ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Балашова Алёна Викторовна, ведущий специалист-эксперт, аспирант, Министерство образования Пензенской области, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»: Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
Тел.: (841-5) 73-89-38
E-mail: balashova-alenka@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены формы оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Автором раскрыта сущность государственной политики Российской Федерации в отношении детей-инвалидов. Доказывается, что надомное обучение не позволяет в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья. В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается инклюзивное образование, которое предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В заключение автор приходит к выводу о том, что существующая практика показывает, что принятое сейчас в России направление на развитие инклюзивного и дистанционного образования позволяет создать необходимые условия для получения качественного образования всеми детьми, вне зависимости от состояния их здоровья.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, дистанционная форма обучения, надомное обучение.
ORGANIZATION OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Balashova Alena Viktorovna, leading specialist expert, postgraduate student, Penza State university. Russia.
Keywords: persons with disabilities, inclusive education, distance education, home schooling.
The article examines the forms of providing educational services to children with disabilities. The author reveals the essence of the Russian Federation state policy regarding children with disabilities. It is proved that home schooling does not fully provide quality education and optimal integration into society for a child with disabilities. Inclusive education is considered an effective means of organizing education of children with disabilities, ensuring equal access to education for all students, taking into account the diversity of special educational needs and individual capabilities. The author concludes that, according to the existing evidence, the current orientation towards the development of inclusive and distance education in Russia makes it possible to create the necessary conditions for quality education for all children, regardless of their health status.
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Гринина Елена Сергеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: kspsgu@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются возможности и пути реализации компетентностного подхода в образовании будущих специальных психологов посредством разработки карт профессиональных компетенций. Наряду с признанием компетенций в качестве основного показателя результативности образовательного процесса в вузе отмечается неоднозначность данного понятия, что обусловливает трудности практической реализации оценивания результатов обучения. Решению этой проблемы способствует разработка карт компетенций, представляющих собой совокупность нормативов государственного стандарта и вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения обучающимся образовательной программы. На примере профессиональной компетенции в области исследовательской деятельности специального психолога излагаются структура и содержание карты компетенции, приводятся примерные ориентиры соотношения компетенции со знаниями, умениями и навыками студентов на различных этапах ее формирования, рассматриваются критерии оценивания результатов обучения и рекомендуемые типы контроля.
Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции, карты компетенций, специальное (дефектологическое) образование, специальный психолог, исследовательская деятельность.
ON IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING OF SPECIAL NEEDS PSYCHOLOGISTS
Grinina Elena Sergeevna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of Special needs psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: competence, professional competence, competence map, special needs (defectological) education, special needs psychologist, research.
The article analyzes the opportunities and ways of implementation of the competencebased approach in the training of special needs psychologists through the development of professional competence maps. Along with the recognition of competences as the main indicator of effectiveness of the education process in higher education institutions, ambiguity of the concept is noted, resulting in difficulty of practical assessment of training outcomes. This problem can be solved by the development of competence maps, which are a set of norms for the state standard and higher education institution requirements for the level of students’ competence formation by the end of the course. Using the example of professional competence in special needs psychology research, the structure and contents of the competence map are outlined, the approximate relationship between competence and the students’ knowledge, skills, and abilities at various stages of its formation are provided, the criteria for assessing training outcomes and recommended types of control are examined.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ИНСУЛЬТНЫХ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Зима Юлия Владимировна, ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 1 им. Ю. Я. Гордеева»: Россия, 410017, г. Саратов ул. им. А. И. Хользунова, 19.
Соловьева Ольга Васильевна, ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 1 им. Ю. Я. Гордеева»: Россия, 410017, г. Саратов ул. им. А. И. Хользунова, 19.
Тел.: (845-2) 51-18-88
Е-mail: sarhosp1@mail.ru
Аннотация. В данной статье внимание уделено актуальным проблемам современной неврологии. Рассматриваются вопросы содержания психолого-педагогической помощи инсультным больным и их семьям, проблемы реабилитации и социализации больных, перенесших инфаркт головного мозга. Приводится классификация основных условий для успешного восстановления пациентов, перенесших инсульт. Особое внимание уделяется таким этапам консультации педагога-психолога, как первичная беседа с пациентом, перенесшим инсульт, и его семьей в первые сутки стабильного состояния больного, где устанавливается контакт, создается атмосфера безопасности и доверия; индивидуальная работа отдельно с больным и ухаживающим до начала совместной работы, где проводится оценка актуального психоэмоционального состояния, речевые трудности, определение характера межличностных отношений в семье до болезни и завершение первичной диагностики с результатами обследования; совместная работа с пациентом.
Ключевые слова: инсульт, афазия, семья, родственник, реабилитация, психолог, логопед, помощь.
PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL AID TO FAMILIES OF STROKE PATIENTS IN IN-PATIENT NEUROLOGY UNITS
Zima Yuliya Vladimirovna, Saratov city clinical hospital No. 1 named after Yu. Ya. Gordeev. Russia.
Solov’eva Ol’ga Vasil’evna, Saratov city clinical hospital No. 1 named after Yu. Ya. Gordeev. Russia.
Keywords: stroke, aphasia, family, relative, rehabilitation, psychologist, speech therapist, aid.
The article focuses in relevant problems of modern neurology. Issues of the content of the psychological and educational aid to stroke patients and their families, of rehabilitation and socialization of patients after cerebral infarction are addressed. The classification of the main conditions for successful recovery of stroke patients is provided. Particular attention is paid to the stages of counselling by education psychologist such as the initial interview with the stroke patient and their family on the first day of the patient’s stable condition, where the contact is established, the atmosphere of security and trust is created; individual work with the patient and the caregiver before the collaboration, where current psycho-emotional state and speech difficulties are evaluated, the nature of interpersonal relationships in the family prior to the illness is identified, and the primary diagnostic examination is completed; collaboration with the patient.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Кириленко Наталья Петровна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: n.kirilenko@bk.ru
Аннотация. Данная статья посвящена социокультурным проектам в качестве перспективной инклюзивной технологии, способствующей как интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, так и развитию принимающей среды. Выделены возможности социокультурных проектов в отношении детей с ограниченными возможностями (адаптационные, познавательные, воспитательные, коррекционные, психотерапевтические, развивающие, диагностические) и принимающей среды. По обобщенным стадиям (организационной стадии, подготовительной, стадии практических действий, стадии представления и оценки результатов) представлена технологическая специфика в контексте инклюзии. В заключение автор приходит к выводу о возможности использования социокультурных проектов как формы интеграции в различных учреждениях и организациях, оказывающих социально-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, а также в социальных проектах и программах, нацеленных на инклюзию детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная технология, социокультурный проект.
SOCIOCULTURAL PROJECTS AS A FORM OF INTEGRATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Kirilenko Natal’ya Petrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Pedagogical psychology and psychodiagnostics department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: children with disabilities, inclusive technology, sociocultural project.
The article focuses on sociocultural projects as a promising inclusive technique promoting both integration of children with disabilities into society and development of the receiving environment. The opportunities sociocultural projects provide to children with disabilities (adaptation, cognitive, educational, rehabilitative, therapeutic, developmental, diagnostic) and to the receiving environment are defined. Technological specifics are presented in the context of inclusion by generalized stages (organizational, preparatory, stage of practical actions, stage of submission and evaluation of results). The author comes to the conclusion on the feasibility of using sociocultural projects as a form of integration in various institutions and organizations that provide social and educational assistance to children with disabilities, as well as in social projects and programs aimed at the inclusion of children with disabilities.
СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Колчина Алина Геннадиевна, канд. филос. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: kspsgu@mail.ru
Аннотация. Анализируется проблема распространенности инвалидности среди населения Российской Федерации. Акцентируется внимание на комплексном характере нарушений у детей с церебральным параличом. Наличие резидуально-органической церебральной недостаточности у данной категории детей, лежащей в основе нарушения двигательных и психических функций, развития психогенных реакций и патологического формирования личности, существенно осложняет проведение реабилитационных мероприятий. В статье обобщается накопленный опыт медико-психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом. Рассматриваются современные подходы к комплексной реабилитации, направленной на коррекцию как двигательных, так и психоэмоциональных, поведенческих расстройств, а также вопросы социальной адаптации детей и подростков с церебральным параличом. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в работе детских и специальных психологов.
Ключевые слова: дети-инвалиды, реабилитация, детский церебральный паралич, социальная адаптация.
REHABILITATION SYSTEM FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY
Kolchina Alina Gennadievna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof. of Special needs psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: disabled children, rehabilitation, infantile cerebral palsy, social adjustment.
The issue of disability incidence in the population of the Russian Federation is analyzed. The focus is on the complex nature of disorders in children with cerebral palsy. The presence of residual-organic cerebral insufficiency in this category of children that underlie the defects of motor and mental functions, the development of psychogenic reactions and pathological personality formation, complicates their rehabilitation significantly. The article summarizes the experience of medical, psychological, and educational rehabilitation of disabled children with cerebral palsy. Modern approaches to comprehensive rehabilitation are examined, which are aimed at correcting both motor and psychoemotional, behavioral disorders, as well as issues of social adjustment of children and adolescents with cerebral palsy. The practical aspect of the issue can be implemented in the work of children’s and special needs psychologists.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ С ПАТОЛОГИЕЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ: ВЗГЛЯД НЕВРОЛОГА
Кузнецова Елена Борисовна, канд. мед. наук, доцент кафедры нервных болезней СГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава РФ: Россия, 410012, Саратов, ул. Большая Казачья, 112.
Тел.: (845-2) 27-33-70
Е-mail: meduniv@sgmu.ru
Аннотация. В данной статье решается одна из актуальнейших на сегодняшний день проблем – вопрос качества жизни больных с патологией щитовидной железы. В основу работы положен анализ результатов неврологического и нейропсихологического исследований 123 больных, страдающих патологией щитовидной железы, со стажем заболевания не более 5 лет. Группу сравнения составили 43 пациента с хронической ишемией головного мозга различного генеза. Выявлено, что у больных с патологией щитовидной железы уже на ранних стадиях заболевания имеют место изменения нейропсихологического статуса, что свидетельствует о целесообразности обследования данной категории пациентов неврологом-нейропсихологом для диагностики данных нарушений и назначения соответствующей терапии. Результаты исследования (частота встречаемости неврологических нарушений у пациентов, результаты нейропсихологического обследования и статус критериев качества жизни у наблюдавшихся больных основной группы и группы сравнения) отражены в табличных данных, сопровождающих основной текст статьи.
Ключевые слова: патология щитовидной железы, диффузный токсический зоб, первичный гипотиреоз, нейропсихологический статус, качество жизни, тревожность, депрессия.
NEUROPSYCHOLOGICAL STATUS AND QUALITY OF LIFE OF THYROID DISEASE PATIENTS: A NEUROLOGIST’S VIEW
Kuznetsova Elena Borisovna, Cand. of Med. Sci., Ass. Prof. of Neurology department, Saratov State medical university named after V. I. Razumovsky of the Ministry of healthcare of the Russian Federation. Russia.
Keywords: thyroid disease, Graves’ disease, primary hypothyroidism, neuropsychological status,quality of life, anxiety, depression.
The article addresses one of the most pressing issues today – that of the quality of life of thyroid disease patients. The study is based on the analysis of the results of neurological and neuropsychological examination of 123 thyroid disease patients with up to 5 years of experience of the disease. The comparison group comprised 43 patients with chronic cerebral ischemia of varying genesis. It is revealed that thyroid disease patients already display neuropsychological status changes in the early stages of the disease, indicating the need for these patients to be examined by a neurologist and neuropsychologist for the diagnosis of said disorders and administration of appropriate therapy. The results of the study (incidence of neurological disorders in patients, the results of neuropsychological examination and the status of quality of life measures in the observed patients of the main group and the comparison group) are presented in the tables that accompany the main text of the article.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Малышев Иван Викторович, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: kafppip@mail.ru
Аннотация. Представлен анализ характеристик социальной приспособленности личности подростков с ограниченными возможностями. Рассмотрены современные подходы к пониманию социализации личности и ее социально-психологических проявлений. В результате анализа явлений у большинства испытуемых подростков с ограниченными возможностями здоровья отмечаются негативные тенденции, создающие препятствия для успешной социализации в современном обществе. У многих подростков с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, обнаружен низкий уровень социальной приспособленности и другие ее важные характеристики, указывающие на это. Особенностью группы детей с ограниченными возможностями здоровья является высокая степень тревожности в сфере здоровья и низкая приспособленность в семье. Два данных показателя шкалы наиболее весомо влияют на общий показатель уровня социализации. Условия в семье, которые должны компенсировать отрицательные влияния, оказываемые на ребенка заболеванием, являются важной составляющей его успешной социализации.
Ключевые слова: социализация личности, социальная приспособленность, подростки с ограниченными возможностями здоровья.
CHARACTERISTICS OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES
Malyshev Ivan Viktorovich, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of Pedagogical psychology and psychodiagnostics department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: socialization of individual, social adjustmnet, adolescents with disabilities.
The analysis of social adjustment characteristics of adolescents with disabilities is presented. Modern approaches to the understanding of socialization of the individual and its social and psychological implications are examined. The analysis of the phenomena showed that most adolescents with disabilities displayed negative trends that obstruct successful socialization in modern society. In the majority of adolescents with disabilities, in contrast to healthy children, a low level of social adjustment was observed, as well as other important characteristics that indicate it. A feature of the group of children with disabilities is a high level of anxiety in the area of health and poor adjustment in the family. These two indicators of the scale are the most significant for the overall level of socialization. Family environment which should offset the negative impact of the disability on the child is a vital component of the conditions for successful socialization.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ» В БАЛАКОВСКОМ ЦЕНТРЕ «СЕМЬЯ»
Перцева Зоя Викторовна, педагог-психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, ГБУ Саратовской области «Балаковский центр социальной помощи семье и детям “Семья”»: Россия, 413840, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Заречная, 2а.
Жулина Татьяна Николаевна, социальный педагог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, ГБУ Саратовской области «Балаковский центр социальной помощи семье и детям “Семья”»: Россия, 413840, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Заречная, 2а.
Тел.: (845-3) 62-42-22
Е-mail: semya-balakovo@yandex.ru
Аннотация. Статья знакомит с опытом работы коллектива ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья» по авторскому проекту «Детское счастье», ориентированному на социальную реабилитацию и содействие социальной интеграции семей с детьми-инвалидами в социум. Также проект способствует освоению детьми-инвалидами широкого арсенала форм и механизмов развития и реализации личностного потенциала, их реабилитации с использованием возможностей социозащитного учреждения, налаживанию межведомственного сотрудничества. Предложенные идеи и соображения позволят продвинуться по пути практического создания различных вариантов системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Обобщение этого опыта должно помочь решению задач, связанных с различными аспектами формирования социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов и повышения эффективности социальной политики в отношении этой категории населения.
Ключевые слова: дети-инвалиды, социальная реабилитация, адаптация, коррекция, диагностика, терапия, сопровождение.
IMPLEMENTATION OF THE “CHILDREN’S HAPPINESS” PROJECT AT THE BALAKOVO “FAMILY” CENTER
Pertseva Zoya Viktorovna, Balakovo center for social assistance to families and children “Family”. Russia.
Zhulina Tat’yana Nikolaevna, Balakovo center for social assistance to families and children “Family”. Russia. Keywords: children with disabilities, social rehabilitation, adjustment, correction, diagnostics, therapy, support.
The article presents the experience of the staff of the Balakovo center for social assistance to families and children “Family” in the implementation of the original project “Children’s happiness” aimed towards social rehabilitation and social integration of families with disabled children. It also contributes to the mastering of a wide range of forms and mechanisms of development and actualization of personal potential of children with disabilities, their rehabilitation using the opportunities of social protection institutions, inter-agency cooperation. The proposed ideas and suggestions will help make progress in the creation of different versions of social rehabilitation of children with disabilities. The generalization of this experience should help meet the challenges of the different aspects of social rehabilitation and adjustment of disabled children and improve the efficiency of social policy for this population.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Шурыгина Юлия Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»: Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
Тел.: (841-2) 73-89-38
E-mail: julia_shurygina@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальные аспекты становления личности как двусторонне доминируемого процесса, в том числе в системе профессиональной подготовки. Профессиональное становление предлагается рассматривать как процесс вхождения в профессию, в ходе которого качественные преобразования личности определяют развитие и изменение личностных и профессиональных качеств, формирование позитивного отношения к профессии и овладение профессиональными знаниями и умениями. Также в статье описаны взаимосвязь и взаимообусловленность процессов развития личности и становления профессионала, профессиональная деятельность. Показано влияние профессиональной деятельности на формирование личности, представлено авторское определение понятия «профессиональное становление личности». Обоснована необходимость реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов, обеспечивающего развитие способности адаптироваться в условиях социально-политического, информационно насыщенного пространства.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное становление, компетентностный подход.
IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH TO PROFESSIONAL PERSONALITY DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER
Shurygina Yuliya Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Foreign languages and methods of teaching foreign languages department, Penza State university. Russia.
Keywords: professional training, professional development, competence approach.
The article examines the relevant aspects of personality development as a bilaterally dominated process, including within the system of vocational training. Professional development is viewed as the process of entering into a profession in which the qualitative transformation of the personality determine the development and change of personal and professional qualities, the formation of a positive attitude towards the profession and mastery of professional knowledge and skills. The article also describes the relationship and interdependence of the processes of personal and professional development, professional activity. The influence of professional activity on the formation of personality is shown. The author presents a definition of “professional personality development”. The necessity of implementation of the competence approach to training of future teachers, providing the development of the ability to adapt to the socio-political, information-rich space.
ЯЗЫКОВЫЕ МОДЕЛИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Балаева Валерия Ивановна, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Акименко Анастасия Константиновна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: redaktor@sgu.ru
Аннотация. Данная статья посвящена формированию лексико-грамматического строя речи дошкольников. В ней представлена авторская методика обучения детей по языковым моделям. Методика может быть использована в практике дошкольных учреждений, а также в учебном процессе психолого-педагогических и дефектологических факультетов вузов. Особое внимание уделяется учету закономерностей психического и речевого развития в норме и патологии; специфике речевого нарушения у дошкольников; целенаправленности системного развивающего обучения, обеспечивающего взаимосвязь и целостность постепенно усложняющихся этапов и разделов работы и их результативность; одновремен-ному воздействию на все стороны речи и личности ребенка с выделением на каждом этапе работы его ведущих задач и динамического своеобразия базового дефекта; преемственности и непрерывности в работе начиная с периода младенческого возраста. Выявляется комплекс развивающих психолого-педагогических задач, которые успешно решаются благодаря применению языковых моделей.
Ключевые слова: формирование речи, дошкольники, языковые модели, модели предложений и словосочетаний.
LANGUAGE MODELS AS AN EFFECTIVE MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN
Balaeva Valeriya Ivanovna, Ass. Prof. of Speech therapy and psycholinguistics department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Akimenko Anastasiya Konstantinovna, Cand. of Psych. Sci., Ass. Prof. of Social psychology of education and development department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: speech development, preschool children, language models, models of sentences and word groups. The article discusses the formation of the lexical and grammatical structure of speech of preschool children. The authors present own original method of teaching language models to children. The method can be used in preschool institutions, as well as in the educational process of psychological-pedagogical and defectological departments of higher education institutions. Particular attention is paid to the measurement of patterns of normal and pathological mental and speech development; the specific features of speech disorders in preschool children; the focus of the system of developmental education providing the interrelation and integrity of the gradually more complex stages and sections of work and their effectiveness; the simultaneous impact on all aspects of speech and personality of the child along with the definition of its major tasks and dynamic identity of the primary defect at each stage; the succession and continuity in the work since infancy. A complex of developmental psychological and pedagogical tasks that are successfully resolved through the use of linguistic models is identified.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УРОКА
Балаева Валерия Ивановна, канд. психол. наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Константинова Ольга Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: redaktor@sgu.ru
Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам построения и структурирования логопедического урока в контексте современного образовательного процесса, его сущности и особенностям. В статье приведен подробный анализ уроков подобного типа. В качестве объяснения дается ссылка на субъективные впечатления авторов. Предлагается определение этапов урока, приводится их классификация, включающая 12 наименований. Авторы статьи подчеркивают, что при системном анализе логопедического урока с учетом выделенных критериев необходимо оценить каждый его этап в отдельности по дидактической (коррекционно-развивающей) задаче, программному содержанию, методам и приемам, учетам результатов, анализу результатов – основным компонентам работы. Также в статье доказываются недочеты поэлементного анализа логопедического урока, который состоит из перечня положительных и отрицательных моментов, изолированных друг от друга.
Ключевые слова: логопедический урок, анализ, метод, дидактические задачи, элементы урока.
SYSTEMIC ANALYSIS OF CONTEMPORARY SPEECH THERAPY LESSON
Balaeva Valeriya Ivanovna, Ass. Prof. of Speech therapy and psycholinguistics department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Konstantinova Ol’ga Aleksandrovna, Ass. prof. of Speech therapy and psycholinguistics department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: speech therapy lesson, analysis, method, didactic tasks, elements of the lesson.
The study focuses on the issues of constructing and structuring a speech therapy lesson in the context of the modern education process, its nature and characteristics. The article provides a detailed analysis of lessons of this type. For clarification, reference is made to own subjective impressions. The definition of stages of the lesson is proposed; their classification is provided, comprising 12 units. The authors emphasize that in systemic analysis of a speech therapy lesson, the taking into account the identified criteria, each stage should be assessed separately by its didactic (correctional and developmental) goal, program content, methods and techniques, results, analysis of results the main components of the work. The article also demonstrates the flaws of element-based analysis of a speech therapy lesson which consists of a list of isolated positive and negative aspects.
ОБУЧЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ К. Д. УШИНСКОГО
Крючков Владимир Петрович, д-р филол. наук, зав. кафедрой логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: vpks1@ya.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается вклад К. Д. Ушинского в методику обучения отечественному языку, развития речи, методические принципы обучения чтению, а также теория языковой способности человека в интерпретации К. Д. Ушинского, особенности текстов для начального обучения, написанных педагогом для его учебников-хрестоматий. Особое внимание уделяется принципам структурирования его книг для чтения в начальной школе, композиционно материала, объединенного определенными темами. Представлены разносторонние взгляды современников на книги К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово», которые были восприняты как прогрессивное явление в отечественной педагогике и в то же время получили немало критических замечаний. Отмечается, что работы Ушинского являются весьма перспективными с точки зрения развития методики филологического анализа текста.
Ключевые слова: К. Д. Ушинский, методика обучения русскому языку, развитие речи, языковая способность, филологический анализ текста.
TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF K. D. USHINSKY
Kryuchkov Vladimir Petrovich, Dr. of Philol. Sci., head of Speech therapy and psycholinguistics department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: K. D. Ushinsky, methodology of teaching Russian, speech development, language capacity, philological text analysis.
The article focuses on K. D. Ushinsky’s contribution to the methodology of teaching Russian, speech development, methodological principles of teaching reading, the theory of human language capacity as interpreted by K. D. Ushinsky, the specific features of texts for primary education written by K. D. Ushinsky for his reader course books. Particular attention is paid to the principles of structuring of his reading books for primary school, the composition of the material arranged by topic. Multifaceted reviews by contemporaries of K. D. Ushinsky’s books “Children’s World” and “Native Word”, which were perceived as a progressive phenomenon in Russian pedagogy, but also received a lot of criticism. It is noted that Ushinsky’s works have great potential in terms of the development of philological text analysis.
ФЕНОМЕН ИГРЫ В КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ И В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА К. Ф. СЕДОВА
Крючков Владимир Петрович, д-р филол. наук, зав. кафедрой логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: vpks1@ya.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные аспекты игры как культурологической и психолингвистической категории в научном наследии, а также в преподавательской деятельности К. Ф. Седова – известного российского психолингвиста, организатора кафедры логопедии и психолингвистики в ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского». Показано влияние труда М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» на научную деятельность К. Ф. Седова. Отмечается взгляд ученого на анекдот как объект филологического изучения, речевой жанр; рассматриваются попытки представить в корпусе отобранных Седовым анекдотов уровни фоносемантики, словообразования, фразеологии, текстового целого. Особое внимание уделяется языковой игре как феномену межличностного общения филологов, ее мотивам, формам и жанрам.
Ключевые слова: игра в культурологии, психолингвистика, языковая игра, К. Ф. Седов.
THE PHENOMENON OF THE GAME IN THE FRAMEWORK OF PSYCHOLINGUISTICS AND IN THE TEACHING WORK OF PROFESSOR K. F. SEDOV
Kryuchkov Vladimir Petrovich, Dr. of Philol. Sci., head of Speech therapy and psycholinguistics department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: game in culturology, psycholinguistics, language game, K. F. Sedov.
The article addresses various aspects of the game as a culturological and psycholinguistic category in academic heritage, as well as in the teaching work of K. F. Sedov – a renowned Russian psycholinguist, the founder of the Speech therapy and psycholinguistics department of the Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. The influence of M. M. Bakhtin’s work “Rabelais and Folk Culture of the Middle Ages and Renaissance” on K. F. Sedov’s academic work is demonstrated. The scholar’s view of the funny story as an object of philological study, as a speech genre is noted; attempts to distinguish levels of phonosemantics, wordbuilding, phraseology, textual whole in the corpus of funny stories selected by Sedov are examined. Particular attention is paid to the language game as a phenomenon of interpersonal communication of philologists, its motifs, forms, and genres.
АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Павлова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012,
г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: natali_61@list.ru
Аннотация. В данной статье представлены реализованные автором способы активизации речевых возможностей школьников с нарушениями интеллекта во внеклассной деятельности. Автор демонстрирует, как пятиклассникам предлагаются реальные условия, в которых они могут проявить себя как старшие товарищи. Доказывается, что подобная ситуация способствует повышению речевой компетенции и социализации подростков. Особое внимание уделяется ситуациям, где присутствие взрослого человека (а не только учителя) в любом важном разговоре уже играет особую роль, а если он может о чем-то увлеченно рассказать, чему-то научить, доступно объяснив, для чего нужно именно так поступать, – это, несомненно, поддерживает воспитанников на трудном пути к успеху, здоровью, уверенности в себе и счастью. Обосновывается польза материалов настоящего исследования для учителей и всех, кто работает в системе специального образования.
Ключевые слова: речевое общение, речевая компетентность, социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья, специальная методика русского языка.
ACTUALIZATION OF VERBAL COMMUNICATION IN A HEALTH LESSON FOR SCHOOLCHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS
Pavlova Natal’ya Vladimirovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Special needs education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: verbal communication, verbal competence, socialization of students with disabilities, special methodology of Russian.
The article presents the ways of activating verbal abilities of schoolchildren with intellectual disabilities in extra-curricular activities actualized by the author. The author demonstrates the way fifth graders are offered real conditions in which they can express themselves as elders. It is proved that this situation helps improve speech competence and socialization of adolescents. Particular attention is paid to situations where the presence of an adult (other than a teacher) in any important conversation plays a special role as it is, while them telling something with enthusiasm, teaching the children something through accessible explanation undoubtedly supports the children on the difficult road to success, to health, to selfconfidence, happiness. The benefits of the materials of the present research for teachers and all those working in special needs education is substantiated.
ПРОЦЕССЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Кузьмина Нина Владимировна, канд. мед. наук, доцент кафедры технологического образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: kafedra.tehnologi@yandex.ru
Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам использования здоровьесберегающих технологий в системе реабилитации детей с обнаруженными нарушениями в развитии. В статье представлен подробный теоретический анализ изучения состояния здоровья детей и подростков на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации. Отмечены негативные тенденции динамики уровня состояния здоровья детей в различные возрастные периоды. Обозначены основные принципы построения учебного процесса в специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями с учетом использования технологий по поддержанию и укреплению их здоровья. Рассмотрены виды оздоровительных технологий и их направленность. Показаны перспективы использования технологий для укрепления здоровья, а также оздоровления детей и подростков. При этом делается предупреждение о том, что чрезмерное применение или необоснованное использование данных технологий может вызвать противоположный эффект и нанести вред здоровью ребенка, имеющего патологию развития.
Ключевые слова: дети, ограниченные возможности здоровья, образовательный процесс, здоровьесбережение, оздоровительные технологии, реабилитация.
USE OF TECHNOLOGIES FOR HEALTH PROTECTION AND IMPROVEMENT IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS
Kuz’mina Nina Vladimirovna, Cand. of Med. Sci., Ass. Prof. of Technology education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: children, disabilities, educational process, health protection, health technologies, rehabilitation.
The study focuses on the use of health protection technologies in the system of rehabilitation of children diagnosed with developmental disorders. The article provides a detailed theoretical analysis of research on children’s and adolescents’ health at the present stage of socio-economic development of the Russian Federation. Negative trends are noted in children’s health dynamics at different ages. The main principles of the educational process in special needs educational institutions are outlined, taking into account the use of technologies for health protection and improvement. Types of health technologies and their orientation are examined. The prospects of using technologies for health improvement in children and adolescents are shown. It is pointed out, however, that excessive or unfounded use of these technologies can have the opposite effect and harm the health of a child with developmental disorders.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ В ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЯХ
Куприянчук Елена Викторовна, канд. социол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: elena-kupr@yandex.ru
Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей формирования профессиональных деструкций в помогающих профессиях. Показано, что профессиональное развитие нередко сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и профессиональной деградацией человека. Эмоциональная насыщенность в сочетании с повышенной ответственностью профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам, формируя в конце концов безразличное отношение к тому, что происходит с другими людьми, а также редукцию своих личных достижений. Такое деструктивное состояние психики получило название профессиональное выгорание. Представлены результаты небольшого эмпирического исследования, выполненного на выборке сотрудников службы социальной защиты населения г. Энгельса в 2014 г. (n = 30; 5, 25, мужчин и женщин соответственно, в возрастном диапазоне от 22 до 50 лет), с применением диагностического инструментария: методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко и теста Кеттелла. Установлено, что существуют определенные социально-демографические и психологические показатели, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у сотрудников социальной защиты в процессе выполнения ими профессиональной деятельности. Формирование «синдрома эмоционального выгорания» происходит постепенно, деформируя как личностную составляющую, так выполнение профессиональных обязанностей. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
Ключевые слова: профессиональные деструкции, детерминанты профессиональных деструкций специалиста, синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профилактика профессионального выгорания.
PROFESSIONAL DESTRUCTION IN THE HELPING PROFESSIONS
Kupriyanchuk Elena Viktorovna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of Special needs psychology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: professional destruction, determinants of professional destruction of a specialist, emotional burnout syndrome, professional burnout, prevention of professional burnout.
The results of theoretical and empirical research into the psychological features of the development of professional destruction in the helping professions are presented. It is shown that professional development is often accompanied by periods of regression, maladjustment, stagnation, crisis, strains, and in some cases, even professional degradation. Emotional intensity combined with increased responsibility in professional activities leads to increased irritability, overexcitement, anxiety, nervous breakdowns, ultimately causing the development of indifference to others, as well as the reduction of own personal achievements. This destructive state of mind is known as professional burnout. The results of a small-scale empirical study carried out on a sample group of social workers in the city of Engels in 2014 are presented (n = 30; 5, 25, men and women respectively, aged from 22 to 50), with the use of diagnostic tools: the V. V. Boyko method of diagnosing the level of emotional burnout and the Cattell test. It is established that there are certain sociodemographic and psychological indicators that are the predisposing factors in the development of emotional burnout in social workers during the performance of professional activities. The development of “emotional burnout syndrome” occurs gradually, distorting both the personality and the performance of professional duties. The applied aspect of the research can be implemented in consultative psychological practices.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Саяпин Василий Николаевич, канд. пед. наук, зав. кафедрой технологического образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: kafedra.tehnologi@yandex.ru
Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам формирования навыков и учебно-познавательной мотивации у будущих учителей технологии, направленных для работы непосредственно с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Осознание цели обучения детей с ОВЗ заключается, по мнению автора, в понимании ими результата своей деятельности в технологическом образовании; перспектив, которые связаны с достижением цели обучения и дальнейшими последствиями; возможности или невозможности достижения цели; средства достижения цели в технологическом образовании. Отмечается, что в практической деятельности учителя технологии различают объективную цель обучения, которая задается извне, и субъективную, или как ее еще называют, внутреннюю цель: она может быть поставлена обучающимися или взята извне. В заключение автор приходит к выводу, что, чем больше будут использоваться педагогические инновации, тем более гармоничным окажется развитие будущих учителей технологии.
Ключевые слова: деятельность учителя, учебно-познавательная мотивация, обучение, цель обучения, педагогические инновации.
FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS FOR WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
Sayapin Vasily Nikolaevich, Cand. of Ped. Sci., head of Technology education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: work of a teacher, educational and cognitive motivation, training, purpose of training, pedagogical innovation.
The study focuses on formation of educational and cognitive motivation and skills in future technology teachers tasked to work directly with children with disabilities. Awareness of the purpose of teaching children with disabilities means, in the author’s opinion, understanding the meaning of the result of own work in technology education; of the prospects in the achievement of learning objectives and further outcomes; of the ability or inability to achieve the goal; of the means of achieving the goals of technological education. It is noted that in the practical work of a technology teacher, there is a distinction between the objective purpose of the training, of external origin, and the subjective, or internal, purpose, which can be set by the students or taken from an external source. The author comes to the conclusion that the more pedagogical innovations are used, the more balanced the development of future technology teachers.
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Саяпин Николай Васильевич, канд. пед. наук, доцент кафедры технологического образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: kafedra.tehnologi@yandex.ru
Аннотация. В настоящем исследовании предложены новые пути, формы, методы и средства обучения для достижения положительного результата. Обосновывается необходимость в акцентировании внимания на повышении уровня развития познавательного интереса и творческой активности. Рассматривается возможность использования нетрадиционных дидактических средств обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальной коррекционной общеобразовательной школе как на теоретическом этапе обучения, так и в процессе практической деятельности. В качестве одного из элементов нетрадиционных средств обучения на уроках технологического образования для детей с ОВЗ предлагается рассматривать игровые материалы с техническим содержанием: загадки, чайнворды, кроссворды, ребусы, метаграммы, логогрифы, омонимы и другие головоломки. Доказывается, что одной из основ для использования нетрадиционных дидактических средств обучения детей с ОВЗ на уроках технологии является получение будущими учителями определенных знаний в процессе собственного обучения, а также при прохождении педагогической практики.
Ключевые слова: обучение детей, уроки технологического образования, нетрадиционные дидактические средства обучения, творческая активность.
TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS FOR CHILDREN WITH DISABILITIES
Sayapin Nikolay Vasil’evich, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Technology education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: education of children, technological education lessons, non-traditional didactic teaching tools, creative activity.
The present work proposes new ways, forms, methods and means of training to achieve a positive result. The need to focus on developing cognitive interest and creativity is substantiated. The possibility of using nontraditional didactic learning tools for children with disabilities in special needs correctional secondary school at both the theoretical and practical stages of education. One of the proposed elements of non-traditional learning tools in technological education lessons for children with disabilities is playing materials with technical content: riddles, chaynwords, crosswords, rebuses, metagrams, logogriphs, homonyms and other puzzles. It is proved that one of the foundations for the use of non-traditional didactic means of teaching technology to children with disabilities is providing future teachers with specific knowledge during training and teaching practice.
СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Саяпина Наталья Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Фирсина Полина Сергеевна, студент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: kafmetodobr@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются социальная адаптация и интеграция семей с детьми-инвалидами посредством вовлечения их в спартианские игры, являющиеся сегодня популярными и представляющие одно из инновационных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отражены особенности программы спартианских игр и результаты ее реализации в Московской, Нижегородской и Саратовской областях. Авторы приходят к выводу о необходимости следующих мероприятий с целью дальнейшего внедрения спартианской программы: переход к организации игр, участниками которых являются не команды, а отдельные лица, что более соответствует целям и задачам спартианской программы; постепенное смещение акцентов на клубы, школы, игротеки, игровые оздоровительные лагеря, эффективно работающие в спартианском направлении; более широкое и активное вовлечение в акции детей, молодежи, родителей с детьми, лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка системы подготовки и повышения квалификации организаторов этих акций, волонтеров; создание специализированных игровых центров, аналогичных, например, фитнес-центрам, сайтов в Интернете, объединенных в систему, телевизионной передачи; совершенствование организационной структуры спартианского движения.
Ключевые слова: спартианские игры, спартианская программа, лица с ограниченными возможностями здоровья.
SPARTIAN GAMES AS MEANS OF SOCIAL ADJUSTMENT AND INTEGRATION OF FAMILIES WITH DISABLED CHILDREN
Sayapina Natal’ya Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Education methodology department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Firsina Polina Sesgeevna, student, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: Spartian games, Spartian program, persons with disabilities.
The article addresses social adjustment and integration of families with disabled children through involvement in Spartian games that are currently popular and represent one of the innovative directions in work with disabled children. The specific features of the Spartian games program and the results of its implementation in Moscow, Nizhny Novgorod, and Saratov regions are presented. Conversion from the team-based organization of the games to individual one is considered, which is more consistent with the goals and objectives of the Spartian program; a gradual shift of focus towards clubs, schools, game rooms, game camps, where efficient operation is ensured; a broader and more active involvement in the action of children, youth, parents with children, persons with disabilities and others; creating a system of training and retraining of organizers, volunteers; creating specialized game centers similar to fitness centers, Internet sites combined into a single system, a TV program; improving the organizational structure of the Spartian movement.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Спиридонова Елена Анатольевна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: spiridonowa.alex@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством развития мелкой моторики рук в процессе технологического образования. Вовлечение обучающихся с ОВЗ в процесс творчества выступает важным направлением в их адаптации, содействует выработке необходимых трудовых умений и отработке навыков самообслуживания. В процессе технологического образования применяется не только индивидуальный подход, но и принцип деятельного подхода к развитию личности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья выступают при этом не пассивными объектами социально-педагогического воздействия, а субъектами активной творческой деятельности. Такая ориентированность технологического образования способствует профессиональному самоопределению лиц с ограниченными возможностями здоровья, формированию гуманистически ориентированного мировоззрения, социализации личности, повышению личностной самооценки и веры в свои силы.
Ключевые слова: адаптация, мелкая моторика, технологическое образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.
DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN THE PROCESS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION AS THE FACTOR OF ADJUSTMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES
Spiridonova Elena Anatol’evna, senior lecturer, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: adjustment, fine motor skills, technological education, persons with disabilities.
The article deals with the issue of adjustment of persons with disabilities through the development of fine motor skills in the process of technological education. Engaging students with disabilities in the creative process is an important area of their adjustment, it facilitates the development of the necessary labor skills and practice of self-care skills. The process of technological education involves not only personalized approach, but also the principle of active approach to personal development. Students with disabilities act not as passive objects of social and pedagogical impact, but as subjects of creative activity. This orientation of technological education contributes to professional self-determination of persons with disabilities, formation of a humanistic outlook, socialization of the individual, improvement of self-esteem and self-belief.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Шамот Светлана Игоревна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: sve9310@yandex.ru
Аннотация. В данной статье затрагивается проблема одной из сторон социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладной деятельности. В связи с чем анализируется понятие «творческая реабилитация». Автор выделяет условия эффективности творческой реабилитации, представляет содержание данного понятия, отмечает комплексность этого процесса. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья через творчество рассматривается в контексте их декоративно-прикладной деятельности. Особое внимание обращается на связь творчества с социальной жизнью человека и его влияние на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости. Общим итогом исследования является обоснование оценки результатов декоративно-прикладной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и ее влияния на их развитие.
Ключевые слова: реабилитация, досуговая деятельность, комплекс мероприятий, творчество, декоративно-прикладная деятельность, креативная среда, взаимодействие.
REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH CREATIVE ACTIVITIES
Shamot Svetlana Igorevna, senior lecturer, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: rehabilitation, recreational activities, complex of measures, creative work, arts and crafts, creative environment, interaction.
The article addresses the issue of one of the aspects of social rehabilitation of children with disabilities, through arts and crafts. The concept of “creative rehabilitation” is analyzed. The author identifies the conditions of effective creative rehabilitation, presents the content of the concept, and stresses the complexity of the process. Rehabilitation of children with disabilities through art is viewed in the context of their arts and crafts activities. Particular attention is drawn to the relationship between creativity and social life and its influence on the development of psychological confidence in own adequacy and social significance in children with disabilities. The article substantiates the evaluation the results of arts and crafts activities of children with disabilities and its impact on their development.
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
АРТ-ТЕРАПИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Васильева Дина Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования, Институт искусств ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. Настоящее исследование посвящено проблеме художественного образования, социокультурной реабилитации и социализация детей-инвалидов средством арт-терапии, которая обеспечивает профилактико-оздоровительное и лечебно-адаптационное воздействие. В статье выявляется система побуждений, обусловленной созданием продукта в процессе арт-терапии, среди которых центральное место занимают стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе; потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности; стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй. Особое внимание уделяется таким задачам танцевальной терапии, как развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта и создание «магического кольца».
Ключевые слова: арт-терапия, художественное образование, социализация детей-инвалидов, функции арт-терапии, коррекционно-личностный и деятельностный подход.
ART THERAPY IN ART EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Vasil’eva Dina Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Music education theory and methods department, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: art therapy, art education, socialization of disabled children, functions of art therapy, correctional-personal and activity approach.
The present study focuses on art education, socio-cultural rehabilitation and socialization of children with disabilities by means of art therapy that provides preventive and recreational, therapeutic and adjusting effect. The article identifies the system of motives stemming from creating a product in the process of art therapy, including, primarily, the motive of expressing one’s feelings and emotions in an effective external form; the motive of understanding own feelings and impulses the motive of communication with others using products of one’s work; the motive of exploring the surrounding world through applying a certain form of symbolism to it, reconstructing the world with pictures, tales, stories. Particular attention is paid to such objectives of art therapy as the development of social skills through pleasant experience and the creation of the “magic ring”.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ АРТ-ТЕРАПИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОГО КОНТАКТА
Кривошеева Ирина Олеговна, учитель дефектолог, ГБУ Саратовской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»: Россия, 410021, г. Саратов, Санаторный пр-д, 2.
Тел.: (845-2) 92-92-74
Е-mail: rcdc@rambler.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы обучения детей с ранним аутизмом. Проанализированы характерные психологические особенности детей-аутистов. Определены и решены проблемы, возникающие в процессе формирования у них познавательных умений и навыков. Дано определение термина «арт-терапия». Выявлена и обоснована необходимость применения арт-терапевтических методов и приемов на занятиях с детьми с аутистическими психологическими проявлениями для достижения оптимальных результатов в процессе обучения. Обозначаются цели и задачи занятий, основанных на данном методе, на начальном этапе. В качестве примера приводится комплекс упражнений по теме «Буква А» как приемов поэтапного обучения алфавиту. В заключение автор приходит к выводу о том, что лечение детского аутизма посредством творческих методик помогает уменьшить стереотипии, использование схем в рисовании позволяет более полноценно развить мелкую моторику и координацию рук.
Ключевые слова: аутизм, психологические особенности, познавательные умения и навыки, арт-терапия, процесс обучения.
USE OF ART THERAPY TECHNIQUES IN WORK WITH CHILDREN WITH SOCIAL COMMUNICATION DISORDERS
Krivosheeva Irina Olegovna, Saratov regional rehabilitation center for children and adolescents with disabilities. Russia.
Keywords: autism, art therapy, learning process, speech development, cognitive skills.
The article addresses the problems of teaching children with early infantile autism. Typical psychological characteristics of autistic children are analyzed. Problems arising in the process of formation of their cognitive skills are identified and resolved. The definition of the term “art therapy” is given. It is revealed and proved that art therapy methods and techniques need to be used in the work with children with autism spectrum psychological manifestations to achieve optimal results in the learning process. Goals and objectives of the initial stage of activities based on this method are set. As an example, a set of exercises on the topic “Letter A” as techniques of gradual alphabet learning is provided. The author concludes that the treatment of infantile autism with creative methods helps reduce stereotypy, and the use of patterns in drawing helps develop fine motor skills and hand coordination.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Кузьмина Светлана Владиславовна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования, Институт искусств ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена анализу процесса организации коррекционной работы с заикающимися дошкольниками с использованием средств музыкального искусства. Автором описаны особенности проведения коррекционной работы средствами кинезитерапии, а именно логопедической ритмики, способствующей наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей заикающихся детей. В качестве основной формы музыкального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии предлагается рассматривать музыкальные занятия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида. Определяются задачи такой формы обучения и воспитания, призванной обеспечить целенаправленное музыкальное развитие таких детей в соответствии с задачами и содержанием типовой программы. В заключение делается вывод, что формирование плавности речи детей с заиканием на логоритмических занятиях должно проводиться поэтапно, посредством включения детей в разнообразную музыкальную деятельность.
Ключевые слова: коррекционная работа, музыка, дошкольники.
ORGANIZATION OF CORRECTIONAL WORK BY MEANS OF MUSIC WITH STUTTERING PRESCHOOL CHILDREN
Kuz’mina Svetlana Vladislavovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Music education theory and methods department, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: correctional work, music, preschool children.
The article analyzes the process of organizing correctional work with stuttering preschool children with the use of music. The author describes the characteristics of correctional work by means of kinesitherapy, particularly rhythmic speech therapy, meeting the specific learning needs of stuttering children to the fullest. Music lessons in preschool educational institutions (PEI) of the compensating type are proposed as the main form of musical training and education of children with various developmental disorders. The objectives of this form of education are defined as providing focused musical development of children in accordance with the objectives and content of the standard program. It is concluded that the formation of fluent speech in stuttering children in rhythmic speech therapy sessions should be conducted in stages, through the involvement of children in a variety of musical activities.
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Курченко Ирина Васильевна, ст. преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования Института искусств, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлен анализ исследований физиологического влияния музыкального искусства на умственное, физическое и духовное развитие ребенка с ОВЗ. Доказывается, что сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Также отмечается, что музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Особое внимание уделяется методическому аспекту подготовки и проведения музыкальных занятий. Основываясь на работах предшественников, автор доказывает, что лечебное воздействие музыки было известно с древних времен. Выделены основные терапевтические функции музыки.
Ключевые слова: музыкотерапия, деятельность, коррекция, дети, нарушения в развитии, урок.
DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF MUSICAL ART
Kurchenko Irina Vasil’evna, senior lecturer of Music education theory and methods department, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: music therapy, activities, correction, children, developmental disorders, lesson.
The present study focuses on the issues of development of children with disabilities. The article presents the analysis of physiological research on the influence of musical art on mental, physical, and spiritual development of children with disabilities. It is proved that the cardiovascular system noticeably reacts to pleasant music that creates a positive mood. In this case, the pulse slows down, heartbeat amplifies, blood pressure lowers, blood vessels dilate. It is also noted that music can set the general mood, and emotional coloration of the images arising from its perception varies depending on the individual features of musical perception, the level of musical training, and intellectual features of the listener. Particular attention is paid to methodological aspect of the preparation and implementation of music lessons. Based on the work of predecessors, the author argues that the therapeutic effect of music has been known since ancient times. The basic therapeutic functions of music are specified.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬУЧИТЕЛЯМУЗЫКИВКОРРЕКЦИОННЫХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЯХ
Мещанова Любовь Николаевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики музыкального образования Института искусств, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. В данной статье представлен анализ музыкально-педагогической деятельности учителя в коррекционных образовательных учреждениях. Особое внимание уделяется аналитическому аспекту, в частности анализу проведенного урока. Предлагается схема анализа урока, включающая предварительный анализ, анализ плана и хода урока. Рассматриваются драматургия урока, правильность выбора репертуара (художественной ценности, посильности, связи с темой урока и т. д.). Автор статьи также обращает внимание на принципы педагогики искусства, их формирование и выполнение. В заключение автор, основываясь на трудах В. А. Сухомлинского, приходит к выводу, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности, в связи с чем каждый творчески работающий педагог, учитель может найти то особое, неповторимое, что составит его творческую направленность в преподавании предмета.
Ключевые слова: музыка, деятельность, коррекция, дети, нарушения в развитии, анализ, урок.
PEDAGOGICAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER IN CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Meshchanova Lyubov’ Nikolaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., head of Music education theory and methods department, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: usic, activities, correction, children, developmental disorders, analysis, lesson.
The article presents an analysis of musical-pedagogical activities of a teacher in correctional educational institutions. Particular attention is paid to the analytical aspect, specifically to lesson analysis on. A layout of lesson analysis is proposed, including preliminary analysis and analysis of the plan and the progress of the lesson. Dramatic composition of the lesson is examined, the correct selection of repertoire (artistic value, availability, relevance to the topic of the lesson, etc). The author also draws attention to the principles of art pedagogy, their formation and implementation. Based on the works of V. A. Sukhomlinsky, the author comes to the conclusion that music is the most miraculous, the most subtle means of introduction to the good, beauty, humanity, which is why every teacher creative in their work can find that something special, unique that will make up the creative direction in teaching the subject.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рахимбаева Инга Эрленовна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории, истории и педагогики искусства, директор Института искусств, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Чудненко Анна Васильевна, студент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. В настоящей статье рассматривается музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализируется механизм воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями. Для достижения оптимальных результатов занятия музыкотерапией предлагается их целесообразное построение в плане равномерного распределения психофизической нагрузки. Авторами предлагается проводить такие занятия по схеме, включающей приветствие, ритмическую разминку, элементы моторной коррекции – упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений, пение, слушание музыки и игру на детских музыкальных инструментах, танцы, хороводы, игры, прощание. Соединение перечисленных компонентов в рамках занятий, по мнению авторов, позволяет системно и целенаправленно развивать произвольность сенсомоторных, познавательных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов у детей с ОВЗ, способствует повышению активности в когнитивной, игровой, учебной, коммуникативной сферах внутренней и внешней жизни.
Ключевые слова: музыкальная терапия, коррекционные приемы, игровое пространство.
MUSIC THERAPY FOR CHILDREN WITH DISABILITIES
Rakhimbaeva Inga Erlenovna, Dr. of Ped. Sci., Prof., head of Theory, history and pedagogy of the arts department, director, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Chudnenko Anna Vasil’evna, student, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: music therapy, correctional techniques, game space.
The article focuses on music therapy for children with disabilities. The mechanism of the effect of music on a child with disabilities is examined. For best results of music therapy sessions, it is advised to construct them with uniform distribution of psycho-physical exercise and carry out according to the plan that includes greeting, rhythmic warm-up, elements of motor correction – exercises for fine finger movements development, exercises for the of voice and facial movement development, singing, listening to music and playing children’s musical instruments, dancing, round dancing, games, saying goodbye. Combining the above components within sessions, according to the author, helps systemically and purposefully develop the arbitrariness of sensorimotor, cognitive, emotional and volitional, motivational processes in children with disabilities, enhances activity and cognitive, game-related, learning, communicative spheres of inner and outer life.
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Романова Людмила Сергеевна, доцент кафедры теории и методики музыкального образования Института искусств, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. В данной статье освещаются некоторые вопросы специфики педагогической деятельности учителя на уроках художественного цикла в младших классах, связанной с физическими и психическими особенностями детей с ограниченными возможностями. В качестве основных целей педагогической деятельности в означенных условиях предлагается раскрытие и стимулирование реализации духовно-творческих потенциалов личности ребенка средствами комплекса искусств. Автор статьи показывает, как достижению цели способствует целенаправленное и педагогически тактичное методическое руководство совместным или индивидуальным процессом творческой деятельности учащихся с ограниченными особенностями развития. Обосновывается, что творческий диалог учителя и ученика на первом же уроке мировой художественной культуры должен стать залогом успеха на пути формирования интереса и потребности в общении с искусством у младших школьников, в творческом самовыражении.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, творческая деятельность, духовно-творческий потенциал.
SPECIFIC FEATURES OF PEDAGOGICAL WORK IN ART EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH DISABILITIES
Romanova Lyudmila Sergeevna, Ass. Prof. of Music education theory and methods department, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: children with disabilities, creative activity, spiritual and creative potential.
The article assesses some of the specific features of a primary school teacher’s pedagogical work in art lessons, stemming from with physical and mental characteristics of children with disabilities. The main purpose of pedagogical work in the described conditions is suggested to be unlocking and stimulating the actualization of spiritual and creative potential a child by means of a complex of arts. The author shows how purposeful and pedagogically tactful methodical guidance of the collaborative or individual creative activity of students with disabilities helps fulfill the aforementioned purpose. It is proved that creative student-teacher dialogue starting as early as the first world artistic culture lesson should be the key to successful development of interest in and need for communication with art and creative expression in primary school children.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сильнова Юлия Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского», аспирант, Педагогический институт им. В. Г. Белинского ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»: Россия, 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37.
Тел.: (841-2) 54-83-62
E-mail: iul.silnova@yandex.ru
Аннотация. Формирование у подрастающих поколений современных социальных ценностей и поведенческих установок – одно из приоритетных направлений воспитания и государственной политики. На современном этапе со всей остротой в начальной школе встает вопрос о формировании духовно-нравственной личности. В статье характеризуется образовательный процесс начальной школы, раскрывается сущность формирования духовно-нравственных установок через становление ценностно-ориентированной личности в образовательном процессе начальной школы и описываются особенности образовательного процесса начальной школы, которые способны активизировать стремления воспитанников осуществить собственные ценностные установки, определяющие позицию личности. Также в статье раскрываются последовательные этапы формирования духовно-нравственных установок обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: образовательный процесс начальной школы, особенности образовательного процесса начальной школы, формирование духовно-нравственной установки, становление личности младших школьников, этапы духовно-нравственного становления личности младших школьников.
FEATURES OF EDUCATION PROCESS IN PRIMARY SCHOOL THAT INFLUENCE THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL ATTITUDES OF STUDENTS
Sil’nova Yuliya Anatol’evna, primary school teacher, postgraduate student, Classical gymnasium No. 1 named after V. G. Belinsky, Institute of teacher education named after V. G. Belinsky of Penza State university. Russia.
Keywords: education process in primary school, features of education process in primary school, formation of spiritual and moral attitude, personality development of primary school students, stages of spiritual and moral development of primary school students.
The study focuses on the education process in primary school. The development of modern social values and behaviors is seen as one of the priority areas of education and public policy formation. It is noted that currently, the issue of spiritual and moral development of personality is highly relevant in primary school. The article characterized the education process of primary school, reveals the essence of the development of spiritual and moral principles through the establishment of value-oriented personality in the education process in primary school, and describes the features of primary school education process that can encourage students to act on their own value systems that determines the position of the individual. The successive stages in the formation of spiritual and moral attitudes of primary school students are revealed. The article is accompanied by illustrative materials reflecting the results of the study.
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Толочкова Елена Васильевна, канд. пед. наук, ассистент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Альтман Юлия Львовна, преподаватель, МАУ ДО «Детская школа искусств № 2 им. И. Я. Паницкого»: Россия, 413840, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, 9б.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: schkolapanickogo@yandex.ru
Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам совместной творческой деятельности учащихся. На основе анализа психолого-педагогических исследований в статье определяется понятие, а также внутренние и внешние условия самореализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы выявляют организационные особенности совместной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся учреждений дополнительного образования, а также представляют содержание социально значимого проекта «Остров милосердия». Рассматриваются мобильность и вариативность организационных форм и методов педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных психофизиологических возможностей, сложностей структуры дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, разные сроки освоения навыков творческой деятельности, потребность непрерывного психологического сопровождения совместной творческой деятельности. Отмечается значительное влияние занятий совместной творческой деятельностью на психическое развитие здоровых детей, принявших участие в проекте.
Ключевые слова: самореализация личности, совместная творческая деятельность, дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE PROCESS OF COLLABORATIVE CREATIVE ACTIVITIES WITH STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS
Tolochkova Elena Vasil’evna, Cand. of Ped. Sci., assistant lecturer of Musical and instrumental training, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Al’tman Yuliya L’vovna, lecturer, Children’s art school No. 2 named after I. Ya. Panitsky. Russia.
Keywords: self-actualization, collaborative creative activity, additional education, children with disabilities.
The present study focuses on the issues of collaborative creative activity of students. Based on the analysis of psychological and pedagogical research, the concept of self-actualization is defined, as well as internal and external conditions for the self-actualization of children with disabilities. The authors identify the organizational features of collaborative creative activities for children with disabilities and students of additional education institutions and present the content of the socially significant project “Island of mercy”. The mobility and variability of organizational forms and methods of pedagogical influence depending on individual psycho-physiological capabilities, complexity of the disability, recommendations of the healthcare institution are examined; different time frames of mastering the creative skills; the need for continuous psychological support of the collaborative creative activity. A significant contribution of collaborative creative activities to the mental development of healthy children who participated in the project.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Филиппова Любовь Георгиевна, ст. преподаватель, Институт искусств ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. В данной статье представлена характеристика внеклассной музыкальной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях коррекционных и компенсирующих учебных образовательных учреждений. Проведен анализ подготовки и методической разработки – конспекта тематического занятия. В качестве самого распространенного типа внеклассной музыкальной работы предлагается рассматривать проведение праздников и тематических занятий. Выявляются основные параметры успеха внеклассной музыкальной работы с детьми с отклонениями в развитии: синтез искусств, интересная идея и содержание, посильность предложенных вопросов и заданий, четкое знание физических и психических особенностей своих воспитанников. В качестве музыкального материала для занятия автор предлагает «Грезы любви» Ф. Листа, «В крови горит огонь желанья» М. И. Глинки, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, «Школьный романс» Е. Крылатова на слова Н. Просторовой.
Ключевые слова: организация, внеклассная музыкальная деятельность, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, методическая разработка.
ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR MUSICAL ACTIVITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Filippova Lyubov’ Georgievna, senior lecturer, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: Organization, extracurricular musical activities, child with disabilities, methodiological development.
The article presents a characteristic of extracurricular musical activities of children with disabilities in correctional and compensating education institutions. The analysis of the preparation and methodological development – a summary of a thematic lesson – is conducted. Celebrations and thematic lessons are viewed as the most common type of extracurricular musical work. Key parameters of successful extracurricular musical work with children with developmental disorders are identified: a synthesis of the arts, an interesting idea and content, accessibility of the suggested questions and tasks, a clear knowledge of the physical and mental characteristics of the students. As selected musical material for a lesson, the author suggests “Dreams of love” by F. Liszt; “The fire of desire burning in the blood” by M. I. Glinka; overture-fantasia “Romeo and Juliet” by P. I. Tchaikovsky; “The school song” E. Krylatov, words by N. Prostorova.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Черемисинова Лариса Ивановна, д-р филол. наук, профессор, зав. Кафедрой начального языкового и литературного образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: larisa.cheremisinova@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования филологической компетентности младших школьников в процессе изучения лирики на уроках литературного чтения. На основе краткого экскурса в историю методики преподавания лирики (Вс. А. Флеров, Ф. И. Буслаев, Г. А. Гуковский, В. Г. Маранцман) автор анализирует современное осмысление данной проблемы в различных научных и учебно-методических трудах, а также варианты решения ее в двух современных учебно-методических комплектах по литературному чтению (в «традиционной» образовательной системе «Школа России» – учебники Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, а также в образовательной системе «Начальная школа XXI века» – учебники Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой). Концепция изучения лирического творества М. Ю. Лермонтова, выраженная в методическом аппарате учебников, позволяет увидеть, что при всех модификациях образовательных технологий стратегическая цель изучения лирики в начальной школе остается неизменной – формирование читательской компетентности младшего школьника, повышение уровня филологической грамотности и общей культуры личности, приобщение к высоким общечеловеческим ценностям.
Ключевые слова: филологическая грамотность, лирика, методика изучения лирики, анализ лирического произведения, образовательная система.
FORMATION OF PHILOLOGICAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING LYRIC POETRY AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION
Cheremisinova Larisa Ivanovna, head of Elementary language and literature education department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: philological competence, lyric poetry, poetry studying method, lyric work analysis, education system.
The article deals with the issue of the formation of philological competence of primary school students in the course of studying lyric poetry in literary reading lessons. Based on a brief historical overview of poetry teaching methods (V. A. Flerov, F. I. Buslaev, G. A. Gukovsky, V. G. Marantsman), the author analyzes current understanding of this issue in various scientific and educational works, and its possible solutions in two modern teaching kits on literary reading (in the “traditional” educational system “School of Russia” – textbooks by L. F. Klimanova, V. G. Goretsky, M. V. Golovanova, as well as in the educational system “Primary school of the XXI century” – textbooks by L. A. Efrosinina, M. I. Omorokova). The framework of studying lyric works of M. Yu. Lermontov expressed in the methodological apparatus of the textbooks shows that for all the modifications of educational techniques, the strategic goal of studying poetry in primary school remains the same the formation of students’ reading competence, the increase of their level of philological competence and general personal culture, introduction to high human values.
АРТ-ТЕРАПИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
Чугунова Лидия Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования, Институт искусств ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: fihomuz@yandex.ru
Аннотация. Настоящее исследование посвящено методике арт-терапии средствами духовной музыки в процессе школьного образования. Особое внимание уделяется вопросам нравственного и воспитательного потенциала духовной музыки. Слушание и исполнение духовных сочинений определяется как важный принцип духовно-нравственного воспитания. Отмечается, что тексты духовного сочинения, взятые из Псалтыри или Библии, глубоко напевны и нравоучительны, вечные и представляющие будущее. Обосновываются функции доминанты православной музыки – ее слова, несущего назидательный (образующий) смысл. Церковная музыка определяется как бесценный пласт культуры русского народа, в котором выражается стремление человека к духовной красоте и гармонии, возвышаются его чувства и помыслы, и вследствие этого она выступает как действенное средство воспитания подрастающего поколения. Особое внимание уделяется противоречию между знаниями и их использованием, умением и поведением человека, приобретенными навыками и совершаемыми поступками.
Ключевые слова: духовная музыка, арт-терапия, школьные уроки, старинные детские песни, духовно-нравственное воспитание.
ART THERAPY FOR SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF CHURCH MUSIC
Chugunova Lidiya Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Music education theory and methods department, Institute of arts, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: church music, art therapy, school lessons, old children’s songs, spiritual and moral education.
The article studies the method of art therapy by means of church music in the process of school education. Particular attention is paid to moral and educational potential of spiritual music. Listening to and performing spiritual writings are defined as an important principle of spiritual and moral education. It is noted that the texts of spiritual writings, taken from the Psalms or the Bible, are deeply melodious and moral, eternal and represent the future. The dominant function of Orthodox music – its word carrying an edifying (constructive) sense. Church music is defined as a valuable segment of culture of the Russian people, wherein the human desire for spiritual beauty and harmony is expressed, raising one’s feelings and thoughts, and consequently, as an effective means of educating the younger generation. Particular attention is paid to the contradiction between knowledge and its use, skill and human behavior.