ПЕДАГОГИКА
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Морозова Елена Евгеньевна, д-р биол. наук, доцент, зав. кафедрой начального естественно-математического образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Федорова Ольга Анатольевна, канд. пед. наук, доцент кафедры начального естественно-математического образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Дворжецкая Олеся Юрьевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: moroz@san.ru
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «профессиональная компетентность» как составляющая профессиональной культуры педагога. Отмечена роль учителя начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Актуализировано значение деятельности, составляющей профессиональную подготовку педагога начального образования, проявляющейся в методических компетенциях, позволяющих реализовывать требования ФГОС НОО к освоению курса «Окружающий мир» младшими школьниками. Отмечены затруднения, которые возникали у студентов при разработке технологической карты (конспекта) урока в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания курса «Окружающий мир». Пути коррекции выявленных затруднений включали совместную работу педагогов и студентов по выявлению критериев эффективности современного урока, дискуссию о влиянии условий образовательной среды на развитие познавательной и личностной сферы школьника, выявление творческой мечты у будущих педагогов и определение путей ее реализации во взаимодействии с учащимися, демонстрацию уроков на основе технологии формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная компетентность, методическая компетентность, педагог начальной школы.
ON THE QUESTION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ELEMENTARY EDUCATION TEACHERS
Morozova Elena Evgen’evna, Dr. of Biol. Sci., Ass. Prof., head of Elementary Natural and Mathematical Education Department, Saratov State University. Russia.
Fedorova Ol’ga Anatol’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Elementary Natural and Mathematical Education Department, Saratov State University. Russia.
Dvorzhetskaya Olesya Yur’evna, master’s student, Saratov State University. Russia.
Keywords: professional ethics, professional competence, methodical competence, elementary education teacher.
The article studies the concept of “professional competence” as a component of professional ethics of the teacher. The role of the elementary school teacher in the framework of FSES of Elementary General Education (EGE) has been noted. The authors brought up to date the significance of the elementary education teacher’s professional training activity manifesting itself in methodical competences allowing to apply FSES of EGE to acquisition of “Environment” course by junior schoolchildren. The article notes the obstacles arising in the process of the planning sheet (summary) for the lesson by the students while studying the subject “Environment” course teaching methods”. The lines of fixing these issuesincluded: collaboration of teachers and students in order to elude modern lesson efficiency criteria, discussion on the influence of education environment conditions on cognitive and personalspheres of the schoolchild, revealing the creative desire of future teachers and determination of means of its implementing by interacting with schoolchildren, demonstration of the lessons based on the value attitude for nature formation technique.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Соловьева Валентина Александровна, ассистент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Вениг Сергей Борисович, д-р физ.- мат. наук, профессор, зав. кафедрой материаловедения, технологии и управления качеством, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 52-48-83
E-mail: v.a.solovyova@gmail.com
Аннотация. Использование информационных технологий на сегодняшний день является одним из условий гармоничного развития современного общества, которое можно охарактеризовать как постиндустриальное (когда основным ресурсом оказывается информация). Потому вполне закономерной оказывается ситуация соответствующих целенаправленных преобразований, затрагивающих основные сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе образование. В работе проанализировано, каким образом государство поддерживает развитие образования в направлении повсеместного использования информационных технологий. В частности, прослеживается эволюция образовательных стандартов, исследуются соответствующие изменения в Законе «Об образовании», рассматриваются базовые программы развития Российской Федерации, затрагивающие данный вопрос. Также представлены ключевые направления научных исследований за последние три года, в которых за основу взята информатизация образования.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии в образовании, информационно-коммуникационные технологии в образовании, законодательство РФ, образовательные стандарты.
NORMATIVE-LEGAL FOUNDATIONS AND DEVELOPMENT DIRECTIONS OF EDUCATION INFORMATIZATION
Solov’eva Valentina Aleksandrovna, assistant lecturer of Materials Science, Technology and Quality Management Department, postgraduate student, Saratov State University. Russia.
Venig Sergey Borisovich, Dr. of Phys.- Math. Sci., Prof., head of Materials Science, Tehnology and Quality Managament Department, Saratov State University. Russia.
Keywords: education informatization, information technologies in education, information-communication technologies in education, RF legislation, education standards.
The usage of information technologies is currently one of the conditions of the harmonious development of modern society, which can be described as post-industrial (information is its main resource). Thus, it is logical that corresponding targeted changes, which impact the main spheres of human activity, including education, start taking place. The work analyzes the ways in which the government supports the development of education in the sphere of widespread use of information technologies. In particular, it traces the evolution of education standards, studies the corresponding changes in the “On education” law, examines the basic programs of the development of te Russian Federation which concern this issue. The study also presents the main directions of scientific research in three recent years based on the concept of education informatization.
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
Лопатин Егор Александрович, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя»: Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-я Красная, 18.
Рабазанов Сиражутдин Ибрагимхалилович, канд. пед. наук, доцент кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя»: Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-я Красная, 18.
Щевьев Анатолий Анатольевич, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО Рязанский государственный радиотехнический университет: Россия, 390095, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1.
Крючков Василий Валериевич, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя»: Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-я Красная, 18.
Тел.: (491-2) 33-08-02
E-mail: egor.lo@rambler.ru
Аннотация. Анализируя характеристики индивидуалистических и коллективистических культур, необходимо обратить внимание на различные представления, отношения и поведение их представителей по отношению к крупным формам социальной организации (народность, нация, государство). Авторы приходят к выводу о существовании в индивидуалистических и коллективистических культурах разных трактовок патриотизма и гражданственности, основанных на преобладании индивидуальных или общественных интересов. В статье приводится описание традиционного подхода к гражданственности и патриотизму, характерного для коллективистических культур, и либерального, свойственного индивидуалистическим культурам. Поскольку экономические и социально-политические изменения в России за последние 30 лет сопровождаются переходом к ценностям, характерным для индивидуалистических культур и государств с господствующей либеральной идеологией, то они должны повлечь неизбежную трансформацию установок населения на гражданственность и патриотизм. В статье утверждается, что в обществах с различным уровнем благосостояния и стабильности являются востребованными разные трактовки гражданственности и патриотизма.
Ключевые слова: коллективизм, индивидуализм, гражданственность, патриотизм, воспитание.
PATRIOTISM AND CIVIL CONSCIOUSNESS IN THE VALUE SYSTEMS OF COLLECTIVISTIC AND INDIVIDUALISTIC CULTURES
Lopatin Egor Aleksandrovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Social Sciences and Humanities Department, Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V. Y. Kikot. Russia.
Rabazanov Sirazhutdin Ibragimkhalilovich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Tactics-Specific, Firearms and Physical Training Department, Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V. Y. Kikot. Russia.
Shchev’ev Anatoly Anatol’evich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of History and Philosophy Department, Ryazan State Radio Engineering University. Russia.
Kryuchkov Vasily Valerievich, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Social Sciences and Humanities Department, Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V. Y. Kikot. Russia.
Keywords: collectivism, individualism, civil consciousness, patriotism, raising.
Analyzing the features of individualistic and collectivistic cultures, regard must be paid for different perceptions, relations and behavior of their representatives when it comes to large types of social organization (nationality, nation, state). The authors conclude that in individualistic and collectivistic culturesthere are different renderings of patriotism and civil consciousness based on prevailing either individual or social interests. The article gives a definition to “traditional” approach to civil consciousness and patriotism typical for collectivistic cultures and “liberal” approach typical for individualistic cultures. Since the economic and socio-political changes in Russia for the last 30 years are accompanied with transfer to values typical for individualistic cultures and states with ruling liberal ideology, they will be followed by inevitable transformation of social paradigm to civil consciousness and patriotism. The article claims that in society with varying level of prosperity and stability the renderings of civil consciousness and patriotism are also different.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО
Новолодская Елена Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент по кафедре валеологии, почетный работник ВПО РФ, доцент кафедры психолого-педагогического, дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина»: Россия, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Короленко, 53.
Тел.: (385-4) 41-64-55
E-mail: novolEG2508@yandex.ru
Аннотация. В числе актуальных проблем современной педагогической теории и практики – формирование и развитие культуры здоровья и здорового образа жизни у подрастающего поколения, убеждений и нравственных установок личности на здоровьесберегающее поведение. В свете данной проблемы возникает необходимость проведения ретроспективного анализа развития здравотворческих идей в системе отечественного образования и просвещения. В данной статье проведен анализ некоторых работ П. П. Блонского с точки зрения реализации здоровьесберегающих идей. Рассматриваются воззрения педагога на роль школы в воспитании человека как творца своей собственной жизни и здоровья, проблема организации полового и физического воспитания детей в образовательных учреждениях. Приводятся рекомендации П. П. Блонского по работе со слабоуспевающими учащимися в здоровьесберегающем ключе. Отмечается актуальность педагогического наследия П. П. Блонского в современный период.
Ключевые слова: гуманизация образования, жизнетворчество, здоровье, здоровьесбережение, творчество, физическое воспитание
HEALTH-SAVING IDEAS IN THE PEDAGOGIC HERITAGE OF P. P. BLONSKY
Novolodskaya Elena Gennad’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. in Health Science, honorary worker of higher professional education of the RF, Ass. Prof. of Psychological-pedagogical, Preschool and Elementary Education Department, The Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University. Russia.
Keywords: humanization of education, life creation, health, health saving, creativity, physical education.
One of the topical problems of modern pedagogic theory and practice is the formation and development of the culture of health and healthy lifestyle in the young generation, as well as the development of opinions and moral values aimed at healthy behavior. In the light of this, it is necessary to perform the retrospective analysis of the development of health-saving ideas in the system of Russian education. The article analyzes certain works of P. P. Blonsky from the position of implementing health-saving ideas. It studies the views of the educator on the role of school in developing an individual as a creator of his or her own life and health, the problem of sexual and physical education of children in educational institutions, presents P. P. Blonsky’s recommendations on working with low-achievers, emphasizes the topicality of the pedagogic heritage of P. P. Blonsky for the present-day period.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОКИ И ТЕНДЕНЦИИ
Крившенко Лина Поликарповна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики, ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет»: Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, 10А.
Юркина Лера Валерьевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский технологический университет»: Россия, 119454, г. Москва, просп. Вернадского, 78.
Тел.: (499) 215-65-65
E-mail: lera.yurkina@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается становление такого института социализации, как высшее образование. Выделены различные этапы его развития: школа досуга, профессиональная практикоориентированная подготовка и классический университетский стандарт. В свете эволюционных принципов рассматриваются возникновение и развитие психолого-педагогической составляющей высшего образования. Выделены осуществляемые ею функции: реализация принципа научности в образовании, взаимопроникновение институтов и университетов, возможность трансляции добытой наукой информации, формирование коммуникативной компетенции. Обоснована важность фундаментального характера психолого-педагогической составляющей образования. Выявлены и проанализированы негативные тенденции современного этапа развития психолого-педагогической составляющей высшего образования. Среди них отмечены либеральный подход ФГОС ВО к определению перечня учебных дисциплин, применение интегративных принципов к предметно-дисциплинарному наполнению содержания образования, сокращение срока основного базового образования.
Ключевые слова: высшее образование, психолого-педагогическая составляющая, фундаментальный характер, интегративные дисциплины.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGIC COMPONENT OF PRESENT-DAY HIGHER EDUCATION: ORIGINS AND TRENDS
Krivshenko Lina Polikarpovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Pedagogy Department, Moscow Region State University. Russia.
Yurkina Lera Valer’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Pedagogy and Psychology Department, Moscow Technological University. Russia.
Keywords: higher education, psychological-pedagogic component, fundamental nature, integrative disciplines.
The article studies the formation of such socialization institution as higher education and singles out different stages of its development – leisure school, professional practically oriented training, and classical university standard. The work describes the origination and development of the psychological-pedagogic component of higher education in the light of evolutionary principles. Itsingles out the functions performed by this component, such as: implementation of scientific principle in education; mutual penetration of institutes and universities; possibility of publicizing scientific information; formation of communicative competence. The study substantiatesthe importance of the fundamental nature of the psychological-pedagogic component of education, uncovers and analyzesthe negative trends at the present stage of the development of this component, which include: the liberal approach of the FSES HE to determining the list of subjects; the application of integrative principles to the subject-disciplinary content of education; the decreased term of basic higher education.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕФИЛОСОФСКОМ ВУЗЕ
Муругова Вера Владимировна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.
Тел.: (843) 272-80-91
E-mail: otvet1512@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования философских компетенций студентов в нефилософском вузе, рассмотрению тех конкретных методов, которые могут использоваться для повышения интереса студентов к философии и эффективности формирования их практических навыков и умений. В современном обществе для квалифицированного специалиста как никогда важно наличие умений действовать в различных нестандартных ситуациях, т. е. важны компетенции. В работе делается попытка решить следующие задачи: определить важнейшие условия, в которых развивается современная система образования и которые требуют применять новые подходы к системе обучения и воспитания студентов; сформировать авторское отношение к понятиям компетенции и компетентности; раскрыть смысл понятия «философская компетенция»; определить пути и методы формирования философских компетенций. В статье подчеркивается, что важнейшей компетенцией человека является философская компетенция, которая позволяет человеку иметь стратегическую картину мира, формировать собственные ориентиры в жизни. Формирование философской компетенции – сложная задача, так как философия – это прежде всего теоретическое размышление. В статье раскрываются некоторые методы формирования философской компетенции. Первые два метода – метод сократовского диалога и «неделя жизни по Канту» – взяты автором из опыта преподавания философии в Уральском федеральном университете. Эти методы являются чисто философскими. Третий метод – так называемый метод работы на опережение – авторский. Он является универсальным. Данные методики, по мнению автора, позволяют студентам более осмысленно подходить к изучению философии и формируют интерес к философским проблемам.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, методы и методика формирования компетенций.
PROBLEMS OF FORMING THE PHILOSOPHICAL COMPETENCES IN NON-PHILOSOPHICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Murugova Vera Vladimirovna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Humanities and Foreign Languages Department, Kazan Cooperative Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.
Keywords: competence, competency, methods and competence forming methodology.
The article is dedicated to problems of forming the philosophical competences in non-philosophical higher educational institution and considering the certain methods applicable to rising the interest in students to philosophy and efficiency of forming their practical skills and abilities. In modern society it is evermore crucial for the trained professional to have enough skills to act in abnormal situations, e.g. competences are important. The article makes an attempt to solve the following tasks: to define the crucial conditions of the modern education system development, which demand application of new approaches to the educational system and students’ mentoring; to formulate the author’s position to the concepts of competence and competency; to reveal the sublect matter of the concept “philosophic competence”; to define means and methods of philosophic competences formation. The article emphasizes that the most important competence of a human being is philosophic competence, which allows a person to have a strategic world view and to form one’s own benchmarks in life. The formation of philosophic competence is a complicated task, since philosophy is primarily a theoretic speculation. The article reveals some methods of forming the philosophic competence. The first two methods are the methods of Socratic dialog and “Kant-style week”, they have been taken from the experience in teaching philosophy in Ural Federal University. These methods are purely philosophic. The third method is so-called “proactive” method, which is an individual work of the author. It is omnipurpose. These methods, as author believes, allow the students to treat learning philosophy more deliberately and form the interest to the philosophical problems.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА МВД РОССИИ
Евтихов Олег Владимирович, канд. психол. наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»: Россия, 660131, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20.
Адольф Владимир Александрович, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»: Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89.
Тел.: (391) 222-41-01
E-mail: evtikhov2003@mail.ru
Аннотация.Статья посвящена проблеме повышения результативности формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза МВД России посредством интеграции учебно-воспитательного процесса и профессионально-служебной деятельности обучающихся в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов. Обоснованы общие положения и теоретико-методологические основания предлагаемой педагогической концепции формирования профессиональной компетентности курсантов. Представлены подходы, закономерности и принципы, реализуемые в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России, охарактеризованы содержательное наполнение и организационно-педагогические условия реализации рассматриваемой педагогической концепции. Отдельно описаны критерии (показатели) оценки результативности формирования профессиональной компетентности курсантов по направлениям деятельности (правотворческой, экспертно-консультационной, оперативно-служебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической), которые могут быть применимы в качестве ориентиров для постановки задач и оценки результатов профессиональной практики курсантов, а также для выявления их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: концепция, образовательная среда, образовательная организация, курсант, правоохранительные органы.
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF CADETS IN EDUCATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT OF INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA
Evtikhov Oleg Vladimirovich, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., head of Humanities and Social and Economical Disciplines Department, Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation. Russia.
Adol’f Vladimir Aleksandrovich, Dr. of Ped. Sci., Prof., head of Pedagogy Department, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. Russia.
Keywords: framework, educational environment, educational establishment, cadet, law enforcement authorities.
The article is dedicated to the problem of increasing the performance of professional competence formation of cadets in education environment of higher education establishment of Interior Ministry of Russia by means of integration of the educational bringing up process and professional employment activity aimed at preparing highly trained professionals to the unified pedagogic system. The article also justifies the general provisions and methodologicaltheoretic ground for the suggested pedagogic framework of cadets’ professional competence formation. The authors present the approaches, regularities and principles implemented in the process of professional training of cadets of Interior Ministry of Russia higher education establishments, describes the subject matter and organizational and learning conditions of the given pedagogic framework implementation. The criteria (rates) of assessing the cadets’ professional competence formation performance in the line of activity (lawmaking, expert and consulting, operational and employment, organizational and managerial, research and scientific, pedagogic activities) that can be considered as reference points for goals setting and results assessment of the cadets’ vocational practice, as well asrevealing theirreadinessforindependent professional activity.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Волкова Галина Львовна, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»: Россия, 127055, г. Москва, Вадковский пер., 3а.
Букейханов Нурым Раимжанович, д-р хим. наук, профессор, профессор кафедры инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»: Россия, 127055, г. Москва, Вадковский пер., 3а.
Волков Владимир Андреевич, канд. экон. наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»: Россия, 127055, г. Москва, Вадковский пер., 3а.
Тел.: (499) 973-30-66
E-mail: volkova.gl@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема формирования здорового образа жизни в процессе обучения в высшей школе. Образовательная среда представлена как система условий, влияющих на общекультурное развитие личности, ответственной за свое здоровье. Здоровье определяется как ресурс, управление которым возможно в условиях образовательной среды. Рассматривается влияние физической культуры на всестороннее развитие личности студентов. Определены личностные качества, влияющие на достижение необходимого уровня физической подготовленности. Представлены результаты исследований отношения студентов к своему здоровью. Выявлена корреляция между акмеологическими устремлениями студентов к формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни и подвижностью, многокомпонентностью образовательной среды. Обосновано влияние физической нагрузки на психофизическую и функциональную подготовку будущих специалистов. Сделан вывод о том, что сохранение и укрепление здоровья в условиях образовательной среды возможно только в результате положительного стимулирования здоровьесозидающей личностной позиции студенческой молодежи.
Ключевые слова: высшая школа, образовательная среда, здоровый образ жизни, физическое воспитание.
FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN HIGHER SCHOOL
Volkova Galina L’vovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., head of Physical Training and Sports Department, Moscow State University of Technology “STANKIN”. Russia.
Bukeykhanov Nurym Raimzhanovich, Dr. of Chem. Sci., Prof., Prof. of Engineering Ecology and Life Safety Department, Moscow State University of Technology “STANKIN”. Russia.
Volkov Vladimir Andreevich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of Physical Training and Sports Department, Moscow State University of Technology “STANKIN”. Russia.
Keywords: higher school, educational environment, healthy lifestyle, physical education.
In this article the actual problem of a healthy lifestyle formation in the process of learning in high school is considered. Educational environment is represented as a system of conditions affecting the general cultural development of the individual responsible for his/her own health. Health is defined as a resource management of which is possible in the conditions of educational environment. It is discussed the effect of physical training on the comprehensive development of students’ personality. Personality qualities that affect the achievement of the required level of physical fitness were determined. The results of the study of students’ attitude to their health were presented. It was revealed the correlation between acmeological aspirations of students to form a conscious need for healthy lifestyles and mobility and complexity of educational environment. It was established the effect of exercise on the psycho-physical and functional training of future specialists. It was determined that the preservation and consolidation of health in the conditions of the educational environment is only possible as a result of positive promotion of students’personal position generating health.
КРИТЕРИИ ОТБОРА ИНЖЕНЕРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Пояркова Екатерина Васильевна, д-р техн. наук, доцент, доцент кафедры машиноведения, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»: Россия, 460018, г. Оренбург, просп. Победы, 13.
Калеева Жанна Григорьевна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры электроэнергетики и теплоэнергетики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»: Россия, 462403, Оренбургская обл., г. Орск, просп. Мира, 15а.
Тел.: (353-2) 77-67-70
E-mail: yarko.e@mail.ru
Аннотация. Основная идея статьи заключается в том, что разработка на основе международных стандартов CDIO и внедрение в практику предложенных авторами критериев отбора инженерного содержания профессионально ориентированного обучения студентов – будущих инженеров позволит повысить его эффективность. Представленные в статье критерии отбора инженерного содержания профессионально ориентированного обучения студентов предполагают оценку содержания обучающего материала с учетом следующих возможностей: техническая унификация параметров профессиональных объектов и оборудования (или их частей) и технологических процессов, выбираемых в качестве обучающего материала; реализация единства фундаментальности и профессиональной направленности изучения профессиональных объектов, оборудования или физико-технических процессов; комплексное изучение профессиональных объектов и оборудования с помощью современного исследовательского аппарата различных учебных дисциплин.
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, инженеры, критерии, содержание обучения, отбор содержания.
SELECTION CRITERIA OF ENGINEERING CONTENT FOR PROFESSION-ORIENTED EDUCATION
Poyarkova Ekaterina Vasil’evna, Dr. of Tech. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Machine Science Department, Orenburg State University. Russia.
Kaleeva Zhanna Grigor’evna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Electric Power Engineering and Heat Power Engineering Department, Orsk Institute of Humanities and Technology (branch of Orenburg State University). Russia.
Keywords: profession-oriented education, engineers, criteria, education subject matter, content selection.
The topic of the article is the fact that international standards CDIO-based development and engineering content selection criteria for profession-oriented education introduction to practice will promote increase in efficiency of future engineers profession-oriented education. Selection criteria of engineering content for profession-oriented education represented in the article are held to imply the assessment of the subject matter of education material with due regard to the following opportunities: technological alignment of professional objects and equipment (as well as their elements) and technological processes selected as education material, implementation of the consonance in depth and professional direction of the professional objects, equipment and physicotechnical processes study, comprehesive study of professional objects and equipment by means of modern research framework of different academic disciplines.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ИНФОРМАТИКА-РОБОТОТЕХНИКА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Федорова Наталья Дмитриевна, методист, ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования, ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»: Россия, 640000, г. Курган, ул. Пичугина, 38; соискатель, ГАОУ Тюменской области ДПО «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Малыгина, 73.
Тел.: (352-2) 23-53-07
E-mail: natalya_dm_fed@rambler.ru
Аннотация. Современное общество предъявляет новые требования к качеству и содержанию образования в перспективе на 2016–2020 гг. Для реализации этих требований разработано большое количество учебного оборудования. Введение новых средств обучения затронуло и начальную школу. Чтобы эффективно использовать имеющиеся средства и не выйти за рамки учебной нагрузки, автором был рассмотрен вопрос о разработке интегрированных курсов. Поскольку большое внимание государство уделяет развитию технического творчества обучающихся, представлен авторский интегрированный курс «Информатика-робототехника». Он аккумулирует опыт преподавания робототехники в начальной школе и органично встраивает отдельные блоки этого предмета в курс информатики. Курс реализуется во внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей с использованием современных средств обучения, таких как образовательные робототехнические конструкторы.
Ключевые слова: образование, информатика, робототехника, интегрированный курс, начальная школа.
INTEGRATED “INFORMATION TECHNOLOGY – ROBOTIC ENGINEERING” COURSE FOR PRIMARY SCHOOL
Fedorova Natal’ya Dmitrievna, methodology specialist, senior lecturer of Preschool and Primary Comprehensive Education Department, Institute of the Development Education and Social Technologies; applicant, Tyumen Regional State Institute of Regional Education Development. Russia.
Keywords: education, information technology, robotic engineering, integrated course, primary school.
Modern society poses new requirements towards the quality and content of education in the years 2016–2020.Alot of training equipment has been developed in order to fulfill these demands. New learning tools have been introduced in primary school as well. The researcher studies the problem of developing integrated courses for the purpose of effective usage of available funds without going beyond the limits of study load. Since the government pays special attention to the development of technical creativity in students, the work presents the integrated “Information technology – robotic engineering” course. This course accumulates the experience of teaching robotic engineering in primary school and embeds separate blocks of this discipline into the information technology course. The course is an extracurricular and supplementary one and is taught with the use of modern means of education, such as robotic engineering assembly kits.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Золотухина Юлия Юрьевна, воспитатель обособленного подразделения № 5, ГБОУ г. Москва «Лицей № 1574», соискатель, ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет»: Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, 10А.
Тел.: (495) 780-09-40
E-mail: y.zolotuhina@yandex.ru
Аннотация. На основании анализа ФГОС ДО постулируется ведущая роль среды в становлении личности дошкольника. В статье рассмотрены особенности формирования образовательной среды дошкольной организации, связанные с интеграцией дошкольного и начального общего образования. Рассмотрены различные аспекты оценки эффективности интегративной предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации. Выявлены универсальные принципиальные основы оценки эффективности среды. Определены возможные методологические подходы к оценке эффективности среды: качественный и количественный. Представлены содержание и характеристика данных методологических подходов. Предлагается система показателей, обеспечивающих универсальный, независимый и комплексный характер оценки количественных показателей среды. Указывается на необходимость исследования эффективности интегративной предметно-пространственной развивающей образовательной среды для определения перспектив дальнейшего развития образовательной практики в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: оценка эффективности среды, дошкольное образование, среда образовательной организации, методология.
METHODOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE EFFICIENCY OF INTEGRATIVE ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Zolotukhina Yuliya Yur’evna, nursery teacher of separate subdivision No. 5 of Lyceum No. 1574 of Moscow, applicant, Moscow Region State University. Russia.
Keywords: environment efficiency assessment, preschool education, educational organization environment, methodology.
The FSES of preschool education postulates the leading role of the environment in preschool child’s socialization. The article describes the peculiarities of educational environment formation for the preschool establishment connected with the integration of preschool and elementary general education. The article considers various aspects of assessing the efficiency of integrative subjective-spatial developmental educational environment of the preschool education organization. There have been revealed the general principles of assessing the efficiency of the environment. The author defines the possible methodological approachesto assessing the efficiency of the environment: qualitative and quantitative. The article presents the subject matter and characteristics for the offered methodological approaches. The author suggests the system of rates for the general independent and comprehensive assessing the quantitative indices of the environment. The article notes the demand for studying the efficiency of integrative subjective-spatial developmental educational environment for defining the prospects of further development of the educational practice in preschool education organizations.
ПСИХОЛОГИЯ
КОМПЛЕКСНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Павлов Александр Владимирович, аспирант кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.
Тел.: (495) 939-10-00
E-mail: pa-v-l-ov@yandex.ru
Аннотация. В статье приводятся отдельные результаты психолингвистического эксперимента, целью которого являлось исследование дискурса детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В рамках анализа нарративов была выявлена особенность зрительного гнозиса – ошибочная идентификация половозрастных характеристик героев при пересказе просмотренного фильма. Делается предположение, что аутизм в некоторых случаях сопровождается неким комплексным нарушением восприятия – агнозией, частным случаем которой является так называемая прозопагнозия – «лицевая слепота». Описанные в статье случаи невозможно отнести ни к одной из известных форм агнозии. По мнению автора, дети с РАС нуждаются в проведении специализированных обследований на предмет выставления дополнительного диагноза. Делается вывод о необходимости развития научного инструментария в данной сфере и разработки обучающих комплексных методик для социализации детеаутистов.
Ключевые слова: аутизм, агнозия, нарратив, расстройство аутистического спектра, дискурс, «лицевая слепота».
COMPLEX DISORDERS OF AGE AND GENDER IDENTIFICATION ESPIED IN THE COURSE OF PSYCHOLINGUISTIC RESEARCH OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Pavlov Aleksandr Vladimirovich, postgraduate student of Academic and Applied Linguistics Department, Lomonosov Moscow State University. Russia.
Keywords: autism, agnosia, narrative, autism spectrum disorder, discourse, “facial blindness”.
The article presents certain results of psycholinguistic experiment aimed at studying the discourse of children with autism spectrum disorders (ASD). In the scope of analysis of narratives a feature of visual gnosis has been eluded –wrong identification of age and gender characteristics of characters while retelling the film. The author supposes that autism in some cases is accompanied by a kind of perceptual disorder – agnosia;its special case is so-called prosopagnosia – “facial blindness”. The article describes such cases that can’t be related to any of known forms of agnosia. As the author believes, children with ASD need a special investigation for additional diagnosis. The article concludes that it is necessary to develop a scientific tooling for this sphere and elaborating the educational comprehensive technique for integration of children-autists.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Карымова Оксана Сергеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»: Россия, 460018, г. Оренбург, просп. Победы, 13.
Тел.: (353-2) 77-67-70
E-mail: karimova@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается психологическое благополучие как один из основных факторов психологической безопасности образовательной среды. Автор приводит разные точки зрения и в сравнении анализирует теории психологического благополучия, раскрывает компоненты психологического благополучия. Выделяется такая составляющая, как автономность – независимость от культуры и окружения. В компетентности, как характеристике психологического благополучия, выделяются мастерство личности, высокий уровень способности использовать знания и навыки. Компетентность связана с высоким уровнем профессионализма, а также с умением видеть возможности, которые предоставляет окружающая среда. Психологическое благополучие рассматривается как определенное состояние, при котором личность способна активно взаимодействовать с социумом, развиваться, достигать поставленных целей и задач, такое состояние крайне важно испытывать учителю, ребенку в рамках образовательной среды. Таким образом, можно говорить о том, что безопасная психологическая среда обусловливает психологическое благополучие личности и сама обусловлена им.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое благополучие.
PSYCHOLOGICAL WEIGHTNESS AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Karymova Oksana Sergeevna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of Social Psychology Department, Orenburg State University. Russia.
Keywords: psychological safety, educational environment, psychological weightness.
The article studies the psychological weightness as one of the key factors of psychological safety of educational environment. The author brings forward different points of view and considers the psychological weightness theories in comparison, as well as reveals the components of psychological weightness. The article highlights such component as self-sufficiency, e.g. inpedendence from the culture and environment. In competence, considered as a parameter of psychological weightness, the personality manship and high capability to use skills and abilities show up. Competence is connected to high professionalism, as well as with the ability to spot the opportunities suggested by the environment. Psychological weightness is considered as a certain state, when a person is able to be actively engaged into social life, to develop, to accomplish identified goals and tasks; such state is critically important to be experienced by the teacher and the child in the scope of educational environment. Thus, one may talk of the fact thatsafe psychological environment determines and is determined by the psychological weightness of the person.
ФИЛОЛОГИЯ
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ: ОТ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ ДО ЛИРИКИ И СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Макарова Светлана Анатольевна, канд. филол. наук, соискатель, ФГБУН «Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН»: Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, 25а.
Тел.: (495) 690-50-30
E-mail: svetlanamakarova658@gmail. com
Аннотация. В статье на материале рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» анализируется родовидовая «судьба» жизненного факта в словесном искусстве, соотношение категорий объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Творческая биография Куприна была связана как с литературно-художественными жанрами, так и с работой в журналистике, поэтому во многих произведениях писателя наблюдаются такие черты, как репортажный стиль, монтажность композиции. Но в «Гранатовом браслете» эти особенности подчиняются личности автора, проявляющейся в эмоциональности повествования. В результате жизненный факт, лежащий в основе рассказа, художественно трансформируется как литературными приемами, так и средствами синтеза искусств, через взаимодействие искусства слова с живописью, музыкой. В статье делаются выводы о повышенном лиризме и углубленном психологизме «Гранатового браслета», что является отличительной особенностью не только художественной прозы рубежа XIX–XX вв., но и русской литературы в целом.
Ключевые слова: жизненный факт, новостная заметка, аналитическая журналистика, эмоциональная журналистика, художественный рассказ, синтез искусств, лиризм прозы.
FACT OF LIFE: FROM THE JOURNALISTIC GENRES TO LYRIC POETRY AND SYNTHESISM
Makarova Svetlana Anatol’evna, Cand. of Philol. Sci., applicant, A. M. Gorky Institute of World Literature of the RAS. Russia.
Keywords: fact of life, news article, analytical journalism, pathetic journalism, artistic story, synthesism, lyrism of prose.
On the basis of A. I. Kuprin’s short story “The Garnet Bracelet” the article analyses the genus-species “fortunes” of fact of life in oral tradition, the categories’ proportion of the objective and the subjective, the reasonable and the emotional. Kuprin’s performer’s resume was conntected to both literary and art genres and journalistic works, thus in mane works of the writer such features as “journalistic story” style and “cross-cutting” of the contexture were clearly seen. However, in “The Garnet Bracelet” these features comply with the author’s personality manifesting itself in emotional intensity in the narration. As a result, the fact of life, underlying the story, is artistically modified by both the literary devices and the means of synthesism by the interaction of the art of writing with pictural art and music. The article draws conclusion on the excessive lyrism and profound psychologism of “The Garnet Bracelet”, what makes the distinctive feature of not only fictional prose of the turn of XIX–XX cent., but also of Russian literature at large.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА ИНТЕРНЕТ-ЧАТОВ
Шуйская Юлия Викторовна, канд. филол. наук, профессор кафедры истории журналистики и литературы, докторант, ОЧУ ВО «Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова»: Россия, 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 21.
Кузнецов Николай Александрович, аспирант кафедры истории журналистики и литературы, ОЧУ ВО «Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова»: Россия, 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 21.
Тел.: (495) 673-73-71
E-mail: shujskaya@yandex.ru
Аннотация. В статье проанализированы интернет-чаты как особый фатический дискурс, основной смысл которого – в беспрестанном поддержании состояния общения. Чаты утратили монополию на общение в 2010-х гг. и превратились скорее в клуб по интересам: собеседников объединяет либо компьютерная игра, в которой они совместно участвуют, либо корпоративный сайт. Несмотря на разницу в этикете общения, все чаты представляют собой промежуточную форму общения между устной и письменной речью: при письменной форме фразы с точки зрения актуального членения, а также морфологических, лексических и синтаксических характеристик представляют собой устные высказывания. Использование этикетных формул вежливости отличает корпоративные чаты, в то время как в игровых чатах разговор представляет собой бесконечный полилог, в котором собеседники могут обходиться без каких-либо ритуальных приветствий и прощаний.
Ключевые слова: чат, дискурс, коммуникация, Интернет, информационное общество.
LINGUISTIC FEATURES OF THE ONLINE CHAT ROOMS DISCOURSE
Shuyskaya Yuliya Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Prof. of History of Journalism and Literature Department, doctoral student, A. S. Griboedov Institute of International Law and Economics. Russia.
Kuznetsov Nikolay Aleksandrovich, postgraduate student of History of Journalism and Literature Department, A. S. Griboedov Institute of International Law and Economics. Russia.
Keywords: chat room, discourse, communication, Internet, information society.
The article considers online chat rooms as a special phatic discourse, which purpose is to pauseless upkeep of conversation. Chat rooms lost their communication privilege in 2010’s and turned to a sort of hobby clubs where the conversation partners were joined by the video game for both of them to play or the corporate website. Despite the difference in communication etiquette, all chat rooms are represented by intermediate communication form between the oral and written speech: in written form phrases have the form of elocutions from the perspective of thematic-rhematic articulation, as well as morphological, lexical and syntactical features. Using etiquette forms of politeness divides corporate chat rooms, whereas in gaming chat rooms the conversation is an endless polylogue, in which all interlocutors can easily do without any ceremonial greetings or farewell.
ТАКСОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КАК ОСНОВА ТИПОЛОГИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «БИЛИНГВИЗМ»
Бабушкина Виктория Владимировна, преподаватель, аспирант, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89.
Тел.: (845-2) 21-17-88
E-mail: victorienna@gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются таксономические принципы, составляющие основу типологизации явления «билингвизм» («двуязычие»). Отмечается важность данных принципов для проведения лингвистических исследований и для понимания билингвизма как целостного явления. Отмечается также неразрывная связь между типологией билингвизма и билингвизмом как лингвистическим явлением. Обозначается актуальность типологизации относительно современного состояния проблемы изучения билингвизма. Рассматриваются критерии классификации билингвизма. Приводятся некоторые общепринятые в научной литературе классификации билингвизма, выдвинутые как российскими, так и зарубежными учеными и основанные на данных критериях. Рассматриваются различные типы двуязычия, входящие в основу данных классификаций. Указываются определения упомянутых типов билингвизма. Анализируются их преимущества и недостатки, проводится небольшой сравнительный анализ указанных классификаций и их критериев. Предлагаются рекомендации относительно типологизации двуязычия.
Ключевые слова: билингвизм, таксономия, типологизация, критерий, типы, классификация.
TAXONOMIC FOUNDATIONS AS A BASIS OF CLASSIFICATION OF THE “BILINGUALISM” CONCEPT
Babushkina Viktoriya Vladimirovna, lecturer, postgraduate student, Saratov SocioEconomic Institute (branch of Plekhanov Russian University of Economics). Russia.
Keywords: bilingualism, taxonomy, classification, criterion, kinds, systematics.
The article considersthe taxonomic foundations, which form the basis of classification of the “bilingualism”concept. The article highlights the significance of these foundations for carrying out linguistic research and for understanding bilingualism as a comprehensive phenomenon. The author also notes the linkage between the bilingualism classification and bilingualism as a linguistic phenomenon. The relevance of classification respective to the current state of studying bilingualism is being noted. The critera of bilingualism classification have been studied. The common bilingualism classifications in the academic papers by both Russian and foreign researchers coming out of the given criteria have been presented. Different kinds of bilingualism falling under given classifications have been studied. The kinds of bilingualism mentioned above are given definitions. Their advantages and disadvantages are being analyzed, as well as the authors carry out the small-scale comparative analysis of the given classifications and classifications’ criteria. Anumber of recommendations on bilingualism classification are provided.
ГЕНДЕРНООБУСЛОВЛЕННАЯСТРУКТУРАТЕКСТА (НАПРИМЕРЕСТАТЕЙТЕЛЕКРИТИКОВЮРИЯБОГОМОЛОВАИАРИНЫБОРОДИНОЙ)
Шуйская Юлия Викторовна, канд. филол. наук, профессор кафедры истории журналистики и литературы, докторант, ОЧУ ВО «Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова»: Россия, 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 21.
Зайцев Ярослав Дмитриевич, аспирант кафедры истории журналистики и литературы, ОЧУ ВО «Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова»: Россия, 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 21.
Тел.: (495) 673-73-71
E-mail: shujskaya@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу структуры текста в одном и том же жанре с сопоставлением гендерной специфики. Для анализа выбран текст критического обзора телепрограмм в так называемом постпросмотровом жанре: обсуждение программ в качестве имплицитного диалога с читателем, который также познакомился с этими программами. Сопоставление текстов, написанных автором-мужчиной и автором-женщиной, показало, что структура текста связана не с гендерными, а с временными характеристиками: сложившийся в определенный период стереотип написания текста предопределяет его структурные и композиционные характеристики. Так, эмоциональный стиль Юрия Бородина и используемая им «рваная» композиция статьи более характерны для телекритики 1990-х гг., когда телевизор воспринимался как основное средство массовой информации. Арина Бородина обращается уже к зрителю эпохи Интернета: ее статьи отличает более плавное развитие темы, а в качестве основного аргумента она опирается на рейтинги программ. Тексты, созданные в 2010-х гг., рассчитаны уже на такого зрителя, который может себе позволить посмотреть интересные телепрограммы в Интернете.
Ключевые слова: статья, текст, структура, гендер, композиция, публицистический стиль.
GENDER-SPECIFIC TEXT STRUCTURE (ON THE EXAMPLE OF ARTICLES BY TELEVISION CRITICS YURY BOGOMOLOV AND ARINA BORODINA)
Shuyskaya Yuliya Viktorovna, Cand. of Philol. Sci., Prof. of History of Journalism and Literature Department, doctoral student, A. S. Griboedov Institute of International Law and Economics. Russia.
Zaytsev Yaroslav Dmitrievich, postgraduate student of History of Journalism and Literature Department, A. S. Griboedov Institute of International Law and Economics. Russia.
Keywords: article, text, structure, gender, composition, journalistic writing.
The article is dedicated to the analysis of text structure within the same genre comparing gender specific features. The text of critical reviews of television programs in so-called afterwatching genre (discussion on the programs in the form of implicit dialog with the reader also acquainted with these programs) was chosen for analysis. The comparison of the texts written by the author and the authoress indicated that the text structure depends on not gender, but time characteristics, e. g. The pattern of writing set up in certain period predetermines its structural and compositional characteristics. Thus, Yury Borodin’s emotionalstyle and “torn” composition of the article was more typical for the television criticism of the 1990’s, when the TV was considered to be the main mass media. Arina Borodina yet appeals to the televiewer of the Internet era: her articlesshow smoothertopic march, while for the main argument she rests upon the program rating. Texts written in 2010’s are aimed at the televiewer able to watch interesting television programs viz the Internet.
СТАТЬЯ А. Н. ПЫПИНА О Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМ И ЕГО «ИЗДАТЕЛЯХ» (К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ)
Степанова Елена Валерьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и лингвистики, Институт развития бизнеса и стратегий ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.
Тел.: (845-2) 23-47-81
E-mail: ste-jelena@yandex.ru
Аннотация. Работа посвящена истории создания неизвестной статьи выдающегося отечественного литературоведа А. Н. Пыпина о Н. Г. Чернышевском и нелегальных издателях его произведений, написанной для немецкой газеты “Unsere Zeit” в 1877 г. Подробно освещаются причины, побудившие А. Н. Пыпина к публичному выступлению в германской прессе, среди которых контрафакция произведений Н. Г. Чернышевского, их нелегальное издание в Европе, а также усиливающаяся как в России, так и на Западе мифологизация образа Н. Г. Чернышевского как «русского Робеспьера». Статья А. Н. Пыпина проливает свет на многие события общественно-политической жизни России 1860–1870-х гг. Рассматривая деятельность Н. Г. Чернышевского и политических эмигрантов Л. П. Лаврова, М. А. Бакунина, А. Н. Пыпин убедительно разрушает сложившийся стереотип об их идейной близости и преемственности в агитационно-революционной деятельности.
Ключевые слова: А. Н. Пыпин, К. Валькер, Л. П. Лавров, Н. Г. Чернышевский, революционеры-агитаторы, политические эмигранты 1870-х гг., нелегальные издания Чернышевского, общественно-политическая жизнь России 1860-х гг.
A. N. PYPIN'S ARTICLE ABOUT N. G. CHERNYSHEVSKY AND HIS “PUBLISHERS” (ON THE ORIGIN)
Stepanova Elena Valer’evna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Mass Communication and Linguistics Department, Institute of Business Development and Strategic Planning of Yuri Gagarin State Technical University of Saratov. Russia.
Keywords: A. N. Pypin, C. Welcker, L. P. Lavrov, N. G. Chernyshevsky, revolutionists agitators, political refugees of the 1870’s, underground publications of N. G. Chernyshevsky, social and political life in Russia in 1860’s.
The article highlights the origin of unknown article by outstanding Russian literary critic A. N. Pypin about N. G. Chernyshevsky and illegal publishers of his works written for German newspaper “Unsere Zeit” in 1877. The author exhaustively covers the intentions that hasspurredA. N. Pypin to make a public appearance in German press; among these intentions are the piracy of N. G. Chernyshevsky works, their underground publication in Europe, as well as mythologization of N. G. Chernyshevsky figure as “Russian Robespierre” gathering pace both in Russia and in the West. A. N. Pypin’s article covers numerous events of social and political life of Russia in 1860–1870’s. Considering the activity of N. G. Chernyshevsky and political refugees L. P. Lavrov, M. A. Bakunin, A. N. Pypin convincingly dispels the set pattern of their ideological congeniality and tradition of agitation and revolutionary activities.
М. В. ЛОМОНОСОВ И И. С. БАРКОВ (К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МИРА)
Храмцова Марина Викторовна, аспирант, филиал ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» в г. Северодвинске Архангельской обл.: Россия, 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, 6.
Тел.: (818-4) 53-95-70
E-mail: MKhramtsova@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается социальная структура мира в литературных представлениях М. В. Ломоносова и И. С. Баркова. Художественный мир, созданный М. В. Ломоносовым, по своим принципам единообразный, четко спланированный, все социальные элементы встроены в религиозно-этическую вертикаль. Мир, где добро и зло представляют собой всего лишь различные его полюсы, между которыми располагаются персонажи и их поступки. Такая концепция социального мироустройства подвергается критическому переосмыслению в поэзии И. С. Баркова. В работе впервые предлагается оригинальная оценка скабрезной поэзии И. С. Баркова не только в плоскости ее пародийных установок, а как одной из первых в русской литературе попыток изображения, художественного осмысления маргинального мира и маргинального героя.
Ключевые слова: XVIII в., русская литература, художественный мир, социальное мироустройство, маргинальный герой.
M. V. LOMONOSOV AND I. S. BARKOV (ON THE QUESTION OF SOCIAL WORLD MODEL)
Khramtsova Marina Viktorovna, postgraduate student, Severodvinsk branch of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov. Russia.
Keywords: XVIII cent., Russian literature, imaginary world, social world order, marginal character.
The article studies the social structure of the world in literature presentations by M. V. Lomonosov and I. S. Barkov. The imaginary world created my M. V. Lomonosov is unified, well-planned, all social elements are implemented to religious and ethic vertical line, according to its principles. The world, where the good and evil is not more than its different sides, while characters and their deeds stay between them. Such concept of the social world order is being critically reframed in the poetry by I. S. Barkov. The article suggests original appraisal of obscene poetry by I. S. Barkov for the first time not only in the line of its parodic orientation, but as one of the first attemptsin the Russian literature to artistically represent and considerthe marginal world and marginal character.