Рубрика: | ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ |
Страницы: | 648-657 |
Коды JEL: | Q58, R58 |
DOI: | 10.35679/2226-0226-2021-11-3-648-657 |
Для цитирования: | Франциско О. Ю. Разработка системы мер по управлению процессами транснационализации в сельском хозяйстве в контексте ускорения интеграции на пространстве ЕЭАС // Научное обозрение: теория и практика. 2021. Т. 11. Вып. 3. С. 648–657. DOI: 10.35679/2226-0226-2021-11-3-648-657 |
Авторы: |
Франциско Ольга Юрьевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая кибернетика», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина: Россия, 350044, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Калинина, 13.
Тел: (908) 679-64-47 |
Реферат: |
В представленной статье обоснована необходимость применения дифференцированного подхода к выделению государственной поддержки сельскохозяйственного производства в виде субсидий, поскольку существующий в настоящее время механизм распределения государственной помощи имеет достаточно размытый алгоритм. Предлагается осуществлять деление регионов страны на группы, в зависимости от их потенциала продовольственной безопасности, оценка которого проводится по ряду составляющих (экономическая доступность продовольствия, самообеспеченность продовольствием, продовольственная стабильность, обеспеченность аграрного сектора ресурсами, масштаб сельскохозяйственного производства), каждая из которых содержит совокупность показателей, позволяющих раскрыть их сущность. Величина рассчитанного интегрального показателя потенциала продовольственной безопасности того или иного субъекта РФ характеризует его уровень: оптимальный, допустимый или низкий уровень потенциала продовольственной безопасности региона, в зависимости от которого предлагается дифференцированно распределять бюджетные средства на поддержку аграрного сектора, обеспечивая, тем самым, эффективное их использование. В регионах с оптимальным уровнем следует поддерживать и внедрять всевозможные инновации, прогрессивные технологии ведения сельскохозяйственного производства, расширять его направления; в регионах с допустимым уровнем государство, помимо оказания приоритетной поддержки субъектам аграрной сферы, должно направить фокус внимания на развитие видов деятельности, не связанных с сельским хозяйством; в регионах с низким уровнем приоритетными направлениями государственной поддержки должны стать мероприятия по реструктуризации неэффективных хозяйствующих субъектов. Такой подход к распределению субсидий в аграрной сфере положительно скажется на процессе обеспечения оптимального агропродуктового баланса страны и рациональности использования бюджетных средств. |
Ключевые слова: | аграрный сектор, субсидии, поддержка сельскохозяйственного производства, дифференциация, потенциал, продовольственная безопасность, регионы |
Список литературы: |
1. Франциско О. Ю., Молчан А. С. Предпосылки модернизации организационного устройства аграрного сектора экономики России // Дальневосточный аграрный вестник, 2018. – №3. – С. 167-175. 2. О внесении изменений в приложения № 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2020 г. № 1932 // СПС «Консультант Плюс». 3. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: монография / Под ред. акад. Э.Н. Крылатых, проф. В. З. Мазлоева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 238 с. 4. Об определении приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса по субъектам Российской Федерации на 2021, 2022 и 2023 годы: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 11 ноября 2020 г. № 674 // СПС «Консультант Плюс». 5. Франциско О. Ю., Молчан А. С. Формирование и развитие организационного устройства современного АПК на основе системного подхода // Вестник Мичуринского ГАУ, 2018. – №4. – С. 197-202. 6. Vojinovic, Zeljko & Zelenovic, Vera & Cvijanovic, Drago. (2017). Program of state support to agricultural crediting. Ekonomika poljoprivrede. 64. 339-358. DOI: 10.5937/ekoPolj1701339V. 7. Справочник агроклиматического оценочного зонирования субъектов Российской Федерации / Под ред. С. И. Носова. – М.: Маросейка, 2010. – 208 с. 8. Каганович А. А., Присяжнюк А. С. Координационные механизмы в системе управления региональным АПК: монография. – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. – 222 с. 9. Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 2021. URL: http://mcx.ru/ (дата обращения: 16.03.2021). 10. Emil Erjavec, Tina Volk, Ilona Rac, Maja Kožar, Marjeta Pintar & Miro Rednak (2017) Agricultural support in selected Eastern European and Eurasian countries, Post-Communist Economies, 29:2, 216-231, DOI: 10.1080/14631377.2016.1267968 11. Emil Erjavec, Tina Volk, Miroslav Rednak, Pavel Ciaian & Marius Lazdinis (2021) Agricultural policies and European Union accession processes in the Western Balkans: aspirations versus reality, Eurasian Geography and Economics, 62:1, 46-75, DOI: 10.1080/15387216.2020.1756886 12. Optimization of interaction of agrarian entities as an imperative of ensuring food security of the state / Molchan A. S., frantsisko O.Yu., Ternavshchenko K. O., Ostaev G. Y., Tinyakova V. I., Markovina E. V.// Amazonia Investiga, 2020. – Vol. 9 Num. 26. – Р. 244-253. |
English version: |
DIFFERENTIATED APPROACH TO STATE SUPPORT OF REGIONAL AGRICULTURAL INSTITUTIONS
Francisco Olga Yuryevna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the Depart. of Economic Cybernetics, I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar Territory, Russia.
Keywords: agricultural sector, subsidies, support of agricultural production, differentiation, potential, food security, regions
Abstract. The presented article substantiates the need for a differentiated approach to the allocation of state support for agricultural production in the form of subsidies, since the currently existing mechanism for the distribution of state aid has a rather vague algorithm. It is proposed to divide the regions of the country into groups, depending on their potential for food security, the assessment of which is carried out according to a number of components (economic availability of food, self-sufficiency in food, food stability, provision of the agricultural sector with resources, the scale of agricultural production), each of which contains a set of indicators that allow to reveal their essence. The value of the calculated integral indicator of the food security potential of a particular subject of the Russian Federation characterizes its level: the optimal, acceptable or low level of the food security potential of the region, depending on which it is proposed to allocate budget funds differentially to support the agricultural sector, thereby ensuring their effective use. In regions with an optimal level, it is necessary to support and implement all kinds of innovations, progressive technologies of agricultural production, and expand its areas; in regions with an acceptable level, the state, in addition to providing priority support to agricultural entities, should focus on the development of activities not related to agriculture; in regions with a low level, priority areas of state support should be measures to restructure inefficient economic entities. Such an approach to the distribution of subsidies in the agricultural sector will have a positive impact on the process of ensuring the optimal agricultural balance of the country and the rational use of budget funds. |
For citation: | Francisco, O.Yu. (2021) Differentiated approach to state support of regional agricultural institutions. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 11, iss. 3, pp. 648-657 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2021-11-3-648-657 |