ПЕДАГОГИКА
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Сергеева Марина Георгиевна, д-р пед. наук, доцент, вед. науч. сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16.
Колчина Вера Викторовна, аспирант, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16.
Тел.: (495) 621-33-74
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Аннотация. Вопросы моделирования процесса формирования профессиональных компетенций выпускника образовательной организации, востребованного на рынке труда и успешно осуществляющего свою профессиональную деятельность, широко исследуются отечественными и зарубежными учеными. В статье представлена классификация моделей, используемая в педагогических исследованиях (структурно-функциональные, функционально-структурные, организационные, образовательные, процессные, компетентностные, математические), на основе которой разработана структурно-функциональная модель формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров в условиях высшего образования, включающая взаимосвязанные блоки: целевой, содержательно-деятельностный, процессуальный и оценочно-результативный. Целевой блок предназначен для развития готовности к осуществлению эффективной профессиональной деятельности и формирования инновационно-предпринимательских знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности. Содержательно-деятельностный блок выполняет обучающую, формирующую и развивающую функции. Процессуальный блок включает педагогическое и методическое сопровождение формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров. Оценочно-результативный блок предназначен для определения уровня сформированности инновационно-предпринимательской компетентности у будущих менеджеров.
Ключевые слова: модель, классификация моделей, инновационно-предпринимательская компетентность.
MODELING THE PROCESS OF FORMING THE INNOVATION-ENTREPRENEURIAL COMPETENCE OF MANAGERS-TO-BE
Sergeeva Marina Georgievna, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., leading researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education. Russia.
Kolchina Vera Viktorovna, postgraduate student, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education. Russia.
Keywords: model, classification of models, innovation-entrepreneurial competence.
The issues of modeling the process of forming the professional competences of a graduate of an educational institution, who is in demand in the professional market and professional success, are being widely researched by Russian and foreign scientists. The article presents the classification of models, which is used in pedagogic studies (structural-functional, functional-structural, organizational, educational, process, competence, mathematical). Based on this, the article developsthe structural functional model of forming the innovation-entrepreneurial competence of managers-to-be in higher education environment, which includes the following interconnected blocks: target, content and activity, process, and assessment and result ones. The purpose of the target block is to develop the ability to effectively perform professional duties and form innovation-entrepreneurial knowledge, capabilities, skills, and practical experience. The content and activity block performs the educational, forming, and developing functions. The process block includes the pedagogic and methodological support of forming the innovation-entrepreneurial competence of managers-to-be. The assessment and result block serves the purpose of defining the level to which the innovation-entrepreneurial competence of managers-to-be has been formed.
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Гладов Алексей Васильевич, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.
Имамиев Алмаз Ильфатович, ст. преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
Власова Татьяна Станиславовна, ст. преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
Тел.: (843) 272-80-91
E-mail: gladov51@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются философские-этические вопросы формирования и развития человека, его личности и индивидуальности, а также его социализации. Человек рассматривается как самая высшая ценность человечества, без учета которой невозможно дальнейшее развитие российского общества. По мысли авторов, человек есть целостная всесторонне развитая личность, воплощающая в себе идеал подлинного единства его сущностных сил, духовного и физического совершенства. В настоящее время внимание к человеку, его нуждам, проблемам и радостям является основным условием, без которого невозможен прогресс вообще и социальный в особенности. Авторы полагают, что настало время изучать человека системно, для чего необходимо создание Института изучения проблем человека. Для реализации этой идеи российской науке следует разработать более совершенную методологию современных методов комплексных исследований человека.
Ключевые слова: человек, индивид, личность, ценность, этика, социализация, сознание, права и свободы личности.
ROLE OF HUMAN FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN SOCIETY
Gladov Aleksey Vasil’evich, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Foreign Languages Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.
Imamiev Almaz Il’fatovich, senior lecturer of Physical Education and Sports Department, Kazan (Volga Region) Federal University. Russia.
Vlasova Tat’yana Stanislavovna, senior lecturer of Physical Education and Sports Department, Kazan (Volga Region) Federal University. Russia.
Keywords: human being, individual, personality, value, ethics, socialization, consciousness, personal rights and freedoms.
The article studies the philosophical and ethical issues of human elaboration and development of his or her personality and identity, as well as his or her socialization. A person is viewed as a supreme value of mankind, excluding which the further development of Russian society is impossible. As authors believe, a human being is a complete and well-rounded personality being the embodiment of an ideal pure unity of his or her essence, moral and physical perfection. Currently the attention to a person, his or her needs, problems, and pleasures is a main condition, in the absence of which the progress as a whole and particularly social progress is impossible. The authors believe that it is high time to study a person in a consistent manner, wherefore it is necessary to found the Institute of human issues research. In order to do that the Russian science should develop more advanced methodology of modern methods of comprehensive human research.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Ойдопова Арюна Мункобаировна, ст. преподаватель кафедры социальной работы, соискатель, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»: Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.
Тел.: (302-2) 41-64-44
E-mail: karyuna@mail.ru
Аннотация. В настоящее время социальное образование представляет собой один из экономических ресурсов, влияющий на социальную реальность. На протяжении всего пути развития человечества для социального образования как для социальной системы характерно динамичное состояние, в рамках которого и необходимо изучать как историю становления (предпосылки) данной системы, так и возможные пути ее развития. В информационном обществе социальное образование выходит на первый план и отвечает за формирование нового типа общественного устройства. Возрастающее значение социального образования как важнейшего источника экономического роста, социальной стабильности и развития современного социума обусловливает необходимость его анализа. Именно поэтому в данной статье рассматриваются онтологические предпосылки развития социального образования в России в качестве одного из основных факторов, влияющих на его становление.
Ключевые слова: образование, социальное образование, онтологические предпосылки, общество, социальная система.
ONTHOLOGIC BACKGROUND OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL EDUCATION IN RUSSIA
Oydopova Aryuna Munkobairovna, senior lecturer of Social Work Department, applicant, Transbaikal State University. Russia.
Keywords: education, social education, onthologic background, society, social system.
Currently the social education has the form of one of economic resources that influences the social reality. Throughout the path of mankind development the social education, together with the social system, is typical of the dynamic state, in the framework of which it is vital to study the history of the make-up (the background) of this system together with possible lines of its development. Social education in information society comes to prominence and is in charge of the formation of the new type of the social order. The growing importance of social education as the chief source of economic growth, social stability and modern society development preconditions the the need for its analysis. For this very reason this article deals with the ontological background of the social education development in Russia as one of the key criteria that influence its formation.
ОЦЕНИВАТЬ ИЛИ НЕ ОЦЕНИВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Репринцева Юлия Сергеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры географии, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 104.
Тел.: (416-2) 77-77-50
E-mail: reprinceva1986@mail.ru
Аннотация. В свете принятия новых ФГОС ООО особое внимание уделяется оценке результатов образовательной деятельности школьников. В числе таковых рассматриваются и личностные результаты, под которыми понимаются достижения обучающихся в их личностном развитии. Именно личностные результаты обучающихся определяют основную социокультурную функцию современного образования – ведущую социальную деятельность общества, порождающую гражданскую идентичность и формирующую менталитет народа, ценности, социальные нормы поведения отдельных личностей, больших и малых социальных групп. Можно выделить несколько проблем в современном образовании, связанных с оценкой личностных образовательных результатов: отсутствие общепринятой системы диагностического инструментария; определение оценщиков; отсутствие ясности относительно того, какая личность способна двигать общество вперед, каким спектром личностных качеств она должна обладать, в связи с чем нет четкого осознания целей в области формирования и измерения личностных образовательных результатов.
Ключевые слова: личностные образовательные результаты, школьная география, система оценки, мониторинговые исследования.
SHOULD ONE ESTIMATE OR NOT ESTIMATE THE PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS IN THE PROCESS OF LEARNING GEOGRAPHY
Reprintseva Yuliya Sergeevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Geography Department, Blagoveschensk State Pedagogical University. Russia.
Keywords: personal educational results, classroom geography, estimation system, surveillance study.
In the light of new FSES BGE a special attention is drawn to estimation of schoolchildren educational activity. Among these personal results are also considered, which is regarded as trainees’ achievements in the area of their personal development. Namely the personal results of the trainees determine the main socio-cultural function of the modern society that is the leading social activity of the society , spawning the civil identity and forming the nation’s mentality, values, social behavioral norms of some individuals, as well as large and small social groups. One can divide a number of issues in modern education connected with the estimation of personal educational results: absence of the generally accepted system of diagnostic inventory, the definition of “estimators”, lack of clarity over the personality that is able to advance the society and what range of personal traits that person should possess. From there, there is no distinct comprehension of the aims in the scope of persona educational results formation and estimation.
ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Обухова Лариса Юрьевна, ст. преподаватель, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.
Тел.: (499) 943-95-80
E-mail: lora.yur@mail.ru
Аннотация. В статье обобщается опыт научной и профессиональной подготовки студентов по иностранному языку в неязыковом вузе. Большинство публикаций фокусируется либо на научном аспекте работы, либо на профессиональном. Основная цель данной статьи показать, что это не два отдельных направления, а одна комплексная задача, когда владение навыками научной работы способствует углублению профессиональной компетентности и ее производных: исследовательской, информационной и коммуникативной компетентности. Значение последней возрастает в настоящее время, так как приоритетным направлением становится развитие навыков и умений устной коммуникации, когда традиционное чтение и перевод профессионально ориентированного текста уступают место таким форматам, как метод проектов и метод кейсов, создающим модель профессионального и научного общения, позволяющую наиболее эффективно реализовать знание научного и профессионального языка.
Ключевые слова: научный стиль, термины, профессиональная компетентность, исследовательская и информационная компетентность, коммуникативная компетентность, работа с газетным материалом, научный проект, кейс-методика.
INTEGRATION OF SCIENTIFIC AND PROFESSIONAL STUDENTS’ TRAINING IN FOREIGN LANGUAGE
Obukhova Larisa Yur’evna, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: academic style, terms, professional competence, research and information competence, communicative competence, working with news story, scientific project, case methodology.
The article sums up the experience in scientific and professional students’ training in foreign languages in non-linguistic higher educational institution. The majority of publications focus on either scientific, or professional aspect of the work. The main aim of this article is to highlight the fact that there are no two independent approaches, but one comprehensive task, in which skills in academic work promote the professional competence expansion and expansion of its derivatives:research, information and communicative competences. The significance of the latter is currently increasing as far as the speech communication skills and abilities development become the focal area, while the traditional reading and translating of profession-oriented text give way to such forms as project-based learning and case method, which forms the model of professional and academic communication allowing to most effectively implement the knowledge of academic and professional language.
РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Васильева Аида Алеговна, канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: Россия, 423578, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, просп. Строителей, 47.
Тел.: (855-5) 39-23-87
E-mail: v.aida@inbox.ru
Аннотация. Статья раскрывает роль поликультурного образования в становлении личности студента как приобщения его к культуре своего народа и ближайшего национального окружения, формирования начал этнической идентификации. В основном предлагается решительная перестройка всего учебного процесса, трансформация учебного плана на основе видения мира с позиции представителей разных культур, и высказывается однозначное несогласие с подменой поликультурного образования введением в план предметов по изучению разных культур. Главной целью вузовского образования является формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях культурной интеграции. При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача – воспитание у молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и национальных чувств сознания и поведения.
Ключевые слова: поликультурное образование, межкультурное общение, этнокультурная личность, билингвальное образование, билингвальное обучение.
ROLE OF MULTICULTURAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF STUDENT’S PERSONALITY
Vasil’eva Aida Alegovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages Department, Nizhnekamsk Chemical Technological Institute (branch of Kazan National Research Technological University). Russia.
Keywords: multicultural education, cross-cultural communication, ethnocultural identity, bilingual education, bilingual training.
The article discloses the role of multicultural education in the development of the student’s personality as an adaptation to the culture of his nation and the cultures of the nearest national environment, the formation of ethnic identification beginnings. As a rule the article suggests to resolute restructuring of the entire educational process, the transformation of the on the basis of seeing the world from the perspective of different cultures and the strong disagreement with the substitution of multicultural education by introduction of the subject for the study of different cultures into curriculum is expressed. The main purpose of higher education is the formation of the man of culture, who has personal human dignity and is capable to autonomous and collective action in the conditions of cultural integration. In organizing of the targeted education it is necessary to proceed from these objective processes, which are still the heart of nationalrelations, both on the world stage and within multinational companies. From this fact it follows a specific pedagogical task – training of the young men and women’s common to all mankind, civil, patriotic and national feelings of consciousness and behavior.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Черткоева Валентина Григорьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»: Россия, 362003, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Карла Маркса, 36.
Тел.: (867-2) 25-93-56
E-mail: valgrich50@mail.ru
Аннотация. Цель статьи – анализ государственных стандартов дошкольного образования Великобритании и России в аспекте урегулирования вопросов формирования у дошкольников математических способностей. С использованием сравнительного анализа, синтеза и логического обобщения положений государственных стандартов дошкольного образования двух стран автором раскрываются содержание подходов к обучению, его принципы, методы и формы. Выявлены сходство и принципиальные различия двух подходов. Использование результатов исследования в педагогической деятельности будет способствовать более глубокому пониманию и восприятию зарубежного опыта и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса. Выводы исследования могут быть учтены в законодательной деятельности, а также педагогами при разработке программ развития математических способностей дошкольников, в отдельных образовательных комплексах, а также при оценке их эффективности.
Ключевые слова: дошкольники, развитие, математика, образовательные стандарты, Россия, Великобритания.
PRESCHOOLERS’ NUMERACY DEVELOPMENT IN THE SCOPE OF NATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS: ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND GREAT BRITAIN
Chertkoeva Valentina Grigor’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Preschool and Elementary Education Department, North Ossetian State Pedagogical Institute. Russia.
Keywords: preschoolers, development, mathematics, educational standards, Russia, Great Britain.
The aim of the article is to analyze the national preschool education standards in Great Britain and Russia in the scope of dealing with preschoolers’ numeracy development. Using the comparative analysis, synthesis and logical conclusion of provisions of national preschool education standards of these two countries, the author reveals the subject matter of the approaches to education, its principles, methods, and forms. The authors indicated similarities and fundamental differences of these two approaches. Using the research results in teaching activity will aid deeper understanding and apprehension of the foreign experience and, as a result, increase the efficiency of educational process. The conclusions of the research may be considered in legislation, as well as in working out the preschoolers’ numeracy development programs and their effectiveness evaluation.
ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Чернышкова Наталия Владимировна, канд. филол. наук, доцент департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.
Тел.: (499) 943-95-80
E-mail: ronas20007@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования песни для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Акцентируется внимание на том, что в зависимости от цели и задач занятия, выбора песенного материала в рамках иноязычной коммуникативной компетенции развиваются социокультурная и межкультурная компетенции, стимулирующие формирование фоновых и культурологических знаний изучаемого иностранного языка, вследствие чего повышается мотивация обучающихся. Дается краткий исторический обзор методов использования песни на занятиях по французскому языку с середины XX в. до наших дней, а также формулируются цели их изучения. Предлагаются задания для работы с песенным материалом до и после прослушивания, развивающие все виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, аудирование, способствующие овладению иноязычной коммуникативной компетенцией.
Ключевые слова: песня, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, межкультурная компетенция, практические упражнения.
LINGUISTIC-METHODOLOGICAL FEATURES OF SONG MATERIAL IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Chernyshkova Nataliya Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: song, communicative competence, socio-cultural competence, intercultural competence, practical exercises.
The article discusses the issues of using songs to develop foreign language linguistic competence. It places emphasis on the fact that the selection of song material, depending on the goal and tasks of a class, develops socio-cultural and intercultural competences within foreign language communicative competence. These stimulate the formation of background and cultural knowledge of the studied language, thus increasing the motivation of students. The work contains a brief historical overview of the methods of using songs in French language classes from the middle of the XX century till the present day and formulates the goals of studying them. It presents tasks for working with song material before and after listening which develop all language skills, such as speaking, reading, writing and listening, helping to master foreign language communicative competence.
ОЦЕНКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель департамента языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.
Тел.: (499) 943-98-55
E-mail: kaluginaruc@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается оценка межкультурной коммуникативной компетенции (МКК). Приводится определение МКК, анализируются ее компоненты (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный). Оценка МКК должна учитывать три компонента, развивающих уважение студентов к культуре и традициям других народов, открытость к разнообразному культурному наследию. Автор считает, что преподаватель выполняет фундаментальную роль в оценке МКК. Представлены рекомендации преподавателям с целью предотвращения субъективности в оценке МКК. Данные методические рекомендации основаны на практической ценности оценки МКК, а также были апробированы в течение курса «Межкультурная коммуникация» среди студентов неязыкового вуза. Они включают рекомендации по текущей или итоговой прямой или косвенной оценке, оценке, которая носит пролонгированный характер в течение курса, и самооценке.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция (МКК), когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный компоненты, оценка МКК.
INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE STUDENTS EVALUATION
Kalugina Ol’ga Anatol’evna, senior lecturer of Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: intercultural communicative competence (ICC), cognitive, pragmatist, pragmatist-motivational components, ICC evaluation.
The article deals with the intercultural communicative competence (ICC) evaluation. The article contains the ICC definition and analyses its components (cognitive, pragmatist, pragmatist-motivational). The ICC evaluation should consider three components that develop the students’ cultural awareness and openness to various cultural background. The author believes that the teacher exercises the fundamental function in ICC evaluation. The article presents the guidelines to teachers for preventing the subjectivity in ICC evaluation. The given guidelines are based on practical utility of ICC evaluation since they have been proven during the “Intercultural communication” course for the students of non-linguistic higher educational establishment. The guidelines include the recommendations on the current or final evaluation, direct and indirect evaluation, the carried over the course evaluation and self-evaluation.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Струнина Наталья Вячеславовна, ст. преподаватель, аспирант, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»: Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
Тел.: (841-2) 56-35-11
E-mail: natstrunina@mail.ru
Аннотация. Использование информационно-компьютерных технологий открывает большие возможности в организации образовательного процесса. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности взаимодействия педагогов и студентов на занятиях с использованием программно-технических средств. В статье рассматриваются федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, отображающие актуальность применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебном процессе в вузе. Показаны особенности построения занятий с использованием информационно-компьютерных технологий. Описываются традиционные и современные методы и средства взаимодействия педагогов и обучающихся на занятиях по английскому языку. Также анализируются виды учебной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка средствами информационно-компьютерных технологий. Особое внимание уделяется образовательным возможностям, которые дает обучающимся применение программно-технических средств. В заключение делается вывод о том, что эффективность обучения заметно повышается благодаря использованию ИКТ.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, английский язык, программно-технические средства, образовательные возможности, взаимодействие, образовательный процесс.
INTERACTION BETWEEN THE PARTICIPANTS OF EDUCATION PROCESS IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING BY MEANS OF INFORMATION-COMPUTER TECHNOLOGIES
Strunina Natal’ya Vyacheslavovna, senior lecturer, postgraduate student, Penza State University. Russia.
Keywords: information-computer technologies, English language, software-hardware means, education opportunities, interaction, education process.
The usage of information-computer technologies offers significant opportunities for the organization of education process. The goal of the study consists in uncovering the specific features of the interaction between the educator and students during classes involving the use of software-hardware means. The article examines federal state education standards of the new generation, which reflect the topical nature of applying information-computer technologies (ICT) in the teaching process at higher education institutions. It shows the peculiarities of structuring classes involving the use of information-computer technologies, describes the traditional and modern methods and means of interaction between educators and students in English language classes, analyzes the types of education activity of students in the process of studying a foreign language with the help of information-computer technologies. Special attention is given to the education opportunities students receive when using information-computer technologies. The author comes to the conclusion that the effectiveness of education increases significantly as a result of using ICT.
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Скоробогатова Мария Ростиславовна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»: Россия, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4.
Тел.: (365-2) 54-50-36
E-mail: maricrimea@gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются особенности защиты диссертационной работы в системе подготовки научных кадров в странах Западной Европы: Великобритании, Германии, Италии и Франции. В целом условия защиты диссертаций в исследуемых странах имеют много схожего: идентичные требования допуска к защите, критерии к исследовательской работе и процедура защиты. В современных интеграционных и глобализационных условиях наметился ряд новых тенденций: обязательное наличие публикаций у кандидата, формирование экспертных советов с привлечением зарубежных исследователей, оценивание диссертационной работы. В то же время процесс защиты диссертации является наименее подверженным изменениям компонентом системы подготовки научных кадров за весь период истории европейского университета. Сложившиеся еще со времен Средневековья условия и требования к присвоению ученой степени во многом сохранились: назначение индивидуального научного руководителя, выполнение научной работы, оценивание знаний предмета и ораторского мастерства перед корпорацией ученых.
Ключевые слова: подготовка научных кадров, защита диссертации, экспертный совет, PhD в Европе.
PECULIARITIES OF THE PhD THESIS DEFENSE IN THE COUNTRIES OF WEST EUROPE
Skorobogatova Mariya Rostislavovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Pedagogy Department, V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Russia.
Keywords: scientific personnel training, PhD defense, expert advisory body, PhD in Europe.
The article deals with the peculiarities of the PhD thesis defense in the system of the scientific personnel training in the countries of West Europe, such as Great Britain, Germany, Italy and France. On the whole, the conditions of PhD defense in the studied countries have much in common: identical requirements to the admission to the thesis defense, criteria of the research work and the defense procedure. In the modern integration and globalization setting there appeared a range of new trends: compulsory presence of candidate’s publications, the formation of expert advisory bodies with the participation of foreign researchers, assessment of the PhD thesis. At the same time the process of PhD defense is the least exposed to changes component of the scientific personnel training system for the whole period of European university’s history. The prevailing conditions ever since the Middle Ages together with the requirements for the academic degree granting haven’t significantly changed. They are the individual dissertation advisor assignment, performing the academic work, estimation of the mastery of the subject matter and speech delivery facing the academic body.
ПСИХОЛОГИЯ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Ясин Мирослав Иванович, канд. социол. наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.
Сердакова Кира Геннадьевна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры теории и технологии обучения в высшей школе, ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации»: Россия, 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, 8, стр. 2; доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36.
Тел.: (495) 958-25-56
E-mail: nadsaw@yandex.ru
Аннотация. В статье раскрывается связь религиозности и субъективного благополучия в пожилом возрасте. Связь религиозности и субъективного благополучия опосредована такими факторами, как тип мотивации, уровень самооценки, степень автономии, тревожность и наличие внутренних конфликтов. Исследование показало: в пожилом возрасте религиозность приобретает большее значение. У верующих пожилых показатели субъективного благополучия несколько выше. Религиозные люди более самокритичны и требовательны к себе. Для субъективного благополучия пожилого человека важными остаются одобрение окружающих, подтверждение собственной компетентности и семейные ценности. Структура религиозности глубоко верующих и номинально религиозных различна: для глубоко верующих теоретические вопросы религии оказываются менее значимыми, им менее интересны магия и псевдонаука. У них выше показатели по внешней религиозности, они приветствуют религию как источник моральных норм.
Ключевые слова: пожилые, субъективное благополучие, религиозность, мотивация, ценности.
EMPIRICAL STUDY OF RELIGIOSITY AND SUBJECTIVE WELL-BEING IN OLD AGE
Yasin Miroslav Ivanovich, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of Psychology Department, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.
Serdakova Kira Gennad’evna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Theory and Technology of Education in Higher School, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation; Ass. Prof. of Psychology Department, Plekhanov Russian University of Economics. Russia.
Keywords: the elderly, subjective wellbeing, religiosity, motivation, values.
The article uncovers the connection between religiosity and subjective well-being in old age. The link between religiosity and subjective well-being is determined by such factors as the type of motivation, level of self-esteem, degree of autonomy, anxiety and the presence of inner conflicts. The study has revealed that the importance of religiosity increases in old age. The subjective well-being of elderly believers is somewhat higher. Religious people are more prone to self-criticism and demand more of themselves. Such factors as the approval of others, the proof of own competence, and family values remain important for the subjective well-being of an elderly person. The structure of religiosity is different in deep and nominal believers: deep believers are lessinterested in theoretic religious issues, magic, and pseudoscience. They have higher levels of outer religiosity and welcome religion as the source of moral norms.
МЕХАНИЗМ ДИНАМИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Долганов Дмитрий Николаевич, канд. психол. наук, зав. лабораторией социологических и социально-психологических исследований, доцент кафедры гуманитарных и экономических наук, филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева» в г. Белове: Россия, 652644, Кемеровская обл., г. Белово, п. г. т. Инской, ул. Ильича, 32а.
Тел.: (384-52) 6-50-90
E-mail: dodn-b@yandex.ru
Аннотация. Анализ функционирования системы предполагает выделение ведущих механизмов ее поведения. Механизм в психологической науке рассматривается либо как описание структуры взаимодействующих элементов, либо в нем акцентируется динамика взаимосвязей и взаимовлияний элементов системы. Анализ динамики элементов системы автор считает наиболее важным при описании психологического механизма, поскольку элементный состав системы может изменяться, тогда как динамика системы остается более стабильным параметром. Для анализа и описания механизма динамики психологической системы использовались эмпирические данные, собранные в ходе исследования взаимосвязи межличностных отношений субъектов образовательного процесса и успешности учебной деятельности. В результате целенаправленного воздействия на систему межличностных отношений зафиксирована динамика, идущая в направлении формирования комплексов и связей элементов, касающихся результативности учебной деятельности. В контрольной группе испытуемых динамика заключается в формировании взаимосвязей, которые способствуют протеканию и/или компенсируют негативные тенденции в области учебной деятельности. В экспериментальной группе выявлена динамика более сложная, заключающаяся в установлении разветвленных и функциональных связей, что позволяет оптимизировать протекание учебной деятельности и ее результативность.
Ключевые слова: межличностные отношения, учебная деятельность, психологическая система, динамика психологической системы.
MECHANISM OF PSYCHOLOGICAL SYSTEM DYNAMICS
Dolganov Dmitry Nikolaevich, Cand. of Psych. Sci., head of Social and Social-Psychological Research Laboratory, Ass. Prof. of Humanities and Economic Sciences Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Belovo branch). Russia.
Keywords: interpersonal relations, educational activity, psychological system, dynamics of the psychological system.
The system operation analysis means emphasizing the leading mechanisms of its behavior. In psychology the mechanism is viewed either as the description of the pattern of cooperating elements or through the emphasizing the correlations and interference of the pattern elements dynamics. In the author’s opinion the pattern elements dynamics analysis is the most significant in describing the psychological mechanism, since the elemental composition of the system may change while the dynamics of the system remains more stable. In order to analyze and describe the psychological system dynamics mechanism the author used the empirical data obtained during the study of interpersonal relations of subjects of educational process correlations and the successrate of educational activity. As a result of deliberate action at the interpersonal relations system the author noted the dynamics towards the formation of complexes and connections of the elements related to the educational activity performance. The control group of people under test showed the dynamics that lied in forming the correlations, which promoted the behavior and/or compensated negative trends in the scope of educational activity. The experimental group showed the dynamics that was more complicated and lied in setting the farreaching and functional relations, which aided the optimization of educational activity behavior and its performance.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ АДДИКЦИЙ
Прокопьева Наталья Юрьевна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»: Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58.
Черепанова Марислава Никандровна, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»: Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58.
Тел.: (411-2) 35-20-90
E-mail: nupson@mail.ru
Аннотация. Исследование посвящено изучению психологических условий возникновения компьютерных аддикций. В настоящее время компьютерной зависимости подвергаются люди разного возраста, пола, статуса. Уход в виртуальный мир может быть обусловлен разнообразными причинами: это и конфликтные взаимоотношения с окружающими, непонимание и недостаток внимания со стороны семьи, эмоционально-психологическое напряжение и т. п. Авторы высказывают предположение о том, что невозможность удовлетворить свои базовые потребности приводит к поиску иных путей. Психологической предпосылкой возникновения аддикций, зависимостей как раз и является блокирование потребностей. В результате проведенного исследования была обнаружена такая тенденция, что увлечение компьютером снижает уровень удовлетворенности потребностей. Была обнаружена взаимосвязь между степенью увлеченности компьютером и уровнем удовлетворения потребности в признании и уважении, а также социальных потребностей: чем шире социальная сеть взаимодействия, тем ниже степень компьютерного аттачмента.
Ключевые слова: аддикция, компьютерная аддикция, стадии развития компьютерных аддикций, потребности, блокирование потребностей, замещающее поведение.
PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF COMPUTER ADDICTION GENESIS
Prokop’eva Natal’yа Yur’evna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of General Psychology Department, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Russia.
Cherepanova Marislava Nikandrovna, master’s student, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Russia.
Keywords: addiction, computer addiction, stages of computer addiction development, needs, blocking of the needs, detour behavior.
The research is dedicated to studying the psychological conditions of computer addiction genesis. Nowadays people are exposed to computer addiction regardless of their age, sex and status. Withdrawal to the virtual world may be determined by various reasons, such as conflict-ridden relationships with people, misunderstanding and lack of attention from the family, emotional and psychological tension, etc. The authors make an assumption that inability to satisfy the basic needs results in searching for other ways of satisfaction. The psychological background of addiction genesis is exactly the blocking of the needs. The undertaken study has revealed the tendency to the recession of the satisfaction of the needs along with the computer dedication. The authors discovered the synergies between the degree of computer dedication and the satisfaction of the need of concession and respect together with the degree of social needs satisfaction; the broader is the network of social interactions, the lower is the degree of computer attachment.
СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЖЕНЩИН, СКЛОННЫХ К КОМПУЛЬСИВНОМУ ШОПИНГУ
Эксакусто Татьяна Валентиновна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: Россия, 347922, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 2.
Михальченко Алла Анатольевна, ген. директор ООО «Анжилика Аюрведик», соискатель, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: Россия, 347922, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 2.
Тел.: (863-4) 36-04-50
E-mail: etv01@yandex.ru
Аннотация. В статье анализируются особенности субъективного качества жизни женщин, склонных к компульсивному шопингу, проявляющиеся через ценности, цели и устремления, удовлетворенность жизнью. В условиях репрезентативной выборки эмпирически подтверждено, что для женщин, склонных к компульсивному шопингу, характерна низкая степень сформированности жизненных ценностей при наличии целей и жизненных устремлений, направленных на достижение субъективного благополучия, развитие своего качества жизни. Таких женщин отличает недостаточная сформированность личностных смыслов, которые организуют их жизнь, а активность направляется на совершение необдуманных покупок как компенсацию низкой удовлетворенности собой, межличностными отношениями. При этом выявлена склонность этих женщин к завышенной самооценке уровня своего счастья, неадекватность которой подтверждается низкой удовлетворенностью отдельными сферами жизни (по данным стандартизированного опросника).
Ключевые слова: компульсивный шопинг, субъективное качество жизни, ценности, цели, удовлетворенность жизнью, женщины, склонные к компульсивному шопингу.
SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE OF WOMEN SUBJECT TO COMPULSIVE SHOPPING
Eksakusto Tat’yana Valentinovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Psychology and Health and Safety Department, Institute of Computer Technology and Information Security of the Southern Federal University. Russia. Mikhal’chenko Alla Anatol’evna, CEO, “Anzhilika Ayurvedik” LLC, applicant, Institute of Computer Technology and Information Security of the Southern Federal University. Russia.
Keywords: compulsive shopping, subjective quality of life, values, goals, life satisfaction, women subject to compulsive shopping.
The article analyzes the features of subjective quality of life of women subject to compulsive shopping, which manifest themselves as the values, goals and intentions, life satisfaction. In the context of representative sampling it has been empirically supported that women subject to compulsive shopping are notable for low degree of the life values maturity (in the presence of goals and life intentions aimed at achievement of subjective well-being, development of their own quality of lives). They are marked by lacking maturity of personal meanings that organize their lives, while their energy is aimed at impulse buying as a compensation of low selfsatisfaction and low satisfaction of interpersonal relations. Upon that, these women are prone to inflated self-esteem of their happiness, the inadequacy of which is proved by low satisfaction of other spheres of life (according to the data of keyed question).
ОСОБЕННОСТИ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ УВЕРЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ГЕЙМЕРОВ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ
Коптева Наталия Васильевна, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»: Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24.
Тел.: (342) 212-72-53
E-mail: kopteva@pspu.ru
Аннотация. Зависимость от ролевых онлайн-игр рассматривается с позиций психоанализа как поведенческое расстройство, а с позиций экзистенциальной психологии как новый технологический способ бытия-в-мире. В отличие от невроза, предполагающего страдание от симптомов, «симптом» зависимости – одержимость занятием, ведущим свое происхождение от инфантильных влечений, – доставляет человеку удовольствие. При разнообразии невротических защит игровая зависимость связана с одной из них – регрессией, характеризующей личность как инфантильную. Принципиальная особенность геймерского способа бытия-в-мире по сравнению со здоровым и рядом невротических способов существования – экзистенциальное положение невоплощенности. Теоретические положения статьи подтверждаются эмпирическим исследованием, в котором сопоставляются характеристики онтологической уверенности как «общего чувства» бытия у зависимых игроков, невротических пациентов и у представителей контрольной выборки.
Ключевые слова: зависимость, поведенческое расстройство, воплощенность, геймерский технологический способ бытия-в-мире, онтологическая уверенность.
FEATURES OF ONTHOLOGIC CONFIDENCE OF THE INTERNET-ADDICTED GAMERS AND NEUROSAL PATIENTS
Kopteva Nataliya Vasil’evna, Dr. of Psych. Sci., Ass. Prof., Prof. of Practical Psychology Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University. Russia.
Keywords: addiction, behavior disorder, embodiedness, gamer’s technologic way of being-in-the-world, onthologic confidence.
On-line roleplay games addiction is viewed from the perspective of psychoanalysis as a behavior disorder, and from the perspective of existential psychology as a new technologic way of being-in-the-world. Apart from neurosis, which implies suffering from the symptoms, independence “symptom” – obsession of the activity, resulting from juvenile inclinations, – bring pleasure to the person. Under a variety of neurotic defenses, the excessive gambling is connected to one of them – regression, characterizing the personality as immature. The key point of gamer’s way of being-in-the-world, compared to the way of healthy person and the variety of neurosal ways of life, is existential state of the unembodiedness. Theoretical abstracts of the article are substantiated by the empirical study. which compares the characteristics of onthologic confidence as “common sensation” of being for gambling addicts, neurosla patients and the representatives of the check sample.
ФИЛОЛОГИЯ
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ И СИНТАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИНТОНАЦИИ С ПОЗИЦИЙ СОЗДАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТЕКСТА
Станчуляк Татьяна Геннадьевна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.
Тел.: (495) 434-71-60
E-mail: tatyana0976@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению интонации с позиций парадигматического и синтагматического подходов к ее изучению. Совокупность рассматриваемых подходов в статье создает необходимую доказательную базу и обусловливает возможность создания интонационной модели звучащего текста, что представляется как конечная цель интонационных исследований. Освещение получают теоретические аспекты противопоставления парадигматического и синтагматического уровней изучения лингвистических фактов, в том числе интонации, а также такие сопряженные с указанной проблематикой вопросы, как состояние развития данной сферы лингвистических исследований на сегодняшний день, причины нерешенности многих вопросов в ней. Указываются направления и благоприятные условия для дальнейших успешных решений в области заявленной проблематики. Особенно подчеркиваются необходимость и важность выбора текста как объекта подобного рода исследований.
Ключевые слова: парадигматика, синтагматика, интонация, моделирование, текст, сочетаемость.
PARADIGMATIC AND SYNTAGMATIC ASPECTS OF INTONATION FROM A PERSPECTIVE OF THE INTONATION PATTERN OF THE TEXT FORMATION
Stanchulyak Tat’yana Gennad’evna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of Foreign Languages Theory and Practice Department, Peoples’ Friendship University of Russia. Russia.
Keywords: paradigmatics, syntagmatics, intonation, modeling, text, co-occurrence.
The article is dedicated to consideration of intonation from the perspective of paradigmatic and syntagmatic approaches to its observation. The set of concerned approaches in the article forms the required evidential basis and conditions the opportunity of forming the intonation pattern of sounding text, which is seen as the final target of intonation research. The article highlights the theoretical aspects of paradigmatic and syntagmatic approaches to studying the linguistic facts oppositeness, including the intonation, as well as complementary issues like current state of this framework of linguistic studies development, causes of existing open questions in it; the article also mentions the trends and favorable conditions for the further successful solutions in the scope of announced range of problems. The author emphasizes the necessity and importance of choosing the text as an object of this kind of studies.
ЯЗЫКОВОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЛИЦИТНОГО КОНФЛИКТА
Белозерова Александра Владимировна, преподаватель, аспирант, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»: Россия, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39.
Тел.: (493-2) 32-62-10
E-mail: belozerova.alexandra@gmail.
Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение специфики эксплицитного конфликта. В статье дается пример языкового описания эксплицитного конфликта: его зарождение, актуализация, динамика и разрешение. В ходе анализа определяются мотив зарождения конфликта и тип конфликтогена, рассматриваются динамика течения конфликта как смена коммуникативных тактик и ходов собеседников и их влияние на разрешение эпизода некооперативного общения. Особое внимание уделяется коммуникативному поведению участников конфликтной коммуникации (инициатору конфликта и адресату) и его языковому описанию: вербальному и невербальному поведению инициатора конфликта, его воздействию на адресата с последующим выбором его линии поведения, эмоциональным реакциям обоих коммуникантов и др. Делается вывод о характере и роли вербальных и невербальных компонентов коммуникации и их соотношении в ситуации некооперативного общения.
Ключевые слова: некооперативное общение, конфликт, невербальная коммуникация, инициатор конфликта, языковое описание.
LINGUISTIC DESCRIPTION OF AN EXPLICIT CONFLICT
Belozerova Aleksandra Vladimirovna, lecturer, postgraduate student, Ivanovo State University. Russia.
Keywords: non-cooperative communication, conflict, non-verbal communication, conflict initiator, linguistic description.
The goal of the article is to examine the specific features of an explicit conflict. It presents an example of the linguistic description of an explicit conflict: its origination, actualization, dynamics and resolution. The analysis results in the definition of the motive of conflict origination and the type of conflictogen. The work studies the dynamics of the course of conflict, viewing it as the change of communicative tactics and steps of interlocutors, and examines the impact of these tactics and steps on the resolution of non-cooperative communication episode. Special emphasis is placed on the communicative behavior of conflict communication participants (conflict initiator and addressee) and the linguistic description of conflict: verbal and nonverbal behavior of conflict initiator, their impact on the addressee with the subsequent selection of the line of conduct, the emotional reactions of both interlocutors, etc. The researcher comes to the conclusion on the nature and role of verbal and non-verbal communication components and their ratio in a non-cooperative communication situation.
ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ «СДВИГИ» В МОДАЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Нефедов Сергей Трофимович, д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой немецкой филологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9.
Тел.: (812) 328-20-00
E-mail: nefedovst@gmail.com
Аннотация. В статье традиционный функционально-семантический анализ модальных слов уверенности и сомнения как средств выражения субъективной эпистемической модальности дополнен новым ракурсом их рассмотрения в контекстуально-дискурсивной перспективе. В контекстах научного сообщения эпистемические модальные слова интерпретируются как проекции дискурсивных профессионально ориентированных позиций автора текста. Маркируя с помощью данных эгоцентрических слов эпистемический «сдвиг» в достоверности текстовых утверждений, автор позиционирует себя в качестве субъекта, включенного в профессиональные отношения с научным сообществом или отдельными его представителями. Тем самым при употреблении эпистемических модальных слов актуализируется межсубъектное измерение профессиональной интеракции автора с целевым адресатом. Оно контролируется исследователем при выборе коммуникативных стратегий солидаризации с мнением профессионального сообщества либо его отдельных членов или посредством стратегии оспаривания, понимаемой в широком смысле как противопоставление авторской эпистемической позиции знания/мнения другой точке зрения.
Ключевые слова: научная профессиональная коммуникация, лингвистический дискурс, научная лингвистическая статья, модальность научного текста, эпистемические модальные слова уверенности/сомнения, эпистемическая модальность, коммуникативная стратегия.
EPISTEMIC “SHIFTS” IN MODALITY OF THE ACADEMIC TEXT
Nefedov Sergey Trofimovich, Dr. of Philol. Sci., Ass. Prof., head of German Philology Department, Saint Petersburg State University. Russia.
Keywords: academic professional communication, linguistic discourse, academic linguistic article, modality of an academic text, epistemic modal words of certainty/doubt, epistemic modality, communication strategy.
The article deals with the traditional functional and semantic analysis of modal words for certainty and doubt as means of expressing the subjective epistemic modality being complemented with the new framework of their consideration in the contextual and discursive viewpoint. In the context of academic statement the epistemic modal words are interpreted as a representation of discursive professionally-oriented positions of the text’s author. Marking the epistemic “shift” in the truthfulness of textual statements with the given egocentric words the author holds himself out as a subject included to professional relations with the academic society or its representatives. Thereby, while using the epistemic modal words the intersubjective space of professional interaction between the author and the receiver becomes actual. It is controlled by the researcher in selecting the communicational strategies of identification with the opinion of professional society/its individual members or by means of contestation strategy which is generally viewed as opposition of author’s epistemic position of knowledge/opinion to the other viewpoint.
«НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК» В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ШМЕЛЕВА КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Дзыга Ярослава Олеговна, д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, НОУ ВО «Московский экономический институт»: Россия, 109390, г. Москва, ул. Артюхиной, 6, корп. 1.
Тел.: (499) 178-72-02
E-mail: disava@yandex.ru
Аннотация. В статье анализируется опыт изображения образов «новых людей» в творчестве И. С. Шмелева. Наблюдения показывают, что отношение писателя к героям времени с годами менялось. Уважение к передовым людям, вызванное общественным объемом 1905 г., корректировалось событиями 1917 г. «Новых людей» пореволюционного времени отличали воинствующее безбожие и стремление к разрушению традиционных жизненных ценностей. Особенно неприглядные формы эта идеология приобрела в жизни женщины, обернувшись презрением к естественному долгу матери и жены. Галерея типов «новых людей» в творчестве Шмелева связана с описанием трагических последствий разрушения духовности, семейного и бытового уклада, основ государственности. Неизменными для прозаика оставались внимание к этическим основам жизни и вера в созидательное преображение человека.
Ключевые слова: Шмелев, образ, новый человек, этика, нравственное возрождение.
“NEW PERSON” IN THE WORKS OF I. S. SHMELEV CONSIDERED AS AN ETHICAL PROBLEM
Dzyga Yaroslava Olegovna, Dr. of Philol. Sci., Ass. Prof., head of Humanities and Science Department, Moscow Economic Institute. Russia.
Keywords: Shmelev, character, new person, ethics, moral revival.
The article analyzes the experience of describing the “new people” characters in the works of I. S. Shmelev. The observation indicates that the writer’s relation to characters has changed in the course of time. Respecting the progressive-minded people caused by the social uprise of 1905 has been corrected by the events of 1917. “New people” of postrevolutionary time were notable for their violent antitheism and the temptation to the wrecking of traditional life values. This ideology acquired the most sleazy appearance in the life of women, being transformed to contempt for the inborn must of a mother and a wife. The gallery of “new people” types in Shmelev’s works is related to describing the tragic aftermath of wrecking the spirituality, patterns of family life and morals and manners, national identity fundamentals. The prosaist has left untouched his regard to ethical fundamentals of life and belief in creational transformation of the person.
KIEZDEUTSCH – МУЛЬТИЭТНИЧЕСКИЙ ЯЗЫК НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖИ
Нарыкова Наталья Алексеевна, канд. филол. наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 355035, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 43.
Крюкова Инна Витальевна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Россия, 355035, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 43.
Тел.: (865-2) 39-11-06
E-mail: narnata@rambler.ru
Аннотация. В статье дается описание такому развивающемуся явлению, как слияние немецкого языка с языками других национальностей в современном языке немецкой молодежи, получившее название “Kiezdeutsch”. Подобный языковой феномен стал результатом массовой миграции на территорию Германии в силу разнообразных проблем, носящих международный характер. Сам мультиэтнолект вызывает ряд споров и подвергается критике со стороны лингвистов. Целью данной работы являются определение роли мультиэтнического языка в немецком обществе и его положения в современной лингвистике, анализ лексико-грамматических особенностей, отличительных языковых черт и их влияния на классический немецкий язык. Представлены различные языковые явления в области грамматики, лексики и фонетики мультиэтнолекта с применением примеров. Материалом исследования послужили высказывания носителей Kiezdeutsch в различных блогосферах.
Ключевые слова: мультиэтнолект, разговорная речь, Kiezdeutsch, молодежный язык, слияние языков, фонетический строй, лексика, грамматика, форма слова.
KIEZDEUTSCH – MULTI-ETHNIC LANGUAGE OF GERMAN YOUTH
Narykova Natal’ya Alekseevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Social and Economical Disciplines and Humanities Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Russia.
Kryukova Inna Vital’evna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer of Social and Economical Disciplines and Humanities Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Russia.
Keywords: multi-ethnolect, spoken language, Kiezdeutch, language of the youth, language adhesion, phonetic language structure, vocabulary, grammar, word form.
The article gives a definition to such developing phenomenon as the adhesion of German language with languages of other nationalities in modern language of German youth dubbed “Kiezdeutsch”. Such phenomenon resulted from mass migration to the German territory by virtue of various concerns of international character. The multi-ethnolect itself causes arguments and face criticism on the part of linguists. The aim of this article is the definition of the multi-ethnic language part for German society and its position in modern linguistics, to conduct an analysis of lexico-grammatical specific features, linguistic characteristic features ans its influence on classical German language. The author presented various linguistic phenomena in the scope of grammar, vocabulary and phonetics of the multi-ethnolect with examples. Utterances of Kiezdeutch language speakers of different blogospheres made up the data for the study.