ПЕДАГОГИКА
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Просветова Татьяна Сергеевна, д-р пед. наук, доцент, ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации: Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а.
Тел.: (473-2) 26-60-13
E-mail: vauuy@mail.ru
Аннотация. Раскрываются содержательные характеристики социокультурной среды образовательной организации как условия личностно-профессионального развития в компетентностной образовательной парадигме с учетом базовой категории «среда» как генетически обусловленного имманентного компонента целостного процесса становления отечественной социальной педагогики. Социокультурная среда рассматривается в статье в качестве совокупности ряда онтологических условий, сфер жизнедеятельности, а также связей и отношений. Каждая из групп условий рассматривается отдельно, в их числе условия природные, духовные, материальные, экономические, правовые и социально-институциональные. Среди сфер жизнедеятельности выделяются такие, как образовательная, информационная, досугово-рекреационная, физкультурно-оздоровительная, сферы самоопределения и самореализации. В качестве интегративного фактора социокультурной среды рассматривается ее направленность на формирование личностно-социальных компетенций выпускника. Делается вывод, что социокультурная среда учреждения образования определяет становление личностно-социальных компетенций выпускников.
Ключевые слова: среда, социокультурная среда, условия, гуманизация образовательного процесса, социальное воспитание, социализация личности.
SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECT
Prosvetova Tat'yana Sergeevna, Dr. of Ped. Sci., Air force military training and research center “Air force academy named after prof. N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin” (Voronezh) of the Ministry of defense of the Russian Federation. Russia.
Keywords: environment, socio-cultural environment, conditions, humanization of the educational process, social education, socialization.
Substantial characteristics of socio-cultural environment of an educational organization as a condition for personal and professional development in the new competence-based educational paradigm accounting for the basic category of “environment” as a genetically determined immanent component of the holistic process of formation of national social pedagogy. Socio-cultural environment is considered in the article as the sum total of ontological conditions, spheres of life, as well as connections and relationships. Each group of conditions is treated separately, including natural, spiritual, physical, economic, legal, social and institutional conditions. The spheres of life include those of education, information, leisure and recreation, sports and wellness, the sphere of self-determination and self-realization. The focus on the formation of personal and social competences of a graduate is viewed as an integrative factor of socio-cultural environment. The conclusion is drawn that socio-cultural environment of the educational institution determines the formation of personal and social competencies of graduates.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯМ ВЕБ-ДИЗАЙНА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Зимин Дмитрий Анатольевич, преподаватель, аспирант кафедры социологии и философии культуры, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»: Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1.
Тел.: (495) 255-67-67
E-mail: d2273@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния индивидуального подхода при обучении веб-дизайну с учетом личностных качеств учащихся на образовательный процесс и на профессиональные навыки будущих специалистов в сфере интернет-технологий, а также систематизации и характеризации выявленных типов личности учащихся, на основе которых применяются различные функции преподнесения вербальной и визуальной информации. В процессе изучения проблемы обучения веб-дизайну было выявлено и охарактеризовано 16 типов личностей учащихся: исследователь, программист, прагматик, ассистент, эстет, конструктор, сочинитель, экспозиционер, собеседник, геймер, театрал, режиссер, харизматик, макетировщик, гуманизатор, эрудит. Автором предложено исследовать проблему использования интернет-ресурсов при обучении технологиям веб-дизайна с учетом личностных особенностей учащихся. Проведенное и описанное в данной статье исследование доказало, что индивидуальный подход при обучении веб-дизайну с учетом личностных особенностей учащихся, несомненно, благотворно влияет не только на образовательный процесс, но и на профессиональные навыки будущих специалистов в сфере интернет-технологий, что особенно актуально в современном, стремительно развивающемся сверхтехнологическом обществе.
Ключевые слова: веб-дизайн, интернет-ресурсы, веб-сайт, интернет-технологии, тип личности.
TEACHING WEB DESIGN TECHNOLOGY WITH REGARD FOR STUDENTS’ PERSONALITY TRAITS
Zimin Dmitry Anatol'evich, lecturer, postgraduate student of “Sociology and philisophy of culture” department, Russian State social university. Russia.
Keywords: web design, Internet resources, web site, Internet technology, personality type.
The article examines the influence of individual approach in teaching web design, taking into account personality traits of students, on the education process and the skills of the future Internet technology professionals. The identified personality types of students are systematized and characterized, serving as the basis for different functions of presenting verbal and visual information. In the process of studying the problem of teaching web design, 16 personality types of students have been identified and characterized: the researcher, the programmer, the pragmatist, the assistant, the esthete, the designer, the writer, the expositioner, the interlocutor, the gamer, the theater-goer, the director, the charismatic, the layout maker, the humanizer, the erudite. The author proposes to investigate the problem of using Internet resources in teaching web design technology with regard for students’ personality traits. The study proves that individual approach to teaching web design, taking into account the students’ personality traits, undoubtedly has a positive effect not only on the educational process, but also on the skills of the future Internet technology professionals, which is especially important in today's rapidly developing hightech society.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕБ-ДИЗАЙНА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Зимин Дмитрий Анатольевич, преподаватель, аспирант кафедры социологии и философии культуры, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»: Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1.
Тел.: (495) 255-67-67
E-mail: d2273@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению педагогических проблем обучения веб-дизайну при индивидуально-психологических особенностях различных типов личностей учащихся, а также преодолению психологического барьера перед новыми информационными технологиями познавательной деятельности, вызванного ограниченностью опыта пространственного восприятия и неразвитостью визуального мышления, выделению проблемных ситуаций, связанных с недоучетом особенностей типов личности учащихся при обучении веб-дизайну. Автором в данной статье переосмысливается применение веб-дизайна в образовательном процессе, который должен рассматриваться не столько как некоторая красивая «упаковка» учебно-познавательного материала, а как новый способ изучения реальности, где особая роль принадлежит знаково-символической форме познавательных процессов, в которой изучаемая информация осваивается не только как вариант необходимого ее «свертывания» для соответствующих обобщений и целостных представлений в мире знаний, но и как многообразие ассоциативных свя- зей, визуальных представлений в мире даже самых сложных для восприятия закономерностей, сущностей и процессов. С учетом всех особенностей личности учащихся и при грамотном преодолении психологических и педагогических проблем веб-дизайн может стать одной из перспектив синтеза в существующей системе образования рационально-научного и художественно-образного познания реальности.
Ключевые слова: веб-дизайн, информационные технологии, педагогические проблемы, психологические особенности.
COPING WITH STUDENTS’ PERSONAL PROBLEMS DURING WEB DESIGN COURSES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Zimin Dmitry Anatol'evich, lecturer, postgraduate student of “Sociology and philisophy of culture” department, Russian State social university. Russia.
Keywords: web design, information technology, pedagogical problems, psychological characteristics.
The article is studies pedagogical problems in teaching web design with regard for individual psychological characteristics of different personality types of students. Overcoming the psychological barrier in front of the new information technologies of cognitive activity, caused by the limited experience of spatial perception and poor visual thinking, is also considered. Problematic situations caused by the underestimation of the specific features of students’ personality types in web design teaching are identified. The author of this article rethinks the use of web design in the educational process, which should be seen not so much as a pretty “package” of educational and informative material, but as a new way of studying the reality, where a special role belongs to the semanticsymbolic form of cognitive processes, wherein the studied information is mastered not only as an option of its necessary “collapse” for the appropriate generalizations and a holistic view of the world of knowledge, but also as a variety of associative links, visual representations of the world, even the most difficult to grasp laws of entities and processes. With consideration for all the features of the students’ personalities and competent overcoming of psychological and pedagogical problems, web design can be one of the prospects for the synthesis of rational and scientific, artistic and imaginative knowledge of reality within the existing educational system.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Константинова Ольга Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 22-51-30
E-mail: olgakonstantino@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу специфических ошибок письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения. Подчеркивается, что у учащихся, особенно с нарушениями зрения, выявляются специфические затруднения при овладении знаниями, умениями и навыками в области правописания. В статье приводится анализ специфических ошибок у группы школьников, выявляются формы дисграфии у младших школьников с нарушениями зрения. Выделены следующие типы дисграфии: дисграфия, связанная с нарушением распознавания фонем, аграмматическая и оптическая дисграфии. Отмечаются такие положительные особенности школьников экспериментальной группы, как хорошая слухоречевая память, легкость воспроизведения предложенных словосочетаний и предложений. Тем не менее эта же группа школьников показала такие проблемы, как нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, эхолалии и др.
Ключевые слова: письменная речь, дисграфия у младших школьников с нарушениями зрения, логопедическая работа.
DEFECTS OF WRITTEN SPEECH IN SCHOOLCHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS
Konstantinova Ol'ga Aleksandrovna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of “Speech training and psycholinguistics” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: written speech, dysgraphia in younger schoolchildren with visual impairments, speech training.
This article analyzes the specific errors in written speech of primary school students with visual impairments. It is emphasized that the students, especially the visually impaired, identified specific learning difficulties in learning the skills of writing and spelling. The article provides an analysis of specific errors in a group of schoolchildren; forms of dysgraphia are found in younger students with visual impairments. The following types of dysgraphia are identified: dysgraphia with defects of phoneme recognition, optical, and agrammatical dysgraphia. Positive features found in the experimental group students include good audio-verbal memory, easy reproduction of offered phrases and sentences. Nevertheless, the same group of students showed problems such as defects of phonetic and phonemic, lexical and grammatical aspects of speech, echolalia, etc.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
Бессонов Кирилл Анатольевич, аспирант кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1.
Тел.: (845-2) 29-91-53
E-mail: studentbes@yandex.ru
Аннотация. Цель исследования заключается в поиске современной методики преподавания учебных дисциплин, учитывающей ключевые особенности предшествующих успешных методик. Разработка таких методов обучения достаточно широко представлена в трудах многих ведущих исследователей, однако проблема применения таких методов в реальных условиях современного вуза остается недостаточно проработанной. В настоящее время в рамках высшей школы уделяется недостаточное внимание проблеме обучения студентов организовывать самообразовательную деятельность. В процессе обучения данный аспект учебной деятельности студентов нередко становится неконтролируемым и остается без должного внимания со стороны преподавателя, что приводит к нерациональной организации студентом самообразовательной деятельности. Проведенный теоретический анализ доказывает возможность применения методики проблемного обучения в качестве дидактического средства для формирования у студентов умений и навыков осуществления самообразовательной деятельности.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательные умения, учебный процесс, методика преподавания, проблемное обучение, проблемная ситуация, познавательная активность.
PROBLEM-BASED TEACHING AS A MEANS OF FORMATION OF STUDENTS’ SELF-EDUCATION SKILLS
Bessonov Kirill Anatol'evich, postgraduate student of “English, theoretical and applied linguistics” department, Saratov State law academy. Russia.
Keywords: self-education, self-education skills, education process, teaching methods, problem-based teaching, problem situation, cognitive activity.
The purpose of the study is to find a modern teaching method that takes into account the key features of previous successful methods. The development of such teaching methods is broadly represented in the works of many leading researchers, but the problem of applying such methods in the real conditions of a modern university remains insufficiently explored. Currently in higher education, insufficient attention is given to the problem of teaching students to organize own self-education. This aspect of the education process is often left unregulated and remains without due attention from the instructor, leading to students’ inefficient organization of own self-education. The theoretical analysis shows the possibility of applying methods of problem-based teaching as a didactic means for the formation of students' abilities and skills of self-education.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯУЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Виситаева Марет Балаудиновна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры математики и физики, ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования»: 364037, Россия, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Х. Кишиевой, 30.
Тел.: (871-2) 21-22-24
E-mail: mvisitaeva@mail.ru
Аннотация. В данной статье предпринята попытка выявить некоторые аспекты развития личности школьника, в частности его математических способностей, представляющие структурно-динамическую конструкцию в виде трехмерной модели, проецирующейся на предметную,функциональную и условную плоскости в процессе усвоения содержания учебного материалав виде текста на основе выявленных его связей. Впервые выделены основные характеристикидля определения уровня развития математических способностей школьников в контексте рассматриваемой проблемы и выявлены критерии оценки уровней процесса усвоения содержанияучебного материала (текста), адекватные четырем уровням развития математических способностей школьников (дискретный, фрагментарный, структурный и целостный). Представленпроцесс развития математических способностей школьников в виде полифункциональной динамичной и иерархичной модели усвоения содержания учебного материала (текста) посредством коррекции, предполагающей определенный результат более высокого порядка.
Ключевые слова: развитие личности школьника, математические способности, содержаниеучебного материала, текст, международное исследование PISA, конструкция плоскостей, критерий, уровни усвоения содержания, структура, модель.
SCHOOL STUDENT’S INDIVIDUAL DEVELOPMENT IN MASTERING THE CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIAL
Visitaeva Maret Balaudinovna, Cand.of Ped. Sci., senior lecturer of “Math and physics”department, Chechen institute for teacherstraining. Russia.
Keywords: development of the individualstudent, mathematical abilities, thecontents of the educational material, text, internationalstudy PISA, planes construction,criteria, levels of conten assimilation, structure,model.
This article attempts to identify someindividual development aspects of students. Forexample, mathematical ability, representingstructural and dynamic design in the form ofthree-dimensional model is projected (substantive,functional and conditional) plane in theprocess of mastering the content of educationalmaterial in the form of text based on the identifiedits links. Firstly was presented the maincharacteristics for determining the level ofmathematical abilities development of studentsin the context of the problem and identified thecriteria for assessing the level of educationalmaterial content assimilation (text) adequatefour mathematical abilities development levelsof students (discrete, fragmented, structuredand holistic). Presented the development processof students mathematical abilities in theform of multifunctional dynamic and hierarchicalassimilation model of the educationalmaterial content (text) by the correction involvesdetermining the result of a higher order.