НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 1-2016

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА



ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Кубрушко Петр Федорович, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Назарова Людмила Ивановна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Тел.: (499) 976-38-76

E-mail: kafpppo@mail.ru

Аннотация. Авторы рассматривают деструктивные факторы развития профессионально-педагогического образования, связанные прежде всего с теоретико-методологическим осмыслением и обоснованием организационно-управленческих решений по его реформированию. В качестве основных факторов отмечены: терминологическая несогласованность в сферах подготовки педагогов для систем общего и профессионального образования; необоснованность системы показателей эффективности вузов, приведшая к признанию «непрофильности» профессионально-педагогического образования для отраслевых вузов (по формальному признаку отнесения его к группе «Образование и педагогические науки»); тенденции к переносу подготовки педагогов профессионального обучения в педагогические вузы, а также организации на их базе подготовки педагогов профессионального обучения по аддитивной схеме, на базе высшего отраслевого образования. В совокупности эти деструктивные факторы привели к стагнации системы профессионально-педагогического образования с перспективой ее дальнейшего разрушения.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения.



DESTRUCTIVE FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL PEDAGOGICAL TRAINING



Kubrushko Petr Fedorovich, Russian Academy of Education corr. memb., Dr. of Ped. Sci., Prof., head of Pedagogy and Psychology of Vocational Training department, Russian State Agrarian University – Timiryazev Moscow Agricultural Academy. Russia.

Nazarova Lyudmila Ivanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Pedagogy and Psychology of Vocational Training department, Russian State Agrarian University – Timiryazev Moscow Agricultural Academy. Russia.

Keywords: vocational pedagogical training, vocational instructor.

The authors examine the destructive factors in the development of vocational pedagogical training related primarily to the theoretical and methodological understanding and substantiation of organizational and administrative decisions on its reformation. The main factors include: terminological inconsistencies in the areas of training educators for the systems of general education and vocational training; the groundless system of higher education institution performance indicators, leading to the declaration of the “lack of specialization” in vocational pedagogical training for industryspecific higher education institutions (based on the formal inclusion in the “Education and pedagogical sciences” group); the tendency to delegate the training of vocational instructors to pedagogical higher education institutions, as well as organize the training of vocational instructors according to the additive pattern, on the basis of higher industrial education. Together, these destructive factors have led to the stagnation of vocational pedagogical training with a threat of its further disintegration.



ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА



Пичугина Галина Антоновна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры общей и неорганической химии, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского »: Россия, 410012, г. Саратов,

ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: Galina_P_N@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь между требованиями современного общества, реорганизацией системы образования и необходимым уровнем подготовки квалифицированного педагога, указаны причины преобразования методики в профессиональной подготовке педагога на стадии его обучения в вузе, предложены инновационные подходы в организации лекционных и практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и педагогической практики студентов, обращено внимание на аспект содержания выпускной квалификационной работы будущего педагога.

Ключевые слова: реорганизация системы образования, инновационные подходы в профессиональной подготовке будущего учителя.



INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHER TRAINING



Pichugina Galina Antonovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of General and Inorganic Chemistry, Saratov State University. Russia.

Keywords: education system reorganization, innovative approaches to teacher training.

The article analyzes the relationship between the demands of today’s society, the reorganization of the education system, and the required level of training for a qualified teacher. The reasons for the transformation of the method for professional teacher training at the stage of their training at a higher education institution are stated. The author proposes innovative approaches to the organization of lectures and practical classes, the organization of students’ independent work and teaching practicum. The author emphasizes the aspect of the content of final qualifying work of the trainee teacher.



ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ



Назарова Людмила Ивановна, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Чистова Яна Сергеевна, ассистент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева»: Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

Тел.: (499) 976-38-76

E-mail: kafpppo@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы динамического моделирования системы подготовки магистров профессионального обучения. В основу разработки динамической модели положены системный, компетентностный, личностно ориентированный и синергетический подходы. В качестве системообразующего фактора модели выделено формирование исследовательской компетентности. Обоснована структура модели: целевой, содержательный, технологический и диагностический компоненты, в каждом из которых выделены инвариантные и вариативные составляющие. Гибкость модели обеспечивается за счет вариативных составляющих ее компонентов, что позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся требования к профессиональной подготовке магистров, удовлетворяя запросы работодателей, государства и самих обучающихся. Для эффективной реализации динамической модели определен комплекс педагогических условий, отражающих содержательные, методические и организационные аспекты образовательного процесса подготовки магистров профессионального обучения.

Ключевые слова: подготовка магистров, динамическое моделирование, системный подход, магистратура, научно-исследовательская работа, исследовательская компетентность.



DYNAMIC MODELING OF THE MASTER’S PROGRAM IN VOCATIONAL TRAINING



Nazarova Lyudmila Ivanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Prof. of Pedagogy and Psychology of Vocational Training department, Russian State Agrarian University – Timiryazev Moscow Agricultural Academy. Russia.

Chistova Yana Sergeevna, assistant lecturer of Pedagogy and Psychology of Vocational Training department, Russian State Agrarian University – Timiryazev Moscow Agricultural Academy. Russia.

Keywords: master’s program, dynamic modeling, systemic approach, master’s degree, research, research competence.

The article addresses the dynamic modeling of the master’s program in vocational training. The development of the dynamic model is based on the systemic, competence, personality- oriented, and synergistic approaches. The formation of the research competence is identified as a system-forming factor. The structure of the model is substantiated: the target, informative, technological, and diagnostic components, each one containing variable and invariable subcomponents. The flexibility of the model is provided by the variable subcomponents, making it possible to respond quickly to changes in the requirements for the training of master’s students to meet the demands of employers, the state, and the students themselves. For effective implementation of the dynamic model, the authors define a set of pedagogical conditions that reflect the content and the methodological and organizational aspects of the education process of a master’s program in vocational training.



ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ АРХИТЕКТОНИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Корчагин Владимир Николаевич, д-р пед. наук, доцент, ст. науч. сотрудник кафедры «Педагогика и психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»: Россия, 440039, г. Пенза, п-д Байдукова / ул. Гагарина, 1а/11.

Тел.: (841-2) 49-54-41

E-mail: korchaginpnz@mail.ru

Аннотация. В данной статье автором раскрывается системно-функционально-ролевая сущность учебного процесса в профессиональной школе. Основная цель любого обучения прежде всего воспитание личности человека, а бинарное системно-функциональное и системно-ролевое построение процесса обучения приводит к тому, что он приобретет человековедческий характер. Наиболее эффективным средством воспитания в профессиональной школе, по мнению автора, является качественный синтез двух неотъемлемых составляющих обучения – формирования навыков и умений обучающихся и одновременного внедрения студентов в процесс человековедения. Два данных компонента учебной деятельности образуют эффективную систему обучения и воспитания, формируя разносторонне развитую личность, подготовленную для жизни в социуме.

Ключевые слова: архитектоника учебного процесса, человековедение.



HUMANOLOGICAL ARCHITECTONICS OF THE EDUCATION PROCESS IN VOCATIONAL SCHOOL



Korchagin Vladimir Nikolaevich, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., senior researcher of Pedagogy and Psychology department, Penza State Technological University. Russia.

Keywords: architectonics of educational process, humanology.

The article explores the system-function- role-based nature of the education process in a vocational school. The author believes that the main goal of education is personal development. Therefore, the binary system-function- and system-role-based structure provides the education process with all the essential properties of a harmonious system, making it humanological at its core. The most effective means of education in a vocational school, according to the author, is qualitative synthesis of the two essential components of learning: the development of students’ skills and abilities and the involvement of students into the process of humanology. The two component of education form an effective system of training and education, creating a harmoniously developed individual prepared for living in the society.



НООСФЕРНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА



Морозова Елена Евгеньевна, д-р биол. наук, доцент, зав. кафедрой начального естественно-математического образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского »: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Молодиченко Тамара Алексеевна, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Рагимова Ольга Александровна, д-р филос. наук, канд. мед. наук, доцент, профессор кафедры технологического образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского »: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: moroz@san.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие «ноосферная культура» как интегральный показатель нравственно-экологического развития личности и общества. В сравнительном аспекте рассмотрены понятия «экологическая культура», «культура устойчивого развития», «ноосферная культура». Показано, что результативность процесса нравственно-экологического развития личности и общества обеспечивается системой механизмов, направленных на согласованное взаимодействие внутренних (личностных) и внешних (социосферных и биосферных) факторов функционирования культуры. Описаны образовательные технологии, способствующие эффективному формированию нравственно-экологических основ современной культуры (стимулирование акмеологизации у субъектов образования, формирование ноосферных основ здоровья, моделирование и реализация процесса формирования ценностного отношения к природе на уровне начального образования в системе внеурочной деятельности). Обоснована необходимость дальнейшей разработки интегральных показателей нравственно-экологического развития личности и общества.

Ключевые слова: экологическая культура, культура устойчивого развития, ноосферная культура, нравственно-экологическое развитие, ноосферное образование.



NOOSPHERIC CULTURE AS THE INDICATOR OF MORAL-ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL AND SOCIETY



Morozova Elena Evgen’evna, Dr. of Biol. Sci., Ass. Prof., head of Primary Level Teaching of Natural Sciences and Mathematics department, Saratov State University. Russia.

Molodichenko Tamara Alekseevna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Saratov State University. Russia.

Ragimova Ol’ga Aleksandrovna, Dr. of Philos. Sci., Cand. of Med. Sci., Ass. Prof., Prof. of Technological Education department, Saratov State University. Russia.

Keywords: ecological culture, sustainable development culture, noospheric culture, moral-ecological development, noospheric education.

The article studies the concept of noospheric culture, viewing it as an integral indicator of moral-ecological development of an individual and society. It examines such concepts as “ecological culture”, “sustainable development culture”, “noospheric culture” in the comparative aspect. The work shows that the effectiveness of the process of moral-ecological development of an individual and society is ensured by the system of mechanisms aimed at the coordinated interaction between the internal (personal) and external (sociospheric and biospheric) factors of culture functioning. The study describes the educational technologies that aid the effective formation of moral-ecological foundations of modern culture (stimulating acmeologization in education subjects, forming noospheric health fundamentals, modeling and implementing the process of forming the value-based attitude to nature at primary education level in the course of extracurricular activities). The work substantiates the necessity of further development of integral indicators of the moral-ecological development of an individual and society.



КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ



Ларин Сергей Николаевич, канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН»: Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский просп., 47.

Лазарева Лариса Юрьевна, канд. экон. наук, вед. специалист, АНО ДПО «Институт международных стандартов учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Худолей Галина Серафимовна, канд. экон. наук, консультант, АНО ДПО «Институт международных стандартов учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Тел.: (499) 143-03-88

E-mail: sergey77707@rambler.ru

Аннотация. На современном этапе значение развития человеческого капитала приобретает все большую важность, поскольку через него осуществляется подготовка профессиональных специалистов для становления инновационной экономики. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности выбранной авторами тематики исследования. Для ее практической реализации предложено использовать новые методы и технологии подготовки профессиональных специалистов в рамках систем непрерывного профессионального обучения и повышения их квалификации. Поскольку современная среда подготовки профессиональных специалистов давно стала информационной по своей сути, то в качестве одного из перспективных направлений модернизации системы непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации специалистов должны применяться современные педагогические технологии, сформированные на основе электронных образовательных ресурсов. В статье описан методический подход к оценке эффективности системы непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации специалистов предприятия. С позиций комплексного подхода обоснована разработка многомерной системы оценки эффективности таких систем в разрезе трех основных направлений. Раскрыто содержание каждого направления.

Ключевые слова: человеческий капитал, профессиональный специалист, повышение квалификации, многомерная система, оценка эффективности.



COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE ADVANCED SPECIALIST TRAINING SYSTEM



Larin Sergey Nikolaevich, Cand. of Tech. Sci., senior researcher, Central Economic Mathematical Institute of the RAS. Russia.

Lazareva Larisa Yur’evna, Cand. of Econ. Sci., leading specialist, Institute of International Accounting Standards and Management. Russia.

Khudoley Galina Serafimovna, Cand. of Econ. Sci., consultant, Institute of International Accounting Standards and Management. Russia.

Keywords: human capital, professional, advanced training, multidimensional system, effectiveness assessment.

Currently, human capital development is increasingly important, as it is a way of training professionals for the innovative economy. This testifies to the relevance of the subject of this study. To implement it, the authors propose to use new methods and technologies for the training of professionals in continuing professional education and advanced training systems. Since the current specialist training environment has long been informational at its core, one of the promising areas of modernization of the continuing professional education and advanced training system should be modern educational technologies, formed on the basis of e-learning resources. The article describes a methodological approach to assessing the effectiveness of the system of continuing professional education and advanced training of specialists of an enterprise. From the standpoint of the comprehensive approach, the development of a multidimensional effectiveness assessment system for such systems in three main areas. Thecontentofeachareaisdescribed.



КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Стебеняева Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, вед. специалист, АНО ДПО «Институт международных стандартов учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Ларина Татьяна Сергеевна, науч. сотрудник, АНО ДПО «Институт международных стандартов учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Юдинова Валентина Васильевна, начальник управления, АНО ДПО «Институт международных стандартов учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Тел.: (499) 143-03-88

E-mail: perl77717@rambler.ru

Аннотация. Поскольку природа педагогического проектирования в современных условиях становится информационной по своему содержанию, то в статье уточнен ряд теоретических положений понятия «концептуальное обоснование» применительно к информационно-образовательной среде высшего учебного заведения как объекту проектирования. Обоснованы ее структура и основные компоненты. Представление концептуального обоснования системы научных знаний об объектах исследования в соответствии с этой структурой обеспечивает ее целостное и комплексное видение, делает ее логически стройной и последовательной, повышает наглядность и завершенность, расширяет область наиболее эффективного использования. Обобщены основные предпосылки концептуального обоснования педагогического проектирования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения и структурный состав ее компонентов. Учитывая специфику процесса педагогического проектирования информационно-образовательной среды, авторы сделали вывод о том, что для его практической реализации целесообразно использовать инструментарий, методы и технологии информационного подхода к развитию образовательной системы.

Ключевые слова: концептуальное обоснование, педагогическое проектирование, информационно-образовательная среда, информационный подход.



CONCEPTUAL GROUNDS FOR THE COMPOSITION OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION BASED ON PEDAGOGICAL DESIGN



Stebenyaeva Tat’yana Viktorovna, Cand. of Econ. Sci., leading specialist, Institute of International Accounting Standards and Management. Russia.

Larina Tat’yana Sergeevna, researcher, Institute of International Accounting Standards and Management. Russia.

Yudinova Valentina Vasil’evna, head of administration, Institute of International Accounting Standards and Management. Russia.

Keywords: conceptual grounds, pedagogical design, information and education environment, informational approach.

Since the nature of pedagogical design in the current conditions becomes informational in its content, the article clarifies a number of theoretical provisions of the concept of “conceptual grounds” in relation to the information- educational environment of a higher educational institution as a design object. Its structure and main components are substantiated. The presentation of the “conceptual grounds” of a system of scientific knowledge about the research objects in accordance with this structure provides a holistic and comprehensive vision, makes it logically coherent and consistent, improves visual demonstration and completeness, expands the scope of the most effective use. The basic preconditions for the “conceptual grounds” of pedagogical design of educational environment in higher education institutions and the structural composition of its components are summarized. Given the specific features of the process of pedagogical design of education environment, for its implementation it is advised to use the tools, methods, and technologies of the informational approach to the development of the education system.



ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТАХ А. Ф. ЕВСТИГНЕЕВА-БЕЛЯКОВА



Тенчурина Лидия Захаровна, д-р пед. наук, профессор, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича»: Россия, 125499, г. Москва, Кронштадтский бульвар, 43-а.

Тел.: (499) 747-02-91

E-mail: tenchurina@bk.ru

Аннотация. В статье осуществлен анализ публикаций и выступлений А. Ф. Евстигнеева-Белякова, в 1920-е гг. занимавшего пост заместителя заведующего педагогической секцией Главного комитета по профтехническому образованию и руководившего отделом профессиональной педагогики в Исследовательском институте научной педагогики при Втором МГУ. Цель ретроспективного анализа работ указанного автора – выявить из сформулированных им идей, положений, предложений и рекомендаций по организации и содержанию подготовки специальных педагогических кадров те, которые продолжают сохранять свою актуальность (или приобрели ее вновь) в современных условиях, когда для возрождения отечественной экономики, восстановления и развития ее промышленного и аграрного секторов требуется система дополнительных мер по развитию профессионально-педагогического образования, расширению его масштабов, направлений и профилей подготовки педагогов профессионального обучения для образовательных учреждений профессионального образования.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое (специальное педагогическое) образование, педагоги профессионального обучения, организация и содержание подготовки.



ISSUES OF VOCATIONAL INSTRUCTOR TRAINING IN THE WORKS OF A. F. EVSTIGNEEV-BELYAKOV



Tenchurina Lidiya Zakharovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Moscow (Senkevich) State Institute for Tourism Industry. Russia.

Keywords: vocational pedagogical (specialized pedagogical) training, vocational instructors, organization and content of training.

The article analyzes publications and speeches by A. F. Evstigneev-Belyakov, who was deputy head of the education section of the Main Committee for Professional Technical Training and head of the vocational pedagogy department of the Research Institute for Academic Pedagogy of the Second Moscow State University in the 1920s. The aim of the retrospective analysis of this author’s works is to select those of his ideas, statements, proposals, and recommendations on the organization and content of the training of specialized educators that remain, or have again become, relevant in the current conditions, when the revival of the domestic economy, the recovery and development of its industrial and agricultural sectors requires a system of additional measures for the development of vocational pedagogy education, the expansion of its scope and of the areas and profiles of the training of vocational instructors for vocational training institutions.



СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ



Белицкая Евгения Викторовна, канд. пед. наук, доцент, филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» в г. Михайловке Волгоградской области: Россия, 403348, Волгоградская обл., г. Михайловка, ул. Гоголя, 29.

Волик Галина Александровна, канд. пед. наук, доцент, филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» в г. Михайловке Волгоградской области: Россия, 403348, Волгоградская обл., г. Михайловка, ул. Гоголя, 29.

Фомина Ольга Ивановна, канд. пед. наук, доцент, филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» в г. Михайловке Волгоградской области: Россия, 403348, Волгоградская обл., г. Михайловка, ул. Гоголя, 29.

Тел.: (844-63) 4-49-15

E-mail: jen.belitzkaya@mail.ru

Аннотация. Цель статьи – рассмотреть такие аспекты, как содержание среднего и высшего образования, образовательные и профессиональные стандарты, инновационные подходы в управлении образованием и организации учебного процесса в отечественном и зарубежном контексте. Используются методы исторического и логического анализа, ретроспективный анализ. Перевод и теоретический анализ оригинальных документальных источников, метод интерпретационного анализа позволили сделать выводы, не противоречащие современному состоянию образования в России и США. Выявлены общие тенденции развития образовательных систем изучаемых стран, заключающиеся в расширении доступа к образованию всех категорий населения, включая представителей разных социальных и этнических групп, поддержании высокого уровня качества и эффективности обучения на всех его уровнях. Рассматриваются пути решения данных задач в системах образования США и России, а также проблем, связанных с экономической нестабильностью и необходимостью поддерживать конкурентоспособность национальных образовательных систем.

Ключевые слова: системы образования США и России, управление образованием, стандартизация, непрерывное образование, дистанционное обучение.



CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD



Belitskaya Evgeniya Viktorovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Mikhaylovka branch of Volgograd State University. Russia.

Volik Galina Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Mikhaylovka branch of Volgograd State University. Russia.

Fomina Ol’ga Ivanovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Mikhaylovka branch of Volgograd State University. Russia.

Keywords: the US and Russian education systems, education management, standardization, continuing education, distance learning.

The article aims to examine the content of secondary and higher education, educational and professional standards, innovative approaches in the management and organization of education in the domestic and foreign context. The methods of historical, logical, and retrospective analysis are used. The translation and theoretical analysis of original documents and interpretative analysis led to conclusions that do not contradict the current state of education in Russia and the United States. The general trends in the development of education systems in the countries in question are identified, which are the broadening access to education for all demographics, including various social and ethnic groups; maintaining a high level of quality and efficiency of education at all levels. The ways of solving these problems in the US and Russian education systems are examined, as well as of problems related to economic instability and the need to maintain the competitiveness of national education systems.



ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ



Козлова Ольга Анатольевна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, ул. Астраханская,83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: koa.74@mail.ru

Аннотация. В данной статье проводится теоретико-методологическое исследование формирования проектной культуры школьников на основе ведущих в условиях стандартизации образования и введения ФГОС подходов – личностного, деятельностного, ценностного, компетентностного. Основой исследования стали материалы философской, психологической и педагогической направленности. Автор статьи обращает внимание на тот факт, что использование данных подходов позволило исследовать такие понятия, как культура, проектирование, проектная культура и другие. В заключение автор приходит к выводу, что формирование проектной культуры школьников можно определить как целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации, а также как планомерную, продуманную последовательность действий, предполагающую поэтапное включение обучающихся в виды проектной деятельности, способствующие повышению уровня сформированности данной культуры.

Ключевые слова: культура, проектная культура, проектная деятельность, методологические подходы, формирование проектной культуры.



THEORETICAL AND METHODOLOGICAL RESEARCH OF THE FORMATION OF PROJECT CULTURE OF SCHOOL STUDENTS



Kozlova Ol’ga Anatol’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Education Methodology department, National Research Saratov State University. Russia.

Keywords: culture, project culture, project activities, methodological approaches, project culture formation.

The article presents theoretical and methodological research of the formation of project culture of school students based on the leading approaches in the context of the standardization of education and the introduction of Federal State Education Standards: personality-, activity-, value-, and competence-based. The study is based on philosophical, psychological, and pedagogical data. The author draws attention to the fact that the use of these approaches has made it possible to explore concepts such as culture, project, project culture, and others. The author concludes that the formation of project culture of school students can be defined as a goal-oriented process that involves looking for ways and methods of its organization, as well as a planned, thought-out sequence of actions involving a gradual inclusion of students in project activities that improve the level of formation of this type of culture.



СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ И ПОДХОДЫ К ЕГО АКСИОЛОГИЗАЦИИ



Репринцева Юлия Сергеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры географии, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: Россия, 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 104.

Тел.: (416-2) 77-16-61

E-mail: reprinceva1986@mail.ru

Аннотация. В современной школе вследствие изменения парадигмы образования, когда обучающийся стоит перед определенным выбором личностной позиции, значительно возрастает интерес к проблемам, связанным с определением ценностей и смыслов жизни в контексте целостного процесса – ценностного самоопределения школьников. В статье рассматриваются содержание ценностного обучения географии и подходы к его аксиологизации. К основным подходам к аксиологизации содержания школьной географии можно отнести: выявление аксиологического (личностно-ценностного) результата изучения содержания школьных курсов географии; ценностное наполнение содержания каждого урока географии посредством комплекса ценностно-смысловых учебных заданий. В статье дано понятие ценностного обучения, раскрыто значение заданий ценностного-смыслового характера как средства создания личностно значимой учебной ситуации, способствующей формированию ценностного отношения к школьной географии.

Ключевые слова: ценностное обучение, аксиологический результат изучения содержания географии, ценностно-смысловые учебные задания.



CONTENT OF VALUE-BASED GEOGRAPHY TEACHING AND THE APPROACHES TO AXIOLOGIZING IT



Reprintseva Yuliya Sergeevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Geography department, Blagoveshchensk State Pedagogical University. Russia.

Keywords: value-based teaching, axiological result of studying geographic content, value-notional educational tasks.

The changing paradigm of education, which makes each student face the choice of personal position, has led to the growing interest of present-day educators to the problems connected with the determination of the values and meanings of life in the context of an integral process – the value self-determination of school students. The article examines the content of value-based geography teaching and the approaches to axiologizing it. The main approaches to axiologizing the content of school geography teaching include uncovering the axiological (personal-evaluative) result of studying school geography courses; enriching each geography class with value content by means of a complex of value-notional educational tasks. The article presents the concept of value-based education, and uncovers the importance of the tasks of value-notional nature as of the means of creating a personally meaningful educational situation, which aids the formation of axiological attitude to the values of school geography.



К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ



Чанилова Наталия Григорьевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики обучения и воспитания, ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»: Россия, 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, 1.

Тел.: (845-2) 28-23-90

E-mail: nchanilova@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы идентичности и различия понятий «неблагополучная семья» и «семья группы риска». Представлены характеристики различных типов неблагополучных семей. Автором исследования выявлен ряд факторов, неблагоприятно влияющих на жизнь семьи, к их числу относятся социально-экономически, медико-социальные, социально-демографические, социально-психологические, психолого-педагогические и криминальные. Отмечается, что наиболее частотными являются комбинированные проблемы, включающие в себя сочетания нескольких из перечисленных факторов. Дано определение категории «семья группы риска». Предложены различные модели работы с неблагополучной семьей: образовательная, психологическая, социальная, кризисинтервентная, проблемно-ориентированная. Перечислен ряд мер, входящих в комплекс по работе с проблемной семьей, таких как профилактическая работа, организация летней занятости детей из неблагополучных семей, помощь в профессиональной ориентации и т. д.

Ключевые слова: неблагополучная семья, семья группы риска, образовательная, психологическая, социальная, кризисинтервентная, проблемно-ориентированная модели работы с неблагополучной семьей.



ON THE ISSUE OF DEALING WITH A DYSFUNCTIONAL FAMILY



Chanilova Nataliya Grigor’evna, Cand. of Ped. Sci., head of Education Theory and Methodology department, Saratov Regional Institute of Education Development. Russia.

Keywords: dysfunctional family, atrisk family, educational, psychological, social, crisis intervention, problem-oriented model of dealing with a dysfunctional family.

The article addresses the issue of similarities and differences between the concepts “dysfunctional family” and “at-risk family”. The characteristics of different types of dysfunctional families are presented. The author identified a number of factors that have adverse impact the life of the family, including socioeconomic, medical and social, socio-demographic, socio-psychological, psychological and pedagogical, and criminal ones. It is noted that the most common are combined problems that involve a combination of several of these factors. The definition of “at-risk family” is provided. Different models for dealing with a dysfunctional family are proposed: educational, psychological, social, crisis intervention, problem-oriented. The author presents a range of measures included in the complex for dealing with a dysfunctional family, such as preventive work, organization of summer employment for children from dysfunctional families, vocational guidance, etc.



ПСИХОЛОГИЯ



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ СОСТОЯНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ



Зеер Эвальд Фридрихович, чл.-корр. РАО, заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой «Психология образования и профессионального развития», ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»: Россия, 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ларионова Светлана Владимировна, аспирант, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»: Россия, 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Тел.: (343) 338-44-54

E-mail: kafedrappr@mail.ru

Аннотация. В данной статье авторами исследуется проблема повышения саморегуляции эмоционального состояния на примере курсантов вузов МВД. Несмотря на большой интерес к проблеме психической саморегуляции обучающихся, большинство теоретических работ посвящено общим подходам, в которых не учитывается экспериментальное практическое использование конкретных методов саморегуляции. Имеющиеся наработки в данной области исследования нуждаются в теоретическом осмыслении. Авторы статьи полагают, что психологическое сопровождение с применением ряда современных технических средств более эффективно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся, чем психологические методики без технического подкрепления. Исследователи подтверждают данную теорию с помощью результатов проведенного ими эксперимента, результаты которого наиболее полно и точно отражают концепцию регуляции эмоционального и волевого состояния курсантов, представленную в данной статье.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, экстремальные условия, эмоциональная устойчивость и волевая регуляция поведения, саморегуляция.



PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-REGULATION OF EMOTIONALVOLITIONAL STATE IN CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION



Zeer Eval’d Fridrikhovich, Russian Academy of Education corr. memb., honored science worker of RF, Dr. of Psych. Sci., Prof., head of Psychology of Education and Professional Development department, Russian State Vocational Pedagogical University. Russia.

Larionova Svetlana Vladimirovna, postgraduate student, Russian State Vocational Pedagogical University. Russia.

Keywords: professional activity, extreme conditions, emotional stability and volitional regulation of behavior, self-regulation.

The article addresses the issue of emotional state improvement based on the example of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Despite the great interest in the problem of students’ mental self-regulation, the majority of theoretical works focus on general approaches that fail to address the experimental practical use of specific self-regulation methods. The existing experience in this field of research requires theoretical understanding. The authors believe that psychological support with the use of modern technical tools has a more significant effect on the emotional state of students than the use of psychological methods without the technical support. The researchers confirm this theory through an experiment, the results of which provide a comprehensive and accurate reflection of the concept of cadets’ emotional-volitional state regulation presented in this article.



КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ



Подольский Олег Андреевич, канд. психол. наук, научный сотрудник, Институт образования ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: Россия, 119049, г. Москва, ул. Шаболовка, 26, стр. 2.

Погожина Варвара Андреевна, аспи- рант, Институт образования ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: Россия, 119049, г. Москва, ул. Шаболовка, 26, стр. 2.

Тел.: (495-7) 71-32-32

E-mail: opodolskiy@hse.ru

Аннотация. Не всегда диплом об окончании вуза, выдаваемый выпускнику, является главным показателем качества подготовки. В настоящее время требования рынка труда, в частности к недавним выпускникам и молодым специалистам, существенным образом изменились. Помимо типичных требований к кандидатам в части профессиональных знаний все чаще среди ожиданий работодателя стали звучать так называемые универсальные, ключевые компетенции и так называемые мягкие навыки. В статье приведены данные исследований, проводимых различными организациями, на предмет выявления ключевых компетенций, необходимых современным сотрудникам для эффективной деятельности, выполнен анализ дефицита указанных компетенций на рабочих местах. Проанализированы результаты исследования, проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ, по выявлению требуемых ключевых компетенций и их дефицита у недавних выпускников высших учебных заведений.

Ключевые слова: ключевые компетенции, обзор рынка труда, дефицит компетенций, работодатели, выпускники.



KEY COMPETENCES OF GRADUATES AND YOUNG PROFESSIONALS FOR EMPLOYMENT



Podol’sky Oleg Andreevich, Cand. of Psych. Sci., researcher, National Research University Higher School of Economics. Russia.

Pogozhina Varvara Andreevna, postgraduate student, National Research University Higher School of Economics. Russia.

Keywords: key competences, labor market review, shortage of competences, employers, graduates.

A diploma from a higher education institution is not always the main indicator of the quality of the training received. Currently, the labor market requirements, in particular for recent graduates and young professionals, have changed significantly; in addition to the typical requirements for candidates in terms of professional knowledge, a growing number of employers are naming universal key competences and the socalled “soft skills” among their expectations for potential employees. The article presents the findings of studies conducted by various organizations to identify the key competences that today’s employees are required to have for efficient work; the analysis of the shortage of these competencies in the workplace is carried out. The authors analyze the findings of a study conducted by the Institute of Education of the National Research University Higher School of Economics to identify the required key competences and their shortage in recent higher education institution graduates.



«ДРУГОЙ», «ИНОЙ», «ЧУЖОЙ»: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ



Кочеткова Татьяна Николаевна, канд. психол. наук, доцент, Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет»: Россия, 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 68.

Тел.: (421-2) 21-01-00

E-mail: psydv@ya.ru

Аннотация. Статья посвящена оценке характера отношений с окружающими через призму психологической дистанции, когда другие воспринимаются как друзья («другие» как «я», «свои»), знакомые, возможно, приятели («иные») или как враги («чужие»). Осуществленный этимологический и лингвистический анализ понятий «другой», «иной», «чужой» позволил вскрыть черты их сходства и различий, определить роль в жизни человека: благодаря «другому» человек познает себя и окружающий мир, приобретает черты субъекта, «иной» вскрывает различия, присущие нашему «я», стимулирует рост рефлексии и толерантности, «чужой» необходим для переосмысления событий собственной жизни в негативном ключе; эксплуатируемый в СМИ образ «чужого» позволяет манипулировать сознанием населения. Информационная «всеядность» в сочетании с нежеланием узнать и понять события, окружающие незнакомого другого, инициируют нетерпимость и отчуждение, препятствующие созданию адекватных социальных контактов.

Ключевые слова: «другой», «иной», «чужой», «чуждый», «свой», «я».



“OTHER”, “DIFFERENT”, “STRANGER”: INTERCONNECTION AND INTERDEPENDENCE



Kochetkova Tat’yana Nikolaevna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Pedagogical Institute of Pacific National University. Russia.

Keywords: “other”, “different”, “stranger”, “alien”, “one of us”, “I”.

The article focuses on assessing the nature of the relationship with others through the lens of psychological distance, when others are perceived as friends (“other” like “I”, “one of us”), acquaintances, perhaps pals (“other”) or as enemies (“stranger”). The conducted etymological and linguistic analysis of the concepts of “other”, “different”, “stranger” helped reveal the features of their similarities and differences, determine the role in a person’s life: thanks to the “other”, a person comes to know themselves and the world, acquires the features of a subject; the “different” reveals the differences inherent in our “I”, stimulates reflection and tolerance; the “stranger” is necessary to rethink the events of own life in a negative way; the image of the “stranger” exploited in the media helps manipulate the public consciousness. “Omnivorous” consumption of information combined with a reluctance to learn and understand the stranger’s circumstances initiate intolerance and exclusion, preventing the formation of adequate social contacts.



МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ АКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА



Егорова Татьяна Валентиновна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой общей психологии и акмеологии, ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева»: Россия, 601910, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Маяковского, 19.

Забанова Анастасия Михайловна, ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева »: Россия, 601910, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Маяковского, 19.

Тел.: (492-3) 23-21-60

E-mail: eiv@list.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов, касающихся условий освоения социального опыта молодыми людьми, являющихся участниками различных неформальных объединений. В настоящей работе были проанализированы теоретические подходы к проблеме юношеского возраста как одного из основных этапов социализации человека, сопровождающегося существенными изменениями во всей структуре жизнедеятельности человека и его положении в системе общественных отношений. В тексте работы раскрыта содержательная характеристика процесса социализации, определены стадии освоения и проявления социального опыта молодыми людьми. В ходе эмпирического исследования были изучены особенности социального и личностного развития участников различных молодежных объединений. Выявлены положительные корреляционные связи, указывающие на достоверность результатов наличия взаимосвязи между личностными свойствами и направленностью формирующихся в молодежных объединениях социально-психологических установок.

Ключевые слова: юношеский возраст, социализация, социальный опыт, факторы освоения социального опыта, неформальные молодежные объединения.



YOUTH GROUP AS A CONDITION FOR ACTIVE ACQUISITION OF SOCIAL EXPERIENCE



Egorova Tat’yana Valentinovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of General Psychology and Acmeology department, Kovrov State Technological Academy named after V. A. Degtyarev. Russia.

Zabanova Anastasiya Mikhaylovna, Kovrov State Technological Academy named after V. A. Degtyarev. Russia.

Keywords: adolescence, socialization, social experience, factors of social experience acquisition, informal youth groups.

The article studies the issues pertaining to the conditions of the acquisition of social experience by young people who are members of various informal groups. The authors analyze the theoretical approaches to the problem of adolescence as one of the key stages of human socialization, involving significant changes in the whole structure of a person’s life and their position in the system of social relations. The article provides a characteristic of the content of the socialization process, defines the stages of acquisition and manifestation of social experience by young people. The empirical study covers the specific features of social and personal development of members of various youth groups. Positive correlations are revealed, confirming the existence of a link between personality characteristics and the focus of the sociopsychological attitudes formed in youth groups.



ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАЛОНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ



Алиева Луиза Сулеменовна, ст. преподаватель, Выборгский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»; соискатель, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

Тел.: (812) 312-44-92

E-mail: luiza_alieva_79@mail.ru

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования феномена «эталон жизнедеятельности» во взаимосвязи с другими социально-психологическими свойствами личности, а также специфика их проявления у молодежи, склонной к аддиктивным формам поведения. Представлены такие понятия, как аддикция, аддиктивное поведение и эталон жизнедеятельности. В соответствии с направленностью выделены витальный, социальный и экзистенциальный типы эталона жизнедеятельности. В статье обосновывается роль эталона жизнедеятельности в формировании склонности к аддиктивным формам поведения, так как смысловое содержание эталона может оказывать влияние на содержание этических категорий добра и зла, определяющих выбор поведения при удовлетворении потребностей. Представлены результаты корреляционного анализа, которые подтверждают косвенное влияние эталона жизнедеятельности на формирование психологической склонности к аддиктивным формам поведения.

Ключевые слова: витальный, социальный, экзистенциальный эталон жизнедеятельности, аддиктивное поведение.



SPECIFIC FEATURES OF THE CONNECTION BETWEEN THE STANDARD OF LIVING AND PSYCHOLOGICAL PROPENSITY TO ADDICTIVE BEHAVIORS

Alieva Luiza Sulemenovna, senior lecturer, Vyborg branch of Herzen State Pedagogical University of Russia; applicant, Herzen State Pedagogical University of Russia. Russia.

Keywords: vital, social, existential standard of living, addictive behavior.

The article describes the findings of an experimental study into the phenomenon of the “standard of living” in relation to other socio-psychological personality characteristics, as well as the specific features of their manifestation in young people prone to addictive behaviors. The notions of addiction, addictive behavior, and standard of living are presented. According to their orientation, the vital, social, and existential types of the standard of living are identified. The article explains the role of the standard of living in the formation of propensity to addictive behaviors. The semantic content of the standard may influence the content of the ethical categories of good and evil that define the choice of behavior in satisfying the needs. The author presents the results of the correlation analysis that confirmed the indirect effect of the standard of living on the formation of psychological propensity to addictive behaviors.



КУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОКОЛЕННЫХ ГРУПП



Шнуренко Татьяна Ивановна, канд. психол. наук, доцент, Старооскольский филиал ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»: Россия, 309502, Белгородская обл., г. Старый Оскол, Солнечный микр., 19.

Тел.: (472-5) 32-49-12

E-mail: Shnurenko@yandex.ru

Аннотация. Важнейшим процессом, обеспечивающим развитие общества, является процесс преемственности ценностей. Формирование ценностных ориентаций личности происходит посредством присвоения идеалов культуры, носители которых – представители старших поколений. Предполагается, что процесс преемственности осложняется тем, что различные поколенные группы могут быть носителями различных типов культуры. На основании культурно-ценностных типов Дж. Таусенда проведен анализ культурной детерминации ценностных ориентаций поколений, который позволил определить, какой культуре субъективно привержены представители поколенных групп: традиционной культуре (ТК), современному типу культуры (СК) или динамично развивающейся культуре (ДРК). В ходе исследования выявлено, что все поколения имеют в своей ценностной системе элементы традиционной и динамично развивающейся культуры, при этом большинство представителей поколенных групп вполне интегрированы в современное общество и демонстрируют ценности современного типа культуры. Таким образом, действие механизма межпоколенной преемственности не затрудняется тем, что различные поколенные группы являются носителями ценностных ориентаций различных типов культур.

Ключевые слова: преемственность поколений, ценностные ориентации, ценностная структура поколений, традиционная культура, современная культура, динамично развивающаяся культура, габитус.



CULTURAL DETERMINATION OF VALUE SYSTEMS OF GENERATIONAL GROUPS



Shnurenko Tat’yana Ivanovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Stary Oskol branch of Belgorod National Research University. Russia.

Keywords: intergenerational continuity, value systems, value structure of generations, traditional culture, modern culture, dynamically developing culture, habit.

The key process ensuring the development of society is the continuity of values. The formation of value systems of individuals occurs through the acquisition of cultural ideals kept by the older generation. It is assumed that the continuity is complicated by the fact that different generational group may belong to the different types of culture. Based on the culture and value types by J. Townsend, the author analyzes the cultural determination of generational value systems, thus establishing what culture the members of generational groups subjectively belong to: traditional culture, modern type of culture, or dynamically developing culture. The study revealed that all generations have elements of the traditional and the dynamically developing cultures in their value systems, with the majority of generational group members being properly integrated into modern society and exhibit the values of the modern type of culture. Therefore, the functioning of the intergenerational continuity mechanism is not complicated by the fact that different generational groups have value systems of different types of cultures.



МЕТАКОГНИТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ



Серафимович Ирина Владимировна, канд. психол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Ярославский филиал ФГОБУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»: Россия, 150023, г. Ярославль, ул. Большие Полянки, 3.

Тел.: (485-2) 47-25-36

E-mail: iserafimovich@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен анализ взаимосвязи метакогнитивной направленности надситуативного мышления и креативности в профессиях социономического типа при влиянии средовых (профессиональная среда, характер трудовой деятельности) и ситуационных факторов (изменения в социальных приоритетах образования, в процессе обучения). Освещены вопросы изучения надситуативного профессионального мышления, характеризующегося умением решать проблемные ситуации творчески, предвидя последствия своих решений, адекватно оценивая, осуществляя рефлексию, конструктивно реагируя, контролируя эмоции. Показано, что изыскательная направленность профессии по сравнению с преобразующей характеризуется появлением метакогнитивных признаков надситуативности, креативности. Продемонстрировано, что на метакогнитивные признаки надситуативного мышления негативно влияет ситуации критики и не оказывает значимого влияния характер труда (исполнительский/творческий). Автор приходит к выводу, что метакогнитивная направленность надситуативного профессионального мышления может быть как индивидуальным, так и социально-профессиональным феноменом.

Ключевые слова: надситуативное и ситуативное профессиональное мышление, креативность, метакогнитивные способности, метакогнитивная направленность надситуативного мышления.



METACOGNITION OF THINKING: THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECT



Serafimovich Irina Vladimirovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of Humanities department, Yaroslavl’ branch of Plekhanov Russian University of Economics. Russia.

Keywords: supra-ituational and situational professional thinking, creativity, metacognitive ability, metacognitive orientation of supra-situational thinking.

The article presents an analysis of the relationship of the metacognitive orientation of supra-situational thinking and creativity in socionomic professions under the influence of environmental (professional environment, nature of work) and situational factors (changes in social priorities of education, in the learning process). The author addresses the issues of studying supra-situational professional thinking, characterized by the ability to resolve problematic situations creatively, foresee the consequences of one’s decisions, assess the situation adequately, engage in self-reflection, and regulate emotions constructively. It is shown that the exploratory orientation on the profession, compared to the transformative one, is characterized by the emergence of metacognitive features of supra-situationality, creativity. It is demonstrated that metacognitive features of supra-situational thinking are negatively affected by the situation of criticism and are not affected in any significant way by the nature of work (performing/creative). It is shown that the metacognitive orientation of supra-situational professional thinking can be both an individual and a socio-professional phenomenon.



ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ



Чахоян Алина Самвеловна, аспирант, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»: Россия, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39.

Тел.: (493-2) 32-62-10

E-mail: chakhoyan-a-s@ya.ru

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности проявления лжи и роль религиозной самоидентификации личности в данном процессе, а также обосновывается утверждение о наличии существенных различий в особенностях проявления лжи у представителей двух религий (христианство и ислам). Различия в особенностях проявления лжи связаны с пониманием границ лжи, от которых также зависит субъективная оценка частоты лжи. При этом указывается, что функциональная специфика лжи у представителей двух религий проявляется в наличии ориентаций на разные уровни взаимодействия. Согласно результатам исследования мусульмане более ориентированы на общение на личностном уровне, в то время как христиане предпочитают социальный уровень взаимодействия, при этом ложь ориентирована на сохранение значимых отношений.

Ключевые слова: религиозная самоидентификация, ложь, уровень взаимодействия, границы лжи.



THE IMPACT OF RELIGIOUS IDENTITY ON THE SPECIFIC MANIFESTATION OF LYING



Chakhoyan Alina Samvelovna, postgraduate student, Ivanovo State University. Russia.

Keywords: religious identity, lying, level of communication, boundaries of lying.

The article examines the psychological features of the manifestation of lying and the role one’s religious identity plays in this process, as well as substantiates the assertion that there are significant differences in the manifestation of lying between representatives of two religions (Christianity and Islam). The differences in the manifestations of lying stem from the understanding of the boundaries of lying, which also determine the subjective assessment of the frequency of lying. It is noted that the specific functional features of lying in representatives of the two religions are manifested in the orientation towards different levels of communication. According to the findings of the study, Muslims are more focused on communication on the personal level, while Christians prefer the social level of communication, with lying being aimed at preserving meaningful relationships.



РЕПРОДУКТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ К БЕРЕМЕННОСТИ



Завгородняя Ирина Владимировна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»: Россия, 394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1.

Тел.: (473) 220-87-55

E-mail: zavgorodnyai@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются уровни выраженности и содержание репродуктивных мотивов как фактора отношения к беременности у женщин. Выявлена социальная обусловленность и направленность на реализацию собственных ожиданий отношения к беременности у женщин. Установлены содержательные различия отношения женщин к беременности в связи с уровнями выраженности репродуктивных мотивов. При высоком уровне репродуктивных мотивов у женщин более выражено эйфорическое отношение к беременности с присутствием тревожности. При среднем уровне репродуктивных мотивов прослеживается оптимальное отношение к беременности, более позитивное отношение к ребенку, себе беременной и к родам. При низком уровне репродуктивных мотивов также более выражено эйфорическое отношение к беременности, но присутствуют гипогестогнозические проявления. Средний уровень выраженности репродуктивных мотивов позволяет создать более благоприятные условия для протекания беременности и формирования ребенка, следовательно, является наиболее конструктивным.

Ключевые слова: репродуктивная мотивация, мотивы рождения ребенка, уровни репродуктивных мотивов, отношение к беременности, психологический компонент гестационной доминанты.



REPRODUCTIVE MOTIVATION IN WOMEN AS THE FACTOR OF ATTITUDE TO PREGNANCY



Zavgorodnyaya Irina Vladimirovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of General and Social Psychology department, Voronezh State University. Russia.

Keywords: reproductive motivation, motives for having a child, levels of reproductive motives, attitude to pregnancy, psychological component of the gestational dominant.

The work studies the manifestation levels and the essence of reproductive motives as the factor of attitude to pregnancy in women. It discovers the fact that the attitude to pregnancy in women is determined by the society and is directed at the fulfillment of own expectations. The study determines significant differences in the attitudes of women to pregnancy, which are connected with the manifestation level of reproductive motives. The high level of reproductive motives leads to a higher level of pregnancy-related euphoria, a more positive attitude to the child, own pregnant body and the delivery process. The low level of reproductive motives also leads to pregnancy-related euphoria, however, certain hypogestognosic phenomena can be observed. The average level of reproductive motives manifestation makes it possible to create the most favorable conditions for pregnancy and child formation, thus, it is the most constructive one.



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ



Егорова Татьяна Валентиновна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой общей психологии и акмеологии, ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева»: Россия, 601910, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Маяковского, 19.

Горшкова Елена Сергеевна, ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева»: Россия, 601910, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Маяковского, 19.

Тел.: (492-3) 23-21-60

E-mail: eiv@list.ru

Аннотация. В статье речь идет о сложности специфики процесса социализации молодежи, для исследования которой необходимо рассматривать ее структурные параметры. Также рассматривается важный фактор, непосредственно влияющий на успешную социально-психологическую адаптацию молодых людей – психологическая безопасность. Она предполагает способность человека активно и успешно взаимодействовать в различных социальных ситуациях, в том числе экстремальных и неординарных, при этом опираясь на собственные чувства и субъективные отношения и стремясь воспроизвести условия, которые являются оптимальными для его жизни и активной деятельности. Выдвигаемое нами предположение заключалось в том, что возможность успешной социально-психологической адаптации и высокой жизненной удовлетворенности может способствовать психологической безопасности молодых людей. Эмпирическое исследование состояло из трех этапов. Корреляционный анализ был применен к проранжированным данным методик. В ходе всего эмпирического исследования были выявлены положительные корреляционные связи, что свидетельствует о том, что успешность социально-психологической адаптации молодежи можно оценить с помощью показателей индекса жизненной удовлетворенности.

Ключевые слова: молодежь, процесс социализации, жизненная удовлетворенность, социально-психологическая адаптация, психологическая безопасность.



PSYCHOLOGICAL SAFETY AS THE ESSENTIAL FACTOR OF YOUTH SOCIALIZATION



Egorova Tat’yana Valentinovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of General Psychology and Acmeology department, Kovrov State Technological Academy Named after V. A. Degtyarev. Russia.

Gorshkova Elena Sergeevna, Kovrov State Technological Academy named after V. A. Degtyarev. Russia.

Keywords: youth, socialization process, life satisfaction, socio-psychological adaptation, psychological safety.

The article discusses the complex nature of the specificity of youth socialization process, the study of which requires the examination of its structural parameters. It also looks at the essential factor that has a direct impact on the successful socio-psychological adaptation of young people – psychological safety. This kind of safety involves the ability of an individual to interact actively and successfully in various social situations, including the extreme or unusual ones, on the basis of own feelings and subjective attitudes, with the intention of recreating the conditions which are optimal for their life and activity. The authors state that the ability of successful socio-psychological adaptation and high level of life satisfaction can aid the formation of psychological safety in young people. The empirical study consisted of three parts. Correlation analysis has been applied to ranked methodological data. The empirical study as a whole has led to the discovery of positive correlations. This is evident of the fact that the success of socio-psychological adaptation of youth can be assessed with the help of life satisfaction index.

ФИЛОЛОГИЯ



ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦА ПО СОСЛОВНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ, ОФИЦИАЛЬНОЙ ДОЛЖНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПАМЯТНИКЕ XIV в. МАХМУДА БУЛГАРИ «НАХДЖ ал-ФАРАДИС»



Бочина Татьяна Геннадьевна, д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420021, Республика Тататрстан, г. Казань, ул. Татарстан, 2.

Галиулина Ильвира Рафаилевна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420021, Республика Тататрстан, г. Казань, ул. Татарстан, 2.

Тел.: (843) 292-42-87

E-mail: tbochina@yandex.ru

Аннотация. В данной статье объектом исследования являются имена существительные, характеризующие лицо с точки зрения социального статуса человека в произведении М. Булгари «Нахдж ал-Фарадис» (XIV в.). Цель исследования – комплексный анализ особенностей функционирования идентифицирующих наименований лица по сословному положению с помощью описательного, типологического и контекстуального методов. Дана краткая историческая характеристика существовавшей в эпоху Золотой Орды титулатуры, духовных званий, судебной номенклатуры. В работе представлены результаты статистического анализа вышеназванной лексико-семантической группы (ЛСГ), осуществленного по схеме: выявление методом сплошной выборки наименований лица, классификация номинаций на группы и подгруппы, определение рейтинга номинативной дробности групп в соответствии с количеством лексем, составляющих ЛСГ. Результат исследования позволяет прийти к выводу о необходимости титулатуры в рукописи для выражения авторского отношения к существовавшей политической системе на лексико-семантическом уровне. Изученные лексемы, функционирующие в «Нахдж ал-Фарадис», позволяют постичь мировоззренческую основу выбора слов.

Ключевые слова: лексико-семантическая группа, номинативы, тюркология, Средневековье, арабографический текст, письменный памятник, функционально-стилистическая характеристика, перевод, татарский язык, русский язык.



THE FUNCTIONING OF NAMING A PERSON BY CLASS STATUS AND OFFICIAL POSITION IN A 14th C. MEDIEVAL WRITTEN ARTIFACT “NAHJ al-FARADIS” BY MAHMUD BULGARI



Bochina Tat’yana Gennad’evna, Dr. of Philol. Sci., Prof., Prof. of Russian as a Foreign Language department, Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Galiulina Il’vira Rafailevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Russian as a Foreign Language department, Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan (Volga region) Federal University. Russia.

Keywords: lexical semantic group, nominative, study of Turkic languages, Middle Ages, Arabic text, written artifact, functional and stylistic characteristic, translation, Tatar, Russian.

The study focuses on nouns that characterize a person in terms of their social status in Mahmud Bulgari’s work “Nahj al-Faradis” (14th c.). The aim of the study is a comprehensive analysis of the functioning of naming units identifying a person’s class status using the descriptive, typological, and contextual methods. A brief historical characteristic of civil and clerical titles and judiciary nomenclature that existed in the Golden Horde era is given. The article presents the results of the statistical analysis of the aforementioned lexical semantic group (LSG) carried out according to the following pattern: the identification of naming units by the continuous sampling method; the classification of naming units into groups and subgroups; the ranking of nominative fractionality of the groups according to the number of lexical units that make up the LSG. The findings of the study show that titles in the manuscript are necessary for expressing the author’s attitude to the existing political system on the lexical semantic level. The studied lexical units featured in “Nahj al-Faradis” help understand the worldview basis for the choice of words.



ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ КАК СПОСОБ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ



Илюхина Надежда Алексеевна, д-р филол. наук, профессор, почетный работник ВПО РФ, зав. кафедрой русского языка и массовой коммуникации, ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)»: Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Тел.: (846) 335-18-26

E-mail: ilnadezhda@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются функции олицетворения в концептуализации времени в русских пословицах и разный механизм его генезиса. Сделан вывод о том, что олицетворение в текстах данного жанра мотивировано разными факторами: чаще всего оно возникает по метонимической логике, в других случаях – по метафорической логике, в третьих случаях совмещаются метонимическая и метафорическая мотивации. Показано, что ряд пословиц допускает разное прочтение – как построенные по метонимической и по метафорической логике, однако разное прочтение не меняет их актуального смысла.

Ключевые слова: пословица, олицетворение, метонимия, метафора, концептуализация, время.



PERSONIFICATION AS THE MEANS OF CONCEPTUALIZING TIME IN RUSSIAN PROVERBS



Ilyukhina Nadezhda Alekseevna, Dr. of Philol. Sci., Prof., honorary worker of higher professional education of the RF, head of Russian Language and Mass Communication department, Samara State Aerospace University named after Acad. S. P. Korolev. Russia.

Keywords: proverb, personification, metonymy, metaphor, conceptualization, time.

The article examines the function of personification in the conceptualization of time in Russian proverbs and the different mechanisms of its genesis. The author concludes that personification in the texts of this genre is motivated by different factors: usually it occurs according to the metonymic logic, in some cases – to the metaphoric logic, in yet other cases the metonymic and metaphoric motivations are combines. It is shown that a number of proverbs are open for different interpretations: as based on metonymic, or on metaphoric logic, while their actual meaning remains the same.



ИЗОМОРФНЫЕ ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «КЛЯТВА» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ



Сиразиева Зарина Наилевна, канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»: Россия, 420081, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58.

Тел.: (843) 272-80-91

E-mail: nygnoe@mail.ru

Аннотация. В статье подробно раскрываются изоморфные прагматические особенности текстов речевого жанра «клятва». Автор анализирует компоненты конситуации клятвы: наличие адресанта и адресата, общую целеустановку, выполняемые функции. В статье выявлено, что общая пресуппозиция адресанта и адресатов характеризует клятву как двунаправленную интеракцию. В русской и английской лингвокультурах функции клятв связаны непосредственно с позицией адресанта и адресата и коммуникативной целью произнесения клятвы, функционирующей в институциональных дискурсах: медицинском, политическом, военном, педагогическом, юридическом и спортивном. Автор приходит к выводу, что композиции клятв изоморфны: состоят из вступления, главной части и заключения, абзацы в текстах информативны и верификативны. В статье рассматриваются такие конструктивные признаки, как когерентность и когезия текста, отражающие содержательную и структурную сущность речевого жанра «клятва».

Ключевые слова: конситуация, адресант, адресат, функция, конструктивный признак, изоморфный параметр, стилистические средства.



ISOMORPHIC PRAGMATIC PARAMETERS OF THE SPEECH GENRE “OATH” IN THE RUSSIAN AND ENGLISH LINGUOCULTURES



Sirazieva Zarina Nailevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Humanities and Foreign Languages department, Kazan Cooperation Institute (branch of Russian University of Cooperation). Russia.

Keywords: consituation, addresser, addressee, function, structural feature, isomorphic parameter, stylistic means.

The article details the isomorphic pragmatic features of the texts of the speech genre “oath”. The author analyzes the consituation components of the oath: the presence of an addresser and an addressee, the general purpose, the performed functions. The article reveals that the general presupposition of an addresser and an addressee characterizes the oath as a twoway interaction. In the Russian and English linguocultures, the functions of oaths are directly related to the position of addresser and addressee and the communicative purpose of pronouncing the oath operating in institutional discourse: medical, political, military, educational, legal, and sports. The author concludes that the composition of an oath is isomorphic: it consists of an opening, a main part, and a closing, the paragraphs in the text informative and verificational. The article deals with design features such as the coherence and cohesion of the text, reflecting the substantive and structural nature of the speech genre “oath”.



МИФОЛОГЕМЫ ОРФЕЙ И ПСИХЕЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЭЗИИ В. ХОДАСЕВИЧА



Булавкин Клим Валерьевич, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры историко-правовых и гуманитарных наук, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»: Россия, 142611, Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Зеленая, 22.

Тел.: (496-4) 25-78-75

E-mail: bklim@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и характер античной рецепции в поэзии русского модернизма начала ХХ в., исследуются причины обращения поэтов Серебряного века к наследию классической культуры, во многом обусловленные кризисными тенденциями в духовной и политической жизни русского и западноевропейского общества той эпохи. При этом отмечается, что отечественные поэты рубежа XIX–XX вв. по-своему глубоко и оригинально использовали язык античной мифологии для выражения собственных философских или эстетических концепций, ведя творческий диалог как с древностью, так и со своими современниками на языке мифологем-символов. Данная тема раскрывается более детально на конкретном примере поэтического творчества Владислава Ходасевича, в частности анализируется значение мифологических образов Орфея и Психеи, используемых поэтом в качестве универсальных символов на всем протяжении его творческого пути.

Ключевые слова: поэзия, античность, миф, модернизм, символ.



ORPHEUS AND PSYCHE MYTHOLOGEMS IN THE CONTEXT OF V. KHODASEVICH’S POETIC WORKS

Bulavkin Klim Valer’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Historicallegal sciences and humanities department, State University of Technological Sciences and Humanities of the Moscow Region. Russia.

Keywords: poetry, antiquity, myth, modernism, symbol.

The article studies the prerequisites and the nature of ancient Greek reception in the Russian modernist poetry of the beginning of the XX c. and looks into the causes which make Silver age poets turn to the classical cultural heritage. These were largely due to the crisis trends in the spiritual and political life of the Russian and Western European society of those days. The work points out that the Russian poets of the verge of XIX–XX c. used the language of ancient mythology in a deep and original manner for the purpose of expressing their own philosophical and aesthetic concepts, engaging in a creative dialogue both with the ancient epoch and their contemporaries in the language of mythologem symbols. This topic is explored in more detail on the basis of the specific example of the poetic works of Vladislav Khodasevich. In particular, the study analyzes the importance of the mythological images of Orpheus and Psyche, which are used by the poet as universal symbols along the whole course of his creative path.



ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРПОРЕАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ



Рудова Юлия Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1; докторант, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»: Россия, 400066, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 27.

Тел.: (844-2) 38-50-05

E-mail: juliarud@inbox.ru

Аннотация. Целью данной обзорной статьи является описание динамики возникновения и развития феномена телесности, который, как показывает анализ литературных источников, имеет свои особенности репрезентирования в языке. В статье анализируются примеры того, как менялось отношение к данному феномену в разные исторические эпохи. Особое внимание автор статьи уделяет причинам и предпосылкам изменения отношения к телесному и духовному. В качестве подлинных источников отражения динамики развития телесности в истории в статье приводятся литературные произведения разных эпох, включая античный период, эпоху Возрождения и Новое время. Автор делает вывод о том, что в настоящее время «тело» оказывается включенным в вербализованное общение вследствие политического и социального манипулирования.

Ключевые слова: телесность, корпореальная культура, вербализованное общение.



THE DYNAMICS OF CORPOREAL CULTURE DEVELOPMENT THROUGHOUT HISTORY AND ITS REFLECTION IN LANGUAGE

Rudova Yuliya Vladimirovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Foreign Languages and Latin department, Volgograd State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation; doctoral student, Volgograd State Socio-Pedagogical University. Russia.

Keywords: corporeality, corporeal culture, verbal communication.

The article aims to give an overview of the emergence and development of the phenomenon of corporeality, which, as shown by the analysis of literary sources, has its own specific features of representation in the language. The article analyzes examples of the changing attitudes towards this phenomenon through history. Particular attention is paid to the causes and prerequisites of changes in attitudes to the corporal and the spiritual. As true sources of the reflection of corporeality development dynamics through history the article refers to literary works of different eras, including antiquity, the Renaissance, and the modern period. The author concludes that nowadays the body is included in verbal communication because of political and social manipulation.

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРИЧАСТИЯ В РУССКОМ, АНГЛИЙСКОМ И ЛЕЗГИНСКОМ ЯЗЫКАХ



Нурутдинова Эмилия Абдулмеджидовна, ст. преподаватель кафедры филологического образования, Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров; соискатель кафедры теоретической и прикладной лингвистики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гаджиева, 43-а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail: science.aida@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются общие и типологически особенные характеристики причастия в русском, английском и лезгинском языках, приводятся основные аргументы в доказательство того, что атрибутивные свойства причастия существуют независимо от наличия в рассматриваемых языках других частей речи с подобными свойствами. Выявлено, что в русском и английском языках причастие отличается совмещенными признаками прилагательного и глагола. Глагольные признаки заключаются в наличии у причастия глагольной парадигмы (вид, время, залог, способность сочетаться с зависимыми словами и наречием). Признаки прилагательного заключаются в способности причастия выполнять функцию определения в предложении, в то время как в лезгинском языке причастие совпадает с первоначальными временными формами глагола. Однако в аористе лезгинское причастие образуется самостоятельно от основы совершенного вида с помощью аффиксов -р-, -йи. В случае субстантивации причастия склоняются по типу прилагательных.

Ключевые слова: причастие, атрибутивные формы глагола, грамматическая парадигма причастия, таксисные значения.



ON THE ISSUE OF THE FUNCTIONING OF THE PARTICIPLE IN ENGLISH, RUSSIAN, AND LEZGIN



Nurutdinova Emiliya Abdulmedzhidovna, senior lecturer of Philology Education department, Dagestan Institute for Advanced Training of Educators; applicant of Theoretical and Applied Linguistics department, Dagestan State University. Russia.

Keywords: participle, attributive verb forms, grammatical paradigm of the participle, taxis values.

The article discusses the general and typologically specific characteristics of the participle in English, Russian, and Lezgin and presents the main arguments in support of the idea that the attributive properties of the participle exist regardless of there being other parts of speech with similar properties in the language in question. It is established that in Russian and English the participle possesses the combined properties of the adjective and the verb. The verbal feature is the participle possessing a verbal participle paradigm (aspect, tense, voice, the ability to combine with subordinate clauses and adverbs). The adjectival feature is the ability of the participle to function as an attribute in a sentence. Meanwhile, in Lezgin the participle corresponds to the original tense forms of the verb. However, in an aorist, the Lezgin participle is formed independently from the perfective stem with affixes -p-, -yi. In the case of nominalization they undergo adjectival declension.



«ЕДИНИТНЫЕПАЛОЧКИ» В. К. ТРЕДИАКОВКОГОКАКПРООБРАЗРУССКОГОГОЛОФРАЗИСА



Ковынева Ирина Анатольевна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и культуры речи, ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305001, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.

Тел.: (471-2) 58-77-37

E-mail: ir_kov@yahoo.com

Аннотация. В статье рассматриваются «единитные палочки», введенные В. К. Тредиаковским, в их словообразовательном аспекте. «Единитные палочки» считаются прообразом современного дефиса, а слова, в которых употреблены эти знаки, вероятно, можно считать первыми голофрастическими конструкциями. Голофразис в истории русского письма имеет очень давнюю традицию. Придуманные Тредиаковским «единитные палочки» объединяли слова с общей интонацией. Они были специально придуманы Тредиаковским в процессе перевода прозаического романа Фенелона гекзаметром – для «Тилемахиды». А двигала Тредиаковским «догматическая» убежденность в том, что все звуки и даже все интонации могут и должны быть выражены графически. В текстах В. К. Тредиаковского и в философских текстах действует одна и та же тенденция: и «единитные палочки», и современные дефисы показывают, что данные образования являются одним словом, получая общее стяженное значение.

Ключевые слова: В. К. Тредиаковский, «единитные палочки», голофрастические конструкции, словообразование.



V. K. TREDIAKOVKY’S “JOINING STICKS” AS A PROTOTYPE OF RUSSIAN HOLOPHRASIS



Kovyneva Irina Anatol’evna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., head of Russian Language and Culture of Speech department, Kursk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.

Keywords: V. K. Trediakovky, “joining sticks”, holophrastic structures, word formation.

The article examines “joining sticks” introduced by V. K. Trediakovky in terms of their word formation aspect. “Joining sticks” are regarded as the prototype of the contemporary hyphen, and words that contain these marks can probably be considered the first holophrastic structures. Holophrasis is a long-standing tradition in the history of Russian writing. The “joining sticks” invented by Trediakovky combined words with a common tone. Trediakovky devised them in the process of translating a novel by François Fénelon from prose into hexameter for the “Telemachy”. He was motivated by a “dogmatic” belief that all sounds and intonations can and should have graphic expression. Texts by V. K. Trediakovky and philosophical texts exhibit the same trend: both the “joining sticks” and contemporary hyphens indicate that the structure is a single word with a single contracted meaning.



НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ



Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499-9) 43-98-55

E-mail: academy@fa.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается концепт “sharing economy” в современном экономическом дискурсе. Особое внимание уделяется пространственно-временным отношениям данного концептуального поля, а также вербализации концепта в англоязычных СМИ. Отношение ко времени и пространству как к ограниченным ресурсам, согласно концепции Дж. Лакоффа и М. Джонсона, находит свое подтверждение в данной работе. Анализ материала показал, что пространственное сужение рассматриваемой концептуальной модели парадоксально сочетается с расширением пула участников социальных и экономических отношений в рамках рассматриваемого концепта. Вербализация некоторых его концептуальных признаков позволила авторам выделить ядро концепта, актуализируемое словосочетаниями “onlineservices”, “onlinemarketplace”, и его периферию. Наиболее частотными в данном концептуальном поле являются такие лексические единицы, как «сотрудничать», «социализация», «совместное потребление», «совместный доступ», что подтверждает особый статус идеи совместного использования материальных и нематериальных ресурсов в рассматриваемом концептуальном пространстве. Социальная составляющая играет особую роль в данном поле, и в статье акцентируется внимание на таких когнитивных признаках рассматриваемого концепта, как «доверие» и «взаимопомощь». Когнитивный признак «защита окружающей среды» также имеет основополагающее значение в исследуемом концептуальном поле. В этом плане когнитивный признак “sustainability” приобретает особое значение, так как связан с темпоральностью. «Устойчивое развитие с минимальным негативным влиянием на окружающую среду» – когнитивный сценарий, который пронизывает рассматриваемое концептуальное поле. Время и пространство образуют концептуальный симбиоз в поле рассматриваемого концепта.

Ключевые слова: время, пространство, концепт, когнитивный сценарий, совместное потребление, экономика совместного пользования, доступ к ресурсам.



SOME ASPECTS OF THE REPRESENTATION OF THE CATEGORIES OF TIME AND SPACE IN THE CONTEMPORARY ECONOMIC DISCOURSE



Gaydarenko Vadim Anatol’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: time, space, concept, cognitive script, shared use, sharing economy, access to resources.

The article focuses on the concept of “sharing economy” in the contemporary economic discourse. Particular attention is paid to the spatial and temporal relations of this conceptual field, as well as the verbalization of the concept in the English-language media. The attitude to time and space as limited resources, put forward by George Lakoff and Mark Johnson in their theory, is confirmed in this study. The analysis of the data showed that the spatial restriction of the conceptual model in question is paradoxically combined with the expansion of the pool of participants in social and economic relations within the framework of said concept. The verbalization of some conceptual features of the concept in question made it possible to define the core of the concept, actualized by phrases “online services” and “online marketplace”, and its periphery. Lexical units such as “cooperate”, “socialization”, “shared use”, “shared access” have the highest frequency in this concept field, leading the authors to identify positively the special status of the idea of shared tangible and intangible resources in this conceptual space. The social component plays a special role in this field, and in this article the emphasis is on such cognitive features of the concept in question as “trust” and “mutual aid”. The cognitive feature “environmental protection” also has a fundamental role in this conceptual field. In this regard, the cognitive feature “sustainability” has particular significance, as it is connected to temporality. “Sustainable development with minimal harm to the environment” is a cognitive script that pervades the conceptual field in question. Time and space form a conceptual symbiosis in the field of the concept in question.



ОБРАЗ РОССИИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ В ЗЕРКАЛЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ



Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Тел.: (499) 943-95-80

E-mail: academy@fa.ru

Аннотация. В данной статье автор концентрирует внимание на прагматических аспектах метафорической аргументации, представленной на страницах влиятельного англоязычного журнала “The Economist”. Анализ материала показал, что образ современной России ассоциируется журналистами западных СМИ с конфронтационной внешнеполитической линией президента России Владимира Путина. Провоцирование политического конкурента на решительные действия (brinkmanship), демонстрация военной мощи метафорически часто изображаются с помощью таких слов и выражений, как “sting”, “military muscle”. Когнитивный сценарий, метафорически представленный на страницах журнала, отражает внешнюю политику российского президента. Демонстрация военной мощи с целью запугивания «внешних» врагов – вот та линия, которой придерживается Владимир Путин, согласно представлению журналистов “The Economist”. Часто западные журналисты не брезгуют и созданием негативного образа российского президента. Путин изображается как задира, хулиган (bully), который провоцирует, смущает, запугивает западные державы. Образ врага, согласно тем же источникам, является надуманным и используется российскими СМИ как инструмент информационной войны, развязанной Россией. Если говорить о глагольной лексике, то данный образ создается с помощью таких глаголов, как “concoct”, “twist”, “invent”. Когнитивный сценарий в этом случае можно представить как надуманный образ врага (украинские националисты, НАТО), создаваемый российскими СМИ. Он якобы используется для промывания мозгов российским гражданам и способствует их сплочению вокруг президента России и укреплению его власти. Автором выделены когнитивные динамические сценарии, которые, согласно А. П. Чудинову, представляют собой систему фреймов и отражают типичную последовательность развертывания модели во времени.

Ключевые слова: когнитивный сценарий, образ, метафорическая модель, англоязычные СМИ, эмотивный потенциал.



THE IMAGE OF RUSSIA IN THE ENGLISH-LANGUAGE MEDIA IN THE MIRROR OF COGNITIVE LINGUISTICS



Gaydarenko Vadim Anatol’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.

Keywords: cognitive script, image, metaphoric model, the English-language media, emotive potential.

The article focuses on the pragmatic aspects of metaphoric argumentation on the pages of an influential English-language magazine “The Economist”. The analysis of the data shows that writers of the Western media associate the image of today’s Russia with the confrontational foreign policy of the Russian President Vladimir Putin. The provocation of political rivals into decisive actions, the brinkmanship, the display of military power are often represented metaphorically through words and phrases such as “sting”, “military muscle”. The cognitive scrip metaphorically represented in the magazine reflects the foreign policy of the President of Russia. The display of military power to intimidate “enemies from without” is the line that Vladimir Putin adheres to, according to the “Economist” writers. Western journalists are not above painting an unflattering picture of the President of Russia. Putin is portrayed as a bully who provokes, disturbs, and intimidates the Western powers. The image of the enemy, according to the same sources, is manufactured and used by the Russian media as a weapon in the information war unleashed by Russia. This image is created through the use of verbs such as “concoct”, “twist”, “invent”. The cognitive script in this case can be presented as the bogus image of the enemy (Ukrainian nationalists, NATO) created by the Russian media being used to brainwash the Russian citizens, induce their support of the Russian President, and strengthen his power. The author identifies dynamic cognitive scripts, which, according to A. P. Chudinov, are a system of frames reflecting a typical model explication sequence over time.



АВТОРСКИЕ СЛОВАРИ КАК ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАПОЭТИКИ БЕРТОЛЬТА БРЕХТА)



Картавцева Ирина Васильевна, преподаватель, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»: Россия, 355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12; соискатель, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»: Россия, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.

Тел.: (865-2) 95-68-08

E-mail: irina.pigareva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема составления авторского словаря с позиций лексикографии и метапоэтики. В качестве примеров служат драматургические произведения Б. Брехта, а также его теоретические труды о театре и режиссуре. Цель работы – доказать справедливость утверждения о том, что авторский словарь является одним из путей постижения языка. Для этого в статье рассматриваются общие лексикографические принципы структурирования справочников. Особое внимание уделяется элементам словарной статьи, поскольку от них зависит информативность всего источника. Методами исследования служат лингвистический анализ и прогноз, благодаря которым осуществляется систематизация терминологии теории «эпического театра» Б. Брехта. В результате автору удается доказать перспективность составления авторского словаря в рамках более глубокого постижения языка.

Ключевые слова: словарь, микро-, макро-, мегаструктура словаря, драматургия, метапоэтические данные, «эпический театр».



AUTHOR’S GLOSSARIES AS A WAY OF UNDERSTANDING LANGUAGE (BASED ON THE METAPOETICS OF BERTOLT BRECHT)



Kartavtseva Irina Vasil’evna, lecturer, Stavropol State Agrarian University; applicant, North Caucasus Federal University. Russia.

Keywords: glossary, micro-, macro-, megastructure of glossary, drama, metapoetic data, “epic theater”.

The article addresses the problem of compiling an author’s glossary in terms of lexicography and metapoetics. The dramatic works of Bertolt Brecht and his theoretical writings on theater and directing are used as an example. The aim of the study is to vindicate the assertion that an author’s glossary is one of the ways of understanding language. To this end, the article describes the general principles of lexicographical structuring of glossaries. Particular attention is paid to the elements of an entry, as they determine the informative quality of the entire source. The methods of the study are linguistic analysis and forecast, through which the terminology of Bertolt Brecht’s “epic theater” theory is systematized. As a result, the author proves the benefit of compiling an author’s glossary for a deeper understanding of language.