Рубрика: | ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ |
Коды JEL: | M11, M21, I23, I26 |
DOI: | 10.35679/2226-0226-2023-13-5 |
Для цитирования: |
Гусев Ю. В., Голубев С. С., Дюндик Е. П., Балдин К. В., Алиев А. Т. Совершенствование модели управления отраслевыми образовательными кластерами на базе предприятий ОПК // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13. Вып. 5 (99). |
Авторы: |
Гусев Юрий Васильевич, д-р экон. наук, профессор, начальник отдела, ведущий научный сотрудник, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр»: Россия, 123242, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11, стр. 1.
Тел.: (925) 090-76-19 |
Реферат: |
Статья посвящена изложению методических основ и практических рекомендаций по формированию кадрового потенциала предприятий ОПК, совершенствованию управления корпоративными образовательными структурами в формате кластеров с целью повышения эффективности подготовки и переподготовки специалистов предприятий ОПК на уровне современных требований. Такая интеграция предполагает формирование новых форм взаимодействия образовательных структур и предприятий. Особое место в преобразованиях занимают корпоративные образовательные структуры (КОС), создаваемые на базе предприятий и интегрированных систем ОПК и представляющие собой отраслевые образовательные комплексы, способные создать механизм решения задачи инновационного развития предприятий ОПК, а также реализовать концепцию открытого образования и повышение качества подготовки специалистов. Отраслевые образовательные кластеры создаются и функционируют на основе взаимодействия промышленных предприятий-партнеров с образовательными учреждениями с целью осуществления подготовки специалистов в соответствии с кадровыми потребностями предприятий-участников кластера в рамках совместной образовательной инфраструктуры. Обоснованы варианты структурного построения корпоративных объединений, ориентированных на достижение целевых установок. Рассмотрены особенности и преимущества корпоративных сетевых образовательных структур (кластеров), создаваемых несколькими образовательными организациями-партнерами с целью интеграции ресурсов, обеспечения трансферта образовательных технологий, повышения эффективности управления. Выводы и рекомендации направлены на решение проблемы подготовки кадров и обеспечения максимальной отдачи от инвестиций в персонал и может быть применена как образовательными организациями, так и предприятиями промышленности. В статье предложен методический подход к формированию кластеров. Исследование направлено на формирование системного взгляда на управление кадровым потенциалом предприятий ОПК на базе корпоративных образовательных структур. |
Ключевые слова: |
корпоративные образовательные структуры, управление кадровым потенциалом, качество подготовки специалистов, предприятия ОПК, инновационные технологии, социальное партнерство, отраслевые образовательные кластеры |
Список литературы: |
1. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2021 г. № 470-17 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» 2. Приказ Минпромторга России от 19 октября 2021 г. № 4154 «Об утверждении Стратегии развития системы многоуровневого образования в оборонно-промышленном комплексе на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». |
English version: |
IMPROVING THE MANAGEMENT MODEL OF SECTORAL EDUCATIONAL CLUSTERS BASED ON DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES
Gusev Yuri Vasilyevich, Dr. of Econ. Sci., Prof., Head of Depart., Leading Researcher, All-Russian Scientific Research Institute "Center", Moscow, Russia. Keywords: corporate educational structures, human resources management, quality of specialist training, defense industry enterprises, innovative technologies, social partnership, industry educational clusters.
Abstract. The article is devoted to the presentation of methodological foundations and practical recommendations for the formation of the personnel potential of defense industry enterprises, improving the management of corporate educational structures in the cluster format in order to increase the effectiveness of training and retraining of specialists of defense industry enterprises at the level of modern requirements. Such integration presupposes the formation of new forms of interaction between educational structures and enterprises. A special place in the transformations is occupied by corporate educational structures (CBS) created on the basis of enterprises and integrated defense industry systems and representing sectoral educational complexes capable of creating a mechanism for solving the problem of innovative development of defense industry enterprises, as well as implementing the concept of open education and improving the quality of training specialists. Sectoral educational clusters are created and operate on the basis of the interaction of industrial partner enterprises with educational institutions in order to train specialists in accordance with the personnel needs of enterprises participating in the cluster within the framework of a joint educational infrastructure. The variants of the structural construction of corporate associations focused on achieving targets are substantiated. The features and advantages of corporate network educational structures (clusters) created by several educational partner organizations in order to integrate resources, ensure the transfer of educational technologies, and improve management efficiency are considered. The conclusions and recommendations are aimed at solving the problem of personnel training and ensuring maximum return on investment in personnel and can be applied by both educational organizations and industrial enterprises. The article proposes a methodological approach to cluster formation. The research is aimed at forming a systematic view on the management of the personnel potential of defense industry enterprises on the basis of corporate educational structures. |
For citation: |
Gusev, Yu.V., Golubev, S.S., Dundik, E.P., Baldin, K.V., Aliyev, A.T. (2023) Improving the Management model of sectoral educational clusters based on defense industry enterprises. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 13, iss. 5 (99) (in Russian) |