НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ЗАДАЧА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ВУЗА В НЕЧЁТКОМ РЕШЕНИИ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
тОМ 12, выпУСК 3, 2022

Рубрика: МОДЕЛИРОВАНИЕ
Коды JEL: J24
DOI: 10.35679/2226-0226-2022-12-3
   
Для цитирования:

Остапенко И. Н., Усенко Р. С. Задача оценки эффективности сотрудников вуза в нечётком решении // Научное обозрение: теория и практика. 2022. Т. 12. Вып. 3

   
Авторы: 

Остапенко Ирина Николаевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Бизнес-информатика и математическое моделирование», ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр-кт Академика Вернадского, 4.
Усенко Роман Станиславович, ст. преподав. кафедры «Бизнес-информатика и математическое моделирование», ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 295007, Респуб-лика Крым, г. Симферополь, пр-кт Академика Вернадского, 4.

 

Тел: (978) 766-90-62
E-mail: r_usenko@rambler.ru

   
Реферат: 

Талантливые сотрудники, их интеллект, креативность и способность создавать что-то новое - одно из главных конкурентных преимуществ, определяющих успех развития организации. В связи с динамическими изменениями на рынке труда меняются ожидания и требования компаний к сотрудникам. Человеческие навыки и способности вышли на первый план в общественном производстве. Любой руководитель на основании определенных показателей может оценить своих подчиненных и их способность быстро и качественно выполнить поставленную задачу. В условиях цифровых трансформаций экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах. ВУЗы обучают будущих специалистов, поэтому важно, чтобы сотрудники ВУЗов «шли в ногу со временем, занимались самообразованием и непрерывно повышали свой профессиональный уровень. Довольно часто для оценки эффективности деятельности используются качественные показатели, оцененные экспертами. В статье рассмотрены возможности применения аппарата нечеткой математики для оценки эффективности сотрудников ВУЗа. В исследовании описана методика количественной оценки их эффективности, позволяющая осуществлять грамотный менеджмент сотрудников ВУЗа. Такой подход предполагает выбор важных критериальных признаков отбора сотрудников на вакансию, на основании которых осуществляется их кадровый скоринг.  Основное преимущество нечётких моделей, по сравнению с математическими моделями на основе классического математического инструментария, связано с возможностью использования для их разработки значительно меньших объёмов входных данных о системе. При этом входные данные могут носить приближённый, нечёткий характер. Подход с точки зрения нечёткой математики позволяет формально описать нестрогие нечеткие понятия и обеспечивает возможность исследования процессов, протекающих в условиях высокой степени неопределённости.

   
Ключевые слова:

образовательная организация высшего образования, оценка эффективности сотрудников, кадровый скоринг, нечеткая математика, нечеткая модель, экс-пертная система, методы, инструментарий, функция принадлежности

   
Список литературы:

1.Кричевский М. Л., Мартынова Ю. А. Инструменты искусственного интеллекта при оценке эффективности инвестиционного проекта // Креативная экономика. – 2018. – Т. 12, № 8. – С. 1105-1118.

2.Горбачевская Е. Н., Леонидов А. В. Модель нейронной сети для рейтинговой оценки компетентности сотрудников // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2015. – №1 (23). – С. 57-71.
3.Остапенко И. Н., Усенко Р. С. Моделирование показателя уровня творческого развития личности // Цифровая экономика: информационные технологии и модели: монография / Под науч. ред. д.э.н., д.п.н., профессора Апатовой Н. В. Серия «Цифровая экономика». – Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2018. – 306 с. – С. 258-282.
4.Houe R., Grabot B., Tchuente G. Fuzzy logic in competence management // European Society for Fuzzy Logic and Technology: 7th conference. – 2011. – Pp. 651-656.
5.Jevšček M. Competencies assessment using fuzzy logic // Journal of Universal Excellence. – 2016. – № 2. – Pp. 187-202.
6.Macwan N., Srinivas S. Performance Appraisal using Fuzzy Evaluation Methodology // International Journal of Engineering and Innovative Technology. – 2013. – № 3. – Pp.324-329.
7.Becker G. S. Human capital. A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. – Chicago, University of Chicago Press, 1993.
8.Šlaus I. and Jacobs G. Human capital and sustainability // Sustainability. – 2011. – Iss. 3 (1). – Pp. 97–154
9.Mincer J. Human capital and the labor market. A review of current research. // Educational Researcher. – 1989. – Vol. 18, iss. 4. – Pp. 27–34.
10.Barro, R. J. Education and economic growth // Annals of Economics and Finance. – 2013. – Vol. 14, iss. 2. – Pp. 301–328.
11.Порохня В. М. Интеллектуальный капитал экономического роста. – Запорожье : КПУ, 2012. – 568 с.
12.Кельчевская Н. Р., Ширинкина Е. В. Региональные детерминанты эффективного использования человеческого капитала в цифровой экономике // Экономика региона. – 2019. – Т. 15, Вып. 2. – С. 465–482.
13.Апатова Н. В., Остапенко И. Н., Усенко Р. С. Подходы к принятию решений по вопросу инвестирования в индивидуальный человеческий капитал // Научное обозрение: теория и практика. – 2021. – Т. 11, № 3 (83). – С. 828-837.

   
English version:

THE PROBLEM OF ASSESSING THE EFFICIENCY OF HIGHER EDUCATION STAFF IN A FUZZY SOLUTION

 

Ostapenko Irina Nikolaevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the Depart. of Business Informatics and Mathematical Modeling, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Russia.
Usenko Roman Stanislavovich, Senior Lecturer of the Depart. of Business Informatics and Mathematical Modeling, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Russia.

 

Keywords: educational organization of higher education, employee performance evaluation, personnel scoring, fuzzy mathematics, fuzzy model, expert system, methods, tools, membership function.

 

Abstract. Talented employees, their intellect, creativity and ability to create something new are one of the main competitive advantages that determine the success of an organization's development. Due to dynamic changes in the labor market, companies' expectations and requirements for employees are changing. Human skills and abilities have come to the fore in social production. Any leader, based on certain indicators, can evaluate his subordinates and their ability to quickly and efficiently complete the task. In the context of digital transformations, the economy needs highly qualified personnel. Universities train future specialists, so it is important that university staff “keep up with the times, engage in self-education and continuously improve their professional level. Quite often, qualitative indicators evaluated by experts are used to evaluate the effectiveness of activities. The article considers the possibilities of using the apparatus of fuzzy mathematics to assess the effectiveness of university employees. The study describes a methodology for quantifying their effectiveness, which allows for competent management of university staff. This approach involves the selection of important criteria for selecting employees for a vacancy, on the basis of which their personnel scoring is carried out. The main advantage of fuzzy models, in comparison with mathematical models based on classical mathematical tools, is associated with the possibility of using much smaller amounts of input data about the system for their development. In this case, the input data can be approximate, fuzzy. The approach from the point of view of fuzzy mathematics makes it possible to formally describe non-strict fuzzy concepts and provides an opportunity to study processes occurring under conditions of a high degree of uncertainty.

   
 For citation:

Ostapenko, I.N., Usenko, R.S. (2022) The problem of assessing the efficiency of higher education staff in a fuzzy solution. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 12, iss. 3 (in Russian)

 

К содержанию»