НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 7-2015

Полнотекстовая версия журнала

 

ПЕДАГОГИКА

 

 

ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В БОЛГАРИИ

 

Николова Снежана Христова, д-р пед. наук, доцент, Шуменский университет им. Епископа К. Преславского: Республика Болгария, 9700, г. Шумен, ул. Университетская, 115.

 

Тел.: (359-54) 830-495

Е-mail: snikolova63@abv.bg

 

Аннотация. В Республике Болгарии обучение умственно отсталых детей проводится по нескольким основным моделям. Для организации и осуществления интегрированного образования детей со специальными образовательными потребностями (СОП) требуется изменение правил и законов, связанных с их образованием. Были созданы ресурсные центры, которые выполняют поддержку детей с СОП (некоторые из которых с умственной отсталостью) в общеобразовательной среде. Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и с множественными нарушениями существуют специальные (вспомогательные) школы. Наряду с традиционными методами обучения там также применяется и ряд специфических методов.

 

Ключевые слова: умственная отсталость, ресурсные центры, специальные (вспомогательные) школы.

 

EDUCATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN BULGARIA

 

Nikolova Snezhana Khristova, Dr. of Ped. Sci., Ass. Prof., Shumen universivy. Bulgaria.

Keywords: intellectual disability, resource centers, special (auxiliary) schools.

In the Republic of Bulgaria, there are several basic models for teaching children with intellectual disabilities. Organization and implementation of integrated education for children with special educational needs (SEN) requires a change in the rules and laws governing education. Resource centers for the support of children with SEN (including those with intellectual disabilities) have been set up within the general education system. There are special (auxiliary) schools for children with moderate to severe intellectual disabilities or multiple disabilities. They employ a number of specific teaching methods along with traditional ones.

 

 

ЗАИКАНИЕ И БИЛИНГВИЗМ

 

Бруно Екатерина Викторовна, магистр в области специальной педагогики со специализацией в логопедии, St. Joseph ManorHealthCare: 215 ThatcherSt, Brockton, MA 02302, USA.

 

Тел.: (+1-508) 583-58-34

E-mail: katia.yurova@gmail.com

 

Аннотация. В статье освещаются аспекты и особенности заикания у людей с билингвизмом, проводится сравнительная характеристика проблем заикания у людей с билингвизмом и монолингвов, излагаются факторы, способствующие развитию заикания у детей с билингвизмом, а также обсуждаются диагностика и преодоление заикания при работе с билингвами. Данная работа является результатом обзора литературы по проблеме взаимодействия и взаимовлияния заикания и билингвизма и может быть полезна логопедам, работающим в школах, медицинских центрах и занимающимся частной практикой при работе с заикающимися билингвами.

 

Ключевые слова: заикание, билингвизм, речевые запинки, защитное поведение, плавная речь.

 

STUTTERING AND BILINGUALISM

 

Bruno Ekaterina Viktorovna, Master's degree in Exceptional Education with an emphasis on Speech Language Pathology, St. Joseph Manor Health Care USA.

Keywords: stuttering, bilingualism, speech hesitation, defensive behavior, smooth speech.

The article addresses the aspects and features of stuttering in bilingual people. A comparison of stuttering in bilinguals and monolinguals is conducted; factors contributing to the development of stuttering in bilingual children are provided; diagnosis and treatment of stuttering in bilinguals is discussed. This work is the result of a review of the literature on the issue of interaction and mutual influence of stuttering and bilingualism and can be useful for speech therapists working with bilingual stutterers in schools, health centers, and private practices.

 

 

ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА

 

Морозова Елена Евгеньевна, д-р биол. наук, доцент, зав. кафедрой начального естественно-математического образования, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, Астраханская ул., 83.

Цыглакова Елена Алексеевна, канд. социол. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 412309, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Карла Маркса, 29.

 

Тел.: (845-2) 26-16-96

Е-mail: moroz@san.ru

 

Аннотация. Результативность процесса духовно-нравственного развития и воспитания школьников обеспечивается развитием реальных экологических достижений учащихся практического и проектного характера. Представлены результаты реализации проекта «Школа добрых дел» образовательными учреждениями г. Саратова и Саратовской области. Описаны формы и технологии организации экологической деятельности школьников, способствующие эффективному взаимодействию воспитанников и педагогов в образовательной среде.

 

Ключевые слова: экологическая деятельность школьников, проектная деятельность, образовательное пространство региона, духовно-нравственное развитие и воспитание.

 

FORMS AND TECHNOLOGIES FOR ORGANIZING ENVIRONMENTAL ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS IN REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Morozova Elena Evgen'evna, Dr. of Biol. Sci., Ass. Prof., head of “Elementary natural and mathematical education” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Tsyglakova Elena Alekseevna, Cand. of Soc. Sci., Ass. Prof. of “Health and safety” department, Balashov Institute (branch) of Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: environmental activity of school students, project activity, regional educational environment, spiritual and moral development and education.

The effectiveness of the process of spiritual and moral development and education of school students is facilitated by the development of students’ real environmental achievements of practical and project type. The results of the implementation of the “School of good deeds” project by educational institutions of Saratov and Saratov region are presented. The forms and technologies for organizing the environmental activity of school students are described, promoting effective interaction of students and teachers in the educational environment.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ (ФРАНЦУЗСКОМУ) ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Чернышкова Наталия Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Иностранные языки-4», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49.

 

Тел.: (499) 943-98-55

E-mail: ronas20007@yandex.ru

 

Аннотация. В статье отражены феноменологические и критериальные особенности категорий успешности и удовлетворенности в условиях служебной деятельности, проведен глубинный анализ, вследствие которого обнаружена взаимосвязь между успешностью и удовлетворенностью. Поднимаются актуальные вопросы организации самостоятельной работы обучаемых средствами Глобальной сети, эффективность обучающих материалов интернет-ресурсов при обучении иностранному языку. Перечислены общие и профессиональные компетенции, необходимые для формирования знаний по иностранному языку, овладение которыми возможно также средствами Глобальной сети. Анализируются недостатки группового аудирования, устранение которых представляется в индивидуальном многократном прослушивании ауди- оматериала и работой над ним. Предлагается ряд франкоязычных интернет-ресурсов, с помощью которых обучаемые занимаются языком вне аудитории, а преподаватели формируют и повышают информационную компетенцию студентов, используя современные методы обучения иностранным языкам.

 

Ключевые слова: индивидуальная самостоятельная работа студентов, обучение иностранному языку, интернет-ресурсы.

 

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A FOREIGN LANGUAGE (FRENCH) WITH THE HELP OF INTERNET RESOURCES

 

Chernyshkova Nataliya Vladimirovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of «Foreign language- 4» department, Financial university under the government of Russia. Russia.

Keywords: individual independent work of students, learning a foreign language, internet resources.

The article reflects the phenomenological and criterial features of the categories of success and satisfaction in terms of official activities, conducted in-depth analysis, which found as a result of the relationship between the success and satisfaction. Raises urgent questions of the independent work organization of students by means of a global network, the effectiveness of training materials Internet resources whereby learning a foreign language. There were lists the general and professional competencies required for the formation of knowledge of a foreign language, mastery of which is also possible by means of a global network. Analyzes the disadvantages of group listening, the removal of which is represented in the individual repeated listening to audio content and work on it. It proposes a number of French-speaking Internet resources whereby learners are engaged in the language outside of the classroom, and teachers are formed and increase information competence of students, using modern methods of teaching foreign languages.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУС ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Молодиченко Тамара Алексеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

 

Тел.: (845-2) 26-16-96

Е-mail: molodichenkota@mail.ru

 

Аннотация. В русле авторской концепции социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства рассматривается сущность эколого-психологического модуса профессиональной подготовки в вузе. Предлагаются авторские определения понятий: «экопсихология», «экологическое пространство», «образовательное пространство». Раскрывается сущность и феномены ноосферного образования как высшего этапа развития современного образования и подготовки специалистов. Приводятся примеры становления ноосферного образования в конкретных школах и вузах России. Конкретизируется содержание реализации эколого-психологического модуса ноосферного образования и базовых механизмов его развития.

 

Ключевые слова: эколого-психологический модус, социоакмеологическое конструирование

развития образовательного пространства, акмеологизация, ноосферное образование, экопсихология, экологическое пространство, образовательное пространство.

 

ECOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL MODE OF TRAINING OF MODERN SPECIALISTS

 

Molodichenko Tamara Alekseevna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof. of “Psychology for Special Needs” department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.

Keywords: ecological and psychological mode, socio-acmeological design of educational space development, acmeologization, noospheric education, Ecopsychology, environmental space, educational space.

In keeping with the author's concept of socio-acmeological design of educational space development, the essence of ecological and psychological mode of vocational training in higher education institutions is addressed. The author offers definitions of “Ecopsychology”, “ecological space”, “educational space”. The essence and the phenomena of noospheric education as the highest stage in the development of modern education and training are examined. Examples of development of noospheric education in specific schools and universities in Russia. The content of realization of the ecological and psychological mode of noospheric education and basic mechanisms of its development are specified.

 

 

ЧУВСТВО «МЫ» КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

 

Гудзовская Алла Анатольевна, канд. психол. наук, доцент, ст. науч. сотрудник, Институт изучения общественных явлений ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»: Россия, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

 

Тел.: (846) 200-10-10

E-mail: aag_1@rambler.ru

 

Аннотация. В статье поднимаются проблемы общественной значимости социальной идентичности и социального чувства «мы», значимости чувства «мы» для субъективного благополучия индивида. Проводится исторический обзор философских и психологических представлений о соотношении личного и общественного в сознании человека. Выявлены три подхода к процессу понимания социализации индивида: как к процессу интеграции индивида в социальную общность, как к изменениям индивидуально-личностных особенностей в процессе социализации и подход, основанный на исследовании взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации в ходе становления личностной и социальной зрелости. Среди результатов сравнительного эмпирического исследования – значимое снижение социального интереса у здоровых и хронических больных детей и взрослых. Отмечается закономерное снижение количества идентификационных групп у современных педагогов как главных субъектов социализации детей в об- щеобразовательной школе за последние десятилетия. Рассматриваются возможности и условия целенаправленного формирования чувства «мы» в современной социокультурной среде.

 

Ключевые слова: чувство «мы», социальная идентичность, процесс социализации, гражданская идентичность, духовное единство, общность, группа идентификации.

 

THE SENSE OF “WE” AS THE BASIS FOR DEVELOPING CIVIL IDENTITY

 

Gudzovskaya Alla Anatol'evna, Cand. of Psychol. Sci., Ass. Prof., senior researcher, Institute for the study social phenomena Samara State regional (Nayanova) academy. Russia.

Keywords: sense of “we”, social identity, socialization process, civil identity, spiritual unity, community, identity group.

The article raises the issue of the social significance of social identity and the social sense of “we”, the importance of the sense of “we” for subjective well-being of an individual. A historical review of philosophical and psychological conceptions of the relationship between the personal and the public in the human mind is conducted. Three approaches to understanding the process of socialization of an individual are identified: as a process of integration of the individual into a social community, as a change in individual personality characteristics in the process of socialization, and an approach based on the study of the interaction between the processes of socialization and individualization in the development of personal and social maturity. The results of a comparative empirical study show, among other things, a significant reduction of social interest in healthy and chronically ill children and adults. There is a natural decrease in the number of identity groups in modern teachers as the main agents of socialization of children in secondary schools over the past decade. The possibilities and conditions of purposeful formation of the sense of “we” in the contemporary socio-cultural environment are examined.