НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

Научное обозрение: гуманитарные исследования 7-2013

pdf buttonПолнотекстовая версия журнала

 

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

 

Коротаев Вадим Геннадьевич, аспирант, НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия»: Россия, 109383, г. Москва, ул. Шоссейная, 90, стр. 1.

 

Тел.: (922) 661-17-33

E-mail: corotaev1965@yandex.ru

 

Аннотация. Раскрываются функции проектной методологии в образования, дается сущностная характеристика проектно-целевой технологии как эффективного способа реализации государственного (муниципального) задания на оказание вузами дополнительных образовательных услуг; обосновывается совокупность условий, от которых зависит результативность разработки и реализации вузом целевых образовательных проектов.

 

Ключевые слова: проектная парадигма, проектно-целевая технология, дополнительное обра-

зование.

 

Conditions of using project-targeted technology in organizing additional education at a higher educational institution

 

Korotaev Vadim Gennadievich, postgraduate student, Metropolitan Financialhumanities academy. Russia.

 

Keywords: project paradigm, projecttargeted technology, additional education.

 

The work uncovers the functions of project methodology in education: it gives the essential characteristic of project-targeted technology as an effective way of implementing state (municipal) task of additional educational services provision by higher educational institutions. The article substantiates the sum total of conditions that the effectiveness of the development and implementation of targeted educational projects of a higher educational institution depend on.

 

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Батакова Евгения Леонидовна, учитель информатики, МАОУ «Лицей «Синтон», аспирант, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»: Россия, 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26.

 

Тел.: (922) 356-25-23

E-mail: hermanny@mail.ru

 

Аннотация. В статье говорится об использовании интерактивных средств обучения в процессе

изучения информатики. Автором выстроена цепочка рассуждений ученых по данному вопросу,

сделан акцент на специфику изучаемого предмета и выявлена необходимость использования

интерактивных средств обучения на уроках информатики.

 

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, новые образовательные результаты, интерактивность в обучении, интерактивные средства обучения, специфика информатики.

 

Interactive means of education as the way to achieve new educational results

 

Batakova Evgeniya Leonidovna, teacher of information technologies, “Sinton” lyceum, postgraduate student, Vyatka State humanities university. Russia.

 

Keywords: information-educational environment, new educational results, interactivity in education, interactive means of education, specific nature of information technologies.

 

The article talks about the usage of interactive means of education in the process of studying information technologies. The author constructs a chain of scientist’s arguments on the subject, emphasizes the specific nature of the subject in question and uncovers the necessity of using interactive means of education at information technologies classes.

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА «СОСЕДИ» И «НЕСЧАСТЬЕ»: НА ПУТИ К ОБРАЗУ АКТИВНОГО ГЕРОЯ

 

Тимофеев Никита Анатольевич, аспирант кафедры «Русская литература», ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет»: Россия, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1.

 

Тел.: (903) 220-27-22

E-mail: ntimof88@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются рассказы А. П. Чехова «Соседи» и «Несчастье» с точки

зрения проблемы активности и бездействия героев. Через анализ образов и языковых особен-

ностей раскрываются характеры персонажей. Показано, что Чехов стремился высветить разные причины несчастья своих героев: как нравственные, так и социальные. Данные рассказы – этап на пути к поздним произведениям, где писателем изображены более деятельные и волевые люди.

 

Ключевые слова: социально-нравственная проблематика, поэтика прозы А. П. Чехова, образ

героя, активный герой, лейтмотив.

 

A. P. Chekhov’s stories “Neighbors” and “Misfortune”: on the way to the active character image

 

Timofeev Nikita Anatolyevich, postgraduate student of “Russian literature” department, Moscow State pedagogic university. Russia.

 

Keywords: social-moral problems, poetic manner of A. P. Chekhov’s prose, character image, active character, leading idea.

 

The article looks at A. P. Chekhov’s stories “Neighbor” and “Misfortune” from the point of view of the problem of character’s activity and inactivity. Through the analysis of images and specific features of the language the work uncovers the character’s personalities. It shows that Chekhov was trying to demonstrate various causes of his character’s misfortunes, both moral and social. The stories are

a stage on the way to later works which demonstrate more active and strong-willed people.

 

 

КАТЕГОРИЯ ЛОКАЛЬНОСТИ В ТЕКСТАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ XVIII ВЕКА

(НА МАТЕРИАЛЕ ДОКУМЕНТОВ КАНЦЕЛЯРИИ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО )

 

Горбань Оксана Анатольевна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Русский язык», ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»: Россия, 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100.

Тел.: (844-2) 62-21-49

E-mail: o.gorban@mail.ru

 

Аннотация. Работа посвящена анализу категорий локальности в текстах региональных до-

кументов XVIII в. на материале документов ОВД и относится к области сравнительно нового

научного направления документальной лингвистики.

 

Ключевые слова: категория локальности, документальная лингвистика, деловая коммуникация, лингвокраеведение.

 

Category of locality in the texts of XVIII century regional documents (based on the documents of Don Army region office)

 

Gorban Oksana Anatolyevna, Dr. of Phil.Sci., Prof. of “Russian language” department, Volgograd State university. Russia.

 

Keywords: category of locality, documentary linguistics, business communication, local linguistic history.

 

The work is dedicated to the analysis of locality categories in the texts of XVIII century regional documents based on DAR documents and represents a relatively new research direction of documentary linguistics.

 

 

СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ЛЮБВИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯВ ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Чертыкова Мария Дмитриевна, канд. филол. наук, вед. науч. сотрудник, Инст итут гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 94.

 

Тел.: (390-2) 22-34-94

E-mail: chertikova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье на основании фактического материала методом компонентного анали-

за выводятся лексико-семантические варианты (ЛСВ) глаголов любви и доброжелательного

отношения в хакасском языке, которые составляют одну из подгрупп лексико-семантической

группы (ЛСГ) глаголов эмоций.

 

Ключевые слова: хакасский язык, лексико-семантическая группа (ЛСГ), глагол, семантика,

лексико-семантический вариант (ЛСВ).

 

Semantics of love and friendly attit ude verbs in Khakass language

 

Chertykova Maria Dmitrievna, Cand. of Phil. Sci., leading researcher, Institute of humanities research and Sayan-Altai Turkic studies of Khakass State university named after N. F. Katanov. Russia.

 

Keywords: khakass language, lexicalsemantic groups (LSG), verb, semantics, lexical- semantic variant (LSV).

 

Based on factual data and with the help of component analysis the article determines lexical-semantic variants (LSV) of love and friendly attitude verbs in Khakass language. These verbs represent one of the sub-groups of the lexical-semantic group (LSG) of emotion verbs.

 

 

ДИАЛЕКТЫ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК (К ВОПРОСУ О ВАРЬИРОВАНИИ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ)

 

Каксин Андрей Данилович, д-р филол. наук, вед. науч. сотрудник, Институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 94.

 

Тел.: (390-2) 22-34-94

E-mail: adkaksin@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассказывается о необходимости выработки правильного взгляда на со-

отношение диалектов и литературного языка (на примере хакасского языка), а также прово-

дится мысль о естественном разнообразии форм устной и письменной речи (при безусловном

наличии норм в обеих формах существования языка).

 

Ключевые слова: хакасский язык, диалекты, литературный язык, нормативность языка и речи,

варьирование в языке и речи.

 

Khakass language dialects and the literary language (on the problem of variations in language and speech)

 

Kaksin Andrey Danilovich, Dr. of Phil. Sci., leading researcher, Institute of humanities research and Sayan-Altai Turkic studies of Khakass State university named after N. F. Katanov. Russia.

 

Keywords: khakass language, dialects, literary language, norms of language and speech, variations in language and speech.

 

The article talks about the necessity of developing the correct outlook on the correlation between dialects and literary language (based on the example of Khakass language) and dwells on the natural diversity of oral and written speech forms (while the presence of norms in both forms of language remains undisputable).

 

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШЕДЖЕРЕ СИБИРСКИХ ТАТАР (ПО СПИСКУ Н. Ф. КАТАНОВА)

 

Бахтиев Рустем Флусович, преподаватель татарского языка и литературы, МАОУ «Лицей-интернат № 2», аспирант, ФГАОУ ВПО «Казанский (приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань ул. Кремлевская, 18.

 

Тел.: (904) 760-27-80

E-mail: rustem.bakhtiev@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются морфологические особенности ономастикона

родословных сибирских татар (по списку Н. Ф. Катанова). Выявляются характерные черты

татарского литературного языка периода написания шеджере (середина XIX в.), а также выяс-

няется наличие грамматических форм сибирско-татарского диалекта.

 

Ключевые слова: сибирские татары, родословные списки, шеджере, сибирско-татарский

диалект, морфология.

 

Morphologic features of Siberian Tatar’s shedzhere (based on N. F. Katanov’s list)

 

Bakhtiev Rustem Flusovich, teacher of Tatar language and literature, “Lyceum № 2” boarding school, postgraduate student, Kazan (Volga) federal university. Russia.

 

Keywords: Siberian Tatars, genealogy lists, shedzhere, Siberian-Tatar dialects, morphology.

 

The article looks into the morphologic features of the onomasticon of Siberian Tatars

genealogies (based on N. F. Katanov’s list). It uncovers the characteristic peculiarities of

Tatar literary language of the period of shedzhere creation (middle of the XIX century) and

determines the presence of Siberian-Tatar dialect rammar forms.

 

 

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОЦЕНОЧНОГО ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ СУБЪЕКТА

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

 

Васильева Галина Михайловна, д-р филол. наук, профессор кафедры «Межкультурнаякоммуникация», ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48.

 

Томашевская Ксения Всеволодовна,д-р филол. наук, профессор кафедры «Русский язык и литература», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»: Россия, 194021, г. Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50.

 

Тел.: (812) 312-44-92

E-mail: galinav44@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена описанию лексических средств русского языка, отражающих

динамику оценочного отношения к субъектам экономической деятельности в частности и к

экономической деятельности вообще. В статье использованы материалы лексикографических

источников различного характера, экспериментальные данные, а также контексты употребле-

ния исследуемой лексики.

 

Ключевые слова: семантический объем лексики, языковая оценка, ценностно-оценочное со-

держание лексики, культурные коннотации, ассоциативно-вербальное поле, картина мира.

 

On the certain specific features of evaluative consideration of the names of economic relations subject in the Russian language picture of the world

 

Vasilyeva Galina Mikhailovna, Dr. of Phil. Sci., Prof. of “Intercultural communication” department, Russian State pedagogic university named after A. I. Herzen. Russia.

 

Tomashevskaya Ksenia Vsevolodovna, Dr. of Phil. Sci., Prof. of “Russian language and literature” department, St.-Petersburg State economics university. Russia.

 

Keywords: semantic volume of lexis, language evaluation, value-evaluative lexis content, cultural connotations, associativeverbal field, picture of the world.

 

The article describes the Russian language lexical means reflecting the dynamics of evaluative attitude to economic activity subjects in particular and economic activity in general. The article uses the materials from lexicographic sources of various nature, experimental data and the usage contexts of studied lexis.

 

 

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ОБРАЗА ВОЛГИ В ЭПОПЕЕ В. ШИШКОВА «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ»

 

Бакнина Татьяна Васильевна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой «Русский язык и литература», ФГБОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств»: Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

 

Воробьева Александра Николаевна, д-р филол. наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры «Русский язык и литература», ФГБОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств»: Россия, 443010, г. Самара,

ул. Фрунзе, 167.

 

Тел.: (846) 203-51-50

E-mail: alexandra.vorobjewa@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлен анализ мотива природы в исторической эпопее В. Шишкова

«Емельян Пугачев», воплощенного в образе Волги. Авторы обнаруживают метафорическую

силу волжского сюжета в тексте романа, связанного с концепцией образа Пугачева.

 

Ключевые слова: эпопея, Пугачев, Волга, метафора, символика, образ, пейзаж, концепция,

сказочный, самозванство, народное восстание.

 

Metaphorical senses of the Volga image in V. Shiskov’s “Emelyan Pugachyov” epic

 

Baknina Tatiana Vasilyevna, Cand. of Phil. Sci., Ass. Prof., head of “Russian language and literature” department, Samara State academy of culture and arts. Russia.

 

Vorobieva Aleksandra Nikolaevna, Dr. of Phil. Sci., honored worker of higher professional

education of the RF, Prof. of “Russian language and literature” department, Samara State academy of culture and arts. Russia.

 

Keywords: epic, Pugachyov, the Volga, metaphor, symbolism, image, landscape, concept, fairy-tale, imposture, civil revolt.

 

The article analyzes the motive of nature in V. Shishkov’s “Emelyan Pugachyov” historical

epic and its representation in the image of the Volga. The authors discover the metaphorical

power of the Volga topic in the text of the novel connected with the concept of the image of Pugachyov.

 

 

РЕЧЕВОЙ АКТ ОПРАВДАНИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

 

Красса Сергей Иванович, канд. филол. наук, доцент кафедры «Лингвистика и лингводидактика», ФГАОУ ВПО «Северо-кавказский федеральный университет»: Россия, 355029, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 2.

 

Тел.: (962) 421-81-58

E-mail: skrassa@yandex.ru

 

Аннотация. В статье предлагаются теоретические основания описания речевого акта оправ-

дания. Выделяются институциональная, морально-этическая и фатическая его разновидно-

сти. Демонстрируется методика применения морально-этического речевого акта оправдания в

лингвистической экспертизе.

 

Ключевые слова: речевой акт, оправдание, лингвистическая экспертиза, институциональный,

морально-этический и фатический речевые акты оправдания.

 

Speech act of plea in linguistic expert assessment

 

Krassa Sergey Ivanovich, Cand. Of Phil. Sci., Ass. Prof. of “Linguistics and linguistic didactics” department, Northern Caucasus federal university. Russia.

 

Keywords: speech act, plea, linguistic expert assessment, institutional, moral-ethical and phatic speech acts of plea.

 

The article presents the theoretic foundations of describing the speech act of plea, singling out its institutional, moral-ethical and phatic varieties. The work demonstrates the method of applying the moral-ethical speech act of plea in linguistic expert assessment.