Рубрика: | ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ |
Страницы: | 1362–1374 |
Коды JEL: | M11, M15 |
DOI: | 10.35679/2226-0226-2020-10-7-1362-1374 |
Для цитирования: | Фасхутдинова М. С., Ларионова Н. Б., Лаврентьева И. А. Принятие стратегических управленческих решений в период цифровой экономики // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. Вып. 7. С. 1362–1374. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-7-1362-1374 |
Авторы: |
Фасхутдинова Миляуша Сагитовна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика», Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а. Ларионова Нина Борисовна, ст. преподав. кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины», Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а. Лаврентьева Ирина Александровна, ст. преподав. кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а.
Тел.: (843) 202-26-30 E-mail: violamila@mail.ru |
Реферат: | В статье рассмотрена разработка стратегического управленческого решения, которая является одним из наиболее важных управленческих процессов, эффективность определяет успех бизнеса. Процесс принятия решений очень непрост. В нем достаточно много различных тонкостей, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Поэтому стратегическое решение включает в себя обдуманный вывод о необходимости осуществить действия (либо воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества альтернатив, наиболее предпочтительный для решения возникшей проблемы. Каждая организация, желающая достичь намеченной цели, будет заниматься разработкой стратегических управленческих решений, и в каждой организации практика разработки и принятия этих решений будет иметь свои особенности, определяемые характером и спецификой деятельности, ее организационной структурой и внутренней культурой. Современная организация отличается масштабом деятельности, ее отделением от непосредственного производственного процесса или оказанием услуг. Тем не менее всегда имеется что-то общее характерное для любого процесса принятия решения. Это то, что формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Только в этом случае можно будет получить и достичь: четко структурированные, взаимосвязанные и сбалансированные стратегические документы; систему индикаторов, встроенные в логические многоуровневые структуры, соответствующие структуре стратегии развития; моделирование прогнозов с помощью расчетных моделей с участием широкого круга специалистов; обратный анализ невыполненного или превышенного показателя, включающий общественный и профессиональный мониторинг последствий и нарушений; детали обоих имеющихся элементов стратегии и соответствующих показателей; упрощенные интеграции экономического актива в стратегию, как для планирования,так и в части получения обратной связи по исполнению принятых программ и проектов. Цифровые технологии обусловливают глобальные изменения в деловой среде. Новейшая на сегодняшний день цифровая экономика сконструирована на существенно отличающихся правилах традиционной экономики. Предпринимательство вынуждено развиваться динамически меняющихся условий среды и адаптироваться к ним на стратегическом и тактическом уровнях. В цифровой экономике основными факторами становятся данные в цифровом виде, их обработка и использование в больших объемах – это и есть экономическая деятельность, которая может повысить эффективность, качество в различных видах производства, технологий, оборудования. Она основывается на производстве высокотехнологичных бизнес-структур, электронных продуктах и услугах и продажах этих продуктов через электронную коммерцию, которая стала и будет возможной благодаря прикладной информатике. |
Ключевые слова: | стратегическое решение, цифровая экономика, полноценный инструмент управления стратегией, информационные сети, прогнозирование управления, методы стратегического моделирования, мониторинг внутренней и внешней среды |
Список литературы: |
1. Вахитов Д. Р. Ключевые проблемы на пути социально-экономического прогресса цивилизации // Вестник ТИСБИ. – 2017. – № 1. – С. 73–106. 2. Ибрагимов Л. Г. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации за 2013–2016 гг. // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». – 2018. – Т. 14. – С. 317–328. 3. Кузьмина Т. К. О некоторых проблемах инвестиционного климата в области строительства // Научное обозрение. – 2016. – № 21. – С. 192–195. 4. Кокорев А. С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием // Москвовский экономический журнал. – 2019. – № 1. 5. Гусейнов Ш. Р. Исследование цифровой экономики как современной внешней среды корпоративных образований // Страховое право. – 2018. – № 3(80). – С. 11–23. 6. Лычкина Н. Н. Имитационные модели организаций и их применение в стратегическом управлении и информационных бизнес-системах // Управленческие науки в современной России : сборник докладов научной конференции / Финансовый Университет при Правительстве РФ. Т. 2. – М. : Издательский дом «Реальная экономика», 2013. – С. 396–400. 7. Манташян Г. Г. Деловой и инвестиционный климат в России // Горизонты экономики. – 2013. – № 6(11). – С. 47–50. 8. Новианты И. Стратегический управленческий учет: проблемы в практике бухгалтерского учета // Научный журнал финансов и учета. – 2015. – Вып. 6. – № 9. – С. 7–13. 9. Фасхутдинова М. С. Необходимость и сущность управленческого учета как инструмента эффективного менеджмента в сельскохозяйственных организациях // Вестник Казанского ГАУ. – № 4(26). – 2012. – С. 61–64. 10. Фасхутдинова М. С. Управленческий учет целевых затрат // Вестник Казанского ГАУ. – № 2(32). – 2014. – С. 40–44. 11. Фасхутдинова М. С., Ахметгалиева В. Р., Удовенко О. Б. Управление финансовыми рисками на предприятии на основе информационных технологий // Научное обозрение. – 2017. – № 17. – С. 47–49. 12. Хертати Л., Сумантри Р. Своевременность, цепочка создания стоимости, тотальное управление качеством, часть технического стратегического управленческого учета // Международный журнал научнотехнических исследований. – 2016. – Вып. 4. – С. 180–191. 13. Чолбаева С. Д., Джаилова А. Д. Инвестиции в жилищное строительство, как фактор социальноэкономического роста государства // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. – 2016. – № 3(47). – С. 48–52. |
English version: |
MAKING STRATEGIC MANAGEMENT DECISIONS IN THE DIGITAL ECONOMY
Faskhutdinova Milyausha Sagitovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Depart. of Economics, Russian State University of Justice, (Kazan branch), Kazan, Russia. Larionova Nina Borisovna, Senior Lecturer, Depart. of Social and Humanitarian Disciplines, Russian State University of Justice, (Kazan branch), Kazan, Russia. Lavrentyeva Irina Aleksandrovna, Senior Lecturer, Depart. of General Education Disciplines, Russian State University of Justice, (Kazan branch), Kazan, Russia.
Keywords: strategic decision, digital economy, full-fledged strategy management tool, information networks, management forecasting, methods of strategic modeling, monitoring of the internal and external environment. Abstract. The article discusses the development of a strategic management solution, which is one of the most important management processes; its efficiency determines the success of the business. The decision-making process is very difficult. There are many different subtleties in it that are well known to professional managers. Therefore, a strategic decision includes a deliberate conclusion concerning the need to take actions, or refrain from them, related to achieving the goals of the organization and overcoming the problems it faces. This is a process of choosing from a variety of alternatives the most preferable one for solving the problem. Each organization wishing to achieve the intended goal will be engaged in the development of strategic management decisions; and in each organization the practice of developing and making these decisions will have its own characteristics, determined by the nature and specifics of its activities, its organizational structure and internal culture. Modern enterprise is distinguished by the scale of activity, its separation from the direct production process or the provision of services. Nevertheless, there is always something in common that is characteristic of any decision-making process. This is what shapes the design and decision-making technology used in any organization. Only in this case it will be possible to obtain and achieve: clearly structured, interrelated and balanced strategic documents; a system of indicators built into logical multi-level structures that correspond to the structure of the development strategy; modeling forecasts using computational models, involving a wide range of specialists; reverse analysis of an unfulfilled or exceeded indicator, including public and professional monitoring of the consequences and violations; details of both available strategy elements and related indicators; simplified integration of an economic asset into a strategy, both for planning and in terms of obtaining feedback on the implementation of adopted programs and projects. Digital technologies are driving global changes in the business environment. The newest digital economy today is constructed on significantly different rules than the traditional economy. Entrepreneurship is forced to develop and adapt in an environment that includes an everchanging environment that stands and adapts the business to dynamically changing conditions at a strategic and tactical level. In the digital economy, its main factors are: data in digital form, their processing and use in large volumes – this is an economic activity that can increase efficiency, quality and efficiency in various types of production, technologies, equipment. It is based on the production of high-tech business structures, electronic products and services, and the sale of these products through e-commerce, which has become and will be possible thanks to applied informatics. |
For citation: | Faskhutdinova, M.S., Larionova, N.B., Lavrentyeva, I.A. (2020) Making strategic management decisions in the digital economy. Naučnoe obozrenie: teoriâ i praktika. [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 10, iss. 7, pp. 1362–1374 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-7-1362-1374 |