НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение: гуманитарные исследования 3-2013

pdf button Полнотекстовая версия журнала

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

РЕФЛЕКСИЯ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И СРЕДСТВА ЕЕ АКТУАЛИЗАЦИИ

 

Карякин Юрий Васильевич, канд. техн. наук, ведущий эксперт отдела «Информационные технологии высшей школы», Институт кибернетики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.

 

Тел.: (382-2) 56-34-20

E-mail: art-39-1@yandex.ru

 

Аннотация. Тема исследования – учебные взаимодействия в образовательном процессе выс-

шей школы. Предмет исследования – механизм реализации учебных взаимодействий в различ-

ных организационных формах обучения. Цель исследования – структуризация и классификация

дидактических инструментов организации познавательной деятельности в образовательном

процессе. Использован метод системно-структурного анализа в методологии онтогенетиче-

ского описания предметов и явлений. В результате проведенного исследования предложена

структура дидактических средств организации познавательной деятельности, включающая как

традиционные средства, так и предложенные новые, сконструированные в ходе исследования.

Результаты исследования адресуются в практику высшей школы как способствующие совер-

шенствованию учебных взаимодействий «преподаватель – студент».

 

Ключевые слова: учебные взаимодействия в образовании, прямая и обратная связь, дидакти-

ческие инструменты.

 

Reflection in the didactics of higher education and ways of actualizing it

 

Karyakin Yuri Vasilyevich, Cand. Of Tech. Sci., leading expert of “Information technologies of higher education” department, Institute of cybernetics, National research Tomsk polytechnics university. Russia.

 

Keywords: interactions in education, direct and reverse connection, didactic instruments.

 

The topic of the study is the educational interactions in the process of higher education.

The subject of the study is the mechanism of implementing educational interactions in various

organizational forms of education. The aim of the study is the structurization and classification

of the didactic instruments for organizing cognitive activity in the educational process. The

work uses the method of systemic-structural analysis in the methodology of ontogenetic description

of objects and phenomena. The study suggests the structure of the didactic instruments

for organizing cognitive activity, which includes both traditional measures and the suggested

new ones, which have been constructed in the course of the research. The results of the

study can be used in higher education practice to aid the improvement of «teacher – student»

educational interactions.

 

 

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Смирнов Алексей Владимирович, канд. филол. наук, зав. кафедрой «Иностранные языки и деловой перевод», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»: Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский просп., 49.

 

Тел.: (911) 849-75-05

E-mail: AlexeySmirnov1@yandex.ru

 

Аннотация. Данная статья посвящена фундаментализации непрерывного лингвистического

образования на основе языковой картины мира.

 

Ключевые слова: непрерывное лингвистическое образование, языковая картина мира, фунда-

ментализация.

 

Language picture of the world as the contentual foundation of continuous linguistic education

fundamentali zation

 

Smirnov Aleksey Vladimirovich, Cand. of Phil. Sci., head of “Foreign languages and business translation” department, St. Petersburg National research university of information technologies, mechanics and optics. Russia.

 

Keywords: сontinuous linguistic education, language picture of the world, fundamentalization.

 

The article is dedicated to continuous linguistic education fundamentalization based on the language picture of the world.

 

 

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

 

Рыбакина Наталья Александровна, канд. пед. наук, консультант кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) специалистов центр повышения квалификации «Центр развития образования городского округа Самары», доцент, докторант кафедры «Социальная и педагогическая психология», ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 443084, г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 213.

 

Тел.: (927) 687-72-05

E-mail: rybakina@yandex.ru

 

Аннотация. В статье поднимается проблема необходимости обоснования новой парадигмы

образования, адекватной идеям постиндустриального общества; раскрываются особенности

непрерывного образования как новой образовательной парадигмы.

 

Ключевые слова: парадигма образования, непрерывное образование, человеческий капитал,

контекст, гипертекст, конвертируемость знания, релятивное знание, префигуративный тип свя-

зи поколений, проективное образование.

 

Continuous education as a new educational paradigm

 

Rybakina Natalia Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., consultant of "Modern technologies

and quality of education" department of Center of Excellence "Education development

center city district Samara", Ass. Prof., doctoral student “Social and pedagogic psychology” department, Moscow State humanities university named after M. A. Sholokhov. Russia.

 

Keywords: paradigm of education, continuous education, human capital, context, hypertext, convertibility of knowledge, relative knowledge, prefigurative type of the link between generations, projective education.

 

The article raises the problem of the necessity of substantiating the new paradigm of education adequate to the ideas of post-industrial society. It describes the specific features of continuous education as a new educational paradigm.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Павлова Светлана Анатольевна, педагог-психолог, ГБОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», аспирант кафедры «Психология профессионального развития», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»: Россия, 603950,

г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1.

 

Тел.: (920) 015-56-68

E-mail: ps56@yandex.ru

 

Аннотация. В статье описана модель психологического сопровождения профессионализации

будущих педагогов на основе структуры рефлексивных способностей: ее методологические

основы, содержательные характеристики и принципы реализации. Представлены результаты

апробации данной модели в условиях учреждения среднего профессионального (педагогиче-

ского) образования.

 

Ключевые слова: педагогическое образование, психологическое сопровождение, рефлексив-

ные способности.

 

Psychological support of future educators in the system of secondary vo cational training

 

Pavlova Svetlana Anatolyevna, teacher- psychologist, Dzerzhinsk teacher training college, postgraduate student of “Psychology of professional development” department, Nizhny Novgorod State pedagogic university named after K. Minin. Russia.

 

Keywords: pedagogic education, psychological support, reflective abilities.

 

The article describes the model of psychological support of future educator’s professionalization

based on the structure of reflective abilities. It shows its methodological foundations, contentual characteristics and principles of implementation. The work presents the results of this model’s approbation in the conditions of secondary vocational training institution.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Якунина Ольга Васильевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Логопедия и психолингвистика» Педагогического института, ФГБОУ ВПО «Саратовский го-

сударственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов,

ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 22-51-30

E-mail: olgayakunina64@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей психомоторных и графомоторных навыков младших школьников с дисграфией. В ней представлены результаты обследования психо- и графомоторики, письма трех групп четвероклассников общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи и педагогической запущенностью, с фонетико-фонематическим недоразвитием, с нормой речевого и психического развития.

 

Ключевые слова: дисграфия, психомоторика, графомоторика, педагогическая запущенность.

 

Interconditionality of the development level of psychomotor skills and speech of elementary school students

 

Yakunina Olga Vasilyevna, Cand. Of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Logopedics and psycholinguistics”

department of Pedagogic institute, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: dysgraphia, psychomotor function, graphomotor function, pedagogic neglect.

 

The article is dedicated to the discovery of the specific features of psychomotor and graphomotor skills of elementary school students with dysgraphia. It presents the results of psycho- and graphomotor function examination and the examination of writing of three groups of 4th grade students of a general school – those with general speech underdevelopment and pedagogic neglect, those with phonetic-phonematic underdevelopment and those with normal speech and psychological development.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

ПРОВОКАЦИЯ ЗАМЫСЛА: ТОЛСТОВСКИЕ ПОМЕТЫ НА ПОЛЯХ «ПИНОККИО» ДЛЯ «ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА»

 

Чернышева Маргарита Антоновна, канд. филол. наук, науч. сотрудник, ФГБУН «Институт мировой литературы им. А. М. Горького» РАН: Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, 25а.

 

Тел.: (495) 700-12-01

E-mail: Rit1053@yandex.ru

 

Аннотация. В статье впервые подробно исследуется одна из главных сторон творческой исто-

рии сказки А. Толстого «Золотой ключик» (1935) с привлечением сохранившихся рукописных

источников текста (ОР ИМЛИ), а также рукописи сказки К. Коллоди «Приключения Пинок-

кио» (1923) в пересказе самого Толстого – предшественницы «Золотого ключика». Описывает-

ся текстологически уникальная ситуация: когда на полях и между строк одного оригинального

произведения («Приключения Пиноккио») автор стремится выстроить новый оригинальный

текст. Однако в процессе работы от замысла отказывается, поскольку перестройка не удалась

и достаточно быстро спровоцировала смысловую и игровую полемику между двумя произведениями (обусловленную и разным временным наполнением, и разными художественными задачами). По сути, «Пиноккио», явившись ближайшим текстовым источником «Золотого Ключика», являет своеобразный контекст, в большой степени задающий смысловые параметры для раскрытия новых идей в новой сказке. И хотя чисто текстовые связи между сказками постепенно утрачиваются, напряженность смысловой полемики между ними на разных уровнях сохраняется до конца, насыщая «Ключик» дополнительным контекстом... Включенные в анализ рукописи собственно «Золотого ключика» пометы демонстрируют тенденции дальнейших этапов становления толстовской сказки.

 

Ключевые слова: текст, провокация, Пиноккио, рукопись, сцена, текстология.

 

Provo cation of intention: Tolstoy ’s notes on the margins of “Pinocchio” for “The Golden Key”

 

Chernysheva Margarita Antonovna, Cand. of Phil. Sci., researcher, Institute of world literature named after A. M. Gorky of the RASc. Russia.

 

Keywords: text, provocation, Pinocchio, manuscript, scene, textology.

 

The article is the first ever study of one of the most important aspects of the creative history

of A. Tolstoy’s fairy tale “The Golden Key” (1935). It involves the extant manuscript textual sources (Manuscripts department of IWL), as well as the manuscripts of C. Collodi’s fairytale “The Adventures of Pinocchio” (1923) retold by Tolstoy himself – the forerunner of “The Golden Key”. The work describes the textologically unique situation, in which the author is aiming at creating a new original text on the margins and between the lines of another one (“The Adventures of Pinocchio”). However,

in the process of work the writer abandons the intention, for the redesign did not work, having

quite soon provoked contentual and artistic controversy between the two stories (caused both by different temporal content and different artistic goals). In fact, “Pinocchio”, having become the nearest textual source for “TheGolden Key”, presents a kind of context, which largely sets the contentual parameters for the development of new ideas in the new fairy tale. Although the purely textual links between the stories are gradually lost, the intensity of contentual polemics between them on various levels remains till the end, enriching “The Key”with additional context. The inclusion of manuscripts of “The Golden Key” into the analysis demonstrates the tendencies of the following

stages of Tolstoy’s fairy tale’s development.

 

 

ПИСАТЕЛЬ И ВЛАСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ Б. А. ПИЛЬНЯКА 1930-х гг.)

 

Крючков Владимир Петрович, д-р филол. наук, профессор, зав. Кафедрой «Логопедия и психолингвистика» Педагогического института, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 22-51-30

E-mail: vpks@km.ru

 

Аннотация. Рассматриваются взаимоотношения писателя и власти – Б. А. Пильняка и

И. В. Сталина на материале писательских публицистических откликов Пильняка на речи вождя

1930-х годов. Проанализирован механизм непрямого «диалога» с вождем, закончившийся для

писателя трагически.

 

Ключевые слова: Б. А. Пильняк, И. В. Сталин, писатель и власть, писательская публицистика.

 

Writer and authority (based on B. A. Pilnyak ’s social and political journalism of the 1930th)

 

Kruchkov Vladimir Petrovich, Dr. of Phil. Sci., Prof., head of “Logopedics and psycholinguistics”

department of Pedagogic institute, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: B. A. Pilnyak, I. V. Stalin, writer and authority, writer’s social and political journalism.

 

The work examines the relationship between a writer and authority, namely B. A. Pilnyak and I. V. Stalin, based on the writer’s response to the leader’s speeches of 1930th. It analyzes the mechanism of indirect “dialogue” with the leader, which brought the author to a tragic end.

 

 

ТИПЫ ДИАЛОГА В ПОЭЗИИ К. Н. БАТЮШКОВА

 

Бердникова Татьяна Владимировна, канд. филол. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (904) 243-60-88

E-mail: sintax2@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена изучению типов диалога в поэтическом тексте. В качестве ма-

териала выступает лирика К. Н. Батюшкова. Анализируются типы диалога в структурно-семантическом аспекте, а также в соотнесении с характером адресата и адресанта. В результате

выделяются следующие типы диалога: истинный и мнимый диалог, а также две разновидности

этих типов – полная и неполная.

 

Ключевые слова: диалог, поэтический текст, диалогическая структура, истинный диалог, мнимый диалог.

 

Types of dialogue in the poetry of K. N. Baty ushkov

 

Berdnikova Tatiana Vladimirovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof., Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Keywords: dialogue, poetic text, dialogue structure, real dialogue, imaginary dialogue.

 

The article is dedicated to the study of the types of dialogue in poetic text. It is based on the lyrical poetry of K. N. Batyushkov. The work analyzes the types of dialogue in the structuralsemantic

aspect, as well as in connection with the nature of addressee and addresser. As a result, the study singles out two types of dialogue: real and imaginary dialogue, and two varieties of these types: complete and incomplete one.

 

 

УДАРЕНИЕ ИЛИ СИНГАРМОНИЗМ?

 

Даркулова Куляш Нурадиновна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры «Русский язык и литература», РГКП Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 486050, г. Шымкент, пр. Таукехана, 5.

 

Тел.: (725-2) 31-43-25

E-mail: darkulova@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается дискутируемый до настоящего времени вопрос о раз-

делении функций ударения и сингармонизма в казахском языке, о существовании словесного

ударения в казахском языке, о сингармонизме как просодическом явлении, функционирующем

не только на уровне слова, но и на уровне предложения.

 

Ключевые слова: сингармонизм, словесное ударение, синтагма, сегментация потока речи,

фонетические границы, ритмическое ударение, фонетическая выделенность, интонационные

отрезки речи, пограничные сигналы.

 

Stress or synharmonism?

 

Darkulova Kulyash Nuradinovna, Cand. of Phil. Sci., senior lecturer of “Russian language and literature” department, Southern Kazakhstan State university named after M. Auezov. Kazakhstan.

 

Keywords: synharmonism, word stress, syntagma, speech flow segmentation, phonetic borders, rhythmical stress, phonetic accentuation, intonational speech segments, borderline signals.

 

The article examines the debated problem of the division of the functions of stress and synharmonism in Kazakh language, the existence of word stress in Kazakh language and synharmonism as a prosodic phenomenon which functions not only on the word, but also on the sentence level.

 

 

КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ЮРИСТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ЖАРГОНИЗМОВ В ЮРИДИЧЕСКИХ АКТАХ

 

Балашова Елена Юрьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Английский и испанский языки», ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1.

 

Мацюпа Ксения Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Английский язык, теоретическая и прикладная лингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1.

 

Тел.: (845-2) 29-90-48

E-mail: balashovaelena@yandex.ru

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам культуры письменной речи юристов и акту-

альному на данный момент аспекту – использованию профессиональных жаргонизмов в юри-

дических актах. В статье рассматриваются языковые особенности официально-делового стиля,

к которому относится речь юриста, а также затрагиваются проблемы применения юридиче-

ского профессионального жаргона в юридических документах. Статья рассчитана на широкий

круг читателей, особенно на практикующих юристов, специалистов в области лингвистики, а

также студентов и преподавателей гуманитарных специальностей.

 

Ключевые слова: cтиль, жанр, языковые особенности, терминология, клише, культура, текст,

закон, жаргонизмы.

 

The cult ure of lawyer’s writing and the usage of professional jargonisms in legal acts

 

Balashova Elena Yurievna, Cand. Of Phil. Sci., Ass. Prof. of “English and Spanish language” department, Saratov State law academy. Russia.

 

Matsyupa Ksenia Vladimirovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “English language, theoretical and applied linguistics” department, Saratov State law academy. Russia.

 

Keywords: style, genre, linguistic peculiarities, terminology, cliché, culture, text, law, jargonisms.

 

The article is dedicated to the problems of the culture of lawyer’s writing, and in particular such aspect as the usage of professional jargonisms in legal acts, which is currently topical. The work examines the linguistic peculiarities of official business style that the speech of a lawyer refers to, as well as touching upon the problems of professional legal jargon application in legal documents. The article is aimed at a wide circle of readers, especially practicing lawyers, linguistic specialists and students and

teachers of humanities.