НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 1-2017

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ


КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ


Семина Вера Викторовна, канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.

Тел.: (499) 237-95-15

E-mail: semina_v_v@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ теоретических идей и положений, разработаны критерии и показатели лексической компетенции (мотивационный, лингводеятельностный и рефлексивно-оценочный) и дается краткая характеристика как выделенных критериев, так и показателей. Автор рассматривает уровни сформированности лексической компетенции студентов: высокий, базовый и недостаточный. Данные уровни полностью соответствуют уровням владения иностранным языком, изложенным в документе «Общеевропейские концепции владения иностранным языком» (Common European Framework of Reference – CEFR). На основании выделенных критериев и показателей лексической компетенции автор рассматривает диагностическое обеспечение, которое было отобрано из существующих, а также разработано самостоятельно и представлено в виде таблицы в тексте статьи. Данное диагностическое обеспечение позволяет оценивать степень сформированности каждого из выделенных критериев.

Ключевые слова: мотивационный критерий, лингводеятельностный критерий, рефлексивно-оценочный критерий, иностранный язык, уровни лексической компетенции, диагностический инструментарий.


CRITERIA, INDEXES AND LEVELS OF FORMEDNESS OF LEXICAL COMPETENCE IN STUDENTS


Semina Vera Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages Department No. 2, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: motivational criterion, linguistic-pragmatic criterion, reflexive-evaluative criterion, foreign language, levels of lexical competence, diagnostic instruments.

The article presents the analysis of theoretical concepts and abstracts of lexical competence and develops its criteria and indexes: motivational, linguistic-pragmatic and reflexive-evaluative ones. This article also gives a brief characteristic of the studied criteria and indexes. The author considers level of lexical competence formedness in students: high, basic and insufficient. These levels fully correspond to the levels of language proficiency set out in the document “Common European Framework of Reference” (CEFR). On the basis of the distinguished criteria and indexes of lexical competence the author studies the diagnostic assurance, selected from existing ones, developed by the author, and submitted in a form of the table and the article text. This diagnostic assurance allows to evaluate the degree of formedness of each of the studied criteria.


МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА


Самойлова Елена Сергеевна, учитель информатики, ГБОУ города Москвы «Школа № 2036»: Россия, 111675, г. Москва, ул. Татьяны Макаровой, 2.

Тел.: (499) 797-34-10

E-mail: sam_es@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «информационная культура», проведен анализ исследований, направленных на построение модели информационной культуры с целью выделения направлений работы по ее формированию. Приведена и обоснована авторская модель, представляющая собой трехмерное пространство, образованное на базисе трех направлений, первое из которых – «универсальные учебные действия» (УУД), включающее в себя перечень действий и призванное отвечать на вопрос: «Что должен уметь современный человек в сфере работы с информацией?». Следующее направление – информационно-коммуникационная ветвь «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), вобравшая в себя компьютерную и информационную грамотность, описывающая компетенции и отвечающая на вопрос: «Как работать в сфере информации?». И последнее – аксиологическое направление эстетических, духовных и нравственно-этических ценностей (ЭДНЭ), отвечающее на вопросы: «Зачем и почему производятся человеком те или иные действия в ин формационной сфере?».

Ключевые слова: информационная культура, модель, ИКТ-компетентность, универсальные учебные действия, духовно-нравственное воспитание.


MODEL OF INFORMATIONAL CULTURE OF A SCHOOL STUDENT


Samoylova Elena Sergeevna, teacher of informatics, “School No. 2036” of the city of Moscow. Russia.

Keywords: informational culture, model, ICT-competence, general educational actions, spiritual and moral education.

The article discusses various approaches to the definition of “information culture”, conducts analysis of the research, aimed at building an information model of culture in order to highlight trends in work for its formation. The article gives and substantiates author’s model, which is a three-dimensional space formed on the basis of three areas, the first of which is GEA (general educational actions) that includes a list of actions and answers the question “what?” a modern person should be capable of in the field of information processing. The next direction is information and communication branch ICT, which includes computer and information literacy, describes competences and answers the question “how?” to work in the field of information; and the last one is axiological ASME (aesthetic, spiritual, moral and ethical values), to answer the question “what for?” and “why?” a person made certain steps in the information sphere.


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ FLASH-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПОРЯДКУ НАЧЕРТАНИЯ КИТАЙСКИХ ИЕРОГЛИФОВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


Демина Мария Александровна, аспирант кафедры вычислительной математики и методики преподавания информатики, ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет»: Россия, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24.

Тел.: (495) 780-09-40

E-mail: jiemina@yandex.ru

Аннотация. В статье поднимается вопрос о необходимости совершенствования существующих методов обучения китайской иероглифической письменности на начальном этапе в сред ней школе. Рассматриваются взаимосвязь структуры иероглифов и затруднений, которые возникают вследствие сложности их построения, подчеркивается важность изучения порядка написания иероглифических черт. Проводится анализ функциональных возможностей со временных flash-технологий, исследуется целесообразность внедрения их в процесс обучения китайской иероглифике. Автор статьи полагает, что комбинирование традиционных методов обучения и интерактивного метода образной наглядности на основе flash-технологий в обучении порядку начертания иероглифов на начальном этапе позволит повысить уровень усваиваемости материала, привить, развить и поддержать познавательный интерес учащихся к изучению иероглифики. Предлагается к применению оригинальный опыт КНР в области преподавания порядка начертания на начальном этапе с использованием flash-анимационного материала. Обосновывается возможность совершенствования существующих методов обучения порядку написания черт в средней школе с учетом опыта китайских педагогов.

Ключевые слова: китайский язык, flash-технологии, флэш в обучении, китайская иероглифика, порядок написания черт, ИКТ, перевод оригинальных источников, опыт КНР в обучении иероглифике.


POSSIBILITIES OF USING FLASH TECHNOLOGY IN TEACHING ORDER OF LETTERING CHINESE CHARACTERS OF HIGH SCHOOL STUDENTS


Demina Mariya Aleksandrovna, postraduate student of Computational Mathematics and Teaching Methodology of Informatics Department, Moscow Region State University. Russia.

Keywords: Chinese, Flash technology, Flash in teaching, Chinese characters, characters stroke order, ICT, translating the original sources, China’s experience in training charactery.

The article raises the question of the need to improve existing methods of teaching Chinese hieroglyphic writing at the initial stage in high school. The author considers the relationship of the characters’ structure and the difficulties that arise due to the complexity of their construction, emphasizes the importance of learning hieroglyphic stroke order. The article carries out the analysis of the functional capabilities of modern Flash technology and studies the feasibility of their implementation to the learning process of Chinese charactery. The author believes that combination of traditional teaching methods and interactive method of imaginative visualization based on Flash technology in teaching the stroke order of Chinese characters at the initial stage would improve the acquisition of the material, to cultivate, develop and support the educational interest of students to the study of charactery. It is proposed to use the original experience of People’s Republic of China in the field of teaching the stroke order at the initial stage using Flash-animated material. The author substantiates the possibility of improving existing methods of teaching stroke order in high school, taking into account the experience of Chinese teachers.


СТРУКТУРА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ДИАГНОСТИКА


Митрофанова Елена Николаевна, ст. преподаватель кафедры практической психологии, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»: Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24.

Тел.: (342) 212-72-53

E-mail: alenafox27@mail.ru

Аннотация. В отечественной психологии существует проблема концептуальной, понятий ной «размытости» категории «жизнестойкость». Объем данного понятия достаточно широк: от личностного свойства до интегрального, системного образования. В различных концепциях жизнестойкости акцентируются отдельные стороны одного и того же феномена. В статье представлены теоретическое обоснование системной структуры жизнестойкости и результаты ее эмпирической проверки. Структура жизнестойкости представлена когнитивным, аффективным и регулятивным компонентами. Также проверялась возможность существования единого, «генерального» фактора жизнестойкости, в который входят перечисленные выше компоненты. Соответствующая трехкомпонентная структурная модель нашла эмпирическую поддержку в ходе конфирматорного факторного анализа. Действительно, жизнестойкость представляет собой целостное, системное образование, на «первое место» в котором выходит составляющая «контроль». Жизнестойкость в наибольшей степени – это вера человека в возможность управления собственной жизнью, достижения целей, как противоположность бессилию.

Ключевые слова: жизнестойкость, структура жизнестойкости, саморегуляция, совладание, чувство связности, контроль, автономность.


STRUCTURE OF RESILIENCY: THEORETICAL MODELAND DIAGNOSTICS


Mitrofanova Elena Nikolaevna, senior lecturer of Practical Psychology Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University. Russia.

Keywords: resiliency, structure of resiliency, self-direction, coping, sense of coherency, control, independence.

In Russian psychology there is a problem of conceptual and notional “blur” of “resiliency” category. The extension of this concept is wide enough: from the personal feature to integrates systemic entity. In various concepts of resiliency certain sides of the same phenomenon are emphasized. The article presents theoretical substantiation of systemic structure of resiliency and the results of its empirical testing. The structure of resiliency is presented by the cognitive, affective and regulative components. The author has also checked the possibility of existing single, “general” factor of resiliency that includes the components mentioned above. Corresponding three-component structural model has found empirical support during the confirmatory factor analysis. Actually, resiliency is an integral systemic entity that has a primary component of “control”. Resiliency is mostly a confidence of a person in the possibility of controlling his own life and achieving his goals as a contradiction to disability.


ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Мамедова Кюнель Беймирзаевна, ассистент, аспирант кафедры дефектологии и возрастной физиологии, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6.

Тел.: (345-2) 59-74-44

E-mail: ira_mamedova71@mail.ru

Аннотация.Проведен анализ особенностей формирования ценностно-смысловых ориентаций. Результаты эксперимента показали, что дети с задержкой психического развития более склонны усугублять конфликтные ситуации и неспособны продуктивно и эффективно действовать в ситуациях, когда необходимо проявлять самообладание и спокойствие, поэтому, если своевременно не оказать им помощь в формировании ценностно-смысловых ориентаций, не показать и не закрепить модели социально одобряемого поведения, не научить аргументированно делать выбор, под влиянием неудач у ребенка с задержкой психического развития постепенно развиваются отрицательное отношение к учебной деятельности и нежелание межличностных контактов как со взрослыми, так и со сверстниками. Трудности усугубляются ослабленным со стоянием нервной системы, негативными особенностями познавательной деятельности, замкнутостью учащихся, что может привести к дезадаптации личности и девиантному поведению в дальнейшем. Показано, что продуктивность деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависят окружение ребенка, его ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь, мотивация на успешное школьное обучение, уровень тревожности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, фундамент мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, жизненной концепции и философии жизни и, как следствие, продуктивности личности, ее успешности и мотивации к обучению.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, интериоризация, идентификация, самоотношение.


VALUE-SENSE ORIENTATIONS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAYS


Mamedova Kyunel’ Beymirzaevna, assistant lecturer, postgraduate student of Defectology and Age-Specific Physiology Department, Tyumen State University.
Russia.

Keywords: value-sense orientations, internalization, identification, self-attitude.

The article analyzes the peculiarities of value-sense orientations formation. The experimental results has shown that children with developmental delays are more likely to exacerbate conflicts and are not able to operate efficiently and effectively in situations, when they need to exercise self-control and calmness, so if not promptly assist them in the formation of value-sense orientations, not show and not fix models of socially approved behavior, teach to make reasones decisions, under the influence of failures, a child with developmental delays would gradually develop negative attitude to learning activities and reluctance to interpersonal contacts, both with adults and age mates. Testees have difficulties aggravated by weakened condition of their nervous systems, negative features of cognitive activity, students insularity, which may lead to maladjustment of personality and deviant behavior in the future. It is shown that the productivity of younger students with DD depends on what kind of life values prevail in them. It affects the child’s environment and its future orientations for further adult life, motivation for successful school education, and the level of anxiety. Value orientations system determines the content side of the person’s orientation and forms the basis of its relationship to the world, to other people, to himself, the basis of the worldview and the core motivation of vitality, basis of a life concept and “life philosophy”, and, as a consequence, the productivity of a person, his or her success and motivation to education.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Сергеева Марина Георгиевна, д-р пед. наук, доцент, вед. науч. сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»: Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16.

Колчина Вера Викторовна, аспирант, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»: Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16.

Тел.: (495) 621-33-74

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация. В представленной статье авторы под педагогическими условиями понимают совокупность необходимых мероприятий, способствующих эффективности формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров: содержательное сопровождение процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров посредством введения факультативной дисциплины «Венчурное предпринимательство»; реализация комплекса рефлексивно-педагогических приемов с учетом имеющегося практического опыта посредством овладения способами разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций в педагогическом процессе, центральным звеном которых является системная совокупность ситуационных задач. Создание эмоционально-стимулирующей и мотивационно-ценностной среды обусловлено тем, что при организации процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров осуществляется стимулирующее воздействие на мотивацию образовательной деятельности в области разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций, и при этом важное значение имеет осознание ситуации; внедрение в процесс профессионального обучения будущих менеджеров структурно-функциональной модели формирования инновационно-предпринимательской компетентности; мониторинг процесса и результатов сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров, включающий в себя разноуровневые критерии и показатели сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров: ценностно-позиционный, когнитивный, профессионально важные качества, субъектный и креативно-деятельностный.

Ключевые слова: педагогические условия, комплекс, модель, среда, процесс формирования, эффективность.

IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INNOVATION AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCE OF THE FUTURE MANAGERS FORMATION

Sergeeva Marina Georgievna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., leading researcher, Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education. Russia.

Kolchina Vera Viktorovna, postgraduate student, Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education. Russia.

Keywords: pedagogical conditions, complex, model, environment, formation process, efficiency.

In this article the authors consider the pedagogical conditions to be actions, taking which is necessary for contributing to the efficiency of the innovation and entrepreneurial competence of the future managers formation. Among these activities the authors mention substantive support of the formation of the innovation and entrepreneurial competence of the future managers through the introduction of an optional course “Venture entrepreneurship”; implementation of a complex of reflexive and pedagogical methods, taking into account current practical experience by means of mastering the ways to solve innovation and entrepreneurial situations in the pedagogical process, the key point of which is the systematic collection of case studies; creating emotionally stimulating, motivational and value-conscious environment, due to the fact that the organization of the innovation and entrepreneurial competence formation of future managers has a stimulating effect on the motivation of educational activity in the field of addressing innovation and entrepreneurial situations, and at the same time it isimportant for the understanding of a situation; introduction of structural-functional model of formation of innovation and entrepreneurial competence to the professional training process of future managers; monitoring of the process and the results of innovation and entrepreneurial competence of the future managers formation, including multilevel criteria and indicators of innovation and entrepreneurial competence formation: value-positional, cognitive, subjective, and creative-activity ones, as well as professional qualities.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА И ИХ ОЦЕНКА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ширяева Наталья Николаевна, канд. пед. наук, зав. кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации, АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»: Россия, 115191, г. Москва, Серпуховский вал, 17, корп. 1.

Каменева Наталия Александровна, канд. экон. наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»: Россия, 115191, г. Москва, Серпуховский вал, 17, корп. 1.

Тел.: (495) 225-53-31

E-mail: shiryayeva@bk.ru

Аннотация. В данной статье описана специфика обучения иностранному языку магистров в неязыковом вузе. Проблемы иноязычного образования в магистратуре как средства для эффективного профессионального взаимодействия в выбранной сфере рассматриваются в контексте ФГОС ВО. В статье отмечено, что для формирования иноязычных компетенций в магистратуре наиболее подходят проблемный и проектный методы обучения. Их разновидностями являются кейсы, ролевые и деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, портфолио и конференции. Конечная цель применения проблемного метода в магистратуре – научить выбору оптимального из имеющихся решений проблемы или разработать новый алгоритм решения. Конечная цель применения проектного метода – научить индивидуальной организации своего собственного исследования и защите полученных результатов. Авторами сделан вывод о том, что для достижения целей иноязычного образования магистров необходимо произвести отбор соответствующего коммуникативно и профессионально ориентированного содержания обучения, а также организовать практическую деятельность для его освоения и оценки результатов обучения.

Ключевые слова: образовательный стандарт, узкоспециальная и научная лексика, коммуникативная ситуация, профессиональные умения, проектная деятельность.

FORMATION OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY MASTER’S DEGREE HOLDER’S PROFESSIONAL COMPETENCES AND THEIR EVALUATION IN PROJECT ACTIVITIES

Shiryaeva Natal’ya Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., head of Foreign Languages and Professional Communication Department, Moscow University of Finance and Law MFUA. Russia.

Kameneva Nataliya Aleksandrovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages and Professional Communication Department, Moscow University of Finance and Law MFUA. Russia.

Keywords: education standard, highly specialized and scientific vocabulary, communicative situation, professional skills, project activities.

This article describes the specifics of teaching foreign language to master’s students in non-linguistic university. Problems of foreign language education in master’s course as a means for effective professional interaction in the chosen field are considered in the context of FSES HE. The article notes that for the formation of foreign language competence in master’s students the problem and project teaching methods are the most suitable. Their varieties are: case method, role-play and simulation games, discussions, brainstorming, portfolio, and conferences. The ultimate goal of problem method application in master’s course is to teach the selection of the optimum of the available solutions to the problem or to develop a new algorithm for addressing it. The ultimate goal of the project application method is to teach the student his individual organization of his own research and defense of the results obtained. The authors concluded that in order to achieve the objectives of foreign language master’s education it is necessary to make the selection of the appropriate communicative and professionally oriented training content, as well as to organize practical activities for its development and assessment of learning outcomes.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЛИНГВАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сильдимирова Марина Александровна, преподаватель кафедры английского языка для экономических и математических дисциплин, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

Тел.: (495) 771-32-23

E-mail: aprvip1979@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа актуальных теоретических источников, практического опыта и результатов проведенного эксперимента рассматриваются сущность явления билингвальности, его многозначность и особенности развития процессов билингвальности в условиях современной образовательной системы. Обоснована потребность в билингвальном обучении как средстве современной образовательной подготовки на различных ступенях образования, систематизированы ключевые факторы, влияющие на развитие тенденций билингвальности как социально-культурного явления и усиление его роли в практике мирового, в том числе отечественного, образования. В статье также определены методические аспекты, способствующие эффективной реализации принципа билингвизма в практике преподавания, установлена степень влияния билингвизма на успешность освоения предметного содержания при изучении иностранного языка, уровень компетентностного развития обучающихся и получение необходимого образовательного результата, сформулированы принципы разработки билингвальных образовательных программ в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: билингвальность, билингвизм, двуязычие, билингвальное обучение, современное образование, развитие образования, глобализация образования.

ROLE AND SIGNIFICANCE OF BILINGUALISM IN MODERN EDUCATION

Sil’dimirova Marina Aleksandrovna, lecturer of English for Economic and Mathematical Disciplines Department, National Research University “Higher School of Economics”. Russia.

Keywords: bilinguality, bilingualism, bilingual education, modern education, development of education, globalization of education.

On the ground of analyzing relevant theoretical sources, practical experience and the results of the conducted experiment the article considers the subject matter of the phenomenon of bilingualism, its multiple meanings, and characteristics of bilingualism processes development in modern educational system. The author substantiates the need for bilingual education as a modern means of educational training at various levels of education, as well as systematizes the key factors influencing the development of bilingualism trends as a socio-cultural phenomenon and strengthening of its role in the practice of the global, including national, education. The article also defines methodological aspects that contribute to the effective implementation of bilingualism principle in teaching practice, sets the degree of bilingualism influence on the successful development of substantive content in learning foreign language, the level of students competence, and obtaining required learning outcomes, formulates the principles for bilingual education programs development in modern education process.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ СОЦИУМЕ

Ларионова Галина Ивановна, зав. филиалом, филиал ГАПОУ Свердловской области «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций» в г. Нягань, соискатель, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»: Россия, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, 14.

Тел.: (381-2) 25-14-62

E-mail: 89088850789@mail.ru

Аннотация. В данной статье обсуждается проблема обеспечения рынка труда выпускниками профессиональных колледжей, соответствующих запросам работодателей, а также рассматривается социальное партнерство как средство эффективности социальной интеграции выпускников колледжа в малых северных городах. Характерная особенность малых северных городов – это монохозяйственный, в основном нефтегазовый экономический монополизм, ограничивающий в социуме сферы профессиональной занятости. Особенно это отражается на конкурентоспособности молодых специалистов, выпускников колледжей, еще не имеющих достаточного опыта работы и не получивших высшего образования. Трудности с трудоустройством влияют на процесс социальной интеграции молодого поколения в конкретной системе общественных отношений, в которые личность включена как элемент социокультурного воспроизводства. Государственная политика в сфере образования ориентирована на повышение эффективности профессионального образования, обеспечение соответствия образовательных программ и качества выпускников требованиям работодателей и потребностям социально-экономической сферы. Но по-прежнему остается неразрешимым противоречие между потребностью общества в развитой конкурентоспособной личности, готовой к социализации в форме интеграции, и неразработанностью этого вопроса в науке и практике. В статье предлагаются пути решения обозначенных проблем на примере филиала Уральского политехнического колледжа в г. Нягани, целью которого является качественная профессиональная подготовка специалистов, готовых к социализации в форме интеграции в конкретной системе общественных отношений, востребованных на рынке труда и отвечающих конкретным запросам населения города.

Ключевые слова: малый северный город, социальное партнерство, рынок труда, работодатель, профессиональная подготовка, социальная интеграция.

SOCIAL PARTNERSHIP AS A MEANS OF EFFECTIVE SOCIAL INTEGRATION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS TO NORTHERN SOCIETY

Larionova Galina Ivanovna, head of the Interregional Center of Competences (branch of Ural Polytechnic College), applicant Omsk State Pedagogical University. Russia.

Keywords: small northern town, social partnership, labor market, employer, vocational training, social integration.

This article discusses the problem of the labor market provision with graduates of vocational colleges that would meet the requirements of employers, and considers social partnership as a means of effective social integration of college graduates in small northern towns. A distinctive feature of small northern towns is their non-diversified economy (mainly the oil and gas economic monopoly) that limits the scope of the professional employment of the society. It especially affects the competitive ability of young specialists and college graduates, who do not yet have enough experience and have not received higher education. Employment struggles influence the process of social integration of the young generation in a particular system of social relations, in which a person is included as an element of social and cultural reproduction. State education policy is aimed at increasing the effectiveness of vocational education and on ensuring that the educational programs and the quality of graduates meet the requirements of employers and the needs of socio-economic sphere. However, the contradiction between the needs of society in a developed competitive personality, ready for socialization in the form of  integration, and poor elaboration of this issue in theory and practice remains insoluble. The article offers solutions to the problems identified by the example of a branch of the Ural Polytechnic College in Nyagan, which aims at high-quality vocational training of specialists ready for socialization in the form of integration into a particular system of social relations that are in demand in the labor market, and meet the specific needs of the city’s population.

АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ТРАКТОВКЕ И ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ И ПРИРОДЫ ЦЕННОСТЕЙ

Борщ Александр Алексеевич, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации»: Россия, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2.

Тел.: (383) 338-08-28

E-mail: sasha2015-2015@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема ценностей и ценностных ориентаций каждой отдельно взятой личности, социальных групп и общества. Она находилась и находится в сфере многих социально-гуманитарных наук: философии, социологии, этики, психологии и педагогики. Этим обусловлены особые трудности ее понимания и изучения, во многом именно поэтому данной проблеме на всех этапах исторического развития было посвящено большое количество исследований. На современном этапе развития научного знания весьма актуальным становится вопрос исследования проблемы ценностей и путей их формирования на философско-педагогическом уровне, поскольку философия выступает общей основой и методологией ценностного понимания окружающего мира и изучения проблем ценностей. Проблема анализируется с позиций деятельностного и средового подходов. Анализируется процесс профессионального становления курсантов в период обучения, исследуются кризисы периода формирования, пути их преодоления, процессы формирования ценностей к образовательной среде военного вуза.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философский, этический, аксиологический, психологический и педагогический подходы к проблеме ценностей.

ANALYSIS OF SCIENTIFIC APPROACHES TO THE INTERPRETATION AND UNDERSTANDING OF THE ESSENCE AND NATURE OF VALUES

Borshch Aleksandr Alekseevich, postgraduate student, Novosibirsk Military Institute named after general of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation. Russia.

Keywords: values, value orientations, philosophical, ethical, axiological, psychological, and pedagogical approaches to the issue of values.

The article studies the problem of values and value orientations of each individual personality, social groups and society. This problem has always been investigated in many social sciences and humanities: philosophy, sociology, ethics, psychology, and pedagogy. This is due to the special difficulties of its understanding and studying, this is why this problem at all stages of historical development has been the subject of many studies. At the present stage of  scientific knowledge development the issue of studying values and ways of their formation on philosophical and pedagogical levels becomes especially topical, as philosophy advocates a  common basis of values and methodology of understanding the world and issues of values. The problem is analyzed from the viewpoint of the activity and environmental approaches. The author also analyzes the process of cadets’ professional formation during their studies, explores the crises of the formation period, ways of overcoming them, the processes of  values formation to the educational environment of the military institute.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Поликанов Алексей Владимирович, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации»: Россия, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское Плато, 6/2.

Тел.: (383) 338-08-28

E-mail: polikanov1978@mail.ru

Аннотация.В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации курсантов, которая обусловлена потребностями в совершенствовании современной системы подготовки военных специалистов для внутренних войск МВД России, необходимостью выявления оптимальных условий адаптации курсантов к образовательной среде военного института. Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации – составная и неотъемлемая часть нашего общества, одна из жизнеобеспечивающих ячеек государства. Обоснована реализация в военном институте гуманистической парадигмы, при которой личность курсанта рассматривается как субъект с качественными характеристиками. Показаны отличия военной школы России от общегражданской системы образования. Рассматривается образовательная среда как сложное структурное образование. В работе выделены теоретические подходы к определению роли среды, дано теоретическое обоснование образовательной среды как социально-педагогического феномена и показано ее влияние на процесс формирования и развития личности. Выделены структурные сегменты в образовательной среде военного института, влияющие на адаптацию будущего офицера. Дано онтологическое и гносеологическое обоснование образовательной среды военного института. Рассматривается теоретический подход: в военных образовательных организациях имеются специфические условия, которые существенно влияют на организацию образовательного процесса и взаимодействие его субъектов.

Ключевые слова: адаптация курсантов, образовательная среда военного института, служебно-боевая деятельность, гуманистическая парадигма, система военного образования, средовый подход, формирование и развитие личности, развивающий потенциал среды, образовательный процесс, педагогическая система.

FEATURES OF THE CADETS ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MILITARY INSTITUTES OF THE INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERIOR

Polikanov Aleksey Vladimirovich, postgraduate student, Novosibirsk Military Institute named after general of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation. Russia.

Keywords: adaptation of cadets, educational environment of a military institution, service and combat activities, humanistic paradigm, system of military education, environmental approach, formation and development of personality, developing potential of the environment, education process, education system.

The article discusses the relevance of the problem of cadets adaptation that is predetermined by the need for improving the modern system of military specialists training for the Russian Ministry of Interior, and the need to identify the optimum conditions for students to adapt to the learning environment of a military institution. Internal troops of the Ministry of Internal of the Russian Federation are an integral and inseparable part of our society, as well as one of the life-supporting state cells. The author substantiates introduction of the humanistic paradigm to the military institute, in which the identity of a cadet is seen as a subject with qualitative characteristics. The article shows the differences of Russian military school from general civic education system. The author considers educational environment as complex structural formation. The article highlights theoretical approaches to the defining the role of environment. The author provides a theoretical substantiation for the educational environment as a socio-pedagogical phenomenon and its impact on the formation and development of personality. The structural segments in the educational environment of the military institution, affecting the adaptation of the future officer, have been identified. The article gives the ontological and epistemological substantiation of  the military institution educational environment. The author considers the theoretical approach that the military educational institutions have specific conditions that significantly affect the organization of the education process and the interaction of its subjects.

 

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Васьбиева Динара Гиниятулловна, канд. экон. наук, доцент, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: dinara-va@list.ru

Аннотация.В статье рассматривается актуальность использования современных компьютерных технологий в иноязычной образовательной среде неязыкового вуза. Автор акцентирует внимание на использовании в обучении нового поколения информационных образовательных технологий, основанных на интернет-технологиях и корреляции реальных профессиональных задач. Рассмотрена функция вуза в качестве провайдера услуг, предлагающего инфраструктуру и возможности для формирования навыков с целью поддержания надлежащего и эффективного электронного обучения, базирующихся на широком спектре опций. Представлены примеры инновационных моделей, которые изменили способ обучения и изучение учебного материала студентами и обладают огромным потенциалом для невидимой интеграции компьютерных технологий в процесс иноязычного обучения. Автор приходит к выводу о том, что компьютерное сопровождение образовательной среды послужило предпосылкой к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые сделали возможными улучшение качества обучения, повышение мотивации студентов к обучению, более эффективное взаимодействие преподавателей и студентов с электронными устройствами.

Ключевые слова: компьютерные технологии, самостоятельная работа, иноязычная образовательная среда, мотивация студентов, информационные образовательные технологии.

ON THE APPLICABILITY OF MODERN COMPUTER TECHNOLOGY IN INCREASING QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Vas’bieva Dinara Giniyatullovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: computer technology, self-study, foreign language education environment, motivation of students, educational information technology.

The article discusses the relevance of using modern computer technology in the foreign language educational environment of non-linguistic university. The author focuses on the application of new generation of information educational technology based on Internet technology and the correlation of real-world professional objectives. The article considers the function of the university as a service provider, offering infrastructure and opportunities to develop skills in order to maintain proper and efficient e-learning based on a wide range of  options. The author shares the examples of innovative technologies that have changed the way of teaching and learning material perception of students, and have great potential for an invisible integration of computer technology into the foreign language learning process. The article concludes that computer support of educational environment has served as a prerequisite to the emergence of a new generation of information educational technologies that have made it possible to improve the quality of education, increase student’s motivation to education, and led to more effective interaction between teachers and students via electronic devices.

 

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СТРУКТУРЕ ЕГО ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОЙ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Васина Юлия Михайловна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»: Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125.

Кокорева Оксана Ивановна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»: Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125.

Тел.: (487-2) 35-14-88

E-mail: J_m_vasina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена определению места информационно-коммуникационной компетентности дефектолога в структуре его профессиональной педагогической компетентности. Основное внимание в работе акцентируется на характеристике интегральности информационно-коммуникационной компетентности специалиста в области дошкольной дефектологии. Выделяются составляющие этой компетентности, определяется ее структура как совокупность профессионально-содержательного, профессионально-практического и профессионально-личностного компонентов. В работе представлена характеристика каждого из компонентов. Рассматривается сущность компьютерной компетентности как показателя профессионально-содержательного компонента. Обосновывается положение о единстве и взаимосвязи показателей профессионально-практического компонента информационно-коммуникационной компетентности специалиста в области дошкольной дефектологии. В статье делается акцент на роли профессионально-личностного компонента, предполагающего ценностную ориентацию дефектолога на применение и мотивацию к использованию компьютерных средств обучения для развития и коррекции отклонений у ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается специфика проявления социальных личностных качеств, определяющих педагогический профессионализм, в аспекте применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающем процессе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, профессиональная компетентность, дошкольная дефектология.

ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF A SPECIALIST IN THE STRUCTURE OF HIS GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE WITHIN THE FRAMEWORK OF PRESCHOOL DEFECTOLOGY

Vasina Yuliya Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Psychology and Pedagogy Department, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Russia.

Kokoreva Oksana Ivanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Psychology for Special Needs Department, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Russia.

Keywords: information and communication competence, professional competence, preschool defectology.

The article deals with the definition of a place of information and communication competence of special needs experts in the structure of his professional pedagogical competence. The work focuses on the integrity characteristic of information and communication competence of the expert in the field of preschool defectology. The article marks the components of this competence and defines its structure as a set of professional and informative, professional and practical, professional and personal components. The authors present the characteristics of each component. The article considers the essence of computer competence as an indicator of professional and informative component. The authors substantiate the position on the unity and correlation of indicators of professional-practical component of expert’s information and communication competence in the field of  preschool defectology. The article focuses on the role of professional and personal component, involving the special needs expert’s value orientation on the application and motivation to using learning software for development and correction of deviations in a child with disabilities. The article considers the specific features of personal qualities social manifestation that predetermine pedagogical professionalism in the aspect of information and communication technology in the correctional-developing process.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Гордин Александр Иннокентьевич, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»: Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

Гордина Ольга Васильевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»: Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

Тел.: (395-2) 24-10-97

E-mail: g.o.v@rambler.ru

Аннотация.В статье поднимается вопрос о необходимости обеспечения информационной безопасности людей третьего возраста как актуальной проблеме образования взрослых. Рассматриваются разные подходы к определению специфики данного возраста, анализируются сложности в восприятии потока современной информации для пожилого человека, и исследуется ресурс, которым он располагает для формирования ее адекватной оценки. В статье обозначены социально-педагогические условия обеспечения информационной безопасности людей третьего возраста, предполагающие их включение в образовательную деятельность Высшей народной школы. Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что авторы анализируют малоизученный процесс организации неформального образования в контексте информационной безопасности пожилого человека. Приведены индивидуальные, групповые, коллективные формы работы, активно применяемые в многолетней деятельности Высшей народной школы г. Иркутска и способствующие обеспечению информационной безопасности ее слушателей – людей третьего возраста.

Ключевые слова: информационная социализация, человек третьего возраста, Высшая народная школа.

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND METHODS OF PROVIDING INFORMATION SECURITY FOR PEOPLE OF THE THIRD AGE

Gordin Aleksandr Innokent’evich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Social Pedagogy and Psychology Department, Pedagogical Institute of Irkutsk State University. Russia.

Gordina Ol’ga Vasil’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Social Pedagogy and Psychology Department, Pedagogical Institute of Irkutsk State University. Russia.

Keywords: information socialization, people of the third age, the Higher People’s School.

The article raises the question of the need to provide the third age people with information security as the relevant problem of  adult education. The authors consider different approaches to defining the peculiarities of a given age, analyzes the complexity in the perception of the modern flow of information for an elderly person, and studies the resource these people have to form its adequate evaluation. The article marks socio-pedagogical conditions of information security for people of the third age, suggesting their inclusion in the educational activities of the Higher People’s School. The article expresses its research character in the fact that the authors analyze the poorly studied process of organizing non-formal education in the context of information security of elderly people. The authors present individual, group, and collaborative forms of work that are actively used in the long-term activity of the Higher People’s School in Irkutsk, and aid information security of its students, e. g. people of the third age.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ханмурзина Римма Ростямовна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Тел.: (843) 231-92-90

E-mail: rimmulya_19@mail.ru

Аннотация. В данной статье проводится теоретико-методологическое исследование формирования ценностных ориентиров на занятиях по курсу «Культурология». Автор преследует цель продемонстрировать дифференциацию студентом объективных и субъективных ценностей путем детального анализа их причин появления и развития, а также обращает внимание на наличие зависимости ценностных ориентиров от социально-экономических условий жизни, периода развития нации. По мнению автора, именно выявление причинно-следственных связей между условиями жизни и формируемыми ценностями позволяет расширить и углубить взгляд студентов на происходящее, составить свою собственную ценностную картину мира на основе полученных объективных знаний. В статье описан пятилетний опыт работы по определению степени критического восприятия предлагаемых ценностей, дифференциации объективных и субъективных ценностей, предлагаемых различными современными сообществами.

Ключевые слова: педагогика, аксиологический подход, ценность, ценностные ориентиры.

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF A STUDENT IN THE PROCESS OF LEARNING HUMANITIES

Khanmurzina Rimma Rostyamovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Pedagogy and Pedagogical Psychology Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML). Russia.

Keywords: pedagogy, axiological approach, value, value orientations.

 In this article the authors conduct a theoretical-methodological research on the formation of values in the classroom taking the “Cultural studies” course. The author’s objective is to demonstrate the differentiation of objective and subjective values by a detailed analysis of the causes of their emergence and development by a student, and also draws attention to the existence of values depending on the socio-economic conditions of life and period of development of the nation. According to the author, it is the identification of causal relationships between living conditions and the configured value that allows one to expand and deepen the students’ view on what is happening, to form their own picture of the world’s values on the basis of the objective knowledge. This article describes five years of practices to determine the extent of the suggested values critical perception, and differentiation of objective and subjective values offered by a variety of modern communities.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Бондаренко Людмила Павловна, зам. директора, МБОУ «Кустовская СОШ Яковлевского района Белгородской области», аспирант, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.

Тел.: (472-2) 30-12-11

E-mail: bondarenko_l@bk.ru

Аннотация.В статье описана модель формирования предметных компетенций школьников 5–6-х классов на основе обучающего тестирования. В основу заявленной модели положены формирующая и развивающая модели обучения с учетом особенностей компетентностного, системного, деятельностного и модульного подходов, а также принципов, влияющих на эффективность процесса формирования предметных компетенций школьников: социальной целесообразности, системности, объективности, положительной мотивации, управления, образовательной рефлексии, единства взаимосвязи обучения и контроля, систематической педагогической оценки. В работе раскрываются особенности описываемой модели и ее структурные компоненты: целевой, структурно-содержательный, критериально-оценочный, технологический и результативный, организационно-педагогические условия. В статье приводятся результаты, полученные в ходе реализации указанной модели на этапе формирующего эксперимента исследования, и способы оценивания предметных компетенций.

Ключевые слова: формирование предметных компетенций, элементы моделей формирования компетенций, предметные компетенции школьников.

MODEL OF FORMATION OF SUBJECT-SPECIFIC COMPETENCES OF SCHOOL STUDENTS ON THE BASIS OF AN INSTRUCTIONAL TEST

Bondarenko Lyudmila Pavlovna, deputy director, Kustovoe Secondary General School of Yakovlevsky district of Belgorod region, postgraduate student, Belgorod State National Research University. Russia.

Keywords: formation of subject-specific competences, models of competences elements formation, subject-specific competence of school students.

The article describes a model of the subject-specific competences of 5–6 year school students on the basis of an instructional test. The basis of the stated model is grounded on forming and developing the training model allowing for the competence-based, systemic, activity, and modular approaches, as well as principles that affect the efficiency of the school students’ subject-specific competences formation process: social practicability, consistency, objectiveness, positive motivation, control, educational self analysis, unity of training and control correlation, and systematic educational evaluation. The article reveals features described by the model and its structural components: target, structural and substantive, criterion-evaluation, technological and effective ones, and organizational and pedagogical conditions. The article presents the results obtained during the implementation of this model on the stage of forming experiment and methods of subject-specific competences assessment.


ФИЛОЛОГИЯ


ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ГНЕВ И ЕГО ОТТЕНКИ, В НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ


Гилязева Эмма Николаевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и перевода, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Буренкова Ольга Михайловна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков и перевода, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Хамитова Ландыш Мударисовна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Тел.: (843) 231-92-90

E-mail: Emma.giljazeva@mail.ru

Аннотация.Настоящее исследование посвящено сравнительно-сопоставительному анализу семантических особенностей, внутренней формы и значения фразеологических единиц, выражающих гнев как базовую отрицательную эмоцию человека, в немецком и русском языках. Изучение языков в сопоставительном плане позволяет выявить специфические черты каждого из сравниваемых языков. Данный вопрос является одним из наиболее дискуссионных, так как важной особенностью эмоциональных переживаний является их диффузность и недоступность прямому наблюдению. Научно-методическую основу работы составляют следующие методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, метод семантического анализа, метод сплошной выборки. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе на основе анализа фразеологических единиц, выражающих эмоцию гнева, двух генетически неродственных языков (немецкого и русского), определены общие и национально-культурные особенности фразеологических единиц.

Ключевые слова: фразеологическая единица, эмоции и чувства, гнев, фразеосемантическая подгруппа.


PHRASEOLOGICAL UNITS EXPRESSING WRATH AND ITS SHADES IN GERMAN AND RUSSIAN


Gilyazeva Emma Nikolaevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Foreign Languages and Translation Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML). Russia.

Burenkova Ol’ga Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Foreign Languages and Translation Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML). Russia.

Khamitova Landysh Mudarisovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages and Translation Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML). Russia.

Keywords: phraseological unit, emotions and feelings, wrath, phraseological subgroup.

This study deals with comparison and collation of semantic features, inner structure and meaning of phraseological units expressing wrath as a basic negative human emotion in German and Russian. Learning of languages in comparative aspect allows to educe the distinctive features of each of the compared languages. This question is one of the most discussed, for the diffuzziness and inavailability of direct observation of emotional experience are their important features. Research and methodology basis of the study is formed by the following methods: comparison and collation, method of semantic analysis, continuous sampling method. The scientific novelty of the study lies in the fact that the article defines general, ethnic and cultural features of phraseological units expressing wrath emotion on the basis of analyzing these phraseological units of two genetically unrelated languages.


КОЛИЧЕСТВЕННО-АКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В ПРОХИБИТИВЕ ХАНТЫЙСКОГО ЯЗЫКА


Онина Софья Владимировна, канд. техн. наук, доцент кафедры филологии, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»: Россия, 628012, ХМАО – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16.

Тел.: (346-7) 35-75-04

E-mail: OninaS@yandex.ru

Аннотация.Настоящая статья посвящена вопросу сферы семантических микрополей прохибитива, оказывающихся на периферии поля залоговости, которые выражают суффиксы лексико-грамматического словообразования, показывающие специфику лексического значения глагольной основы. В прохибитивных конструкциях употребляются глаголы, образованные с помощью акциональных суффиксов, которые являются одним из средств выражения аспектуальных значений хантыйского глагола. В прохибитиве при сочетании акциональных суффиксов со значением исходных глагольных лексем их лексическое значение не меняется, лишь добавляется значение определенного способа действия и присовокупляется выражение запрета, привносимое конструкцией с императивом запретительного глагола, образованной с отрицательной частицей ał/aλ/äλ (не), подчеркивая тем самым семантическую самостоятельность прохибитива. В прохибитивных конструкциях основную идею запрета выражает отрицательный императив, суть которого – прекратить совершаемое действие или не допустить реальных или возможных действий побуждаемого, которые в прохибитиве трансформируются в значение «не начать/запретить что-либо делать».

Ключевые слова: глагол, прохибитив, отрицательная частица, акциональность, способ действия.


QUANTITATIVE-ACTIONAL MEANINGS IN PROHIBITIVES OF KHANTY LANGUAGE


Onina Sof’ya Vladimirovna, Cand. of Tech. Sci., Ass. Prof. of Philology Department, Yugra State University. Russia.

Keywords: verb, prohibitive, negative particle, actionality, mode of action.

This article studied the issues of semantic micro fields of prohibitives that are on the periphery of the genus field. This field is expressed by the suffixes of lexico-grammatical word formation that show the specificity of lexical meaning of verbal stem. In prohibitive structures one usually uses verbs formed by actional suffixes, that are one of the means of expressing aspectual meaning of Khanty verbs. In prohibitives, when actional suffixes combine with the finite verbal lexical items, their lexical meaning doesn’t change, but just acquire the meaning of a certain mode of action and add the prohibitive meaning. This meaning comes from the structure with imperative form of prohibitive word, formed by the negative particle ał/aλλ (not), by this emphasizing the semantic independence of the prohibitive. In prohibitive structures the main idea ofthe prohibition is expressed by the negative imperative, the meaning of which is to stop the performed action or to prevent real or possible actions of the impelled person. Such actions in prohibitives are transformed into the meaning of “not begin/forbid to do something”.


СТИХОТВОРНОЕ НОВАТОРСТВО РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Макарова Светлана Анатольевна, канд. филол. наук, соискатель, ФГБУН «Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН»: Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, 25а.

Тел.: (495) 690-50-30

E-mail: svetlanamakarova658@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются новаторские тенденции в поэзии русских символистов рубежа XIX–XX вв. Религиозно-мистическая направленность символизма, грандиозные сверх эстетические задачи творчества, идея синтеза искусств при ведущей роли музыки повлекли за собой масштабные изменения в области поэтического языка. В статье анализируются результаты новаторских поисков русских символистов: опыты стилизации молитвословия и духовного стиха, «эмансипация» структурных элементов поэтической формы, усиление фонетического строя произведений, актуализация тонических принципов и экспрессии слова в инновационных метроритмических разновидностях, сближение говорного стиха и напевного интонационного стиля, взаимодействие стиха и прозы. Художественные эксперименты символистов при вели не к «музыке», а к грандиозной реформе отечественной системы версификации, новому соотношению родо-видовых форм литературы.

Ключевые слова: традиции и новаторство, синтез, символ, музыка стиха, жизнетворчество, эвфония, метроритмика, говорной стих, напевная мелодика, реформа стихосложения.


POETIC INNOVATIVENESS OF RUSSIAN SYMBOLISTS: RESULTS AND PROSPECTS


Makarova Svetlana Anatol’evna, Cand. of Philol. Sci., applicant, A. M. Gorky Institute of World Literature of the RAS of Sciences. Russia.

Keywords: traditions and innovativeness, synthesis, symbol, music of the poem, creative life, euphony, metrics and rhythmics, oral-speech verse, melodic melodics, prosody.

This article studies the innovative trends in the poetry of Russian Symbolists of the turn of XIX–XX centuries. Religious and mystic focus of symbolism, monumental super-aesthetic challenges of the artwork, the ides of synthesis of arts with leading role played my music resulted in major changes in poetic language. The article analyzes the results of path breaking quests of Russian Symbolists: experiments on pastiche of praying and ecclesiastical poetry, strengthening of the phonetic tune of poetry, actuating the tonetic principles and words’ expression in innovative metric and rhythmic varieties, alignment of oral-speech verse and melodic intonational style, interaction of poetry and prose. Artistic experiments of Symbolists led not to “music”, but to the monumental reform of Russian system of versification, to the new correlation of generic forms of literature.


АФРИКАНСКИЙ ЦИКЛ В ПОЭЗИИ Н. С. ГУМИЛЕВА И ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС


Головченко Игорь Федорович, канд. юрид. наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»: Россия, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, просп. Калинина, 9.

Тел.: (879-3) 40-05-05

E-mail: i_golovchenko@yahoo.com

Аннотация.Статья посвящена африканскому циклу в поэзии Н. С. Гумилева. Поэт в течение всей жизни интересовался Африкой, совершил туда несколько путешествий, и его отношение к этому континенту нашло отражение в поэзии, причем многие произведения были созданы еще до первого знакомства с Африкой. В стихотворениях, связанных с этим континентом, в творчестве поэта активизируется потенциальная диалогичность дискурса: у поэта всегда присутствует некий собеседник, по отношению к которому лирический герой выполняет функции проводника и учителя. Этот адресат стихотворений – в ряде случаев сама Африка или ее отдельные страны, чаще – некий человек, с которым лирический герой на ты и которого он призывает познать, рассмотреть и увидеть Африку.

Ключевые слова: Гумилев, Африка, диалог, дискурс, цикл, образ учителя, образ проводника.


AFRICAN CYCLUS IN N. S. GUMILEV’S POETRY AND DIALOGICAL DISCOURSE


Golovchenko Igor’ Fedorovich, Cand. of Law Sci., Ass. Prof. of Creative Innovative Management and Law Department, Pyatigorsk State University. Russia.

Keywords: Gumilev, Africa, dialog, discourse, cyclus, image of a teacher, image of a guide.

The article studies African cyclus in the poetry by N. S. Gumilev. For all his life the poet was interested in Africa. He also made a number of journeys in this country, thus, his attitude towards this continent was in the picture in his poetry; moreover, many artwork had been created even before his first acquaintance with Africa. In poems about this continent the potential dialogueness of the discourse comes into effect: the poet always has this interlocutor, to whom the author is in the function of a guide and a teacher. This receiver of the poems is in some cases Africa itself or its certain countries, but more often it is some person, to whom the author is on a first name basis, and to whom he appeals to get to know, consider and see Africa.


ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ «ДОМОСТРОЯ»)


Волотова Маргарита Геннадьевна, соискатель, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: (495) 434-70-27

E-mail: Gmg15@yandex.ru

Аннотация.В данной статье исследованы подходы, связанные с отражением нравственных ценностей русского человека в концептуальной системе домостроительства – самобытного хозяйственного строя, дошедшего до нашего времени в поучительных текстах русского православия XI–XIX вв. В качестве информационной базы исследования использован средневековый труд «Домострой». В ходе проведения анализа автором использованы монографические и диссертационные исследования отечественных исследователей, а также труды православных религиозных деятелей. На основе исторических материалов «Домостроя» проанализированы основные нормы домостроительства в Древней Руси в области нравственности, поклонения Богу, отношения к окружающим людям, а также с позиции греховности отдельных поступков. Автором указано на необходимость внимательного и всестороннего изучения исторического наследия «Домостроя» с учетом современных социальных трансформации и общепризнанных гуманитарных подходов.

Ключевые слова: домостроительство, «Домострой», нравственные ценности, благочестие, грех.


REFLECTIONS OF MORAL VALUES IN THE CONCEPTUAL SYSTEM OF HOUSEKEEPING (CASE STUDY OF “DOMOSTROY”)


Volotova Margarita Gennad’evna, applicant, People’s Friendship University of Russia.
Russia.

Keywords: housekeeping, “Domostroy”, moral values, devoutness, sin.

This article studies approaches to reflecting the moral values of a Russian person within the conceptual system of housekeeping, authentic household arrangement that is extant in the exempla of Russian Orthodoxy of XI–XIX centuries. Medieval writing “Domostroy” serves here as an information basis of the study. In his scientific work the author uses monographic and thesis research of Russian researchers, as well as works of Orthodox clergy. On the basis of historical data of “Domostroy” the author has analyzed the basic norms of housekeeping in Ancient Rus for morality, worshipping, attitudes towards people from the viewpoint of depravity of certain actions. The author states the necessity of detailed and in-depth study of the historical legacy of “Domostroy” taking into account modern social transformations and generally recognized humanitarian approaches.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ С РЕФЛЕКСНЫМИ ГЛАГОЛАМИ В ХАНТЫЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Онина Софья Владимировна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры филологии, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»: Россия, 628012, ХМАО – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16.

Тел.: (346-7) 35-78-71

E-mail: OninaS@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена наиболее употребительным аффиксам залогового типа, формирующим прохибитивную сущность. В настоящей работе рассматриваются хантыйские рефлексивные глаголы с точки зрения возможности их употребления с отрицательным императивом. Описываются случаи употребления в императиве, который предполагает, что «будущим исполнителем действия Р является непосредственный адресат говорящего, то есть второе лицо». В прохибитивных предложениях используются производные рефлексивные глаголы с суффиксами -ǝś, -aś. Рефлексивная (возвратная) конструкция становится обратимой, то есть имеет нерефлексивную конструкцию, содержащую транзитивный глагол, соотносящийся регулярно с рефлексивным глаголом. Те рефлексивные конструкции, которые не соотносятся с нерефлексивными конструкциями, часто фразеологизируются. В хантыйском языке во всех прохибитивных конструкциях значение запрета принадлежит отрицательной частице.

Ключевые слова: хантыйский язык, императив, прохибитив, второе лицо, аффикс залогового типа, рефлексивность, отрицательная частица.

NEGATIVE IMPERATIVE WITH REFLEXIVE VERBS IN KHANTY LANGUAGE

Onina Sof’ya Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Philology Department, Yugra State University. Russia.

Keywords: Khanty language, imperative, prohibitive, second person, collateral affix, reflexivity, negative particle.

The article studies the most widely used type of collateral affixes forming prohibitive essence. This article considers Khanty reflexive verbs in terms of the possibility to use them with a negative imperative. The author describes cases when they are used to form the imperative, which suggests that “the future performer of an action (P) is a direct receiver of the speaker, i.e., the second person”. Prohibitive sentences usually use the derivatives of the reflexive verbs with suffixes -ǝś, -aś. Reflective structure becomes reversible, i.e. it has a non-reflexive structure, containing a transitive verb regularly related to the reflexive verb. Those reflective structures that do not correlate to non-reflexive constructions, are often phrazeologized. In Khanty language in all prohibitive structures the meaning of prohibition belongs to a negative particle.

НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ FORD

Князева Елена Валерьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры информационных образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Деева Любава Романовна, магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»: Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Тел.: (861) 219-95-01

E-mail: elena-knyazeva@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию рекламного дискурса и, в частности, необходимости стратегии позиционирования как одного из важнейших факторов успеха предприятия. В статье подробно изучается проблема составления рекламного текста с помощью применения стратегии позиционирования таким образом, чтобы он в полной мере осуществлял свои основные цели и задачи, а именно: привлечение потенциального покупателя, эмоциональное воздействие и запоминание. Были рассмотрены существующие определения рекламы, предложенные разными учеными, основные цели и задачи, а также связь рекламы с понятием позиционирования. Кроме этого, изучены основные аспекты стратегии позиционирования как необходимой составляющей рекламной деятельности. В качестве практического материала отобраны и проанализированы рекламные тексты компании Ford за весь период ее существования.

Ключевые слова: реклама, позиционирование, стратегия позиционирования, целевая аудитория, коммуникация, маркетинг, PR.

LACK OF POSITIONING STRATEGY IN ADVERTISING ON AN EXAMPLE OF FORD COMPANY

Knyazeva Elena Valer’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Information Educational Technology Department, Kuban State University. Russia.

Deeva Lyubava Romanovna, master’s student, Kuban State University. Russia.

Keywords: advertising, positioning, positioning strategy, target audience, communication, marketing, PR.

The article investigates the advertising discourse and, particularly, the need for positioning strategy as one of the most important factors in the success of the enterprise. The article deals with the problem of making up the advertising text by applying the positioning strategy so that the text fully performs its main goals and objectives, namely, attracting potential buyers, emotional impact and memorization. The authors considered existing definitions of advertising proposed by different scientists, the main goals and objectives of advertising, and the relationship of advertising with the idea of positioning. In addition, the authors have studied basic aspects of the positioning strategy as a necessary part of promotional activities. The article selects and analyzes advertising texts of Ford company for the whole period of its existence as a practical material.

МОДЕЛЬ ПЕРСУАЗИВНОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ

Филичева Оксана Сергеевна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»: Россия, 127994, г. Москва, ул. Образцова, 9; соискатель, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»: Россия, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр. 1.

Тел.: (495) 681-13-40

E-mail: okslet1@mail.ru

Аннотация.В статье рассматривается процесс аргументации в научной речи с точки зрения когнитивной лингвистики. Актуальность изучения модели научной аргументации связана с тем, что она предоставляет дополнительную информацию об интенсивности и эффективности убеждения в сфере научной коммуникации. Отличие персуазивного дискурса от обычного межличностного взаимодействия заключается в намеренном речевом воздействии адресанта на систему убеждений адресата с целью встроить собственное новое знание в общий научный континуум. Аргументация считается успешной, если суждения адресанта принимаются научным сообществом. Речевое воздействие с точки зрения когнитивной лингвистики представляет собой последовательность высказанных аргументов, разработанных ученым на основе его представления о системе убеждений адресата, с целью обосновать и заставить принять результаты собственных исследований.

Ключевые слова: аргументация, когнитивная лингвистика, ментальная модель, научная речь, речевое воздействие, суждение, убеждение.

MODEL OF PERSUASIVE SCIENTIFIC SPEECH

Filicheva Oksana Sergeevna, senior lecturer, Moscow State University of Railway Engineering; applicant, Moscow State Linguistic University. Russia.

Keywords: armament, cognitive linguistics, mental model, scientific speech, speech influence, judgment, belief.

The article deals with the process of argumentation in scientific speech from the perspective of cognitive linguistics. The relevance of the research on the model of scolarly armament is related to the fact that it provides additional information on the intensity and efficiency of convictions in the field of scientific communication. The difference of persuasive discourse from the usual interpersonal interaction lies in its intended speech influence of the speaker on the recipient’s belief system in order to build certain new knowledge within the general scientific continuum. The armament is considered successful if the speaker’s judgments are accepted by the scientific community. Speech influence, in terms of cognitive linguistics, is a sequence of expressed arguments developed by scientists on the basis of his presentation of the system of the speaker’s belief system in order to justify and make him or her accept the results of his own research.

СУЩНОСТЬ ЛИРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА В ЛИТЕРАТУРЕ

Зейналлы Гюнель Фазиль кызы, преподаватель кафедры литературы Азербайджана и зарубежных стран, Сумгаитский государственный университет: AZ 5008, Азербайджанская Республика, г. Сумгаит, 43-й квартал.

Тел.: (994-18) 642-16-20

E-mail: nauka-xxi@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается сущность лирико-психологического жанра в литературе, богатого глубокими мыслями и чувствами человека, а также его отношением к событиям в реальном мире. Лирико-психологический жанр охватывает все аспекты чувств и ощущений и нравственно-поведенческие ценности человека. Основным источником для создания лирического мира и лирической ценности литературных произведений считается субъективность, которая олицетворяет духовный мир конкретного образа – героя произведения, и в конечном итоге человек-образ выступает главным субъектом лирики, а самой лирике больше всего свойственны эмоциональность и психологически глубокое осмысление происходящих событий. Лирико-психологический жанр в совокупности охватывает мысли и поведение, психологические ощущения человека, где главными действующими объектами являются мозг человека и его взгляды на окружающий мир и события. Данный жанр также отражает эмоции и движения души героев литературных произведений. Лирико-психологический жанр широко распространен в литературе разных стран мира. Развитие и формирование лирико-психологического стиля в азербайджанской литературе связано с именем Ильяса Эфендиева.

Ключевые слова: лирика, психология, лирико-психологический жанр, литература, характер, герой, Ильяс Эфендиев.

SUBJECT-MATTER OF LYRICAL-PSYCHOLOGICAL GENRE IN LITERATURE

Zeynally Gyunel’ Fazil’ kyzy, lecturer of Literature of Azerbaijan and Foreign Countries Department, Sumqayit State University. The Republic of Azerbaijan.

Keywords: poetry, psychology, lyricalpsychological genre, literature, character, hero, Il’as Efendiev.

The article deals with the subject matter of lyrical-psychological genre in literature that are rich in profound thoughts and behaviors of man’s inner world, his feelings towards the events in the real world. Lyrical-psychological genre covers all aspects of emotions and sensations of the inner world and moral and behavioral values of the person. The main source of creating the lyrical world and the lyrical value of literary works is considered to be subjectivity, which represents the spiritual world of a particular image the hero of the work, and eventually a human image is the main subject of the poetry, but for the lpoetry itself is peculiar for the emotional and psychological depth understanding of current events. Lyrical-psychological genre as a whole covers thoughts and behavior, psychological sensation of an inner world of a person, where the main characters are objects of the human brain and its views of the world and events. This genre also reflects the emotional attitude and heart cries of characters of literary works. Lyrical-psychological genre is widespread in the literary works of many writers around the world. The development and formation of lyrical-psychological style in Azerbaijan’s literature are associated with the name of Il’yas Efendiev.



ТРУДНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДАЛЯЦИИ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙ ГРАММАТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Шигуров Виктор Васильевич, д-р филол. наук, профессор, почетный работник ВПО РФ, руководитель научно-образовательного центра «Теоретические и прикладные аспекты русской филологии», зав. кафедрой русского языка, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»: Россия, 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

Тел.: (834-2) 23-37-55

E-mail: shigurov@mail.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс результатов исследования проблемы переходности и синкретизма в грамматическом строе русского языка, вызывающей большие трудности при осмыслении системы частей речи и межчастеречных семантико-синтаксических разрядов на занятиях по грамматике в высшей школе, а также применения новых технологий (оппозиционная методика, графическая экспликация ступенчатого характера модаляции языковых единиц на шкале переходности) для реализации целей объективного отображения этапов и предела транспозиции кратких прилагательных в вводно-модальные слова и выражения. Особый акцент делается на грамматической квалификации гибридных речевых структур, находящихся в зоне взаимодействия сразу нескольких классов и подклассов слов и синтезирующих в своей структуре дифференциальные признаки кратких прилагательных, вводно-модальных слов и частиц. Результаты исследования могут быть использованы при создании транспозиционной грамматики русского языка.

Ключевые слова: русский язык, трудные вопросы грамматики, транспозиция, модаляция, краткое прилагательное, вводно-модальное слово.

DIFFICULT ASPECTS OF STUDYING MODALATION OF SHORT ADJECTIVES IN LESSONS OF RUSSIAN GRAMMAR IN HIGH SCHOOL

Shigurov Viktor Vasil’evich, Dr. of Philol. Sci., Prof., honored worker of higher professional education of the RF, head of Research and Education Center “Theoretical and Applied Aspects of Russian Philology”, head of Russian Language Department, National Research Ogarev Mordovia State University. Russia.

Keywords: Russian language, difficult issues of grammar, transposition, modalation, short parenthetic-modal word, short adjectives.

The article substantiates the need for introducing the research results of transitivity and syncretism problems in grammatical system of the Russian language to the educational process, which causes great difficulties in understanding the system of parts of speech and syntactic-semantic bordering speech parts categories during grammar lessons in high school; application of new technologies (opposition methodology, graphic step-by-step explication modalation of linguistic units on the transitivity scale) for the realization the objective display of stages and transposition limit of adjectives in brief parenthetic-modal words and expressions. Particular emphasis is put on grammar qualification of hybrid verbal structures within the area of simultaneous interaction of several classes and subclasses of  words and synthesizing distinctive features of short adjectives, parenthetic-modal words and particles in its structure. The research results may be used in creating transpositional grammar of the Russian language.

РОЛЬ АББРЕВИАЦИИ В ИЗОЛИРУЮЩИХ И ИНКОРПОРИРУЮЩИХ ЯЗЫКАХ

Ярмашевич Марина Аркадьевна, д-р филол. наук, профессор кафедры иностранных языков и культуры речи, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»: Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., 1.

Тел.: (845-2) 23-32-92

E-mail: mayarm@mail.ru

Аннотация. Происходящие в мире социальные процессы пробуждают потребность в создании новых слов, которая удовлетворяется языком теми способами и из тех средств, которые характерны для его структуры. Роль аббревиации в словообразовательных системах языков разных типов различна. Если во флективных языках ее можно назвать одним из основных способов словообразования, то в изолирующих языках это явление далеко не столь распространенное, это скорее один из второстепенных способов создания слов, тем не менее имеющий свою оригинальную специфику. Агглютинативные языки не проявляют склонности к созданию собственных аббревиатурных моделей словообразования, однако их внутренние ресурсы позволяют широко пользоваться аббревиатурами, заимствованными из флективных языков. В отношении инкорпорирующих языков до сих пор остается открытым не только вопрос о словообразовании, но и вообще о разграничении языковых уровней. Исходя из этого, можно сделать предварительный вывод о том, что аббревиация – явление, органически присущее лишь флективным языкам, а в языках других типов она представляет собой результат влияния межкультурных и межъязыковых связей последнего столетия и существует в основном в форме заимствований из флективных языков готовых лексических единиц или моделей их образования.

Ключевые слова: аббревиация, сокращенная единица, изолирующий язык, инкорпорирующий язык, способ словообразования, тенденции к экономии.

ROLE OF ABBREVIATION IN ISOLATING AND POLYSYNTHETIC LANGUAGES

Yarmashevich Marina Arkad’evna, Dr. of Philol. Sci., Prof. of Foreign Languages and Speech Culture Department, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.

Keywords: abbreviation, abbreviated units, isolating language, polysynthetic languages, means of word formation, tendency towards economy.

Current global social processes awaken the need to create new word sthat is satisfied by the language and via the means and funds that are typical of its structure. The role of abbreviation in word-formation systems of different languages is different too. If the inflectional languages it can be called one of the main ways of word formation, in isolating languages this phenomenon is not so common, it is more likely to be one of the minor means of word formation, however, it still has its specific character. Agglutinative languages show no inclination to create their own abbreviated word-formation models, however, their internal resources enables extensive use of abbreviations borrowed from the inflectional languages. With regard to incorporating languages, the issue of not only word formation, but also of general division of language levels remains open. This being said, one can drawa preliminary conclusion that the abbreviation is a phenomenon that is inherent only in inflected languages, awhile in languages of other types it is the result of the impact of cross-cultural and cross-lingual links of the last century, and is manifested mainly in the form of borrowing from inflected languages lexical units or models of their formation.

ДИВЕРГЕНТЫ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО АНГЛИЙСКОГО: ТРАНСЛАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Соколова Наталья Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»: Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29.

Тел.: (342) 219-80-67

E-mail: ntlk0@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, какое влияние на перевод дивергентов-культуронимов британского и американского вариантов английского языка оказывают их лексико-семантические особенности, а также эстетическая функция, которую данные лексические единицы могут приобретать в примарно-эстетическом типе текста. На основе сопоставления оригинальных примарно-эстетических текстов и их профессиональных переводов на русский язык автор приходит к выводу, что ошибки при переводе дивергентов-культуронимов британского и американского английского являются следствием незнания переводчиками различий плана содержания таких единиц, их смысловой и фоновой информации, а также результатом игнорирования той эстетической информации, которую они несут в оригинале. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость учета сразу всех указанных факторов при переводе дивергентов-культуронимов в примарно-эстетических текстах.

Ключевые слова: дивергент, культуроним, план содержания, американский вариант английского языка, британский вариант английского языка, примарно-эстетические тексты, переводческое соответствие.

DIVERGENTS OF BRITISH AND AMERICAN ENGLISH: TRANSLATION ASPECT

Sokolova Natal’ya Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages, Linguistics and Translation Department, Perm National Research Polytechnic University. Russia.

Keywords: divergent, culturonym, content plane, American English, British English, primarily aesthetic texts, translation match.

The article discusses what impact of translation divergents of British and American English culturonyms have their lexical and semantic features and aesthetic function data, which lexical units can acquire in primary aesthetic type of the text. On the basis of a comparison of original primary aesthetic texts and their professional translation into Russian, the author comes to the conclusion that translation mistakes in divergents of British and American English culturonyms are the result of translators’ ignorance of the differencesin the subject matter of such units, their meaning and background information, as well as the result of disregard of the aesthetic information, which they possess in the original. This, in turn, predetermines the need to consider all of these factors at once when translating divergents-culturonymsin a primarily aesthetic texts.

ОБРАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «ГЛУПОСТЬ» В АНГЛИЙСКОМ И ТАТАРСКОМ ЯЗЫКАХ

Гафиатуллина Наиля Рамилевна, канд. филол. наук, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10.

Рахимова Диана Фердинандовна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68.

Насибуллина Файруза Фаиловна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68.

Тел.: (843) 238-41-10

E-mail: invisiblegirl15@mail.ru

Аннотация. Статья содержит анализ ключевого слова концепта «глупость» по данным энциклопедических, онлайн-словарей с целью выявления образных признаков, входящих в структуру исследуемого концепта. Новизна данной работы заключается в когнитивном подходе к сопоставляемому материалу, что, в свою очередь, помогает углубить адекватную трактовку языковой картины мира. Работа выполнена в русле когнитивных исследований и посвящена сопоставительному исследованию концепта «глупость» в двух разносистемных языках. Языки исследования (английский и татарский) различаются не только генетически и структурно, но и являются языками народов с различными культурными, религиозными и чувственными традициями, что дает возможность как сделать выводы на типологическом уровне, так и обобщить некоторые культурологические особенности английского и татарского этносов. Авторами продемонстрированы комплексный подход к изучению объекта исследования, учет типологических особенностей английского и татарского языков, умение найти точки соприкосновения в сравнении этих языков.

Ключевые слова: концепт «глупость», признаки, характеристика, анализ.

FIGURATIVE SIGNS OF “STUPIDITY” CONCEPT IN ENGLISH AND TATAR LANGUAGES

Gafiatullina Nailya Ramilevna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev-KAI. Russia.

Rakhimova Diana Ferdinandovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages in Professional Communication Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Nasibullina Fayruza Failovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages in Professional Communication Department, Kazan National Research Technological University. Russia.

Keywords: concept of “stupidity”, features, characteristic, analysis.

The article analyzes the concept of keyword “stupidity” according to encyclopaedic online dictionaries to identify figurative signs that are part of the studied concept. The scientific novelty of this article lies in the cognitive approach to the compared material, which in turn helps to deepen the adequate interpretation of the linguistic world image. The research is carried out in line with cognitive research and is dedicated to the comparative study of “stupidity” concept in two languages of different structures. Studied languages (English and Tatar) differ not only genetically and structurally, but also are the languages of nations with different cultural, religious and sensuous traditions, which makes it possible to draw conclusions on typological level and summarize certain cultural features of English and Tatar ethnic groups. An integrated approach to the study of the research object, account of typological characteristics of English and Tatar languages, the ability to find things in common in the comparison of these languages – all this is an undoubted merit of this article.

 

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Кулешова Елизавета Алексеевна, преподаватель кафедры мировых языков и культуры, аспирант, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»: Россия, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.

Тел.: (863) 273-85-11

E-mail: Club_King@mail.ru

Аннотация.В статье обсуждаются вопросы концептуализации эмоций в языковом сознании человека. В психологии существует традиционное деление эмоций на базовые и производные. Лингвистический анализ показывает, что ряд концептов эмоций носит гештальтный характер, при этом наблюдаются нечленимые эмоциональные концепты и производные эмоциональные концепты, структура которых является членимой. В статье доказывается, что концепты эмоций, структура которых носит характер прототипического гештальта, репрезентируют базовые эмоции, традиционно выделяемые психологами; эмоциональные концепты, носящие характер категоризованного гештальта, репрезентируют производные эмоции. Также можно выделить концепты вторичных эмоций, которые структурируются на составляющие. Делается вывод о том, что список фундаментальных, базовых эмоций, носящих универсальный характер, можно уточнить, анализируя структуру эмоционального концепта: эмоции, которые репрезентируются концептами, имеющими нечленимую гештальтную структуру, можно отнести к разряду базовых.

Ключевые слова: эмоциональный концепт, базовые эмоции, универсальные концепты, гештальт, прототипические гештальты, категоризованные гештальты, семантические примитивы, лингвокогнитология, когнитивная лингвистика, эмотиология.

CONCEPTUALIZATION OF BASIC EMOTIONS AS A LINGUISTIC PROBLEM

Kuleshova Elizaveta Alekseevna, lecturer of Languages and Cultures of the World Department, postgraduate student, Don State Technical University. Russia.

Keywords: emotional concept, basic emotions, general concepts, gestalt, prototypical gestalt, categorized gestalt, semantic primitives, linguistic knowledge engineering, cognitive linguistics, emotiology.

The article discusses the conceptualization of emotions in the human linguistic consciousness. In psychology there is a traditional division of emotions into basic and derived ones. Linguistic analysis shows that a number of emotions concepts is of gestalt character, while there are indivisible emotional concepts and derivative emotional concepts, the structure of which is divisible. The article proves that the concepts of emotions, the structure of which is of the prototypical gestalt origin, represents basic emotions, traditionally distinguished by psychologists; emotional concepts being of categorized gestalt character, represent derivative emotions. One can also highlight the concepts of secondary emotions that are structured into components. The conclusion is that the list of fundamental basic emotions, being of a general character, can be specified by analyzing the structure of the emotional concept: the emotions that represent concepts that have indivisible gestalt structure can be classified as basic ones.