НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 12-2015

Полнотекстовая версия журнала

ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сиднева Ирина Евгеньевна, соискатель, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) им. Б. П. Бугаева»: Россия, 432071, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8.

Тел.: (842-2) 39-81-23

E-mail: ira.sidnewa@yandex.ru

Аннотация. В современных условиях, когда высокий уровень профессионализма является определяющим фактором для безопасности эксплуатации авиационной техники, совершенствование процесса обучения пилотов и всех других специалистов авиационного профиля становится особенно актуальным. Целью исследования является обоснование обеспечивающих условий формирования готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности. Рассмотрены и определены понятия «профессиональная готовность» и «готовность к профессиональной деятельности». Выделены и обоснованы обеспечивающие условия формирования исследуемой готовности. В ходе реализации процесса обучения, созданного в соответствии с выделенными обеспечивающими условиями, для экспериментальной проверки заявленной гипотезы выявлена положительная динамика в формировании исследуемой готовности. Доказано существенное влияние созданных обеспечивающих условий на эффективность формирования готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, готовность к профессиональной деятельности.

FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN FUTURE CIVIL AVIATION PILOTS

Sidneva Irina Evgen’evna, applicant, Ulyanovsk State pedagogical university; senior lecturer, Ulyanovsk higher civil aviation school. Russia.

Keywords: readiness, professional readiness, readiness for professional activity.

In the current conditions, when high level of professionalism is the determining factor in the safety of aircraft operation, improving the process of training for pilots and all other aviation professionals is highly relevant. The aim of this study is to provide rationale for the conditions for the formation of readiness of aviation professionals for professional work. The concept of “professional readiness” and “readiness for professional activity” are analyzed and defined. The conditions for the formation of the readiness in question are identified and substantiated. In the course of the education process designed in accordance with the selected conditions for an experimental test of the hypothesis, a positive dynamic in the formation of the readiness is observed. It is proved that the designed conditions have a significant impact on the effectiveness of formation of readinessfor professional work in aviation professionals.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фахрутдинова Резеда Ахатовна, д-р пед. наук, профессор, ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»: 420111, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Стоянова Дарья Николаевна, аспирант, ассистент кафедры педагогической психологии и педагогики, ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»: 420111, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.

Телефон: (843) 231-92-90

E-mail: info@ieml.ru

Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам подготовки высококвалифицированного специалиста при непрерывном образовательном процессе. Автор статьи отмечает, что современное развитие общества, внедрение инноваций и стремительный рост технического прогресса диктуют новые условия к подготовке высококвалифицированных специалистов во всех профессиональных сферах. В статье рассматриваются основные идеи создания непрерывной системы образования, анализ компетентностного подхода как основы этой системы, а также современные стандарты современного российского образования, призванные реализовать идею непрерывного образования в Российской Федерации и внедрение компетентностного подхода к обучению на всех уровнях образовательной системы. В заключение автор приходит к выводу, что основной целью современной образовательной системы является не только наделение выпускника необходимыми теоретическими знаниями, но и развитие способности применять эти знания на практике, выполнять самостоятельную научно-исследовательскую работу, решать как стандартные, так и нетипичные проблемы, возникающие в любой сфере профессиональной деятельности.

Ключевые слова: непрерывное образование, компетенция, компетентностный подход, образовательные учреждения, среднее образование, среднепрофессиональное образование, высшее образование, образовательное взаимодействие, образовательные стандарты.

TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

Fakhrutdinova Rezeda Akhatovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., Institute of economics, management and law (Kazan). Russia.

Stoyanova Dar’ya Nikolaevna, postgraduate student, assistant lecturer of Pedagogical psychology and pedagogics department, Institute of economics, management and law (Kazan). Russia.

Keywords: continuing education, competence, competence-based approach, education institutions, secondary education, secondary vocational education, higher education, educational interaction, education standards.

The study focuses on the issues of training highly qualified specialists in the continuing education process. The author notes that the development of modern society, introduction of innovations, and rapid technological advances dictate the new conditions for the training of highly qualified specialists in all professional fields. The article examines the basic ideas of creating a system of continuing education, the analysis of the competence-based approach as the basis of this system, as well as the current Russian education standards designed to implement the idea of continuing education in the Russian Federation and the introduction of the competence-based approach to education at all levels of the education system. The author concludes that the main purpose of the modern education system is not only to provide the graduate with the necessary theoretical knowledge, but also develop their ability to apply this knowledge in practice, to carry out independent research work, solve both standard and nonstandard problems in any professional field.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОГИСТИКЕ)

Абдулгалимов Грамудин Латифович, д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой прикладной информатики и инновационных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Иванова Маргарита Александровна, аспирант, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Тел.: (495) 647-44-77

E-mail: agraml@mail.ru

Аннотация. В статье приводятся результаты разработки и реализации дистанционного курса по профессиональной подготовке специалистов в транспортно-логистической сфере на автомобильном транспорте. Курс разработан в системе Moodle. Так как в этой системе не реализуются расчетные задачи, к дистанционному курсу приложен интерактивный компьютерный практикум, разработанный в виде веб-приложения и связанный ссылками с дистанционным курсом. Практикум и дистанционный курс в комплексе решают актуальную проблему формирования специальных профессиональных компетенций по логистике. Интерактивный практикум основан на специальной системе профессионально ориентированных задач с вычислительными процедурами, где решение каждой следующей задачи основано на результатах решения предыдущей. Файл с отчетом по ходу решения каждой задачи автоматически передается тьютору в его облачный диск.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, дистанционный курс, система управления обучением Moodle, интерактивный компьютерный практикум.

INTERACTIVE WORKSHOP AS A MEANS OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION (CASE STUDY OF LOGISTICS TRAINING)

Abdulgalimov Gramudin Latifovich, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Applied informatics and innovative technologies department, Sholokhov Moscow State university for the humanities. Russia.

Ivanova Margarita Aleksandrovna, postgraduate student, Sholokhov Moscow State university for the humanities. Russia.

Keywords: professional training, distance learning course, Moodle learning management system, interactive computer workshop.

The article presents the results of the development and implementation of a distance learning course for the training of specialists in the field of transport and logistics in road transport. The course is designed in the Moodle system. Since this system does not implement design tasks, the distance learning course is accompanied by an interactive computer workshop designed in the form of a web-based application and linked to the distance learning course. The workshop and the distance learning course together solve the relevant problem of the formation of specific professional competences in logistics. The interactive workshop is based on a system of profession-oriented problems with computational procedures where the solution to each consecutive problem is based on the solutions to the preceding ones. A file with a report on the solution of each problem is automatically passed to the tutor on their cloud drive.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КАЧЕСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ларин Сергей Николаевич, канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН»: Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский просп., 47.

Стебеняева Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, вед. специалист, АНО ДПО «Институт стандартов международных учета и управления»: Россия, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Тел.: (499) 129-10-11

E-mail: sergey77707@rambler.ru

Аннотация. В статье обоснована необходимость проведения ускоренной информатизации отечественной сферы образования как одной из важных составляющих процесса ее реформирования. Показаны новые возможности усвоения контингентом обучаемых знаний, навыков и умений, открывающиеся благодаря внедрению и расширению практики использования в сфере образования современных педагогических технологий (СПТ). Обоснованы перспективы перехода от репродуктивной к креативной модели организации образовательного процесса. Вместо личного контакта педагогов с обучаемыми, что характерно для первой модели, для передачи знаний во второй модели в образовательном процессе задействуются творческие способности обучаемых благодаря использованию указанных возможностей СПТ. Показаны место и роль электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в составе СПТ. Представлены результаты сравнительного анализа новой и традиционной технологий разработки ЭОР. Доказано, что внедрение ЭОР в рамках СПТ в образовательный процесс коренным образом меняет взаимодействие ведущих педагогов вузов с контингентом обучаемых и способствует повышению его эффективности.

Ключевые слова: сфера образования, реформирование, современные педагогические технологии, электронные образовательные ресурсы.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS INNOVATIVE TOOLS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATION PROCESS

Larin Sergey Nikolaevich, Cand. of Tech. Sci., senior researcher, Central institute of economics and mathematics of the RAS. Russia.

Stebenyaeva Tat’yana Viktorovna, Cand. of Econ. Sci., leading specialist, Institute of international accounting standards and management. Russia.

Keywords: education sphere, reform, modern educational technologies, electronic educational resources .

The article provides rationale for the need for rapid informatization of Russian education as an important part of the process of its reform. New opportunities for mastering the knowledge and skills offered to students through the introduction and expansion of the use of modern educational technologies (MET) are demonstrated. The prospect of a transition from a reproductive to a creative model of education process organization are substantiated. Instead of personal contact between students and teachers typical for the first model, the “transfer” of knowledge in the second model is based on the involvement of the students’ creative abilities in the education process through the use of the aforementioned MET opportunities. The place and role of electronic educational resources (EER) within MET are shown. The results of a comparative analysis of new and traditional technologies for the development of EER are presented. It is proved that the introduction of EER into the education process within the framework of MET radically changes the interaction of the leading higher education institution lecturers with students and enhances its effectiveness.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Нурова Лилия Рашатовна, канд. филол. наук, доцент кафедры языкознания и иностранных языков, Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»: Россия, 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а.

Тел.: (843) 273-16-54

E-mail: kznraj@gmail.com

Аннотация. В современных условиях расширения взаимодействия различных культур и народов одной из первостепенных задач обучения иностранному языку является подготовка студентов к эффективному межкультурному диалогу. В рамках новой образовательной парадигмы особое внимание уделяется не только усвоению языкового материала, но и формированию системы знаний о национально-культурном своеобразии концептосферы изучаемого языка. В статье обосновывается необходимость включения концептов в содержание обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, выделяются ключевые моменты, которые необходимо учитывать при проектировании занятий в данном контексте, приводятся способы введения и межъязыкового сопоставления концептов на примере английского концепта Home.

Ключевые слова: концепт, концептуальная система, межкультурный диалог, этнокультурные знания, иноязычная подготовка.

FEATURES OF THE FORMATION OF A FOREIGN LANGUAGE CONCEPT SYSTEM IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Nurova Liliya Rashatovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Linguistics and languages department, Kazan branch of Russian State university of justice. Russia.

Keywords: concept, concept system, cross-cultural communication, ethnocultural knowledge, foreign language training.

The study deals with the issue of teaching foreign languages in higher education institutions. The article addresses the fact that with the current increase in interaction between different cultures and peoples, one of the primary tasks of foreign language teaching is to prepare students for effective cross-cultural communication. The new educational paradigm focuses not only on the learning of language material, but also the formation of a system of knowledge about national and cultural uniqueness of the concept sphere of the studied language. The article also provides rationale for the need to incorporate concepts into the content of foreign language curricula for students not majoring in linguistics, highlights key points to be considered in the planning of classes in this context, and presents the ways of introduction and cross-language matching of concepts using the example of the English concept “Home”. The author concludes by noting that foreign language learning fosters conscious perception of other cultures and prepares for effective cross-cultural interaction.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА В ДИДАКТИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Саяпина Наталья Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: sayapinanat@mail.ru

Аннотация. Учебный диалог занимает особое место в образовании и является одним из ведущих направлений в системе психолого-педагогического знания. Статья посвящена определению характеристик учебного диалога – соучастия и сомышления, которые в совокупности обеспечивают наиболее эффективное решение педагогических задач. Соучастие субъектов образовательного процесса рассматривается на основе равноправных отношений в результате их взаимодействия, а сомышление – как включенность обоих субъектов в одну и ту же активную мыслительную деятельность. Выступающие в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов характеристики учебного диалога позволяют рассматривать его как основу дидактического взаимодействия субъектов, которое представляет собой сложное образование и выступает как результат преобразованных посредством диалога тесных взаимосвязей деятельности, общения и поведения.

Ключевые слова: учебный диалог, дидактическое взаимодействие.

FEATURES OF EDUCATIONAL DIALOGUE IN DIDACTIC INTERACTION

Sayapina Natal’ya Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Education methodology department, National research Saratov State university. Russia.

Keywords: educational dialogue, didactic interaction.

Educational dialogue plays a special part in education and is one of the key areas in the system of psychological and pedagogical knowledge. The article identifies the characteristics of educational dialogue – co-participation and co-thinking that together to provide the most effective solutions to pedagogical problems. The co-participation of educational process subjects is regarded in terms of an equal relationship as a result of their interaction, cothinking – as both subjects being engaged in the same mental activity. The characteristics of educational dialogue, acting as interconnected and interdependent processes, present it as it as the basis of the didactic interaction of its subjects, which is a complex entity and a product of the close relationship between activity, communication, and behavior transformed through dialogue.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО МОДУЛЮ «ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Абдулгалимов Грамудин Латифович, д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой прикладной информатики и инновационных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Васекин Сергей Владимирович, канд. пед. наук, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Шитова Виктория Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Косино Ольга Алексеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры прикладной информатики и инновационных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Грязнова Татьяна Сергеевна, ст. преподаватель кафедры методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Панькина Екатерина Викторовна, ст. преподаватель кафедры методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»: Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16–18.

Тел.: (495) 647-44-77

Е-mail: agraml@mail.ru

Аннотация. В статье приведены результаты работ в рамках государственного контракта от 8 мая 2014 г. № 05.043.12.0014 (шифр 2014-04.03-05-043-Ф-95.055) «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направления подготовки – физико-математические науки, математика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия». Представлен современный подход к подготовке учителя математики по модулю «ИКТ в профессиональной деятельности». Рассмотрены программы подготовки по ИКТ, типы заданий, формы проведения учебных занятий. Приведена разработка нового подхода к формированию ИКТ-компетентности будущих учителей математики. Учитывая психолого-педагогические особенности обучения и поэтапное формирование у обучающихся групп компетенций, авторы разделили программу на три модуля: формирование базовых компетенций, развитие общепрофессиональных компетенций, набор специальных компетенций для учителя математики.

Ключевые слова: академическая мобильность, ИКТ в профессиональной деятельности, ИКТ-компетентность учителей математики.

THE MODERN APPROACH TO THE TRAINING OF MATHEMATICS TEACHERS ACCORDING TO THE “INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) IN PROFESSIONAL ACTIVITIES” MODULE

Vayndorf-Sysoeva Marina Efimovna, Cand. of Ped. Sci., head of Methodology of e-learning and distance education technologies department, Sholokhov Moscow State university for humanities. Russia.

Abdulgalimov Gramudin Latifovich, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Applied informatics and innovative technologies department, Sholokhov Moscow State university for humanities. Russia.

Vasekin Sergey Vladimirovich, Cand. of Ped. Sci., Sholokhov Moscow State university for humanities. Russia. Shitova Viktoriya Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Methodology of e-learning and distance education technologies department, Sholokhov Moscow State university for humanities. Russia.

Kosino Ol’ga Alekseevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Applied informaics and innovative technologies department, Sholokhov Moscow State university for humanities. Russia.

Gryaznova Tat’yana Sergeevna, senior lecturer of Methodology of e-learning and distance education technologies department, Sholokhov Moscow State university for humanities. Russia.

Pan’kina Ekaterina Viktorovna, senior lecturer of Methodology of e-learning and distance education technologies department, Sholokhov Moscow State university for humanities. Russia.

Keywords: academic mobility, ICT in professional activities, ICT competence of mathematics teachers.

The article presents the results of the work under the state contract of May 8, 2014 № 05.043.12.0014 (code 2014-04.03-05-043-F- 95.055) “Development and testing of new modules of the basic education bachelor’s degree program for an extended group of specialties “Education and pedagogy” (fields of training – physico-mathematical sciences, mathematics), involving academic mobility of higher education institution students in networking”. A modern approach to the training of mathematics teachers according to the “ICT in professional activities” module is presented. Training programs in ICT, types of assignments, forms of training session organization are analyzed. The development of a new approach to the formation of the ICT competence of future mathematics teachers is demonstrated. Given the psychological and pedagogical features of the training and the gradual formation of students’ competence groups, the program is divided into 3 modules: formation of core competences, development of general professional competences, and a specific set of competences for mathematics teachers.

КЛАССИФИКАЦИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРЫ

Виситаева Марет Балаудиновна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры математики и физики, ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования»: Россия, 364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Хеди Кишиевой, 30.

Тел.: (871-2) 21-22-24

E-mail: mvisitaeva@mail.ru

Аннотация. На основе ретроспективы литературы в контексте рассматриваемой проблемы автором впервые разработана классификация умений, являющихся основой развития математических способностей учащихся основной школы при изучении алгебры, состоящая из двух блоков. Блок 1 – для базового уровня: владение основными приемами общей учебной деятельности; оперирование рациональными выражениями и функциями, степенью с рациональным показателем, квадратными корнями и многочленами; владение технологией решить уравнение, систему линейных уравнений с двумя переменными, неравенство; оперирование последовательностями, элементами комбинаторики и вероятностными свойствами окружающих явлений. Блок 2 – продвинутого уровня: владение приемами творческой учебной деятельности; оперирование рациональными выражениями и функциями, степенью с рациональным показателем и квадратными корнями, многочленами, владение специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; оперирование последовательностями, элементами комбинаторики и вероятностными свойствами окружающих явлений.

Ключевые слова: умения, математические способности, приемы общей учебной математической и творческой учебной деятельности, оперирование, рациональные выражения и функции, степень с рациональным показателем и квадратные корни, владение технологией решить специальными приемами, система уравнений и неравенств, последовательности, элементы комбинаторики и вероятностные свойства окружающих явлений.

CLASSIFICATION OF THE SKILLS OF MIDDLE SCHOOL STUDENTS IN THE STUDY OF ALGEBRA

Visitaeva Maret Balaudinovna, Cand. of Ped. Sci., senior lecturer of Mathematics and physics department, Chechen institute for further training of educators. Russia.

Keywords: skills, numeracy, techniques of general mathematical educational and creative learning, handling, rational fractions and functions, rational exponent fractions and square roots, command of solving techniques and the specific techniques, system of equations and inequalities, sequences, elements of combinatorics and probability properties of the surrounding phenomena .

Based on an overview of the literature, in the context of the problem, the authors develop the first classification of the skills that are fundamental for the development of numeracy of middle school students in the study of algebra, consisting of two units. Unit 1 – the basis level: command of basic techniques of general learning; handling (rational fractions and functions, rational exponent fractions, square root, and polynomials); ability to solve (equation, system of linear equations with two variables, inequality); handling (sequences, elements of combinatorics, and probability properties of the surrounding phenomena). Unit 2 – the advanced level: command of creative learning techniques; handling (rational fractions and functions, rational exponent fractions, square root, and polynomials); command of specific techniques for solving equations and systems of equations; handling (sequences, elements of combinatorics, and probability properties of the surrounding phenomena).

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО СОЦИУМА

Бастриков Алексей Васильевич, канд. филол. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Бастрикова Елена Михайловна, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Палеха Екатерина Сергеевна, канд. филол. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Тел.: (843) 233-71-09

E-mail: alexbast58@mail.ru

Аннотация. Авторы статьи предлагают рассматривать русский язык как консолидирующий и интегративный социальный фактор в образовательном пространстве Республики Татарстан. В целях оценки реального отношения к языку, его социокультурного статуса была разработана анкета из 50 пунктов на русском языке и проведен анонимный опрос представителей образовательной среды г. Казани и г. Набережные Челны. Опросный лист позволил дать социально-демографическую характеристику участникам анкетирования, оценить их профессионально-педагогические характеристики, проанализировать закономерности функционирования русского языка в информационном пространстве и образовательном пространстве средней школы с позиции участников анкетирования. В результате проведенного социолингвистического анализа были получены значимые выводы (русский язык в школе преподается преимущественно этническими русскими; выпускники-филологи и учителя-словесники ориентированы на реализацию духовных потребностей и являются трансляторами культурного кода нации; функции языка по-разному оцениваются словесниками и предметниками и др.).

Ключевые слова: русский язык, образовательное пространство, социолингвистическое исследование, компетенция, консолидирующая роль.

THE RUSSIAN LANGUAGE AS A MATRIX OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A POLYETHNIC SOCIETY

Bastrikov Aleksey Vasil’evich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, Kazan (Volga region) federal university. Russia.

Bastrikova Elena Mikhaylovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Kazan (Volga region) federal university. Russia.

Palekha Ekaterina Sergeevna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., Kazan (Volga region) federal university. Russia.

Keywords: Russian language, educational environment, sociolinguistic research, competence, consolidating role.

The authors propose to regard the Russian language as a consolidating and integrative social factor in the educational environment of the Republic of Tatarstan. To assess the actual attitude to the language, its sociocultural status, a questionnaire of 50 items in Russian was developed and an anonymous survey of those within the educational environment in Kazan and Naberezhnye Chelny was conducted. The questionnaire helped provide socio-demographic profiles of the respondents, assess their professional and pedagogical characteristics, analyze patterns of the functioning of Russian in the informational and educational environment of middle school from the perspective of the respondents. The conducted sociolinguistic analysis produced significant findings (Russian is taught in schools predominantly by ethnic Russians; philology graduates and language and literature teachers are focused on meeting the spiritual needs and are the conduits of the cultural code of the nation; language and literature teachers and other teachers define the functions of language differently; etc.).

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ СТИЛЕЙ УЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Гнатенко Екатерина Владимировна, учитель химии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102»; аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Пичугина Галина Антоновна, канд. пед. наук, доцент кафедры химии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: galina_n_p@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию по выявлению, обоснованию и экспериментальной проверке оптимальных педагогических условий организации эффективного обучения с учетом стилей учения учащихся при изучении школьного курса химии. Разработана модель построения образовательного процесса с учетом стилей учения обучающихся. Привлекательность данной модели для практиков обусловлена не только ее высокой технологичностью, но и открытостью к самореализации самих педагогов. Рассматриваемая система включает в себя такие этапы, как актуализация знаний ученика, организация процесса познания и рефлексия. Первый этап позволяет учителю психологически подготовить каждого ученика к процессу познания, разбудить в нем интерес к уроку и создать мотивацию для дальнейшей работы. В статье также обосновывается циклический ход этапа процесса познания, состоящего из четырех стадий.

Ключевые слова: стиль учения, процесс обучения, модель обучения, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), индивидуализация обучения.

ORGANIZATION OF THE EDUCATION PROCESS BASED ON STUDENTS’ LEARNING STYLES

Gnatenko Ekaterina Vladimirovna, chemistry teacher, Secondary general school No. 102, postgraduate student, National research Saratov State university. Russia.

Pichugina Galina Antonovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Chemistry and its teaching methods department, National research Saratov State university. Russia.

Keywords: learning style, education process, learning model, federal state education standard, individualization of education.

The article deals with the identification, substantiation, and experimental verification of the optimum pedagogical conditions for the organization of effective education based on students’ learning styles in the study of the school chemistry course. A model of constructing the education process based on the students’ learning styles is developed. The appeal of this model for teachers is not only in its high adaptability, but also in its openness to self-actualization of teachers themselves. The system in question includes such steps as the actualization of the students’ knowledge, the organization of the education process, and reflection. The first stage allows the teacher to prepare each student for the learning process psychologically, spark their interest in the lesson, and create motivation for further work. The article also provides rationale for the cyclical course of the learning process stage consisting of four steps.

ПСИХОЛОГИЯ

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ БОГ: СПЕЦИФИКА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шпунтова Виктория Владимировна, канд. психол. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)»: Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Тел.: (846) 335-18-26

E-mail: vetch31@list.ru

Аннотация. В работе рассматриваются особенности нравственного развития в подростковом возрасте; анализируются внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс становление ценностно-смысловой сферы личности (культура, социум, референтная группа, значимые другие, самосознание, активность и интенциональность и др.); затрагиваются вопросы о социальной и личностной зрелости человека; уточняется понятие В. Франкла «бессознательный Бог». Значительное место в статье уделено проблеме рефлексии и субъектной позиции (авторства) личности в процессе ее приобщения к ценностям общества. Автор справедливо полагает, что на начальном, или нулевом, этапе своего нравственного развития человек усваивает ценности, чтобы в дальнейшем использовать их как точку отсчета в конкретных ситуациях. Ряд положений статьи расширяет научные представления о нравственном развитии в подростковом возрасте.

Ключевые слова: нравственное развитие, субъектность, рефлексия, социальная и личностная зрелость.

THE UNCONSCIOUS GOD: SPECIFIC FEATURES OF MORAL DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

Shpuntova Viktoriya Vladimirovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., Samara State aerospace university. Russia.

Keywords: moral development, subjectivity, self-reflection, social and personal maturity.

The article examines the specific features of moral development in adolescence; the external and internal factors affecting the development of the axiological aspect of personality (culture, society, the reference group, significant others, self-awareness, activity and intentionality, etc.) are analyzed; the issues of social and personal maturity of an individual are addressed; Viktor Frankl’s idea of “the unconscious God” is clarified. A significant part of the article is devoted to the problem of self-reflection and subjective position (authorship) of an individual in the process of being exposed to societal values. The author justly believes that at the initial, or zero, stage of moral development an individual adopts values to use them as a reference point in specific situations. A number of the article’s provisions expand the academic understanding of moral development in adolescence.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

Шипова Лариса Валентиновна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: larisashi@yandex.ru

Аннотация. В статье проводится анализ психологических методик, применяемых для диагностики внутренней позиции школьника у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматриваются особенности использования стандартной беседы Т. А. Нежновой, модифицированного варианта методики «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер), а также методики Т. А. Нежновой в модификации Д. В. Лубовского, методики «Определение мотивов учения» М. Р. Гинзбурга, методики оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Луска-новой, методики для диагностики учебной мотивации школьников М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой, проективного рисуночного теста «Я в школе». Обсуждаются возможности применения данных методик для диагностики внутренней позиции школьника у детей с умственной отсталостью. Исследование методов диагностики внутренней позиции школьника имеет значение для разработки системы ее изучения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, диагностика, методы диагностики, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

METHODS OF DIAGNOSIS OF SCHOOL STUDENT IDENTITY

Shipova Larisa Valentinovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., head of Special needs psychology department, National research Saratov State university. Russia.

Keywords: school student identity, diagnosis, diagnosis methods, preschool children, primary school children.

The article analyzes psychological methods of diagnosing school student identity in preschool and primary school children. The author examines the use of standard conversation by T. A. Nezhnova, a modified version of the “Talk about school” method (T. A. Nezhnova, D. B. El’konin, A. L. Venger), as well as the method of T. A. Nezhnova modified by D. V. Lubovsky, the “Determination of motivation for learning” method by M. R. Ginsburg, the method for assessing the level of motivation for school of N. G. Luskanova, the method for diagnosing school students’ motivation for learning of M. V. Matyukhina modified by N. Ts. Badmaeva, and a projective drawing test “Me at school”. The possibilities of using these techniques to diagnose school student identity in children with intellectual disability are discussed. The study of research methods for diagnosing school student identity is important for the development of a system for studying it in children with disabilities.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Борисова Ирина Вадимовна, канд. психол. наук, доцент кафедры общей профессиональной психологии, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского»: Россия, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Фролова Александра Геннадьевна, студентка, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского»: Россия, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Тел.: (483-2) 66-65-38

E-mail: bryanskgu@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникативно-характерологических тенденций личности и коммуникативной агрессивности подростков из неполных семей. В ходе проведенного эмпирического исследования установлено, что подростки из неполных семей проявляют все коммуникативно-характерологические тенденции личности, кроме агрессивности, на адаптивном уровне. Выявлено экстремальное проявление агрессивности как комму- никативно-характерологической тенденции личности у подростков из неполных семей. Было установлено, что подростки из неполных семей более агрессивны, подозрительны и менее альтруистичны по сравнению с подростками из полных семей. В проявлении коммуникативной агрессивности в группах подростков из полных и неполных семей обнаружены как общие тенденции, так и специфические различия. В целом общий уровень коммуникативной агрессивности у подростков из неполных семей выше, чем у подростков из полных семей.

Ключевые слова: коммуникативно-характерологические тенденции личности, коммуникативная агрессивность, подростки из полных семей, подростки из неполных семей.

FEATURES OF COMMUNICATIVE AND CHARACTEROLOGICAL PERSONALITY TENDENCIES IN ADOLESCENTS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES

Borisova Irina Vadimovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of General and professional psychology department, Bryansk State academician I. G. Petrovski university. Russia.

Frolova Aleksandra Gennad’evna, student, Bryansk State academician I. G. Petrovski university. Russia.

Keywords: communicative and characterological personality tendencies, communicative aggressiveness, adolescents from two-parent families, adolescents from singleparent families.

The article discusses the features of communicative and characterological personality tendencies and communicative aggressiveness in adolescents from single-parent families. The conducted empirical research showed that adolescents from single-parent families display all communicative and characterological personality tendencies on an adaptive level, except for aggressiveness. Extreme manifestation of aggression as a communicative and characterological personality tendency is observed in adolescents from single-parent families. It is established that adolescents from single-parent families are more aggressive and suspicious and less altruistic compared to adolescents from two-parent families. In their manifestation of communicative aggressiveness the groups of adolescents from one- and two-parent families displayed both shared tendencies and specific differences. The overall level of communicative aggressiveness in adolescents from single-parent families is higher than in adolescents from two-parent families.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ ЗА РУЛЕМ

Эксакусто Татьяна Валентиновна, канд. психол. наук, доцент, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: Россия, 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 2.

Ляшко Марина Валерьевна, магистрант, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет: Россия, 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 2.

Тел.: (863-4) 37-17-23

E-mail: etv01@yandex.ru

Аннотация. Тревожность, проявляющаяся за рулем, связана с индивидуально-личностными особенностями водителя, а ее выраженность обусловливает надежность и безопасность дорожного движения. Данное предположение было проверено в условиях репрезентативной выборки (n = 146). При помощи факторного анализа выявлено, что структура индивидуально-личностных характеристик людей с разной тревожностью за рулем представлена эмоциональной устойчивостью, жизнестойкостью, владением прикладными знаниями, склонностью к риску за рулем, личностной направленностью и избирательностью внимания с присущими им специфическими характеристиками. Обнаружено, что оптимальное сочетание эмоциональной устойчивости, толерантности к стрессовым нагрузкам, опоры на свой опыт и прикладные знания, внимания, ответственности характерно для людей с умеренным уровнем водительской тревожности. Такой индивидуально-личностный профиль способствует адекватной оценке водителями дорожно-транспортных ситуаций и безопасности управления транспортным средством.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, надежность водителя, тревожность за рулем, индивидуально-личностный профиль водителя, эмоциональная устойчивость, склонность к риску за рулем, избирательность внимания.

INDIVIDUAL PERSONALITY FEATURES OF PEOPLE WITH VARIOUS LEVELS OF DRIVING ANXIETY

Eksakusto Tat’yana Valentinovna, Cand. of Psych. Sci., Institute of Computer technologies and information safety of Southern Federal university. Russia.

Lyashko Marina Valer’evna, master’s student, Institute of Computer technologies and information safety of Southern Federal university. Russia.

Keywords: road safety, reliability of driver, driving anxiety, individual personality profile of driver, emotional stability, propensity for dangerous driving, selective focus.

Anxiety behind the wheel is associated with individual personality features of the driver, and its severity determines the reliability and safety of road traffic. This assumption was tested on a representative sample (n = 146). Using factor analysis, it was established that the structure of individual personality features of people with various levels of driving anxiety is comprised of emotional stability, resilience, possession of applied knowledge, propensity for dangerous driving, personal orientation, and selective focus with their inherent specific characteristics. It was found that the optimum combination of emotional stability, stress tolerance, relying on own experience and applied knowledge, focus, and responsibility is typical of people with a moderate level of driving anxiety. This individual personality profile facilitates adequate assessment of traffic situations and safety of driving by the driver.

ФЕНОМЕН ДОВЕРИЯ К СЕБЕ В ПРОФЕССИИ ФЕЛЬДШЕРА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Рунец Оксана Владимировна, аспирант, ФГБУН «Институт психологии РАН»: Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13, корп. 1.

Тел.: (495) 682-63-82

E-mail: orunez@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается представление о феномене доверия к себе в профессиональной деятельности. Описываются особенности деятельности фельдшера скорой медицинской помощи (СМП) и показывается роль доверия в профессии и влияние его на качество работы фельдшера скорой медицинской помощи. Выделена эффективная тактика взаимодействия, обеспечивающая более высокое качество работы. Показано, что наибольшее влияние доверие к себе оказывает в группе с низким качеством работы. Проведен анализ групп, разделенных по качеству работы с учетом уровня доверия к себе, и показано, что высокий и средний уровни доверия к себе характеризуются большим набором стратегий поведения с преобладающей ориентацией на пациента, а низкий уровень доверия к себе сопровождается менее широким спектром стратегий поведения с ориентацией на себя.

Ключевые слова: доверие к себе, эффективность, качество работы, неопределенность, риски, тактика взаимодействия.

THE PHENOMENON OF SELF-TRUST IN THE PROFESSION OF EMERGENCY MEDICAL SERVICES PARAMEDICS

Runets Oksana Vladimirovna, postgraduate student, Institute of psychology of the RAS. Russia.

Keywords: self-trust, efficiency, performance quality, uncertainty, risks, interaction strategy.

The article addresses the notion of self-trust in professional activities. The author describes the work of emergency medical services (EMS) paramedics and shows the role of self-trust in the profession and its effect on the quality of EMS paramedics’ professional performance. An effective interaction tactic for performance enhancement is developed. It is shown that self-trust has the greatest impact in a group with poor performance. An analysis of groups differing in performance quality is conducted with regard for the level of self-trust, showing that high and medium levels of selftrust are characterized by a larger set of professional strategies with a dominant focus on the patient, while low level of self-trust involves a smaller range of professional strategies with a focus on oneself.

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ УСТАНОВКУ НА ДЕТОРОЖДЕНИЕ

Чижикова Евгения Сергеевна, ст. преподаватель, соискатель, НОУ ВО «Московский экономический институт»: Россия, 109390, г. Москва, ул. Артюхиной, 6, корп. 1.

Тел.: (495) 178-72-02

E-mail: EvChizhikova@gmail.com

Аннотация. В статье отмечен ряд изменений рождаемости, института семьи и особенностей установок на деторождение у современной молодежи, негативно влияющих на демографическую ситуацию в России. Автором охарактеризована типология факторов, которые в комплексе детерминируют социальную установку на деторождение. Показано, что установка на деторождение определяется сложной системой взаимосвязанных экономических (материальные и жилищные условия, статус на рынке труда), социальных (политические, религиозные, культурные, национальные, СМИ и др.) и социально-психологических факторов. Особое внимание уделено блоку социально-психологических факторов, которые соотносятся с двумя уровнями рассмотрения: интрауровень, включающий психологические особенности личности, и интеруровень, который составляет семья. Отмечается актуальность и малое количество именно психологических исследований данного направления для коррекции сложившейся неблагоприятной демографической ситуации.

Ключевые слова: установка на деторождение, факторы установок на деторождение, семья, интеруровень, интрауровень.

FACTORS DETERMINING A POSITIVE ATTITUDE TO REPRODUCTION

Chizhikova Evgeniya Sergeevna, senior lecturer, applicant, Moscow economic institute. Russia.

Keywords: positive attitude to reproduction, factors of attitudes to reproduction, family, inter-level, intra-level.

The article identifies a number of changes in reproduction, the institution of family, and features of attitudes to reproduction among today’s young adults that have a negative impact on the demographic situation in Russia. The author described the typology of factors that together dictate a positive social attitude to reproduction. It is shown that the positive attitude to reproduction is determined by a complex system of interconnected economic (material and living conditions, labor market status), social (political, religious, cultural, national, mediarelated, etc.), and socio-psychological factors. Particular attention is paid to the socio-psychological factors that are viewed on two levels: the intra-level, containing psychological features of an individual, and the inter-level, that is family. The author notes the relevance and insufficient amount specifically of psychological research in this field for the correction of the current unfavorable demographic situation.

ИНТРАСУБЪЕКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА С РАЗНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Гудзовская Алла Анатольевна, канд. психол. наук, доцент, ст. науч. сотрудник, ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»: Россия, 443001, Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

Тел.: (846) 200-10-10

E-mail: aag_1@rambler.ru

Аннотация. Идентичность человека является результатом социогенеза личности, отражает освоение им принятых в культуре поведенческих норм, конвенциональных ролей, правил поведения в обществе. Целью эмпирического исследования явилось сравнительное исследование интрасубъектных черт людей с разной социальной идентичностью. Участники эксперимента – молодые люди 25-летнего возраста, всего 46 человек. Методы исследования: контент анализ сочинения «Я – человек» и тест-опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха. У более чем половины участников идентичность «Я – человек» не является актуальной и осознанной. Участники исследования с актуальной идентичностью «Я – человек» показали значимо более высокие показатели личностной зрелости: отношение к своему Я, способности к психологической близости. Проведенное исследование эмпирически верифицирует положения известных персонологов о том, что развитие социальных аспектов личности является важным для ее психологического здоровья и личностной зрелости.

Ключевые слова: социальная идентичность, личностная зрелость, идентичность «Я – человек», социализация, контент-анализ.

INTRASUBJECTIVITY OF PEOPLE FROM DIFFERENT SOCIAL IDENTITIES

Gudzovskaya Alla Anatol’evna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof., senior researcher, Samara State regional Nayanova university. Russia.

Keywords: social identity, personal maturity, “I am a person” identity, socialization, content analysis.

A person’s identity is the result of sociogenesis of personality; it reflects how one adopts cultural behavioral norms, conventional roles, societal rules of behavior. A comparative empirical study of intrasubjective traits of people with different social identities was conducted. The subjects of the experiment were 46 25-year-old young adults. Study methods were content analysis of essays “I am a person” and a questionnaire of personal maturity by Yu. Z. Gil’bukh. In more than half of the subjects, the identity of “I am a person” is not relevant or realized. Subjects with a relevant identity “I am a person” displayed significantly higher rates of personal maturity: the attitude to their self, the capacity for psychological intimacy. This study empirically verifies the position of known personologists that the development of the social aspects of personality is important for psychological health and personal maturity.

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННОГО

Дмитриева Людмила Геннадьевна, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования и развития, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а.

Уметбаев Роберт Альбертович, пси- холог психологической лаборатории, ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Республике Башкортостан, аспирант, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а.

Чернышова Людмила Владимировна, аспирант, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»: Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а.

Тел.: (347) 272-58-05

E-mail: dmitrievalg@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается главная цель успешной ресоциализации осужденного – это формирование ответственного поведения. Дается определение понятия «ответственность» из социологических словарей как обязанности и готовности субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия; большинством психологических словарей это понятие интерпретируется как обязательство, необходимость, отчет в действиях, обязанность, а также как контроль деятельности субъекта. Рассматриваются точки зрения таких великих мыслителей, как Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, И. Фихте и др. Для успешной ресоциализации осужденного предлагается универсальная программа, которая будет реализовываться в течение всего периода его психологического сопровождения. Описывается значимость такой программы, способствующей самоопределению, пониманию своего места и роли в жизни у осужденного на свободе. Предлагается алгоритм программы подготовки к ресоциализации осужденного, с помощью которой можно «вывести» его на серьезное осознание предстоящего шага к свободе, и дается описание этапов данной программы.

Ключевые слова: программа подготовки к ресоциализации, ответственность, диагностический этап, прогностический этап, практико-ориентированный этап, рефлексивный этап.

FORMATION OF RESPONSIBILITY AS A FACTOR IN SUCCESSFUL RESOCIALIZATION OF CONVICTS

Dmitrieva Lyudmila Gennad’evna, Dr. of Psych. Sci., Prof., head of Psychology of education and development department, Bashkir State pedagogical university named after M. Akmulla. Russia.

Umetbaev Robert Al’bertovich, psychologist of psychological laboratory, Federal government agency correctional facility No. 9 of the Federal penitentiary service of Russia for the Republic of Bashkortostan, postgraduate student, Bashkir State pedagogical university named after M. Akmulla. Russia.

Chernyshova Lyudmila Vladimirovna, postgraduate student, Bashkir State pedagogical university named after M. Akmulla. Russia.

Keywords: program for preparing for resocialization, responsibility, diagnostic stage, prognostic stage, practice-oriented stage, reflective stage.

The article deals with the main goal and challenge for successful resocialization of a convict: the formation of responsible behavior. The definition of “responsibility” is provided: in sociological dictionaries it is defined as an obligation and willingness of the subject to answer for their actions and their consequences; in most of psychological dictionaries – as obligation, necessity, understanding and control of one’s actions, commitment. The points of view of such great thinkers as Aristotle, Spinoza, Hegel, Fichte, and others are examined. A universal program for successful resocialization of convicts is offered that would be implemented throughout the entire period of their psychological support. The value of the program is described: it contributes to the convict’s self-determination and finding their place in the outside life. An algorithm of the program for preparing convicts for resocialization is proposed, which can help “guide” the convict towards a serious understanding of the forthcoming steps to freedom, and a description of the stages of this program is provided.

ФИЛОЛОГИЯ

К ПОЭТИКЕ ОБРАЗОВ А. Н. ОСТРОВСКОГО. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИТИК ГОРОДУЛИН

Захаров Кирилл Михайлович, канд. филол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: zahodite@list.ru

Аннотация. В данной статье образ героя комедии «На всякого мудреца довольно простоты» Ивана Ивановича Городулина анализируется с точки зрения мотивов игры. Убедительно доказывается, что простодушное и отчасти нелепое поведение персонажа является маской, хорошо продуманной и убедительно исполняемой ролью, которая помогает ему занимать в обществе должное место и добиваться поставленных целей. Особое внимание уделяется партнерству Городулина и Глумова. Оно является равноправным, так как оба действуют осознанно и получают взаимную выгоду. Подчеркивается, что характер поведения Городулина един как в политике, так и в частной жизни. Отмечаются определенные параллели между рассматриваемым образом и персонажем пьесы «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина Шалимовым, однако подчеркивается разница трактовок этих образов.

Ключевые слова: образ, поэтика, А. Н. Островский, драматургия, игра.

ON THE POETICS OF CHARACTERS OF A. N. OSTROVSKY. LIBERAL POLITICIAN GORODULIN

Zakharov Kirill Mikhaylovich, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., National research Saratov State university. Russia.

Keywords: character, poetics, A. N. Ostrovsky, drama, game.

In this article, a character of the comedy “Enough Stupidity in Every Wise Man” Ivan Ivanovich Gorodulin is analyzed in terms of the motives of the game. It is proved conclusively that the guileless and somewhat ridiculous behavior of the character is a mask, a well thought-out and convincingly played role that helps him come up in society and achieve his goals. Particular attention is paid to the partnership of Gorodulin and Glumov. It is an equal partnership, as both are acting consciously and get mutual benefit. It is emphasized that the nature of Gorodulin’s behavior is the same in politics and in his private life. Certain parallels are found between the character in question and a character Shalimov from M. E. Saltykov-Shchedrin’s play “Shadows”, but the difference in interpretations of these characters is stressed.

ПЛУТОВСКИЕ ОБРАЗЫ Н. В. ГОГОЛЯ: ПОМЕЩИК НОЗДРЕВ И СУДЬЯ ЛЯПКИН-ТЯПКИН

Кравцова Надежда Семеновна, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, ул. Астраханская,

83.

Тел.: (845-2) 21-16-96

E-mail: dinakravcova@yandex.ru

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы поэтики образов Н. В. Гоголя. Подробно анализируются персонажи двух знаковых для Гоголя произведений – «Ревизор» и «Мертвые души». Отмечается, что и тот и другой образы относятся к миру гоголевских плутов, однако судья Ляпкин-Тяпкин по природе своей скорее простодушен, но играет роль отъявленного плута, вольнодумца и пройдохи. В критических ситуациях, в отличие от своего вечного соперника Земляники, судья оказывается не способен на действительно плутовские поступки. Ноздрев принадлежит к так называемому типу хлестаковствующего героя – он хитрит и плутует легко, как дышит, не строя грандиозных планов и не слишком отдавая себе отчет о целях и задачах очередного затеянного им обмана. Подчеркивается, что, как и Ляпкин-Тяпкин, в тот момент, когда нужно схитрить, Ноздрев оказывается на это не способен.

Ключевые слова: комедия, игра, плутовство, лукавство, обман, мотив, образ, Н. В. Гоголь.

ROGUISH CHARACTERS OF N. V. GOGOL: LANDOWNER NOZDREV AND JUDGE LYAPKIN-TYAPKIN

Kravtsova Nadezhda Semenovna, postgraduate student, National research Saratov State university. Russia.

Keywords: comedy, game, roguery, cunning, deception, motif, character, N. V. Gogol.

The article addresses the issues of the poetics of N. V. Gogol’s characters. Characters of two of Gogol’s sentinel works, “The Government Inspector” and “Dead Souls”, are analyzed in detail. It is noted that while both characters belong to the world of Gogol’s rogues, judge Lyapkin-Tyapkin is rather naive by nature but plays the role of a notorious rogue, free thinker, and crook. In critical situations, unlike his eternal rival Zemlyanika, the judge turns out to be incapable of really roguish acts. Nozdrev belongs to the so-called “Khlestakov-esque character” type: he cheats and cons as easily as he breathes, not making any grand plans and not particularly aware of the aims and objectives of his cons. It is emphasized that, like Lyapkin-Tyapkin, at a time when it is necessary to cheat Nozdryov finds himself unable to do it.

ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА БУРЛЕСКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Багров Юрий Дмитриевич, канд. филол. наук, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.

Тел.: (812) 315-75-25

E-mail: ybagroff@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена жанровой природе бурлеска и ироикомической поэмы, их месту в ряду крупных поэтических форм классицизма и особенностям усвоения их русской литературой. В статье обосновывается, что эти жанры, казалось бы смешанные и низкие, не противоречат иерархической системе классицизма, а органично достраивают ее, чем и объясняется кажущееся парадоксальным их признание нормативной поэтикой. За счет такого признания к концу XVIII в. бурлеск оказывается наиболее освоенной формой младшего эпоса, что определило его значение для литературной эволюции. В истории русской поэмы бурлескная традиция также сыграла существенную роль, так как легкость и раскованность этого рода поэзии давала большую свободу в апробации новых форм и приемов, служила средством литературной полемики.

Ключевые слова: бурлеск, ироикомическая поэма, жанр, классицизм, эпос.

GENRE NATURE OF BURLESQUE IN RUSSIAN LITERATURE

Bagrov Yury Dmitrievich, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer, Saint-Petersburg State university of technology and design. Russia.

Keywords: burlesque, mock-heroic poem, genre, classicism, epic.

The article addresses the genre nature of burlesque and the mock-heroic poem, their place among major classical poetic forms, and the features of their assimilation into Russian literature. The author proves that these genres, seemingly mixed and shallow, do not contradict the hierarchical system of classicism, but complete it organically, which explains their apparently paradoxical recognition by the prescriptive poetics. Due to this recognition, by the end of the XVIII century burlesque becomes the most assimilated of small epic forms, which determines its value for the literary evolution. The burlesque tradition also played a significant role in the history of the Russian poem as the lightness and looseness of this kind of poetry provided more freedom to try out new forms and techniques and served as a means of literary polemics.

ВЫРАЖЕНИЕ ОПТАТИВНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРИ ПОМОЩИ НЕГЛАГОЛЬНЫХ ЛЕКСЕМ

Щербакова Мария Ивановна, преподаватель, ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»: Россия, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б.

Тел.: (495) 953-31-21

E-mail: peripetija@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные неглагольные лексемы, способные выражать оптативное значение в современном русском языке, к которым относятся имена существительные (желание, стремление и др.), слова категории состояния и наречия (охотно, лучше, лень, и др.), сочетающиеся с инфинитивом. В отличие от глагольных лексем со значением желания/нежелания неглагольные лексемы обладают меньшей динамичностью волеизъявления. Методом сплошной выборки из Национального корпуса русского языка получены примеры использования в речи современных авторов неглагольных лексем, формирующих оптативное значение, и проанализирована их стилистическая нагрузка. Неглагольные лексемы вносят в оптативное высказывание дополнительные семантические оттенки, в некоторых случаях стилистически окрашены и иногда ограничены определенной сферой использования.

Ключевые слова: лексема, оптативное значение, имя существительное, предикативы, описательные глагольно-именные обороты фразеологического типа, стиль речи.

THE EXPRESSION OF OPTATIVE MEANING IN CONTEMPORARY RUSSIAN THROUGH NON-VERBAL LEXEMES

Shcherbakova Mariya Ivanovna, lecturer, Saint Tikhon’s Orthodox university for the humanities. Russia.

Keywords: lexeme, optative meaning, noun, predicates, descriptive verbal-nominal constructions of the phraseological type, speech style.

The article examines the main non-verbal lexemes that can express optative meaning in contemporary Russian, including nouns (willingness, urge, etc.), expressions of the category of state and adverbs (gladly, better to, don’t feel like, etc.) combined with an infinitive. Unlike verbal lexemes with the meaning of willingness/ unwillingness, non-verbal lexemes are less dynamic in their expression of intent. Examples of the use of non-verbal lexemes forming optative meaning by contemporary authors were obtained from the Russian National Corpus by the continuous sampling method, their stylistic features analyzed. Non-verbal lexemes add semantic nuances to an optative statement, in some cases are stylistically charged and sometimes limited to a specific area of use.

ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОНИМИИ МОНГОЛОВ КИТАЯ

Золтоева Ольга Филипповна, канд. филол. наук, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»: Россия, 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Тел.: (301-2) 29-71-70

E-mail: zoph2004@yahoo.com

Аннотация. В статье рассматриваются ареалы проживания монголоязычного населения КНР. На основе собранного автором материала впервые описаны антропонимические модели монголоязычного населения КНР. Модели могут быть однокомпонентными, которые состоят только из личного имени. Двухкомпонентные модели делятся на собственно монгольские, смешанные и китайские по происхождению. Все монгольские имена собственные передаются в китайской транскрипции, а также переводятся на китайский язык. Фамилии, в качестве которых выступают названия родов, состоят из одного слога, чаще всего первого слога названия монгольского рода «овог». Представлены частотные мужские и женские имена монгольского населения КНР. Нахождение монголоязычного населения в среде доминирующей народности характеризуется изменениями в укладе жизни, традициях, в том числе традиции именования личными именами.

Ключевые слова: имена собственные, антропонимические модели, монгольские народы Китая, территория проживания, язык нацменьшинства, культурные изменения.

FEATURES OF THE ANTHROPONYMY OF MONGOLS IN CHINA

Zoltoeva Ol’ga Filippovna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer, Buryat State university. Russia.

Keywords: proper names, anthroponymic models, Mongolic peoples of China, inhabited area, minority languages, cultural changes.

The article presents the areas inhabited by the Mongolian-speaking population of the People’s Republic of China. Based on the materials collected by the author, the anthroponymic models of the Mongolian-speaking population of China are described for the first time. The models can be one-component, consisting only of a personal name. Two-component model are divided into those of Mongolian proper, Chinese, and mixed origin. All Mongolian proper names are rendered in the Chinese transcription, as well as translated into Chinese. Clan names, which serve as last names, consist of one syllable, usually the first syllable of the name of a Mongolian clan “ovog”. The most common male and female names among the Mongol population of China are presented. Living in the environment of the dominant nation is characterized by changes in the lifestyle and traditions of the Mongol population, including the tradition of personal names.

О ЗАЛОГОВОЙ ФОРМЕ С АФФИКСОМ –Н В ГОВОРАХ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА

Данилова Надежда Ивановна, д-р филол. наук, зав. сектором грамматики и диалектологии, ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН»: Россия, 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1.

Тел.: (411-2) 35-49-96

E-mail: nadiv2008@mail.ru

Аннотация. Рассматривается употребление залоговой формы с показателем -н в говорах якутского языка. Отмечается применение глагольной формы с данным аффиксом в значении возвратного и действительного залогов. Изоглосса этого диалектного явления охватывает всю северную половину современной территории республики, и распространено оно также в языке долганских и есейских якутов. Глагольная форма на -н в якутских говорах формирует как объектные, так и безобъектные конструкции. Десемантизация формы возвратного залога часто сохраняется и в литературных произведениях писателей – носителей северных говоров. Это явление, которое зафиксировано также в памятниках древнетюркского языка, расценивается как свидетельство недифференцированности залоговых форм на былом этапе развития якутского языка. Утратой залогового значения вызвана активная деривационная функция возвратной формы, которая также сопоставима с данными древнетюркского языка. Употребление неассимилированного варианта возвратной формы с аффиксом -н обусловлено внутренним развитием залоговой системы якутского языка.

Ключевые слова: якутский язык, возвратная залоговая форма, говоры, диалектное явление, десемантизация, словообразование, семантика, рефлексивная ситуация, разговорная речь, художественное произведение.

ON THE VOICE FORM WITH THE -N AFFIX IN SUBDIALECTS OF YAKUT

Danilova Nadezhda Ivanovna, Dr. of Philol. Sci., head of grammar and dialectology sector, Institute for humanities research and indigenous studies of the North of the Siberian branch of the RAS. Russia.

Keywords: Yakut language, reflexive voice form, subdialects, dialect phenomenon, desemantization, word building, semantics, reflexive situation, colloquial speech, literary work.

The article focuses on the use of the voice form with the -n marker in subdialects of the Yakut language. It is noted that the verb form with this affix is used to convey reflexive and active voice. The isogloss of this dialect phenomenon covers the entire northern half of the current territory of The Sakha Republic; it is also common in languages of the Dolgan and the Yessey Yakuts. The verb form ending with -n in Yakut subdialects forms both objectless and object constructions. The desemantization of the reflexive voice form is often preserved in literary works of writers who are speakers of the northern dialects. This phenomenon, which is also reflected in the Old Turkic corpus, is regarded as evidence of the lack of differentiation between voice forms at a former development stage of Yakut. The loss of voice meaning evoked the active derivative function of the reflexive form, which is also comparable to the data of Old Turkic. The use of an unassimilated variant of the reflexive form with the -n affix is due to the internal development of the voice system of Yakut.

ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ (К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)

Чеботарева Елена Геннадьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и лингвистики, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина»: Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77.

Тел.: (845-2) 99-86-03

E-mail: elena.chebotareva@gmail.com

Аннотация. Одной из задач обучения в современном вузе является формирование коммуникативной компетенции. Существует целый ряд методических, лингвистических и дидактических интерпретаций коммуникативной компетенции, многообразие которых обусловлено прежде всего комплексностью самого понятия. В данной работе автором проанализирован содержательный аспект коммуникативной компетенции, что позволило, в свою очередь, определить пути ее совершенствования через апробированную автором систему получения информации об уровне сформированности коммуникативной компетенции у студентов 1-го курса. Чтобы выпускник был конкурентоспособен на рынке труда, необходимо применять активные методы обучения и технологии, которые позволяют развивать такие субкомпетенции, как лингвистическая, социальная, когнитивная, что приводит к развитию таких навыков, как умение осуществлять речевое общение в письменной и устной форме в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, субкомпетенции, русский язык, культура речи, риторика.

THE PROCESS OF COMMUNICATION (ON THE ISSUE OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION IN THE STUDY OF “RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH”)

Chebotareva Elena Gennad’evna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Mass communications and linguistics department, Yuri Gagarin State technical university of Saratov. Russia.

Keywords: communicative competence, sub-competences, Russian language, culture of speech, rhetoric.

One of the objectives of studying at a modern university is to develop the communicative competence. There is a wide range of methodological, linguistic, and didactic interpretations of “communicative competence”, the diversity of which is mostly due to the complexity of the concept. In this article the author analyzes the content aspect of the communicative competence, which, in turn, makes it possible to find ways to improve it, by means of a system for obtaining information on the level of fist-year students’ communicative competence formation, tested by the author. For a graduate to be able to compete in the labor market, active learning methods and technologies that help develop linguistic, social, cognitive sub-competences should be used, which, in turn, helps develop such skills as the ability to carry out written and oral verbal communication in professional activity.

К ВОПРОСУ О НАЛИЧИИ ТАКСИСНЫХ КОНВЕРБОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ И ЛЕЗГИНСКОМ ЯЗЫКАХ

Ибрамхалилова Зубейда Тагировна, преп. английского языка, соискатель, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»: Россия, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гаджиева, 43а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail: traziyat@yandex.ru

Аннотация. Статья поднимает вопросы сопоставительного анализа условий и способов функционирования таксисных форм, конвербов, деепричастия в современном английском и лезгинском языках. Рассматриваются проблемы таксисных отношений в указанных языках. Делается попытка сопоставить и выявить некоторые особенности функционирования деепричастия и других отглагольных форм в рассматриваемых языках. Таксисные отношения сопряжены с такими категориями, как категория предшествования, одновременности, следования и т. д., но при этом ни в одном языке зависимый таксис не изучен с точки зрения выражения этих категорий. На наш взгляд, лексемы таксисной семантики, которые многие лингвисты раньше называли деепричастиями или союзными деепричастиями, следует считать функционально-семантической и морфологической парадигмой категории таксиса. Обнаружено также, что в лезгинском языке таксисные формы являются нефинитными и зависимыми единицами. Точно так же их функциональные корреляты (придаточные конструкции английского языка) можно отнести к вариантам зависимого таксиса.

Ключевые слова: деепричастие, грамматическая категория, таксис, конвербы, отглагольные образования, зависимый и независимый таксис.

ON THE ISSUE OF THE EXISTENCE OF TAXIS CONVERBS IN CONTEMPORARY ENGLISH AND LEZGIN

Ibramkhalilova Zubeyda Tagirovna, lecturer of English, applicant, Dagestan State university. The Republic of Dagestan.

Keywords: participle, grammatical category, taxis, converb, verbal forms, dependent and independent taxis.

The article brings up the issues of comparative analysis of the conditions and ways of functioning of taxis forms, converb, participles in contemporary English and Lezgin. The problems of taxis relations in said languages are addressed. The author attempts to compare and identify some of the specific features of the functioning of participles and other verbal forms in these languages. Taxis relations are associated with such categories as precedence, simultaneity, consecution, etc., but the dependent taxis has not been studied in any language in terms of the expression of these categories. In this author’s opinion, lexemes of taxis semantics, formerly referred to by many linguists as participles or conjunctional participles, should be regarded as a functional-semantic and morphological paradigm of the taxis category. It was also discovered that in Lezgin, the taxis forms are non-finite and dependent units. Likewise, their functional correlates (subordinate clauses in English) can also be classed among variations of dependent taxis.

К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНЫХ ОСНОВАХ КОНЦЕПТОСФЕРЫ «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» В РУССКОМ И ЛЕЗГИНСКОМ ЯЗЫКАХ

Джабраилова Самера Рашидовна, соискатель, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»: Россия, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомеда Ярагского, 57.

Тел.: (872-2) 67-09-28

E-mail: science.aida@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются способы функционирования основных и дополнительных признаков концепта «окружающая среда» в художественной прозе как отраженных в ментальности русского и лезгинского народов. Делается попытка анализа этнических характеристик носителей рассматриваемых языков и их восприятия действительности на материале русской и лезгинской литературы. Приводится классификация основных ключевых подслотов, на которые распадается данная концептосфера в рамках изучения национальной специфики этих языков. Выявляются доминирующие лексемы, описывающие концептосферу «окружающая среда» в положительном и отрицательном контекстах в русском и лезгинском языках, а также ассоциативная лексика, встречающаяся в художественных источниках на указанных языках. Доказывается, что в классификации концептов области-источника «неживая природа» в лезгинском и русском языках все пункты отражены в них обоих, различие лишь в количестве примеров и способах их номинации.

Ключевые слова: концептосфера, окружающая среда, основные и дополнительныe признаки концепта, национальная специфика.

ON THE ISSUE OF THE COGNITIVE BASES OF THE “ENVIRONMENT” CONCEPT SPHERE IN RUSSIAN AND LEZGIN

Dzhabrailova Samera Rashidovna, applicant, Dagestan State pedagogical university. The Republic of Dagestan.

Keywords: concept sphere, environment, primary and secondary features of concept, specific national features.

The article discusses ways of functioning of the primary and secondary features of the concept “environment” in prose fiction as reflected in the mentality of Russian and Lezgin people. The author attempts to define the ethnic characteristics of the speakers of the languages in question and their perception of reality as exemplified by Russian and Lezgin literature. The classification of the key subslots comprising this concept sphere in the framework of the study of specific national features of these languages is provided. The dominant lexemes describing the “environment” concept sphere in a positive and a negative context in Russian and Lezgin are identified, as well as associated vocabulary featured in fiction in the specified languages. It is proved that in the classification of concepts with the source domain “inanimate nature” in Lezgin and Russian, all of the items are reflected in both languages, differing only is in the number of examples and ways of their naming.

ЛЕКСИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФРЕЙМЫ ПОСТУПКА «БЛАГОДЕЯНИЕ» В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Бушуева Людмила Александровна, канд. филол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: sebeleva@yandex.ru

Аннотация. В русском и английском языках представления о поступках выражены наличием имен поступков (благодеяние, предательство, benefaction, betrayal и др.) и рядом однокоренных лексем, которые вместе характеризуют ситуацию, связанную с совершением данного поступка, т. е. его фреймом. Имена поступков обозначают разумные действия человека, как правило направленные на результат, вызывающие реакцию со стороны окружающих и получающие оценку. В статье представлены результаты сопоставительного анализа фреймов поступка «благодеяние» в русском и английском языках. Исследование фреймовой организации лексики двух языков проведено на материале фрагментов словообразовательных гнезд, в которых представлены единицы, соотносимые со значением лексем благодеяние/benefaction. Показано, что выделенные группы однокоренных слов репрезентируют целостную ментальную структуру – совокупность знаний о ситуации поступка, именуемого лексемами благодеяние/benefaction.

Ключевые слова: имя поступка, словообразовательное гнездо, фрейм, слот, пропозиция.

LEXICAL DERIVATIONAL FRAMES OF THE ACT OF BENEFACTION IN RUSSIAN AND ENGLISH

Bushueva Lyudmila Aleksandrovna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof., National research Saratov State university. Russia.

Keywords: name of act, derivational word family, frame, slot, proposition.

In Russian and English notions of acts are expressed by the names of the acts (benefaction, betrayal, etc.) and a number of lexemes with the same root which together characterize the situation of the act, i.e. its frame. Names of acts denote conscious actions of people, usually directed towards a result, causing reactions and evaluations by others. The article presents the results of a comparative analysis of the frames of the act of benefaction in Russian and English. The study of the frame organization of the vocabulary of the two languages was carried out on the fragments of derivational word families containing elements that correlate to the meaning of the lexeme “benefaction”. It is shown that the selected groups of words with the same root represents a cohesive mental structure – a body of knowledge about the situation of the act denoted by the lexeme “benefaction”.

БИЛИНГВИЗМ КАК КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Бочкарева Татьяна Анатольевна, канд. филол. наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: tab1161@mail.ru

Аннотация. В данной статье билингвизм рассматривается как комплексная научная проблема, изучаемая в рамках линвистики, психологии, психо- и нейролингвистики, социологии, логопедии, онтобилингвологии. Делается краткий экскурс в историю исследований детского билингвизма в России и за рубежом. Определяются основные тенденции билингвальных исследований в XIX, XX и начале XXI в., спектр основных проблем, направленность исследований с русскоязычным компонентом, перспективы научных изысканий. Сообщается, что по глубине и охвату проблем опыт изучения раннего детского билингвизма в России пока не сопоставим с опытом зарубежных исследователей. На основе учета данных по активным миграционным процессам, происходящим на фоне нестабильной политической и экономической ситуации во многих странах, автором статьи делается уверенный прогноз об увеличении количества работ, выполненных в русле лингвистики (речевые особенности детей-билингвов), логопедии (речевая патология, отягощенная билингвизмом) и социологии (социальная адаптация детей-билингвов).

Ключевые слова: билингвизм (полилингвизм), онтобилингвология.

BILINGUALISM AS A SYSTEMIC SCIENTIFIC PROBLEM

Bochkareva Tat’yana Anatol’evna, Cand. of Philol. Sci., Ass. Prof. of Speech therapy and psycholinguistics department, National research Saratov State university. Russia.

Keywords: bilingualism (multilingualism), ontobilingvology.

The article addresses bilingualism as a systemic scientific problem. Key trends in bilingual studies in the 19th, 20th, and early 21st century, the range of relevant issues, the focus of research with a Russian component, and research prospects are identified. The authors acknowledge that the Russian researches’ experience in the study of early childhood bilingualism does not measure up to that of foreign researchers in scope and profundity. However, over the last decade there has been an upsurge in this kind of studies, which focus on language combinations with Russian as one of the components. Given the active migration processes taking place against the backdrop of unstable political and economic situations in many countries, it is safe to assume an imminent increase in research in the fields of linguistic (speech features of bilingual children), speech therapy (speech pathology complicated by bilingualism), and sociology (social adjustment of bilingual children).

КРИТЕРИИ ОТБОРА ЕДИНИЦ ДЕНОТАТИВНОГО КЛАССА <COLD> АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Григорович Елена Александровна, преподаватель кафедры общего и германского языкознания, аспирант, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17.

Тел.: (818-2) 21-61-99

E-mail: e.grigorovich@narfu.ru

Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам изучения английского языка. Автор обращает внимание на историю возникновения концепции денотативного класса в 90-е гг. XX в. в рамках когнитивного направления в лингвистике. Отмечается, что она позволяет определить, как тот или иной объект действительности интерпретируется человеком и каким образом эта информация фиксируется в языке. Проблема отбора языкового материала остается одной из первостепенных при разработке методики исследования денотативно связанной лексики. В данной статье освещаются такие вопросы, как выбор лексикографической базы исследования с учетом территориального варьирования английского языка, установление ряда идентификаторов, необходимых для отбора материала исследования; решаются вопросы о включении в выборку регионально маркированной лексики, а также таких семантических единиц, которые содержат идентификаторы исследуемого денотативного класса в своей внутренней форме.

Ключевые слова: денотативный класс, отбор единиц денотативного класса, идентификатор, холод, внутренняя форма.

CRITERIA FOR THE SELECTION OF UNITS OF THE DENOTATIVE CLASS <COLD> IN ENGLISH

Grigorovich Elena Aleksandrovna, lecturer of General and Germanic linguistics department, postgraduate students, Northern (Arctic) federal university named after M. V. Lomonosov. Russia.

Keywords: denotative class, selection of denotative class units, identifier, cold, inner form.

The study deals with the issues of learning English. The author draws attention to the origins of the framework of the denotative class in cognitive linguistics in the 1990s. It is noted that said framework helps determine the way a particular object of reality is interpreted by a person and how this information is reflected in the language. The problem of selecting of linguistic material remains one of the priorities in the development of research methods for denotatively related vocabulary. This article covers issues such as the selection of lexicographical research base taking into account territorial varieties of English, the establishment of a number of identifiers for the selection of research material; the issues of including regional vocabulary in the sample, as well as semantic units with identifiers of the denotative class in question within their internal form, are resolved.

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫДЕЛЕННОСТЬ В ТЕКСТЕ КАК АКТУАЛИЗАТОР ГЛУБИННОЙ СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

Станчуляк Татьяна Геннадьевна, канд. филол. наук, ст. преподаватель, Институт иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»: Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7.

Тел.: (499) 432-75-08

E-mail: tatyana0976@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению таких аспектов интонационной категории выделенности, как генезис, уровни реализации и функциональность на текстовом уровне. Рассмотрение вопроса возникновения интонационной выделенности проводится путем апелляции к данным психолингвистики по порождению речевого сообщения. Освещение получают внутренние ментальные процессы, предшествующие внешней речи, структура внутренней речи, ее механизмы и этапы преобразования внутренней речи во внешнюю. В связи с этим обусловленность интонационной категории выделенности доречевой деятельностью опирается в данной статье на представление о внутренних психологических процессах порождения речевого высказывания. Рассмотрению и объяснению подвергается также факт разной степени выделенности элементов, составляющих текст. Особое освещение получает такая особенность внутренней речи, как ее предикативность, закладывающая стержень будущего высказывания.

Ключевые слова: внутренняя речь, выделенность, интенция, интонация, психолингвистика, предикат, речь, семантика, текст.

INTONATIONAL SALIENCE IN THE TEXT AS AN ACTUALIZATOR OF REMOTE STRUCTURE OF INNER SPEECH

Stanchulyak Tat’yana Gennad’evna, Cand. of Philol. Sci., senior lecturer, Institute for foreign languages of Peoples’ friendship university of Russia. Russia.

Keywords: inner speech, salience, intention, intonation, psycholinguistics, predicate, speech, semantics, text.

The article deals with such aspects of the intonational category of salience as the genesis, the levels of implementation, and functionality on the text level. The issue of the occurrence of intonational salience is examined by appealing to the psycholinguistic data on the generation of a speech act. The article covers internal mental processes preceding verbal speech, inner speech structure, its mechanisms and stages of transformation of inner speech into verbal. In light of this, the dependence of the intonational category of salience on pre-verbal activity is, in this article, based on the idea of the internal psychological processes of speech act generation. The fact of varying degrees of salience of the elements that make up the text is also subjected to review and analysis. Specific focus is on such a feature of inner speech as its predicativity, which forms the core of the future speech act.