НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 5-2013

pdf button Полнотекстовая версия журнала 

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

ЗНАЧЕНИЕ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КАЧЕСТВ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА

 

Сладкопевец Роман Вадимович, канд. пед. наук, докторант, доцент кафедры «Музыкальное образование», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»: Россия,

141400, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7.

 

Тел.: (495) 570-04-77

E-mаil: romansladkopevets@gmail.com

 

Аннотация. В статье выявляются педагогические принципы формирования профессиональных качеств студента-вокалиста через формы и методы подбора вокального репертуара, позволяющие в условиях учебно-практического развития оптимизировать путь к техническому мастерству и вокальному совершенству.

 

Ключевые слова: вокальный репертуар, вокально-техническая основа, речь, голос, вокализ, старинные арии.

 

The importance of repertoire selection in the formation of professional characteristics of a vocalist student

 

Sladkopevets Roman Vadimovich, Cand. of Ped. Sci., doctoral student, Ass. Prof. of “Musical education” department, Moscow State university of culture and arts. Russia.

 

Keywords: vocal repertoire, vocaltechnical basis, speech, voice, vocalization, old arias.

 

The article uncovers the pedagogic principles of forming the professional characteristics of a vocalist student through the forms and methods of vocal repertoire selection, which make it possible to optimize the way to technical mastery and vocal perfection in practical education conditions.

 

 

РОЛЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В МАТЕРИАЛОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Лисова Л юдмила П авловна, аспирант, документовед, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»: Россия, 424000, Республика Марий

Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3.

 

Алибеков Сергей Якубович, д-р техн. наук, почетный работник Министерства

образования РФ, лауреат государственной премии РМЭ, профессор, зав. кафедрой

«Машиностроение и материаловедение», ФГБОУ ВПО «Поволжский государствен-

ный технологический университет»: Россия, 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3.

 

Тел.: (905) 008-23-67

E-mai: mim@marstu.net

 

Аннотация. Рассмотрены виды тестовых заданий и приведены их примеры, представлена характеристика видов тестирования, характеристика разновидностей тестовых заданий, выявлены их отличительные особенности, дано понятие «материаловедческого образования».

 

Ключевые слова: тестирование, тестовые методы, система тестирования, тестовые задания открытого типа, тестовые задания закрытого типа, тестовые задания на соответствие, тестовые задания на установление правильной последовательности.

 

Role of test-type tasks in materials science education

 

Lisova Liudmila Pavlovna, postgraduate student, documentation specialist, Volga State technological university. Russia.

 

Alibekov Sergey Yakubovich, Dr. of Tech. Sci., honored worker of the Ministry of Education of the RF, Republic of Mary El state award laureate, Prof., head of “Machine building and materials science” department, Volga

State technological university. Russia.

 

Keywords: testing, testing methods, testing system, open-type test tasks, closedtype test tasks, matching test tasks, sequencing test tasks.

 

The work examines the kinds of test tasks and gives their examples. It presents the characteristic of test types and the varieties of test tasks, uncovers their specific features and presents the concept of “materials science education”.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

 

Антонов Станислав Юрьевич, начальник ГУ МЧС России по Чувашской Республике: Россия, 428003, Республика Чувашия, г. Чебоксары, пер. Огнеборцев, 4.

 

Тел.: (937) 399-00-10

E-mail: pawa.82@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлены материалы совершенствования прохождения учебной,

производственной и преддипломной практики студентами пожарной безопасности на примере

Главного управления МЧС России по Чувашской Республике. Разработанные положения лежат в основе настоящего исследования и базируются на практике подготовки бакалавров по направлению «Пожарная безопасность».

 

Ключевые слова: практики в обучении, студент, пожарная безопасность, профессионал.

 

Organization of “Fire safety” direction major student’s practice

 

Antonov Stanislav Yurievich, head of EMERCOM of Russia regional center in the Republic of Chuvashia. Russia.

 

Keywords: practice in education, student, fire safety, professional.

 

The article presents the materials on the improvement of training, production and pre-graduation practice of “Fire safety” major students based on the example of EMERCOM of Russia regional center in the Republic of

Chuvashia. The developed propositions form the basis of this study and are based on the practice of preparing Bachelor degree students majoring in “Fire safety” direction.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

 

Щетинина Е лена Борисовна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Коррекционная педагогика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410002, г. Саратов, ул. Соляная, 32.

 

Селиванова Юлия Викторовна, доктор социол. наук, профессор, зав. кафедрой «Коррекционная педагогика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия,

410002, г. Саратов, ул. Соляная, 32.

 

Соловьева О льга Васильевна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Коррекционная педагогика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410002, г. Саратов, ул. Соляная, 32.

 

Тел.: (965) 882-48-68

E-mail: ebp1976@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье описывается система организации специального образования в

сравнительном контексте двух стран – Германии и России. Содержание статьи основано на материалах, полученных в ходе включенного экспертного наблюдения, осуществленного в процессе стажировки в Германии в г. Дюссельдорфе – столице одной из 16 земель – Северный Рейн-Вестфалия. Нами освещены следующие аспекты: особенности организации дошкольного образования в наших странах; содержание системы общего школьного образования в Германии и России; порядок направления детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные учреждения, особенности специального школьного образования детей с ОВЗ в наших странах; система получения профессионального образования.

 

Ключевые слова: специальное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, специальные образовательные условия, дошкольное специальное образование, школьное специальное образование, профессиональное специальное образование, отбор детей в специальную школу.

 

Specific feat ures of the organization of special education system in Germany

 

Schetinina Elena Borisovna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of “Correctional pedagogics” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Selivanova Yulia Viktorovna, Dr. of Soc. Sci., Prof., head of “Correctional pedagogics” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Solovyeva Olga Vasilyevna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of “Correctional pedagogics” department. Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: special education, physically challenged children, special educational conditions, special pre-school education, special vocational training, selection of children for special schools.

 

The article describes and compares the system of special education organization in two countries – Germany and Russia. The content of the article is based on data obtained in the course of participant expert observation carried

out during a training course in the German city of Dusseldorf – the capital of one of 16 lands, Northern Rhine-Westphalia. The work looks into the following aspects: specific features of pre-school education organization in our countries; the content of general school education system in Germany and Russia; the scheme of

sending physically challenged children to special educational institutions, specific features

of special school education of physically challenged children in our countries; the system of vocational training.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Алексеева О льга Витальевна, преподаватель кафедры «Иностранные языки и коммуникативные компетенции», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагари-

на»: Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

 

Тел.: (845-2) 99-89-26

E-mail: alekseevaov86@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье речь идет об особенностях обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации в неязыковых вузах. Задачей обучения иностранному языку в неязыковых вузах является формирование у обучающихся профессиональной иноязычной компетенции, которая является неотъемлемой частью профессионализма будущего выпускника высшего учебного заведения. Изучение иностранного языка не должно быть оторвано от реальной жизни и языковой практики.

 

Ключевые слова: иностранный язык, межкультурная коммуникация, профессионально-ориентированное обучение, иноязычное общение, средства преподавания, методы активного обучения.

 

Specific feat ures of teaching foreign languages and intercult ural communication

 

Alekseeva Olga Vitalievna, lecturer of “Foreign languages and communicative competence” department, Saratov State technical university named after Y. A. Gagarin Russia.

 

Keywords: foreign language, intercultural communication, profession-targeted education, foreign language communication, means of teaching, active teaching methods.

 

The article deals with the specific features of teaching foreign languages and intercultural

communication in non-linguistic institutions of higher education. The goal of

teaching foreign languages in non-linguistic institutions of higher education consists is to

form professional foreign language competence, which is an integral part of the professionalism

of aspiring graduates. Foreign language studying must be closely connected with real life and language practice.

 

 

ХРИСТИАНСКИЕ ТЕКСТЫ В УЧЕБНИКАХ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЛИТЕРАТУРНОЕ

ЧТЕНИЕ»

 

Черемисинова Л ариса И вановна, д-р филол. наук, зав. кафедрой «Начальное языковое и литературное образование», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 52-29-12

E-mail: larisa.cheremisinova@mail.ru

 

Аннотация. В статье анализируются учебники «Литературное чтение» для начальной школы: отбор христианских текстов в них, место этих текстов в структуре целого, содержание справочного и методического аппарата к ним.

 

Ключевые слова: христианские тексты, произведения религиозной направленности, литературное чтение, структура учебника, начальное литературное образование.

 

Christian texts in “Literary reading” primary school course books

 

Cheremisinova Larisa Ivanovna, Dr. of Phil. Sci., head of “Primary language and literary education” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: Christian texts, religiously oriented literary works, literary reading, course book structure, primary literary education.

 

The article analyzes “Literary reading” course books for primary schools: the selection of Christian texts, the place of such texts in the structure of the whole, the content of reference and methodological matter for them.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

 

Георгица Е лена А лександровна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Логопедия и психолингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012,

г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 22-51-32

E-mail: georgichca@mail.ru

 

Аннотация. Происходящие в стране преобразования требуют от школы ориентации на развитие социально активной личности. В связи с этим обществом ставится задача научить школьников четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Одним из возможных вариантов ее решения является реализация образовательных возможностей учебного процесса начальной школы через организацию речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении. В статье рассматриваются основные подходы к организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении, характеризующемся концентрацией внимания на личности ребенка, смещением акцентов со знаниевой парадигмы на личностно-развивающую, получением

индивидуальных творческих продуктов, что в целом ведет к личностному росту учащихся.

 

Ключевые слова: речемыслительная деятельность, младший школьник, личностно-развивающее обучение, личностный подход, организация учебной деятельности.

 

Main approaches to organizing the speech-cognitive activity of primary school students in personality

development education

 

Georgitsa Elena Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Logopedics and psycholinguistics” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: speech-cognitive activity, primary school student, personality development education, personality approach, organization of educational activity.

 

The transformations happening in the country require the orientation of school education towards the development of socially active personality. Thus, the society tasks school with the necessity of teaching school children to think clearly, reason logically and present their thoughts well. One of the possible ways of

solving this problem lies in the implementation of the educational potential of primary school teaching process through the organization of speech-cognitive activity of primary school students

in personality development education. The work examines the main approaches to

the organization of speech-cognitive activity of primary school students in personality development

education, which is characterized by the concentration on the personality of a child and the shift of focus from knowledge paradigm to the personality development one through the obtainment of individual creative products.

This, on the whole, leads to the personality growth is school students.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Кучеренко Д иляра Мунировна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОБУ «СОШ № 9», аспирант ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»: Россия,

460844, г. Оренбург, ул. Советская, 19.

 

Тел.: (922) 534-90-29

Е-mail: diselina@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальность, проблемы и технологии профилактического взаимодействия, организуемого в образовательном учреждении совместно с различными органами власти, направленного на формирование социально ориентированной личности.

В статье раскрывается аспект внедрения профилактического взаимодействия как условия формирования социально ориентированной личности, его актуализации в процессе организации совместной деятельности с различными структурами власти. Автор изучает особенности реализации данного аспекта. Проведя сравнительный анализ различных методик исследований, автор пришел к заключению, что создание программы профилактического взаимодействия будет эффективным и может использоваться всеми образовательными учреждениями или их аналогами.

 

Ключевые слова: оциально ориентированная личность, профилактическое взаимодействие, субъект профилактического взаимодействия.

 

Formation of a socially oriented person in the course of preventive interaction in a comprehensive school

 

Kucherenko Dilyara Munirovna, deputy director of education and training, comprehensive school № 9, postgraduate student, Orenburg State pedagogic university. Russia.

 

Keywords: socially oriented person, preventive interaction, subject of preventive interaction.

 

The article examines the topical nature, problems and technologies of preventive interaction, which can be organized in an educational institution together with various authorities and are aimed at the formation of a socially oriented person. The work uncovers the aspect of preventive interaction introduction as the

condition of forming a socially oriented person, the implementation of the aforesaid interaction

in the process of organizing joint activities with the authorities. The author studies the specific

features of implementing this aspect. Having compared various study methods, the author has come to the conclusion that the creation of a preventive interaction program will be effective and can be used by all educational or analogous institutions.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

ВРЕМЯ ПЕРВОТВОРЕНИЯ И СИМВОЛИКА ЯЙЦА В АДЫГСКОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

ТРАДИЦИИ

 

Кудаева Зинаида Жантемировна, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры «Русская литература», ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»: Россия,

360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175.

 

Тел.: (866-2) 74-11-85

E-mail : zina_777@bk.ru

 

Аннотация. На основании анализа фольклорных источников, а также мифоритуального комплекса в статье выдвигается предположение, что в системе адыгских мифопоэтических воззрений присутствовали довольно устойчивые космогонические представления, согласно которым с «взрывающимся», поднятым к небу яйцом связывалось начало временного отсчета, «возрождение» космоса.

 

Ключевые слова: первотворение, мифоритуальный комплекс, мифопоэтические воззрения, космогонический, космос, «возрождение» космоса.

 

The time of Creation and egg symbolism in Adygei ethnic cult ural tradition

 

Kudaeva Zinaida Zhantemirovna, Dr. of Phil. Sci., Ass. Prof., Prof. of “Russian literature” department, Kabardino-Balkaria State university named after K. M. Berbekov. Russia.

 

Keywords: сreation, mythology-ritualistic complex, mythology-poetic views, cosmogony, space, “rebirth” of space.

 

Based on the analysis of folklore sources and the mythology-ritualistic complex, th work puts forth the supposition that the system of Adygei mythology-poetic views had rather stable cosmogony beliefs, which connected the “exploding” egg rising into the sky with the beginning of time, “rebirth” of space.