговле товарами с высокой добавленной стоимостью, и некоторые из них все еще с широко практикуют вывоз сырья. Изучение экспортной стратегии осложнено, во-первых, тем, что в научных кругах не сформулирован единый подход к определению этого термина, в статье изучены мнения ученых по этой проблематике. Во-вторых, не все государства на законодательном уровне закрепляют единую стратегию поведения в области экспорта, а если такой документ принят, то его содержание разнится от страны к стране, что затрудняет анализ и сравнение. Проведя анализ законодательных актов и систем государственных органов, а также их функций было выявлено, что наиболее широкая сеть программ поддержки как общих, так и узкоспециализированных существует в Норвегии. Самая централизованная и ограниченная – в Дании. В этих двух странах акцент сделан на создание производственных цепочек путем объединения компаний в крупные организации по отраслям, причем эта инициатива исходит от промышленности, а не от государства. В Швеции и Финляндии схожие структуры поддержки, обе страны используют зонтичные бренды и систему одного окна, здесь намного упрощен доступ к финансированию, по сравнению с Норвегией и Данией. Отельное внимание было уделено субъектам малого и среднего бизнеса, в изученные странах существуют принципиально разные системы поддержки: Швеция и Финляндия предлагают широкие и доступные программы по финансированию проектов и предоставлению государственных гарантий, тогда как в Норвегии и Дании государство мало задействовано в вопросах оказания помощи МСП, однако компании успешно используют сбытовые цепочки местных транснациональных корпораций для вывода своей продукции на зарубежные рынки.

   
Ключевые слова:

государственная поддержка экспорта, вертикальные альянсы, структура госорганов, экспортная стратегия, программы для МСП

   
Список литературы:

1. Ширяева А. Р. Эконометрический анализ роста ВВП в Североевропейском регионе и в странах группы БРИКС // Kant. – 2021. – Т. 4 (41). – С. 126-130.

2. Сырцов Д. Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях: автореф. дис. канд. экон. наук. – Москва, 2014. – 29 p.
3. Жаринов А. А. Совершенствование системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации: дисс. канд. экон. наук. – Москва, 2010.
4. Бабошкина А. А. Роль экспорно-кредитных агенств в развитии современной международной торговли. – Москва: ТЕИС, 2016. – 184 p.
5. Ловидова А. Г. Опыт Норвегии в области реализации национальной экспортной стратегии [Текст]: дис. канд. экон. наук: 08.00.14: защищена 27.10.10. Москва, 2010. 154 с.
6. Agreement on Subsidies and Countervailing Measures (“SCM Agreement”) [Электронный ресурс] // World Trade Organization: [сайт]. 2021. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/scm_e/subs_e.htm (дата обращения: 12 ноября 2021).
7. Agreement on the European Economic Area // EFTA. 2021. URL: https://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea-agreement/Main%20Text%20of%20the%20Agreement/EEAagreement.pdf (дата обращения: 12 ноября 2021).
8. Export and international markets [Электронный ресурс] // Innovation Norway: [сайт]. [2021]. URL: https://www.innovasjonnorge.no/en/start-page/our-services/export-and-internationalization/ (дата обращения: 12 ноября 2021). 9. Our solutions [Электронный ресурс] // Eksfin: [сайт]. [2021]. URL: https://www.eksfin.no/en/products/ (дата обращения: 12 ноября 2021). 10. About us [Электронный ресурс] // Norwegian seafood council: [сайт]. [2016]. URL: https://en.seafood.no/about-norwegian-seafood-council/about-us/ (дата обращения: 18 августа 2021).
11. Norwegian Ministries. The Norwegian Government's action plan for export. Norwegian Ministry of Trade, Industry and Fisheries, 2020.
12. Government Offices of Sweden. Sweden’s Trade and Investment Strategy // The Government Offices of Sweden. 2020. URL: https://www.government.se/4b007e/contentassets/0effc2f3c24a4c58b7e2399ffe1eeeb2/swedens-trade-and-investment-strategy.pdf (дата обращения: 15 ноября 2021).
13. Team Sweden [Электронный ресурс] // Business Sweden: [сайт]. [2021]. URL: https://www.business-sweden.com/about-us/team-sweden/ (дата обращения: 15 ноября 2021).
14. More secure export transactions [Электронный ресурс] // EKN: [сайт]. [2021]. URL: https://www.ekn.se/en/ (дата обращения: ноября.15.2021). 15. Regional export – samverkan [Электронный ресурс] // Tillvaxtverket: [сайт]. [2021]. URL: https://tillvaxtverket.se/amnesomraden/affarsutveckling/internationalisering/regional-exportsamverkan.html (дата обращения: 15 ноября 2021).
16. How can we help you? [Электронный ресурс] // SEK: [сайт]. [2021]. URL: https://www.sek.se/en/offer/ (дата обращения: 15 ноября 2021). 17. Startsida [Электронный ресурс] // Enterprise Europe Network : [сайт]. [2021]. URL: https://enterpriseeurope.se/in-english.html (дата обращения: 15 ноября 2021).
18. The Ministry of Foreign Affairs of Denmark. Government Strategy on Export Promotion and Economic Diplomacy // The Ministry of Foreign Affairs of Denmark. 2014. URL: https://um.dk/en/~/media/UM/English-site/Documents/The-Trade-Council/Publications/GovernmentStrategyOnExportPromotionAndEconomicDiplomacy.pdf (дата обращения: 18 ноября 2021).
19. SERVICES [Электронный ресурс] // The Trade Council: [сайт]. 2021. URL: https://thetradecouncil.dk/en (дата обращения: 17 ноября 2021). 20. Vi finansierer din eksport og internationale vækstplaner [Электронный ресурс] // EKF: [сайт]. 2021. URL: https://www.ekf.dk/ (дата обращения: 17 ноябрь 2021).
21. INTERNATIONAL VAEKST [Электронный ресурс] // Dansk Industri: [сайт]. 2021. URL: https://www.danskindustri.dk/vi-radgiver-dig-ny/forretningsudvikling/internationale-markedsmuligheder/ (дата обращения: 17 ноябрь 2021).
22. Larsen M. VITUS – Internationalisation policy measure // The European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. 2018. URL: https://euagenda.eu/upload/publications/untitled-191854-ea.pdf (дата обращения: 18 ноябрь 2021).
23. Innovation Centre Denmark [Электронный ресурс] // Ministry of Higher Education and Science: [сайт]. 2021. URL: https://ufm.dk/en/research-and-innovation/international-cooperation/global-cooperation/innovation-centres-and-attaches#:~:text=Denmark%20has%20Innovation%20Centres%20in,technology%2C%20capital%20and%20market%20opportunities (дата обращения: 20 август 2021).
24. Financing SME export transactions [Электронный ресурс] // Finnerva: [сайт]. 2021. URL: https://www.finnvera.fi/vienti/pk-yrityksen-vientikauppojen-rahoitus (дата обращения: 18 ноябрь 2021).
25. International Growth [Электронный ресурс] // Business Finland: [сайт]. 2021. URL: https://www.businessfinland.fi/en/for-finnish-customers/services/international-growth (дата обращения: 18 ноябрь 2021).
26. Team Finland network helps your company goglobal [Электронный ресурс] // Team Finland: [сайт]. 2021. URL: https://www.team-finland.fi/en (дата обращения: 18 ноябрь 2021).
27. Helping companies innovate and grow internationally [Электронный ресурс] // Enterprise Europe Network: [сайт]. 2021. URL: https://een.ec.europa.eu/ (дата обращения: 18 ноябрь 2021).

   
English version:

EXPORT STRATEGY OF THE COUNTRIES OF NORTHERN EUROPE

 

Shiryaeva Alina Radimirovna, post-graduate student of the Depart. of International Business and Customs, Russian University of Economics nave after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia.

 

Keywords: government support for exports, vertical alliances, structure of government agencies, export strategy, programs for SMEs.

 

Abstract. The work examined the export strategies of four countries (Denmark, Norway, Sweden, Finland) and the current measures to support companies entering foreign markets. The interest in these countries stems from the fact that they have successfully made the transition from resource exports to trade in high value-added goods, and some of them still export raw materials on a large scale. The study of an export strategy is complicated, firstly, by the fact that a unified approach to the definition of this term has not been formulated in the scientific community; the opinions of scientists on this issue have been studied in the article. Secondly, not all states at the legislative level fix a unified strategy of behavior in the field of exports, and if such a document is adopted, then its content varies from country to country, which makes analysis and comparison difficult. After analyzing the legislative acts and systems of state bodies, as well as their functions, it was revealed that the widest network of support programs, both general and highly specialized, exists in Norway. The most centralized and limited is in Denmark. In these two countries, the emphasis is on creating production chains by grouping companies into large organizations by industry, and this initiative comes from industry, not from the state. Sweden and Finland have similar support structures, both use umbrella brands and a one-stop shop, and access to finance is much easier than Norway and Denmark. Special attention was paid to small and medium-sized businesses, in the countries studied there are fundamentally different support systems: Sweden and Finland offer wide and affordable programs for project financing and the provision of state guarantees, while in Norway and Denmark the state is little involved in assisting SMEs, however, companies are successfully using the supply chains of local multinational corporations to bring their products to foreign markets.

   
 For citation:

Shiryaeva, A.R. (2022) Export strategy of the countries of Northern Europe. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 12, iss. 4 (in Russian)

 

К содержанию»