НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ОСНОВЫ НОРМОТВОРЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
тОМ 11, выпУСК 5, 2021

Рубрика: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Страницы:  1297-1306
Коды JEL: F35
DOI: 10.35679/2226-0226-2021-11-5-1297-1306
   
Для цитирования: Макеева М. Т., Бакас уулу Б. Основы нормотворческого регулирования государственного долга в Кыргызской Республике // Научное обозрение: теория и практика. 2021. Т. 11. Вып. 5. С. 1297-1306. DOI: 10.35679/2226-0226-2021-11-5-1297-1306
   
Авторы: 

Макеева Мээрим Туратбековна, канд. экон. наук, начальник отдела кадров ЗАО «Межбанковский процессинговый центр», доцент кафедры «Мировая экономика» факультета «Международные отношения», Кыргызско-Российский славянский университет им. Б. Ельцина: Кыргызская Республика, 720000, г. Бишкек, ул. Киевская, 44.
Бакас уулу Бахтыяр, д-р экон. наук, профессор, доцент кафедры «Экономика и промышленность» факультета «Инженерно-экономический», Кыргызско-Российский славянский университет им. Б. Ельцина»: Кыргызская Республика, 720000, г. Бишкек, ул. Киевская, 44.

 

Тел.: +996 (772) 51-00-94
E-mail: m.makeeva@ipc.kg

   
Реферат: 

В настоящее время одним из главных проблем, стоящих перед Кыргызской Республикой, является обслуживание государственного внешнего долга. За прошедшие 30 лет независимого развития, республика с нулевого значения нарастила внешний долг до 5 млрд. долл. США, попав в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами бюджета формирует дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных внешних заимствований, что, в свою очередь, приводит к увеличению расходов на их обслуживание. Весьма значительны не только общий размер государственного внешнего долга Кыргызской Республики, но и темпы его роста, а также темпы роста расходов на его погашение. Обслуживание внешних заимствований отвлекает большое количество дефицитных ресурсов, которые так необходимы для развития экономики в условиях её трансформационного состояния. Существенной проблемой остается развитие институциональных основ, как законодательное регулирование, государственный мониторинг и органичительные рамки. В отечественной экономической литературе проблема государственной задолженности практически остается не изученной. Прежде всего, отсутствует комплексное исследование данной проблемы, как на уровне государства, так и на уровне научного сообщества. В этой связи представленная работа представляет собой попытку исследования нормативно- правовых актов регулирования государственного внешнего долга. Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что она представляет собой научное исследование одной из актуальных проблем современности, связанной с функционированием внешней задолженности.

   
Ключевые слова:

нормотворческое регулирование, Кыргызская Республика, доходы, бюджет, развитие экономики, законодательное регулирование, государственный мониторинг 

   
Список литературы:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения: избранное [Текст]. – Москва: Эксмо, 2008. – 960 с.
3. Зуев Д. С. Государственный долг в системе экономических и бюджетных отношений [Текст] // Инициативы XXI века. – 2009. – №4. – С. 65-68.
4. Askarov Z., Doucouliagos H., 2015. Development aid and growth in transition countries. – World Dev. – №66. – 383-399.
5. Sethi N., Bhujabal P., Das A., Sucharita S., Foreign aid and growth nexus: Empirical evidence from India and Sri Lanka. Economic Analysis and Policy. 2019. – №64. – Pp. 1-12.
6. Berrittella M., Can stability of foreign aid agreement reduce global income inequality? Economic Analysis and Policy. – 2017. №54. – 105-111.
7. Kalyvitis S., Stengos T., Vlachaki I. Are aid flows excessive or insufficient? Estimating the growth impact of aid in Threshold regressions. Scott. J. Polit.Econ. – 2012. – №59. – Pp. 298–315.
8. Dalgaard C., Hansen H., Tarp F.,. On the empirics of foreign aid and growth. Econom. J. – 2004. – №114. – Pp. 191-216
9. McGillivray M., Torresands K., Fieldings S. Does aid work for the poor. Economic Discussion Papers 114. School of Business Studies. University of Otago Press: Dunedin, 2001.
10. Tang K. B., Bundhoo D.,. Foreign aid and economic growth in developing countries: Evidence from sub-saharan Africa. Theor. Econ. Lett. – 2017. – №7 (05). – Pp. 1473.
11. Закон Республики Кыргызстан «О государственном долге Республики Кыргызстан» от 16 апреля 1991 г. №414- XII
12. Положение «О порядке привлечения, использования, погашения кредитов, формирующих государственный внешний долг». Утверждено постановлением Правительства №886 от 27 декабря 1994 г.
13. Закон Кыргызской Республики «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики» от 21 сентября 2001 года №83
14. Бюджетный Кодекс Кыргызской Республики от 16 мая 2017 г. №59
15. Краснов А. Ю. Бюджетный Кодекс Кыргызской Республики: Нормативно-правовой аспект [Текст] // Финансы и кредит. – 2017. – №23. – С. 2123-2134.
16. Стратегия управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2020-2023 гг. Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 августа 2020 года № 409.

   
English version:

FUNDAMENTALS OF NORMATIVE REGULATION OF PUBLIC DEBT IN THE KYRGYZ REPUBLIC

 

Makeeva Meerim Turatbekovna, Cand. of Econ. Sci., Head of the Personnel Department of CJSC "Interbank Processing Center", Ass. Prof. of the Depart. of World Economy of the Faculty of International Relations, Kyrgyz-Russian Slavic University named after B. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic.
Bakas uulu Bakhtyar, Dr. of Econ. Sci., Prof., Ass. Prof. of the Depart. of Economics and Industry of the Faculty of Engineering and Economics, Kyrgyz-Russian Slavic University named after B. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic.

 

Keywords: normative regulation, Kyrgyz Republic, revenues, budget, economic development, legislative regulation, state monitoring.

 

Abstract. Currently, one of the main problems facing the Kyrgyz Republic is servicing the state external debt. Over the past 30 years of independent development, the republic has increased its external debt from zero to $ 5 billion, having fallen into a vicious circle of economic contradictions: the excess of expenditures over budget revenues forms a budget deficit, which is covered by state external borrowings, which, in turn, leads to an increase in the costs of servicing them. Not only the total amount of the state external debt of the Kyrgyz Republic is very significant, but also its growth rate, as well as the growth rate of expenses for its repayment. Servicing external borrowings diverts a large amount of scarce resources that are so necessary for the development of the economy in its transformational state. A significant problem remains the development of institutional frameworks, such as legislative regulation, state monitoring and organizational frameworks. In the domestic economic literature, the problem of state debt remains practically unexplored. First of all, there is no comprehensive study of this problem, both at the state level and at the level of the scientific community. In this regard, the presented work is an attempt to study the regulatory legal acts regulating the state external debt. The theoretical and practical significance of the work lies in the fact that it is a scientific study of one of the urgent problems of our time related to the functioning of external debt.

   
 For citation: Makeeva M. T., Bakas uulu B. (2021) Fundamentals of normative regulation of public debt in the Kyrgyz Republic. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 11, iss. 5, pp. 1297-1306 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2021-11-5-1297-1306

 

К содержанию»