НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 6-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

Ходакова Нина Павловна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»: Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1.

Виштак Наталья Михайловна, канд. пед. наук, доцент кафедры информатики и управления в технических системах, Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»: Россия, 413853, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Чапаева, 140.

Тел.: (499) 181-65-52

E-mail: honipa@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются возможности вузовских центров дополнительного образования по реализации дополнительных образовательных программ для детей. Проведен анализ особенностей, которые следует учитывать при организации занятий с детьми в вузовских центрах дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы для детей не регламентируются стандартами, поэтому каждая программа должна быть ориентирована на интересы и потребности детей, иметь практико-ориентированный характер, обеспечивать индивидуальную траекторию развития и воспитания каждого школьника. Проведен анализ функций дополнительного образования детей в области IT-технологий, выполнение которых педагогами центров дополнительного образования детей позволит создать условия для удовлетворения образовательных и социальных потребностей обучающихся, обеспечивая им психолого-педагогическую поддержку при обучении детей разного возраста. Обучение IT-технологиям рассматривается как многоэтапный процесс, выделены основные направления изучения: программирование, разработка интернет-ресурсов, компьютерная графика, разработка игровых приложений и т. д., что позволяет обучающемуся самостоятельно формировать свою индивидуальную траекторию в мире IT-технологий.

Ключевые слова: дополнительное образование, вузовские центры дополнительного образования, IT-технологии, функции дополнительного образования детей.

EDUCATION OF COMMUNITY-MINDED STUDENT'S PERSONALITY IN CONDITIONS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION BY MEANS OF IT

Khodakova Nina Pavlovna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Mathematics, Informatics and Natural Sciences in Preschool and Elementary Education Department, Moscow City University. Russia.

Vishtak Natal’ya Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Informatics and Management in Engineering Systems Department, Balakovo Engineering Technological Institute (branch of National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute). Russia.

The article studies the opportunities of university centers of supplementary education in implementation of additional educational programs for children. The authors perform an analysis of the characteristics that should be considered in the organization of working with children in university centers of supplementary education. Additional educational programs for children are not subject to standards, thus, each program should be focused on interests and needs of children, should be practice- oriented, should provide individual development and education lines for each school student. The article conducts an analysis of the supplementary children education functions in the field of IT, the implementation of which by teachers of supplementary education centers is to create conditions to meet the educational and social needs of the students, providing them with psychological and pedagogical support for teaching children of different ages. IT education is viewed as a multi-stage process, the authors highlight main lines of education, such as programming, development of Internet resources, computer graphics, development of gaming applications, etc., which allows the student to form his own individual path in the world of IT.

Keywords: supplementary education, university centers of supplementary education, IT, functions of children supplementary education.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ

Погребняк Наталия Николаевна, канд. пед. наук, доцент, зав. Кафедрой иностранных языков, Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5.

Тел.: (365-2) 66-84-41

E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему организации и творческого использования различных форм и методов научно-исследовательской деятельности студентов в европейских университетах. Предпочтение отдается формам и методам, которые базируются на индивидуальном подходе, в частности дискуссии, проектному обучению, работе в малых группах, проблемному обучению и исследованию, проведению творческих дебатов, моделированию и др. Формирование творческих способностей автор рассматривает как способ реализации потребности студентов в творческой активности, социальную и психологическую защиту их интересов применительно к сегодняшней социально-экономической ситуации. Развитие творческих способностей у молодых людей позволяет им не только осознать сопричастность к культуре своего народа, но и активно участвовать в ее обогащении.

Ключевые слова: высшее образование, университет, научная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY IN EUROPEAN UNIVERSITIES

Pogrebnyak Nataliya Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Foreign Languages Department, Crimea branch of The Russian State University of Justice. Russia.

In this article the author considers the problem of organization and creative use of various forms and methods of scientific students’ research activity in European universities. Preference is given to forms and methods, that are based on an individual approach, e.g. discussion, project-based learning, small groups work, problem-based learning and research, conducting creative debates, modeling, and others. The author sees the formation of creative abilities as a way to implement the needs of students in creative activity, and social and psychological protection of their interests in relation to the current socio-economic situation. Developing the creative abilities in youth enables it not only to become aware of its participation in the culture of its nation, but also actively participate in its enrichment.

Keywords: higher education, university, research activity, scientific research activity.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНЕ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Данилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры романских языков, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»: Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125.

Тел.: (487-2) 35-14-88

E-mail: danilovais@yandex.ru

Аннотация. На материале отечественных и зарубежных исследований анализируется понятие «родительство» в связи с особенностями современных вызовов, имеющих глобальных характер, что обусловливает процесс познания этого явления, неразрывно связанного с важнейшими для общества субъектами воспитания, в первую очередь семьей и школой. В статье обсуждаются основные направления взаимодействия субъектов воспитания Тульского региона в проекции на компетентностное родительство на основе изучения законодательно-нормативных документов, статистических данных, результатов опросов, анкетирования. Проблематизируются реалии педагогической практики, связанные с взаимодействием семьи и образовательных учреждений, действующая система социально-педагогической поддержки семей с детьми. В функционировании региональной системы образования выявлены тенденции, отражающие малоэффективное взаимодействие различных акторов систем социума региона, обладающих потенциалом педагогического воздействия. Таким образом, обосновывается вывод о том, что в регионе необходимо создание педагогической модели, ориентированной на развитие качественной стороны родительства посредством взаимодействия всех субъектов воспитания. Развитие компетентностного родительства квалифицируется как перспективное направление исследований.

Ключевые слова: компетентностное родительство, субъекты воспитания, региональная политика в сфере детства, взаимодействие.

MAIN LINES OF EDUCATION SUBJECTS COOPERATION IN THE REGION IN THE CONTEXT OF COMPETENCE-BASED PARENTHOOD DEVELOPMENT

Danilova Irina Sergeevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Latin Languages Department, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Russia.

On a material of national and international research the author analyzes the concept of parenthood in relation with the global nature of modern challenges that predetermines the perception process of this phenomenon, which is inextricably linked with the most important for the society subjects of education, in the first place, the family and the school. The article discusses the main lines of interaction between subjects of education in the Tula region in the context of competence-based parenthood on the ground of the research on legislative and regulatory documents, statistical data, and results of questionnaires and surveys. The author problematizes realia of teaching practice associated with the interaction of family and educational institutions, as well as the current system of socio-pedagogical support to families with children. In the functioning of the regional education system the article have identified trends reflecting inefficient interaction between different actors of social systems of the region that have the pedagogical influence potential. Thus, the author substantiates the conclusion that in the region it is necessary to create a pedagogical model focused on the development of the qualitative aspects of parenthood through the cooperation of all subjects of education, and the development of competence-based parenthood is qualified as a promising area of research.

Keywords: competence-based parenthood, education subjects, regional policy in childhood, interaction.

 

КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Никонова Елена Равильевна, канд. пед. наук, доцент кафедры градостроительства, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»: Россия, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28.

Тел.: (841-2) 48-74-76

E-mail: twisterNK@mail.ru

Аннотация. Изменяющиеся условия на современном рынке труда требуют подготовки архитекторов с формированием новой компетенции – компетенции социального проектирования. Ее формирование дает студентам новые знания, умения и навыки по созданию социальных проектов, решающих социальные проблемы. У будущих архитекторов формируется социально-проектное мышление, появляется новая возможность проектирования объектов (архитектурных и средовых) через приведение в соответствие архитектурного образа целям и задачам социального проекта. Так как социальная политика страны направлена на улучшение качества жизни россиян через новые социальные проекты и долгосрочные программы, опыт социального проектирования будет полезен архитекторам в будущей профессиональной деятельности. Решая социальные задачи, архитекторы смогут наполнить среду проживания человека более гармоничными архитектурными и средовыми объектами.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция социального проектирования, архитектурное образование.

COMPETENCE OF SOCIAL OBJECT MANAGEMENT AS A NEW COMPONENT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION IN ARCHITECTURE

Nikonova Elena Ravil’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Urban Development Department, Penza State University of Architecture and Construction. Russia.

Changing labor market conditions require training of architects with the formation of a new competence – the competence of social engineering. The formation of such competence gives students new knowledge and skills to create social projects in order to address social issues. Social and design thinking is formed in future architects, there appears a new opportunity of objects structural design (architectural and environmental) through the alignment of the architectural image of the goals and objectives of a social project. Since the country’s social policy is aimed at improving the quality of life in Russia through new social projects and long-term programs, social object management experience may be useful to architects in their future professional activity. By solving social tasks architects become able to fill the human living environment with more harmonious architectural and environmental objects.

Keywords: competence-based approach, social object management, education in architecture.

 

К ВОПРОСУ О НАУЧНОМ СТИЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)

Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: kaluginaruc@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается научный стиль (на примере экономических текстов на английском языке). Проанализированы характеристики стиля экономического текста, которые включают лексико-грамматический и содержательный аспекты. Дано определение «термин», приводятся примеры общенаучных и специальных терминов, которые используются в экономических текстах. Автор отмечает, что интенсивное развитие научного стиля привело к формированию многочисленных жанров. Проанализированы лексические и грамматические особенности аннотации на английском языке как жанра научного стиля. Аннотации бывают двух типов: описательные и реферативные. Приведен контрастно-сопоставительный анализ данных типов аннотаций. Автор приходит к выводу, что структура научного текста, использование терминологии, различных жанров научного стиля несут основную смысловую нагрузку в языке специальности и способствуют формированию стратегического мышления специалиста.

Ключевые слова: научный стиль, лексико-грамматический аспект, содержательный аспект, термин, жанр, аннотация, описательные и реферативные аннотации.

ON THE QUESTION OF ACADEMIC STYLE (ON THE EXAMPLE OF ECONOMIC TEXTS)

Kalugina Ol’ga Anatol’evna, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

The article considers the academic style on the example of English economic texts. The author studies academic style of economic texts and its typical features, which include lexico-grammatical and notional aspects. The author provides the definition of a term, as well as gives a number of examples of general scientific and special terms that are used in economic texts. It is noted that intensive development of academic style has led to the formation of various genres. The article analyzes lexical and grammatical features of abstracts in English as a genre of academic style. The abstracts may be of two types – descriptive and reviewing. The author conducts contrast-matching analysis of these types of abstracts. The article concludes that the structure of academic text, use of terminology and various genres of academic style possess the meaning in the language of certain specialty and stimulate the formation of strategic thinking of a specialist.

Keywords: academic style, lexico-grammatical aspect, content-related aspect, term, genre, abstract, descriptive and reviewing abstracts.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Мамедова Кюнель Беймирзаевна, ассистент кафедры дефектологии и возрастной физиологии, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6.

Тел.: (345-2) 59-74-44

E-mail: ira_mamedova71@mail.ru

Аннотация. Проведен анализ особенностей формирования экологического сознания у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Предлагается педагогическая модель его формирования, описываются механизм воздействия на ребенка с ЗПР и результаты пилотного исследования. Благодаря внедрению инклюзивного образования появилась возможность обратить внимание на развитие детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, но для развития в данном направлении необходимы научные разработки: создание оптимальной образовательной среды, специфических моделей, методов обучения и воспитания, методик и средств реализации образовательного процесса для данного контингента детей. Принятые в РФ федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) способствуют всестороннему совершенствованию данного направления. Важно отметить, что цели и задачи общеобразовательного процесса и инклюзивного образования могут решаться вместе и одновременно, точками соприкосновения могут стать вопросы экологического образования младших школьников и вливания детей с ЗПР в образовательный поток. К моменту начала школьного обучения дети с ЗПР не приобретают тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающиеся дошкольники, преодоление проблемы возможно посредством формирования экологического сознания.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, экологическое сознание, модель развития экологического сознания, инклюзивное образование, самоотношение.

ENVIRONMENTAL AWARENESS FORMATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAYS AS ONE OF THE WAYS OF ITS NEGOTIATION

Mamedova Kyunel’ Beymirzaevna, assistant lecturer of Defectology and Age-Specific Physiology Department, postgraduate student, Tyumen State University. Russia.

The author has analyzed the characteristics of the environmental awareness formation in primary school children with developmental delays (DD). The article suggests a pedagogical model of its formation, describes the mechanism of exposure on a child with developmental delays, and the results of the pilot study. Due to the implementation of inclusive education, there appeared the opportunity to draw attention to the development of children with developmental delays in the context of secondary school. Still, for the development in this direction one needs scientific research: creation of an optimal educational environment, development of specific models, teaching and raising methods, methodology and implementation means of the educational process for this children population. The federal state educational standards that already exist in our country, contribute to the full “arrangement” and improvement of this direction. It is important to mention that goals and objectives of the educational process and inclusive education may be accomplished simultaneously, the points of coincidence may be the question of environmental education of primary schoolchildren and children with developmental delays introduction to the educational stream, and its negotiation by forming environmental awareness. By the beginning of school education, children with developmental delays do not possess knowledge, skills and abilities that are usually mastered by the normally developing preschoolers.

Keywords: children with developmental delays, environmental awareness, environmental awareness development model, inclusive education, personal self-conception.

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Долганов Дмитрий Николаевич, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и экономических наук, филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева» в г. Белове: Россия, 652644, Кемеровская обл., г. Белово, ул. Ильича, 32а.

Тел.: (384-5) 26-50-90

E-mail: dodn-b@yandex.ru

Аннотация. Актуальность исследования заявленной проблемы обусловлена тем, что межличностные отношения – это феномен, который пронизывает все аспекты образовательной деятельности и в равной степени значим для всех ступеней образования. Предполагается, что существует неслучайная связь таких аспектов как межличностные отношения, интенсивность занятий внеучебной деятельностью и академическая успеваемость. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: система межличностных отношений учащихся, активно занимающихся творческой деятельностью, является более гармоничной, преобладают интересы к конструктивной деятельности. Структура выявленных факторов в оценке отдельных людей/образов отражает оформленные представления о воспринимаемом субъекте. В группах с низкой интенсивностью занятий внеучебной деятельностью факторные структуры признаков оценки характеризуются некоторой противоречивостью, размытостью, двойственностью. Учащиеся проявляют дисгармоничность межличностных отношений, меньший интерес к учебной деятельности и характеризуются более низкими учебными баллами.

Ключевые слова: межличностные отношения, внеучебная деятельность, академическая успеваемость, психосемантика.

INTERACTION BETWEEN INTERPERSONAL RELATIONS AND CLASS AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

Dolganov Dmitry Nikolaevich, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Economic Sciences Department, Belovo branch of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. Russia.

The relevance of the study of the stated problem is predetermined by the fact that interpersonal relationships are the phenomenon that penetrates all aspects of educational activity, and is equally significant for all levels of education. It is assumed that there is a deliberate relationship between such aspects as interpersonal relationships, intensity of extracurricular activities, and academic performance. The study results in the following conclusions: the system of interpersonal relations of students actively involved in creative activity is more harmonious, with predominant interests in the constructive activity. The structure of the factors identified in the assessment of individuals/images reflects the notions about the perceived subject. In groups with extracurricular activity of low intensity the factor structures of evaluation features are marked by some inconsistency, vagueness, and ambiguity. Students display disharmony in interpersonal relations, less interest in educational activities, and have a lower academic score.

Keywords: interpersonal relations, extra-curricular activity, academic performance, psychosemantics.

 

СУБЪЕКТИВНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ермаченко Наталья Анатольевна, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»: Россия, 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

Зайцева Ольга Вадимовна, психолог отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»: Россия, 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

Середа Владислав Антонович, канд. пед. наук, доцент, директор департамента социальной и воспитательной работы, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»: Россия, 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

Тел.: (343) 235-76-14

E-mail: nfif89@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ субъективно значимых ценностей обучающихся 1-го, 3-го и выпускного курсов педагогического университета. Ценности каждой личности формируются под влиянием социальной среды и ближайшего окружения и обусловливают связь между внутренним состоянием человека и требованиями окружающей действительности. Молодежь является довольно широкой социально-демографической группой, ценностные ориентации которой, с одной стороны, равносторонни, с другой – неоднородны. От предпочтений нынешней молодежи полностью зависят дальнейшая жизнь общества, его развитие в культурном и материальном плане. Поэтому вопрос о ценностях современной молодежи, и в частности обучающихся вуза, приобретает все большее значение. На основе проведенного исследования были определены приоритетные ценности для обучающихся разных курсов, обозначены качества, которыми обладают студенты, а также обозначены качества, которыми должен обладать обучающийся педагогического университета.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, качества, обучающиеся.

SUBJECTIVELY SIGNIFICANT VALUES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Ermachenko Natal’ya Anatol’evna, head of Psycho-Pedagogical Assistance for Students Department, postgraduate student, Ural State Pedagogical University. Russia.

Zaytseva Ol’ga Vadimovna, psychologist of Psycho-Pedagogical Assistance for Students Department, postgraduate student, Ural State Pedagogical University. Russia.

Sereda Vladislav Antonovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., director of Social and Educational Work Department, Ural State Pedagogical University. Russia.

The article presents an analysis of subjectively significant values of freshmen, third-year students and undergraduates of a pedagogical university. The values of each personality are formed under the influence of the social environment and the inner circle, and determine the relation between the inner state of a person and the demands of the social realm. Youth is a fairly broad socio-demographic group, the value orientations of which are, on the one hand, equilateral, and not uniform on the other hand. The future life of society and its development in cultural and material context entirely depends on the preferences of today’s youth. Therefore, the question of today’s youth values, and, particularly, the university students, is becoming increasingly important. On the basis of the study the authors have determined the priority values in students of different years, have designated the qualities possessed by students, as well as have designated the qualities, which are a must-have for a student of pedagogical university.

Keywords: values, value orientations, qualities, students.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В МАРОККО)

Кашкина Елена Викторовна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры французской филологии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»: Россия, 394018, г. Воронеж, Университет ская пл., 1.

Тел.: (473) 228-11-60

E-mail: uelha@bk.ru

Аннотация. Интерферирующее взаимодействие нескольких языков, функционирующих в Королевстве Марокко, проявляется во французском языке, в его лексике, морфологии и синтаксисе. В статье идет речь о типах синтаксической интерференции в ситуации франко-арабского билингвизма. Одним из направлений исследования в рассматриваемой области является поиск путей объяснения механизмов синтаксических ошибок. Анализируются причины возникновения интерференции во французском языке в Марокко. Приводятся типичные примеры синтаксической интерференции в простом предложении, которые могут препятствовать коммуникативной функции текста. Интерферирующее воздействие важно учитывать российским переводчикам, которые работают с французским языком в третьих странах, в частности арабо-язычных. Краткий анализ примеров может быть полезен для студентов – будущих переводчиков и преподавателей французского языка.

Ключевые слова: билингвизм, синтаксическая интерференция, норма, узус, избыточность и экономия языковых средств.

SYNTACTIC TRANSFER IN SIMPLE SENTENCES (ON THE EXAMPLE OF FRENCH LANGUAGE IN MOROCCO)

Kashkina Elena Viktorovna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of French Philology Department, Voronezh State University. Russia.

Interfering effect of various languages functioning in Morocco may be observed in French, its vocabulary, morphology and syntax. The article deals with types of syntactic transfer in the context of French-Arabic bilingualism. One of the lines of research in this field is to find ways to explain the mechanisms of syntactic mistakes. In this regard the author analyzes the causes of transfer occurring in French language of Morocco. The article provides typical examples of syntactic transfer in a simple sentence, which may impede the communicative function of the text. Interfering effect is important to be considered by the Russian translators that work with French language in third countries, especially with the Arabic-speaking ones. Brief analysis of examples may be useful for students – future translators and teachers of French.

Keywords: bilingualism, syntactic transfer, norm, usage, redundancy and economy of linguistic means.

 

СЕМИОТИЧЕСКИЕ КОДЫ В АРАБСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ

Дугалич Наталья Михайловна, ассистент кафедры иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 434-70-27

E-mail: avsineeva.natalya@icloud.com

Аннотация. Политическая карикатура как жанр политического дискурса оценивает событие, личность, общественную реакцию или формирует общественное мнение в политике и принадлежит к типу креолизованных текстов, в которых взаимодействуют коды разных семиотических систем. Особый интерес исследователей политического дискурса привлекают национально-специфический компонент и традиция в политической коммуникации, в том числе в политической карикатуре. Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей арабской политической карикатуры как достаточно нового явления арабской политической реальности. Объектом анализа предлагаемой научной статьи стала семиотическая парадигма креолизованного текста арабского языка, под которой мы понимаем ряды кодов, раскрывая которые адресат креолизованного сообщения – в данном случае карикатуры на политического лидера – получает максимально полную информацию о событии и его героях, об отношении к нему автора или главного редактора журнала, опубликовавшего карикатуру, и, возможно, о своей роли в этом событии как человека, принадлежащего к данному народу. В статье рассматриваются такие семиотические системы, как цвет, шрифт, композиция, кинесика, символика, текст. Предметом исследования автор видит взаимодействие текстовой и графической составляющих политической карикатуры, посвященной лидерам. Исследование было проведено на материале более 30 карикатур, полученных методом сплошной выборки из СМИ Египта.

Ключевые слова: семиотика, семиотический код, политическая карикатура, Ближний Восток, креолизованный текст, иконический компонент, арабский язык.

SEMIOTIC CODES IN ARABIC POLITICAL CARTOONS

Dugalich Natal’ya Mikhaylovna, assistant lecturer of Foreign Languages Department, People’s Friendship University of Russia. Russia.

Political cartoon as a genre of political discourse evaluates events, personalities, public response, or forms the public opinion in politics, and belongs to the category of creolized texts, in which the codes of different semiotic systems interact. The special interest of the political discourse researchers is drawn to national-specific component and a tradition of political communication, including the one in political cartoons. The aim of this study is to examine the features of Arabic political cartoons as a fairly new phenomenon of Arabic political reality. The object of the analysis of this article became the semiotic paradigm of creolized text in Arabic language, by which the authors meant the chains of codes, by revealing which the receiver of creolized message (here, the cartoon of the political leader) gets the fullest information about the event and its characters, the author’s or chief editor of the magazine’s attitude to it, and, perhaps, on his own role as a person belonging to this nation in this event. The article considers the semiotic systems such as color, font, composition, kinesics, symbols, and text. The author believes that the object of the study is the interaction between the text and the graphic component of the political cartoon about political leaders. The study was conducted on more than 30 cartoons selected by continuous sampling from of the Egyptian mass media.

Keywords: semiotics, semiotic code, political cartoon, Middle East, creolized text, iconic component, Arabic language.