Рубрика: | ЭКОНОМИКА ТРУДА |
Страницы: | 2095-2103 |
Коды JEL: | A13, E24, J24, J53 |
DOI: | 10.35679/2226-0226-2020-10-9-2095-2103 |
Для цитирования: | Ковалев И. В. Концепция благополучия работников как инструмент развития социальных гарантий российских компаний // Научное обозрение: теория и практика. Т. 10. Вып. 9. С. 2095–2103. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-9-2095-2103 |
Авторы: |
Ковалев Игорь Викторович, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет»: Россия, 169300, Республика Коми, г. Ухта, Первомайская ул., 13.
Тел.: (912) 942-13-01 E-mail: kovalev1983@rambler.ru |
Реферат: | В статье рассматривается содержание действующих коллективных договоров российских компаний. Описываются особенности социальных гарантий некоторых предприятий, уточняются особенности, связанные с их деятельностью, месторасположением, формой собственности. Проводится анализ отличий социальных гарантий предприятий, действующих в Российской Федерации и в развитых странах. Приводятся примеры социальной поддержки работников в американских и немецких корпорациях, их особенности и результат влияния социальных программ на производительность этих компаний. Раскрывается понятие концепции благополучия работников, описывается составляющие данной концепции. В статье проводится общий анализ благополучия человека, идет отсыл к «Теория иерархии потребностей» Авраама Маслоу, согласно которой потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их удовлетворения они уступают первенство другим потребностям. Сформулированы пять ключевых потребностей человека: физиологические потребности человека; необходимость комфорта и безопасности; социальные потребности; потребность в уважении; потребность в самопознании. Только удовлетворив последнюю потребность, человек будет замотивирован в повышении производительности своего предприятия. Составная часть концепции благополучия работника зарубежных компаний – это консультации экспертов в различных отраслях знаний, тренинги личностно-профессионального роста, программы здорового образа жизни и правильного питания, свободный график посещения офиса и многое другое. В статье приводятся положительные примеры от внедрения данной концепции в социальные программы зарубежных предприятий. В заключительной части статьи сделаны выводы и приведены результаты исследования относительно наполняемости коллективных договоров российских компаний. |
Ключевые слова: | социальная поддержка, корпоративная социальная ответственность, благополучие, консультации, производительность труда, мотивация |
Список литературы: |
1. Брэдгард Т. Социальная ответственность бизнеса между государственной политикой и политикой предприятий // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. – 2005. – № 2. – С. 51–71. 2. Вередюк О. В. Динамика субъективного благополучия при внутрифирменной трудовой мобильности в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1(155). – С. 391–407. 3. Гринемаер Е. А., Федорова О. С., Королева М. В. [и др]. Договорные и корпоративные отношения, обязательства и прочее: из практики гражданско-правового консультирования // Налоги и финансовое право. – 2017. – № 6. – С. 8–167. 4. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1611-ст). ГОСТ Р ИСО 26000- 2012. – М.: Стандартинформ, 2014. 5. Завьялова Е. Б. Корпоративная социальная ответственность в странах Европы // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 3, № 2. – С. 18–22. 6. Ковалев И. В. Корпоративная социальная ответственность – сотрудничество государства и корпораций на взаимовыгодных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 11-2(18). – С. 38–40. 7. Ковалев И. В. Проблемы благотворительных фондов России // ежемесячный научный журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 12(83), Ч. VII. – С. 89–91. 8. Полищук О. А. Корпоративная социальная ответственность как фактор повышения качества корпоративного управления // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. – 2016. – № 1-1(45). – С. 131–137. 9. Строева О. А., Мироненко Н. В., Иванов Х. М. Корпоративная социальная ответственность: российские и зарубежные стандарты // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – Том 1, № 1. – С. 120–131. 10. Тарусина Н. Н., Лушников А. М., Лушникова М. В. Социальные договоры в праве: Монография. – М.: Проспект, 2017. – 479 с. 11. Шабанова А. В., Зезюлин В. И. Развитие и поддержка социального предпринимательства в России // Сибирская академическая книга.– 2019. – № 23-2(67). – С. 28–32. 12. Харчилава Х. П. Этические аспекты модели корпоративного управления // Управленческие науки. – 2017. – № 2(11). – С. 33–37. 13. Maslow A. H. Motivation and Personality. – New York: Harpaer & Row, 1954. – 395 р. 14. Serbanescu C., Vintilescu A. Effectiveness in social assistance using corporate social responsibility and the economics of tagging // Romanian journal of political science. – 2018. – Vol. 18, № 2. – P. 91–115. 15. Sulphey M. M. Corporate social responsibility or corporate social irresponsibility: where should be the focus? // Problems and perspectives in management. – 2017. – Vol. 15, № 4. – P. 293–301. |
English version: |
CONCEPT OF EMPLOYEES’ WELL-BEING AS A TOOL FOR DEVELOPING SOCIAL GUARANTEES IN RUSSIAN COMPANIES
Kovalev Igor Viktorovich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Depart. of Economics and Management, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia.
Keywords: social support, corporate social responsibility, well-being, consultations, labor productivity, motivation. Abstract. The article examines the content of the current collective agreements of Russian companies. The features of social guarantees of some enterprises are described; the features associated with their activities, location, form of ownership are specified. An analysis of the differences between social guarantees of enterprises operating in the Russian Federation and in developed countries is carried out. Examples of social support for workers in American and German corporations, their features and the result of the impact of social programs on the productivity of these companies are given. The concept of the concept of employee well-being is revealed, the components of this concept are described. The article provides a general analysis of human well-being, refers to the “theory of the hierarchy of needs” by Abraham Maslow, according to which human needs form a hierarchical system, where each need has its own level of significance. As they are satisfied, they give way to other needs. Five key human needs are formulated: human physiological needs; the need for comfort and safety; social needs; the need for respect; the need for self-knowledge. Only by satisfying the last need, a person will be motivated to increase the productivity of his enterprise. An integral part of the concept of well-being for an employee of foreign companies is consultations by experts in various fields of knowledge, trainings for personal and professional growth, programs for a healthy lifestyle and proper nutrition, a free schedule of office visits, and much more. The article provides positive examples from the implementation of this concept in the social programs of foreign enterprises. In the final part of the article, conclusions are drawn and the results of a study on the occupancy rate of collective agreements in Russian companies are presented. |
For citation: | Kovalev, I.V. (2020). Concept of employees’ well-being as a tool for developing social guarantees in Russian companies. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 10, iss. 9. pp. 2095-2103 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-9-2095-2103 |