КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ СУБЪЕКТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Молодиченко Тамара Алексеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
Е-mail: molodichenkota@mail.ru
Аннотация. Подчеркивается необходимость равнозначного научного исследования деструктивных и конструктивных конфликтов, повышения научных интересов к конструктивным конфликтам, в частности в специальном образовании, в котором они почти не изучены. Рассматриваются теоретико-методологическая сущность и смысл конструктивных конфликтов, а также практическая значимость, анализ их изучения (по сравнению с деструктивными конфликтами), примеры конкретных исследований по конфликтологической тематике в специальном образовании. Приводятся примеры собственных исследований по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: конструктивные и деструктивные конфликты, школьники и студенты с ограниченными возможностями здоровья, субъекты специального образования.
CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE CONFLICTS OF SPECIAL EDUCATION SUBJECTS
Molodichenko Tamara Alekseevna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of “Psychology for Special Needs” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: constructive and destructive conflicts, pupils and students with disabilities, subjects of special education.
The need for equivalent scientific research into destructive and constructive conflict is emphasized, as well as the increasing scientific interest in constructive conflict, particularly in special education, where they are hardly understood. Theoretical and methodological essence and meaning of constructive conflict is examined, as well as its practical significance, analysis of their study (compared with destructive conflicts), examples of specific studies on conflictological topics in special education. Examplesofownresearchonthisissue are given.
К ВОПРОСУ О ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Баулина Мария Евгеньевна, канд. психол. наук, доцент, Институт психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»: Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1.
Тел.: (499) 181-24-62
E-mail: psiho-sovet@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию произвольной регуляции действий у детей с синдромом Дауна в контексте разработки новых стратегий нейропсихологической коррекции. В качестве модели произвольных действий использовались задания, относящиеся к различным сферам психической деятельности: праксису, зрительно-моторной координации и серийной интеллектуальной деятельности. Показаны особенности произвольной регуляции деятельности младших школьников с синдромом Дауна в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, проявляющиеся преимущественно в виде трудностей переключения и персевераций. На основании полученных результатов разработаны стратегии нейропсихологической коррекции детей с синдромом Дауна. В статье подчеркивается необходимость опоры на действия с предметами с последующей интериоризацией осваиваемых двигательных программ. Полученные данные могут быть использованы при обучении детей с синдромом Дауна письму, комплексам физических упражнений и бытовым действиям.
Ключевые слова: синдром Дауна, произвольная регуляция, серийная деятельность, управляющие функции, праксис, нейропсихологическая коррекция.
ON VOLUNTARY REGULATION OF ACTIONS IN CHILDREN WITH DOWN SYNDROME
Baulina Mariya Evgen'evna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., Institute of psychology, sociology and social relations Moscow City teacher training university. Russia.
Keywords: Down syndrome, arbitrary regulation, continuous operation, control functions, praxis, neuropsychological correction.
The article investigates voluntary regulation of actions in children with Down syndrome in the context of the development of new strategies in neuropsychological correction. Tasks for various aspects of mental activity: praxis, hand-eye coordination, and continuous intellectual operations were used as a model of arbitrary action. Features of arbitrary regulation of the younger students with Down syndrome are shown and compared with normally developing peers, manifested mainly in the form of difficulties with switching and perseveration. Based on the obtained results, strategy of neuropsychological correction for children with Down syndrome has been developed. The article stresses the need to rely on actions with objects followed by internalization of the reclaimed motor programs. The acquired data can be used in teaching children with Down syndrome to write, perform sets of physical exercises, and everyday actions.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИТЕРИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Марадзе Лейла Маиловна, аспирант кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.
Баркова Валентина Леонидовна, канд. психол. наук, доцент, заместитель директора по научной, научно-методической и информационной работе, докторант, Курский институт социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»: Россия, 305029, г. Курск, ул. Карла Маркса, 53.
Кузнецова Алеся Анатольевна, ассистент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, аспирант, ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Россия, 305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3.
Тел.: (471-2) 58-81-32
E-mail: leskova.i@yandex.ru
Аннотация. В статье идет речь об организации самостоятельной работы обучаемых средствами Глобальной сети, эффективности обучающих материалов интернет-ресурсов при обучении иностранному языку. Перечислены общие и профессиональные компетенции, необходимые для формирования знаний по иностранному языку, овладение которыми возможно также средствами Глобальной сети. Анализируются недостатки группового аудирования, устранение которых представляется в индивидуальном многократном прослушивании аудиоматериала и работой над ним. Предлагается ряд франкоязычных интернет-ресурсов, с помощью которых обучаемые занимаются языком вне аудитории, а преподаватели формируют и повышают информационную компетенцию студентов, используя современные методы обучения иностранным языкам. В статье отражены феноменологические и критериальные особенности категорий успешности и удовлетворенности в условиях служебной деятельности, проведен глубинный анализ, вследствие которого обнаружена взаимосвязь между успешностью и удовлетворенностью.
Ключевые слова: удовлетворенность, успешность, эффективность, успех, служебная деятельность, профессиональная деятельность.
THE RELATIONSHIP OF SUCCESS AND SATISFACTION IN TERMS OF OFFICIAL ACTIVITIES : CRITERION-PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS
Maradze Leyla Mailovna, postgraduate student of “Psychology and correctional health psychology” department, Kursk state medical university Ministry of health of the Russian Federation. Russia.
Barkova Valentina Leonidovna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., deputy director for scientific, methodical and informational work, doctoral student, Kursk institute of social education (branch) Russian State social university. Russia.
Kuznetsova Alesya Anatol'evna, assistant of “Health psychology and correctional psychology” department, postgraduate student, Kursk state medical university Ministry of health of the Russian Federation. Russia.
Keywords: satisfaction, success, efficiency, success, performance management, professional work.
The article is about the organization of independent work of students by means of a global network, the efficiency of training materials of Internet resources in learning a foreign language. There were lists the general and professional competencies required for the formation of knowledge of a foreign language, mastery of which is also possible by means of a global network. Analyzes the disadvantages of group listening, the removal of which is represented in the individual repeated listening to audio content and work on it. It proposes a number of French-speaking Internet resources whereby learners are engaged in the language outside of the classroom, and teachers are formed and increase information competence of students, using modern methods of teaching foreign languages. The article reflects the phenomenological and criterial features of the categories of success and satisfaction in terms of official activities, conducted in-depth analysis, which found as a result of the relationship between the success and satisfaction.
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД НА МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВУЮ ИНТЕНЦИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Павлова Елена Александровна, ст. преподаватель кафедры общей психологии, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»: Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.
Тел.: (846) 334-54-02
E-mail: anel-chan@yandex.ru
Аннотация. Статья содержит описание результатов исследования влияния образовательной среды на мотивационно-смысловую интенцию личности старшеклассников. Нами анализируется необходимость выявления и описания психологических критериев оценки образовательной среды учебного заведения в условиях вариативного образования. Обосновывается соответствие содержания и структуры мотивационно-смысловой интенции основным новообразованиям юношеского возраста. В статье анализируется влияние образовательных сред с различными характеристиками на мотивационно-смысловую интенцию старшеклассников. Экспертиза образовательной среды проводилась с помощью методики векторного моделирования образовательных сред В. А. Ясвина. Особенности мотивационно-смысловой интенции личности учащихся старших классов изучались с помощью метода мотивационной индукции Ж. Нюттена. В результате было выявлено соответствие особенностей мотивационно-смысловой интенции учащихся типу образовательной среды учебного заведения. Догматической образовательной среде соответствует мотивационно-смысловая интенция экстернального локуса контроля, карьерной образовательной среде – интернального локуса контроля.
Ключевые слова: школьная образовательная среда, мотивационно-смысловая сфера личности, мотивационно-смысловая интенция, возрастные особенности мотивационно-смысловой интенции, характеристики образовательной среды как условия формирования мотивационно-смысловой сферы личности.
THE IMPACT OF EDUCATIONAL MEDIA ON THE MOTIVATIONAL-MEANING INTENTION OF SENIORS
Pavlova Elena Aleksandrovna, senior lecturer of “General psychology” department, Samara state university. Russia.
Keywords: school educational environment, motivational-semantic sphere of personality, motivational-semantic intention, age features motivational-meaning intentions, characteristics of the educational environment as a condition of formation of motivationalsemantic sphere of personality.
The article describes the research results of the e educational environment effect in the motivational-meaning intention of the person of senior students. We analyze the need to identify and describe the psychological criteria for assessing the educational environment of the institution in terms of variable education. Substantiates the compliance of the content and structure of motivational-meaning intentions primary tumors adolescence. The article analyzes the impact of educational environments with different characteristics on the motivational- meaning intention seniors. Examination of the educational environment was conducted using the technique of vector simulation learning environments of V. A. Yasvin. Features motivational-meaning intentions of personality of seniors were studied using the method of motivational induction of J. Nyutten. As a result, it was found matching features of motivationalmeaning intentions of the type of students of the educational environment institution. Dogmatic educational environment corresponds the motivational- semantic intention external locus of control, career educational environment - internal locus of control.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕТИ
Лучинкина Анжелика Ильинична, д-р психол. наук, зав. кафедрой психологии, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»: Россия, 295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, Учебный пер., 8.
Тел.: (365-2) 24-94-95
E-mail: aluch@ya.ru
Аннотация. В статье приводится анализ результатов исследования начального этапа интернет-социализации. Автор выделяет группы пользователей, имеющих выраженную игровую мотивацию с нормативным и девиантным направлением интернет-социализации. Возникновение отклонений в процессе интернет-социализации происходит под влиянием ложных представлений о роли Интернета в жизни человека и девиантных мотивов пользования Интернетом. Выявлено, что пользователь с девиантным направлением интернет-социализации на начальном этапе отличается от нормативного, во‑первых, направленностью потребительской мотивации; во‑вторых, деструктивными представлениями о роли Интернета в жизни человека. Игровая мотивация у пользователей в интернет-пространстве усиливается, что в отдельных случаях приводит к возникновению игровой зависимости у пользователей. У игроков достоверно изменяются пространственные и временные представления, в частности, об одновременном общении с пользователями из разных городов по разным темам.
Ключевые слова: интернет-социализация, игроки онлайн, девиантность, мотивация, установки.
INITIAL PHASE OF ONLINE SOCIALIZATION: ONLINE GAMING
Luchinkina Anzhelika Il'inichna, Dr. of Psychol. Sci., head of “Psychology” department, Crimean engineering and pedagogical university. Russia.
Keywords: online socialization, online gamers, deviance, motivation, attitudes.
The article analyzes the results of the study of the initial stage of online socialization. The author identifies groups of users with express gaming motivation with normative or deviant directions of online socialization. The occurrence of deviations in the process of online socialization is influenced by misconceptions about the role of the Internet in people’s lives and deviant motives for Internet use. It was established that the user with a deviant orientation of online socialization at an early stage differs from the normative one in, firstly, the direction of consumer motivation, secondly, destructive ideas about the role of the Internet in a person’s life. Gaming motivation of online users is increased, in some cases leading to gaming addiction. The gamers’ spatial and temporal perception changes significantly, particularly regarding simultaneous communication with users from different cities on different topics.
ФИЛОЛОГИЯ
АНТРОПОНИМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ КАЗАХСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА
Шакирова Толкын Имананайкызы, ст. преп. кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: 160012, Республика Казахстан, г. Шымкент, просп. Тауке хана, 5.
Жумагулова Жадыра Жуматаевна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: 160012, Республика Казахстан, г. Шымкент, просп. Тауке хана, 5.
Тел.: (725-2) 31-43-25
E-mail: toka-kz@mail.ru ; zhadi.72@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности антропонимической концептуализации мифологических персонажей казахского героического эпоса.
Ключевые слова: языковая картина, фольклор, мифология, религия, магическая сила, эпос.
ANTHROPONYMIC CONCEPTUALIZATION OF MYTHOLOGICAL CHARACTERS OF KAZAKH HEROIC EPIC
Shakirova Tolkyn Imananaykyzy, senior lecturer of “Russian language and literature” department, M. Auezov South Kazakhstan State university. The Republic of Kazakhstan.
Zhumagulova Zhadyra Zhumataevna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Russian language and literature” department, M. Auezov South Kazakhstan State university. The Republic of Kazakhstan.
Keywords: linguistic picture, folklore, mythology, religion, magic power, epic.
The article discusses the main features of anthroponymic conceptualization of mythological characters of Kazakh heroic epic.