НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

РОЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
тОМ 11, выпУСК 6, 2021

Рубрика: ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Страницы:  1779-1795
Коды JEL: I28, O38, D78, Z18
DOI: 10.35679/2226-0226-2021-11-6-1779-1795
   
Для цитирования:

Шипунова Е. П., Коновалов В. В., Гиль А. Ю. Роль законодательства в развитии научно-образовательного комплекса региона // Научное обозрение: теория и практика. 2021. Т. 11. Вып. 6. С. 1779–1795. DOI: 10.35679/2226-0226-2021-11-6-1779-1795

   
Авторы: 

Шипунова Елена Петровна, зам. начальника отдела по экономической политике аппарата Законодательной Думы Томской области: Россия, 634050, г. Томск, пл. Ленина, д. 6.
Коновалов Вячеслав Васильевич, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40.
Гиль Александра Юрьевна, канд. филос. наук, доцент кафедры культурологии, теории и истории культуры, Института искусств и культуры, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

 

Тел.: (382-2) 51-04-24
Е-mail: duma@tomsk.gov.ru

   
Реферат: 

Цель работы заключается в подготовке предложений по совершенствованию регионального законодательства в сфере научной и научно-технической деятельности. В статье проведен подробный анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов по теме исследования и сделан вывод, что поддержка развития науки является приоритетной государственной задачей, а научное и технологическое обеспечение прорывного развития Российской Федерации – одна из основных целей государственной политики, определенной Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Учитывая, что в последние годы в России была инициирована серьезная перестройка вузовского сектора науки, университеты должны стать флагманами социальноэкономического развития страны, а, следовательно, именно им отводится ключевая роль в достижении национальных целей в науке, в том числе на долгосрочном горизонте планирования [1, 2]. В ходе анализа нормативных правовых актов федерального уровня определена система управления сферой науки в Российской Федерации, при этом отмечено, что общее руководство сферой науки осуществляет Президент Российской Федерации. На территории Томской области научная и научно-техническая деятельность регулируется нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня, в том числе Законом Томской области «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области», действие которого направлено на создание дополнительных гарантий для использования результатов научнотехнической деятельности в материальном производстве и социальной жизни региона. Цель научно-технической политики Томской области – развитие и эффективное использование научно-технического потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание и внедрение наукоемких технологий, укрепление взаимосвязи науки и образования. Нормативная правовая база федерального и регионального уровня создает предпосылки для эффективного функционирования научно-образовательного комплекса региона. Результаты работы, а также планируемые к реализации научно-образовательным комплексом региона приоритетные пилотные инициативы на основе интеграции и кооперации научно-образовательного и индустриального комплексов представлены в содержательной части статьи. В статье представлены результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в сфере научной и научно-технической деятельности, а в завершении обоснованы выводы и предложения по совершенствованию законодательства Томской области.

   
Ключевые слова:

наука; научно-техническая политика; научно-образовательный комплекс; финансирование научно-образовательного комплекса; государственное регулирование; Томская область

   
Список литературы:

1. Guskov A. E., Kosyakov D. V., Selivanova I. V. Boosting research productivity in top Russian universities: the circumstances of breakthrough // Scientometrics. – 2018. – Т. 117. – № 2. – С. 1053–1080.

2. Atveeva N., Ferligoj A. Scientific collaboration in Russian universities before and after the excellence initiative PROJECT 5-100 // Scientometrics. – 2020. – Т. 124. – № 3. – С. 2383–2407.
3. Kang W., Zhao S., Song W., Zhuang T. Triple helix in the science and technology innovation centers of China from the perspective of mutual information: a comparative study between Beijing and Shanghai // Scientometrics. – 2019. – Т. 118. – № 3. – С. 921–940.
4. Živković Ž., Panić M. Development of science and education in the western Balkan countries: competitiveness with the EU // Scientometrics. – 2020. – Т. 124. – № 3. – С. 2319–2339.
5. Lu J., Zhao J. Does government funding make nonprofits admi- nistratively inefficient? revisiting the link // Nonprofit & Voluntary Sector Quarterly. – 2019. – Т. 48. – № 6. – С. 1143–1161.
6. «О доктрине развития российской науки»: Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 884 (ред. от 23.02.2006) // Российская газета. – 1996. – № 115.
7. Доклад о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации в 2018 г. Российская академия наук. – М., 2019. – С. 6.
8. «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. // Российская газета. – 1996. – № 167.
9. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 г. // Российская газета. – 2020. – № 159.
10. Fischer B. B., Schaeffer P. R., Vonortas N. S., Queiroz S. Quality comes first: university-industry collaboration as a source of academic entrepreneurship in a developing country // The Journal of Technology Transfer. – 2018. – Т. 43. – № 2. – С. 263–284.
11. Moed H. F., Markusova V., Akoev M. Trends in Russian research output indexed in scopus and web of science // Scientometrics. – 2018. – Т. 116. – № 2. – С. 1153–1180.
12. Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений. Доклад НИУ ВШЭ. – Москва, 2021. – С. 27.
13. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ № 642 от 01.12.2016 (ред. от 15.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 49. – С. 6887.
14. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ № 377 от 29.03.2019 (ред. от 31.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 15 (часть III). – С. 1750.
15. «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»: Указ Президента РФ № 899 от 07.07.2011 г. (ред. от 16.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 28. – С. 4168.
16. «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых»: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 26.12.2019 г.). Москва, 2020. – URL: https://ach.gov.ru/checks/9658 (дата обращения: 26.08.2021).
17. «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 г. № 682 (ред. от 13.05.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 26. – С. 3851.
18. «О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию»: Указ Президента РФ от 28.07.2012 г. № 1059 (ред. от 15.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 32. – С. 4480.
19. «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области»: Закон Томской области от 01.12.2000 г. № 56-ОЗ (ред. от 08.07.2015 г.) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). – 2000. – № 29(51).
20. «Об учреждении Премии Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и юных дарований»: Постановление Государственной Думы Томской области от 26.12.2002 г. № 422 (ред. от 27.08.2020 г.) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). – 2003. – № 14(75).
21. «Об утверждении Положения о заместителе Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации»: Распоряжение Губернатора Томской области от 02.10.2012 г. № 281-р (ред. от 31.03.2021 г.) // Собрание законодательства Томской области. – 2012. – № 10/2 (87).
22. «Об утверждении Положения о Департаменте науки и высшего образования Администрации Томской области»: Постановление Губернатора Томской области от 14.10.2015 г. № 113 (ред. от 28.12.2018 г.) // Собрание законодательства Томской области. – 2015. – № 10/2 (133).
23. «Об утверждении Положения о Департаменте по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области»: Постановление Губернатора Томской области от 02.11.2007 г. № 146 (ред. от 29.12.2018 г.) // Собрание законодательства Том- ской области. – 2007. – № 11(28) (часть II).
24. «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 (ред. от 04.05.2021 г.) // Российская газета. – 2010. – № 81.
25. Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2020 г. Департамент экономики Администрации Томской области. Томск, 2021.
26. Доклад о реализации государственной политики в сфере образования в Томской области (2020 год). Департамент общего образования Томской области; Департамент профессионального образования Томской области; Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области; Комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области. Томск, 2021.

   
English version:

LEGISLATION ROLE IN DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX OF THE REGION

 

Shipunova Elena Petrovna, Deputy Head of the Department for Economic Policy of the Legislative Duma of the Tomsk Region, Tomsk, Russia.
Konovalov Vyacheslav Vasilievich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Chair of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, settlement, Tomsk, Russia.
Gile Alexandra Yurievna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Department of Culturology, Theory and History of Culture, Institute of Arts and Culture, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

 

Keywords: science; scientific and technical policy; scientific and educational complex; financing of a scientific and educational complex; state regulation; Tomsk region.

 

Abstract. The purpose of work consists in preparation of suggestions for improvement of the regional legislation in the sphere of scientific and scientific and technical activity. In article the detailed analysis of federal and regional regulations on a subject of a research is carried out and the conclusion is drawn that support of deve- lopment of science is a priority national objective, and technological support of breakthrough deve- lopment of the Russian Federation – one of main objectives of the state policy determined by the Decree of the President of the Russian Federation “About the National Purposes of Development of the Russian Federation until 2030”. Considering that in recent years in Russia was serious reorganization of the high school sector of science is initiated the universities have to become leaders of social and economic development of the country, and, therefore, the key part in achievement of the national purposes in science, including on the long-term horizon of planning is assigned to them [1, 2]. During the analysis of regulations of federal level the control system of the sphere of science in the Russian Federation is defined, at the same time it is noted that the general management of the sphere of science is performed by the President of the Russian Federation. In the territory of the Tomsk region scientific and scientific and technical activity is regulated by regulations of the federal and regional level, including the Law of the Tomsk region "About Scientific Activity and Scientific and Technical Policy of the Tomsk Region" which action is directed to creation of additional guarantees for use of results of scientific and technical activity in production of goods and social life of the region. The purpose of scientific and technical policy of the Tomsk region – development and effective use of scientific and technical potential and also the material and financial resources directed to creation and introduction of high technologies, strengthening of interrelation of science and education. The regulatory legal base of the federal and regional level creates prerequisites for effective functioning of a scientific and educational complex of the region. Results of work and also a number of priority pilot initiatives planned to realization by a scientific and educational complex of the region, on the basis of integration and cooperation of scientific and educational and industrial complexes, are presented in a substantial part of article. Results of monitoring of law enforcement of regulations in the sphere of scientific and scientific and technical activity are presented in article, and in end valid conclusions and suggestions for improvement of the legislation of the Tomsk region are presented.

   
 For citation:

Shipunova E. P., Konovalov V. V, Gile A. Yu. (2021) Legislation role in development of the scientific and educational complex of the region. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice]. vol. 11. iss. 6. pp. 1779–1795. (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-202111-6-1779-1795

 

К содержанию»