НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10-11-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЯ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Давлетбаева Роза Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. НиколаяЕршова, 58.

Тел.: (843) 210-30-25

E-mail: davletbaeva.kki@mail.ru

Аннотация. Система образования включена в решение целого ряда комплексных проблем, связанных с определением стратегических перспектив развития общества, повышением кадрового потенциала страны. Система образования продолжает находиться в стадии активных преобразований. Психология и педагогическая наука связаны с поиском путей формирования современного специалиста, созданию материально оснащенной образовательной среды, позволяющей использовать современные технологии обучения и воспитания. конечным пунктом педагогической интеграции является личность во всем ее богатстве. Это – важнейшая особенность педагогической интеграции. Главным критерием интеграции в педагогике служит гармонично развитая личность, у которой сформированы целостные представления об окружающем мире, целостное мировоззрение. Психолого-педагогические проблемы интегративного обучения имеют особую актуальность для развития образования в современных условиях. Интеграция в обучении выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Ключевые слова: интегрированная личность, интегративные процессы, педагогика, психология, деятельность.

MAN AS A SUBJECT OF INTEGRATION OF KNOWLEDGE. PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF INTEGRATIONAL EDUCATION

Davletbaeva Roza Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Natural Sciences, Service and Tourism Department, Kazan University of Cooperation (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: integrated person, integrative processes, pedagogy, psychology, activity.

The educational system is engaged in the solution of a number of complex problems related to determining the strategic prospects for the development of society and increasing the human resources capacity of the country. The educational system continues to be in the stage of active transformation. Psychology and pedagogical science are connected with the search for ways of forming a modern specialist, creating a materially equipped educational environment that allows using modern technologies of education and upbringing. The final point of pedagogical integration is the personality in all its wealth. This is an important feature of pedagogical integration. The main criterion of integration in pedagogy is the harmoniously developed personality, which has formed holistic ideas about the surrounding world, an integral worldview. Psycho­pedagogical problems of integrative learning are of particular relevance for the development of education in modern conditions. Integration in teaching performs educational, educational and developmental function.  

 

БРИТАНСКОЕПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ: НАПУТИКИННОВАЦИЯМ

Киселева Наталья Сергеевна, канд. педагог. наук, доцент, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»: Россия, 140410, Московская обл., г. Коломна, ул. Зеленая, 30.

Тел.: (496) 615-13-30

Е-mail: lautre88@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыты основные направления преобразований в системе подготовки британского учителя. Динамичное развитие современного общества предъявляет повышенные требования к профессиональной мобильности учителя, что детерминирует вектор преобразований в организации его профессиональной и личностной подготовки с целью воспитания конкурентоспособных в международном пространстве специалистов. Отмечается, что изменения в системе высшего образования в Великобритании вызвали к жизни новую исследовательскую парадигму, заключающуюся в переакцентировании позиции учителя – функционального исполнителя на педагога новой ценностной формации – учителя-исследователя, обладающего значительным творческим потенциалом, способного к рефлексивному мышлению, постоянному самообразованию и совершенствованию своей профессиональной деятельности. Автор также рассматривает профессиональное развитие учителя в ходе исследовательской деятельности, являющейся ведущей ценностной установкой личности.

Ключевые слова: единство преподавания и исследования, исследовательская позиция, ценности.

BRITISH PEDAGOGICAL EDUCATION: ON THE WAY TO INNOVATION

Kiseleva Natal’ya Sergeevna, Cand. оf Ped. Sci., Ass. Prof., State University of Humanities and Social Studies. Russia.

Keywords: unity of teaching and research, research position, values.

The paper reveals the main directions of transformations in the system of training of British teachers. The dynamic development of modern society places high requirements on the professional mobility of a teacher, which determines the vector of transformation into the organization of his professional and personal training with the goal of educating competitive specialists in the international space. It is noted that changes in the system of higher education in the UK have brought to life a new research paradigm, which consists in re­focusing the position of the teacher – the functional performer – on the teacher of the new value formation – the teacher­ researcher, who possesses significant creative potential, capable of reflective thinking, constant self­education and improvement of their professional activities. The author also considers the professional development of the teacher in the course of research activity, which is the leading value orientation of the individual.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Маркелова Юлия Владимировна, зав. отделением СПО, соискатель, Кумертауский филиал ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»: Россия, 453300, Республика Башкортостан, г. Кумертау, 2-й Советский пер., 3б.

Тел.: (347-61) 2-18-38

E-mail: manenkva.julja@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается, как происходит изменение в личности, а именно как с помощью интерактивных технологий в образовательном процессе вуза развиваются лидерские качества студента. Аргументируется, что в современном учебном процессе, необходимо применять аддитивные и интерактивные формы обучения для будущего становления студента как личности-лидера. Опытным путем доказано, какими образовательными технологиями в системе высшей школы необходимо пользоваться в образовательном процессе для развития лидерских качеств студентов. Использованная методика обеспечивает психологическое сопровождение студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: лидер, лидерство, студенческая среда, высшая школа, студенты, интерактивные технология.

USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS

Markelova Yuliya Vladimirovna, applicant, head of Vocational Education Department, Kumertau branch of Orenburg State University. Russia.

Keywords: leader, leadership, student environment, higher education, students, interactive technology.

This paper considers how a change in personality occurs, namely how the leadership skills develop in students during the educational process in the university by means of interactive technologies. It is proved that in the modern educational process the students have to apply additive and interactive forms of training for their future becoming a personality, e.g. a leader. Experiments justified what educational technologies in the system of higher education should be used in the educational process to develop the leadership qualities of students. The method used provides psychological support for students in the learning process.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Василенко Алевтина Викторовна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 104.

Гаврилко Наталья Петровна, директор, МАОУ «Лицей № 11», преподаватель кафедры физического и математического образования, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 104.

Тел.: (416-2) 37-25-86

E-mail: vasilenkoalvi@yandex.ru

Аннотация. Одной из задач, стоящих перед школой, является обеспечение условий для реализации образовательных потребностей обучаемых. В статье описаны методические основы внедрения системы интеграции общего и дополнительного образования. Авторы представили практические рекомендации по реализации интеграции дополнительного и общего образования в современной общеобразовательной школе: введение факультативных занятий; увеличение дополнительных часов по предметам; открытие предпрофильных классов; введение профильных элективных курсов, проводимых вне данного общеобразовательного учреждения; использование результатов дополнительного образования как альтернативного способа итоговой аттестации (защита результатов учебно-исследовательской, проектной работы); реализация дополнительного образования для выстраивания индивидуальной образовательной траектории ученика (карт личностного роста); проведение школьных научно-практических конференций; презентация творческих учебно-и сследовательских работ, выполняемых обучающимися в течение учебного года по заранее избранной теме.

Ключевые слова: дополнительное образование, интеграция общего и дополнительного образования, функции, этапы и проблемы интеграции.

ORGANIZATION OF INTEGRATION OF ADDITIONAL AND GENERAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE SECONDARY SCHOOL

Vasilenko Alevtina Viktorovna, Cand. Of Ped. Sci., Ass. Prof., dean, Blagoveschensk State Pedagogical University. Russia.

Gavrilko Natal’ya Petrovna, director, Lyceum No. 11, lecturer of Physical and Mathematical Education Department, Blagoveschensk State Pedagogical University. Russia.

Keywords: additional education, integration of general and additional education, integration functions, integration stages, integration problems.

One of the tasks facing the school is to provide conditions for the realization of students’ educational needs. The paper describes the methodological foundations of introducing the system of integration of general and additional education. The authors presented practical recommendations on the implementation of the integration of additional and general education in the modern secondary school: the use of additional education (introduction of elective classes, the increase of additional hours in subjects, the opening of pre­profile classes, the introduction of profile elective courses conducted outside this general educational institution); use of the results of additional education as an alternative method of final certification (protection of the results of educational research, design work); use of additional education to build an individual educational trajectory of the student (personal growth cards); conducting school research and practical conferences; presentation of creative teaching and research works carried out by students during the academic year on a pre­selected topic).  

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Онтина Надежда Александровна, магистрант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Железовская Галина Ивановна, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: sgu.pedagogika@yandex.ru

Аннотация. Цель данного исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей обучающихся, рассказать о проекте «Школьное телевидение».

Ключевые слова: проектная деятельность, творческие способности, обучающиеся.

PROJECT ACTIVITY AS THE CONDITION OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN STUDENTS

Ontina Nadezhda Aleksandrovna, master’s student of Psychology Faculty, Saratov State University.

Zhelezovzskaya Galina Ivanovna, Dr. of Ped. Sci., Prof. of Pedagogy Department, Saratov State University. Russia.

Keywords: project activity, creative abilities, students.

The purpose of this study is to develop, theoretically substantiate and experimentally test the impact of project activities on developing the creative abilities in students, and talk about the project “School Television”.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

БОЕВОЙ ДУХ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Маркелова Татьяна Владимировна, д-р психол. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»: Россия, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23.

Рукавишников Артур Владимирович, психолог подразделения, Приволжский округ войск национальной гвардии РФ: Россия, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 42.

Нистратов Алексей Михайлович, командир подразделения, Министерство Обороны РФ: Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 19.

Тел.: (831) 462-30-45

E-mail: markelova16@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен анализ научных подходов к понятию «дух» в психологии. Проведен сравнительный анализ понятий: «боевой дух», «моральный дух», «воинский дух», «мужество», «морально-психологическое состояние» военнослужащих с различных позиций представителей науки и практики. Также представлена попытка авторского понимания феномена «боевой дух» с точки зрения психологического подхода.

Ключевые слова: дух, мужество, боевой дух, моральный дух, воинский дух, морально-психологическое состояние.

MORALE AS A PSYCHOLOGICAL CATEGORY: PROBLEM STATEMENT

Markelova Tat’yana Vladimirovna, Dr. of Psychol. Sci., Prof., National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Russia.

Rukavishnikov Artur Vladimirovich, psychologist of the unit, Volga district of troops of the National Guard. Russia.

Nistratov ALeksey Mikhaylovich, unit commander, Ministry of Defense of the RF.

Russia.

Keywords: spirit, courage, morale, military spirit, moral and psychological state.

The apaper presents an analysis of scientific approaches to the concept of “spirit” in psychology. A comparative analysis of the concepts of morale, military spirit, courage, moral and psychological state of servicemen is carried out from various positions of representatives of science and practice. An attempt is also made to understand the phenomenon of morale from the psychological point of view.

 

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Романова Галина Александровна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры воспитательных систем, докторант, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»: Россия, 129344, Москва, ул. Енисейская, 3, корп. 5; ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»: 142611, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Зеленая, 22.

Тел.: (499) 189-1276

E-mail: galinaromanova3@rambler.ru

Аннотация. В статье рассмотрены характеристики образовательной среды вуза как ресурса и потенциала развития социокультурной компетентности субъектов образования; представлены компоненты модели инклюзивной образовательной среды вуза – пространства развития социокультурной компетентности субъектов; обоснована необходимость формирования инклюзивного мышления – показателя готовности субъекта к эффективной коммуникации в условиях поликультурного социума, успешной самореализации и самоактуализации.

Ключевые слова: социально-образовательная среда вуза, инклюзивная образовательная среда, модель формирования образовательной среды вуза, инклюзия, поликультурный социум, социокультурная компетентность субъекта.

MODELING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF SUBJECTS IN CONDITIONS OF INCLUSION

Romanova Galina Aleksandrovna, Cand. оf Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Educational Systems Department, Academy of Public Administration, University for Humanities and Technologies. Russia.

Keywords: social and educational environment of the university, inclusive educational environment, model of the formation of the educational environment of the university, inclusion, multicultural society, socio-cultural competence of the subject.

The paper describes the characteristics of the educational environment of a university as a resource and potential for the development of the socio­cultural competence of the subjects of education; presents the components of the model of the inclusive educational environment of the university – the space for the development of the socio­cultural competence of the subjects; the necessity of forming inclusive thinking is proved – the indicator of a subject’s readiness for effective communication in a multicultural society, successful self­realization and self­actualization.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

К ВОПРОСУ О ТЕКСТОВОЙ ФУНКЦИИ МЕЖДОМЕТИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ХАКАССКОГО И ХАНТЫЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

Каксин Андрей Данилович, вед. науч. сотрудник, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 92.

Тел.: (390-2) 24-30-18

E-mail: adkaksin@yandex.ru

Аннотация. В статье на материале хакасского и хантыйского языков рассматривается вопрос о текстовой функции междометий. Указывается, что значительная часть междометий современных языков относится к разряду лексики, претерпевающей функциональные сдвиги. Основные признаки этого процесса видятся в следующем: становясь элементами речи в условиях современной коммуникации, многие междометия приобретают новые смыслы, у значительной части на первый план выходит текстовая функция – служить для связи фрагментов текста (в том числе – устного), быть способными функционировать в режиме «дальней перспективы». Делается вывод о том, что эти черты «современных» междометий во многом предопределены тем обстоятельством, что они все более широко используются в публицистике, в новых типах дискурса.

Ключевые слова: особые классы слов, роль в тексте, междометия, хакасский язык, хантыйский язык.

ON THE QUESTION OF THE TEXT FUNCTION OF INTERJECTIONS (ON THE MATERIAL OF THE KHAKAS AND KHANTY LANGUAGES)

Kaksin Andrey Danilovich, leading researcher, Katanov State Khakass University. Russia.

Keywords: special word classes, role in the text, interjections, Khakas language, Khanty language.

The paper considers the text function of interjections on the material of the Khakas and Khanty languages. It is pointed out that a significant part of the interjections of modern languages belongs to the category of vocabulary undergoing functional shifts. The main features of this process are as follows: becoming elements of speech in the conditions of modern communication, many interjections acquire new meanings, for a considerable part – the text function comes to serving to link fragments of the text (including oral ones), to be able to function in the long-term perspective mode. It is concluded that these features of modern interjections are largely predetermined by the fact that they are increasingly used in journalism, in new types of discourse.

 

 

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗЭКВИВАЛЕНТНОЙ ЛЕКСИКИ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ НАИМЕНОВАНИЯ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Гусейнова Севда Фикрет гызы, преподаватель, аспирант, Бакинский славянский университет: Азербайджанская Республика, г. Баку, ул. Сулеймана Рустама, 33.

Тел.: (994-50) 599-73-45

E-mail: xalide21@rambler.ru

Аннотация. Взаимозависимость между развитием национальной культуры и национального языка возможно в первую очередь благодаря лингвокультурологическому подходу при изучении отдельных пластов лексики того или иного языка. Именно поэтому при ознакомлении с основами как родной, так и неродной для носителя языка культуры особое внимание уделяется изучению ценностной лексики, содержащей лингвокультурологические аспекты. В свете сказанного в предлагаемой нами статье на материале слов одной лексико-тематической группы безэквивалентной лексики (БЭЛ) рассматриваются лексико-семантические особенности слов-реалий, обозначающих наименования азербайджанских женских головных уборов. Специфичность данного пласта лексики выражается в том, что именно она, равно как и слова-реалии других лексико-тематических групп БЭЛ, придает языку особый национальный колорит, богатство и яркость, а также особо подчеркивает своеобразие быта того или иного народа, его неповторимый характер. Основное внимание акцентируется на описании лексико-семантических особенностей слова келагаи в сравнении его с другими словами указанной лексико-тематической группы БЭЛ, широко представленных в различных по жанру текстах.

Ключевые слова: безэквивалентная лексика, лексико-тематическая группа, заимствованная лексика, слова-реалии, ценностная лексика, лингвокультурологический подход, двуязычная среда, межкультурная коммуникация.

LEXICO-SEMANTIC FEATURES OF CULTURE-SPECIFIC VOCABULARY MEANING THE NAMES OF FEMALE HEADWEAR

Guseynova Sevda Fikret kyzy, postgrasuate student, lecturer, Baku Slavic University. Republic of Azerbaijan.

Keywords: culture-specific vocabulary, lexical thematic group, borrowed vocabulary, words-realia, value vocabulary, linguocultural approach, bilingual environment, intercultural communication.

The interdependence between the development of national culture and the national language, is possible primarily due to the linguocultural approach in the study of individual layers of the vocabulary of a particular language. That is why, when familiarizing with the fundamentals of both native and foreign culture language, special attention is paid to the study of the value vocabulary containing linguocultural aspects. Therefore, the paper considers, deals with the lexico­semantic features of the word realia meaning the names of Azerbaijani female headwear based on the words of one lexical­thematic group of culture­specific vocabulary. The specific feature of this layer of vocabulary is expressed in the fact that it, just as the words­realities of other lexical­thematic groups of culture­specific vocabulary, gives the language a special national flair, richness and brightness, and also emphasi zes the peculiarity of life of a particular people, its unique character. The main attention is focused on the description of the lexical and semantic features of the word kelagai in comparison with other words of the lexical­thematic group of culture­specific vocabulary, widely represented in various genre texts.

 

 

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ: ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Волкова Елена Вячеславовна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68.

Тел.: (843) 231-42-16

Е-mail: wolfkova@mail.ru

Аннотация. Статья направлена на изучение и выделение проблем, связанных с билингвизмом и формированием вторичной языковой личности средствами иностранного языка. Актуализируя данную проблему, автор пытается обозначить взаимосвязи влияния языка на cознание и мировоззрение личности для дальнейшего ее развития. Данное исследование определяет круг вопросов, связанных с этим процессом в условиях современности, затрагиваются вопросы политической корректности при использовании и сравнении двух языков. Автор раскрывает понятие и структуру вторичной языковой личности с целью использования этого механизма для формирования ее через диалог культур. В статье приводятся точки зрения отечественных и зарубежных ученых на изучение данной проблематики, обсуждаются пути решения обозначенных вопросов.

Ключевые слова: языковая личность, межкультурная коммуникация, языковая картина мира, двуязычное окружение, человеческое общение, социальный статус человека, структура вторичной языковой личности.

FOREIGN LANGUAGES: FORMATION OF A SECONDARY LINGUISTIC PERSONA

Volkova Elena Vyacheslavovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Foreign Languages in Professional Communication Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Keywords: language personality, crosscultural communication, linguictic picture of the world, bilingual environment, human communication, the social status of a person, the structure of a secondary linguistic persona.

The paper is aimed at studying and highlighting problems related to bilingualism and the formation of a secondary linguistic persona by means of a foreign language. By actualizing this problem, the author tries to identify the interrelations of the influence of the language on the consciousness and the world view of an individual for further development. This study determines the range of issues related to this process in today’s conditions, addresses issues of political correctness in the use and comparison of the two languages. The author reveals the concept and structure of a secondary linguistic personality with the aim of using this mechanism to form it through a cultural dialog. The paper contains various points of view of domestic and foreign scientists on the study of this subject, the ways of solving these problems are discussed.

 

 

ОБРАЗ РУССКОГО НАРОДА В ПУБЛИЦИСТИКЕ АБДУРАХМАНА АВТОРХАНОВА

Ялхароева Марем Ахметовна, канд. филол. наук, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия, вед. науч. сотрудник, ГБУ «Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева»: Россия, 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, ул. Д. Мальсагова, 11.

Тел.: (873-4) 55-13-56

Е-mail: maremyalharoeva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие русского народа в публицистике известного чеченского публициста Абдурахмана Гиназовича Авторханова. Данная тема представляет большой интерес для российского литературоведения своей актуальностью. Имя Абдурахмана Авторханова вызывает неоднозначные оценки в отечественном научном сообществе, настоящая статья является своего рода ответом на обвинения публициста в антирусских настроениях. Для исследования взяты два произведения: книга «Империя Кремля» и статья «К вопросам психологической войны против СССР».

Ключевые слова: публицистика, чечено-ингушское зарубежье, Абдурахман Авторханов, русский характер, русский народ, русский патриотизм, Сталин, Гитлер.

IMAGE OF THE RUSSIAN PEOPLE IN THE JOURNALISTIC WORKS OF ABDURAKHMAN AVTORKHANOV

Yalkharoeva Marem Akhmetovna, honorary worker of culture of the Republic of Ingushetia, Cand. Of Philol. Sci., leading researcher, The Ingush scientificre search institute of the humanities of name Chakha Ahrieva. Russia.

Keywords: journalism, Chechen-Ingush Emigre Community, Abdurakhman Avtorhanov, Russian character, Russian people, Russian patriotism, Stalin, Hitler.

The paper examines the main components of the Russian people in the journalism of the well­known Chechen publicist Abdurakhman Ginazovich Avtorkhanov. This topic is of great interest for Russian literary criticism its relevance. The name of Abdurakhman Avtorkhanov provokes ambiguous assessments in the domestic scientific community, this article is a kind of response to publicist accusations in anti­Russian sentiments. The study uses two works of this author: the book “The Empire of the Kremlin” and the article “On the questions of psychological warfare against the USSR”. 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Иванчиков Александр Васильевич, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) им. генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны РФ: Россия, 390031, г. Рязань, площадь генерала армии В.Ф. Маргелова, 1.

Лопатин Егор Александрович, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»: Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-ая Красная,18.

Булатецкий Сергей Владиславович, д-р мед. наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»: Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-ая Красная,18.

Рабазанов Сиражутдин Ибрагимхалилович, канд. пед. наук, доцент кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»: Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-ая Красная,18.

Тел.: (491-2) 33-08-02

Е-mail: dr_bsv@mail.ru

Аннотация. В статье описаны теоретические подходы к пониманию феномена профессиональной надежности, выявлены особенности профессиональной надежности сотрудников ОВД. Авторами предложена гуманистическая концепция профессиональной надежности, в которой сохранение и укрепление социально-психологического здоровья сотрудников полиции является важнейшим фактором обеспечения их профессиональной надежности. В рамках концепции выявлено два уровня социального здоровья: уровень социально-психологической адаптированности и уровень самоактуализации. Достижение первого уровня надежности характеризуется готовностью сотрудника выполнять профессиональные обязанности в трудных и осложненных условиях. Достижение второго уровня позволяет дистанцироваться от адаптивных воздействий негативных факторов профессии и добиваться непрерывного развития личностного и профессионального потенциала. Проведенное авторами разведывательное исследование показало, что у большинства курсантов вуза МВД имеются проблемы с достижением второго уровня профессиональной надежности.

Ключевые слова: гуманистическая психология, профессиональная надежность, психологическое здоровье, социально-психологическая адаптированность, самоактуализация.

HUMANISTIC CONCEPT OF PROFESSIONAL RELIABILITY OF DIA OFFICERS

Ivanchikov Aleksandr Vasil’evich, Ass. Standard Command School named after General Prof., head of Humanities and Natural Sciences of the Army V.F. Margelov. Russia.

Lopatin Egor Aleksandrovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Social Sciences and Humanities Department, Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot. Russia.

Bulatetsky Sergey Vladislavovich, Dr. of Med. Sci., Prof. of Criminal Procedure and Criminalistics Department, Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot. Russia.

Rabazanov Sirazhutdin Ibragimkhalilovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Tactics-Specific, Firearms and Physical Training Department, Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot. Russia.

Keywords: humanistic psychology, professional reliability, psychological health, socio-psychological adaptation, self-actualization.

The paper describes theoretical approaches to understanding the phenomenon of professional reliability, identifies the features of professional reliability of DIA officers. The authors propose a humanistic concept of professional reliability, in which the preservation and strengthening of the socio­ psychological health of police officers is the most important factor in ensuring their professional reliability. Within the framework of the concept, two levels of social health were identified: level of socio­psychological adaptation and level of self­actualization. Achieving the first level of reliability is characterized by the willingness of an employee to perform professional duties in difficult and complicated conditions. Achievement of the second level allows to distract from the adaptive effects of negative factors in the profession and to achieve continuous development of personal and professional potential. The survey conducted by the authors showed that most cadets of the MIA have problems with attaining the second level of professional reliability.