НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
т. 10, вып. 8, август 2020 

Рубрика: КОРОНАЭКОНОМИКА
Страницы:  1782-1797
Коды JEL: L80, L91, L81, M15
DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-8-1782-1797
   
Для цитирования: Жуковская А. В., Митяков Д. А. Цифровизация как ключевой фактор развития рынка логистических услуг в условиях распространения COVID-19 // Научное обозрение: теория и практика. Т. 10. Вып. 8. С. 1782–1797. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-8-1782-1797
   
Авторы: 

Жуковская Ирина Феодосиевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Коммерция и гостеприимство», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»: Россия, 600000, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Горького, 87.

Митяков Даниил Алексеевич, студент, Институт туризма и предпринимательства, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»: Россия, 600000, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Горького, 87.

 

Тел.: (915) 777-04-47

E-mail: ateya33@mail.ru

   
Реферат: 

За последние десятилетия произошли значительные изменения в организационных формах, инструментах, технологиях управления логистикой компаний и цепями поставок. В основном это результат парадигмы цифровизации бизнеса, вызванного ростом логистических затрат в последние годы. Массовые вспышки COVID-19 и вводимые на государственном уровне ограничительные меры, предупреждающие распространение коронавируса, уже за первые месяцы оказали сильное негативное влияние на эффективность мировой экономики. Коронавирус также сильно подорвал и логистическую деятельность, поскольку сократились авиаперевозки, закрылись морские порты, а работники были подвержены опасности. По оценкам National Bureau of Economic Research (NBER) падение ВВП от ограничений в 64 исследуемых странах мира может достигнуть 31,2%, причем треть этого снижения обусловлена именно разрывами в глобальных цепях поставок. Однако после снятия ограничительных мер размер мирового логистического рынка может вырасти с 2734 млрд долларов США в 2020 г. до 3215 млрд долларов США в 2021 г., что составит 17,6% в годовом исчислении [1]. В этих условиях логистическим провайдерам необходимо быстро наращивать мощности, диверсифировать маршруты, повышать гибкость и отказоустойчивость сети и сокращать расходы. Достижение этих результатов будет зависеть от того, насколько быстро и всесторонне логистические компании проведут автоматизацию и цифровизацию. Российский рынок логистики и управления цепями поставок (Supply Chain Management – SCM) пока еще находится на ранней стадии развития, и многие компании только начинают изучать возможности логистического аутсорсинга и предоставления услуг. Поэтому вопросы цифровизации пока не имеют для них первостепенного значения. Проведенный в статье анализ показал, что в условиях глобальной цифровизации экономики выгодное географического положение на пути движения товарных потоков из Азии в Европу перестаёт быть явным конкурентным преимуществом. В этих условиях российским логистическим компаниям необходима широкомасштабная автоматизация и цифровизация.

   
Ключевые слова: логистика, логистический аутсорсинг, логистические провайдеры, цифровизация, цифровые инновации
   
Список литературы:

1. COVID-19 Impact on Logistics & Supply Chain Industry Market by Industry Verticals (Automotive, FMCG, Healthcare, Energy & Utilities, Industrial Machinery & Equipment), Mode of Transport (Roadways, Railways, Airways, Maritime), Region – Global Forecast to 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchandmarkets.com/ reports/5023857/covid-19-impacton-logistics-and-supply-chain?utm_source=dynamic&utm_medium=GNOM&utm_code=bbmnpm&utm_campaign=1387658+-+Global+Logi stics+%26+Supply+Chain+Industry +Market+-+Post+COVID-19+the+ Market+is+Projected+to+Grow+fro m+USD+2%2c734+Billion+in+202 0+to+USD+3%2c215+Billion+by+2 021&utm_exec=jamu273gnomd (дата обращения: 15.08.2020). 2. Gershenfeld N., Krikorian R., Cohen D. The internet of things // Scientific American. – 2004. – Vol. 291, № 4. – P. 76.

3. Kortuem G., Kawsar F., Fitton D., Sundramoorthy V. Smart objects as building blocks for the internet of things // IEEE Internet Computing. – 2010. – Vol. 14, №. 1. – P. 44–51.

4. Liu X., Sun Y. Information flow management of vendor-managed inventory system in automobile parts inbound logistics based on internet of things // Journal of Software. – 2011. – Vol. 6, №. 7. – P. 1374–1380.

5. Chao S. L., Lin Y. L. Gate automation system evaluation: a case of a container number recognition system in port terminals // Maritime Business Review. – 2017. – Vol. 2, №. 1. – P. 21–35.

6. Agafonova A. N., Pokrovskaya O. D., Merkulina I. A. Digital transformation of logistics and SCM // Conference: 18th International Scientific Conference «Problems of Enterprise Development: Theory and Practice». April 2020. DOI: 10.15405/epsbs.2020.04.67 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/ 340374803_Digital_Transformation_Of_Logistics_And_Scm (дата обращения: 15.08.2020).

7. Бубнова Г. В., Левин Б. А. Цифровая логистика – инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – Т. 5, № 3. – С. 72–77.

8. Дыбская В. В., Сергеев И. В., Сергеев В. И. Цифровая трансформация цепей поставок предприятий сетевой розницы // Логистика и управление цепями поставок. – 2019. – № 4(93). – С. 3–16.

9. Макарчук Н. И. Вопросы прогнозирования развития RFID-технологии в цепях поставок // Системный анализ и логистика. – 2019. – № 2(20). – С. 59–66.

10. Малыгин Н. А., Завьялов Д. В. Применение технологии блокчейн в логистике: перспективы и особенности внедрения // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2018. – № 1(25). – С. 88–91.

11. Морозова Ю. А. Технологии виртуальной и дополненной реальности в логистике // Логистика и управление цепями поставок. – 2020. – № 3(98). – С. 16–23.

12. Селезнева Д. С., Слепенкова Е. В. Цифровизация как одна из тенденций развития транспорта и логистики в 2019 г. // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2019. – № 1-2(28). – С. 69–74.

13. Amr M., Ezzat M., Kassem S. Logistics 4.0: Definition and Historical Background // Conference: Novel Intelligent and Leading Emerging Sciences Conference. – 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/336916467_ Logistics_40_Definition_and_ Historical_Background (дата обращения: 15.08.2020).

14. Domingo Galindo L. The Challenges of Logistics 4.0 for the Supply Chain Management and the Information Technology. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/5545/c4794085b0258d13669020 94f5b5c1bd6c28.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

15. Strandhagen J. O., Vallandingham L. R., Fragapane G., Strandhagen J. W., Stangeland A. B. H., Sharma N. Logistics 4.0 and emerging sustainable business models // Adv. Manuf. – 2017. – Vol. 5, № 4. – P. 359–369.

16. Evtodieva T. E., Chernova D. V., Ivanova N. V., Protsenko O. D. Business Analytics of Supply Chains in the Digital Economy // Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. – 2019. – P. 329–336. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11367-4_32 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://link.springer.com/chapter/10.1007% 2F978-3-030-11367-4_32 (дата обращения: 15.08.2020).

17. Venkatesh В., Brown S. A., Bala H. Bridging the qualitative-quantitative divide: Guidelines for conducting mixed methods research in information systems // MIS Quarterly. – 2013. – Vol. 37, № 1. – P. 21–54.

18. Golicic S. L., Davis D. F. Implementing mixed methods research in supply chain management // International Journal of Physical Distribution and Logistics Management. – 2012. – Vol. 42, № 8/9. – P. 726–741.

19. Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/transportation-logistics/assets/obzortendentsiy-razvitiya-transporta-ilogistiki-v-2019.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

20. Lebedev М. Russia Hyperconverged Infrastructure 2019–2023 Market Forecast. – 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.idc.com/cis/research/published_ reports?document=EUR245208519 (дата обращения: 15.08.2020). 

21. Кризис и инфраструктура: стоит ли сокращать затраты на инфраструктурные проекты. – 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pppcenter.ru/upload/iblock/3af/3af0a34f9f730eec53fe cd3219665871.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

22. Рынок инженерной и ИТинфраструктуры 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_inzhenernoj_i_itinfrastruktury_2019 (дата обращения: 15.08.2020).

23. Infrastructure as a Service, IaaS (рынок России). – 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%8 2%D1%8C%D1%8F:Infrastructure_ as_a_Service,_IaaS_(%D1%80%D1 %8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA _%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1 %81%D0%B8%D0%B8) (дата обращения: 15.08.2020).

24. Global Logistics Costs and ThirdParty Logistics Revenues [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.3plogistics.com/3plmarket-info-resources/3pl-marketinformation/global-3pl-market-sizeestimates (дата обращения: 15.08.2020).

25. Жуковская И. Ф., Елисеева Е. А., Чубрина К. А. К вопросу об аутсорсинге в современной логистике // Инновационное развитие экономики. – 2018. – № 3(45). – С. 36–43.

26. Анисина Е. Логистика на платформе. – 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5d7f84c47a8aa95f6d08db44 (дата обращения: 10.08.2020).

27. «Интернет вещей» (IoT) в России. Технология будущего, доступная уже сейчас [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/iot/iot-inrussia-research-rus.pdf (дата обращения: 10.08.2020).

28. TAdviser. ИТ-системы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 05.08.2020).

29. Digital transformation: Affected and accelerated by COVID-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.helpnetsecurity.com/2020/07/21/covid-19-digitaltransformation/ (дата обращения: 12.08.2020).

   
English version:

DIGITALIZATION AS A KEY FACTOR IN DEVELOPING LOGISTICS SERVICES MARKET IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 SPREADING

 

Zhukovskaya Irina Feodosievna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Depart. of Commerce and Hospitality, Vladimir State University, Vladimir, Russia.

Mityakov Daniil Alekseevich, Student, Vladimir State University, Vladimir, Russia.

 

Keywords: logistics, logistics outsourcing, logistics providers, digitalization, digital innovation.

  

Abstract. Over the past decades, there have been significant changes in organizational forms, tools, technologies for managing companies’ logistics and supply chains. This is mainly the result of the business digitalization paradigm caused by the growth of logistics costs in recent years. Massive outbreaks of COVID-19 and restrictive measures introduced at the state level to prevent the spread of coronavirus have had a strong negative impact on the efficiency of the global economy in the first months. The coronavirus also severely disrupted logistics activities, as air travel was cut, seaports closed and workers were at risk. According to the National Bureau of Economic Research (NBER) estimates, the drop in GDP from restrictions in 64 studied countries of the world can reach 31.2%, and a third of this decline is due precisely to gaps in global supply chains. However, after the lifting of restrictive measures, the size of the global logistics market may grow from USD 2734 billion in 2020 to USD 3215 billion in 2021, which will amount to 17.6% on an annualized basis [1]. In these conditions, logistics providers need to quickly increase capacity, diversify routes, increase network flexibility and resiliency, and reduce costs. Achieving these results will depend on how quickly and comprehensively the logistics companies automate and digitize. The Russian logistics and supply chain management (SCM) market is still at an early stage of development, and many companies are just beginning to explore the possibilities of logistics outsourcing and service provision. Therefore, the issues of digitalization are not yet of primary importance for them. The analysis carried out in the article showed that in the context of the global digitalization of the economy, an advantageous geographical position on the path of movement of trade flows from Asia to Europe ceases to be a clear competitive advantage. In these conditions, Russian logistics companies need large-scale automation and digitalization.
   
 For citation: Zhukovskaya, A.V., Mityakov, D.A. (2020). Digitalization as a key factor in developing logistics services market in the context of the COVID-19 spreading. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 10, iss. 8. pp. 1782-1797 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-8-1782-1797

 

К содержанию»