НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЦИФРОВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНА

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
т. 10, вып. 7, июль 2020 

Рубрика: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БИЗНЕС
Страницы:  1331–1338
Коды JEL: Q1, Q16, Q19
DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-7-1331-1338
   
Для цитирования: Несмысленов А. П. Методологические подходы к построению цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации региона // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. Вып. 7. С. 1331–1338. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-7-1331-1338
   
Авторы: 

Несмысленов Александр Павлович, канд. экон. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса»: Россия, 410010, г. Саратов, ул. им. Шехурдина А. П., 12.

 

Тел.: (904) 242-43-32

E-mail: storm487@yandex.ru

   
Реферат:  В статье представлен обзор действующих государственных программ «Цифровая экономика» и «Национальная технологическая инициатива» и других соответствующих законодательных и нормативных документов. Разработка бизнес-модели сельскохозяйственной организации основана на цепочке последовательного создания ценности, представляющей собой совокупность процессов, обеспечивающих производство и перемещение продукции «от фермы до вилки». Процесс сельскохозяйственного производства с точки зрения бизнес-модели деятельности сводится к последовательности событий и действий, имеющих начало и конец. Методической основой является процессный подход, позволяющий рассматривать последовательность действий в определенных границах. Выделены ключевые элементы цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации: ценность для внешних клиентов, система создания данной ценности, активы предприятия, его финансовая модель. Создание потребительской ценности продукции сельского хозяйства при функционировании бизнес-модели обусловливается наличием информации, способствующей выведению производителем продукта отрасли на рынок по осознанному потребителем его выбору. В понимании автора процесс цифровизации бизнес-модели состоит из взаимоотношений с конечными покупателями, между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, посредническими, торгующими организациями, организации внутрихозяйственной деятельности в соответствии с условиями рынка, стратегического управления. Эффективность цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации зависит от созданной сквозной цепочки добавочной стоимости с использованием концепции «Индустрия 4.0» («Промышленный Интернет вещей») и реализации концепции спрос-ориентированных сетей поставок (Demand Driven Supply Networks, DDSN).
   
Ключевые слова: цифровая бизнес-модель, сельскохозяйственная организация, цифровые технологии, потребительская ценность сельскохозяйственной продукции, методологический подход
   
Список литературы:

1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительство России. – URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events.

2. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. – URL: https://nti2035.ru.

3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216363.

4. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание [Электронный ресурс]. – URL: http://mcx.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9e e43e 124d058.pdf.

5. Schweizer L. (2005). Concept and Evolution of Business Models. Journal of General Management, 31(2), 37–56. https://doi.org/10.1177/030630700503100203.

6. Сельскохозяйственная цепочка создания стоимости. Финансы. Инструменты и уроки. Rome and Warwickshire: Food and Agriculture Organization of the United Nations and Practical Action Publishing, 2010 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fao.org/docrep/017/i0846e/i0846e.pdf.

7. Золотухина Е. Б., Красникова С. А., Вишня А. С. Моделирование бизнес-процессов. – М. : КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 79 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.businessmodels.eu/images/banners/Articles/Linder_ Cantrell.pdf.

8. Заворотин Е. Ф. [и др.]. Научные основы развития агропромышленного комплекса / ФГБНУ «ПНИИЭО АПК». – Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. – 210 с.

9. Несмысленов А. П. Базовый принцип разработки и построения современной цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации в регионе // Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – Т. 10. – Вып. 3. – С. 373–381. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-3- 373-381.

10. Фролова Л. В., Кравченко Е. С. Формирование бизнес-модели предприятия. – Киев : Центр учебной литературы, 2012. – 384 с.

11. Друкер П. Ф. Эпоха разрывов. Ориентиры для нашего меняющегося общества / пер. с англ. − М. : Вильямс, 2007. − 336 с.

   
English version:

METHODOLOGICAL APPROACHES TO BUILDING A DIGITAL BUSINESS MODEL OF A REGIONAL AGRICULTURAL ENTERPRISE

 

Nesmyslenov Aleksandr Pavlovich, Cand. of Econ. Sci., Leading Researcher, Volga Research Institute of Economics and the Organization of the Agro-Industrial Complex, Saratov, Russia.

 

Keywords: digital business model, agricultural organization, digital technologies, consumer value of agricultural products, methodological approach.

  

Abstract. The article provides an overview of the current state programs “Digital Economy” and “National Technology Initiative” and other relevant legislative and regulatory documents. The development of a business model for an agricultural enterprise is based on a sequential value chain, which is a set of processes that ensure production and movement of products “from farm to fork”. The process of agricultural production from the point of view of the business model of activity is reduced to a sequence of certain events and actions that have the beginning and the end. The methodological basis is the process approach, which allows considering the sequence of actions within certain boundaries. The key elements of the digital business model of an agricultural enterprise are highlighted: the value for external customers, the system for creating this value, the assets of the enterprise, its financial model. The creation of consumer value of agricultural products in the course of the business model functioning is conditioned by the availability of information that promotes the introduction of the industry product by the manufacturer to the market and the consumer’s conscious choice. In the author’s understanding, the process of digitalization of a business model consists of relationships with end customers, and those between agricultural and processing enterprises, intermediary, trading organizations, organization of on-farm activities in accordance with market conditions, strategic management. The effectiveness of the digital business model of an agricultural enterprise depends on the established end-to-end value chain using the concept of Industry 4.0 (Industrial Internet of Things) and the implementation of the concept of Demand Driven Supply Networks (DDSN).
   
 For citation: Nesmyslenov, A.P. (2020) Methodological approaches to building a digital business model of a regional agricultural enterprise. Naučnoe obozrenie: teoriâ i praktika. [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 10, iss. 7, pp. 1331–1338 (in Russian). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-7-1331-1338

 

К содержанию»