НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Научное обозрение гуманитарные исследования 2012/№1

 

ПОЛНОТЕКСТОВАЯ ВЕРСИЯ НОМЕРА pdf_button

Программа развития и оценки социальной готовности старшеклассников к обучению в вузе

Конасова Наталия Юрьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Российский государственный  педагогический  университет  им. А.   И. Герцена»: Россия, 191886, г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, 48.

 

Тел.: (951) 680-63-02, е-mail: konasova@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена методология и технология выявления социальной готовности старшеклассников к обучению в вузе, определены способы развития и оценки допрофессиональной компетентности учащихся в деловых играх, интеллектуальных турнирах, ученических проектах. В статье раскрываются потенциальные возможности сетевого взаимодействия вуза и школы, к числу которых относятся организация общественной экспертизы социально

значимых результатов школьного образования, освоение новых образовательных практик студентами и школьниками.

Ключевые слова: общественная  экспертиза  результатов  образования,  допрофессиональная компетентность.

Program of development and assessment of social readiness of high school students for higher education

Konasova  Natalia  Yurievna,  Cand. of Ped.Sci., Ass.Prof. of “Pedagogy” department, Russian State university named after

A.  I. Gertsen. Russia.

 

Summary. The  article  presents  the  methods  and technology of detecting social readiness of high school  students  for  higher  education.  It  deter-mines the ways of developing and assessing pre-professional  competence  of  students  through business  games,  intellectual  tournaments,  and study  projects.  The  work  uncovers  potential possibilities  of  network  communication  be-tween  schools  and  higher  educational  institutions. Among these is the organization of public appraisal of socially important results of school education, mastering new educational practices by school and university students.

 

Key words: public appraisal of education results, pre-professional competence.

О нравственном формировании школьников и условиях его эффективности

Веденеева  Галина  Ивановна, канд. пед. наук, доцент, ст. научный сотрудник лаборатории  методов  оценки  качества общего образования, ГБОУ ДПО (повышения квалификации) Воронежской области «Институт  повышения  квалификации  и переподготовки работников образования »: Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Березовая

Роща, 54.

 

Тел.: (908)135-13-69, е-mail: galina5423@mail.ru

Аннотация. Использование  теоретических  методов  исследования  и  проведение  опытно-экспериментальной работы позволили выявить условия, обеспечивающие сознательный выбор нравственного поступка, прогнозирование ожидаемых изменений в социуме. Проанализирован процесса восприятия этических явлений, определены его особенности. Категория «добро» рассматривается как отражение общечеловеческих ценностей и норм, принятых в обществе.

Ключевые слова: нравственность,  поступок,  социум,  восприятие,  моральная  чувствительность, этический ресурс прогнозируемых ожиданий.

On the moral formation of school students and the conditions of its effectiveness

Vedeneeva Galina Ivanovna, Cand. of Ped.Sci., Ass.Prof., senior researcher of the laboratory of methods of general education

quality appraisal, Voronezh regional institute of further training and retraining of educators. Russia.

 

Summary. The  usage  of  theoretic  study  methods and  experimental  research  has  uncovered  the conditions  that  provide  conscious  choice  of a  moral  act  and  the  forecast  of  expected  social changes. The work analyzes the process of perceiving  ethical  phenomena  and  determines its  special  features.  The  category  of  “good”  is viewed as the reflection of general human

values and socially accepted norms.

Key words: morality, act, society, perception, moral sensitivity, ethical resource of forecasted expectations.

Толерантность в системе обеспечения национальной безопасности

Бенин  Владислав  Львович, д-р пед. наук, зав. кафедрой «Культурология и  социально-экономические  дисциплины», декан  социально-гуманитарного  факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.  Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской

Революции, 3а.

 

Тел.: (347) 272-90-34, е-mail: benin@lenta.ru

 

Аннотация. В статье поднимается проблема места образования в общей системе обеспечения национальной безопасности России, предлагается дефиниция образовательной безопасности, обосновывается необходимость учета социальных последствий крупномасштабных нововведений в системе образования в их влиянии на социальную стабильность и безопасность.

Ключевые слова: образование, образовательные реформы, национальная безопасность.

Tolerance in national safety system

Benin  Vladislav  Lvovich, Dr. of Ped.Sci.,  head  of  “Cultural  studies  and  socio-economic  disciplines”  department,  dean  of faculty of social disciplines and humanities, Bashkir State pedagogic university named after M.  Akmulla. Russia.

 

Summary. The article raises the problem of the position of education in the general national safety system. It offers the definition of educational safety,  substantiates  the  necessity  of  considering social consequences of large-scale innovations in the system of education, their influence on national stability and safety.

 

Key words: еducation, educational reforms, national safety.

Сущность социокультурного воспроизводства в условиях глобализации культуры

Жукова  Елена  Дмитриевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Культурология и социально-экономические дисциплины», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.  Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а.

 

Тел.: (347) 273-68-76, е-mail: kpnZhukova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание современных процессов социо-культурного наследования, где ведущую роль на стадии развития постиндустриального общества играет профессиональное образование.

Ключевые слова: социокультурное воспроизводство, эволюция социальных систем, типы воспроизводства, образование, профессиональное образование.

The  essence  of  socio-cultural  reproduction  in  globalized  culture conditions

Zhukova  Elena  Dmitrievna, Cand. of Ped.Sci., Ass. Prof. of “Cultural studies and socio-economic disciplines” department, dean of faculty of social disciplines and humanities, Bashkir State pedagogic university named after M. Akmulla. Russia.

 

Summary. The  article  uncovers  the  essence  and content  of  modern  socio-cultural  succession processes. The leading role on the current level of post-industrial society development is played by professional education.

 

Key  words: socio-cultural  reproduction, evolution of social systems, types of re-production,  education,  professional  education.

 

Эволюция труда – предпосылка развития профессионального образования

Максимова  Елена  Александровна, канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  «Иностранные  языки»,  ФГБОУ  ВПО  «Саратовский  государственный  социально-экономический  университет»:  Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89.

 

Тел.: (845-2) 33-31-73, е-mail: maksimolena@yandex.ru

Аннотация. В статье показана обусловленность системы профессионального образования характеристиками труда. Применяются идеи синергетического подхода для анализа эволюции профессионального образования. Анализируется процесс интеллектуализации труда на онтологическом, гносеологическом, аксиологическом уровнях.

Ключевые слова: эволюция труда, интеллектуализация труда, эволюционирующая система профессионального образования, интеграция и дифференциация в развитии профессионального образования.

Evolution  of  labor  –  pre-condition  of  professional  education development

Maksimova  Elena  Aleksandrovna, Cand. of Ped.Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages” department, Saratov State socio-economic university. Russia.

Summary. The article demonstrates the dependence of professional education system on labor characteristics.  It  uses  the  synergy  approach  ideas in analyzing the evolution of professional education. The work analyzes the process of labor intellectualization on ontological, gnosiological and axiological levels.

 

Key  words: evolution of labor, labor intellectualization, evolving system of professional education, integration and differentiation in the development of professional education.

 

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования

Матухин  Дмитрий  Леонидович, канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО

«Национальный  исследовательский  Томский  политехнический  университет»:  Россия, 634050, Томская обл., г. Томск, пр. Ленина, 30.

 

Тел.: (382-2) 56-34-23, е-mail: mtfl@mail.ru

Аннотация. Рассматривается компетентностный подход как одно из оснований обновления содержания образования. Выделены ключевые компетенции в образовательно-воспитательном процессе, а также показатели, позволяющие оценить степень их сформированности в учебном процессе образовательного учреждения.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, подход, личность, профессиональное образование, рефлексия.

Competency approach in the system of higher professional education

Matukhin Dmitriy Leonidovich, Cand. of Ped.Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages” department, Energy institute of National

research Tomsk polytechnical university. Russia.

 

Summary. The  article  looks  at  competency  approach as one of the foundations for updating educational  content.  It  singles  out  key  competencies in the educational-upbringing process, as well as the indicators enabling to assess the level of their formation in the teaching process of an educational institution.

 

Key words: сompetence, expertise, ap-proach, personality, professional education, reflection.

Психологические механизмы приспособления подростков, вовлеченных в ситуации домашнего насилия

Колчина Алина Геннадиевна, канд. филос. наук, доцент кафедры «Специальная психология», ФГБОУ ВПО «Саратовский  государственный  университет  им. Н.   Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 5-27-10, е-mail: vpks@rambler.ru

Аннотация. Подросток внутри семьи может непосредственно подвергаться различным видам насилия или может быть опосредованно, психологически вовлечен в насильственные отношения взрослых. В статье приведены результаты исследования,  направленного на изучение личностных особенностей старших школьников – потенциальных участников насильственных отношений в семье.

Ключевые слова: домашнее насилие, родительско-детские отношения, внутрисемейные отношения, тревожность, агрессивность.

Psychological  adaptation  mechanisms  of  teenagers  involved  in domestic violence situations

Kolchina  Alina  Gennadievna, Cand. of  Philos.Sci.,  Ass.  Prof.  of  “Special  psychology” department, Pedagogic institute of

Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Summary. A teenager may be subjected to different kinds of violence within a family or be indirectly involved in the violent relationship of adults. The  article  presents  the  results  of  research aimed  at  studying  special  personality  traits  of high school students – potential participants of violent relationships within a family.

 

Key words: domestic violence, parent-child relationships, intrafamilial relationships, anxiety, aggressiveness.

Личностные детерминанты совладающего поведения девиантных подростков и юношей

Печерский Алексей Владимирович, канд. психол. наук, доцент кафедры «Консультативная психология», ФГБОУ ВПО «Саратовский  государственный  университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 52-29-12, е-mail: pecherskij@yandex.ru

Беляков  Антон  Евгеньевич, аспирант  кафедры  «Консультативная  психология»,  ФГБОУ  ВПО  «Саратовский

государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»:  Россия,  410012,  Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 52-29-12, е-mail: pecherskij@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования функциональных особенностей самосознания девиантных подростков и юношей как личностного конструкта, обусловливающего выбор стратегий преодоления сложных ситуаций социального взаимодействия.

Ключевые слова: личностные ресурсы, личностные детерминанты, социальное взаимодействие, совладающее поведение, самосознание, девиантное поведение.

Personal  determinants  of  coping  behavior  of deviant teenagers and male adolescents

Pecherskiy  Aleksey  Vladimirovich, Cand. of Psych.Sci., Ass.Prof. of “Consultative psychology” department, Pedagogic institute of Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Belyakov  Anton  Evgenyevich, postgraduate  student  of  “Consultative  psychology”  department,  Pedagogic  institute  of

Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Summary. The article presents the results of studying  the  functional  peculiarities  of  self-consciousness of deviant teenagers and male adolescents as a personal construct that determines the choice of strategies for coping with difficult social interaction situations.

 

Key words: personality resources, personal determinants, social interaction, coping behavior, self-consciousness, deviant behavior.

 

Тактические приемы ухода от правовых рисков в современной публичной коммуникации

Араева  Людмила  Алексеевна, д-р филол.  наук,  профессор,  зав.  кафедрой «Стилистика и риторика», ФГБОУ ВПО

«Кемеровский  государственный  университет»:  Россия,  650043,  г.  Кемерово, ул. Красная, 6.

 

Тел.: (384-2) 58-14-26, е-mail: araeva@list.ru

 

Осадчий  Михаил  Андреевич, канд. филол. наук, зам. зав. кафедрой «Стилистика и риторика», ФГБОУ ВПО «Кемеровский  государственный  университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

 

Тел.: (384-2) 58-14-26, е-mail: osadchij@mail.ru

Голубь Николай Николаевич, аспирант, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043,

г. Кемерово, ул. Красная, 6.

 

Тел.: (384-2) 58-14-26, е-mail: nik_golub@mail.ru

Аннотация. Как и в других странах, в Российской Федерации действуют нормы правовой регламентации публичной речевой деятельности. Данные нормы регламентируют необходимую свободу и несвободу носителя языка, налагая на него систему прав и обязанностей. Как следствие, в речи носителей русского языка обнаруживает себя стратегия ухода от правовых рисков, реализующаяся рядом особых тактик: эвфемистические замены, продуцирование полисемических высказываний, затемнение денотата и др. Данное исследование направлено на теоретическое и экспериментальное изучение указанной стратегии на материале политической и бизнес-коммуникации. Предметом исследования являются публичные выступления, телевизионные дебаты, материалы печатных СМИ, метаязыковая деятельность носителей русского языка. Методы исследования – наблюдение, эксперимент, дискурс-анализ.

Ключевые слова: правовой риск, публичная коммуникация, тактика, стратегия.

Tactical  methods  of  avoiding  legal risks in modern public communication

Araeva  Liudmila  Alekseevna, Dr. of Phil.Sci., Prof., head of “Stylistics and rhetoric” department, Kemerovo State university. Russia.

Osadchiy  Mikhail  Andreevich, Cand. of Phil.Sci., deputy head of “Stylistics and rhetoric” department, Kemerovo State university. Russia.

Golub Nikolay Nikolaevich, postgraduate  student  of  Kemerovo  State  university. Russia.

Summary. Russian  Federation,  along  with  other  countries,  has  norms  of  legal  regulation  of public  speech  activity.  These  norms  regulate the  necessary  freedom  and  unfreedom  of  the speaker, imposing upon them a system of rights and  duties. As  a  result,  the  speech  of  Russian language  speakers  demonstrates  the  strategy of  avoiding  legal  risks,  implemented  through a range of special tactics: euphemistic replacements, producing polysemic iterations, obscuring the denotatum, etc. This study is aimed at the theoretic and experimental study of the above-mentioned strategy on the basis of political and business communication. The object of research includes  public  speeches,  television  debates, printed media materials, meta-language activity of Russian language speakers. Research methods include observation, experiment, discourse analysis.  The  study  has  been  carried  out  with the support of Russian humanitarian scientific fund (project № 11-34-00324а2).

 

Key words: legal risk, public communication, tactics, strategy.

Формирование и развитие второго яруса диминутивной системы в русском языке

Крючкова Ольга Юрьевна, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой «Теория, история языка и прикладная лингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»:  Россия,  410012,  Саратовская  обл.,   г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 21-06-24, е-mail: sarteorlingv@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются процессы исторического развития диминутивной системы русского языка, структурные и семантические факторы исторической эволюции моделей вторичной диминутивно-оценочной деривации.

Ключевые слова: диминутивное словообразование, история русского языка.

Formation and development of the second level of diminutive system in the Russian language

Kriuchkova Olga Yurievna, Dr. of Phil. Sci., Prof., head of “Theory, history of language and applied linguistics” department, Institute of philology and journalism of National re-search Saratov State university named after N.  G. Chernyshevsky. Russia.

 

Summary. The  article  examines  the  processes  of historical development of the diminutive system of the Russian language, structural and semantic factors of the historic evolution of models of secondary diminutive-evaluative derivation.

 

Key  words: diminutive word-building, history of the Russian language.

Любовь и смерть как универсумы бытия в «Рассказе синего лягушонка» Ю.  Нагибина

Бочкарева  Татьяна  Анатольевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Логопедия и психолингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовский  государственный  университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 52-29-12, е-mail: vpks@rambler.ru

Аннотация. В статье анализируется функциональная семантика микрополей «смерть» и «любовь» в «Рассказе синего лягушонка» Ю. Нагибина в аспекте индивидуальной авторской реализации ключевых универсумов бытия «танатос» и «эрос».

Ключевые слова: функциональная семантика, семантическая структура слова, функциональное микрополе «любовь», функциональное микрополе «смерть».

Love and death as existential universals in “The story of a young blue frog” by Y. Nagibin

Bochkareva  Tatiana  Anatolyevna, Cand. of Phil.Sci., Ass. Prof. of “Logopedics and psycholinguistics” department, Pedagogic institute of Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Summary. The  article  analyzes  the  functional  semantics of “death” and “love” micro-fields in “The story of a young blue frog” by Y. Nagibin in the aspect of author’s individual expression of  the  key  existential  universals  –  “thanatos” and “eros”.

 

Key  words: functional semantics, semantic structure of a word, functional micro-field “love”, functional micro-field “death”.

Традиция И. Анненского в итоговой книге стихов Г. Иванова «Посмертный дневник»

Налегач  Наталья  Валерьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Журналистика и русская литература XX в.»,

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

 

Тел.: (904) 375-12-05, е-mail: Nalegach@list.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению поэтической традиции И. Анненского в итоговой книге стихов Г. Иванова «Посмертный дневник». Интерес Г. Иванова к лирике И. Анненского в этой книге обусловлен не только поэтическим воплощением феноменологии смерти, обусловившей образно-тематическое своеобразие всего произведения, но также обнаруживается в перекличках на уровне авторской картины мира.

Ключевые слова: И. Анненский, Г. Иванов, поэтический диалог, поэтическая традиция, феноменология смерти.

The tradition of I. Annensky in G. Ivanov’s final book “Posthumous diary”

Nalegach Natalia Valerievna, Cand. of Phil.Sci., Ass. Prof. of “Journalism and Russian literature of the XX century”, Kemerovo State university. Russia.

 

Summary. The  article  is  dedicated  to  the  study  of  I.   Annensky’s  poetic  tradition  in  G.  Ivanov’s final  book  of  verse  “Posthumous  diary”. G.   Ivanov’s interest towards I. Anennsky’s lyric poetry  is  demonstrated  not  only  in  poetic  representation  of  death  phenomenology,  which provides  the  whole  work  with  descriptive  and thematic originality, but also on the level of

author’s representation of the world.

 

Key words: I. Annensky, G. Ivanov, poetic dialogue, poetic tradition, death phenomenology.

Нравственно-оценочная оппозиция персональности  ~ имперсональности в текстах М. А. Булгакова

Дементьев  Вадим  Викторович, д-р филол. наук, профессор кафедры «Теория,  история  языка  и  прикладная

лингвистика»,  ФГБОУ  ВПО  «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»:  Россия,  410012,  Саратовская обл., г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 21-06-24, е-mail: sarteorlingv@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые содержательные оппозиции, актуальные для творчества Михаила Булгакова, такие как «профессионал ~ непрофессионал», «мастер (=творец) ~ профессионал (=образованный прислужник антитворческой Советской власти)». Доказывается, что оппозиция «мастер ~ профессионал» понимается писателем в нравственном ключе, в том значении, в каком она существует в современном русском языковом сознании, для которого в целом характерно противопоставление общего личностного и неличностного, институционального начала.

Ключевые слова: Булгаков, русские содержательные оппозиции, мастер, профессионал, специалист.

Moral-evaluative opposition of personality-impersonality in M. A. Bulgakov’s texts

Dementiev  Vadim  Viktorovich, Dr. of Phil.Sci., Prof. of “Theory, history of language and applied linguistics” department, Institute of philology and journalism of National research Saratov State university named after N.  G. Chernyshevsky. Russia.

 

Summary. The article examines certain content oppositions  that  are  relevant  for  M.  Bulgakov’s works,  such  as  “professional-non-professional”, “master (creator) – professional (=educated servant of anti-creative Soviet power)”. The work proves that the “master-professional” opposition is understood by the writer in the moral aspect, in the meaning, which exists in modern Russian language conscience, that is generally characterized  by  the  contraposition  of  general personal and impersonal, institutional basis.

Key words: Bulgakov, Russian content oppositions, master, professional, specialist.

Генеалогические мотивы и онтология родового имени в стихотворении А. С. Пушкина «Моя родословная»

Афанасьева  Эльмира  Маратовна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой «Русская литература и фольклор», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

 

Тел.: (384-2) 58-14-26, е-mail: elmira_afanaseva@mail.ru

Аннотация. В «Моей родословной» А. С. Пушкина воссоздается авторская философия родословной. Мотивы письма и чтения определяют субъекта лирического высказывания как художественного творца собственной генеалогии. Фамильное имя вписывается не только в исторический контекст, но и становится фактом созидательного творчества. В статье исследуется онтология имени в соотнесении с генеалогическим сюжетом.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, онтология имени, лирика, генеалогические мотивы.

Genealogical  motives  and  the  ontology  of  family  name  in  the poem “My genealogy” by A. S. Pushkin

Afanasieva  Elmira  Maratovna, Cand. of Phil.Sci., Ass. Prof., head of “Russian literature and folklore” department, Kemerovo State university. Russia.

Summary. “My genealogy” by A. S. Pushkin recreates the author’s philosophy of genealogy. The motives  of  reading  and  writing  determine  the subject  of  lyrical  expression  as  the  creator  of his  own  genealogy.  Family  name  becomes  not only a part of historical context, but also a fact of  creation.  The  article  examines  the  ontology of the name in connection with genealogic subject.

 

Key words: A. S. Pushkin, ontology of name, lyric poetry, genealogic motives.

 

Языковой анализ беспредметного изображения: поиск предмета

 

Елина Евгения Аркадьевна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Английский язык, теоретическая и прикладная

лингвистика», ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1.

 

Тел.: (845-2) 29-90-47, е-mail: English5@sgap.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются семиотические проблемы абстрактного изображения и предлагается их решение с помощью привлечения профессиональных искусствоведческих и «наивных» вербальных интерпретаций.

Ключевые слова: абстрактное (беспредметное) искусство, иконический знак, степень иконичности, предмет, денотат, денотативный уровень, вербальная интерпретация.

 

Linguistic analysis of non-figurative representation: searching for the object

Elina  Evgenia  Arkadievna, Dr.  of  Phil.Sci., Prof. of “English language, theoretic and applied linguistics” department, Saratov State law academy. Russia.

 

Summary. The  article  analyses  the  semiotic  problems  of  abstract  representation  and  suggests solving them by involving professional art criticism and “na?ve” verbal interpretations.

 

Key  words: abstract (non-figurative) art, iconic sign, iconicity level, object, denotatum, denotative level, verbal interpretation.

Коммуникация: социальные и профессиональные риски ее срыва и его негативных последствий

Сиротинина Ольга Борисовна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Русский язык  и  речевая  коммуникация»,  ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Рос-сия, 410012, Саратовская обл., г. Саратов,   ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 21-06-47, е-mail: rusyazsgu@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены объективно существующие в языке и субъективно применяемые факты речи, способные вызвать профессиональные и социальные риски, а также различия в этом аспекте коммуникации в разных сферах.

Ключевые слова: коммуникативный срыв, сфера общения, диффузность, риски.

Communication: social and professional risks of disruption and its negative consequences

Sirotinina Olga Borisovna, Dr. of Phil.Sci., Prof. of “Russian language and speech communication” department, Institute of philology and journalism of National research Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

 

Summary. The article looks at the objectively existing  and  subjectively  implemented  speech  facts that  are  able  to  cause  professional  and  social risks. It also looks at the differences of this aspect of communication in different spheres.

 

Key  words: disruption  of  communi -cation, sphere of communication, diffusivity, risks.

Сибирь в польской беллетристике XIX века (Шимон Токаржевский и его повести о сибирской каторге)

Шунков  Александр  Викторович, канд. филол. наук, доцент, проректор по научной  и  инновационной  деятельности

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»: Россия, 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17.

 

Тел.: (384-2) 73-28-08, е-mail: alexandr_shunkov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается творчество польского писателя второй половины XIX века – Шимона Токаржевского. Представлен вариант художественной интерпретации его повестей, написанных после отбывания каторги в Сибири. Впервые ставится задача научного изучения литературного наследия писателя.

Ключевые слова: польская литература, «лагерная проза», проблема жанра, мотив, межкультурные коммуникации.

Siberia in Polish fiction of the XIX century (Simon Tokarzewsky and his novels on Siberian convict prison)

Shunkov Aleksandr Viktorovich, сand. of Phil.Sci., Ass. Prof., vice-chancellor for scientific and innovative activity, Kemerovo State university of culture and art. Russia.

 

Summary. The  article  looks  at  the  creative  works of a Polish writer of the second half of the XIX century  –  Simon  Tokarzewsky.  It  presents  a variant of artistic interpretation of the writer’s novels,  written  after  serving  penal  servitude sentence in Siberia. The work is the first to pose the problem of scientific study of the author’s literary heritage.

 

Key  words: polish literature, “prison fiction”, genre problem, motive, intercultural communication.

Синхронические корреляты в системе местной географической терминологии Восточного Забайкалья

Жамсаранова Раиса Гандыбаловна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Теоретическая  и  прикладная  лингвистика», ФГБОУ  ВПО  «Забайкальский  государственный университет»: Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30.

 

Тел.: (302) 235-91-13, е-mail: lubimova.kl@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены основные моменты исследования субстратной топонимии региона, обнаруживающие при лингвистическом анализе примеры проявления синхронических коррелятов в системе местной географической терминологии, очевидных при сопоставлении топонимических рядов разного языкового происхождения, например селькупского и тунгусо-маньчжурских, самодийских и монгольских языков.

Ключевые слова: топонимический субстрат, Восточное Забайкалье, синхронические корреляты, местная географическая терминология, методы исследования субстратной топонимии, архивные документы.

Synchronic  correlates  in  the  system  of  local  topographic terminology of Eastern Transbaikalia

Zhamsaranova  Raisa  Gandybalovna, Cand. of Phil.Sci., Ass. Prof. of “Theoretic and applied linguistics”, faculty of socio-political systems, Transbaikalia State university. Russia.

 

Summary. The  article  presents  the  main  points  of a  study  into  substrate  toponymy  of  the  region, which,  under  linguistic  analysis,  demonstrate the presence of synchronic correlates in the local  geographic  terminology.  These  are  made obvious  by  comparing  toponymic  rows  of  different language origin, for example Selkup and Tungusic, Samoyedic and Mongolian languages.

 

Key  words: toponymic  substrate, Eastern  Transbaikalia,  synchronic  correlates, local geographic terminology, methods of studying substrate toponymy, archive documents.