|
Роль социального аудита в системе управления правоохранительной деятельностью
Фефелов Владимир Владимирович, канд. юр. наук, доцент кафедры «Пожарная безопасность», ФГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12.
Тел.: (905) 006-28-04. Е-mail: vvf-57@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается предполагаемые место и роль социального аудита правоохранительной деятельности в структуре управления правоохранительной системой России и отдельными правоохранительными органами. Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, социальный аудит, управление.
The role of social audit in the system of managing law enforcement
Fefelov Vladimir Vladimirovich, Cand. of Law, Ass. Prof. of «Fire safety» department, Ufa State aviation technical university. Russia.
Summary. The article looks at the place and role of social audit of law enforcement in the structure of managing Russian law enforcement system and separate law enforcement bodies.
Key words: law enforcement, law enforcement bodies, social audit, management.
|
Социальная детерминация эскапизма: опыт концептуализации
Козырева Людмила Владимировна, аспирант, ФГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»: Россия, 450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: (917) 352-11-11. Е-mail: kozyreva1111@yandex.ru
Аннотация. В статье Л. В. Козыревой выделены объективные и субъективные причины феномена эскапизма. Обоснован тезис, что эскапические реакции являются логическим проявлением развивающегося противоречивого и незавершенного комплекса «Я». Ведущей причиной развитых форм эскапизма выступает рефлексируемая субъектом личностная нереализованность в материально-предметной и идеальной областях жизнедеятельности. Ключевые слова: эскапизм, множественность «Я», бытийная нереализованность индивида, праздничная доминанта, социальность эскапического дискурса.
Social determination of escapism: attempt at conceptualization
Kozyreva Liudmila Vladimirovna, postgraduate student, Bashkir state university. Russia.
Summary. The article by L.V. Kozyreva singles out the objective and subjective reasons for the existence of escapism phenomenon. It proves the point that escapist reactions are a logical manifestation of the development of contradictory and incomplete «I» complex. The main reason for developed forms of escapism lies in the lack of self-fulfillment in material and ideal spheres of life that is perceived by the subject.
Key words: еscapism, multiple «I», existential lack of self-fulfillment, celebratory dominant, sociality of escapist discourse.
|
Реконструкция этнической идентичности мигрантов в процессе адаптации в дальневосточном регионе
Халиман Жанна Николаевна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Социальные науки», ученый секретарь научно-инновационного комплекса ДВФУ, ФГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»: Россия, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.
Тел.: (908) 440-43-82. Е-mail: haliman.77@mail.ru
Лаштанова Анна Николаевна, аспирант, ст. преподаватель кафедры «Социальные науки», помощник прорек-тора по науке и инновациям, ФГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»: Россия, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.
Тел.: (902) 485-54-08.
Аннотация. Дальний Восток ввиду проведения в регионе мероприятий в рамках ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и подпрограммы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества» представляет собой специфическое экономическое, геополитическое и социокультурное пространство, привлекательное для мигрантов. Они все активнее вытесняют экономически активное население региона, становясь его частью, занимают определенные ниши (строительство, сельское хозяйство, торговля) на местном рынке труда и, следовательно, заметно влияют на социокультурные взаимодействия в полиэтническом пространстве Дальневосточного региона. В этом смысле важнейшей задачей миграционной политики в области регулирования миграционных потоков является эффективное использование потенциала миграции в реализации различных социально-экономических процессов. В этой связи изучение форм и путей социокультурной адаптации и интеграции переселенцев в принимающее общество как заключительный этап миграционного процесса, требует научного осмысления как в контексте новых социологических теорий, так и на уровне выработки эффективных способов ее социальной регуляции, формирования адекватной региональной миграционной политики. Ключевые слова: трансформация этнической границы «Мы» и «Они» в идентификационном пространстве мигрантов, стратификация этнических групп, проблема этнического статуса, толерантное межэтническое взаимодействие, полиэтническое пространство региона, этнический диспаритет, этнополитический конфликт, межкультурная адаптация, исследование мигрантофобии в системе «этнические мигранты – принимающее общество», стратегия отношений мигрантов и местных жителей.
Reconstructing ethnic identity of migrants during adaptation process in the region of far east
Khaliman Zhanna Nikolaevna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of «Social sciences» department, scientific secretary of the research and innovations complex of Far Eastern Federal university, Far Eastern Federal university. Russia. Lashtanova Anna Nikolaevna, postgraduate student, senior lecturer of «Social sciences» department, vice-chancellor,s assistant in the sphere of science and innovations, Far Eastern Federal university. Russia.
Summary. In view of the federal target program «Far East and Transbaikalia development» and the sub-program «Development of Vladivostok as a center of international cooperation» implementation in the Far East, this region presents a specific economic, geopolitical and socio-cultural space which attracts migration. Migrants are becoming more and more active in supplanting the economically active population of the region, occupy certain niches (construction, agriculture, trade) in the local labor market, thus influencing considerably the socio-cultural interactions in the polyethnic space of Far East region. In this respect, one of the main tasks of migration policy in the sphere of regulating migration flow lies in the effective usage of migration potential in the implementation of various socio-economic processes. This said, the study of forms and ways of socio-cultural adaptation and integration of migrants in the adopting society as the last stage of migration process requires scientific study both in the context of new sociological theories and on the level of developing effective ways of its social regulation, forming adequate regional migration policy.
Key words: еthnic border transformation, «We» and «They» in migrants» identity field, stratification of ethnic groups, the problem of ethnic status, tolerant interethnic relationships, polyethnic space of the region, ethnic disparity, ethno-political conflict, intercultural adaptation, study of migrant phobia in the system «ethnic migrants-adopting society», the strategy of relationships between migrants and local residents.
|
Реисламизация – инструмент трансформации в социальной среде
Димаева Фатима Вахаевна, канд. философ. наук, ведущий научный сотрудник, ФГУН «Комплексный научно-исследовательский институт им. Х. И. Ибрагимова» Российской академии наук: Чеченская Республика, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 21а.
Тел.: (989) 919-52-26. Е-mail: dimaeva@bk.ru
Аннотация. Проблема реисламизации конца ХХ и начала ХХI вв. стала движущей силой обновления механизмов управления в социуме, в изменении хода развития постсоциалистического пространства России и региона Северного Кавказа. Ключевые слова: исламофобия, этнический национализм, раскрепощение сознания, гармонизация и демократическое устройство.
Reislamization – the instrument of transforming social sphere
Dimaeva Fatima Vakhaevna, Cand. of Philos. Sci., leading researcher, Complex research institute named after Kh.I. Ibragimov of the Russian academy of sciences. Russia.
Summary. The problem of re-islamization of the end of the XX- the beginning of the XXI centuries has become the leading force in renewing the social management mechanisms and changing the development course of the post-socialist space of Russia and North Caucasus region.
Key words: islamophobia, ethnic nationalism, conscience liberation, harmonization and democratic organization.
|
Внешние условия как фактор развития начального женского образования в Вологодской губернии во второй половине XIX – начале XX века
Колос Лариса Николаевна, ст. преподаватель кафедры «Экономическая теория и менеджмент», ФГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»: Россия, 160035, г. Вологда, ул. С. Орлова, 6.
Тел.: (921) 127-43-97. Е-mail: vera-kolos@mail.ru
Аннотация. На образование влияют различные факторы, среди которых важную роль в дореволюционной России играли внешние факторы среды, прежде всего природно-географические и социально-экономические. Обширные пространства губернии, экономическая несостоятельность населения, образ жизни не способствовали формированию положительной мотивации к образованию женщины. Осознание необходимости в просвещении крестьянки последовало вслед за отменой крепостного права. Ключевые слова: природно-географические и социально-экономические факторы, общее и профессиональное образование женщины, общий уровень культуры, традиционные занятия женщин.
External conditions as the development factor in women»s primary education in Vologda province during the second half of the XIX – beginning of the XX century
Kolos Larisa Nikolaevna, senior lecturer of «Economic theory and management» department, Vologda State pedagogic university. Russia.
Summary. Education is influenced by various factors. In pre-revolutionary Russia, the main factors were the external ones, natural, geographic and socio-economic being uppermost. Vast territory of the province, poverty of the population and the way of life did not contribute to the formation of positive motivation towards women»s education. The necessity of educating peasant women was only realized after the abolishment of serfdom.
Key words: natural, geographic and socio-economic factors, general and professional women»s education, general culture level, traditional women»s work.
|
Проблемы военно-технического обеспечения вермахта в годы второй мировой войны
Кольга Геннадий Иванович, канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины», Ямальский нефтегазовый институт (филиал) ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»: Россия, 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, микрорайон Студенческий, д. 2.
Тел.: (904) 457-19-26. Е-mail: bone59@mail.ru
Аннотация: На основе многочисленных документов проанализированы вопросы военно-технического обеспечения вермахта в годы Второй мировой войны. Основные выводы состоят в следующем: завоевательные планы нацистов входили в противоречие с ограниченными экономическими возможностями Германии; неудовлетворительные организационные рецепты не позволяли добиться положительного исхода войны; возросшая военная мощь союзников в 1944-1945 гг. окончательно подорвала экономику Третьего рейха. Ключевые слова: трофейная экономика, тотальная война, «эра Шпеера», тотальная мобилизация, программа обороны.
The problems of military-technical support of Wehrmacht in the years of world war II
Kolga Gennadiy Ivanovich, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof., head of “Humanities and socio-economic disciplines” department, Yamal oil-and-gas institute, branch of Tyumen State oil-and-gas university. Russia.
Summary. Based on a variety of documents, the work analyses the matters of military-technical support of Wehrmacht in the years of World War II. The main conclusions are the following: the conquest plans of the Nazi contradicted the limited economic capabilities of Germany; unsatisfactory organizational recipes didn»t allow the achievement of a positive outcome; the growth of military power of the allies in 1944-1945 struck the final blow on the Third Reich economy. Key words: trophy economy, total war, “Speer era”, total mobilization, defense program.
|
Система дополнительного образования в нахимовском училище
Аннотация. Статья посвящена системе дополнительного образования в петербургском Нахимовском училище как неотъемлемой составной части военно-патриотического образования и воспитания.
Ключевые слова: дополнительное образование, военно-патриотическое воспитание, среднее образование, педагогика в Нахимовском училище.
Александров Алексей Федорович, магистр образования, ст. преподаватель кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины», ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова»: Россия, 197045, г. Санкт-Петербург, Ушаковская наб. д. 17/1.
Тел.: (911) 743-19-29.
The system of supplementary education at Nakhimov college
Aleksandrov Aleksey Fyodorovich, Master of Education, senior lecturer of “Humanities and socio-economic disciplines” department, Navy academy named after N.G. Kuznetsov. Russia.
Summary. The article is dedicated to the system of additional education at Nakhimov College in St. Petersburg. It is viewed as an integral component of military-patriotic education and upbringing.
Key words: supplementary education, military-patriotic upbringing, secondary education, pedagogics at Nakhimov College.
|
Профессиональное становление студентов в условиях университетского образования
Картавцева Антонина Павловна, канд. пед. наук, доцент, филиал ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г. Прокопьевске: Россия, 653039, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Жолтовского, д. 14.
Тел.: (3846) 69-12-11. Е-mail: pfkemsu@rambler.ru
Морозова Ирина Станиславовна, д-р психолог. наук, профессор, зав. кафедрой «Общая психология и психология развития», ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6.
Тел.: (384-2) 36-17-37.Е-mail: ishmorozova@ya.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессионального становления студентов на различных этапах обучения в университете. Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, этапы профессионального становления, студенчество.
Professional formation of students during university education
Kartavtseva Antonina Pavlovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prokopyevsk branch of Kemerovo State university. Russia. Morozova Irina Stanislavovna, Dr. of Psych. Sci., Prof., head of “General and developmental psychology” department, Kemerovo State university. Russia.
Summary. The article examines the specific features of professional formation of students on different levels of university education. Key words: studying and professional activity, stages of professional formation, student years.
|
Формирование научного дискурса у студентов неязыковых вузов в процессе обучения иноязычному письму
Аникина Оксана Владимировна, ст. преподаватель кафедры «Деловой иностранный язык», ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»: Россия, 634050, г. Томск, проспект Ленина, дом 30.
Тел.: (952) 809-34-14. Е-mail: xana72@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена обучению студентов неязыковых вузов выполнению научно-исследовательской работы посредством грамотного оформления и представления результатов на иностранном языке в форме статей и докладов. Статья затрагивает ряд проблем, возникающих при выполнении данного вида деятельности и предлагает возможность их решения с использованием возможностей и потенциала самостоятельной работы. Ключевые слова: обучение научному дискурсу, самостоятельная работа, письменная речь, целостность текста, связность текста.
Scientific discourse formation in students of non-linguistic institutions of higher education in the process of teaching writing in a foreign language
Anikina Oksana Vladimirovna, senior lecturer of “Foreign language in business” department, Tomsk national research polytechnical university. Russia.
Summary. The article is dedicated to teaching students of non-linguistic institutions to conduct research by skillfully drafting and presenting the results in a foreign language in the form of articles and reports. The article touches upon a list of problems that may appear in the course of this activity and offers the possibility of solving them by using the potential of working independently.
Key words: teaching scientific discourse, independent work, written speech, text integrity, text cohesion.
|
Гуманизация и гуманитаризация как основные аспекты радикальной переориентации деятельности образовательных учреждений и сферы образования в целом
Алексеева Ольга Витальевна, преподаватель, УМЦ ДП ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»: Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Тел.: (845-2) 99-85-01 E-mail: olga_grigorjewa@inbox.ru
Аннотация. В данной статье речь идет об основных аспектах радикальной переориентации деятельности образовательных учреждений и сферы образования как гуманизация и гуманитаризация. Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, гуманное образование, демократизация образования, самоорганизация, самопознание, саморазвитие, самоорганизация.
Humanization and humanitarization as the main aspects of radical orientation change of educational institutions activity and the sphere of education in general
Alekseeva Olga Vitalievna, lecturer, education and methodology center of pre-college education, Saratov State technical university. Russia.
Summary. The following article deals with the main aspects of radical orientation change of educational institutions activity and educational sphere, such as humanization and humanitarization.
Key words: humanization, humanitarization, humanistic education, democratization of education, self-organization, self-study, self-development.
|
Специфика эмоционально-личностной сферы подростков с ожоговой травмой
Анисимова Татьяна Владимировна, соискатель, кафедра «Возрастная и педагогическая психология», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»: Россия, 603950, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1.
Тел.: 8(920) 2570047. Е-mail: anis7070@mail.ru
Аннотация. Проблема ожогового травматизма подростков по своему социальному значению является одной из актуальных вопросов современного общества. При оценке ожогового травматизма далеко не всегда принимается во внимание психологический аспект. Целью эксперимента явилось изучение специфики эмоционально-личностных особенностей подростков с ожоговой травмой, находящихся на лечении в стационаре в сравнении со здоровыми сверстниками. Ключевые слова: ожоговая травма, подростковый возраст, диагностический комплекс, специфика эмоционально-личностной сферы.
Specific features of emotional and personal sphere of teenagers with burning injuries
Anisimova Tatiana Vladimirovna, applicant, “Age-specific and pedagogic psychology” department, Nizhny Novgorod State pedagogic university. Russia.
Summary. The problem of burning injuries of teenagers, owing to its social significance, is one of the pressing issues of modern society. Psychological aspect is hardly ever considered in burning injuries appraisal. The aim of the experiment was to study the specific features of emotional and personal peculiarities of teenagers with burning injuries undergoing hospital treatment in comparison with their healthy peers. Key words: burning injury, teenage years, diagnostic complex, specific features of emotional and personal sphere. |
Температурная метафора как способ репрезентации концепта «душа»
Кондратьева Ольга Николаевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры «Общее языкознание и славянские языки», ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»: Россия, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6.
Е-mail: kondr25@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена специфике температурных метафор, репрезентирующих внутренний мир человека. Описывается роль каждой температурной характеристики (теплое, горячее, холодное) в осмыслении души в русской лингвокультуре. Устанавливаются лексические единицы, включенные в процесс метафоризации, определяются свойства человека, актуализируемые с помощью подобных метафор. Материалом исследования являются тексты XVIII-XX веков. Ключевые слова: метафора, концепт, концептуализация, лингвокультура, душа.
Temperature metaphor as a way of representing “soul” concept
Kondratieva Olga Nikolaevna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “General linguistics and Slavonic languages” department, Kemerovo State university. Russia.
Summary. The article is dedicated to the specificity of temperature metaphors representing human spiritual world. It describes the role of each temperature characteristic (warm, hot, cold) in the perception of soul in Russian linguistic culture. The work determines lexical units involved in the metaphorization process, describes the personal qualities actualized with the help of such metaphors. Research has been based on XVIII-XX century texts.
Key words: metaphor, concept, conceptualization, linguistic culture, soul.
|
Британская полемика о «гении», «вдохновении» и «воображении» (от предромантизма к раннему романтизму)
Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, кандидат филолог. наук, старший научный сотрудник отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, ФГУН «Институт мировой литературы им. А. М. Горького» Российской академии наук: Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, 25а.
Тел.: 8(917) 5534597. Е-mail: elenahaltrin@yandex.ru
Аннотация. История английских терминов XVII – начала XIX вв. «гений», «вдохновение», «воображение» рассматривается как контекст, необходимый для понимания предромантической и романтической поэзии в Великобритании. Специальное внимание уделено работам Дж. Аддисона, У. Даффа, А. Джерарда, Э. Юнга, У. Вордсворта. Ключевые слова: эстетика английского романтизма, гениальность, воображение, вдохновение.
British polemics on “genius”, “inspiration” and “imagination” (from pre-romanticism to early romanticism)
Khaltrin-Khalturina Elena Vladimirovna, Cand. of Phil. Sci., PhD in English (USA, 2002), senior researcher of the Department of classical literatures of the West and comparative literary studies, Institute of world literature named after M.A. Gorky of the Russian academy of sciences. Russia.
Summary. The history of English XVII-beginning of the XIX century terms “genius”, “inspiration” and “imagination” is viewed as the context necessary for understanding the pre-romanticist and romanticist poetry of Great Britain. Special attention is paid to the works of G. Addison, W. Duff, A. Gerard, E. Yung, W. Wadsworth.
Key words: aesthetics of English romanticism, genius, imagination, inspiration.
|
«Вордсвортовское» и «байроновское» как две тенденции английского романтизма
Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, кандидат филолог. наук, старший научный сотрудник отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, ФГУН «Институт мировой литературы им. А. М. Горького» Российской академии наук: Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, 25а.
Тел.: 8(917) 5534597. Е-mail: elenahaltrin@yandex.ru
Аннотация. В статье обосновывается разграничение двух тенденций английского романтизма: «вордсвортовской» и «байроновской». «Вордсвортовская» тенденция понимается как тяготение к конвенциональной поэтике, а «байроновская» – как выраженный отказ от всяческих конвенций и условностей, сковывающих творчество поэта. Ряд противоречий между двумя поколениями английских романтиков выявился, в частности, в процессе полемики вокруг поэзии классициста Александра Поупа, которая имела место в Англии начала XIX в. Ключевые слова: «полемика с Баулсом о Поупе», семилетняя война памфлетов, конвенциональный стиль Вордсворта, изменчивый стиль Байрона.
«Wadsworth style» and «Byron style» as the two tendencies of English romanticism
Khaltrin-Khalturina Elena Vladimirovna, Cand. of Phil. Sci., PhD in English (USA, 2002), senior researcher of the Department of classical literatures of the West and comparative literary studies, Institute of world literature named after M.A. Gorky of the Russian academy of sciences. Russia.
Summary. The article substantiates the differentiation of two tendencies – that of Wadsworth and that of Byron. «Wadsworth’s» tendency is understood as the inclination to conventional poetics, while «Byron’s» – as the pronounced denial of all convention and conditionality that limit poet’s creativity. Certain contradictions between the two generations of English romanticists manifested itself in the process of polemics around Alexander Pope’s classicist poetry that took place in England at the beginning of the XIX century.
Key words: «Polemics on Pope with Bowles», seven-year pamphlet war, Wadsworth’s conventional style, Byron’s changeable style.
|