ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Павловская Ольга Юрьевна, соискатель, ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»: Россия, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11.
Тел.: (381-2) 65-33-43
E-mail: olbga_08@mail.ru
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы, связанные с проблемами дистанционного образования, возникающими при изучении курса физики студентами заочной формы обучения технического вуза. Рассмотрены организационные, научно-методические и психолого-педагогические аспекты подготовки студентов.
Ключевые слова: дистанционное образование, физика, лабораторные работы, мониторинг.
Problems of distance education in studying physics in a technical university
Pavlovskaya Olga Yurievna, applicant, Omsk State technical university. Russia.
Keywords: dstance education, physics, laboratory works, monitoring.
The article discusses the issues connected with distance education which arise in studying the course of physics by correspondence education students of a technical university. It examines organizational, scientific-methodological and psychological-pedagogic aspects of students’ preparation.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ
Малыхина Любовь Борисовна, канд. пед. наук, зав. кафедрой развития дополнительного образования детей, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»: Россия, 197136, г. Санкт-Петербург, Чкаловский просп., 25а, литер А.
Тел.: (812) 372-50-39
E-mail: lbmal@mail.ru
Аннотация. Теория поколений рассматривается как актуальное направление в дополнительном профессиональном образовании, призванное учесть систему ценностей педагогов в зависимости от их возраста. Раскрывается основное содержание теории поколений и специфика ее применения в сфере образования. Показывается взаимосвязь содержания теории поколений и организационно-педагогической культуры образовательных организаций. Раскрываются особенности деятельности и повышения квалификации педагогов, выявленные в ходе исследования организационно-педагогической культуры педагогического сообщества. Обобщается опыт повышения квалификации педагогов дополнительного образования со стажем работы до трех лет на основе содержания теории поколений и результатов исследования организационно-педагогической культуры педагогического сообщества.
Ключевые слова: теория поколений, ценности, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, организационно-педагогическая культура, педагог дополнительного образования.
Usage of theory of generations in the additional professional education of teachers
Malykhina Liubov Borisovna, Cand. of Ped. Sci., head of Development of additional education of children department, Leningrad regional institute of education development. Russia.
Keywords: theory of generations, values, additional professional education, professional development, organizational-pedagogic culture, additional education teacher.
Theory of generations is looked at as a topical trend in additional professional education which is supposed to account for the educators’ system of values depending on their age. The article describes the main content of the theory of generations and the specific nature of its application in the sphere of education. It demonstrates the interconnection between the content of the theory of generations and the organizational-pedagogic culture of educational institutions. The work uncovers the specific features of the activity and professional development of educators defined in the course of studying the organizational-pedagogic culture of pedagogic community. It summarizes the professional development experience of additional education teachers with the teaching experience of up to 3 years based on the theory of generations and the results of studying the organizational-pedagogic culture of pedagogic community.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА»
Васьбиева Динара Гиниятулловна, канд. экон. наук, доцент, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49.
Калугина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49.
Тел.: (499) 943-98-55
E-mail: dinara-va@list.ru
Аннотация. В статье рассматривается внедрение в образовательную практику компетентностного подхода для решения проблемы развития иноязычной межкультурной компетенции студентов. Рассмотрена и проанализирована важная роль педагогических технологий: case-study, технология портфолио при формировании профессионально-коммуникативной компетентности студента.
Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, иноязычная межкультурная компетенция, метод кейсов, технология портфолио.
Formation of foreign language intercultural competence as the component of professional communicative competence of Economics major students
Vasbieva Dinara Giniyatullovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Financial university of the government of the Russian Federation. Russia.
Kalugina Olga Anatolyevna, senior lecturer, Financial university of the government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: professional communicative competence, foreign language intercultural competence, case method, portfolio technology.
The article examines the introduction of competence approach into educational practice for the purpose of solving the problem of developing the foreign language intercultural competence of students. It studies and analyzes the important role of pedagogic technologies: casestudy, portfolio technology in the formation of the professional-communicative competence of a student.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Беликова Ольга Сергеевна, ст. преподаватель, КГОАУ СПО «Находкинский музыкальный колледж», соискатель, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»: Россия, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.
Тел.: (423-2) 43-32-80
E-mail: larks79@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются свойства и признаки самостоятельной деятельности обучаемых как средство творческой самореализации личности при обучении иностранному языку, а также работа в группах на уроке иностранного языка в вузе и правила ее организации как форма самостоятельной творческой деятельности.
Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, иностранный язык, творческая самореализация, самостоятельная деятельность, работа в группах.
Forms and methods of creative self-actualization in foreign language teaching
Belikova Olga Sergeevna, senior lecturer, Nakhodka musical college, applicant, Far Eastern federal university. Russia.
Keywords: methods, means of education, foreign language, creative self-actualization, independent activity, group work.
The article examines the properties and features of independent activity of students as the means of creative self-actualization of an individual in foreign language teaching, as well as group work in university foreign language classes and the rules of its organization as the form of independent of creative activity.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Беликова Ольга Сергеевна, ст. преподаватель, КГОАУ СПО «Находкинский музыкальный колледж», соискатель, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»: Россия, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.
Тел.: (423-2) 43-32-80
E-mail: larks79@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические характеристики творческой деятельности, условия и факторы, влияющие на течение творческой деятельности в обучении, рекомендации психологов и педагогов по развитию творческого потенциала личности, а также структура и признаки творческой активности.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческий потенциал, условия творческой самореализации.
Conditions and factors of developing the creative potential of an individual in teaching university students
Belikova Olga Sergeevna, senior lecturer, Nakhodka musical college, applicant, Far Eastern federal university. Russia.
Keywords: creativity, creative activity, creative potential, conditions for creative selfactualization.
The article studies the psychological-pedagogic characteristics of creative activities; conditions and factors influencing the course of creative activity in education, recommendations of psychologists and educators on developing the creative potential of an individual, as well as the structure and features of creative activity.
ФИЛОЛОГИЯ
АНГЛИЙСКИЕ НЕПРЕДИКАТИВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Прибыток Инна Ивановна, д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 24-16-96
E-mail: ipribytok@mail.ru
Аннотация. Предметом исследования является структурная и коммуникативная специфика английских непредикативных синтаксических единиц. Выдвигается гипотеза об универсальности непредикативных синтаксических единиц. Обосновывается необходимость создания ситуативных словарей непредикативных синтаксических единиц.
Ключевые слова: непредикативные синтаксические единицы, структурная специфика, коммуникативная специфика, универсальность, ситуативные словари.
English non-predicative syntactic units
Pribytok Inna Ivanovna, Dr. of Phil. Sci., Prof., Prof. of Russian language and speech communication department, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: non-predicative syntactic units, structural specificity, communicative specificity, universality, situational dictionaries.
The object of the study is the structural and communicative specificity of English nonpredicative syntactic units. The author puts forward the hypothesis of the universal nature of non-predicative syntactic units. The study substantiates the necessity of creating situational dictionaries of non-predicative syntactic units.
ВОСПРИЯТИЕ КОМПОЗИТА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ
Иванова Татьяна Константиновна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языка, директор Института языка ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18.
Тел.: (843) 292-69-77
E-mail: tanyscha_07@list.ru
Аннотация. В статье исследуются особенности восприятия языковым сообществом сложных слов, вошедших в активное употребление за последнее двадцатилетие прошлого века в русском и немецком языках, устанавливаются их семантические и словообразовательные характеристики на основании ономасиологического подхода в русском и немецком языках.
Ключевые слова: композит, сложное наименование лица, языковая личность, социальная установка.
Perception of a compound as a socio-cultural phenomenon in Russian and German language
Ivanova Tatiana Konstantinovna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof., head of German language department, director of Language institute, Kazan Volga federal university. Russia.
Keywords: compound, compound name of a person, language personality, social attitudes.
The article studies the specific features of the way language community perceives compound words which have begun to be actively used in the last two decades of the previous century in Russian and German. It determines their semantic and word formation properties on the basis of onomasiological approach in Russian and German.
СВЕДЕНИЯ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ЛЕКСИКЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-МАТЕМАТИКАМ
Сарсенова Дариха Умбетаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата: Республика Казахстан, 120014, г. Кызылорда, ул. Айтеке би, 29А.
Аладьина Ангелина Алексеевна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Таразский государственный педагогический институт: Республика Казахстан, 080005, г. Тараз, ул. Толе би, 62.
Бизакова Баян Кажигалиевна, ст. преподаватель кафедры русского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова: Республика Казахстан, 160018, г. Шымкент, пр. Тауке-хана, 5.
Тел.: (724-2) 26-17-16
Е-mail: daneker.s@mail.ru
Аннотация. Новые вузовские стандарты РК и типовая программа по русскому языку (2012 г.) не предусматривают грамматические сведения, что создает известные трудности в преподавании дисциплины. В целях развития русского языка как средства межнационального общения в языковом образовании студентов казахских отделений за русским языком сохраняются только социальные функции языка науки и культуры: формирование и совершенствование новых речевых навыков и умений, связанных с профессиональной и научной сферой коммуникации. В статье анализируется, какие элементарные сведения на примере математической терминологии можно повторить со студентами-математиками.
Ключевые слова: грамматические сведения, математическая терминология, заимствованная математическая лексика, лексико-семантическая система русского языка, терминологические единицы, модели производных терминов, структурно-семантический метод, словообразовательные модели, способы образования терминов, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия математических терминов.
World formation and lexis data in teaching professional Russian language to students of mat hematics
Sarsenova Darikha Umbetaevna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof. of Russian language and temperature department, Kyzyl Orda State university named after Korkyt Ata. Republic of Kazakhstan.
Aladyina Angelina Alekseevna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of Russian language and literature department, Taraz State pedagogic institute. Republic of Kazakhstan.
Bizakova Bayan Kazhigalievna, senior lecturer of Russian language and literature department, Southern Kazakhstan university named after M. Auezov. Republic of Kazakhstan.
Keywords: grammar information, mathematical terminology, borrowed mathematical lexis, lexical-semantic system of the Russian language, terminological units, models of derivative terms, structural-semantic method, word formation models, ways of terms formation, polysemy, homonymy, synonymy, antonymy of mathematical terms.
New university standards of SC and the typical Russian language program (2012) do not include grammar information. This creates certain difficulties in teaching the subject. For the purpose of developing Russian language as the means of international communication in the language education of students of Kazakh departments the Russian language maintains solely the social functions of the language of science and culture: the formation and improvement of new speech skills and capabilities connected with professional and scientific spheres of communication. The article gives recommendations on how to revise basic information based on the example mathematical terminology with students of mathematics.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА В ПОВЕСТИ В. А. ЖУКОВСКОГО «ВАДИМ НОВГОРОДСКИЙ»
Ганина Полина Дмитриевна, студент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410026, Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 24-16-96
E-mail: Bars8017@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена осмыслению процесса романтизации образа Вадима Новгородского в неоконченной повести В. А. Жуковского «Вадим Новгородский». Рассматривается реализация в повести традиционных романтических схем, мотивов и символов, составляющих основу структуры произведения.
Ключевые слова: романтизм, романтизация, В. А. Жуковский, Вадим Новгородский, поэтика.
Interpretation of histori cal subject in V. A. Zhukovsky’s story “Vadim of Novgorod”
Ganina Polina Dmitrievna, student, Saratov State university named after N. G. Chernyshevsky. Russia.
Keywords: romanticism, romanticizing, V. A. Zhukovsky, Vadim of Novgorod, poetics.
The article is devoted to studying the process of romanticizing the image of Vadim of Novgorod in the unfinished story “Vadim of Novgorod” by V. A. Zhukovsky. It examines the actualization of traditional romantic schemes, motives and symbols which compose the basis of the story’s structure.
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА «ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС»
Гайдаренко Вадим Анатольевич, канд. филол. наук, доцент кафедры «Иностранные языки-4», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49.
Тел.: (499) 943-98-55
E-mail: vadim.gaidarenko@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается метафорическое представление концепта «ипотечный кризис» в новостных выпусках BBC, а также на страницах зарубежных СМИ. Особое внимание уделяется метафорам «ипотечный кризис – это болезнь экономики» и «преодоление кризиса – это борьба» и их расширениям.
Ключевые слова: ипотечный кризис, метафора, лексико-семантическое поле, болезнь, регулятивная зона.
Metaphorical representation of “mortgage crisis” concept
Gaydarenko Vadim Anatolyevich, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Foreign languages-4” department, Financial university of the government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: mortgage crisis, metaphor, lexical-semantic field, disease, regulative zone.
The study looks at the metaphorical representation of “mortgage crisis” concept in BBC news reports and on the pages of foreign mass-media. Special attention is paid to such metaphors as “mortgage crisis is the disease of economy” and “overcoming the crisis is a struggle” and their extensions.
ФИЛОСОФИЯ
МИФОЛОГЕМНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Филиппов Павел Андреевич, управляющий непрофильными активами, ООО «Приммеханизация»: Россия, 299001, г. Севастополь, ул. Карьерная, 16.
Тел.: (380-692) 02-62-93
E-mail: re-krut@yandex.ru
Аннотация. Научная работа будет опираться на исследования Карла Густава Юнга, Клода Леви-Стросса и выводы международной интеллектуальной группы Эранос в аспекте социологии воображения Жильбера Дюрана как основы структурной социологии. Цель научной работы: указать на основе мифологемного детерминизма индифферентность к социологическим эпохам и понятию прогресса модели поведения обществ.
Ключевые слова: мифологема, детерминизм, имажинер, траект, логос, мифос, диурнический
миф.
Mythologemic determinism
Filippov Pavel Andreevich, non-core assets manager, “Primmekhanizatsiya” Ltd. Russia.
Keywords: mythologem, determinism, imaginer, traject, logos, mythos, diurnal myth.
This piece of research will be founded on the studies of Carl Gustav Jung, Claude Levi-Strauss and the conclusions of Eranos international intellectual group in the aspect of Gilbert Durand’s sociology of imagination as the basis of structural sociology. The goal of the work is to point out the indifference of the model of societies’ behavior to sociological epochs and the concept of progress on the basis of mythologemic determinism.