НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Вестник развития науки и образования 6-2016

Полнотекстовая версия журнала

 

ПОЛИТОЛОГИЯ


О СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ ГРУППИРОВКАМИ, И НЕОБХОДИМОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИ
БЕРПРЕСТУПНОСТИ



Кобец Петр Николаевич, д-р юрид. наук, профессор, почетный сотрудник МВД России, гл. науч. сотрудник Центра организационного обеспечения научной деятельности, ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 123995, г. Москва, Г-69 ГСП-5, ул. Поварская, 25, стр. 1.

Тел.: (495) 691-35-74

E-mail: pkobets37@rambler.ru

Аннотация. Целью статьи является анализ средств, направленных на выработку единых подходов к формированию механизма противодействия киберпреступности, в том числе осуществляемой посредством современных информационных технологий. Результатами исследования можно считать следующие выводы. Во-первых, в настоящее время террористические и экстремистские группировки все чаще и больше рассчитывают на современные информационные технологии, чтобы облегчить достижение своих целей. Во-вторых, распространенные во всем мире и, по сути, децентрализованные экстремистские и террористические группы теперь пользуются Интернетом, мобильными телефонами, социальными сетями и различными доступными программами с изощренностью, доселе невиданной. Они с невероятной предприимчивостью используют технологии для ведения революционной пропаганды, вербовки, обучения, сбора средств, связи и определения целей для нанесения удара. В-третьих, в условиях второго десятилетия XXI столетия мы наблюдаем классическую гонку вооружений. Холодная война стала «войной кодирующих устройств». Страны разрабатывают агрессивные кибервозможности, но чувствуют себя все менее и менее защищенными. Проведенное исследование развивает и уточняет теорию современных информационных технологий и их влияние на киберпреступность. На примере использования информационных технологий экстремистскими и террористическими группировками показаны последствия, которые приводят к кибервойне.

Ключевые слова: киберпреступность, экстремизм, терроризм, информационные технологии, информационная безопасность, средства массовой информации.



ON THE ADVANCED INFORMATION TECHNOLOGY USED BY EXTREMIST AND TERRORIST GROUPS AND THE NEED FOR ACTIONS AGAINST CYBER FRAUD



Kobets Petr Nikolaevich, Dr. of Law Sci., Prof., honored member of the Ministry of Interior of the RF, head researcher of the Center of Organizational Support for the Research Activities, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation. Russia.

Keywords: cyber fraud, extremism, terrorism, information technology, information security, mass media.

The aim of the article is to analyze the facilities allocated for the elaboration of common approaches to the mechanism against cyber fraud formation, which includes cyber fraud carried out by means of advanced information technology. The results of the study are as follows: firstly, nowadays terrorist and extremist groups increasingly reckons upon advanced information technology so as to facilitate achieving their goals. Secondly, actually decentralized extremist and terrorist groups, which are distributed worldwide, nowadays use the Internet, cell phones, social networks, and various available programs with never-seen-before sophistication. They use technology to conduct revolutionary propaganda, recruitment, education, fundraising, communications, and setting goals for a strike with an incredible entrepreneurial spirit. In the third place, in a middle of the second decade of the XXI century one can witness a classic race of armaments. The Cold War became “the War of Encoders”. Countries are developing aggressive computer options, but feel less and less secure. The conducted research develops and firms up the theory of modern information technology and their impact on cyber fraud. On the case study of the use of information technology by extremist and terrorist groups the author shows the consequences that lead to cyber war.



ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ 1917 г. В ПУБЛИЦИСТИКЕ АВТОРОВ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ: ЭТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ



Подвойский Леонид Яковлевич, канд. филос. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ, доцент кафедры «Философия», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»: Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

Байбатырова Наиля Мунировна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Теория и история журналистики», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»: Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

Тел.: (851-2) 49-41-56

E-mail: leonid.podv@gmail.com

Аннотация. К столетнему юбилею Февральской и Октябрьской революций в отечественной публицистике появляется немало противоречивых оценок событий 1917 г. Данная статья посвящена анализу взглядов авторов третьей волны русской эмиграции на феномен двух революций. Интерпретация революции авторами третьей волны русской эмиграции во многом была связана с анализом этических категорий. Рассмотрены статьи, публицистические труды и интервью представителей русского зарубежья, эмигрировавших на Запад во второй половине XX в. А. И. Солженицын, А. А. Зиновьев, Э. Лимонов старались творчески осмыслить истоки, характер и суть русской трагедии, предлагали пути ее преодоления. Сделана попытка анализа политического спектра настроений, нравственных позиций и взглядов русского зарубежья.

Ключевые слова: Февральская революция, Октябрьский переворот, публицистика, политическая этика, русское зарубежье, авторы эмиграции.



INTERPRETING THE EVENTS OF 1917 REVOLUTIONS IN THE JOURNALISTIS WORKS OF THIRD WAVE OF RUSSIAN EMIGRATION AUTHORS: ETHICAL AND POLITICAL ASPECT



Podvoysky Leonid Yakovlevich, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., honorary worker of higher professional education of the RF, Ass. Prof. of Philosophy Department, Astrakhan State University. Russia.

Baybatyrova Nailya Munirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Theory and History of Journalism Department, Astrakhan State University. Russia.

Keywords: February Revolution, October Revolution, journalism, political ethics, Russian expatriate community, authors of emigration.

By the centennial of the February and October revolutions in Russian journalism there appear many conflicting evaluations of the events of 1917. This article analyzes the views of the authors of the third wave of Russian emigration on the phenomenon of two revolutions. The interpretation of the revolution by the third wave of Russian emigration authors was mainly related to the analysis of ethical categories. The authors study the articles, publicistic works and interviews of Russian diaspora representatives, who emigrated to the West in the second half of XX century. A. I. Solzhenitsyn, A. A. Zinoviev, E. Limonov tried to creatively comprehend the origins, nature and essence of the Russian tragedy, suggested some ways to overcome it. The authors have made an attempt to analyze the political spectrum of sentiment, moral positions and views of the Russian diaspora.



КОНСЕРВАТОРЫ КАК ПРОВОДНИКИ ИННОВАЦИЙ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ



Аксеновский Дмитрий Иванович, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»: Россия, 129344, г. Москва, ул. Енисейская, 3.

Тел.: (499) 189-12-76

E-mail: axenovsky@mail.ru

Аннотация. Увеличение числа примеров депрессивных избирательных кампаний с непредсказуемым исходом выборов ставит под сомнение обоснованность использования в прогнозировании результатов электорального поведения теории медианного избирателя и теории рационального выбора. Обращение к теории диффузии инноваций позволяет концептуализировать понимание так называемых неожиданных результатов избирательных кампаний, с которыми исследователи сталкиваются в последние годы. В данной статье эмпирическим основанием для исследования послужили итоги и реакция на них в кампании по выбору президента США в 2016 г. Выдвинута гипотеза о том, что расхождение между прогнозируемым и фактическим результатами выборов обусловлено неучитываемой активностью консервативной части избирателей, которые, в отличие от инноваторов, формируют не позитивную альтернативу, а негативное отношение к предвыборным программам кандидатов.

Ключевые слова: электоральное поведение, дискриминация, восстание меньшинств, диффузия инноваций.



CONSERVATIVES AS CONDUCTORS OF INNOVATION TO THE ELECTORAL BEHAVIOR



Aksenovsky Dmitry Ivanovich, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Economics and Management Department, Academy of Public Administration. Russia.

Keywords: electoral behavior, discrimination, minorities rebellion, innovation diffusion.

Increasing the number of cases of depressive election campaigns with an unpredictable outcome questions the feasibility of median voter and rational choice theories use in forecasting the results of the electoral behavior. Appeal to the innovation diffusion theory allows to conceptualize the comprehension of the so-called “unexpected” results of election campaigns, which researchers have faced in recent years. In this article the empirical basis for the study lies in the results and the response to them in the US presidential election campaign in 2016. The author makes a hypothesis that the discrepancy between the predicted and actual results of the elections is due to nonregistered activity of the conservative part of the electorate, which, unlike the innovators , form not a positive alternative, but a negative attitude to the electoral program of the candidates.



СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РУССКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ



Никитюк Виктория Сергеевна, студент, Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 353907, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Видова, 56.

Сейфиева Елена Николаевна, канд. полит. наук, доцент кафедры «Информатика, математика и общегуманитарные дисциплины», Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 353907, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Видова, 56.

Тел.: (861-7) 21-13-88

E-mail: vikt.nickityuck@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются взаимоотношения России и Турции в XXI в. Эти государства занимают выгодное геополитическое положение и имеют возможность влиять на экономическую и политическую ситуацию в регионе. В период введения санкций странами Запада руководство РФ осуществляло поиск альтернативных партнеров в других регионах, в связи с этим расширились связи в различных сферах экономической деятельности с Турецкой Республикой. Однако дальнейшее развитее отношений было прервано после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик. После введения Россией запрета на ввоз отдельных видов турецких товаров и фруктов, прием на работу турецких граждан, продажу туров в Турцию товарооборот снизился в два раза. В России в первую очередь пострадали туроператоры, авиационные компании, занимающиеся перевозкой туристов, и фирмы, реализующие турецкие фрукты и овощи. Это, в свою очередь, способствовало налаживанию новых партнерских связей и развитию таких регионов, как Крым и Краснодарский край. Восстановление отношений между государствами произошло осенью 2016 г., что привело к возврату строительства газопровода «Турецкий поток».

Ключевые слова: дипломатия, Россия, Турция, экспорт, импорт, туризм, конфликт, товарооборот, санкции.



DIFFICULTIES AND PROSPECTS OF DEVELOPING RUSSIAN-TURKISH RELATIONS



Nikityuk Viktoriya Sergeevna, student, Novorossiysk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Seyfieva Elena Nikolaevna, Cand. of Polit. Sci., Ass. Prof. of Informatics, Mаthеmatics and Humanities Department, Novorossiysk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: diplomacy, Russia, Turkey, export, import, tourism, conflict, turnover, sanctions.

The article deals with the relations between Russia and Turkey in the XXI century. These states take favorable geopolitical position and have the opportunity to influence the economic and political situation in the region. During the period of introduction of Western sanctions the Russian government sought alternative partners in other regions, that is why the ties with the Republic of Turkey expanded in various spheres of economic activity. However, the further development of relations was interrupted after the Turkish Air Force had shot down a Russian bomber. After the Russia’s introducing its ban on the import of certain types of Turkish goods and fruit, employment of Turkish citizens, and for the sale of tours to Turkey, the turnover has decreased twice. As for Russia, tour operators, airline companies engaged in the transporting tourists, and companies that sell Turkish fruits and vegetables suffered in the first place. This in turn contributed to the establishment of new partnerships and development of such regions as the Crimea and the Krasnodar Territory. The restoration of relations between states occurred in autumn 2016, which led to the recovery of the “Turkish Stream” gas pipeline construction.



К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ «АТЛАНТИЗМА» НА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В 1990-е гг.



Пашковский Петр Игоревич, канд. полит. наук, доцент, доцент кафедры политических наук и международных отношений, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4.

Тел.: (365-2) 54-50-36

E-mail: petr.pash@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению влияния геополитической парадигмы «атлантизма» и представителей данного направления на концептуальные и доктринальные основы внешней политики Российской Федерации в 1990-е гг. Показано, что наиболее значительное воздействие «атлантистов» на концептуальное и доктринальное обеспечение внешней политики РФ наблюдалось в первой половине 1990-х гг. Это отчетливо проявляется в содержании Концепции внешней политики России 1993 г. С середины последнего десятилетия XX в. под влиянием внутренних и внешних факторов в российском внешнеполитическом дискурсе происходит усиление приверженцев подходов в русле реализма. Содержание концептуальных и доктринальных основ российской внешней политики эволюционировало от расплывчатых подходов 1990-х гг., формировавшихся под влиянием «атлантических» и отчасти «неоевразийских» идей, к более четким позициям 2000-х гг., сформированным под воздействием «неоевразийства» и реализма и основанным на экономическом прагматизме.

Ключевые слова: «атлантизм», концептуальные и доктринальные основы, внешняя политика, Российская Федерация.



ON THE QUESTION OF “ATLANTICISM” IMPACT ON THE CONCEPTUAL AND DOCTRINAL FOUNDATIONS OF RUSSIAN FOREIGN POLICY IN THE 1990’s



Pashkovsky Petr Igorevich, Cand. of Polit. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Political Sciences and International Relations Department, V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Russia.

Keywords: “Atlanticism”, conceptual and doctrinal foundations, foreign policy, Russian Federation.

The article considers the influence of the geopolitical paradigm of “Atlanticism” and representatives of this course on the conceptual and doctrinal foundations of Russian foreign policy in the 1990’s. It is shown that the most significant impact of “atlanticists” on the conceptual and doctrinal provision of Russia’s foreign policy has been observed in the first half of the 1990’s. It is clearly seen in the content of Russian Foreign Policy Concept of the year of 1993. Starting from the middle of the last decade of XX century the Russian foreign policy discourse sees exacerbation of supporters for the realism-based approaches under the influence of  internal and external factors. The subject matter of the conceptual and doctrinal foundations of Russian foreign policy has evolved from the vague approaches of the 1990’s, which in turn have been formed under the influence of the “atlanticist” and partly “neo-Eurasian” ideas, to more clear positions of the 2000’s, formed under the influence of “neo-Eurasionism” and realism and based on economic pragmatism.



ФИЛОСОФИЯ



ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ



Кудашов Вячеслав Иванович, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»: Россия, 660041, г. Красноярск, Свободный просп., 79.

Равочкин Никита Николаевич, ст. преподаватель кафедры «История и психология», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а.

Тел.: (391) 244-86-25

E-mail: nickravochkin@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются процессы трансформации социума в условиях становления информационного общества. Современный этап развития человеческого общества характеризуется переходом к всеобщей информатизации, внедрению информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Учащающиеся трансформации сопровождаются информатизацией общества, являя лишь одну из закономерностей современного социального прогресса. Трансформации представляются как смена стадий – своего рода процесс системных изменений. Трансформациям присуще быстрое устаревание привычных выработанных моделей поведения индивидов. Усложняются социальная среда и ситуации, в которых они живут и работают. Авторы обращаются к исследованиям З. Бжезинского, Д. Белла, Э. Тоффлера и ряда других классиков футурологии. По их мнению, информационное общество – разновидность постиндустриального общества, становление которого сопряжено с доминированием информационного сектора экономики. Исследовано формирование информационного общества, а также его влияние на развитие социума.

Ключевые слова: информационное общество, «сетевое общество», трансформация, коммуникативные технологии, виртуальная реальность.



APPREHENSION OF THE SOCIAL TRANSFORMATION PROCESSES IN INFORMATION SOCIETY



Kudashov Vyacheslav Ivanovich, Dr. of Philos. Sci., Prof., head of Philosophy Department, Siberian Federal University. Russia.

Ravochkin Nikita Nikolaevich, senior lecturer of History and Philosophy Department, Kemerovo State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: information society, “network society”, transformation, communication technology, virtual reality.

The article considers the transformation processes of the social environment in the setting of establishing information society. Current stage of human society development is marked by transition to total informatization, implementation of information technology to all the spheres of human activity. More frequent transformations are accompanied by the informatization of the society, only revealing the single regularity of modern social advance. Transformations are viewed as a stage change, a kind of process of system variation. Quick obsolescence of habitual elaborated behavior models of individuals is present in transformations. The social environment and social situations for individuals’ work and living are becoming more complicated. The authors turn to the works of Z. Brzezinski, D. Bell, E. Toffler and some other classical futurology. According to their opinion, information society is a variety of post-industrial society, the establishment of which is inherent in the dominating informational sector of economy. The formation of information society has been studied, as well as its impact on the social environment development.



SOS: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ И ФАКТЫ (ВЗГЛЯД ИЗ ПРОВИНЦИИ)



Резник Наталия Александровна, д-р пед. наук, профессор, вед. науч. сотрудник лаборатории науковедческих и наукометрических исследований, Центр научной и педагогической информации ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»: Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, стр. 1б.

Тел.: (495) 625-20-24

E-mail: nareznik@yandex.ru

Аннотация.Статья посвящена вопросам представления информации, отражающей разные стороны современного человеческого бытия: научные понятия и учебные знания, события и развлечения. Изложение ведется в контексте принципа научности с показом его трансформации в современном информационном пространстве. В первой части статьи кратко обсуждаются глубинные, но не совсем очевидные тенденции к разрушению нашего отечественного образования. Во второй – на простейших примерах показываются явные последствия этих тенденций в обучении (в бумажных и электронных учебных изданиях), а также в нашей повседневной жизни (в новостных лентах электронных СМИ). Основной текст составлен по материалам авторской монографии «Научность, доступность и наглядность в бумажных и электронных средствах обучения» (Санкт-Петербург, 2012).

Ключевые слова: информация, бумажные, электронные источники, научность, слово.



SOS: SCIENCE AND EDUCATION, INFORMATION AND FACTS (OUTWARD GLANCE FROM THE PROVINCE)



Reznik Nataliya Aleksandrovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., leading researcher of the Laboratory of Scientific and Scientometric Research, Center of Scientific and Pedagogical Information, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education. Russia.

Keywords: information, paper, electronic sources, scientific origin, word.

This article is dedicated to the issues of information representation that reflects various aspects of contemporary human life: the notion of scientific and educational knowledge, events and entertainment. The presentation is carried out in the context of scientific principles with demonstration of its transformation within a modern information space. In the first part of the article the author briefly discusses the underlying, but not quite obvious trends towards the destruction of Russian national education. The second part of an article presents the simplest examples showing evident consequences of these trends in education (on the case study of paper and electronic educational editions) and in daily life (in the news feed of on-line media). The body text is based on the author’s monograph “Scientific origin, accessibility and clarity in the paper and electronic teaching medium” (St. Petersburg, 2012).



КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НООСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ (В АСПЕКТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)



Гавеля Оксана Николаевна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры «Публичное управление и гуманитарные науки», Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств: Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 9, корп. 15.

Тел.: (044) 288-80-81

E-mail: o.gavelya @ukr.net

Аннотация. В статье обозначены основные признаки антропологической модели третьего тысячелетия, обнаружены общие и отличительные черты между философией антропологизма и антропоцентризма. Расширено представление о культурной антропологии не только как отдельном разделе антропологической науки, но и путем выделения ее в системе культурологического знания как науки о природной сущности и ценностях человека. Учитывая высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей одаренной личности, ее значительное влияние на культуру и образование в стране, автор определяет место культурной элиты в развитии современного общества. С позиций культурной антропологии одаренная личность рассматривается как идеальная целостность, способная усваивать и создавать базовые культурные ценности, наделять смыслом человеческую жизнь. Изучаются тематика и содержание произведений современных одаренных художников и литераторов, которые перекликаются с идеями космонавтики, космофизики и объединены идеей «творец – духовность – космос – наука – искусство».

Ключевые слова: культурная антропология, антропологизм, антропоцентризм, одаренная личность, культурные ценности, ноосферный уровень сознания.



CULTURAL VALUES AND THE NOOSPHERIC LEVEL OF CONSCIOUSNESS OF THE GIFTED PERSON (IN THE ASPECT OF THE ANTHROPOLOGICAL MODEL OF THE THIRD MILLENNIUM)



Gavelya Oksana Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Public Administration and Humanities Department, National Academy of Culture and Arts Management. Ukraine.

Keywords: cultural anthropology, anthropologism, anthropocentrism, gifted person, cultural values, noospheric level of consciousness.

The article outlines the key features of the anthropological model of the third millennium, discovers common and distinctive features between philosophy of anthropologism and philosophy of anthropocentrism. The article expands the notion of the cultural anthropology not only as a separate branch of the anthropological science, but also by highlighting it in the system of cultural knowledge as the science of the natural essence and values of the person. Taking into account the high level of intellectual and creative abilities of a gifted person, his or her significant impact on culture and education in a country, the author defines the place of the cultural elite in the development of modern society. From the standpoint of cultural anthropology, a gifted person is viewed as an ideal integrity that is able to percept and create the basic cultural values, to give meaning to human life. The author studies the subject and content of the works of talented contemporary artists and writers, who have a lot in common with the ideas of space exploration and astrophysics and are united by one idea: “Creator-Spirituality-Space-Science-Art”.



ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВ ЕГО РАЗВИТИЯ С ПОЗИЦИЙ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ



Девдариани Наталья Валерьевна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Рубцова Елена Викторовна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail: rubcova2@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понимание человека, его образования и перспектив развития с точки зрения антропологических идей К. Г. Юнга, что позволяет интегрировать результаты социокультурного и антропологического подходов в видении образования как противоречиво-двойственного пути становления индивидуальности из универсальной родовой природы человека. Проведенный авторами анализ юнговского учения о бессознательном позволяет ввести в образование результаты исследований глубинной психологии, ориентируя практиков и теоретиков образования на детальный анализ образовательной ситуации и мотиваций, прививая элементарную грамотность в вопросах самопознания и рефлексии. Проблема индивидуации ставит задачу непрерывного профессионального образования и личностного роста участников образования как необходимого условия их компетентности. Архетипический анализ ситуации образования раскрывает особое место последнего в судьбе человека и выявляет его глубинные культурные смыслы.

Ключевые слова: глубинная психология, юнговское учение, антропологический подход, современное образование.



PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PERCEPTION OF A PERSON AND HIS OR HER DEVELOPMENT PROSPECTS FROM THE STANDPOINT OF DEPTH PSYCHOLOGY



Devdariani Natal’ya Valer’evna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Russian Language and Speech Culture Department, “Kursk State Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Rubtsova Elena Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Russian Language and Speech Culture Department, “Kursk State Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: depth psychology, Jungian doctrine, anthropological approach, modern education.

The article deals with perception of a person, his or her formation and development prospects in terms of the anthropological ideas of C. G. Jung, that allows to integrate the results of the socio-cultural and anthropological approaches to the projection of education as a contradictory two-way formation of the personality from the universal generic nature of a man. The authors have conducted an analysis of Jungian doctrine about the unconscious that allows one to introduce the results of depth psychology research to education, positioning practitioners and notionalists of education at indepth analysis of the educational situation and motivation, inculcating basic literacy in the field ofself-cognition and self-reflection. The problem of individualization sets the task of continuing professional education and personal growth of the education participants as a necessary condition of their competence. The archetypical analysis of the educational situation reveals the special part of the latter the man’s destiny, reveals its deep cultural meanings.



ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ



Дмитриева Дарья Дмитриевна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме индивидуализации обучения в высших учебных заведениях. Автор рассматривает принцип индивидуализации обучения как одно из главных средств формирования личности специалиста с индивидуальной образовательной и самообразовательной траекторией. В статье представлены основные определения понятий «индивидуальность», «субъект» и «личность» с точки зрения философии, психологии и педагогики. Рассмотрена структура личности специалиста, и определены ее особенности. Изучена философская основа индивидуализации обучения в высших школах (экзистенциализм), и рассмотрены ее основные характеристики. Автор делает вывод о противоречивом характере индивидуализации обучения в вузе. Согласно экзистенциализму чувства и эмоции превосходят логику и разум. Таким образом, индивидуализация обучения может привести к нарушению общественных правил и норм поведения. Решение данной проблемы автор находит в постоянном контроле и корректировке данного процесса преподавателем.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, индивидуальность, личность специалиста, субъект, экзистенциализм как философская основа индивидуализации.



PHILOSOPHIC VIEW ON THE PROBLEM OF INDIVIDUALIZATION OF LEARNING IN HIGHER SCHOOL



Dmitrieva Dar’ya Dmitrievna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Russian Language and Speech Culture Department, “Kursk State Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: individualization of learning, individuality, specialist’s personality, subject, existentialism as a philosophy of individualization.

The article is dedicated to the problem of individualization of learning in higher education institutions. The author studies the individualization of learning principle as one of the main tools of specialist’s personality formation with individual educational and selfeducational course. The article presents the basic definitions of “individuality”, “subject”, “personality” from the viewpoint of philosophy, psychology and pedagogy. The author has studied the specialist’s structure of personality and has defined itsfeatures. The article examines the philosophy of learning in higher school (existentialism) and considers its main features. The author concludes on the contradictory nature of individualization of learning in a higher education institution.According to existentialism, feelings and emotions prevails over logic and sense, thus, individualization of learning may lead to breach into rules of social behavior and norms of conduct. The author finds the solution for this problem in constant monitoring and alignment of the process by the teacher.



ЖИЗНЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ОТ СУЩНОСТИ К ФЕНОМЕНУ



Рубцова Елена Викторовна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Девдариани Наталья Валерьевна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и культура речи», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-81-32

E-mail: rubcova2@mail.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть сущность понятия «жизнь» как функцию определенной материальной организации. Осуществлен анализ феномена с точки зрения существующих современных естественнонаучных подходов. При имеющемся плюрализме подходов авторы статьи исходят из определения жизни как непрерывно прогрессирующей, находящейся в постоянном контакте со средой «материи», заключенной в электронных состояниях атомов. Философское обоснование жизни как феномена продиктовано следующими положениями: объяснением природы человека, невозможным без привлечения естественнонаучных представлений о жизни; использованием методологических принципов в научном познании жизни; пониманием закономерностей структурно-функциональной организации живого. Эти положения, в свою очередь, способствуют ответу на наиболее актуальный философский, мировоззренческий вопрос о смысле жизни человека. Важным результатом философского и естественнонаучного познания жизни является вывод о единстве жизни на Земле.

Ключевые слова: жизнь, научная картина мира, концепции современного естествознания, феномен.



LIFE AS A PHILOSOPHICAL CATEGORY: FROM THE ESSENCE TO THE PHENOMENON



Rubtsova Elena Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Russian Language and Speech Culture Department, “Kursk State Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Devdariani Natal’ya Valer’evna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Russian Language and Speech Culture Department, “Kursk State Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: life, scientific worldview, concepts of contemporary natural science, phenomenon.

The article attempts to examine the essence of the “life” concept as a function of a certain material organization. The analysis ofthe phenomenon from the viewpoint of existing modernnatural-science approachesis carried out by the authors. In the presence of the pluralism of approaches, the authors take as a premise the definition of life as a continuously progressive, being in constant contact with the “substance” environment, enclosed in the electron states of atoms. The philosophical substantiation of life as a phenomenon driven by the following provisions: explanation of human nature, which is impossible without involving the natural science ideas of life; the use of methodological principles of the scientific congnition of life; comprehension of laws of living things structural and functional organization. These provisions, in turn, contribute to answering the most urgent philosophical and ideological question on the meaning of human life. An important result of philosophical and natural science cognition of life is the conclusion of the unity of life on Earth.



ИСТИННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВЕРНОЕ ОТРАЖЕНИЕ СМЫСЛА НАДЛЕЖАЩЕЙ И НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ИДЕИ ПРАВА И ОСНОВА ПРАВОМЕРНОГО ЗАКОНА



Осипян Борис Арташесович, канд. юрид. наук, доцент: Россия, г. Москва.

Тел.: (903) 277-01-84

E-mail: artos5@mail.ru

Аннотация. В статье автор раскрывает духовный смысл и практическое значение такого ключевого для всей классической юриспруденции понятия, как «правосознание», которое является духовно-нравственной и правовой основой всякого правомерного государственного закона и судебного решения, а также главным критерием для надежного, перспективного и успешного строительства всякого правомерного государства. Автор также рассматривает верное правосознание каждого добросовестного, образованного и опытного человека как первоначальный источник, направление и двигатель всякой государственно-правовой устойчивости и общественного развития, в том числе постоянной и своевременной поправки и необходимого систематического обновления всякого правомерного законодательства и судебной практики. Обосновано, что правомерное государственное законодательство есть форма действия постоянно обновляющегося человеческого духа и одно из средств реализации духа в самых разных личных и социальных измерениях.

Ключевые слова: истинное правосознание человека, верное отражение смысла надлежащей и непреходящей идеи права, основа правомерного закона, критерий перспективного строительства правомерного государства.



REAL LEGAL CONSCIOUSNESS OF A PERSON AS AN ACCURATE REFLECTION OF A NOTION OF PROPER AND PERSISTENT IDEA OF LAW AND THE BASIS OF RIGHTFUL LAW



Osipyan Boris Artashesovich, Cand. of Law Sci., Ass. Prof. Russia.

Keywords: real legal consciousness, accurate reflection of a notion of proper and persistent idea of law, basis of rightful law, criterion for a reliable, long-term and successful construction of a lawful state.

The author reveals the spiritual meaning and practical value of such key classical law concept as “legal consciousness”, which is a spiritual, moral and legal basis of any legitimate public law and judicial decision, as well as the main criterion for a reliable, longterm and successful construction of any lawful state. The author also considers the true legal consciousness of every responsible, educated and experienced person as the original source, direction and drive of every state legal stability and social development, including continuous and timely amendments and the need for a systematic update of all legitimate legislation and judicial practices. It is proved that a legitimate government legislation is a form of action of constantly renewing human spirit and one of the means of implementation of the spirit to a variety of personal and social dimensions.