НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
т. 10, вып. 9, сентябрь 2020 

Рубрика: МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Страницы:  2047-2061
Коды JEL: O24
DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-9-2047-2061
   
Для цитирования: Сибиряткина И. В. Инструментарий оценки конкурентоспособности торгового предприятия // Научное обозрение: теория и практика. Т. 10. Вып. 9. С. 2047–2061. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-9-2047-2061
   
Авторы: 

Сибиряткина Ирина Валентиновна, канд. экон. наук, доцент, начальник Научно-исследовательского отдела, гл. науч. сотр., доцент кафедры «Экономика и финансы», ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова»: Россия, 394018, Воронежская обл., г. Воронеж, Университетская пл., 1.

 

Тел.: (903) 652-16-81

E-mail: i-sib@mail.ru

   
Реферат:  В статье представлена систематизация подходов к оценке уровня конкурентоспособности предприятий. Рассмотрены преимущества и недостатки наиболее известных моделей оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Выявленные недостатки позволили сформировать гипотезу исследования конкурентоспособности предприятий с учётом отраслевого фактора, финансовых критериев и качественных показателей работы предприятия. Для формирование объективной адаптационной модели оценки конкурентоспособности предприятия с учётом её отраслевой специфики рассмотрен авторский подход оценки конкурентоспособности предприятия с учётом отраслевой специфики на основе относительных и качественных показателей деятельности предприятия, выбранных методом экспертной оценки. Для предприятий торговли сформированы группы наиболее значимых индикаторов, характеризующих конкурентоспособность по областям наблюдений за продажами торгового предприятия, его издержками, финансовым положением и финансовым результатом, за долей рынка торгового предприятия, уровнем цен на товары, за уровнем обслуживания торгового предприятия. Показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности торгового предприятия разделены на относительные критические индикаторы и группу качественных критических индикаторов, которые положены в расчёт модели комплексного коэффициента конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции по формуле средней взвешенной арифметической. В статье представлены результаты апробации предлагаемой методики на примере торгового предприятия ПАО «Магнит» и его торговых конкурентов, осуществляющих свою деятельность на территории города Воронежа. Полученные результаты авторской методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия имеют практическую значимость, предложенная модель может быть адаптирована по критериям отбора индикаторов и их количественному показателю, что способствует использование данного инструментария в будущих исследованиях вопроса конкурентоспособности торговых предприятий.
   
Ключевые слова: подходы к оценке конкурентоспособности, модели конкурентоспособности, области наблюдения, индикаторы, комплексный коэффициент конкурентоспособности, издержки, доля рынка, уровень цен, ассортимент, результат
   
Список литературы:

1. Иванов Ю. Б. Конкурентоспособность предприятия: оценка, диагностика, стратегия: монография. – Х.: Изд. ХНЭУ, 2003. – 318 с.

2. Янковой А. Г. Конкурентоспособность предприятия: оценка уровня и направления повышения: монография. – Одесса: Атлант, 2013. – 470 с.

3. Костин И. М., Фасхиев Х. А. Измерение конкурентоспособности предприятий // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Менеджмент организации XXI века». – Наб. Челны: КамПИ, 2001. – С. 115–117.

4. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник, 7-е изд., испр. и доп. – М.: 2005. – 448 с. 

5. Круг Э. А. Характеристики методик определения конкурентоспособности предприятия // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2009. – № 3(53). – С. 77–81. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item. asp?id=11777675 (дата обращения: 27.06.2020).

6. Еферин В. П, Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. – М.: Изд-во «Домодедово», 1993. – 93с.

7. Bezrukova T. L., Sviridov A. S., Natsubidze A. S. (2018). New vectors of growth and development of modern russia's economy // Economic and Legal Foundations of Modern Russian Society: A New Institutional Theory / Popkova, Elena G. (Ed.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apps.webofknowledge. com/full_record.do?product= WOS&search_mode=GeneralSearch &qid=12&SID=E5GSZuDiugXRijD VRrO&page=1&doc=1.

8. Kuznetsov I. A., Malitskaya V. B., Sukhova V. E., Ivanova A. V., Proskurinа I. Yu. Innovation Activity of Russian Business Entities and its Determinants // European Research Studies Journal. – 2017. – Vol. 20, № (3), Part B. – P. 395–402. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ersj.eu/index2. php?option=com_ docman&task=doc_ view&gid=805&Itemid=99999999.

9. Zinovyeva I. S., Savin A. G., Brizhak O. V., Shchinova R. A. Natural. Management of a Modern Region: Assessment of Effectiveness and Perspectives of Improvement [Электронный ресурс] // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives, Lecture Notes in Networks and Systems. – Switzerland : Springer Nature. – 2020. – Vol. 73. – P. 717–723. DOI: 10.1007/ 978-3-030-15160-7_72. с. 723.

10. Stepanova Y. N, Zinovieva I. S., Busarina Yu. V. Complementary Approach to Functioning of Entrepreneurial Structures Under the Conditions of Economic Instability of Region // Integration and Clustering for Sustainable Economic Growth / editors: E. G. Popkova, V. E. Sukhova, A. F. Rogachev, Y. G. Tyurina, O. A. Boris, V. N. Parakhina. – Springer International Publishing, 2017. – Р. 519–528.

11. Stepanova Y. N., Bezrukova T. L., Stepanova Yu. N., Shanin I. I., Busarina Yu. V., Nesterov S. Yu. Aspect-Oriented Key-Index Based Regional Business Entities Evaluation Framework // European Research Studies Journal. – 2017. – Vol. 20, № (3), Part B. – Р. 183–192.

12. Николаева Т. И., Ялунина Е. Н. Научно-методологический подход к оценке конкурентоспособности торговой организаций // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2006. – №4(16). – С. 8–10.

   
English version:

TOOLS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A COMMERCIAL ENTERPRISE

 

Sibiryatkina Irina Valentinovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Depart. of Economics and Finance, Senior Staff Scientist, Head of Research Depart., Voronezh State Forestry University, Voronezh, Russia.

 

Keywords: approaches to assessing competitiveness, models of competitiveness, areas of observation, indicators, integrated coefficient of competitiveness, costs, market share, price level, assortment, result.

  

Abstract. The article presents the systematization of approaches to assess the enterprises’ level of competitiveness. The advantages and disadvantages of the most famous models for assessing the competitiveness of business entities are considered. The identified shortcomings made it possible to form a hypothesis for studying the enterprises’ competitiveness, taking into account the industry factor, financial criteria and quality indicators of the enterprise. For the formation of an objective adaptation model for assessing the competitiveness of an enterprise, taking into account its industry specificity, the author’s approach to assessing the competitiveness of an enterprise, taking into account industry specifics, based on the relative and qualitative indicators of the enterprise’s activities, selected by the expert assessment method, is considered. For trade enterprises, groups of the most significant indicators have been formed that characterize the competitiveness in the areas of observation of the sales of a trade enterprise, its costs, financial position and financial results, for the market share of the trade enterprise, the level of prices for goods, for the level of service of the trade enterprise. The indicators characterizing the level of competitiveness of a trading enterprise are divided into relative critical indicators and a group of qualitative critical indicators, which are included in the calculation of the complex coefficient of enterprise competitiveness model based on the theory of effective competition according to the weighted average arithmetic formula. The article presents the results of approbation of the proposed methodology on the example of the “PAO Magnit” trading enterprise and its trade competitors operating in Voronezh. The obtained results of the author’s methodology for assessing the competitiveness of a trading enterprise have practical significance; the proposed model can be adapted according to the criteria for selecting indicators and their quantitative indicator, which contributes to the use of this toolkit in future studies of the competitiveness of trading enterprises.
   
 For citation: Sibiryatkina, I.V. (2020). Tools for assessing the competitiveness of a commercial enterprise. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 10, iss. 9. pp. 2047-2061 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-9-2047-2061

 

К содержанию»